Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

щего ремонта создают условия для увеличения межремонтных периодов и отказа от дорогостоящего капитального ремонта.

Помимо указанных видов ремонта, существует аварийный ре­ монт, связанный с устранением повреждений в корпусе судна, в главных машинах и вспомогательных механизмах, вызванных ава­ рийными случаями.

Для сокращения сроков ремонта, повышения производитель­ ности труда на промышленных предприятиях широко применяется специализация и кооперирование.

Специализация — одна из форм общественного разделения тру­ да— заключается в выпуске предприятием небольшой номенкла­ туры продукции или выполнении определенных операций при изготовлении сложной продукции. Однородность изготовляемой продукции позволяет использовать на предприятии высокопроиз­ водительное оборудование, приспособления и инструменты, внед­ рять передовые методы организации производства, механизацию и автоматизацию производственных процессов. Все это повыша ет производительность труда и эффективность производства. На предприятиях речного транспорта применяются три вида специа лизации: технологическая (стадийная), подетальная и предметная

Технологическая, или стадийная, специализация предусматри вает такую организацию производства, когда весь технологиче­ ский процесс по изготовлению конечного вида продукции подраз деляется на отдельные, обособленные одна от другой, операции (литье, поковка, токарные работы и т. п.).

При подетальной специализации участки, цехи или отдельные предприятия специализируются на изготовлении и ремонте отдель пых узлов, деталей, предназначенных для предприятий, выпуска ющих готовые виды продукции.

Предметная специализация предполагает закрепление за це хом или предприятием выпуска ограниченных видов конечной продукции. За отдельными предприятиями речного транспорта за­ крепляются ремонт, отстой и постройка определенных типов судов.

Специализация производства вызывает необходимость широ­ кого кооперирования промышленных предприятий, т. е. установле ния производственны^ связей между ними на основе совместного участия в изготовлении сложной продукции. Различают внутриот­ раслевое, межотраслевое, внутрирайонное и межрайонное коопе­ рирование. При внутриотраслевом кооперировании в изготовле­ нии сложной продукции принимают участие предприятия одной и той же отрасли, например речного транспорта. Межотраслевое кооперирование предусматривает обмен продукцией между пред­ приятиями разных отраслей. Внутрирайонное кооперирование осу­ ществляется между предприятиями одного и того же экономиче­

ского района,

межрайонное — между предприятиями различных

экономических

районов.

Рациональная схема специализации и кооперирования пред­ приятий выбирается на основе экономического обоснования пу­

38


тем сравнения суммарных приведенных затрат, включающих ка­

питальные вложения, эксплуатационные расходы на изготовление

и ремонт продукции и все транспортные затраты. Вариант, име­

ющий самые низкие затраты, является наиболее экономичным. •

 

Специализация и кооперирование производства создают усло­

вия для организации ремонта индустриальными методами. Один

из

таких методов — агрегатный, при котором подлежащие ремон­

ту

серийные двигатели, механизмы, конструктивные узлы снима­

ют с судна без разборки и отправляют в ремонт, а на их место ставят новые или вышедшие из капитального ремонта. При агре­ гатном методе ремонта основные ремонтные работы выполняются не на судне, а в специализированных цехах и на заводах. Такая организация производства значительно ускоряет процесс ремонта на судне, позволяет снизить затраты на ремонт двигателей и обо­ рудования на 35—40%, создает условия для широкой механизации работ, улучшения условий и роста производительности труда.

Размещение промышленных предприятий осуществляется с уче­ том сезонности работы речного транспорта и расположения гру­ зообразующих районов. Весной флот должен быть быстро введен в эксплуатацию с наименьшими порожними пробегами под пер­ вую погрузку, а по окончании навигации обеспечен безопасным от­ стоем и ремонтом в непосредственной близости от портов послед­ ней выгрузки. В большинстве этих пунктов организуются РЭБы, специализирующиеся на текущем и несложном ремонте и полу­ чающие по кооперированным поставкам литье, поковки, пилома­ териалы, сменные детали, запасные части, а также отремонтиро­ ванные агрегатным методом двигатели и механизмы. Кроме про­ мышленной деятельности, каждое предприятие занимается техни­ ческим и хозяйственным обслуживанием флота. Для технического и хозяйственного обслуживания судов и подготовки кадров плав­ состава на судоремонтных предприятиях и РЭБах создаются спе­ циальные цехи (отделы) технической эксплуатации.

Совершенствование промышленной базы речного транспорта способствует сокращению стоянок судов на ремонте и повышению эффективности работы флота.

§15. Средства связи

В настоящее время без связи немыслимо оптимальное управ­ ление флотом, портами и промышленными предприятиями. Функ­ ции связи заключаются в своевременных приеме и передаче ин­ формации для правильного и быстрого принятия решения.

