Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тые в управляющей системе, вступают между собой в производ­ ственные отношения:

складывающиеся в процессе сбора, передачи, переработки, анализа, хранения эксплуатационно-экономической информации, необходимой для принятия решений;

возникающие при подготовке и принятии решений; складывающиеся в процессе реализации решений.

Важное значение в системах управления играет правильная их организация. Это понятие — организация — имеет ряд значений. Организацию можно рассматривать как целенаправленный кол­ лектив людей, постоянно осуществляющий совместную деятель­ ность для достижения целей в соответствии с установленными правилами и структурой. Различают понятие «организация» как процесс или совокупность мероприятий, осуществляемых для оп­ тимального управления системой.

Организация как процесс включает подготовку и реализацию эксплуатационно-экономических и технических мероприятий, на­ правленных на выполнение плана. Сюда входят разработка и проектирование рациональных форм и методов управления транс­ портным процессом, оптимальных размеров и рациональной струк­ туры пароходств, портов и промышленных предприятий, подго­ товка нормативного и инструктивного материала, необходимого для процесса принятия решения и корректирующего воздействия на управляемый объект. Организация должна. обеспечивать: опе­ ративность, надежность и полноту контроля за ходом выполнения транспортного процесса; ускорение технического прогресса на транспорте; правильную подчиненность органов управления; ус­ тановление рациональных взаимосвязей между элементами транс­ портного процесса, а также между органами управления; правиль­ ную степень централизации управленческих прав и обязанностей; рациональный документооборот; высокую экономическую эффек­ тивность.

Для выполнения функций по управлению транспортным про­ цессом создается аппарат управления. Каждой функции по уп­ равлению соответствует одно или несколько структурных подраз­

делений. Структура— это

организация элементов

в систему, т. е.

совокупность

отношений

и

связей, существующих

между этими

элементами в

пространстве

(статическая структура) и во времени

(динамическая структура).

Под организационной

структурой па­

роходства, порта, предприятия понимается состав и соподчинен­ ность взаимосвязанных служб, отделов и других звеньев, выпол­ няющих различные функции по управлению транспортным про­ цессом. Начальник пароходства и его заместители управляют транспортным процессом с помощью функциональных органов управления — служб и отделов, размер которых определяется организационной структурой. Ниже приводятся названия основных служб и отделов пароходства и их задачи.

Планово-экономический отдел (ПЭО) — самостоятельное струк­ турное подразделение.. Главной задачей ПЭО является перспек­

47


тивное (пятилетнее) и годовое планирование развития пароходст­ ва, а также контроль за ходом выполнения плана на основе ис­ пользования прогрессивных норм и измерителей использования флота, механизации, оборудования, материальных, финансовых и людских ресурсов.

Служба перевозок и эксплуатации флота разрабатывает про­ грессивные нормы графика движения флота, планирует эксплуата­ ционную работу флота и портов и оперативно регулирует их ра­ боту для выполнения годового плана перевозок и социалистиче­ ских обязательств.

Служба грузовой и коммерческой работы занимается изыска­ нием новых грузопотоков, обеспечивает план перевозок конкрет­

ными грузами, совершенствует

коммерческую работу и

тарифы

на перевозку грузов и пассажиров.

техниче­

Служба судового хозяйства

отвечает за грамотную

скую эксплуатацию флота, систематически осуществляет его мо­ дернизацию.

Служба портов обеспечивает техническую эксплуатацию по­ грузочно-разгрузочной механизации.

Отдел промышленных предприятий планирует загрузку про­ мышленных предприятий, контролирует ритмичность их работы и выполнение плана.

Отдел материально-технического снабжений находится на са­ мостоятельном балансе, ведает снабжением предприятий паро­ ходства, необходимым сырьем, топливом, материалами и запас­ ными частями.

Отдел капитального строительства подготавливает проектно­ сметную документацию, организует и контролирует выполнение планов капитального строительства пароходства.

