Файл: Комаров, А. Ф. Наладка и эксплуатация электрооборудования металлорежущих станков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

товку закрепляют на магнитной плите, для этого переклю­ чатель электромагнитной плиты должен быть пере­ ключен в положение «Работа с плитой» (рис. 178). При нажатии на кнопку 4КУ «Лусю шлифовального круга» включается контактор //(, который становится на самопитание и включает двигатель шлифовального круга ИЛ.

При необходимости выполнения работ, требующих охлаждения шлифовального круга и изделия, переклю­ чатель (рис. 179) устанавливают в одно из положений: а) включение электронасоса со шлифовальным кругом;

290

б) включение

электронасоса

 

с гидравликой; в) включение

 

электронасоса

от

кнопки

 

5КУ-

 

 

 

 

При нажатии кнопки 7/СУ

 

включается контактор 2К,

 

который становится на само-

 

питание и включает электро­

 

двигатель гидронасоса 2М.

 

Перемещение

шлифовальной

 

бабки вверх и вниз осуще­

 

ствляется

нажатием

кнопок

 

10КУ, 11КУ,

при этом сраба­

 

тывают контакторы 5К, 6К,

i

включая

электродвигатель

на вращение в ту или иную

 

сторону.

 

 

 

Рис. 180. Конструкция прибора

Для СНЯТИЯ изделия с пли-

активного контроля

ты переключатель Ш уста­ навливают в положение «Размагничивание» и затем от­

пускают. Под действием возвратной пружины рукоятка переходит в нейтральное положение. Кратковременное про­ текание тока обратной полярности по обмотке плиты необ­ ходимо для размагничивания плиты и частично изделия.

Для осуществления полуавтоматического цикла ра­ боты включают электромагниты вертикальной подачи выключателем подачи. Затем нажимают кнопку 4КУ «Пуск шлифовального круга» и удерживают ее до начала вращения шлифовального круга. При необходимости охлаждения детали нажимают кнопку 5КУ «Пуск насоса». Полуавтоматический цикл работы станка начинается при нажатии на кнопку 7/СУ.

Контроль изделия по заданному размеру осуще­ ствляется прибором активного контроля, основным эле­ ментом которого является измерительная головка актив­ ного контроля (рис. 180). Измерительная головка состоит из корпуса 5, устанавливаемого на шлифовальной бабке станка. Внутри корпуса смонтирован шток 3, который может перемещаться вертикально во втулках 2 и 7. На штоке закреплен хомут 6. Шток заканчивается наконеч­ ником 1 с алмазным зерном или пластинкой из твердого сплава. Во время обработки детали алмазное зерно опи­ рается на шлифуемую поверхность, прижимаясь к ней под действием пружины 4.

291


При уменьшении размера детали вследствие снятия припуска шток опускается вниз и хомут 6 нажимает на упор контактного рычага 15, который связан с корпусом плоской пружины 12. Верхний конец контактного рычага отклоняется вправо и отходит от контактного винта 9. При дальнейшем уменьшении размера детали нижний конец рычага замыкается с контактным винтом 14. По­ следовательное срабатывание контактов позволяет осу­ ществить автоматический переход с чернового шлифова­ ния на чистое и последующий отвод круга. При установке новой детали шток поднимается и рычаг 15 под действием

пружины 11 прижимается

к верхнему

контактному

винту 9. Настройка контактных винтов 9 и

14 произво­

дится маховичками 10 и 13,

на которых имеются шкалы

с делениями.

 

 

Прибор активного контроля выдает в схему станка две команды: а) черновое шлифование закончено; б) раз­ мер готов.

При установке переключателя ЗП в положение «Ра­ бота» включается реле времени ЗРВ. Выдержка времени реле ЗРВ подобрана таким образом, чтобы включение прибора происходило через 2 —3 рабочих движения стола. При замыкании контакта реле 4РП прибора включается реле Р1 и становится на самопитание. Через контакты Р1 включается реле 1РП, которое замыкает цепь питания электромагнита и включает реле времени 1РВ. При срабатывании электромагнита заканчивается цикл чернового шлифования и начинается процесс шлифования без подачи. Выдержка времени реле 1РВ определяет дли­ тельность процесса шлифования без подачи. Реле 1РВ с выдержкой времени включает промежуточное реле 2РП, которое, в свою очередь, включает электромагнит 2Э.

Начинается чистовое

шлифование.

