Файл: Гаркави, Н. Г. Эксплуатация средств технического вооружения железнодорожных и дорожных войск учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Детонационная стойкость бензинов сравнивается с детонацион­ ной стойкостью смесей этих эталонов. Так, например, если испы­ туемый бензин по детонационной стойкости равноценен смеси, со­ стоящей из 70% пзооктана и 30% н-гептана, то считают, что бен­ зин имеет октановое число 70.

• Октановым числом называется показатель детонационной стой­ кости бензина, численно равный процентному содержанию пзоок­ тана в смеси с нормальным гептаном, которая по детонационной стойкости равноценна испытуемому топливу.

Октановые числа бензинов определяют на специальных уста­ новках, с одноцилиндровыми двигателями с искровым зажига­ нием и переменной степенью сжатия, двумя методами: моторным и исследовательским. Определение октанового числа по моторному методу производят на установке НТ-9-2, а по исследователь­ скому— на ИТ-9-6. Режим работы установки ИТ-9-6 менее жест­ кий, чем ИТ-9-2 и поэтому величина октанового числа по исследо­

вательскому методу, в зависимости от

способа

получения

бензина,

будет больше

на 3— 8

единиц.

Для

бензинов

прямой

перегонки

эта разница

меньше, а

для бензинов каталитического

крекинга

и риформинга — больше.

 

 

 

 

 

Некоторые авиационные и автомобильные бензины, а также

индивидуальные углеводороды

(например, бензол), имеют более

высокую детонационную стойкость, чем эталонный нзооктан,и тог­ да их октановое число будет более 100 единиц.

Детонационную стойкость бензинов можно повысить одним из следующих способов:

использованием в качестве базовых компонентов высокоок­ тановых бензиновых фракций прямой перегонки, каталитического крекинга и каталитического риформинга;

добавлением высокооктановых компонентов;

введением присадок — антидетонаторов.

 

Т а б л и ц а

34

Используемые

 

в

 

качестве

 

Октановое

основных

компонентов

бензинов

 

продукты

прямой

перегонки, ка­

Наименование

число по

мо­

талитического крекинга и рифор­

торному

 

 

методу

 

минга имеют

довольно

высокие

Изооктан техни-

90-98

 

октановые числа

(О.Ч. = 70—84).

 

Высокооктановыми

компонен­

ческий

88-95

 

тами называются продукты, об­

Алкилат (алкил-

 

бензин)

 

 

ладающие

высокой

детонацион­

Алкилбензол

94-96

 

ной стойкостью

и

добавляемые

Изопропилбензол

98-99

 

к базовым

бензинам

в количест­

Пиробензол

84-92

 

ве от 20 до 50%. Практическое

применение получили продукты, указанные в таблице 34.

 

Антидетонаторы — вещества,

добавляемые

в небольших коли­

чествах.к бензинам и весьма эффективно повышающие их детона­ ционную стойкость. Антидетонациониым эффектом обладают мно­ гие вещества, так, например, тетраэтилсвинец (ТЭС), тетраметил-

282


свинец (ТМС), тетрафенилолово и др.. по широкое практическое применение во всех странах мира получил ТЭС — РЬ(СЛТг,)4. Тет­ раэтилсвинец представляет собой маслянистую жидкость желто­ ватого цвета со сладковатофруктовым запахом; хорошо раство­ ряется в углеводородах и практически не смешивается с водой.

Плотность ТЭС

равна 1,65 г/см3, температура кипения

200° С. При кипении

ТЭС начинает разлагаться

с образованием

металлического свинца, а при 500э С разлагается

полностью.

Механизм действия ТЭС как антидетонатора в достаточной степени не выяснен. Однако многие исследователи считают, что он заключается в следующем: ТЭС при разложении выделяет ион свинца, который окисляется в двуокись. Последняя реагирует с перекисями, в результате чего образуются вторичные продукты окисления, не. способные вызывать окисление углеводородов и об­ разование активных продуктов и, таким образом, процесс возник­ новения детонации предотвращается или тормозится.

Наибольший антидетонационный эффект наблюдается при до­ бавлении ТЭС к алкановым углеводородам, наименьший — к аро­ матическим. Циклановые углеводороды по приемистости к ТЭС занимают промежуточное положение. Присутствие в топливе сер­ нистых соединений ведет к снижению антидетонационного эффек­ та. Тетраэтилсвинец реагирует с сернистыми соединениями, в ре­ зультате чего снижается его концентрация в бензине, а образую­ щиеся сульфиды свинца (PbS2) выпадают в осадок.