Для управления работой флота на речном транспорте исполь­ зуются следующие виды связи: телефонная, селекторная, или из­ бирательная, связь с тональным вызовом (для связи с линейными диспетчерскими участками и портами), радиосвязь (прямая связь с судами), радиорелейная, телеинформационная.

C появлением средств радиосвязи на флоте значительно облег­ чается проводка судов на трудных участках пути при встрече,

39



расхождении и обгоне. При помощи ультракоротковолновых (УКВ) радиостанций вахтенные начальники судов могут заранее намечать удобные места для безопасного расхождения. Исполь­ зуя УКВ радиостанции, судоводители при встрече судов инфор­ мируют друг друга об изменившейся навигационной обстановке и принимают меры по обеспечению безаварийного прохождения трудных участков пути. Радиосвязь совместно с телефонной связью дает возможность диспетчеру пароходства оперативно вызывать в нужный момент вахтенных начальников судов и уточнять свои приказы и распоряжения. Наибольший радиус действия УКВ радиостанций — 100 км.

В ближайшей перспективе диспетчерская связь будет построе­ на на принципе взаимодействия береговых УКВ и радиотелефон­ ных станций, что позволит диспетчеру в любое время по телефо­ ну связаться непосредственно с судном. Такая связь даст воз­ можность плавсоставу вести переговоры с любым телефонным абонентом в пароходстве или городе. На судах смешанного плава­ ния, работающих на большом удалении от пароходства приписки, установлены радиостанции большой мощности для поддержания регулярной связи с пароходством, получения необходимой инфор­ мации и распоряжений.

В настоящее время создаются автоматизированные системы управления (АСУ). В этих системах с помощью периферийного оборудования — например телетайпов, телекопиров — различного рода информация, характеризующая все стороны эксплуатацион­ но-экономической и производственной деятельности флота, пор­ тов и промышленных предприятий, будет передаваться по кана­ лам связи со всех предприятий пароходства в вычислительный центр. Собранная информация должна быстро обрабатываться и поступать на объекты управления для принятия командных решений. Современные средства связи позволят еще более цент­ рализовать процесс управления флотом, портом и промышлен­ ными предприятиями, добиться эффективного управления, до­ полнительно не увеличивая контингент, а следовательно, и фонд заработной платы по административно-управленческому пер­ соналу.

Глава IV

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ

§ 16. Роль и основные принципы управления

В современных условиях общественное производство основа- -но на широком разделении труда. Общественное разделение тру­ да находит свое выражение в образовании крупных специализи­ рованных производств с присущими им технологическими процес­ сами. Для осуществления технологических процессов создается

40


широкая сеть местных производственных ячеек, каждая из которых включает отдельных работников или коллективы людей.

Планомерное осуществление процесса производства требует управления деятельностью всех работников предприятия, коорди­ нации их усилий для осуществления поставленных перед ними задач. Без целеустремленной координации работ производствен­ ных ячеек современного предприятия не могут быть достигнуты согласованные действия коллектива, направленные на обеспече­ ние выполнения плановых заданий. Поэтому управление являет­

ся

необходимым условием нормальной

работы

любого пред­

приятия.

 

 

 

в

Таким образом, управление предприятием

или

организацией

процессе производства представляет

собой

целенаправленное

воздействие на коллективы людей путем различных методов для обеспечения выполнения плана с наименьшими затратами.

При социализме существует общественная форма собственно­ сти на средства производства, и поэтому процесс управления охва тывает все общественное производство. Поскольку представите лем всего общества выступает государство, а общественная соб ственность является государственной собственностью, процесс уп равления социалистическим общественным производством высту пает в форме государственной деятельности. Эффективное управ ление каждой отраслью материального производства зависит от рационального его построения.

Современное предприятие представляет собой сложную сис­ тему, состоящую из отдельных взаимосвязанных подсистем, раз­ вивающихся как одно динамическое целое. Управление таким предприятием, обеспечивающее единство действий и целенаправ­ ленность подсистем, гарантирует пропорциональное развитие всей системы.

Для выполнения плана по производственно-экономическим по­ казателям руководители должны глубоко анализировать яв­ ления, возникающие в процессе производства и влияющие на эти

показатели,

и принимать

решения

в соответствии

с системным

подходом.

структурное

подразделение на речном

транспорте —

Основное

пароходство.

Ему подчинены порты

(пристани), заводы, ремонт­

но-эксплуатационные базы (РЭБы) с приписанным к ним тран­

спортным флотом для технического и хозяйственного

обслуживания.

Каждое предприятие работает в соответствии

с государствен­

ным планом, в котором определяются цели и задачи, стоящие пе­

ред коллективом. Задача управления заключается в нахождении оптимальных путей решения поставленных перед коллективом проблем.

При системном подходе пароходство рассматривается не как простая сумма составляющих его элементов — флота, портов и про­ мышленных предприятий, а как внутренне связанные между со­ бой части одного динамического целого — системы.

41