Файл: Комаров, А. Ф. Наладка и эксплуатация электрооборудования металлорежущих станков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 190. Принципиальная электрическая схема управления приводом главного движения станка 5822

Рукоятка реверса панели управления имеет два поло­ жения: «Вправо» и «Влево», т. е. контакты конечного выключателя ЗВК включают контакторы 4КВ или 4КН, которые подают напряжение необходимой полярности на

регулятор

частоты вращения РО.

С регулятора (см.

рис. 189)

напряжение подается на

вход электронного

усилителя ЭУ, в выходные цепи которого включены об­ мотки электромашинного усилителя ОУРЭМУ, ОУП-ЭМУ. Электромашинный усилитель подает питание на дви­ гатель 12М, который начинает вращаться в заданном направлении с заданной частотой и приводит в дви­ жение деталь и стол. Двигатель 12М имеет плавное регу­ лирование частоты вращения в диапазоне 12—1800 об/мин при постоянном моменте за счет изменения напряжения на ЭМУ. Кроме того, -двигатель позволяет получить ускоренный ход (4000 об/мин) путем введения в обмотки возбуждения двигателя и тахогенератора добавочных резисторов 1ЯУ, 2ЯУ.

Работа схемы автоматического управления приводом основана на использовании электронного усилителя, уси­ ливающего разность задающего сигнала, снимаемого с ре­ гулятора скорости РО, и напряжения тахогенератора, пропорционального частоте вращения. Напряжение тахо­ генератора действует как отрицательная обратная связь по скорости. Для устранения колебаний напряжения на выходе ЭМУ при переходных процессах в цепь ЭМУ введено стабилизирующее звено, состоящее из конден­ сатора Сп к и резистора Rn к.

При включенном двигателе 12М стол перемещается и при достижении столом одного из крайних положений нажимается рычаг панели управления, рукоятка реверса поворачивается, контакты конечного выключателя ЗКВ переключаются, срабатывает контактор 4RH или 4КВ, изменяется полярность на обмотках управления ЭМУ, а следовательно, и на выходе электромашинного усили­ теля. Двигатель 12М реверсируется, происходит движе­ ние стола в обратную сторону. Включение контакто­ ров 4KB, 4КН определяется положением переключа­ теля ЗП «Резьба левая—правая» и выполняется контак­ тами конечного выключателя ЗВК.

При одностороннем шлифовании переключатель «Шлифование» устанавливают в положение «В одну сто­ рону». Для включения движения нажимают кнопку 4КУ. При этом кратковременно включаются контакторы 4КВ

311


или 4КИ (в зависимости от положения выключателя ЗКВ) и начинается движение стола и детали аналогично двух­ стороннему шлифованию. При подходе стола к крайнему положению конечный выключатель ЗВК перебрасывает свои контакты, движение прекращается и подготавли­ вается реверс. Движение в обратную сторону начинается опять с нажатия на кнопку 4КУ■

Аналогично рычагу реверса действует рукоятка ре­ верса панели управления: при повороте ее в сторону, противоположную направлению хода стола, происходит переключение выключателя ЗВК, переключение контак­ торов 4КВ и 4КН и реверс заготовки. Одновременно с кон­ тактором 4КН включается контактор двигателя смазки станка 5М.

Ускоренный ход стола осуществляется поворотом ру­ коятки реверса «на себя». При этом нажимается конеч­ ный выключатель 7ВК, включаются промежуточные реле 5РП и 6РП, с регулятора скорости РО снимается полное напряжение, в цепи обмоток возбуждения двигателя OBI2M и тахогенератора ОВТГ вводятся резисторы 1РУ, 2РУ, в результате чего двигатель 12М вращается уско­ ренно.

Для осуществления затылования конечный выключа­ тель 8ВК должен быть нажат и при срабатывании конеч­ ного выключателя 7В1\ включается только реле 6РП. При этом с регулятора скорости РО снимается полное напряжение, резисторы 1РУ и 2РУ остаются зашунтированными контактами реле 5РП\ двигатель вращается с максимальной рабочей скоростью.

Для работы схемы в режиме автоматического управле­ ния переключатель «Управление», устанавливают в по­ ложение «Автомат». При этом срабатывает промежуточ­ ное реле 2РП и подготавливает включение промежуточ­ ного реле 5РП, 6РП, контакторов 4КВ и 4КН и включает промежуточное реле 7РП. Автоматический цикл осуще­ ствляется только в режиме одностороннего шлифования. Отличие автоматического управления от ручного заклю­ чается в следующем. При подводе шлифовальной бабки к детали рукояткой быстрого подвода нажимается ко­ нечный выключатель 6ВК, который своим замыкающим контактом включает контактор 4КВ. Происходит рабочее движение детали. В конце шлифования нажимается рычаг панели управления, переключается конечный выключа­ тель ЗВК и отключает контактор 4КВ, деталь останавли­

3 1 2


вается. При отводе рукояткой шлифовальной бабки от детали конечный выключатель 6ВК освобождается и его размыкающие контакты включают контактор 4КН и промежуточные реле 5РП, 6РП (при затылованни реле 5РП не включается). Происходит ускоренный возврат детали в исходное положение. В конце ускоренного хода нажимается рычаг панели управления, конечный выклю­

чатель ЗВК

переключается, отключает контактор 4КН

и реле 5РП,

6РП. Двигатель останавливается.