Антидетонационный эффект возрастает непропорционально ко­ личеству добавленного ТЭС. Наибольшее повышение детонацион­ ной стойкости происходит при добавлении первых порций ТЭС, а затем эффект от его добавления снижается.

Эффективность действия ТЭС при добавлении к бензинам раз­ личного происхождения показана на графике (рис. 59).

Тетраэтилсвинец нельзя применять в качестве

антидетонатора

в чистом виде. При сгорании топлива образуются:

металлический

свинец, окислы свинца и другие его соединения. Эти вещества от­ лагаются на стенках камеры сгорания, на тарелках и стержнях выхлопных клапанов и электродах свечей и нарушают работу дви­ гателей. Для удаления свинцовых соединений добавляют специ­ альные вещества — выносители. В качестве выносителей исполь­ зуют галоидопроизводные углеводородов: диброэтан (С2Н4ВГ2), бромистый этил (С2Н5ВГ), дибромпропан (СзНбВгг), хлорнафталин (C10H7CI). Выносители реагируют со свинцом и его окислами и образуют летучие соединения (РЬВг2, РЬСЬ), которые удаляют­ ся вместе с отработавшими газами.

Таким образом, антидетонаторы добавляют к бензинам в виде смесей, называемых этиловыми жидкостями, которые состоят из тетраэтилсвинца, выносителя и частично наполнителя (бензин Б-70). Выпускают этиловые жидкости марок Р-9. 1-ТС и П-2, от­ личающиеся по количеству ТЭС, а также по типу и содержанию выносителя. ■

283


Тетраэтилсвинец является сильнейшим ядом, действующим на центральную нервную систему н другие органы человека. Он по-

1

1

3

4

5

Содержание ТЭС, г/к г

Рис. 59. Приемистость бензинов различного химического состава к тетраэтилсвинцу:

7—бензин прямой перегонки цикланового основания;

.2—бензин термического крекинга; 3 —низкооктановый бензин прямой перегонки из несернистых нефтей; ■/—низкооктановый бензин прямой перегонки из сер­ нистых нефтей.

падает в организм человека через дыхательные пути, кожу н другими путями. Особенностью ТЭС является то, что он накапливает­ ся в организме и не удаляется из пего. Этилированные бензины, хотя и в меньшей степени, но также ядовиты. Для отличия от не­ этилированных они окрашиваются в красный, оранжевый, зеленый

 

 

Т а б л и ц а

35

и другие цвета. При работе

 

 

 

 

 

с этилированными

бензина­

 

Величина октанового

числа

ми необходимо строго со­

 

бензинов по моторному

 

блюдать меры предосторож­

Бензин

 

методу

 

 

ности, указанные в инструк­

Без анти-

С 0,41 г

С 0,5

г

циях.

 

 

 

В

результате

длитель­

 

детонато-

ТЭС

ЦТМ

 

 

ра

на 1 кг

на 1 кг

ных

исследований

в нашей

А-66

 

63

66

 

стране подобран новый не­

58

 

токсичный антидетонатор —

А-72

74

78

79

 

циклопентадиенилтрпкарбо-

нил марганца ЦТМ [СзН5Мп (СО)з]. ЦТМ —кристаллическое веще­ ство с температурой плавления 76—77° С. Он хорошо растворяется в органических растворителях и нерастворим в воде. По антидетонационной эффективности ЦТМ не уступает ТЭС (табл. 35).

284


Новый антидетонатор предполагалось использовать без выносителя. Однако опытная эксплуатация автомобильных двигателей показала, что в этом случае на деталях двигателей, особенно на электродах свечей, образуются отложения соединений марганца, трудноразличимые на глаз. Для предотвращения образования от­ ложений необходим выноситель. Эффективный выноситель для этого антидетонатора пока еще не подобран. В настоящее время ЦТМ применяют в смеси с ТЭС. ЦТМ повышает детонационную стойкость не только чистых, но и этилированных бензинов. По­ этому при совместном использовании двух антидетонаторов дости­ гается больший эффект.

Для каждого типа двигателя предназначен бензин с определен­ ной детонационной стойкостью. Если же применять бензин с мень­ шим октановым числом, чем предусмотрено, то двигатель начи­ нает работать с детонацией. Во избежание возникновения детона­ ции уменьшают угол опережения зажигания, обогащают смесь или используют дросселирование.

