Файл: Бутковский, В. А. Эксплуатация оборудования мельниц и крупозаводов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
Для возмещения удаляемого при аспирации из машин и рабо чих помещений воздуха необходимо применять в холодное время года рециркуляцию (обратный возврат) очищенного воздуха.
В процессе эксплуатации все оборудование должно быть в ис правном состоянии, находиться под постоянным наблюдением об служивающего персонала и подвергаться тщательному осмотру. На неисправном оборудовании вывешивают специальные плакаты или делают надписи, предупреждающие о запрещении работать на этом оборудовании, а приводные ремни снимают со шкивов.
При возникновении в машине посторонних стуков или других явлений, указывающих на ее неисправность, надо немедленно пре кратить подачу в нее продукта, дождаться выхода его из рабочей зоны (кроме аварийного случая), остановить электродвигатель (или снять приводные ремни при трансмиссионном приводе), вы яснить причину неисправности и принять меры к ее устранению.
Осмотр рабочих органов, расположенных внутри машины, с це лью проверки их состояния, следует проводить только после пол ной ее остановки. Опасно также во время работы оборудования проверять руками приемные и выпускные патрубки машины, смот ровые люки, шлюзовые затворы.
Все выявляемые в процессе эксплуатации мелкие неисправнос ти обслуживающий персонал должен устранять под руководством старшего по смене и отмечать в специальном журнале, который находится у начальника. Поэтому на предприятиях должно быть организовано систематическое обучение эксплуатационников ре монтному делу.
При наличии больших неисправностей, которые не могут быть устранены эксплуатационниками или дежурными ремонтниками, старший по смене должен остановить машину, сделать запись в сменном журнале о неисправности для проведения внепланового ремонта этой машины.
При приеме—сдаче смены обязательно надо осмотреть оборудо вание на своем участке и убедиться, что оно работает нормально, никаких неисправностей нет, все ограждения находятся на своих местах, санитарное состояние оборудования и рабочего места нор мальное. Только после этого принимают смену от сменщика. При ем—сдача смены отмечается в сменном журнале.
Если во время осмотра будут выявлены какие-либо недостатки, мешающие нормальной работе, то об этом следует поставить в из вестность начальника смены и сделать отметку в сменном журнале
ив журнале «Неисправности оборудования».
Вконце смены, перед ее сдачей, тщательно очищают как обо рудование, так и свое рабочее место.
Пускать в работу вновь установленное оборудование, а также после его капитального ремонта или после длительной остановки можно только с разрешения начальника цеха или главного инже нера. Предварительно до пуска оборудования следует проверить:
правильность сборки и надежность крепления деталей;
9
отсутствие в машине случайно оставленных посторонних пред метов;
балансировку вращающихся частей; работу системы смазки и наличие в ней смазочных материалов; состояние приводных ремней;
наличие ограждений, их состояние, надежность крепления; легкость хода (путем поворачивания шкива вручную).
После этого приступают к пропуску машины вхолостую, во вре мя которого необходимо убедиться, что:
машина работает спокойно, без стуков, повышенного шума и вибрации;
биение шкивов, зубчатых передач, валов не превышает допус тимые нормы;
подшипники не перегреваются и масло из них не вытекает. Пускать в работу отдельную машину после непродолжительной
остановки можно лишь после проверки ее исправности.
В тех случаях, когда машину останавливают на длительный срок (капитальный ремонт, реконструкция, модернизация и т. п.), ее следует тщательно очистить снаружи и внутри от остатков зер на, пыли, примесей и т.д. С нее снимают приводные ремни, а при индивидуальном приводе выключают напряжение.
Кроме приведенных выше требований, создающих условия нор мальной технической эксплуатации оборудования, на обслуживаю щий персонал возлагаются другие, не менее важные задачи. Они заключаются в обеспечении необходимых технологических требо ваний, связанных с переработкой на предприятии зерна в высоко качественную продукцию.
Общее руководство всем технологическим процессом предприя тия осуществляет начальник цеха (крупчатник, мастер крупозаво да) и по его указанию его ближайшие помощники — начальники смены. Однако независимо от этого, работники, обслуживающее технологическое оборудование, также должны знать общие прин ципы построения технологического процесса на данном предприя тии, назначение и роль отдельных этапов этого процесса, связь между этапами и их взаимозаменяемость. Следует всегда помнить, что все технологическое оборудование зерноперерабатывающего предприятия работает в едином потоке и от работы каждой от дельной машины зависит работа всех последующих машин.
Осуществляя наблюдение за работой машины на своем рабо чем месте, дежурный эксплуатационник (обойщик, вальцевой, шелушилыцик, рассевной и т. д) должен уметь регулировать загруз ку обслуживаемого оборудования, режим работы рабочих органов машин с учетом вида и качества перерабатываемого зерна. Это позволит получить нужную технологическую эффективность, от ко торой могут зависеть конечные показатели работы всего пред приятия.
