Файл: Особенности развития франчайзинга в современных условиях мировой опыт и российская практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1

Особенности зарубежной практики франчайзинга

Страна

Отрасли распространения

Законодательное регулирование

США

Бензозаправочный бизнес, продажа легковых и грузовых автомобилей, общественное питание

Федеральные и штатные законы, специальный закон о франшизе (FDD)

Бразилия

Общественное питание, спорт, здоровье, красота, бизнес-услуги и ритейл

«Бразильский закон о франчайзинге» (от 1994 г.)

Италия

Производство и продажа одежды, а также сфера обслуживания

Закон «О франчайзинге», вступивший в силу 25 мая 2004 г.

Китай

Торговля, обслуживание

Административный регламент о коммерческом франчайзинге, Административные меры по регистрации коммерческой франшизы, Административные меры по раскрытию информации о коммерческой франшизе

Великобритания

Общественное питание, недвижимость, сфера услуг

Европейский Этический Кодекс Франчайзинга создан в 1972 году

Украина

Общественное питание, ритейл, сфера красоты и здоровья

Гражданский Кодекс Украины, глава 76 «Коммерческая концессия».

Казахстан

Сфера услуг и торговля

Закон «О комплексной предпринимательской лицензии/франчайзинг» от 2002 года и Гражданский Кодекс Республики Казахстан (от 1999 г.), глава 45



В 4-ку крупнейших рынков франчайзинга входит Бразилия. Еще в 1981 году в Бразилии работало 30 франчайзинговых предприятий, а в 2011 году подобных предприятий было уже 2031. На данный момент франчайзинг дает 2,3% ВВП Бразилии.18 Франчайзинг в Бразилии также распространён в общественном питании, но наибольшую популярность получил в бизнес-услугах и сфере красоты и здоровья.

В Италии наиболее распространенной формой франчайзинговых соглашений является фирма-производитель – оптовый торговец – оптовый или розничный торговец. Договор предполагает обязательное наличие начального капитала у покупателя франшизы19. Специальный закон, регулирующий франчайзинг, принят 15 лет назад. Производство и продажа одежды, а также сфера о

бслуживания являются самыми крупными сегментами в итальянском франчайзинге. На франшизы в сфере услуг к концу 2019 года приходилось 24% рынка, на одежду – 20,8%.20

По результатам 2019 года в сфере франчайзинга мировым лидером стал Китай: количество франчайзинговых систем достигло 3,5 тыс. ед., 825 тыс. рабочих мест и 47,83 млрд. долл. в общем объеме продаж.

Наблюдается развитие франчайзинга в странах, ранее входивших в состав Советского Союза: Украине, Молдавии, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане и др. Франчайзинговые компании Украины не сразу, но стали использовать бизнес–технологию, которая была для них в новинку. На сегодняшний день в системе франчайзинга состоит из 400 компаний, задействованных в 90 отраслях экономики.

Отличительной особенностью франчайзингового рынка Каза
хстана – это его сублицензионность. Иностранные франчайзеры стараются действовать в Казахстане, привлекая своих российских или турецких мастер-франчайзи, реализующих франшизы на условиях субфранчайзинга. Если рассматривать типы франчайзинга в Казахстане, то в стране наиболее представлен дистрибьютивный/торговый франчайзинг, в то время как в западных странах доля делового формата традиционно выше доли торгового.

Таким образом, в странах западной Европы, США и южной Америки франча
йзинг законодательно урегулирован, в каждой стране существует специальный закон о франчайзинге. Основные отрасли распростра