Файл: Комаров, А. Ф. Наладка и эксплуатация электрооборудования металлорежущих станков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б) асинхронный двигатель гидронасоса ДГ типа А02

31/6-G1, 1,5 кВт;

220/380 В; 950 об/мин;

 

в) асинхронный двигатель насоса смазки ДС типа

АОЛ 012/4-G1, 0,08 кВт; 220/380 В;

1390 об/мин;

г) асинхронный двигатель привода внутреннего шли­

фования ДВ типа АОЛ2 12/2-С1; 1,1 кВт;

220/380 В;

2830 об/мин;

 

 

 

 

д) асинхронный двигатель насоса охлаждения ДН

типа ПА-22; 0,12 кВт; 220/380

В; 2800 об/мин;

е) асинхронный двигатель магнитного сепаратора ДМ

типа АОЛ-012/4-С1; 0,08 кВт;

220/380 В; 1390 об/мин;

ж) двигатель

постоянного

тока

привода

вращения

изделия ДИ типа ЛВС-22; 0,85 кВт; 2200 об/мин. Электрическая схема станка (рис. 187) позволяет

работать в двух режимах управления приводом вращения

изделия: ручном и автоматическом. Для

работы схемы

в ручном режиме переключатель ПУ-1

устанавливают

в положение «Ручной», нажатием на кнопку КУ2 вклю­ чают двигатель гидроагрегата и нажимают на кнопку КУ6. Реле РП включается и подготавливает цепь включения пускателя КН. Если с магнитного усилителя ПМУ-М подано напряжение на обмотку возбуждения ОВД дви­ гателя ДИ, то включается реле РОП, замыкает свой контакт в цепи пускателя КИ, и последний включается. Начинается вращение детали. Скорость подачи регули­ руется задатчиком R. Затем нажатием на кнопку КУЗ

304


включают двигатель вращения шпинделя ДШ, подводят шпиндельную бабку к детали и начинают шлифование.

Для работы в автоматическом режиме переключа­ тель ПУ-1 устанавливают в положение «Автомат» и вновь нажимают на кнопку КУ2 гидроагрегата, при этом реле РП получает питание через размыкающие контакты микро­ переключателя ВП2. Реле РОП при отсутствии обрыва также включается и включает пускатель КИ. Двигатель вращения детали разгоняется. В дальнейшем работа схемы аналогична описанной выше.

Для отключения двигателя вращения детали нажимают кнопку КУ5 (в ручном режиме) пли КУ1 (в автоматиче­ ском), катушка реле РП при этом теряет питание, отклю­ чает двигатель вращения детали и включает пускатель торможения КТ. Происходит динамическое торможение двигателя ДИ, и он быстро останавливается.

Двигатель вращения изделия ДИ может работать не только со шлифовальным кругом, но и с приспособлением для внутренней шлифовки. В последнем случае это при­ способление устанавливают на станок и нажимают на конечный выключатель ВП1, контакты которого пере­ ключаются, цепь питания пускателя КШ размыкается, а цепь пускателя КВ замыкается. Поэтому при нажатии иа кнопку КУЗ (при включенном гидроагрегате) вклю­ чается двигатель привода круга приспособления ДВ.

Для устранения неправильных операций и ненормаль­ ных режимов работы станка в его схеме предусмотрены следующие блокировки и защиты:

а) при обрыве цепи возбуждения двигатель вращения детали ДИ отключается, что обеспечивается сериесным реле РОП\

б) одновременное включение приводов шлифовального круга и приспособления для внутреннего шлифования невозможно, что обеспечивается конечным выключате­ лем ВП1\

в) при вращении круга внутренней шлифовки отвод шлифовальной бабки невозможен, что обеспечивается тем же конечным выключателем ВП1\

г) защита электрооборудования станка от токов корот­ кого замыкания осуществляется электромагнитными рас­ цепителями автоматических выключателей и предохра­ нителями ПИ, ПУ и П0\

д) защита двигателей от перегрузки осуществляется тепловыми реле РТШ, РТГ, РТС, РТМ, РТИ, РТВ, РТН.

