Файл: Экологическое право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- при обращении на основании решения суда взыскания на земельный участок и иные природные объекты и ресурсы;

- при изъятии земельного участка или иных природных объектов и ресурсов ввиду их ненадлежащего использования.

Так, статьями 284-285 ГК РФ предусматривается изъятие земельного участка у собственника в случаях, если участок не используется для установленной в законе цели в течение трех лет или использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством.

Право собственников природных объектов и ресурсов, реализуемые в пределах требований, предъявляемых к ним законодательством, охраняются и защищаются равным образом.

Защита права собственности всех категорий собственников может осуществляться как в административно-правовом, так и в судебном порядке.
2. Право частной собственности

Право частной собственности на природные объекты и ресурсы закреплено в Конституции Российской Федерации и в соответствии с ней в экологическом законодательстве, регулирующим осуществление правомочий собственников по владению, пользованию и распоряжению природными объектами.

В частной собственности могут находиться:

- земельные участки, предоставленные или приобретенные по их целевому назначению (для ведения крестьянского или личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного или дачного строительства, предпринимательской деятельности и др.).

- древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, если иное не установлено федеральным законом;

- древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу;

- водные объекты (пруд, обводненный карьер), расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому или юридическому лицу;

- объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке.

Получение земли и иных природных ресурсов в частную собственность возможно двумя способами:

- административно-правовым (по решению государственного органа);

- гражданско-правовым (путем купли-продажи, наследования, приватизации, обмена, обмена и т.п.).


Государство налагает на частных собственников земли и иных природных объектов и ресурсов обязанность их рационального природопользования, с

соблюдением целевого назначения.

Собственникам земли выдается свидетельство о праве собственности на природный объект, который служит оснований действий собственников по владению и распоряжению земельными участками и иными природными объектами и ресурсами, если нет специальных ограничений в законах, а также если осуществление правомочий собственника не нарушает прав третьих лиц.

В соответствии с действующим законодательством, природные объекты и ресурсы, находящиеся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежат им на праве общей собственности. В частности, хозяйствующие субъекты – собственники обладают правом иметь природные объекты и ресурсы на праве общей собственности с определением долей каждого (общая долевая собственность) или без определения доли (общая совместная собственность). В этом случае владение, пользование и распоряжение природными объектами и ресурсами осуществляется по соглашению всех собственников, а при недостижении согласия – по решению суда.

Плоды, продукция и доходы от использования природных объектов и ресурсов, находящихся в долевой собственности, распределяются как правило между участниками долевой собственности соразмерно их долям.

Одним из способов приобретения права частной собственности на природные объекты является их приватизация. При приватизации природные объекты и ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются в собственность граждан или юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества. Так, земельный участок может быть приватизирован гражданами или юридическими лицами в результате реорганизации колхозов и совхозов, путем приобретения в собственность земельных участков после приватизации государственных и муниципальных предприятий и т.п.

Земельный кодекс РФ значительно упростил порядок приватизации земельных участков. В соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении земельных участков в собственность, если федеральным законом разрешено предоставить их в собственность гражданам и юридическим лицам. При этом, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами не подлежат приватизации (п. 12 ст. 86 ЗК РФ)

3.
3. Право государственной собственности
Государственная собственность на природные объекты и ресурсы во многом сохраняет свое доминирующее положение и в настоящее время. В исключительной собственности государства находятся участки недр, природные лечебные ресурсы, подавляющая часть водных, лесных объектов, животного мира.

Статья 72 Конституции РФ устанавливает, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации.

Правомочие владения означает установленную государством фактическую их принадлежность государству Российской Федерации и ее субъектам). Владея природными объектами и ресурсами, государство может определять и обеспечивать правовой режим отдельных объектов и их комплексов.

Правомочие пользования – это основанная на законе возможность их эксплуатации, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения социальных потребностей. Государство в лице своих органов устанавливает порядок и пределы их пользования и контроль над ними, меры ответственности за нарушения правил природопользования, систему налоговых и иных платежей.

Под правомочием распоряжения понимается возможность определять и изменять правовой статус природных объектов.

Объектами государственной собственности могут быть природные объекты, не являющиеся собственностью граждан, юридических лиц и муниципальных образований.

К федеральной собственности относят:

- земельные участки, занятые под хозяйственными объектами федерального значения;

- земельные участки, предоставляемые для нужд обороны и безопасности страны;

- особо охраняемые территории и курортные лечебно-оздоровительные зоны федерального значения;

- виды растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ и охраняемых международными договорами, а также отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

- объекты животного мира, естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов российской Федерации;

- месторождения полезных ископаемых национального значения;


- водные объекты, расположенные на территории двух или более субъектов Федерации, а также трансграничные водные объекты;

- природные ресурсы территориального моря, континентального шельфа и особой экономической зоны РФ;

- территории закрытых административно-территориальных образований, для которых необходим режим охраны государственной тайны.

Так, согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ 2007 г., лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством4.

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности5.

Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности) за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическим или юридическим лицам, если иное не установлено федеральными законами6.

Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического или юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. Разграничение государственной собственности на животный мир на федеральную собственность и собственность субъектов Федерации осуществляется в порядке, установленном федеральным законом7.

Действующее российское законодательство не предусматривает каких-либо ограничений к объектам права государственной собственности. В собственности государства может находиться любой природный объект или природный ресурс, включая и изъятые из оборота.
4. Право муниципальной собственности

Право муниципальной собственности на природные объекты и ресурсы охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние принадлежности земли и иных природных объектов и ресурсов муниципальным образованиям.

Объектами права муниципальной собственности, в соответствии с действующим законодательством могут быть земельные участки, предназначенные для обслуживания муниципальных потребностей города, занятые постройками, улицами, площадями, парками, садами, муниципальными лесами, общераспространенными полезным и ископаемыми, замкнутыми водными объектами (озера, пруды) и т.д.

Субъектом права муниципальной собственности на природные объекты и ресурсы являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования (ч. 1 ст. 215 ГК РФ).

От их имени выступают органы местного самоуправления, которые в соответствии с законом могут в интересах населения ставить условия использования земель и иных природных объектов, находящихся в границах муниципального образования.

В настоящее время в муниципальной собственности могут находиться лишь земельные участки, расположенные на них обособленные водные объекты и древесно-кустарниковая растительность, а также объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке.

Специфика права муниципальной собственности на природные объекты и ресурсы состоит в том, что ее объекты носят целевой характер, то есть удовлетворяют жилищно-коммунальные, санитарно-курортные и бытовые потребности населения соответствующих территорий.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, могут приобретать и осуществлять права и обязанности. Указанные в ст. 125 ГК РФ.

Согласно Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»8 в составе муниципальной собственности, помимо перечисленного в законе материального имущества, входят также муниципальные земли и другие природные ресурсы.

Так, статья 19 ЗК РФ определяет, что в муниципальной собственности находятся земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.