Для работы схемы в.режиме врезного шлифования пе­ реключатель «Управление» устанавливают в положе­ ние «Врезное шлифование». При этом включается кон­ тактор и реле ЗРП, которое одним контактом вклю­ чает 2РП, а двумя другими шунтирует контакты пере­ ключателя ЗВК. Отключение контакторов 4KB, 4КН осуществляется специальными конечными выключате­ лями 4ВК, 5В1{. При нажатии кнопки 5КУ или 6КУ осу­ ществляется автоматический цикл правки, который начи­ нается с включения контактора двигателя подачи прибора 9М.

После начала движения освобождается конечный вы­ ключатель 9ВК, реле времени РВ срабатывает и своим замыкающим контактом подготавливает включение кон­ тактора 7К. По окончании подачи прибора нажимается конечный выключатель 9ВК, реле РВ отключается, но его замыкающий контакт продолжает оставаться замкну­ тым на время, достаточное для освобождения конечного выключателя 10ВК- При замыкании контакта выключа­ теля 10ВК срабатывает контактор 7К, который включает двигатель правки ЮМ и отключает контактор двига­ теля подачи прибора. Подача прибора прекращается и происходит правка. После освобождения выключа­ теля 10ВК контактор становится на самопитание. В конце хода алмаза нажимается конечный выключа­ тель 10ВК и отключает контактор 7К- Двигатель правки ЮМ останавливается. На этом правка заканчивается.

Накатка многониточного круга осуществляется при включении выключателя 5П, при этом срабатывает пу­ скатель и включает электродвигатель ИМ, происхо­ дит медленное вращение круга. Подача прибора при

накатке многониточного круга осуществляется

вруч­

ную.

 

Для устранения неправильных операций и ненормаль­

ных режимов работы электрооборудования станка

в его

313


электрической схеме предусмотрены следующие виды бло­ кировок и защит:

а) работа шлифовального круга может быть осуще­ ствлена только при наличии смазки, что обеспечивается реле контроля смазки PC и промежуточным реле 1РП\ б) вращение детали во время автоматизированного цикла может быть осуществлено только при включенном

круге; в) при установке внутришлнфовального приспособле­

ния смазка шпинделя круга отсутствует и работа схемы обеспечивается конечным выключателем 1ВК;

г) получение ускоренного хода стола, равного верхней рабочей скорости (1800 об/мин на двигателе), при затыловании обеспечивается конечным выключателем 2ВК\

е) защита электрооборудования станка от коротких замыканий осуществляется плавкими предохраните­ лями 1ПП4ПП\

ж) защита электродвигателей от перегрузок осуще­ ствляется тепловыми реле 1РТ7РТ, нулевая защита обеспечивается контакторами и реле.

Наладка схемы резьбошлифовального станка 5822 может быть произведена по следующей программе: на­ ладка электронного усилителя ЗУ; наладка привода вра­ щения обрабатываемой детали.

Электронный усилитель ЗУ, схема которого анало­ гична схеме на рис. 171, проверяются следующим образом.

1.Сопротивление RA устанавливают в среднее поло­ жение так, чтобы сопротивления обоих плеч были равны

сточностью до 5 кОм и находились в пределах 165— 202 кОм.

2.Проверяют напряжение в отдельных точках усили­ теля, которое должно находиться в пределах, указанных в карте напряжений электронного усилителя

Точки, между которыми производят

Напряжение, В

измерения

250—251

127+3

У1—У2

240—280

20У4

250—300

Н1—Н4

5,7—6,8

3. Определяют коэффициент усиления электронно усилителя ЗУ. При входном сигнале ивх = 0,1 В напря­ жение на выходе между точками 23—26 должно состав­ лять 10 В, а при ивх — 1 В — около 30 В.

314


4. Величина резистора РК выбирается такой, чтобы при выведенном регуляторе РО и отключенных пускате­ лях 4КВ и 4КН напряжение между точками 23—26 было в пределах ±0,2 В. Если электронный усилитель не под­ ключен к станку, то такое же напряжение между точ­ ками 23—26 должно быть при закороченном входе (точки 316) усилителя.

Работу двигателя вращения детали нужно проверять при холостом вращении (снятых ремнях) в следующем порядке.

1.Производят измерение сопротивлений точек 3, 16, 1

и15 относительно «земли». Измеренные значения должны быть не менее 1,6 кОм.

2.Проверяют и устанавливают рабочее напряжение

на отдельных участках электрической схемы согласно

табл. 36.

3. Проверяют работу регулятора скорости. Для этого регулятор скорости РО ставят в крайнее левое положение, дополнительный и ' противоколебательный резисторы 5R и R,7К вводят полностью включают пускатели 4КВ

Таблица 36

Точки, между ко­

Напряжение,

Примечание

 

торыми производят

В

 

измерение

 

 

 

 

9— 12

110— 130

 

 

12— 19

110+10

Устанавливается

перемещением

12—25

110±10

хомутика 1R

и

перепайкой

 

 

1ЯУ, 2Ry (см. рис. 190)

1—2

130± 10

При введенном регуляторе РО,

14— 16

3 0 -4 0

уменьшенном сопротивлении ре­

 

 

зистора и максимальной

 

 

частоте вращения

детали

 

 

1800±fo0 об/мин

 

 

1—2

130± 10

Установить с помощью резисторов

12— 19

30

lRy, 2Ry скорость ускоренного

12—25

30

хода 4000j^oo об/мин

 

 

315