Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
тые в управляющей системе, вступают между собой в производ ственные отношения:
складывающиеся в процессе сбора, передачи, переработки, анализа, хранения эксплуатационно-экономической информации, необходимой для принятия решений;
возникающие при подготовке и принятии решений; складывающиеся в процессе реализации решений.
Важное значение в системах управления играет правильная их организация. Это понятие — организация — имеет ряд значений. Организацию можно рассматривать как целенаправленный кол лектив людей, постоянно осуществляющий совместную деятель ность для достижения целей в соответствии с установленными правилами и структурой. Различают понятие «организация» как процесс или совокупность мероприятий, осуществляемых для оп тимального управления системой.
Организация как процесс включает подготовку и реализацию эксплуатационно-экономических и технических мероприятий, на правленных на выполнение плана. Сюда входят разработка и проектирование рациональных форм и методов управления транс портным процессом, оптимальных размеров и рациональной струк туры пароходств, портов и промышленных предприятий, подго товка нормативного и инструктивного материала, необходимого для процесса принятия решения и корректирующего воздействия на управляемый объект. Организация должна. обеспечивать: опе ративность, надежность и полноту контроля за ходом выполнения транспортного процесса; ускорение технического прогресса на транспорте; правильную подчиненность органов управления; ус тановление рациональных взаимосвязей между элементами транс портного процесса, а также между органами управления; правиль ную степень централизации управленческих прав и обязанностей; рациональный документооборот; высокую экономическую эффек тивность.
Для выполнения функций по управлению транспортным про цессом создается аппарат управления. Каждой функции по уп равлению соответствует одно или несколько структурных подраз
делений. Структура— это |
организация элементов |
в систему, т. е. |
||
совокупность |
отношений |
и |
связей, существующих |
между этими |
элементами в |
пространстве |
(статическая структура) и во времени |
||
(динамическая структура). |
Под организационной |
структурой па |
роходства, порта, предприятия понимается состав и соподчинен ность взаимосвязанных служб, отделов и других звеньев, выпол няющих различные функции по управлению транспортным про цессом. Начальник пароходства и его заместители управляют транспортным процессом с помощью функциональных органов управления — служб и отделов, размер которых определяется организационной структурой. Ниже приводятся названия основных служб и отделов пароходства и их задачи.
Планово-экономический отдел (ПЭО) — самостоятельное струк турное подразделение.. Главной задачей ПЭО является перспек
47
тивное (пятилетнее) и годовое планирование развития пароходст ва, а также контроль за ходом выполнения плана на основе ис пользования прогрессивных норм и измерителей использования флота, механизации, оборудования, материальных, финансовых и людских ресурсов.
Служба перевозок и эксплуатации флота разрабатывает про грессивные нормы графика движения флота, планирует эксплуата ционную работу флота и портов и оперативно регулирует их ра боту для выполнения годового плана перевозок и социалистиче ских обязательств.
Служба грузовой и коммерческой работы занимается изыска нием новых грузопотоков, обеспечивает план перевозок конкрет
ными грузами, совершенствует |
коммерческую работу и |
тарифы |
на перевозку грузов и пассажиров. |
техниче |
|
Служба судового хозяйства |
отвечает за грамотную |
скую эксплуатацию флота, систематически осуществляет его мо дернизацию.
Служба портов обеспечивает техническую эксплуатацию по грузочно-разгрузочной механизации.
Отдел промышленных предприятий планирует загрузку про мышленных предприятий, контролирует ритмичность их работы и выполнение плана.
Отдел материально-технического снабжений находится на са мостоятельном балансе, ведает снабжением предприятий паро ходства, необходимым сырьем, топливом, материалами и запас ными частями.
Отдел капитального строительства подготавливает проектно сметную документацию, организует и контролирует выполнение планов капитального строительства пароходства.
Технический отдел занимается внедрением прогрессивной тех ники и технологии работ, осуществляет контроль за поступлением и использованием научно-технической информации.
Финансовый отдел занимается разработкой финансового пла на, внедрением хозяйственного расчета во все звенья транспорт ного процесса, осуществляет своевременное оперативное регули рование финансовыми ресурсами, чтобы не допустить просрочек по платежам поставщиков, выдаче заработной платы рабочим и служащим, а также по взносам в бюджет, контролирует поступ ление доходов и выполнение показателей финансового плана.
Отдел труда и заработной платы осуществляет нормирование и организацию заработной платы, изучает и внедряет высокопро
изводительные методы труда, проводит анализ использования ра бочего времени.
Бухгалтерия ведет хозяйственный учет, контролирует правиль
ность расходования средств, анализирует непроизводительные потери и убытки, принимает меры, обеспечивающие выполнения -плана по себестоимости перевозок, погрузочно-разгрузочных ра бот и затрат на рубль товарной продукции.
Отдел научной организации труда и экономического анализа
48
изучает и внедряет |
передовые методы труда на флоте, |
в |
портах |
и на промышленных предприятиях. |
и |
опера |
|
Вычислительный |
центр составляет статистическую |
тивную отчетность, разрабатывает и внедряет экономико-матема тические методы в управлении транспортным процессом, механи зирует и автоматизирует планирование, сбор и обработку анали тической информации.
Отдел кадров занимается подбором и подготовкой квалифи цированных кадров.
Служба безопасности судовождения обеспечивает безаварий ную работу флота.
Отдел техники безопасности разрабатывает и внедряет меро приятия, направленные на безопасную работу плавсостава, пор товых и промышленных рабочих, ИТР и служащих.
Административно-хозяйственный отдел, помимо своевременного оформления и доставки корреспонденции в соответствующие службы и отделы, а также размножения необходимой докумен тации, занимается улучшением условий труда ИТР и служащих пароходства.
