Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процесс управления осуществляется по единой схеме, предус­ матривающей сбор, переработку и выдачу информации. В этом смысле пароходство как система состоит из субъекта и объекта управления, взаимодействие между которыми совершается по­ средством каналов связи. По этим каналам идут потоки инфор­ мации, несущие команды управления и позволяющие устанавли­ вать обратную связь. Часто субъект управления называют уп­ равляющей системой, а объект управления — управляемой си­ стемой.

Объектом управления на транспорте служат флот, порты, про­ мышленные предприятия. C экономической точки зрения объект управления представляет собой производственные фонды. Благо­ даря деятельности людей происходит постоянное движение фон­ дов, поэтому управление их движением требует управления дея­ тельностью людей, осуществляющих этот процесс.

Субъект управления — это совокупность линейных и функцио­ нальных органов управления. К линейным органам относятся на­ чальники пароходств, их заместители, начальники портов, дирек­ тора заводов, капитаны, начальники цехов, мастера; функцио­ нальными или штабными органами управления являются службы и отделы пароходств, портов, заводов.

Предмет науки об управлении изучает процесс целенаправ­ ленного воздействия на объект управления. Цели управления оп­ ределяются основным экономическим законом социализма. Уп­ равление производством возможно осуществлять только потому, что сам процесс управления подчинен определенным закономер­ ностям.

Главная закономерность управления в социалистическом об­ ществе заключается в единстве принципов управления на всех ступенях народного хозяйства. Воспроизводство осуществляется как единство производства, распределения, обмена и потребле­ ния. Это обусловливает необходимость постоянного движения как живого, так и овеществленного труда во всем народном хозяйст­ ве: между отдельными подразделениями предприятия, между предприятиями различных отраслей народного хозяйства, между экономическими районами. Поэтому требуется постоянное управ­ ление всеми процессами производства.

Пароходство, как и любое предприятие, является одним из звеньев в цепи общественного производства. В пароходстве также существует разделение труда, определяемое эксплуатационно-эко­ номическими и природными особенностями водного транспорта. Разделение и кооперация труда обусловливаются различными ста­

диями транспортного

процесса,

а именно: прием груза к перевозке

в порту, погрузка его

на суда,

перемещение

груза в

порт

на­

значения, выгрузка и

сдача грузополучателю. Кооперация и разде­

ление труда требуют

единства

управления

транспортным

про­

цессом.

 

 

 

 

 

Вторая закономерность управления — достижимость

пропор­

ционального развития

подсистем. Процесс управления производст­

42


вом слагается из непрерывного сопряжения отдельных подсистем пароходства в целях сохранения требуемой пропорции. Решая вопросы совершенствования материально-технической базы паро­ ходства, необходимо обеспечивать пропорциональность между провозной способностью флота и пропускной способностью пор­ тов, а также развитием промышленности, требуемой для под­ держания флота в хорошем техническом состоянии.

Если управляемая система организована непропорционально, весь процесс управления сводится к ликвидации имеющихся дис­ пропорций, постоянно возникающих то в одной, то в другой под­ системе. Это отвлекает управленческий аппарат от решения пер­ спективных вопросов и вынуждает его заниматься в основном оперативным регулированием транспортного процесса. Поэтому контроль за соблюдением пропорциональности, оптимальной соот­ носительности в работе отдельных звеньев транспортного процес­ са— важнейшая задача управления пароходством.

Диспропорции в управляемой системе чаще всего происходят из-за недостаточных знаний действия экономических законов и закономерностей управления. Чем лучше подготовлены специали­ сты управления, чем глубже они знают экономические законы и закономерности управления, тем точнее их решения будут отра­ жать эти законы и закономерности.

Для выявления диспропорций в управляемой системе следует проводить постоянный и глубокий анализ.

