Файл: Бутковский, В. А. Эксплуатация оборудования мельниц и крупозаводов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для возмещения удаляемого при аспирации из машин и рабо­ чих помещений воздуха необходимо применять в холодное время года рециркуляцию (обратный возврат) очищенного воздуха.

В процессе эксплуатации все оборудование должно быть в ис­ правном состоянии, находиться под постоянным наблюдением об­ служивающего персонала и подвергаться тщательному осмотру. На неисправном оборудовании вывешивают специальные плакаты или делают надписи, предупреждающие о запрещении работать на этом оборудовании, а приводные ремни снимают со шкивов.

При возникновении в машине посторонних стуков или других явлений, указывающих на ее неисправность, надо немедленно пре­ кратить подачу в нее продукта, дождаться выхода его из рабочей зоны (кроме аварийного случая), остановить электродвигатель (или снять приводные ремни при трансмиссионном приводе), вы­ яснить причину неисправности и принять меры к ее устранению.

Осмотр рабочих органов, расположенных внутри машины, с це­ лью проверки их состояния, следует проводить только после пол­ ной ее остановки. Опасно также во время работы оборудования проверять руками приемные и выпускные патрубки машины, смот­ ровые люки, шлюзовые затворы.

Все выявляемые в процессе эксплуатации мелкие неисправнос­ ти обслуживающий персонал должен устранять под руководством старшего по смене и отмечать в специальном журнале, который находится у начальника. Поэтому на предприятиях должно быть организовано систематическое обучение эксплуатационников ре­ монтному делу.

При наличии больших неисправностей, которые не могут быть устранены эксплуатационниками или дежурными ремонтниками, старший по смене должен остановить машину, сделать запись в сменном журнале о неисправности для проведения внепланового ремонта этой машины.

При приеме—сдаче смены обязательно надо осмотреть оборудо­ вание на своем участке и убедиться, что оно работает нормально, никаких неисправностей нет, все ограждения находятся на своих местах, санитарное состояние оборудования и рабочего места нор­ мальное. Только после этого принимают смену от сменщика. При­ ем—сдача смены отмечается в сменном журнале.

Если во время осмотра будут выявлены какие-либо недостатки, мешающие нормальной работе, то об этом следует поставить в из­ вестность начальника смены и сделать отметку в сменном журнале

ив журнале «Неисправности оборудования».

Вконце смены, перед ее сдачей, тщательно очищают как обо­ рудование, так и свое рабочее место.

Пускать в работу вновь установленное оборудование, а также после его капитального ремонта или после длительной остановки можно только с разрешения начальника цеха или главного инже­ нера. Предварительно до пуска оборудования следует проверить:

правильность сборки и надежность крепления деталей;

9



отсутствие в машине случайно оставленных посторонних пред­ метов;

балансировку вращающихся частей; работу системы смазки и наличие в ней смазочных материалов; состояние приводных ремней;

наличие ограждений, их состояние, надежность крепления; легкость хода (путем поворачивания шкива вручную).

После этого приступают к пропуску машины вхолостую, во вре­ мя которого необходимо убедиться, что:

машина работает спокойно, без стуков, повышенного шума и вибрации;

биение шкивов, зубчатых передач, валов не превышает допус­ тимые нормы;

подшипники не перегреваются и масло из них не вытекает. Пускать в работу отдельную машину после непродолжительной

остановки можно лишь после проверки ее исправности.

В тех случаях, когда машину останавливают на длительный срок (капитальный ремонт, реконструкция, модернизация и т. п.), ее следует тщательно очистить снаружи и внутри от остатков зер­ на, пыли, примесей и т.д. С нее снимают приводные ремни, а при индивидуальном приводе выключают напряжение.

Кроме приведенных выше требований, создающих условия нор­ мальной технической эксплуатации оборудования, на обслуживаю­ щий персонал возлагаются другие, не менее важные задачи. Они заключаются в обеспечении необходимых технологических требо­ ваний, связанных с переработкой на предприятии зерна в высоко­ качественную продукцию.

Общее руководство всем технологическим процессом предприя­ тия осуществляет начальник цеха (крупчатник, мастер крупозаво­ да) и по его указанию его ближайшие помощники — начальники смены. Однако независимо от этого, работники, обслуживающее технологическое оборудование, также должны знать общие прин­ ципы построения технологического процесса на данном предприя­ тии, назначение и роль отдельных этапов этого процесса, связь между этапами и их взаимозаменяемость. Следует всегда помнить, что все технологическое оборудование зерноперерабатывающего предприятия работает в едином потоке и от работы каждой от­ дельной машины зависит работа всех последующих машин.

Осуществляя наблюдение за работой машины на своем рабо­ чем месте, дежурный эксплуатационник (обойщик, вальцевой, шелушилыцик, рассевной и т. д) должен уметь регулировать загруз­ ку обслуживаемого оборудования, режим работы рабочих органов машин с учетом вида и качества перерабатываемого зерна. Это позволит получить нужную технологическую эффективность, от ко­ торой могут зависеть конечные показатели работы всего пред­ приятия.

