Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
Процесс управления осуществляется по единой схеме, предус матривающей сбор, переработку и выдачу информации. В этом смысле пароходство как система состоит из субъекта и объекта управления, взаимодействие между которыми совершается по средством каналов связи. По этим каналам идут потоки инфор мации, несущие команды управления и позволяющие устанавли вать обратную связь. Часто субъект управления называют уп равляющей системой, а объект управления — управляемой си стемой.
Объектом управления на транспорте служат флот, порты, про мышленные предприятия. C экономической точки зрения объект управления представляет собой производственные фонды. Благо даря деятельности людей происходит постоянное движение фон дов, поэтому управление их движением требует управления дея тельностью людей, осуществляющих этот процесс.
Субъект управления — это совокупность линейных и функцио нальных органов управления. К линейным органам относятся на чальники пароходств, их заместители, начальники портов, дирек тора заводов, капитаны, начальники цехов, мастера; функцио нальными или штабными органами управления являются службы и отделы пароходств, портов, заводов.
Предмет науки об управлении изучает процесс целенаправ ленного воздействия на объект управления. Цели управления оп ределяются основным экономическим законом социализма. Уп равление производством возможно осуществлять только потому, что сам процесс управления подчинен определенным закономер ностям.
Главная закономерность управления в социалистическом об ществе заключается в единстве принципов управления на всех ступенях народного хозяйства. Воспроизводство осуществляется как единство производства, распределения, обмена и потребле ния. Это обусловливает необходимость постоянного движения как живого, так и овеществленного труда во всем народном хозяйст ве: между отдельными подразделениями предприятия, между предприятиями различных отраслей народного хозяйства, между экономическими районами. Поэтому требуется постоянное управ ление всеми процессами производства.
Пароходство, как и любое предприятие, является одним из звеньев в цепи общественного производства. В пароходстве также существует разделение труда, определяемое эксплуатационно-эко номическими и природными особенностями водного транспорта. Разделение и кооперация труда обусловливаются различными ста
диями транспортного |
процесса, |
а именно: прием груза к перевозке |
|||
в порту, погрузка его |
на суда, |
перемещение |
груза в |
порт |
на |
значения, выгрузка и |
сдача грузополучателю. Кооперация и разде |
||||
ление труда требуют |
единства |
управления |
транспортным |
про |
|
цессом. |
|
|
|
|
|
Вторая закономерность управления — достижимость |
пропор |
||||
ционального развития |
подсистем. Процесс управления производст |
42
вом слагается из непрерывного сопряжения отдельных подсистем пароходства в целях сохранения требуемой пропорции. Решая вопросы совершенствования материально-технической базы паро ходства, необходимо обеспечивать пропорциональность между провозной способностью флота и пропускной способностью пор тов, а также развитием промышленности, требуемой для под держания флота в хорошем техническом состоянии.
Если управляемая система организована непропорционально, весь процесс управления сводится к ликвидации имеющихся дис пропорций, постоянно возникающих то в одной, то в другой под системе. Это отвлекает управленческий аппарат от решения пер спективных вопросов и вынуждает его заниматься в основном оперативным регулированием транспортного процесса. Поэтому контроль за соблюдением пропорциональности, оптимальной соот носительности в работе отдельных звеньев транспортного процес са— важнейшая задача управления пароходством.
Диспропорции в управляемой системе чаще всего происходят из-за недостаточных знаний действия экономических законов и закономерностей управления. Чем лучше подготовлены специали сты управления, чем глубже они знают экономические законы и закономерности управления, тем точнее их решения будут отра жать эти законы и закономерности.
Для выявления диспропорций в управляемой системе следует проводить постоянный и глубокий анализ.
Третья закономерность управления транспортным процессом заключается в непрерывности, ритмичности движения производст венных фондов, скорости их кругооборота. Для достижения этого транспортный процесс необходимо организовать так, чтобы по грузка, перемещение и выгрузка груза были непрерывными и рит мичными. Поскольку производственные фонды подразделяются на основные производственные и оборотные фонды, то для пра вильной организации транспортного процесса и ускорения обора чиваемости оборотных средств требуются непрерывность и чет кость в материально-техническом снабжении. На кругооборот производственных фондов существенно влияет постоянное и свое временное обновление основных производственных фондов. Во прос о ритмичной работе всегда должен быть в центре внимания при управлении транспортом. Отсутствие ритмичности приводит к пачкообразной подаче флота в порты, что увеличивает его про стои под обработкой, приводит к непроизводительным расходам средств, удорожанию себестоимости, снижению рентабельности
перевозок.
