Файл: Особенности развития франчайзинга в современных условиях мировой опыт и российская практика.docx
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 1
Особенности зарубежной практики франчайзинга
Страна | Отрасли распространения | Законодательное регулирование |
США | Бензозаправочный бизнес, продажа легковых и грузовых автомобилей, общественное питание | Федеральные и штатные законы, специальный закон о франшизе (FDD) |
Бразилия | Общественное питание, спорт, здоровье, красота, бизнес-услуги и ритейл | «Бразильский закон о франчайзинге» (от 1994 г.) |
Италия | Производство и продажа одежды, а также сфера обслуживания | Закон «О франчайзинге», вступивший в силу 25 мая 2004 г. |
Китай | Торговля, обслуживание | Административный регламент о коммерческом франчайзинге, Административные меры по регистрации коммерческой франшизы, Административные меры по раскрытию информации о коммерческой франшизе |
Великобритания | Общественное питание, недвижимость, сфера услуг | Европейский Этический Кодекс Франчайзинга создан в 1972 году |
Украина | Общественное питание, ритейл, сфера красоты и здоровья | Гражданский Кодекс Украины, глава 76 «Коммерческая концессия». |
Казахстан | Сфера услуг и торговля | Закон «О комплексной предпринимательской лицензии/франчайзинг» от 2002 года и Гражданский Кодекс Республики Казахстан (от 1999 г.), глава 45 |
В 4-ку крупнейших рынков франчайзинга входит Бразилия. Еще в 1981 году в Бразилии работало 30 франчайзинговых предприятий, а в 2011 году подобных предприятий было уже 2031. На данный момент франчайзинг дает 2,3% ВВП Бразилии.18 Франчайзинг в Бразилии также распространён в общественном питании, но наибольшую популярность получил в бизнес-услугах и сфере красоты и здоровья.
В Италии наиболее распространенной формой франчайзинговых соглашений является фирма-производитель – оптовый торговец – оптовый или розничный торговец. Договор предполагает обязательное наличие начального капитала у покупателя франшизы19. Специальный закон, регулирующий франчайзинг, принят 15 лет назад. Производство и продажа одежды, а также сфера о
бслуживания являются самыми крупными сегментами в итальянском франчайзинге. На франшизы в сфере услуг к концу 2019 года приходилось 24% рынка, на одежду – 20,8%.20
По результатам 2019 года в сфере франчайзинга мировым лидером стал Китай: количество франчайзинговых систем достигло 3,5 тыс. ед., 825 тыс. рабочих мест и 47,83 млрд. долл. в общем объеме продаж.
Наблюдается развитие франчайзинга в странах, ранее входивших в состав Советского Союза: Украине, Молдавии, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане и др. Франчайзинговые компании Украины не сразу, но стали использовать бизнес–технологию, которая была для них в новинку. На сегодняшний день в системе франчайзинга состоит из 400 компаний, задействованных в 90 отраслях экономики.
Отличительной особенностью франчайзингового рынка Каза
хстана – это его сублицензионность. Иностранные франчайзеры стараются действовать в Казахстане, привлекая своих российских или турецких мастер-франчайзи, реализующих франшизы на условиях субфранчайзинга. Если рассматривать типы франчайзинга в Казахстане, то в стране наиболее представлен дистрибьютивный/торговый франчайзинг, в то время как в западных странах доля делового формата традиционно выше доли торгового.
Таким образом, в странах западной Европы, США и южной Америки франча
йзинг законодательно урегулирован, в каждой стране существует специальный закон о франчайзинге. Основные отрасли распростра