Существенную помощь в этом эксплуатационному персоналу оказывает имеющаяся на предприятии лаборатория технохимиче-

Ю


ского контроля. Она проверяет работу отдельных машин к этапов процесса, наблюдает за ходом работы предприятия, т. е. как осу­ ществляются требования по организации и ведению технологиче­ ского процесса, и на основании лабораторных анализов делает со­ ответствующие выводы. В связи с этим по всем сигналам лабора­ тории о имеющихся нарушениях надо немедленно принимать соот­ ветствующие меры.

ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ НЕИСПРАВНОСТЕЙ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБОРУДОВАНИИ

Одним из основных видов неисправностей является изнашива­ ние, или процесс разрушения рабочих поверхностей деталей от тре­ ния. Например, продукты, влияющие на изнашивание подшипни­ ков и валков, вносятся извне при низком качестве уплотняющих систем или загрязнении применяемых смазочных материалов.

Зерновые продукты подвергают изнашиванию и рабочие орга­ ны машин, особенно измельчающих, шелушильных и шлифоваль­ ных. Устранение этих причин может увеличить срок службы де­ талей.

Снизить интенсивность изнашивания дисков триеров можно путем периодической их разгрузки от скапливающихся в кожухе минеральных частиц. Срок службы ситоочистителей сепараторов можно увеличить путем установки сит с пробивными отверстиями заусеницами вверх. Износ поверхности вальцов вальцовых стан­ ков можно предупредить, если выключать питание, при переводе станка на холостой ход, с некоторым запозданием при отвале вальцов и, наоборот, с некоторым опережением при их привале.

На интенсивность и скорость изнашивания в значительной мере влияет низкое качество материалов и комплектующих изделий.

Отказы (выход из работы) технологического оборудования мо­ гут быть результатом дефектной сборки машины или эксплуата­ ционные перегрузки (особенно при начинающихся «завалах»). В этих случаях наиболее часто повреждаются резьбовые соедине­ ния, валы, подшипники, зубчатые, цепные и ременные передачи, нарушается герметичность. Надежность резьбовых соединений прежде всего достигается предельной их затяжкой.

Непараллельность сопрягаемых опорных поверхностей вызыва­ ет эксцентричную нагрузку на соединительные болты, что значи­ тельно снижает их прочность. В этом случае на болт, кроме напря­ жения растяжения, действует напряжение изгиба, что, в свою оче­ редь, приводит к заеданию резьбы.

Искривление валов машин может быть от неудовлетворитель­ ной работы подшипниковых узлов и смещения балансиров в урав­ новешивающих механизмах.

Пазы (шпоночные канавки) для клиновых и призматических шпонок (в вальцах вальцовых станков, в валах роторов обоечных,

11


моечных, вымольных и других машин) повреждаются из-за при­ менения шпонок, изготовленных из более твердого' материала, чем материал валов; извлечения шпонок с использованием стальных молотков, выколоток, зубил вместо специальных приспособлений; постепенного перемещения шпонки в осевом направлении в резуль­ тате неудовлетворительного ее крепления на валу. Кроме того, износ посадочных мест шпонок и шпоночных ^канавок и смятие шлицев возможны из-за аварийных перегрузок.

Повреждение зубчатых передач может быть следствием пере­ коса соединяемых валов, попадания в зацепление посторонних предметов, интенсивного износа недостаточно смазываемых эле­ ментов зацепления, выкрашивания контактирующих поверхностей зубьев, длительно работающих с перегрузкой или с нарушенными боковыми и радиальными зазорами. Причинами поломки зубьев также являются недостаточная жесткость валов, перекосы шесте­ рен, вызванные их неправильным креплением на валах.

При повреждении зубчатых передач появляется повышенный шум, толчки и удары, приводящие к вибрации машин и нарушению нормального зацепления. Следует отметить, что неточность изготов­ ления зубчатых колес, их небрежная сборка и нетщательная ба­ лансировка в значительной мере повышают шум. В целях некото­ рого снижения шума необходимо тщательно выбирать и органи­ зовывать нормальную подачу смазочных материалов к поверхности

скольжения зубьев.

Причинами разрушения зубьев, выкрашивания их поверхно­ сти и выламывания углов могут быть переменные напряжения из-за неравномерной загрузки вальцового станка, а также ударные воздействия при быстроувеличивающихся боковых зазорах в за­

цеплении.

Повреждение цепных и ременных передач главным образом происходит из-за износа их элементов. Кроме того, поломки мог^т быть вызваны перекосом сопрягаемых валов, попаданием .посто­ ронних предметов, применением смолистых смазок для ременных передач.

Для увеличения срока службы гибких, плоских и клиноремен­ ных передач их следует подвергать предварительной вытяжке, а также следить за правильным соединением их концов.

Долговечность цепных передач может быть увеличена при пра­ вильной их смазке, рациональном натяжении и защите цепей от перегрузки. Цепи смазывают вручную или в масляной ванне.

Рекомендуется новые цепи, до их установки, погрузить в жиро­ вые и синтетические солидолы, минеральные масла (с добавле­ нием 5% графита), в которых цепь выдерживают при температуре 60—80° С в течение 2 ч.

Повреждение или авария машины могут быть вызваны попада­ нием в рабочую зону посторонних металлических предметов в ре­ зультате неудовлетворительной работы магнитной защиты перед измельчающими и шелушильными машинами и т. д. Поэтому пе­

12