Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
лые настольные машины и др.). От технических средств зависит объем, частота и достоверность информации.
Для повышения эффективности первичной информации боль шое значение имеет способ ее обработки: ручной или с исполь зованием механизированных и автоматизированных средств (при помощи электронно-вычислительных и счетно-перфорационных машин). Для сбора и передачи информации применяются раз личного рода терминалы: видеотелефоны, телевизоры, телетайпы и другое оборудование. Состав первичной информации определя ется различными факторами: спецификой работы речного транс порта, необходимой степенью точности информации, требуемой периодичностью ее получения, средствами сбора, передачи и пе реработки и т. п.
Эффективность системы информации зависит от способности в минимальные сроки переработать информацию, поступающую в управляющую систему на различных уровнях, для наиболее оп тимального ее использования. Важное значение в системе ин формации имеет форма фиксирования результатов, описывающих явления (в происходящих процессах). Форма фиксирования ре зультатов может быть ручная, механическая и автоматическая. Она должна быть удобной для воспринятия ее человеком в про цессе принятия решений. Подготовка информации осуществля ется в зависимости от той задачи, которую надо решить.
§17. Методы управления
Для воздействия на объект управления применяются различ ные методы, основными из которых служат экономические, орга низационно-распорядительские и социально-психологические.
Наука об управлении изучает не экономические отношения в процессе производства (они рассматриваются в политической эко номии), а экономические методы управления производством, не организацию производства (она изучается в курсе «Организация производства»), а организационные методы управления произ
водством.
Важнейший экономический метод управления — планирование. Основной формой планирования на транспорте являются пяти летние и годовые планы. При разработке планов намечаются за дачи и пути их решения.
Другой экономический метод управления — анализ эксплуа тационно-экономической деятельности, результаты которого ис пользуются как для планирования, так и для оперативного уп
равления хозяйственной деятельностью пароходства. |
|
Третий |
экономический метод управления — хозяйственный |
расчет и |
экономическое стимулирование. Хозяйственным расче |
том предусматривается соизмерение затрат с достигнутыми ре зультатами путем сопоставления денежных доходов и расходов. Пароходства, порты, заводы, РЭБ и другие предприятия, дейст
52
вующие на основах хозяйственного расчета, материально заин тересованы в результатах своей деятельности, в повышении при были и рентабельности, так как значительная часть прибыли на правляется на расширение их основных фондов и оборотных средств, на образование фондов экономического стимулирования работников предприятий.
Организационно-распорядительские методы представляют со бой непрерывно принимаемые руководителями решения, направ ленные на своевременное выполнение всех операций транспорт ного процесса и восстановление различных ресурсов. Организа ционными методами предусматриваются сроки исполнения реше ний, ответственные лица и осуществление контроля за выполне нием принятых решений. Организационно-распорядительские ме тоды подразделяются на метод организационного воздействия и метод распорядительского воздействия.
Организационное воздействие предполагает регламентирова ние. Например, такой документ, как «Положение о социалистиче ском государственном производственном предприятии», служит основой для организационного регламентирования в пароходстве. В соответствии с этим положением разрабатываются структура, штаты, определяются важнейшие показатели плана. Организа ционным воздействием на управляемую систему является также организационное нормирование. Так, для осуществления эффек тивного транспортного процесса необходимо иметь нормы време ни графика движения флота, которыми предусматривается про должительность каждой транспортной операции (погрузка, вы грузка, ход и др.), требуется нормирование расхода материалов, топлива, запасных частей для флота, оборотных средств. Различ ные нормативы трудовых, материальных и денежных ресурсов разрабатываются как для управляемой, так и для управляющей систем. В управляющей системе разграничиваются права и обя занности между службами и отделами, а также заместителями руководителя и устанавливаются другие регламентирующие пра вила.