Третья закономерность управления транспортным процессом заключается в непрерывности, ритмичности движения производст­ венных фондов, скорости их кругооборота. Для достижения этого транспортный процесс необходимо организовать так, чтобы по­ грузка, перемещение и выгрузка груза были непрерывными и рит­ мичными. Поскольку производственные фонды подразделяются на основные производственные и оборотные фонды, то для пра­ вильной организации транспортного процесса и ускорения обора­ чиваемости оборотных средств требуются непрерывность и чет­ кость в материально-техническом снабжении. На кругооборот производственных фондов существенно влияет постоянное и свое­ временное обновление основных производственных фондов. Во­ прос о ритмичной работе всегда должен быть в центре внимания при управлении транспортом. Отсутствие ритмичности приводит к пачкообразной подаче флота в порты, что увеличивает его про­ стои под обработкой, приводит к непроизводительным расходам средств, удорожанию себестоимости, снижению рентабельности

перевозок.

Четвертая закономерность управления — оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении. На всех сту­ пенях управления транспортным процессом существует как цент­ рализация управления флотом, портами, так и его децентрализа­ ция, т. е, предоставление определенной самостоятельности ниже­

стоящим звеньям в решении отдельных

вопросов.

Оптимальное

соотношение этих двух методов — одна

из основных

задач уп­

43


равления. Правильное сочетание централизации и децентрализа­ ции позволяет повысить управляемость пароходством, полнее использовать внутренние резервы системы.

Пятая закономерность управления — установление оптималь­ ной структуры в управляющей и управляемой системах.

Чтобы эффективно управлять, необходимо правильно приме­

нять принципы

управления, основные

положения,

руководящие

правила, нормы поведения.

 

 

 

 

 

обще­

Основным принципом управления в социалистическом

стве является

демократический

централизм.

Он

предполагает

централизованное руководство народным хозяйством и

хозяйст­

венную самостоятельность предприятий,

а также

единоначалие

в управлении

и коллегиальность в

решении

важнейших воп­

росов.

 

управления — единство -политиче-.

Не менее важный принцип

ского и хозяйственного руководства.

Коммунистическая

партия,

являясь ведущей силой нашего общества, постоянно осуществляет руководство экономическим развитием страны. В управлении экономикой единоначалие руководителя предприятия сочетается с контролем партийной организацией хозяйственной деятельности этого предприятия.

Оптимальное планирование и организация ведения хозяйст­ ва— также один из основных принципов управления. Планирова­ ние производства основано на экономических законах социализ­ ма, научном анализе состояния производства. Деятельность пред­ приятий речного транспорта осуществляется в соответствии с трансфинпланом, где намечаются объемы перевозок и погрузочноразгрузочных работ, вопросы технического перевооружения фло­ та и портов, эффективность использования производственных фон­

дов, прибыль,

рентабельность и другие показатели.

Оптимальное

планирование

и организация выполнения плана являются

важ­

нейшими задачами управления производством.

Научное

уп­

Следующий

принцип управления — научность.

равление производством основано на объективных законах разви­ тия общества, на закономерностях, присущих речному транспор­ ту. Нельзя эффективно управлять, не изучая и не используя за­ кономерности, объективные тенденции развития общества и от­ дельной отрасли — речного транспорта.

Моральное и материальное стимулирование труда, правильный подбор и расстановка кадров также относятся к принципам уп­ равления. При социализме распределение материальных благ, удовлетворение потребностей людей осуществляются в соответст­ вии с количеством и качеством затраченного ими труда. От рабо ты каждого человека зависят результаты деятельности всего коллектива. Поэтому при управлении должно широко использо­ ваться экономическое и материальное стимулирование, направлен­ ное на повышение эффективности производства. Большую роль в социалистическом обществе играют и моральные стимулы — объ­ ективная оценка деятельности отдельного члена коллектива.


Правильный учет психологической и моральной атмосферы в кол­ лективе гарантирует слаженность в работе, повышение эффектив­ ности труда. При подборе и расстановке кадров должны учиты­ ваться возможности каждого человека, ответственного за управ­ ление на своем участке. Люди, имеющие необходимые знания, обладающие способностями и умением быстро ориентироваться и принимать грамотные решения в сложных ситуациях, складываю­ щихся в обществе и отдельных коллективах, как правило, наи­ более эффективно обеспечивают процесс управления.

Правильная организация управления транспортным процессом зависит от точного установления функций управления. Процесс управления состоит из пяти функций: планирование, организация, экономическое стимулирование, принятие решений, связь.

В функцию планирования входит выбор цели и критериев оценки деятельности системы и ее подсистем, а также определе­ ние пути для достижения цели.