Четвертая закономерность управления — оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении. На всех сту пенях управления транспортным процессом существует как цент рализация управления флотом, портами, так и его децентрализа ция, т. е, предоставление определенной самостоятельности ниже
стоящим звеньям в решении отдельных |
вопросов. |
Оптимальное |
соотношение этих двух методов — одна |
из основных |
задач уп |
43
равления. Правильное сочетание централизации и децентрализа ции позволяет повысить управляемость пароходством, полнее использовать внутренние резервы системы.
Пятая закономерность управления — установление оптималь ной структуры в управляющей и управляемой системах.
Чтобы эффективно управлять, необходимо правильно приме
нять принципы |
управления, основные |
положения, |
руководящие |
||||
правила, нормы поведения. |
|
|
|
|
|
обще |
|
Основным принципом управления в социалистическом |
|||||||
стве является |
демократический |
централизм. |
Он |
предполагает |
|||
централизованное руководство народным хозяйством и |
хозяйст |
||||||
венную самостоятельность предприятий, |
а также |
единоначалие |
|||||
в управлении |
и коллегиальность в |
решении |
важнейших воп |
||||
росов. |
|
управления — единство -политиче-. |
|||||
Не менее важный принцип |
|||||||
ского и хозяйственного руководства. |
Коммунистическая |
партия, |
являясь ведущей силой нашего общества, постоянно осуществляет руководство экономическим развитием страны. В управлении экономикой единоначалие руководителя предприятия сочетается с контролем партийной организацией хозяйственной деятельности этого предприятия.
Оптимальное планирование и организация ведения хозяйст ва— также один из основных принципов управления. Планирова ние производства основано на экономических законах социализ ма, научном анализе состояния производства. Деятельность пред приятий речного транспорта осуществляется в соответствии с трансфинпланом, где намечаются объемы перевозок и погрузочноразгрузочных работ, вопросы технического перевооружения фло та и портов, эффективность использования производственных фон
дов, прибыль, |
рентабельность и другие показатели. |
Оптимальное |
|
планирование |
и организация выполнения плана являются |
важ |
|
нейшими задачами управления производством. |
Научное |
уп |
|
Следующий |
принцип управления — научность. |
равление производством основано на объективных законах разви тия общества, на закономерностях, присущих речному транспор ту. Нельзя эффективно управлять, не изучая и не используя за кономерности, объективные тенденции развития общества и от дельной отрасли — речного транспорта.
Моральное и материальное стимулирование труда, правильный подбор и расстановка кадров также относятся к принципам уп равления. При социализме распределение материальных благ, удовлетворение потребностей людей осуществляются в соответст вии с количеством и качеством затраченного ими труда. От рабо ты каждого человека зависят результаты деятельности всего коллектива. Поэтому при управлении должно широко использо ваться экономическое и материальное стимулирование, направлен ное на повышение эффективности производства. Большую роль в социалистическом обществе играют и моральные стимулы — объ ективная оценка деятельности отдельного члена коллектива.
4Л
Правильный учет психологической и моральной атмосферы в кол лективе гарантирует слаженность в работе, повышение эффектив ности труда. При подборе и расстановке кадров должны учиты ваться возможности каждого человека, ответственного за управ ление на своем участке. Люди, имеющие необходимые знания, обладающие способностями и умением быстро ориентироваться и принимать грамотные решения в сложных ситуациях, складываю щихся в обществе и отдельных коллективах, как правило, наи более эффективно обеспечивают процесс управления.
Правильная организация управления транспортным процессом зависит от точного установления функций управления. Процесс управления состоит из пяти функций: планирование, организация, экономическое стимулирование, принятие решений, связь.
В функцию планирования входит выбор цели и критериев оценки деятельности системы и ее подсистем, а также определе ние пути для достижения цели.
