Файл: Экологическое право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Объектами экологических правоотношений являются указанные природные объекты, которые можно разделить на три основных вида:

а) на основные виды природных объектов, характерные однородными свойствами: земля, недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух). Правовой режим их использования и охраны регулируется соответствующим законодательством (земельным, лесным, водным и т.д.).

б) природные комплексы, состоящие из различных видов и элементов охраняемых природных объектов. Такими являются особо охраняемые территории, правовой режим которых регламентируется законами «Об особо охраняемых природных территориях», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и др.

в) окружающая среда в целом, которая выступает объектом экологических правоотношений при определенных видах антропогенного воздействия на нее.

Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Государство гарантирует защиту экологических прав человека. Из этого следует, что непременным участником экологических правоотношений является государство, как субъект, в лице своего компетентного органа.

С другой стороны субъектом экологических правоотношений становятся юридическое или физическое лицо, воздействующее на окружающую среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства или охраны.

Это граждане и хозяйствующие субъекты.

Хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологических правоотношений подразделяют на 4 категории:

1) природопользователи – являются носителями прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

2) органы исполнительной власти, т.е. специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов;

3) общественные объединения экологического профиля, наделенные правом участия в экологических правоотношениях и правом общественного контроля за выполнением экологических предписаний;


4) органы прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений.

Государственные органы власти в составе экологических правоотношений выступают в качестве носителей полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей среды. Они не должны заниматься хозяйственной деятельностью по использованию природных ресурсов и не могут совмещать в одном лице функции руководства эксплуатацией природных ресурсов и обязанность осуществлять государственный контроль за использованием и охраной окружающей среды.

Государственные органы определяют порядок и условия использования и охраны окружающей среды и ее отдельных объектов.

Хозяйствующие субъекты и граждане несут обязанности по выполнению экологических предписаний.
3. Основания возникновения и прекращения экологических правоотношений

Экологические правоотношения возникают на основе и во исполнение правовых норм, устанавливающих определенные правила поведения сторон экологических отношений

Основанием возникновения экологических правоотношений служат юридические факты, которые делят:

События – возникают и порождают эколого-правовые отношения помимо воли человека (стихийные бедствия, лесные пожары, извержение вулкана, наводнения).

Некоторые стихийные бедствия часто являются следствием непродуманной деятельности человека, усугубленные бездействием государства, так как должны проводить предупредительные меры, снижающие вредное воздействие разрушительных сил природы (сход ледника Колка).

Действия – самое распространенное основание возникновения экологических правоотношений, т.к. антропогенная деятельность является основным источником причинения вреда окружающей среде, а через нее – человеку. Соблюдение эколого-правовых норм представляет собой воздержание субъекта от совершения тех или иных действий. Например, недопущение ловли птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена (ст. 258 УК РФ); недопущение проведения сплошных рубок лесных насаждений в ценных лесах (ст. 106 ЛК РФ); воздержание от сброса в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов (ст. 96 ВК РФ).

Действия проявляются через поступки людей, которые подразделяются на негативные и позитивные.



- Позитивное поведение человека как участника экологических правоотношений означает выполнением им в процессе природопользования экологических предписаний закона. Такие действия делят:

а) использование природных ресурсов;

б) охрана окружающей среды.

- Негативные экологические правоотношения – имеют место тогда, когда нарушаются экологические предписания, причиняется вред окружающей среде и здоровью человека.

Негативные экологические правоотношения формируют институт эколого-правовой ответственности.

Основания для прекращения экологических правоотношений:

1. По воле природопользователя (отказ от использования природного ресурса, ликвидация предприятия).

К этой группе относя: отказ от использования природного ресурса; ликвидация предприятия; смерть природопользователя и др.

2. По воле органов государства, уполномоченных на охрану окружающей среды (изъятие природного ресурса, лишение прав природопользования).

