Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

равления. За последние годы в нашей стране проведены важные мероприятия по дальнейшему совершенствованию и удешевлению управленческого аппарата. К таким мероприятиям прежде всего относятся мероприятия по внедрению средств автоматики и вы­ числительной техники, рациональной организации самого управ­ ления, применение прогрессивных методов труда в области пла­ нирования, подготовки, регулирования и учета работы флота, портов и промышленных предприятий.

В настоящее время для научной организации труда управ­ ленческого аппарата используется диспетчерская и информацион­ ная внутрипароходская телефонная, телетайпная, фототелетайпная связь, применяются суммирующие вычислительные, полнотек­ стовые счетные, счетно-перфорационные, электронно-вычислитель­ ные машины, диктофоны, множительная техника, адресоваль­ ные машинки, устройства промышленного телевидения, автоот­ ветчики, автонабиратели. Указанный перечень не исчерпывает всех средств оргтехники, позволяющих широко внедрять механи­ зацию и автоматизацию в управленческом труде.

Технические средства управления применяются в машино­ счетных бюро (МСБ), на машиносчетных станциях (MCC), в ко­ пировально-множительных центрах (КМЦ). В ближайшие годы в крупных пароходствах будут созданы вычислительные центры.

Сейчас на речном транспорте приступили к созданию автома­ тизированных систем управления (АСУ). Такие системы управ­ ления обеспечивают наиболее эффективное выполнение функ­ ций управления транспортным процессом на основе широкого ис­ пользования экономико-математических методов, ЭВМ, перфо­ рационного оборудования и оргтехники для переработки информа­ ции и принятия решений.

C развитием и усложнением производства дифференцируется управленческий труд, значительно возрастает его трудоемкость. На производительность труда большое влияние оказывает уро­ вень его организации, степень применения новейших достижений науки и техники в управлении. Работники управленческого аппа­ рата подразделяются на руководителей, специалистов (инжене­ ров, экономистов и т. д.) и технических работников (операторы, лаборанты и другие исполнители). Главная задача научной орга­ низации (НОТ) — правильное распределение управленческого тру­ да. Руководитель сохраняет за собой решение основных вопро­ сов и определяет, какую работу и кто будет выполнять. Часть ра­

боты передается заместителям, которые

в свою очередь поруча­

ют ее начальникам

отделов и служб в соответствии с правами

и обязанностями. Такое распределение

труда называется «деле­

гированием заданий

(обязанностей)».

В отличие от распределе­

ния обязанностей и полномочий между работниками управления ответственность не делегируется сверху вниз, а возрастает снизу вверх. Руководитель, передавая обязанности и полномочия своим подчиненным, не может освободиться от ответственности за ра­ боту всего коллектива.

57


Управленческий труд различается по своей сложности и за­ висит от следующих факторов: масштаба и сложности руковод­ ства, разнообразия функций, степени ответственности.

Большую роль в управлении предприятием играет научная ■организация труда руководителя. Неорганизованный труд руко­ водителей приводит к непроизводительной потере времени само­ го руководителя и его подчиненных. Такие руководители не мо­ гут планомерно управлять предприятием, они успевают решить лишь текущие вопросы и разобраться в последствиях той или иной ситуации, вместо того чтобы влиять на них. Организуя свой труд, руководитель должен стремиться обеспечить четкий ритм в работе подчиненного ему коллектива. Это достигается при помощи планирования управленческих работ, что позволяет заранее отделить главные вопросы от второстепенных, правильно и равномерно загрузить всех работников. План работы аппара­ та управления должен дополняться твердым режимом рабочего дня руководителя транспортного предприятия. Немаловажное значение в организации управленченского труда играет секре­ тарь начальника. Хорошим помощником руководителя будет такой секретарь, который четко обеспечивает телефонную связь, организо­ ванно проводит прием посетителей, подготавливает помещения к совещаниям, своевременно представляет полученную и отсылае­ мую корреспонденцию и следит за сроками исполнения заданий.

Глава V

ПЛАНИРОВАНИЕ ГРУЗОВЫХ

ИПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

19. Основные принципы и задачи планирования

Транспорт, как и другие отрасли народного хозяйства, разви­ вается по единому государственному плану, который разраба­ тывается в соответствии с требованиями закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства и других объ­ ективно действующих экономических законов социализма. Отра­ жение в плане закона планомерного, пропорционального разви­

тия народного хозяйства означает, что каждая

отрасль должна

производить необходимое

количество продукции

для обеспече­

ния всех других отраслей

и для максимального

удовлетворения

.личных потребностей членов общества при рациональном и эф­ фективном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов,-

Народнохозяйственные планы носят директивный характер. Это означает, что они обязательны для всех исполнителей вмас-

58


штабе

всей

страны — для

всех

министерств,

ведомств,

пред­

приятий и организаций.

 

 

 

 

развития

Главный и определяющий принцип планирования

речного

транспорта — полное удовлетворение

потребностей

на­

родного хозяйства в перевозках грузов и максимальное

удов­

летворение населения в транспортных связях.

 

 

демо­

Другой важнейший принцип

планирования — принцип

кратического

централизма,

т.

е.

сочетание

централизованного

планового руководства хозяйством

с максимальным

развитием

творческой инициативы трудящихся масс и предоставлением им необходимой самостоятельности.

