Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
равления. За последние годы в нашей стране проведены важные мероприятия по дальнейшему совершенствованию и удешевлению управленческого аппарата. К таким мероприятиям прежде всего относятся мероприятия по внедрению средств автоматики и вы числительной техники, рациональной организации самого управ ления, применение прогрессивных методов труда в области пла нирования, подготовки, регулирования и учета работы флота, портов и промышленных предприятий.
В настоящее время для научной организации труда управ ленческого аппарата используется диспетчерская и информацион ная внутрипароходская телефонная, телетайпная, фототелетайпная связь, применяются суммирующие вычислительные, полнотек стовые счетные, счетно-перфорационные, электронно-вычислитель ные машины, диктофоны, множительная техника, адресоваль ные машинки, устройства промышленного телевидения, автоот ветчики, автонабиратели. Указанный перечень не исчерпывает всех средств оргтехники, позволяющих широко внедрять механи зацию и автоматизацию в управленческом труде.
Технические средства управления применяются в машино счетных бюро (МСБ), на машиносчетных станциях (MCC), в ко пировально-множительных центрах (КМЦ). В ближайшие годы в крупных пароходствах будут созданы вычислительные центры.
Сейчас на речном транспорте приступили к созданию автома тизированных систем управления (АСУ). Такие системы управ ления обеспечивают наиболее эффективное выполнение функ ций управления транспортным процессом на основе широкого ис пользования экономико-математических методов, ЭВМ, перфо рационного оборудования и оргтехники для переработки информа ции и принятия решений.
C развитием и усложнением производства дифференцируется управленческий труд, значительно возрастает его трудоемкость. На производительность труда большое влияние оказывает уро вень его организации, степень применения новейших достижений науки и техники в управлении. Работники управленческого аппа рата подразделяются на руководителей, специалистов (инжене ров, экономистов и т. д.) и технических работников (операторы, лаборанты и другие исполнители). Главная задача научной орга низации (НОТ) — правильное распределение управленческого тру да. Руководитель сохраняет за собой решение основных вопро сов и определяет, какую работу и кто будет выполнять. Часть ра
боты передается заместителям, которые |
в свою очередь поруча |
|
ют ее начальникам |
отделов и служб в соответствии с правами |
|
и обязанностями. Такое распределение |
труда называется «деле |
|
гированием заданий |
(обязанностей)». |
В отличие от распределе |
ния обязанностей и полномочий между работниками управления ответственность не делегируется сверху вниз, а возрастает снизу вверх. Руководитель, передавая обязанности и полномочия своим подчиненным, не может освободиться от ответственности за ра боту всего коллектива.
57
Управленческий труд различается по своей сложности и за висит от следующих факторов: масштаба и сложности руковод ства, разнообразия функций, степени ответственности.
Большую роль в управлении предприятием играет научная ■организация труда руководителя. Неорганизованный труд руко водителей приводит к непроизводительной потере времени само го руководителя и его подчиненных. Такие руководители не мо гут планомерно управлять предприятием, они успевают решить лишь текущие вопросы и разобраться в последствиях той или иной ситуации, вместо того чтобы влиять на них. Организуя свой труд, руководитель должен стремиться обеспечить четкий ритм в работе подчиненного ему коллектива. Это достигается при помощи планирования управленческих работ, что позволяет заранее отделить главные вопросы от второстепенных, правильно и равномерно загрузить всех работников. План работы аппара та управления должен дополняться твердым режимом рабочего дня руководителя транспортного предприятия. Немаловажное значение в организации управленченского труда играет секре тарь начальника. Хорошим помощником руководителя будет такой секретарь, который четко обеспечивает телефонную связь, организо ванно проводит прием посетителей, подготавливает помещения к совещаниям, своевременно представляет полученную и отсылае мую корреспонденцию и следит за сроками исполнения заданий.
Глава V
ПЛАНИРОВАНИЕ ГРУЗОВЫХ
ИПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК
⅞19. Основные принципы и задачи планирования
Транспорт, как и другие отрасли народного хозяйства, разви вается по единому государственному плану, который разраба тывается в соответствии с требованиями закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства и других объ ективно действующих экономических законов социализма. Отра жение в плане закона планомерного, пропорционального разви
тия народного хозяйства означает, что каждая |
отрасль должна |
|
производить необходимое |
количество продукции |
для обеспече |
ния всех других отраслей |
и для максимального |
удовлетворения |
.личных потребностей членов общества при рациональном и эф фективном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов,-
Народнохозяйственные планы носят директивный характер. Это означает, что они обязательны для всех исполнителей вмас-
58
штабе |
всей |
страны — для |
всех |
министерств, |
ведомств, |
пред |
||
приятий и организаций. |
|
|
|
|
развития |
|||
Главный и определяющий принцип планирования |
||||||||
речного |
транспорта — полное удовлетворение |
потребностей |
на |
|||||
родного хозяйства в перевозках грузов и максимальное |
удов |
|||||||
летворение населения в транспортных связях. |
|
|
демо |
|||||
Другой важнейший принцип |
планирования — принцип |
|||||||
кратического |
централизма, |
т. |
е. |
сочетание |
централизованного |
|||
планового руководства хозяйством |
с максимальным |
развитием |
творческой инициативы трудящихся масс и предоставлением им необходимой самостоятельности.