Существенную помощь в этом эксплуатационному персоналу оказывает имеющаяся на предприятии лаборатория технохимиче-
Ю
ского контроля. Она проверяет работу отдельных машин к этапов процесса, наблюдает за ходом работы предприятия, т. е. как осу ществляются требования по организации и ведению технологиче ского процесса, и на основании лабораторных анализов делает со ответствующие выводы. В связи с этим по всем сигналам лабора тории о имеющихся нарушениях надо немедленно принимать соот ветствующие меры.
ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ НЕИСПРАВНОСТЕЙ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБОРУДОВАНИИ
Одним из основных видов неисправностей является изнашива ние, или процесс разрушения рабочих поверхностей деталей от тре ния. Например, продукты, влияющие на изнашивание подшипни ков и валков, вносятся извне при низком качестве уплотняющих систем или загрязнении применяемых смазочных материалов.
Зерновые продукты подвергают изнашиванию и рабочие орга ны машин, особенно измельчающих, шелушильных и шлифоваль ных. Устранение этих причин может увеличить срок службы де талей.
Снизить интенсивность изнашивания дисков триеров можно путем периодической их разгрузки от скапливающихся в кожухе минеральных частиц. Срок службы ситоочистителей сепараторов можно увеличить путем установки сит с пробивными отверстиями заусеницами вверх. Износ поверхности вальцов вальцовых стан ков можно предупредить, если выключать питание, при переводе станка на холостой ход, с некоторым запозданием при отвале вальцов и, наоборот, с некоторым опережением при их привале.
На интенсивность и скорость изнашивания в значительной мере влияет низкое качество материалов и комплектующих изделий.
Отказы (выход из работы) технологического оборудования мо гут быть результатом дефектной сборки машины или эксплуата ционные перегрузки (особенно при начинающихся «завалах»). В этих случаях наиболее часто повреждаются резьбовые соедине ния, валы, подшипники, зубчатые, цепные и ременные передачи, нарушается герметичность. Надежность резьбовых соединений прежде всего достигается предельной их затяжкой.
Непараллельность сопрягаемых опорных поверхностей вызыва ет эксцентричную нагрузку на соединительные болты, что значи тельно снижает их прочность. В этом случае на болт, кроме напря жения растяжения, действует напряжение изгиба, что, в свою оче редь, приводит к заеданию резьбы.
Искривление валов машин может быть от неудовлетворитель ной работы подшипниковых узлов и смещения балансиров в урав новешивающих механизмах.
Пазы (шпоночные канавки) для клиновых и призматических шпонок (в вальцах вальцовых станков, в валах роторов обоечных,
11
моечных, вымольных и других машин) повреждаются из-за при менения шпонок, изготовленных из более твердого' материала, чем материал валов; извлечения шпонок с использованием стальных молотков, выколоток, зубил вместо специальных приспособлений; постепенного перемещения шпонки в осевом направлении в резуль тате неудовлетворительного ее крепления на валу. Кроме того, износ посадочных мест шпонок и шпоночных ^канавок и смятие шлицев возможны из-за аварийных перегрузок.
Повреждение зубчатых передач может быть следствием пере коса соединяемых валов, попадания в зацепление посторонних предметов, интенсивного износа недостаточно смазываемых эле ментов зацепления, выкрашивания контактирующих поверхностей зубьев, длительно работающих с перегрузкой или с нарушенными боковыми и радиальными зазорами. Причинами поломки зубьев также являются недостаточная жесткость валов, перекосы шесте рен, вызванные их неправильным креплением на валах.
При повреждении зубчатых передач появляется повышенный шум, толчки и удары, приводящие к вибрации машин и нарушению нормального зацепления. Следует отметить, что неточность изготов ления зубчатых колес, их небрежная сборка и нетщательная ба лансировка в значительной мере повышают шум. В целях некото рого снижения шума необходимо тщательно выбирать и органи зовывать нормальную подачу смазочных материалов к поверхности
скольжения зубьев.
Причинами разрушения зубьев, выкрашивания их поверхно сти и выламывания углов могут быть переменные напряжения из-за неравномерной загрузки вальцового станка, а также ударные воздействия при быстроувеличивающихся боковых зазорах в за
цеплении.
Повреждение цепных и ременных передач главным образом происходит из-за износа их элементов. Кроме того, поломки мог^т быть вызваны перекосом сопрягаемых валов, попаданием .посто ронних предметов, применением смолистых смазок для ременных передач.
Для увеличения срока службы гибких, плоских и клиноремен ных передач их следует подвергать предварительной вытяжке, а также следить за правильным соединением их концов.
Долговечность цепных передач может быть увеличена при пра вильной их смазке, рациональном натяжении и защите цепей от перегрузки. Цепи смазывают вручную или в масляной ванне.
Рекомендуется новые цепи, до их установки, погрузить в жиро вые и синтетические солидолы, минеральные масла (с добавле нием 5% графита), в которых цепь выдерживают при температуре 60—80° С в течение 2 ч.
Повреждение или авария машины могут быть вызваны попада нием в рабочую зону посторонних металлических предметов в ре зультате неудовлетворительной работы магнитной защиты перед измельчающими и шелушильными машинами и т. д. Поэтому пе
12