Файл: Гаркави, Н. Г. Эксплуатация средств технического вооружения железнодорожных и дорожных войск учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 0
Автомобильные бензины, выпускаемые в настоящее время неф тяной промышленностью, должны иметь температуру перегонки 10% не выше 55° С (зимнего вида) и 70° С (летнего вида).
Температура перегонки 50% бензина характеризует его спо собность обеспечивать быстрый прогрев, устойчивую работу на малых оборотах и приемистость двигателя. Если /до очень высока, то процесс испарения бензина протекает медленно, топливо-воз душная смесь будет обедненной, прогрев двигателя длительным, приемистость — ухудшенной, а работа на малых оборотах — не устойчивой. Для повышения полноты испарения бензина во впуск ном трубопроводе в зимний период необходимо подогревать топ ливо-воздушную смесь до 30—40° С пли применять бензин с более низкой t50 (100—105°С). Температура перегонки 50% товарных автобензинов должна быть не выше 100—115° С.
Температура перегонки 90% количественно характеризует на личие тяжелых фракций в бензине и полноту испарения его в си стеме смесеобразования и в цилиндрах двигателя.
По температуре конца перегонки бензина судят о присутствии в горючем наиболее тяжелых фракций углеводородов, которые не испаряются во всасывающей системе и поступают в двигатель в капельножидком состоянии. Чем больше тяжелых фракций в бен зине, тем сильнее он разжижает масло в картере двигателя и, сле довательно, будет больше износ деталей и расход топлива.
Для автобензинов /до и |
/к.к |
должны быть в |
пределах |
160— |
|||||||||
195° С и 185—205° С. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Применение бензина более тяжелого фракционного состава |
|||||||||||||
приводит |
к повышенному |
износу |
деталей |
цилиндро-поршневой |
|||||||||
|
|
|
Т а б л и ц а |
31 |
группы |
|
Дви гателя |
и |
'Уве |
||||
|
|
|
|
|
|
личению |
расхода |
топлива |
|||||
Темпера |
Темпера |
Износ дета |
|
|
(табл. 31). |
|
|
|
|
||||
лей |
цилин |
Расход |
При |
определении |
фрак |
||||||||
тура пе |
тура кон |
||||||||||||
регонки |
ца пере |
дро-поршне |
топлива, |
ционного |
состава |
практиче |
|||||||
90%, °С |
гонки, °С |
вой |
группы, |
°/о |
|
ски невозможно |
сконденси |
||||||
|
% |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
ровать |
головные |
фракции и |
||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||
200 |
220 |
|
100 |
100 |
|
достаточно |
точно |
оценить |
|||||
158 |
175 |
|
50 |
95 |
|
испаряемость бензина. По |
|||||||
185 |
200 |
|
62 |
97 |
|
этому для оценки испаряе |
|||||||
205 |
225 |
|
125 |
102 |
|
мости |
бензинов |
использует |
|||||
215 |
245 |
|
185 |
112 |
|
ся и |
другой показатель — |
||||||
235 |
260 |
|
470 |
135 |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
давление |
|
насыщенных па |
ров.
Давлением насыщенных паров топлива называют такое макси мальное давление, которое имеют его пары при равнозесном со стоянии с жидкой фазой. Для нефтяных топлив, являющихся сложными смесями углеводородов, в отличие от индивидуальных жидкостей (например, воды, этилового спирта и др.), давление на сыщенных паров зависит не только от температуры, но и от соот ношения объемов паровой и жидкой фаз. Давление насыщенных
278
паров бензинов будет больше при меньшем соотношении объемов паровой п жидкой фаз ( V„ : VJ. Это обусловлено тем, что в смесях более легкие углеводороды быстрее переходят в паровую фазу и находятся в ней в большей концентрации. Поэтому давле ние замеряют при определенном соотношении объемов паровой и жидкой фаз.
Чем выше давление насыщенных паров, тем больше в бензине легких фракций углеводородов и тем лучше его пусковые свой ства. Однако при повышенном давлении возрастает опасность об разования паровоздушных пробок в топливной системе машины и увеличиваются потери его от испарения при транспортировке, перекачке и хранении. По этой причине стандартами на автомо бильные бензины ограничивается верхний предел давления насы щенных паров, который равен для бензинов летнего вида 500 мм рт. ст. и зимнего вида 700 мм рт. ст.
Давление насыщенных паров бензинов определяется в приборе, называемом бомбой, при 38° С и отношении П„:1/ж= 4:1 .
ДЕТОНАЦИОННАЯ СТОЙКОСТЬ
Одним из основных способов повышения мощности и экономич ности автомобильных карбюраторных двигателей является увели
чение степени сжатия. При этом происходит рост |
максимального |
и среднего эффективного давления и повышение |
термического |
к. н. д. двигателя. Однако при увеличении степени сжатия выше определенной для данного топлива величины, а также при некото рых других условиях, нормальное горение рабочей смеси наруша ется и переходит в детонацию. Это явление возникает в конце про цесса сгорания, когда основная часть рабочей смеси уже сгорела.