Организационная функция, направленная на объединение лю дей, материальных и финансовых ресурсов в экономическую си стему дает возможность взаимно связать подсистемы и всю си стему в целом. К этой функции относится распределение прав и обязанностей, установление ответственности каждого члена кол лектива за достижение поставленной задачи.
Функция экономического стимулирования создает условия для установления материальной ответственности и поощрения членов коллектива системы и отдельных подсистем за выполнение плана. Посредством хозяйственного расчета экономическое стимулирова ние содействует саморегулированию системы. Функция принятия решения дает возможность ввести контроль за деятельностью под систем с последующей коррекцией, направленной на выполнение плана работы.
Для оптимального управления большую роль играет функция связи—своевременный прием и передача информации между под системами и внешней средой.
Основные функции |
управления — планирование, |
организация, |
||
экономическое |
стимулирование |
и процесс принятия |
решений — |
|
объединяются |
в единое |
целое |
системой связи. Функции управле |
ния формируются в зависимости от развития материально-техни ческой базы речного транспорта. Под воздействием непрерывно изменяющихся процессов разделения труда и технического про гресса функции управления должны рассматриваться в их разви тии. Например, постоянно совершенствуются методы планирова ния, организация работы флота и портов, экономическое стимули рование, хозрасчет и связь. Однако следует иметь в виду, что несмотря на изменения масштаба и характера производства, функ ции управления любого социалистического предприятия принци пиально едины для предприятий любой отрасли производства. Объем работ по осуществлению функции управления может быть различным, но состав и сущность остаются в основном одинако выми.
45
Каждое предприятие в зависимости от его размера, решаемых ’народнохозяйственных задач, уровня механизации и автоматиза ции труда применяет одну из следующих систем управления: ли нейную, функциональную или линейно-штабную.
При линейной системе принятие решений и выдача команд уп равляемой системе осуществляются непосредственно вышестоя щим руководителем, т. е. указания руководителя идут его заме стителям; каждому заместителю подчинены свои отделы, которым он в свою очередь передает указания вышестоящего руководителя, начальники отделов отдают команды исполнителям. Линейная связь характеризуется системой прямого подчинения. Линейный администратор несет полную ответственность за работу подчинен ного ему подразделения. Таким образом, линейная система уп равления— это подчиненность, с одной стороны, и распорядитель ность и командование — с другой. Посредством линейной системы управления реализуется на практике принцип централизма и единоначалия.. Линейная система должна строиться исходя из минимального количества подчиненных нижестоящих ступеней (органов) управления вышестоящим. Чем меньше ступеней, тем меньше лиц вовлекается в процесс управления, а это создает бо лее устойчивое состояние управляемого объекта. Недостаток линейной системы заключается в повторяемости команд на всех ступенях управляемой системы, что замедляет темп производствен ного процесса и может сковывать инициативу работников.
При функциональной системе управления каждый работник выполняет одну функцию и находится в функциональной зависи мости от ряда руководителей, которые постоянно с ним консуль тируются. Необходимость функционального разделения труда обусловливается тем, что предприятие представляет собой слож ную систему, которая решает множество специфических задач, требующих специальных глубоких знаний. Поэтому для принятия правильного решения по управлению транспортным процессом должны быть проанализированы и обобщены рекомендации боль шого числа людей. При функциональном управлении обеспечива ется руководство нижестоящих звеньев по ограниченному кругу функций. Например, плановый отдел пароходства осуществляет методологическое руководство плановыми отделами портов, заво дов, РЭБов. Руководитель функционального подразделения не имеет права давать какие-либо административные распоряжения нижестоящим звеньям даже по вопросам, относящимся к данной функции.
В настоящее |
время в пароходствах |
применяется |
линейно |
|
штабная |
система |
управления — сочетание |
линейной и |
функцио |
нальной |
систем управления. Линейный руководитель |
привлекает |
функциональных руководителей для обсуждения вопросов, пору чает им изучить их и подготовить соответствующие рекомендации, ' а затем единолично принимает решение.
Линейно-штабная система управления полностью отвечает принципу демократического централизма. Все работники, заня-
46