После определения методом организационного воздействия основ системы управления в виде устойчивых взаимосвязей, обу словливающих права и обязанности структурных подразделе ний, наступает момент оперативного решения множества задач. Процесс принятия оперативных решений и представляет собой распорядительское воздействие. Это воздействие проводится в жизнь в форме приказа, распоряжения, решения совещания, ука зания (они могут быть письменными или устными). Причем при казы издаются только руководителем, распоряжение может быть отдано любым заместителем, а указание — начальником и его заместителями. Распорядительское воздействие различается не только по срокам исполнения, сложности и важности решаемых задач, но всегда определяет, что, когда и кому делать или кого и за что поощрять или наказать. Распорядительское воздействие чаще, чем организационное, требует контроля исполнения.
53
Помимо экономических и организационно-распорядительских методов управления существуют социально-психологические, представляющие собой совокупность средств воздействия на со циальные процессы, происходящие внутри предприятия. Социаль но-психологические методы используются для организации пра вильного влияния руководителя на связи и отношения между людьми. Руководителям необходимо постоянно изучать противо речивые тенденции и конфликтные ситуации в коллективе и при нимать меры по предупреждению их возникновения.
Большое значение на работоспособность коллектива оказыва ет стиль руководства, авторитет личности руководителя. Руково дитель должен сознавать, что его влияние на коллектив имеет огромное значение, он всегда на виду, любая его ошибка может быть подвергнута критике. Руководитель обязан уметь координи ровать нормальные деловые контакты, сплачивать и направлять коллектив на оптимальное решение поставленных задач.
Для оказания влияния на коллектив используются следующие формы воздействия: принуждение, побуждение и убеждение. При нуждение— форма воздействия независимо от желания или мне ния исполнителя (как правило, это приказ). Побуждение при меняется в условиях, когда учитываются интересы исполнителя и делается попытка связать их с интересами организации. Чаще всего побуждение выступает в форме просьбы. Убеждение ис пользуется путем привлечения исполнителя к совместному реше нию общих задач коллектива. Такой формой воздействия явля ется совет (рекомендация).
Искусство руководителя определяется его умением в конкрет ной обстановке применять ту или иную форму воздействия. Ру ководитель обязан критически оценивать свою деятельность, уметь в сложных ситуациях быстро находить правильное реше ние; он должен своими действиями и поведением показывать пример подчиненным.
§ 18. Технология управления и научная организация управленческого труда
Процесс принятия решения — наиболее важное звено в управ лении. Решение принимается после сбора и анализа необходимой информации. В процессе управления задачи решаются на всех -уровнях управляющей системы (инженерно-техническими работ никами, начальниками служб и отделов, заместителями руково дителя, руководителем), однако круг задач, по которым прини маются решения, различен. По основным вопросам хозяйственной деятельности решения исходят от руководителя, который несет полную ответственность за работу предприятия. От правильного определения соотношения централизации и децентрализации прав
-и обязанностей зависит удельный вес вопросов, решаемых руко водством и ^носящих перспективный характер. В вышестоящей управляющей системе по сравнению с нижестоящей вопросы,
54
имеющие перспективный характер, занимают больший удельный вес в решаемых задачах. Например, руководству пароходства приходится больше решать перспективных вопросов, чем руково дителям портов, поскольку пароходство — сложная управляющая система, требующая постоянного пропорционального развития флота, эксплуатационных и промышленных предприятий. Несмот ря на значительное разнообразие вопросов, решаемых на раз личных уровнях, в технологии подготовки и принятия любого решения имеются общие черты.
Прежде чем принять решение, надо выполнить системный анализ наличия ресурсов и мощностей, условий работы, возмож ных результатов прогнозирования. На основе данных анализа выбирается решение и разрабатываются мероприятия для его выполнения.
В зависимости от широты и емкости вопроса решения подраз деляются на общие и частные. Общие решения сложны, требуют высококвалифицированных знаний, большой подготовительной работы. Частные решения, связанные, как правило, с текущими задачами, направлены на устранение и предупреждение возни кающих диспропорций и отклонений от плановых заданий.