305


Пути автоматизации. Поскольку группа шлифоваль­ ных станков наиболее перспективна, то, естественно, воз­ можности для приложения технической изобретатель­ ности здесь наиболее широки. Поэтому здесь указываются только наиболее явные направления:

а) замена нерегулируемого привода главного движения регулируемым позволит подбирать режимы шлифования, например, в соответствии с сигналом датчика нагрузки или датчика диаметра шлифовального круга (компен­ сация износа);

б) используя датчик нагрузки, например активной мощности двигателя главного движения, можно сократить вспомогательное время в цикле обработки, если подвод круга к изделию осуществлять на ускоренном ходу, а пе­ реход на рабочую подачу осуществлять после соприкосно­ вения круга с заготовкой;

в) систему привода поперечной или вертикальной по­ дачи можно упростить и увеличить точность его работы, если перейти к шаговому режиму работы асинхронного двигателя.

4. Резьбо- и зубообрабатывающие станки

Шлифование резьб производится тремя способами: а) за один проход в одну сторону с отводом круга при обратном ускоренном движении; б) за один проход в обе стороны при шлифовании первой заготовки от переднего центра, второй — от заднего центра; в) за несколько проходов одной заготовки в обе стороны.

Основными рабочими движениями на резьбошлифо­ вальных станках являются: а) вращение изделия; б) вра­ щение шлифовального круга; в) поперечное перемещение шлифовального круга на величину подачи.

Для получения резьб высокого класса точности в ка­ честве главного приводного двигателя используют дви­ гатели постоянного тока с питанием от электромашинпого усилителя на старых станках и высокоточными тиристор­ ными приводами на новых. Круг приводится во вращение от отдельного двигателя, обычно асинхронного с короткозамкнутым ротором. Поперечные перемещения шлифо­ вального круга осуществляются посредством кинематики станка вручную или при помощи электромагнитов.

Основными движениями в зубодолбежных станках являются: а) вращение и горизонтальное перемещение планшайбы стола; б) возвратно-поступательное движение

306

долбяка. Оба эти движения осуществляются от одноили многоскоростного асинхронного короткозамкнутого двигателя. Вспомогательные движения (быстрое вращение стола, долбяка) осуществляются от отдельных асинхрон­ ных двигателей.

Зубошлифовальные станки делят на две группы. К пер­ вой группе относятся станки, работающие по методу ко­ пирования профилированным шлифовальным кругом. В этих станках шлифуемое колесо в работе неподвижно, а шлифовальный круг получает вращательное и воз­ вратно-поступательное движение на длину зуба, а также периодическую подачу на глубину шлифования за каждый двойной ход. После нескольких двойных ходов круг вы­ водится из зацепления с обрабатываемым колесом и ко­ лесо поворачивается на один зуб. Круг подвергается непрерывной правке по профилю.

Ко второй группе относятся станки, работающие по методу обкатки. В этом случае копируется зацепление реечного колеса с рейкой. Роль рейки выполняет один дисковый круг или пара тарельчатых кругов. На таких станках главное движение (вращение) получает шлифо­ вальный круг. Шлифуемое колесо получает вращение около неподвижной оси и прямолинейное перемещение (качение колеса по рейке). При обработке одной стороны зуба обкаточное движение производится в одном напра­ влении, а при обработке другой стороны — в обратном. После этого шлифовальный круг выводится из впадины, а колесо поворачивается на один зуб.

Шлифовальный круг приводится во вращение или дви­ гателем постоянного тока с жесткой механической харак­ теристикой, или синхронным двигателем, получающим питание от стабилизированного синхронного генератора. Вспомогательные движения (охлаждение обрабатываемой заготовки и шлифовального круга, вращение гидрона­ соса и магнитного сепаратора) осуществляется от асин­ хронных двигателей с короткозамкнутым ротором.