Организационная структура управления оказывает непосред ственное влияние на взаимосвязь служб и отделов, т. е. от пра вильного построения организации управления зависит рацио нальное движение планово-отчетной и оперативной информации, определяющее своевременность принятия командных решений, устранение параллелизма и дублирования в работе служб и от делов. Поэтому одновременно с проектированием или совершен ствованием организационной структуры разрабатываются систе мы взаимосвязей по каждому структурному подразделению.
Основные органы управления речным транспортом — Мини стерство речного флота РСФСР и главные управления и управ ления речного транспорта при советах министров союзных рес публик. Им подчинены пароходства, бассейновые управления пу ти и управления каналов.
Пароходство — важнейшее хозрасчетное подразделение |
речно |
го транспорта. Главной задачей пароходства является |
макси |
мальное удовлетворение народного хозяйства в перевозках, тя готеющих к речным путям. Все хозрасчетные предприятия, вхо
дящие в состав пароходства, |
осуществляют свою |
производствен |
||
но-финансовую деятельность (как и пароходства) |
в |
соответствии |
||
с Положением о социалистическом государственном |
производст |
|||
венном предприятии. |
Пароходства подчиняются |
непосредственно |
||
Министерству речного |
флота |
РСФСР, аппарат которого состоит |
из главных управлений, управлений и отделов.
Схема управления Министерством речного флота РСФСР хо
зяйственной |
деятельностью пароходств, |
управлений |
каналов, |
|
бассейновых |
управлений пути |
и других |
предприятий |
показана |
на рис. 8. |
|
|
|
|
Организационная структура |
управления |
имеет вертикальное |
и горизонтальное построения и характеризуется линейной и функ
4 Экономика речного транспорта |
49 |
циональной зависимостями звеньев и подразделений; вертикаль ное построение организационной структуры включает ступени управления речным транспортом, горизонтальное — состав линей ных и функциональных подразделений каждой ступени управле ния и их взаимосвязь и взаимозависимость.
Кроме организационной структуры предприятии, большую роль в управлении производством играет информация. Процесс управ ления состоит из непрерывного решения хозяйственных задач. Материальной основой возникновения и решения задач служат
Рис. 8. Схема управления структурными подразделениями МРФ
данные, объективно отражающие все стороны работы пароходств и циркулирующие в системе управления. Без достаточно досто верной и оперативной информации управление транспортным процессом не может быть эффективным. Правильно разработан ные потоки информации дают возможность своевременно пла нировать происходящие явления и принимать командные реше ния. Форма и периодичность принимаемых команд, потоки инфор мации, информационные связи могут быть различными, но прин ципиально управление осуществляется следующим образом.
В пароходстве существует информация, отражающая все ви ды деятельности речного транспорта: эксплуатационную, про мышленную, подсобно-вспомогательную. В соответствии с этими видами деятельности информация подразделяется на плановую, оперативно-отчетную, бухгалтерскую, финансовую, статистиче скую. Имеется также информация по материально-техническому снабжению, капитальному строительству, кадрам. C переходом на новую систему планирования и экономического стимулиро вания на предприятиях и необходимостью более глубокого ана лиза производственно-финансовой деятельности появились диф ференцированная информация и интегрированная система ее обработки.
50
Информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю. К внешней информации, возникающей в результате необходимых внешних связей и воздействий, относятся директивные указания вышестоящих органов, контрольные и плановые задания Мини стерства речного флота, данные о наличии необходимых грузов у клиентуры, различного рода данные о научно-техническом про грессе в отраслях народного хозяйства и др. Внутренняя инфор мация отражает действительное положение дел с выполнением плана перевозок, погрузочно-разгрузочных работ, выпуском вало вой и товарной продукции и других эксплуатационно^экономических показателей.
Объем и сроки поступления информации зависят от ступеней соподчиненности функциональных отделов и руководителей, их функций и роли в процессе производства. Например, если масте ру погрузочно-разгрузочных работ надо знать, сколько груза пе регрузила бригада в целом и каждый член бригады, то начальнику пароходства такие подробные данные не нужны, он не в со стоянии проанализировать работу каждого работника, его инте ресуют показатели выполнения плана в целом по портам. Свое временное поступление и переработка информации позволяют эф фективно принимать командные решения, не допускать диспро порций и отклонений в процессе производства от установленной технологии.
Различаются условно-постоянная и переменная информация.
К условно-постоянной |
относится информация, не изменяющаяся |
в течение длительного |
периода (все плановые данные, отчетные |
показатели прошедших |
периодов, тарифы, нормы, нормативы, |
цены и т. п.), к переменной— оперативная отчетность о выполне нии плана перевозок и эксплуатационно-экономических показа телей (с дифференциацией по родам грузов, грузоотправителям, грузам чистого отправления и входным, местным и транзитным перевозкам, портам — пристаням) и другие данные. Переменная информация отражает динамику хозяйственной деятельности. Сбор и обработка переменной информации представляют наи большую сложность, так как ценность ее заключается в своевре менности, что требует наиболее высоких темпов сбора и пере работки.
Для принятия командных решений используется как постоян но-условная, так и переменная информация. В результате пере работки этой информации получают данные о нужных сторонах хозяйственной деятельности предприятий, на основе которых и принимаются решения.
Совокупность всех видов информации представляет собой ин формационную систему. Необходимо учитывать, что излишняя информация перегружает работников управления, приводит к замедлению оптимальных решений и их запаздыванию. Большую роль при разработке информационной системы играют техниче ские средства приема, передачи и переработки информации (теле граф, телефон, почта, электронно-вычислительные машины, ма
4* |
51 |