Файл: Варжапетян, А. Г. Готовность судовых систем управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИИ ГОТОВНОСТИ НА ЭЦВМ

б) достаточно чувствителен (критичен) по отношению к пара­

метрам системы управления

и аппаратуры

контроля

(б, у, S,

tK,

^

c

i

^

с

.

а

.

к

>

 

в) эффективен

в статистическом

смысле,

так

как

исследования

показывают, что он обладает сравнительно небольшой дисперсией и определяется с приемлемой точностью;

г) достаточно прост для вычислений и анализов.

Анализируя выражение (5.81), можно заключить, что г| для дан­ ных начальных условий, т. е. для заданной системы управления,

Рис. 5.25. Зависимость эффек­ тивности контроля т] от продол­ жительности /к работы системы управления при обслуживании.

öl < б2: Ѵі < Уг-

Рис. 5.26. Зависимость эффектив­ ности контроля т| системы упра­ вления от ошибок контроля б (сплошные линии) и у (штриховые линии).

Ѵі < ѴіІ б, < бг.

условии и длительности ее хранения и периодичности контроля зави­ сит от б, у, tK и S. На рис. 5.25 и 5.26 приведены зависимости т] от tK, б и у. Из графиков видно, что с изменением tK эффективность контроля значительно изменяется. Чем меньше ^к, тем выше тр Точно так же чем выше достоверность контроля (чем меньше ошибки б и у), тем 1) выше. Зависимость т) от охвата контролем 5 приведена

на рис. 5.27. При 5 —>0 г| —>— оо.

Для повышения эффективности контроля т] необходимы меро­ приятия по уменьшению tK, б и у и повышению 5. Эффективность контроля может быть повышена за счет выбора оптимальной перио­

дичности тп опт

проведения

обслуживания

систем

управления.

При идеальном контроле б,

у и tK равны нулю, 5 =

1,

Р 0к =

1,

Р а =

1,

R3 = 0

и т]ид = 1

(эффективность

идеального

контроля

равна

единице).

 

 

 

 

 

 

При

QK(тп/) <

Р к(тп/) [q

-|- ((к)] эффективность

контроля

т]

меньше

нуля. В

общем случае г) может изменяться от— оо до

1.

Очевидно, что если г |< 0 , то контроль судовой системы

управления

данной

аппаратурой контроля

невыгоден,

 

 

 

 

188


ГЛАВА 5

Эффективность контроля зависит от уровня надежности системы управления и периодичности тп ее контроля и обслуживания. На рнс. 5.28 приведены графики зависимости т] от тп. Из рисунка видно, что при малых значениях тп контроль менее эффективен, чем при больших. Кроме того, чем меньше ошибки и время контроля, тем при меньших тп становится выгодным проведение контроля судовой системы управления.

При проектировании аппаратуры контроля на основании выра­ жения (5.81) можно определить действенность вводимых в аппара-

Рис. 5.27.

Зависимость

эф­

Рис. 5.28.

Зависимость

эф­

фективности

контроля Т)

от

фективности

контроля

1]

от

охвата контролем 5.

 

периодичности

обслужива­

 

 

 

 

ния тп.

 

 

 

 

 

ІК 1 < ІКГ*

б ‘

<

б » : V . <

У>-

туру изменений, направленных на повышение качества ее функцио­ нирования. Если через ц' обозначить эффективность контроля после введенных в аппаратуру контроля изменений, то

Дт] =

rj' — г|

(5.82)

даст значение дополнительной

эффективности.

 

Знание параметра эффективности контроля позволяет определить, какой вариант аппаратуры контроля из нескольких конкурирую­ щих дает возможность лучше решить задачу контроля заданной си­

стемы управления и сделать заключение о целесообразности

прове­

дения контроля.

 

 

 

 

 

Определим, например, эффективность контроля судовой системы

управления,

характеризующейся параметрами

Я,с =

2

- 1 0

_ 3 ч-1,

\

= 2 - ІО- 5

ч-1, если контроль и обслуживание системы в период

ее хранения

проводится с периодичностью тп =

1 год,

при

^х р 0 =

=

2 года, tH — tK контрольной аппаратурой двух типов,

обеспечи­

вающей проведение контроля с параметрами, указанными в табл. 5.6. Результаты расчета приведены в табл. 5.7,

189


ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИИ ГОТОВНОСТИ НА ЭЦВМ

Исходные данные расчета эффективности контроля

 

 

Т а б л и ц а

5.6

 

 

 

 

 

 

Тип аппарату­

ö

V

S

'ко- "

V

а. к- 4

'

'а. к-

"

ры контроля

Первый

 

0,01

0,05

0,75

5

 

0,01

 

2

 

Второй

 

0,005

0,01

0,9

2

 

0,014

 

1

 

Результаты

расчета эффективности контроля

 

 

Т а б л и ц а

5.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип аппаратуры

контроля

 

 

 

Параметр

 

первый

 

 

второй

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р ок

 

 

0,9861

 

 

0,9977

 

 

 

Р н

 

 

0,8279

 

 

0,9510

 

 

 

<к. "

 

 

6,7

 

 

2,5

 

 

 

 

Q ( k )

 

 

0,1285

 

 

0,0530

 

 

 

А Р ид

 

 

0,2780

 

 

0,1911

 

 

 

А Р р

 

 

0,1055

 

 

0,1388

 

 

 

Яз

 

 

0,0991

 

 

0,0434

 

 

 

Р і

 

 

0,7159

 

 

0,8104

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ц

 

+ 0 ,0 6

 

 

+ 0 ,5 4

 

 

Таким образом, контроль системы управления аппаратурой

контроля

первого типа

неэффективен (г) =

-j-0,06)

из-за

малой сте­

пени охвата S ,

большой продолжительности контроля t K

и сравни­

тельно больших ошибок контроля, при этом затраты почти равны реальному доходу.