Резьбошлифовальный станок 5822 предназначен для чистового и получистового шлифования метрических, дюймовых и других типов резьб.

На

станке установлено 13 электрических машин

(рис.

188 и 189):

1 )

асинхронный двигатель главного привода (вращени

шлифовального круга типа АО 51-4; 4,5 кВт; 220/380 В; 1440 об/мин;

307


Рис. 188. Принципиальная электрическая схема силовых цепей резьбо­ шлифовального станка 5822

2)асинхронный двигатель вентилятора ЗМ типа ДПТ-П-22/2; 0,5 кВт; 220/380 В; 2880 об/мин;

3)асинхронные двигатели насосов смазки шпинделя

круга и смазкн станка типа АОЛ 012М-С1; 0,08 кВт; 220/380 В; 1390 об/мин;

4)асинхронный двигатель насоса охлаждения

типа П-9С-С2; 0,6 кВт; 220/380 В; 2850 об/мин;

5)асинхронный двигатель привода приспособления для шлифования центра типа АОЛ 011-2-С1; 0,08 кВт; 220/380 В, 2760 об/мин;

6) асинхронный двигатель магнитного сепаратора

типа АОЛ 11-4; 0,12 кВт; 220/380 В; 1400 об/мин; 7) асинхронные двигатели подачи правильного при­

бора и механизма для правки 10М типа АОЛ 011-4; 0,05 кВт; 220/380 В; 1390 об/мин;

8) асинхронный двигатель редуктора накатки 11М

типа АОЛ 12-2; 0,027 кВт; 220/380 В; 2800 об/мин;

Рис. 189. Принципиальная электрическая схема управления приводом подач станка 5822

308

9)двигатель постоянного тока привода подач изделия

нстола 12М типа МИ-32Т-СВ; 0,45 кВт; ПО В;

10)электромашипиый усилитель ЭМУ-12А с встроен­ ным приводным асинхронным двигателем ;

11)тахогенератор ТГ типа СЛ-221; 13 Вт; ПО В; 3600 об/мин.

Принципиальная электрическая схема станка преду­

сматривает три режима работы: ручное управление; автоматическое управление; врезное шлифование.

Для работы схемы в режиме ручного управления пере­ ключатель «Управление» (рис. 190) устанавливают в положение «Ручное». При первом нажатии на кнопку 2КУ «Смазка, круг» включается контактор //(, который становится на самопитание и обеспечивает питание всей схемы управления. Включаются двигатель электромашинного усилителя, двигатель вентилятора ЗМ, дви­ гатель насоса смазки шпинделя круга 4М. Если реле контроля смазки PC не находится в исходном положе­ нии, т. е. реле 1РП включено, то контакторы и не включатся, так как их цепи питания будут отключены размыкающими контактами реле 1РП. Если установлено внутришлифовальное приспособление, то конечный вы­ ключатель 1ВК отжат и контактор включиться не мо­ жет. В момент достижения уровня маслом системы смазки шпинделя круга срабатывает реле смазки PC, которое включает промежуточное реле 1РП, шунтирующее конеч­ ный выключатель 1ВК в цепи питания контактора ЗК- При втором нажатии на кнопку 2КУ включается контак­ тор ЗК и становится на самопитание. Двигатель круга начинает вращаться. Если было установлено внутришли­ фовальное приспособление, то двигатель включается при первом нажатии кнопки 2КУ, так как конечный выключатель 1ВК шунтирует замыкающий контакт реле

1РП.

Переключатель «Охлаждение» устанавливают в по­ ложение «Включено», при этом срабатывает контактор 2К, включает двигатель электронасоса охлаждения и дви­ гатель 7М, если только при помощи штепсельного разъ­ ема 2РШ подключено приспособление для шлифования центров. В положении переключателя «Автомат» контактор включается автоматически во время рабо­ чего хода стола. При правке круга контактор вклю­ чается контактом контактора независимо от положения переключателя 1П.

309