По направлению воздействия решения предназначаются для воздействия внутри данного предприятия и для воздействия на внешнюю среду (внешние предприятия).
По сроку действия решения могут быть долгосрочными и краткосрочными. Принимаемые решения отличаются по важно сти и специфичности, в зависимости от порядка подчинения ни жестоящих управляющих систем вышестоящим по строго опре деленным ступеням.
Принципиальная схема последовательности подготовки и при нятия решения показана на рис. 9.
После принятия решения наступает этап организации его вы полнения. Он состоит из нескольких операций. Сначала четка формулируется, что, когда, кому и как делать. Затем идет глубо кое и широкое разъяснение смысла принимаемого решения и раз рабатываются организационно-технические и экономические ме роприятия. Завершающей операцией является своевременный и действенный контроль за выполнением решения.
Большую роль в управлении производством играет докумен тация и делопроизводство, т. е. сбор, передача и обработка ин формации о транспортном процессе. При помощи документации осуществляется, контролируется, учитывается, регулируется и за вершается большинство операций по управлению транспортным процессом.
Документальная информация подразделяется на техническую, планово-учетную, оперативно-производственную (предназначает ся для оперативного анализа, планирования и регулирования) и деловую. По форме документы делятся на текстовые, графиче ские, аудиовизуальные (звукозаписи, кинофильмы и т. д.). Разли чаются они также как подлинники или копии.
55
На транспортном предприятии наиболее распространенным видом документов являются служебные письма, служебные за писки (деловая информация), докладные записки (информация вышестоящего руководителя), акты (документы, составленные несколькими лицами по результатам проверки или передачи то
|
варно-материальных |
|
ценно |
||||||
|
стей). Другой вид докумен |
||||||||
|
тов, |
применяемых |
на |
тран |
|||||
|
спорте,— распорядительные |
и |
|||||||
|
специальные. |
|
Распорядитель |
||||||
|
ные документы включают при |
||||||||
|
казы, распоряжения (по част |
||||||||
|
ным |
вопросам |
издаются |
за |
|||||
|
местителями |
|
руководителя), |
||||||
|
постановления |
(оформляются |
|||||||
|
общественными |
|
организаци |
||||||
|
ями), инструкции, |
циркуляры |
|||||||
|
(разновидность |
|
распоряже |
||||||
|
ния), протоколы. К специаль |
||||||||
|
ным относится планово-эконо |
||||||||
|
мическая, финансово-бухгал |
||||||||
|
терская, |
отчетно-статистиче |
|||||||
|
ская и другая документация, |
||||||||
|
предназначенная для |
реализа |
|||||||
|
ции |
функций |
управления. |
|
|||||
|
Форма |
документа |
должна |
||||||
|
отвечать |
поставленной |
цели, |
||||||
|
быть |
унифицированной, |
прос |
||||||
|
той, |
экономичной, |
удобной для |
||||||
|
заполнения, |
транспортировки, |
|||||||
|
хранения, а также для снятия |
||||||||
|
с него информации. Оформле |
||||||||
|
ние, |
регистрация, хранение до |
|||||||
Рис. 9. Принципиальная схема последо |
кументов |
представляют |
собой |
||||||
вательности подготовки и принятия ре |
вид |
управленческой |
деятель |
||||||
шения |
ности — делопроизводство. Оп |
||||||||
|
тимальная |
организация |
дело |
производства требует хорошей, четкой работы, правильного состав ления и оформления документов, установления наикратчайшего пути их движения, а также порядка при исполнении, контроле и хранении. Одна из главных сторон делопроизводства — работа с входящей и исходящей информацией. Работа с поступающими до кументами включает их прием, регистрацию, направление на ис полнение, контроль исполнения, отсылку документов из предприя тия. Кроме указанной документаций, при управлении широко при меняются различного рода графики и диаграммы.
- Значительные темпы прироста объема перевозок ведут к рез кому росту потока информации, что, в свою очередь, обусловли вает увеличение численности работников, занятых в аппарате уп
56