При эксплуатации автомобилей для предотвращения или сни­ жения интенсивности детонации очень часто пользуются октанкорректором. Если двигатель работает на бензине с номинальным октановым числом 76 (например, ГАЗ-66 и ЗИЛ-130), то началь­ ная установка октан-корректора должна быть на нуле. В случае применения бензина с меньшим октановым числом ставят более позднее зажигание. Корректировку угла опережения зажигания необходимо проверять пробными заездами.

Если октановое число бензина больше предусмотренного при­ казом или инструкцией, то нужно увеличить угол опережения за­ жигания. Это приводит к некоторому повышению мощности и сни­ жению расхода топлива.

Иногда для устранения детонации обогащают смесь. Однако этим способом пользуются редко, так как он вызывает перерас­ ход топлива. В качестве временной меры устранения детонации или уменьшения ее интенсивности прибегают к дросселированию.

ХИМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Под химической, а точнее, под антиокислительной стабильно­ стью топлив понимается их способность противостоять окислению кислородом воздуха в жидкой фазе при хранении, транспортиро­ вании, перекачках и применении в различных эксплуатационных условиях.

При определенных условиях все углеводороды, входящие в со­ став топлив, окисляются. Однако продукты прямой перегонки, ка­ талитического крекинга и риформинга при невысоких температу­ рах в течение длительного времени не окисляются. В тех же усло­ виях бензины термического крекинга, содержащие большое коли­ чество непредельных углеводородов (15—40%), легко подвержены окислению кислородом воздуха. Невысокой антиокислительной

285


стабильностью обладают алкены, а наименее стойки диеновые углеводороды, т. е. непредельные углеводороды с двумя двойными' связями между атомами углерода в молекуле.

Кроме непредельных углеводородов, окисляются и гетероорганическне соединения, т. е. производные углеводородов, содержа­ щие в молекулах атомы серы, кислорода и азота.

Жидкофазное окисление углеводородов, как и в паровой фазе, протекает по цепному механизму. Первичными продуктами окис­ ления также являются перекиси. Перекиси—это вещества нестой­ кие. Они либо подвергаются дальнейшему окислению, либо всту­ пают в реакцию с промежуточными продуктами окисления, либо распадаются на активные радикалы, дающие начало новому раз­ ветвлению окислительных цепочек.

Дальнейшее развитие процесса окисления характеризуется про­ теканием реакций окислительной конденсации и полимеризации.

Процесс окисления углеводородов и гетероорганических соеди­ нений в конечном итоге приводит к образованию высокскипящих, высокомолекулярных продуктов — смол. Смолы имеют плотность, близкую к единице. В топливе они находятся в растворенном со­ стоянии, а с течением времени выпадают из него и в виде липкого вязкого осадка отлагаются на стенках и днищах емкостей и топ­ ливных баков. Липкие смолистые осадки могут закупорить топлив­ ные фильтры, бензопроводы топливной системы, жиклеры карбю­ ратора и нарушить подачу горючего в двигатель. Попадая вместе с бензином во впускной трубопровод, часть смол оседает на его стенках, на стержнях, тарелках и седлах клапанов. На горячих стенках впускного трубопровода смолы уплотняются, образуя плотный слой, вследствие чего уменьшается сечение трубопровода, нарушается теплообмен. В результате этого уменьшается коэффи­ циент наполнения и падает мощность двигателя.

Смолы, осевшие на стержнях, тарелках и седлах клапанов, при нагреве уплотняются, препятствуют посадке клапанов, вызывают их зависание и нарушают работу системы распределения горючей смеси.

Попав в камеру сгорания, смолы оседают на ее стенках, на днище поршня, на электродах свечей, обугливаются и превраща­ ются в нагар. Отложение нагара ухудшает охлаждение головки двигателя, способствует возникновению детонации и может вы­ звать преждевременное воспламенение горючей смеси (калильное зажигание) и другие неполадки в работе двигателя.

Количество отложений и возможный пробег автомобиля до по­ явления неисправностей в двигателе находятся в зависимости от содержания фактических смол в бензине (табл. 36).

При использовании осмолившихся бензинов отложений в дви­ гателе может быть так много, что это приведет к полной его ава­ рийной остановке. При накоплении смол в бензинах ухудшаются и другие их показатели: понижается октановое число, утяжеляет­ ся фракционный состав.

286