Контроль системы управления, проводимый аппаратурой кон­ троля второго типа, выгоден, имеет более высокую эффективность (т] = +0,54) и обеспечивает более высокие показатели надежности системы управления после ее обслуживания.

Алгоритм исследования эффективности контроля судовых систем управления при проведении их обслуживания приведен в прило­ жении XXII.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Авторы ставили своей целью обобщить и собрать воедино материал, имеющий отношение к исследованию функции готовности судовых систем управления с помощью аналитических и алгоритмических методов.

Использование на практике методов, изложенных в книге, поз­ волит более правильно подходить к выбору дисциплины обслужива­ ния систем управления в процессе плавания либо при ремонте в порту, к выбору состава ЗИПа, числа ремонтных бригад и т. д. Указанные методы достаточно эффективны при использовании их как в процессе проектирования судовых систем управления, так и при эксплуатации этих систем.

В книге не рассматривались подробные примеры использования аналитических и алгоритмических методов для исследования кон­ кретных систем управления. Однако общие алгоритмы, предложен­ ные в книге, легко могут быть трансформированы для этих целей.

Авторы считают, что выход в свет настоящей книги восполнит в значительной мере существующий пробел в литературе, освещаю­ щей вопросы готовности автоматизированных систем управления. Вместе с тем большое своеобразие и специфичность судовых систем управления несомненно выдвинут ряд новых задач, связанных с го­ товностью систем. Поэтому авторы с благодарностью примут пред­ ложения по формулированию новых задач и направлений исследова­ ния, а также замечания, направленные на улучшение настоящей книги.

 

Приложение

АЛГОЛ-ПРОГРАММА ВЫЧИСЛЕНИЯ

I

ФУНКЦИИ ГОТОВНОСТИ

 

ЧИСЛЕННЫМ МЕТОДОМ

 

begin integer N;

comment N — количество участков, иа которые разбивается временной интервал;

read ( N) ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

begin real (р, ß, у, t, h, г;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comment ß — параметр

потока

восстановления,

 

 

 

 

 

V — параметр

Стх

в

распределении

Релея,

 

 

 

 

Іі

— шаг интегрирования;

 

 

 

 

 

 

 

 

array

S

[1 : 2];

integer

 

v,

i,

j,

k,

l,

rrt,

n,

p ,

q,

r;

 

array

a

[0

: (3X/V)

+

2 ],

w

[o :

N ] \

read

 

(ß,

у,

/г);

 

k := m :=

0 ;

n ~ N ;

for

i

: =

0

 

step

 

1

until

2

do

 

begin

t : =

0 ;

for

j : =

m

step 1 until n do

 

 

 

begin

go

to if

k =

0

then

A A

else

if

к =

1

 

 

then

A B

else

AC;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A A

: S

[1]

:= f/y f 2;

S

[2 ]

:

=

(t f 2)/(2Xy f 2); go

to AD;

 

A B

:

S

[1 ] :=

ß;

5

[2]

:=

— (ßX /)

go

to

AD;

 

 

A C :

S

[1] :=

1;

S

[2] :=

((f 2)/(2Xy f 2);

 

 

A D :

a

[/]

:=

S

[1 ]Xexp

(S

[2 1);

/

 

/- )-/;

 

end

/';

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comment

В ячейки a 0 — a.v заносятся

значения

плотности

распределения

времени

безотказной

работы,

в

ячейки

а,у+і—а2,ѵ+і — значения плот­

ности распределения времени восстановления, в ячейки агд'+г-—аз.ѵ+г —

значения

вероятности

 

безотказной

работы;

 

 

 

/п ;-— j ; ./2 ;

ті -J- N "j- 1; /2 ;~~ k 4 - I

 

 

 

 

 

end i;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comment Этот участок программы будет изменяться в зависимости от функций

распределения

 

времени

отказа

системы

и

времени

восстановления;

і : =

0 ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

R R :

j

:= j

 

-j- 1; z := 0;

if / =

1 then v : =

 

0else

 

V :=

2

X /V -j- 2;

for

q : =

0

 

step

1

until

N do

 

 

begin

go to

if

q

1 <C 0

then DD else DE;

 

 

 

 

 

 

D E :

z := 0;

for i

:=

0

step

1

until

q

— 1

do

 

 

 

begin

r

: =

l

~

1;

m

 

q — t — 1;

p

: = 0 ;

 

 

 

 

 

 

BA

: S

[/] :=

0;

go

to if

m<C 0

then

BD

else

BE;

 

 

 

B E

:for

k

 

0

step

1 until

m do

 

 

 

 

 

 

 

 

S

[/] :=

 

S

[/]

-f- a [ v +

<7 — г —

6 — P ] X

a

[ N

-j- k -f-

1 ] -|-

 

a

[ v

 

q i к

— г] X a

[ N

+

k

-\- 2];

go

to

if l —

\

192