При планировании должны соблюдаться также принципы: не прерывности— тесного сочетания перспективного, текущего и оперативного планирования; комплексности, выражающейся во взаимной увязке планов в пределах отрасли и в масштабе раз вития всего народного хозяйства; оптимальности — достижении максимального производственного эффекта с наименьшими за тратами (улучшение использования технических средств, выде ленных финансовых и трудовых ресурсов). Планы должны быть конкретными, напряженными, но реальными, т. е. научно обосно ванными. Научная обоснованность планов — один из важнейших принципов социалистического планирования.
Реализация принципов планирования обеспечивается совре менными методами разработки планов. Основной метод планиро вания — балансовый, суть которого заключается в увязке потреб ностей и ресурсов, определении источников их удовлетворения, установлении необходимых соотношений в развитии отдельных отраслей производства.
Разработке планов предшествует большая работа в пароходствах, проектных и научно-исследовательских институтах, ми нистерствах, ведомствах и Госпланах республик по изучению гру зопотоков, определению длд их обеспечения материально-техни ческих средств транспорта.
Плановые задания выражаются в экономических показател’ях, тесно связанных друг с другом.
Для эксплуатационных предприятий на речном транспорте вышестоящими организациями устанавливаются следующие по казатели:
по производству — объем перевозок грузов в тоннах с выде лением важнейших грузов по установленной номенклатуре, гру зооборот — в тонно-километрах;
по |
труду — общий фонд заработной платы; |
|
по |
финансам — общая сумма прибыли, |
рентабельность, пла |
тежи в бюджет и ассигнования из бюджета; |
||
по |
капитальному строительству — общий |
объем централизо |
ванных капитальных вложений, ввод в действие основных фондов и производственных мощностей за счет централизованных капи тальных вложений;
по внедрению новой техники — задания по внедрению автома
59
тизации и комплексной механизации производственных процес сов и внедрению новых технологических процессов;
по материально-техническому снабжению — объем поставок
•оборудования, топлива, материалов и запасных частей, распре деляемых централизованно вышестоящими организациями.
Для промышленных (судоремонтных и судостроительных) предприятий в качестве основных показателей по производству утверждаются общий объем реализуемой продукции в действую щих оптовых ценах и важнейшие виды продукции в натуральном выражении.
Рис. 10. Схема орга низационной структу ры плановых органов
MPФ
Остальные показатели планов пароходств, портов и промыш ленных предприятий вышестоящими организациями не утверж даются и разрабатываются самими предприятиями, они исполь зуются как расчетные материалы к составлению планов и отчетов.
План социалистического предприятия отражает всю его про изводственно-хозяйственную и финансовую деятельность и вклю чает следующие разделы: основные показатели; план производ ства и реализации продукции; план повышения эффективности производства; плановые технико-экономические нормативы и нормы; план капитального строительства; план материально-тех: нического снабжения; план по труду и заработной плате; план по расходам, доходам, прибыли и рентабельности производства; план по фондам экономического стимулирования; финансовый план. Производственно-финансовое планирование осуществляется
40
в соответствии с методическими указаниями по составлению техтрансфинплана и промфинплана социалистических предприя тий (пароходства, порта, промпредприятия).
Исходными материалами для разработки плана производства служат: производственные показатели пятилетнего плана разви тия пароходства; генеральная схема развития водного транспорта; материалы экономических изысканий; заявки и долгосрочные до говоры с грузоотправителями на перевозки; контрольные цифры и директивные задания; данные, характеризующие объемы вход ных грузов от смежных пароходств; данные наличия флота и рас четы по его использованию; пропускная способность причалов портов и клиентуры; навигационные (судоходные) условия; мате риалы анализа выполнения плана перевозок за предыдущие пе риоды и ожидаемые показатели выполнения плана текущего года.
Всистеме речного транспорта Российской Федерации плано вой работой руководит непосредственно Планово-экономическое управление Министерства речного флота РСФСР, в других союз ных республиках —плановые отделы управлений речным транс портом при советах министров республик.
Впароходствах, портах, на судоремонтных заводах и в уп равлениях пути плановую работу возглавляют плановые органы этих организаций и предприятий. Организационная структура плановых органов МРФ РСФСР показана на рис. 10. Сплошная линия на рисунке обозначает прямую соподчиненность нижестоя щих плановых органов Планово-экономическому управлению МРФ, пунктирная — косвенную взаимосвязь, которая устанавли
вается при разработке планов.
§ 20. Планирование перевозок грузов
Планирование перевозок грузов на речном транспорте ведет ся по трем основным видам: перспективному, текущему и опе ративному. К перспективным относятся генеральные планы, рас считанные на длительный период — пять лет и более.
Перспективные планы разрабатываются на основе научных экономических исследований развития всех отраслей народного хозяйства, в результате которых определяются общие грузопо токи и рациональное их распределение между отдельными вида ми транспорта.
К текущим планам относятся годовые с разбивкой по кварта лам. Годовые планы составляются в развитие и уточнение перс пективных планов.
Оперативные планы конкретизируют годовые; они предусмат ривают перевозки грузов на более короткий период — квартал, месяц, декаду и сутки.
Годовое и квартальное планирование перевозок грузов реч ным транспортом распространяется на магистральные речные пути, малые реки, а также осуществляется при смешанном желез-
61