При достижении

 

заданного размера включается

реле 5РП (рис. 181),

в цепи катушки которого устано­

влены контакты прибора контроля, и включает реле 2Р. Последнее становится на самопитание и включает реле ЗРП. Включается электромагнит ЗЭ и отключается элек­ тромагнит 2Э. Осуществляется отвод стола с изделием, прекращается подача шлифовальной бабки.

Реле ЗРП включает контактор двигателя — происходит «отскок» шлифовальной бабки. При включе­ нии двигателя срабатывает реле максимального тока 2РМ, включает реле времени 2РВ, которое с выдерж-

292


------ 1

Р

I

'

Прибор

акт ивного

конт роля

кой времени включает реле сброса команд ЗР. Гаснет сигнальная лампочка прибора, а двигатель гидравлики отключается. Цикл заканчивается. Для повторения его необходимо вновь нажать кнопку 7КУ.

Для устранения неправильных операций и ненормаль­ ных режимов работы станка в нем предусмотрены сле­ дующие блокировки и защиты:

а) при отключенной муфте механизма вертикальной подачи двигатель включиться не может, так как разом­ кнут конечный выключатель ЗВК\

б) подъем каретки шлифовальной бабки ограничи­ вается конечным выключателем 2ВК, разрывающим при нажатии на него цепь питания контактора 6К, что делает невозможным дальнейший подъем каретки;

в) при аварийном исчезновении тока в цепи катушки магнитной плиты реле PC отключается, отключает кон­ тактор двигателя гидроагрегата и движение стола прекращается.

г) во избежание изготовления бракованных деталей при прекращении подачи воздуха в магистраль или при уменьшении его давления реле РД прерывает цикл обра­ ботки;

д) защита двигателей от перегрузок осуществляется тепловыми реле 1РТ4РТ, а электродвигателя — реле максимального тока РМ\

293

е) зашита электрооборудования станка от коротких замыканий обеспечивается плавкими предохранителями; ж) наконец, нулевая защита осуществляется с помощью контакторов и реле схемы, которые отключают станок

при снижении напряжения сети более чем на 15%. Проверку н регулировку аппаратуры управления и

защиты и электродвигателей станка выполняют так же, как указано выше. Особое внимание обращают на регу-. лировку выдержек времени реле 1РВ, ЗРВ. Выдержка времени реле 1РВ должна быть такой, чтобы обеспечи­ валось выполнение процесса выхаживания, т. е. шлифо­ вания без подачи. Выдержка реле 2РВ должна состав­ лять 3—5 с, а ЗРВ — 5—10 с.

В процессе эксплуатации станка, а также во время первичной наладки в электросхеме станка могут возник­ нуть неисправности, основные из которых и способы их устранения приведены в табл. 33.

Универсальный плоскошлифовальный станок 3701 предназначен для тех же целей, что и станок 3A732. На станке установлено восемь асинхронных короткозамкнутых двигателей (рис. 182):

 

а) двигатель главного привода (вращения шлифо­

вального

круга)

типа АОЛ2 22/4; 2,2 кВт,

220/380 В;

2860 об/мин;

 

привода насоса охлаждения типа

 

б) двигатель

ПА-22,0;

12 кВт;

220/380 В; 2800 об/мин;

 

 

 

 

 

Таблица 33

 

 

 

 

 

 

Неисправность

Причина

 

Способ устранении

Отсутствует

переме­

Подгорели

или

раз­

Зачистить^или отрегу­

щение шлифовальной

регулировались

кон­

лировать

контакты

бабки

 

 

такты конечных

вы­

конечных

выключа­

 

 

 

 

ключателей

2В К ,

телей 2 В К ,

ЗВ К

 

 

 

 

З В К

 

 

Устранить

неисправ­

 

 

 

 

Обрыв в цепи питания

 

 

 

 

контакторов 5/(,

ность

 

 

Не

происходит

про­

Обрыв в цепях пита­

Найти

место обрыва

цесс

чистового

шли­

ния реле 1РВ,

1РП,

и устранить

 

фования

 

 

2РП или электрома­

 

 

 

 

 

 

 

гнита

 

 

 

 

 

294


в) двигатель привода магнитного сепаратора ЗД типа АОЛ 012/4; 220/380 В; 80 Вт; 1390 об/мин;

г) двигатель насоса гидропривода типа АОЛ2 22/6; 1,1 кВт; 220/380 В; 930 об/мин;

д) двигатель привода ускоренного перемещения шли­ фовальной головки типа А02 22/2; 0,6 кВт; 220/380 В, 2800 об/мин;

е) двигатель привода типа АОЛ 12/4; 018 кВт; 220В, 1400 об/мин;

ж) двигатель привода насоса смазки типа АОЛ 21/4; 0,27 кВт; 220/380 В; 1400 об/мин;

з) двигатель привода механизма для правки шлифо­ вального круга 11Д (на схеме этот двигатель не показан, ■так как во многих станках его функции исполняет двига­ тель 7Д\ в случае установки отдельного двигателя исполь­ зуют привод постоянного тока с магнитными усилителями).