Организационная функция, направленная на объединение лю­ дей, материальных и финансовых ресурсов в экономическую си­ стему дает возможность взаимно связать подсистемы и всю си­ стему в целом. К этой функции относится распределение прав и обязанностей, установление ответственности каждого члена кол­ лектива за достижение поставленной задачи.

Функция экономического стимулирования создает условия для установления материальной ответственности и поощрения членов коллектива системы и отдельных подсистем за выполнение плана. Посредством хозяйственного расчета экономическое стимулирова­ ние содействует саморегулированию системы. Функция принятия решения дает возможность ввести контроль за деятельностью под­ систем с последующей коррекцией, направленной на выполнение плана работы.

Для оптимального управления большую роль играет функция связи—своевременный прием и передача информации между под­ системами и внешней средой.

Основные функции

управления — планирование,

организация,

экономическое

стимулирование

и процесс принятия

решений —

объединяются

в единое

целое

системой связи. Функции управле­

ния формируются в зависимости от развития материально-техни­ ческой базы речного транспорта. Под воздействием непрерывно изменяющихся процессов разделения труда и технического про­ гресса функции управления должны рассматриваться в их разви­ тии. Например, постоянно совершенствуются методы планирова­ ния, организация работы флота и портов, экономическое стимули­ рование, хозрасчет и связь. Однако следует иметь в виду, что несмотря на изменения масштаба и характера производства, функ­ ции управления любого социалистического предприятия принци­ пиально едины для предприятий любой отрасли производства. Объем работ по осуществлению функции управления может быть различным, но состав и сущность остаются в основном одинако­ выми.

45


Каждое предприятие в зависимости от его размера, решаемых ’народнохозяйственных задач, уровня механизации и автоматиза­ ции труда применяет одну из следующих систем управления: ли­ нейную, функциональную или линейно-штабную.

При линейной системе принятие решений и выдача команд уп­ равляемой системе осуществляются непосредственно вышестоя­ щим руководителем, т. е. указания руководителя идут его заме­ стителям; каждому заместителю подчинены свои отделы, которым он в свою очередь передает указания вышестоящего руководителя, начальники отделов отдают команды исполнителям. Линейная связь характеризуется системой прямого подчинения. Линейный администратор несет полную ответственность за работу подчинен­ ного ему подразделения. Таким образом, линейная система уп­ равления— это подчиненность, с одной стороны, и распорядитель­ ность и командование — с другой. Посредством линейной системы управления реализуется на практике принцип централизма и единоначалия.. Линейная система должна строиться исходя из минимального количества подчиненных нижестоящих ступеней (органов) управления вышестоящим. Чем меньше ступеней, тем меньше лиц вовлекается в процесс управления, а это создает бо­ лее устойчивое состояние управляемого объекта. Недостаток линейной системы заключается в повторяемости команд на всех ступенях управляемой системы, что замедляет темп производствен­ ного процесса и может сковывать инициативу работников.

При функциональной системе управления каждый работник выполняет одну функцию и находится в функциональной зависи­ мости от ряда руководителей, которые постоянно с ним консуль­ тируются. Необходимость функционального разделения труда обусловливается тем, что предприятие представляет собой слож­ ную систему, которая решает множество специфических задач, требующих специальных глубоких знаний. Поэтому для принятия правильного решения по управлению транспортным процессом должны быть проанализированы и обобщены рекомендации боль­ шого числа людей. При функциональном управлении обеспечива­ ется руководство нижестоящих звеньев по ограниченному кругу функций. Например, плановый отдел пароходства осуществляет методологическое руководство плановыми отделами портов, заво­ дов, РЭБов. Руководитель функционального подразделения не имеет права давать какие-либо административные распоряжения нижестоящим звеньям даже по вопросам, относящимся к данной функции.

В настоящее

время в пароходствах

применяется

линейно­

штабная

система

управления — сочетание

линейной и

функцио­

нальной

систем управления. Линейный руководитель

привлекает

функциональных руководителей для обсуждения вопросов, пору­ чает им изучить их и подготовить соответствующие рекомендации, ' а затем единолично принимает решение.

Линейно-штабная система управления полностью отвечает принципу демократического централизма. Все работники, заня-

46