Сравнение индикаторных диаграмм двигателя при нормальном и детонационном горении (рис. 58) показывает, что в начальной стадии процесса кривые 1 я 2 совпадают. Это свидетельствует о том, что начало горения в обоих случаях одинаково. Лишь в кон це процесса при детонации на диаграмме появляется пик давле ния, а на линии расширения постепенно затухающие вибрации давления. При этом ухудшаются все показатели работы двига теля. Внешне детонация проявляется в том, что в двигателе появ ляются характерные металлические стуки, происходит перегрев
головки двигателя, |
появляется выхлоп черного дыма. |
|
|||
|
Современное представление о детонационном горении топлива |
||||
в дзигателе |
базируется на теориях Баха и |
Семенова. |
Академик |
||
А. |
Н. Бах установил, что при окислении органических |
веществ, |
|||
в |
том числе |
и углеводородов, образуются |
перекиси |
вещества, |
|
имеющие строение (R — О — О — Н, R — О — О — R). |
|
||||
|
Процесс горения топлив, как частный случай процесса окисле |
||||
ния, протекает по |
цепному механизму, вскрытому академиком |
||||
Н. |
Н. Семеновым. |
При высоких температурах перекиси |
распада |
279
ются с образованием активных радикалов. Образовавшиеся ра дикалы реагируют с молекулами других углеводородов и процесс окисления интенсифицируется.
По мере нарастания давления в зоне продуктов сгорания после воспламенения топливо-воздушной смеси происходит поджатие еще несгоревшей части смеси.
Температура в ней повышает ся до 350—450° С. Вследствие роста температуры в несгорев шей части смеси в ней ускоря ется процесс окисления угле водородов и повышается кон центрация перекисей. В от дельных объемах смеси появ ляются продукты распада пе рекисей —■активные остатки и радикалы. В них очень интен сивно протекают цепные реак ции окисления и может воз никнуть очаг самовоспламене ния. Если концентрация пере кисей в несгоревшей части ра бочей смеси не достигнет боль шой, критической для данных условий, величины, то фронт пламени без существенных из менений достигнет стенок ка-
|
|
|
рения пройдет нормально. Ес |
|||||
Рис. 58. |
Развернутая |
индикаторная |
ли |
же |
концентрация |
переки |
||
сей и активных продуктов их |
||||||||
диаграмма процесса сгорания двига |
||||||||
теля с |
искровым |
зажиганием: |
распада в части смеси, сгора |
|||||
а —момент |
воспламенения |
рабочей смеси; |
ющей в |
последнюю |
очередь, |
|||
/ —сгорание без детонации; 2 —сгорание с де |
достигнет критического |
значе |
||||||
|
тонацией. |
|||||||
|
|
|
ния, |
появляются очаги |
само |
воспламенения и горение переходит в детонационное, т. е. взрывное. При длительной работе двигателя на режиме детонации наблю дается прогорание металло-асбестовой прокладки между головкой и блоком цилиндров, оплавление тарелок выхлопных клапанов,
а иногда и прогорание днищ поршней.
На возможность возникновения и интенсивность детонации оказывают влияние химический состав топлива и многие внешние факторы, например: температура и влажность воздуха, состав смеси, угол опережения зажигания и др.
Большое влияние на процесс горения топливо-воздушной смеси в двигателе с искровым зажиганием оказывает детонационная стойкость бензина, т. е. способность углеводородов, входящих в его состав, сопротивляться окислению в паровой фазе и образова-
280
нню перекисей. Чем труднее окисляются углеводороды в этих ус ловиях, тем медленнее будет нарастать концентрация перекисей в горящей рабочей смеси и тем меньше будет вероятность вознпкновения детонации. Детона
ционная |
стойкость |
углево |
|
|
Показатель |
|||
дородов зависит от их |
|
строе |
|
|
||||
ния |
и молекулярного |
веса. |
|
|
детонацион |
|||
При |
сравнении |
детонацион |
Углеводород |
Химическая |
ной стойко |
|||
сти (октано |
||||||||
ной |
стойкости |
углеводоро |
|
формула |
вое число по |
|||
дов |
различных |
классов с |
|
|
моторному |
|||
одинаковым числом |
атомов |
|
|
методу) |
||||
углерода в молекуле оказы |
н-гексан |
с вн 14 |
26 |
|||||
вается, |
что |
наименьшей |
гексен-1 |
с вн !2 |
64 |
|||
стойкостью обладают |
алка |
циклогексан |
1-вН]2 |
77 |
||||
новые |
углеводороды |
нор |
изогексан |
СИН]4 |
93 |
|||
мального строения, а наи |
бензол |
с вн 6 |
106 |
|||||
большей |
— ароматические. |
|
|
|
Ненасыщенные и циклановые углеводороды занимают промежуточное положение (табл. 32).
Из таблицы следует, что изоалкапы имеют значительно болеевысокую детонационную стойкость по сравнению с углеводорода- ■ ми нормального строения.
При увеличении молекулярной массы углеводородов одного и того же класса детонационная стойкость их уменьшается (табл. 33).
Углеводород
н-бутан н-пентан н-гексан н-гептан н-октан
Таблица 33
|
Показатель |
||
|
детонацион |
||
Химическая |
ной стойко |
||
сти |
(октано |
||
формула |
|||
вое число по |
|||
|
|||
|
моторному |
||
|
методу) |
||
QHio |
|
92 |
|
С5Н12 |
|
62 |
|
СеН14 |
|
26 |
|
с 7н 1в |
|
0 |
|
С8Н18 |
|
- 1 9 |
Детонационная стойкостьбензинов, являющихся сме сью углеводородов, будет определяться содержанием в них углеводородов раз личных классов и их строе нием.
Оценка детонационной стойкости бензинов заклю чается в сравнении ее с де тонационной стойкое т ь ю эталонов, которое произво дится на моторных уста новках.
Для оценки детонационной стойкости автобензинов принят по казатель, который называется октановым числом. При определе нии октановых чисел в качестве эталонов используются два угле водорода, обладающих весьма близкими физическими свойствами, но сильно отличающихся по детонационной стойкости:
изооктан, 2,2,4-триметилпентан, детонационную стойкостькоторого принимают за 100 единиц;
■— нормальный гептан, детонационная стойкость которого при нята за 0.
281