Принципиальная электросхема станка изображена на рис. 182—185.

Схема позволяет работать в двух полуавтоматических режимах: с электромагнитным приспособлением и без него. Для работы с электромагнитным приспособлением тумблер (рис. 183) устанавливают в положение «С при­ способлением», переключатель — в положение «1 ».

295

Реле IP при этом включается и своим замыкающим кон­ тактом подготавливает к включению пускатель дви­ гателя насоса гидропривода (рис. 183). Двигатель включает кнопкой 5КУ «Пуск гидропривода». Затем на­ жатием на кнопку 8КУ «Смазка» включают двигатель насоса смазки 8Д, давление масла в системе повышается, реле смазки РД срабатывает и своим контактом подго­ тавливает цепь включения двигателя шлифовального круга 1Д. Для работы без электромагнитного приспо­ собления деталь предварительно укрепляют на столе прихватами, тумблер устанавливают в положение

«Без

приспособления», шунтируя тем самым контакт

реле

1Р, который не влияет на работу схемы.

В дальнейшем схема позволяет осуществить две по­ дачи крестового суппорта: поперечную и вертикальную. Для работы с поперечной подачей крестового суппорта тумблер ЗП «Включение поперечной подачи» устанавли­ вают в положение «Включено». При этом включается пускатель ЗК или в зависимости от состояния конеч­ ного выключателя 2ВК и включают двигатель рабочих подач на вращение в прямом или обратном направле-

я

Рис. 183. Привод периодической подачи станка 3701

296


нии. Привод двигателя называется'«приводом периоди­ ческой подачи». В этом станке выбран привод, работающий на основе принципа временного дозирования. Двига­ тель получает питание от трех однофазных трансфор­ маторов ЗТр5Тр. Включение двигателя на время подачи и торможение его после подачи обеспечивает бесконтакт­ ный тиристорный пускатель КТУ-4.

Схема управления поперечными подачами работает следующим образом. До момента прохождения диамагнит­ ной пластинки в зазоре бесконтактного путевого выклю­ чателя БВК рабочий составной тиристор закрыт и к нему приложено все напряжение вторичных обмоток трансформатора, выпрямленное выпрямителем 1В. Когда диамагнитная пластинка окажется в зазоре путевого выключателя БВК, последний срабатывает и на рези­ сторе 12R появляется падение напряжения, создающее в цепи эмиттер — база транзистора кратковременный импульс тока. Длительность импульса определяется вре­ менем заряда конденсатора по цепи 312R5СТ—7С3. Транзистор при этом открывается и подает импульс на управляющий электрод тиристора 2Т, кото­ рый также открывается. К тиристору IT прилагается полное напряжение, снимаемое с выпрямителя 1В. ,

Конденсатор 5С, включенный в цепь управляющего электрода тиристора IT, начинает дозаряжаться и при достижении на его обкладках некоторого напряжения тиристор открывается. Вторичные обмотки трансфор­ маторов ЗТр5Тр оказываются соединенными в звезду и двигатель осуществляет подачу. Скорость попереч­ ной подачи регулируют резисторами IR3R. Величина сопротивлений этих резисторов определяет время заряда конденсатора 8С. Питание цепи заряда конденсатора поступает с резистора 4R, напряжение на котором воз­ никает при подаче и стабилизируется стабилитроном 1C.

При достижении на обкладках конденсатора на­ пряжения, достаточного для пробоя стабилитрона 4СТ, последний открывается и в цепи эмиттер—база транзи­ стора появляется ток. Транзистор начинает откры­ ваться и на эмиттерном переходе транзистора по­ является напряжение. Транзистор также начинает открываться, что приводит к еще большему открыванию транзистора 5Т, а следовательно, и самого транзистора 6Т. Процесс протекает лавинообразно до тех пор, пока тран­ зистор полностью не откроется. В результате на упра-

297