Технический отдел занимается внедрением прогрессивной тех­ ники и технологии работ, осуществляет контроль за поступлением и использованием научно-технической информации.

Финансовый отдел занимается разработкой финансового пла­ на, внедрением хозяйственного расчета во все звенья транспорт­ ного процесса, осуществляет своевременное оперативное регули­ рование финансовыми ресурсами, чтобы не допустить просрочек по платежам поставщиков, выдаче заработной платы рабочим и служащим, а также по взносам в бюджет, контролирует поступ­ ление доходов и выполнение показателей финансового плана.

Отдел труда и заработной платы осуществляет нормирование и организацию заработной платы, изучает и внедряет высокопро­

изводительные методы труда, проводит анализ использования ра­ бочего времени.

Бухгалтерия ведет хозяйственный учет, контролирует правиль­

ность расходования средств, анализирует непроизводительные потери и убытки, принимает меры, обеспечивающие выполнения -плана по себестоимости перевозок, погрузочно-разгрузочных ра­ бот и затрат на рубль товарной продукции.

Отдел научной организации труда и экономического анализа

48


изучает и внедряет

передовые методы труда на флоте,

в

портах

и на промышленных предприятиях.

и

опера­

Вычислительный

центр составляет статистическую

тивную отчетность, разрабатывает и внедряет экономико-матема­ тические методы в управлении транспортным процессом, механи­ зирует и автоматизирует планирование, сбор и обработку анали­ тической информации.

Отдел кадров занимается подбором и подготовкой квалифи­ цированных кадров.

Служба безопасности судовождения обеспечивает безаварий­ ную работу флота.

Отдел техники безопасности разрабатывает и внедряет меро­ приятия, направленные на безопасную работу плавсостава, пор­ товых и промышленных рабочих, ИТР и служащих.

Административно-хозяйственный отдел, помимо своевременного оформления и доставки корреспонденции в соответствующие службы и отделы, а также размножения необходимой докумен­ тации, занимается улучшением условий труда ИТР и служащих пароходства.

Организационная структура управления оказывает непосред­ ственное влияние на взаимосвязь служб и отделов, т. е. от пра­ вильного построения организации управления зависит рацио­ нальное движение планово-отчетной и оперативной информации, определяющее своевременность принятия командных решений, устранение параллелизма и дублирования в работе служб и от­ делов. Поэтому одновременно с проектированием или совершен­ ствованием организационной структуры разрабатываются систе­ мы взаимосвязей по каждому структурному подразделению.

Основные органы управления речным транспортом — Мини­ стерство речного флота РСФСР и главные управления и управ­ ления речного транспорта при советах министров союзных рес­ публик. Им подчинены пароходства, бассейновые управления пу­ ти и управления каналов.

Пароходство — важнейшее хозрасчетное подразделение

речно­

го транспорта. Главной задачей пароходства является

макси­

мальное удовлетворение народного хозяйства в перевозках, тя­ готеющих к речным путям. Все хозрасчетные предприятия, вхо­

дящие в состав пароходства,

осуществляют свою

производствен­

но-финансовую деятельность (как и пароходства)

в

соответствии

с Положением о социалистическом государственном

производст­

венном предприятии.

Пароходства подчиняются

непосредственно

Министерству речного

флота

РСФСР, аппарат которого состоит

из главных управлений, управлений и отделов.

Схема управления Министерством речного флота РСФСР хо­

зяйственной

деятельностью пароходств,

управлений

каналов,

бассейновых

управлений пути

и других

предприятий

показана

на рис. 8.

 

 

 

 

Организационная структура

управления

имеет вертикальное

и горизонтальное построения и характеризуется линейной и функ­

4 Экономика речного транспорта

49



циональной зависимостями звеньев и подразделений; вертикаль­ ное построение организационной структуры включает ступени управления речным транспортом, горизонтальное — состав линей­ ных и функциональных подразделений каждой ступени управле­ ния и их взаимосвязь и взаимозависимость.