При планировании должны соблюдаться также принципы: не­ прерывности— тесного сочетания перспективного, текущего и оперативного планирования; комплексности, выражающейся во взаимной увязке планов в пределах отрасли и в масштабе раз­ вития всего народного хозяйства; оптимальности — достижении максимального производственного эффекта с наименьшими за­ тратами (улучшение использования технических средств, выде­ ленных финансовых и трудовых ресурсов). Планы должны быть конкретными, напряженными, но реальными, т. е. научно обосно­ ванными. Научная обоснованность планов — один из важнейших принципов социалистического планирования.

Реализация принципов планирования обеспечивается совре­ менными методами разработки планов. Основной метод планиро­ вания — балансовый, суть которого заключается в увязке потреб­ ностей и ресурсов, определении источников их удовлетворения, установлении необходимых соотношений в развитии отдельных отраслей производства.

Разработке планов предшествует большая работа в пароходствах, проектных и научно-исследовательских институтах, ми­ нистерствах, ведомствах и Госпланах республик по изучению гру­ зопотоков, определению длд их обеспечения материально-техни­ ческих средств транспорта.

Плановые задания выражаются в экономических показател’ях, тесно связанных друг с другом.

Для эксплуатационных предприятий на речном транспорте вышестоящими организациями устанавливаются следующие по­ казатели:

по производству — объем перевозок грузов в тоннах с выде­ лением важнейших грузов по установленной номенклатуре, гру­ зооборот — в тонно-километрах;

по

труду — общий фонд заработной платы;

по

финансам — общая сумма прибыли,

рентабельность, пла­

тежи в бюджет и ассигнования из бюджета;

по

капитальному строительству — общий

объем централизо­

ванных капитальных вложений, ввод в действие основных фондов и производственных мощностей за счет централизованных капи­ тальных вложений;

по внедрению новой техники — задания по внедрению автома­

59



тизации и комплексной механизации производственных процес­ сов и внедрению новых технологических процессов;

по материально-техническому снабжению — объем поставок

•оборудования, топлива, материалов и запасных частей, распре­ деляемых централизованно вышестоящими организациями.

Для промышленных (судоремонтных и судостроительных) предприятий в качестве основных показателей по производству утверждаются общий объем реализуемой продукции в действую­ щих оптовых ценах и важнейшие виды продукции в натуральном выражении.

Рис. 10. Схема орга­ низационной структу­ ры плановых органов

MPФ

Остальные показатели планов пароходств, портов и промыш­ ленных предприятий вышестоящими организациями не утверж­ даются и разрабатываются самими предприятиями, они исполь­ зуются как расчетные материалы к составлению планов и отчетов.

План социалистического предприятия отражает всю его про­ изводственно-хозяйственную и финансовую деятельность и вклю­ чает следующие разделы: основные показатели; план производ­ ства и реализации продукции; план повышения эффективности производства; плановые технико-экономические нормативы и нормы; план капитального строительства; план материально-тех: нического снабжения; план по труду и заработной плате; план по расходам, доходам, прибыли и рентабельности производства; план по фондам экономического стимулирования; финансовый план. Производственно-финансовое планирование осуществляется

40

в соответствии с методическими указаниями по составлению техтрансфинплана и промфинплана социалистических предприя­ тий (пароходства, порта, промпредприятия).

Исходными материалами для разработки плана производства служат: производственные показатели пятилетнего плана разви­ тия пароходства; генеральная схема развития водного транспорта; материалы экономических изысканий; заявки и долгосрочные до­ говоры с грузоотправителями на перевозки; контрольные цифры и директивные задания; данные, характеризующие объемы вход­ ных грузов от смежных пароходств; данные наличия флота и рас­ четы по его использованию; пропускная способность причалов портов и клиентуры; навигационные (судоходные) условия; мате­ риалы анализа выполнения плана перевозок за предыдущие пе­ риоды и ожидаемые показатели выполнения плана текущего года.

Всистеме речного транспорта Российской Федерации плано­ вой работой руководит непосредственно Планово-экономическое управление Министерства речного флота РСФСР, в других союз­ ных республиках —плановые отделы управлений речным транс­ портом при советах министров республик.

Впароходствах, портах, на судоремонтных заводах и в уп­ равлениях пути плановую работу возглавляют плановые органы этих организаций и предприятий. Организационная структура плановых органов МРФ РСФСР показана на рис. 10. Сплошная линия на рисунке обозначает прямую соподчиненность нижестоя­ щих плановых органов Планово-экономическому управлению МРФ, пунктирная — косвенную взаимосвязь, которая устанавли­

вается при разработке планов.

§ 20. Планирование перевозок грузов

Планирование перевозок грузов на речном транспорте ведет­ ся по трем основным видам: перспективному, текущему и опе­ ративному. К перспективным относятся генеральные планы, рас­ считанные на длительный период — пять лет и более.

Перспективные планы разрабатываются на основе научных экономических исследований развития всех отраслей народного хозяйства, в результате которых определяются общие грузопо­ токи и рациональное их распределение между отдельными вида­ ми транспорта.

К текущим планам относятся годовые с разбивкой по кварта­ лам. Годовые планы составляются в развитие и уточнение перс­ пективных планов.

Оперативные планы конкретизируют годовые; они предусмат­ ривают перевозки грузов на более короткий период — квартал, месяц, декаду и сутки.

Годовое и квартальное планирование перевозок грузов реч­ ным транспортом распространяется на магистральные речные пути, малые реки, а также осуществляется при смешанном желез-

61