Сюда относят: изъятие природного ресурса; лишение права пользования в связи с нарушением закона, уклонение от уплаты налога и других законных платежей, нарушение договорных обязательств и др.

Прекращение экологического правоотношения либо его изменение может быть совершено по решению органа, выполняющего функции государственного экологического контроля за охраной окружающей среды, по решению судебного органа, по представлении. Органов санитарного, горного надзора и других специально уполномоченных органов.

Прекращение права природопользования может быть и на основе представления, протеста органов прокуратуры в связи с нарушением действующего законодательства о порядке использования и охраны окружающей среды.

В случае отказа компетентного органа от выполнения предписаний органа прокуратуры, прокурор вправе обратиться с исковым заявлением в суд по существу состоявшегося нарушения. Решение суда является окончательным.
Тема 4. Право собственности на природные объекты и ресурсы.

1. Понятие и виды права собственности на природные объекты и ресурсы.


2. Право частной собственности

3. Право государственной собственности

4. Право муниципальной собственности.
1. Понятие и виды права собственности на природные объекты и ресурсы.

До 1990 г. в Советском Союзе была единственная форма права собственности на природные ресурсы – исключительная государственная.
Сущность исключительной государственной собственности на природные ресурсы состояла в том, что земля, недра, воды, и леса были неизменной принадлежностью государства. Советское государство монополизировало владение и распоряжение данными материальными благами.

В настоящее время статьей 9 Конституции РФ закреплено, что в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы. Это недра, воды, леса, животный мир, растительный мир вне лесов.

Статья 209 ГК РФ воспроизводит положение ст. 36 Конституции РФ относительно того, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Право собственности на природные ресурсы – это система юридических норм, которая регулирует общественные отношения по поводу владения, пользования и распоряжения природными объектами и его составными частями, их охраны и рационального использования.

Владение предполагает фактическое обладание, фактическое господство (собственник – полное, арендатор – частичное).

Пользование непосредственное (самостоятельное) извлечение полезных свойств в процессе хозяйственной деятельности. Право пользования землей и иными природными объектами осуществляется с соблюдением определенных норм, установленных российскими законодательством.

Право пользования землей и иными природными объектами имеет две основные стороны:

- установление для экологопользователей определенных правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением;

- взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных платежей.


Распоряжениевозможность определить правовой статус (ипотека, аренда, купля-продажа, дарение и т.п.) конкретных природных объектов или природных ресурсов.

Так, ст. 15 Земельного кодекса РФ устанавливает, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с федеральными законами не могут находиться в частной собственности

Субъектами права собственности на природные ресурсы являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования.

Объектами права собственности могут быть отдельные природные объекты (земля, недра, лес и т.п.), природные объекты только прямо указанные в законодательстве (ст. 4 Закона «Об охране окружающей среды»).

Специфические отношения собственности на конкретные природные объекты и ресурсы регулируется природоохранительным законодательством. Все эти особенности обуславливают установление большего количества ограничений права собственности на природные объекты2.

Ограничения связаны, прежде всего, с тем, что такие объекты являются результатом эволюционного развития природы, а не продуктом человеческого труда, в связи с чем количество их ограничено.

Эти ограничения заключаются в следующем:

- устанавливается обязанность собственника использовать принадлежащие ему природные ресурсы рационально и эффективно, в соответствии с установленным государственными органами целевым назначением, обеспечивать их воспроизведение и охрану окружающей среды;

- вводятся особые условия использования природных объектов и ресурсов в связи с установлением особых правовых режимов охраны (например, при создании природных парков или заказников, установлении водоохранных зон вокруг водоемов и т.п.);

- природный объект может обременяться публичными и частными сервитутами;

- ограничивается оборотоспособность природных объектов.

Право собственности на природные объекты и ресурсы может возникать у одних субъектов и прекращаться у других по следующим основаниям:

- при отчуждении собственником принадлежащих ему природных объектов и ресурсов и при утрате права собственности в иных случаях, предусмотренных законом;