Кроме организационной структуры предприятии, большую роль в управлении производством играет информация. Процесс управ­ ления состоит из непрерывного решения хозяйственных задач. Материальной основой возникновения и решения задач служат

Рис. 8. Схема управления структурными подразделениями МРФ

данные, объективно отражающие все стороны работы пароходств и циркулирующие в системе управления. Без достаточно досто­ верной и оперативной информации управление транспортным процессом не может быть эффективным. Правильно разработан­ ные потоки информации дают возможность своевременно пла­ нировать происходящие явления и принимать командные реше­ ния. Форма и периодичность принимаемых команд, потоки инфор­ мации, информационные связи могут быть различными, но прин­ ципиально управление осуществляется следующим образом.

В пароходстве существует информация, отражающая все ви­ ды деятельности речного транспорта: эксплуатационную, про­ мышленную, подсобно-вспомогательную. В соответствии с этими видами деятельности информация подразделяется на плановую, оперативно-отчетную, бухгалтерскую, финансовую, статистиче­ скую. Имеется также информация по материально-техническому снабжению, капитальному строительству, кадрам. C переходом на новую систему планирования и экономического стимулиро­ вания на предприятиях и необходимостью более глубокого ана­ лиза производственно-финансовой деятельности появились диф­ ференцированная информация и интегрированная система ее обработки.

50

Информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю. К внешней информации, возникающей в результате необходимых внешних связей и воздействий, относятся директивные указания вышестоящих органов, контрольные и плановые задания Мини­ стерства речного флота, данные о наличии необходимых грузов у клиентуры, различного рода данные о научно-техническом про­ грессе в отраслях народного хозяйства и др. Внутренняя инфор­ мация отражает действительное положение дел с выполнением плана перевозок, погрузочно-разгрузочных работ, выпуском вало­ вой и товарной продукции и других эксплуатационно^экономических показателей.

Объем и сроки поступления информации зависят от ступеней соподчиненности функциональных отделов и руководителей, их функций и роли в процессе производства. Например, если масте­ ру погрузочно-разгрузочных работ надо знать, сколько груза пе­ регрузила бригада в целом и каждый член бригады, то начальнику пароходства такие подробные данные не нужны, он не в со­ стоянии проанализировать работу каждого работника, его инте­ ресуют показатели выполнения плана в целом по портам. Свое­ временное поступление и переработка информации позволяют эф­ фективно принимать командные решения, не допускать диспро­ порций и отклонений в процессе производства от установленной технологии.

Различаются условно-постоянная и переменная информация.

К условно-постоянной

относится информация, не изменяющаяся

в течение длительного

периода (все плановые данные, отчетные

показатели прошедших

периодов, тарифы, нормы, нормативы,

цены и т. п.), к переменной— оперативная отчетность о выполне­ нии плана перевозок и эксплуатационно-экономических показа­ телей (с дифференциацией по родам грузов, грузоотправителям, грузам чистого отправления и входным, местным и транзитным перевозкам, портам — пристаням) и другие данные. Переменная информация отражает динамику хозяйственной деятельности. Сбор и обработка переменной информации представляют наи­ большую сложность, так как ценность ее заключается в своевре­ менности, что требует наиболее высоких темпов сбора и пере­ работки.

Для принятия командных решений используется как постоян­ но-условная, так и переменная информация. В результате пере­ работки этой информации получают данные о нужных сторонах хозяйственной деятельности предприятий, на основе которых и принимаются решения.

Совокупность всех видов информации представляет собой ин­ формационную систему. Необходимо учитывать, что излишняя информация перегружает работников управления, приводит к замедлению оптимальных решений и их запаздыванию. Большую роль при разработке информационной системы играют техниче­ ские средства приема, передачи и переработки информации (теле­ граф, телефон, почта, электронно-вычислительные машины, ма­

4*

51