Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нодорожно-речном и речно-морском сообщениях, при перевозках экспортных и импортных грузов.

Планы перевозок грузов являются составной частью государ­ ственного народнохозяйственного плана и разрабатываются на основе данных о промышленном и сельскохозяйственном произ­ водстве, капитальном строительстве, заготовках сельскохозяйст­ венных продуктов, материально-техническом снабжении и това­ рообороте.

В планах перевозок грузов должны предусматриваться: полное и своевременное удовлетворение потребностей народ­

ного хозяйства в перевозках грузов речным транспортом с наи­ меньшими транспортными затратами;

рациональные транспортно-экономические связи в народном хозяйстве, учитывающие районы тяготения грузов к путям сооб­ щения, портам, перевалочным пунктам, оптимальные направле­ ния грузопотоков;

эффективное использование технических средств речного транспорта (максимальное использование грузоподъемности и грузовместимости судов, сокращение порожних пробегов флота и т. д.);

ритмичная погрузка грузов, предусмотренных планом пере­ возок;

увязка с планами других видов транспорта, рациональное рас­ пределение перевозок грузов между ними;

увязка размеров перевозок с провозной способностью флота, пропускной способностью портов и пути на планируемый период.

В планах объем перевозок грузов устанавливают в тоннах по родам грузов, что служит основой для определения других пока­

зателей

работы портов (пристаней), пароходств и министерства

в целом.

Грузооборот (транспортная работа) планируется в тон­

но-километрах (количество перевозимого груза в тоннах на рас­

стояние

перевозки в километрах).

Для сокращения транспортных затрат в народном хозяйстве, рационального использования различных видов транспорта, уст­ ранения встречных, излишне дальних, повторных и других нера­ циональных пробегов перевозки грузов планируются в соответст­ вии со схемами оптимальных направлений грузопотоков.

Схемы оптимальных направлений грузопотоков для речного транспорта составляются по перечню грузов, устанавливаемому Госпланом СССР и Госснабом СССР с учетом предложений ми­ нистерств и ведомств СССР, Госпланов союзных республик, Ми­ нистерства речного флота РСФСР и органов управления речным транспортом других союзных республик. Схемы оптимальных на­ правлений грузопотоков ежегодно рассматриваются и уточняются в соответствии с рациональными транспортно-экономическими связями. Контроль за осуществлением перевозок по схемам оп­ тимальных направлений грузопотоков ведут Министерство речно­ го флота РСФСР и министерства и ведомства-грузоотправители. Предложения по схемам рациональных грузопотоков речного

62


транспорта разрабатывают Центральный научно-исследователь­ ский институт экономики и эксплуатации водного транспорта (ЦНИИЭВТ), Государственный институт проектирования нареч­ ном транспорте (Гипроречтранс) и его отделения, а также Ле­ нинградский институт проектирования на речном транспорте (Ленгипроречтранс).

Вплане перевозок грузов находят отражение виды сообщений

ихарактер организации перевозок. В зависимости от участия в

перевозках грузов одного или нескольких

пароходств

или раз­

ных

видов транспорта различаются следующие виды сообщения:

а)

внутреннее водное, когда перевозки

совершаются

в грани­

цах одного пароходства; б) прямое водное, когда перевозки осуществляются в грани­

цах нескольких пароходств; в) прямое смешанное, когда грузы из районов производства

перевозятся к местам потребления несколькими видами транспор­ та по единым транспортным документам.

Объем перевозок

и грузооборот планируются и учитываются

по территориальному

признаку, т. е. по водным путям, эксплуа­

тируемым данным пароходством.

По характеру транспортной работы пароходства подразделя­ ются на замкнутые и смежные. К замкнутым относятся паро­ ходства, не имеющие непосредственной транспортной связи с другими пароходствами, к смежным — пароходства, которые сое­ диняются между собой водным путем и где перевозки могут осу­ ществляться в границах двух или нескольких пароходств.

Общий объем перевозок смежных пароходств складывается из количества грузов, отправляемых из портов и пристаней в грани­

цах пароходства (чистое отправление), и

количества

грузов,

по­

ступающих из смежных пароходств (входные грузы).

Если флот,

приписанный к данному пароходству, выполняет

перевозки

по

водным путям смежного пароходства, он

считается на это

вре­

мя арендованным смежным пароходством;

при

этом

перевозки

и грузооборот, выполняемые им в пределах смежного пароходст­ ва, учитываются в плане смежного пароходства.

Исходными материалами для составления годовых и квар­ тальных планов перевозок служат заявки (проекты планов) с со­

ответствующими обоснованиями, представляемые

в органы транс­

порта организациями-отправителями грузов.

 

 

На перевозку важнейших грузов — каменного

угля

и кокса,

нефти и нефтепродуктов, металла, руды, лесных грузов,

удобре­

ний, цемента, гранулированного шлака, соли и хлебных грузов — заявки направляются в Министерство речного флота РСФСР и органы управления речным транспортом других союзных респуб­ лик. По грузам, не перечисленным выше, заявки на перевозку представляются непосредственно в управления пароходств. В за­ явках на перевозку указываются грузоотправители и грузополу­ чатели, пункты отправления, назначения и перевалки с одного вида транспорта на другой, род и количество грузов, предъяв-

63


ляемых к перевозке, в том числе в контейнерах. Предприятия и организации-грузоотправители в заявках указывают также рост производственной программы по продукции, подлежащей к пере­ возке, фактические объемы за предыдущий год и перевозки теку­ щего года по плану и ожидаемому выполнению.

Управления пароходств на основании анализа заявок грузо­ отправителей и материалов экономических изысканий разраба­ тывают первоначальный проект годового плана, согласовывают его с местными грузоотправителями и направляют в Министерст­ во речного флота РСФСР. Помимо проекта годового плана, пред­ ставляют следующие документы: укрупненную межпристанскую корреспонденцию грузов; проект плана приема и передачи грузов между смежными пароходствами, составленный на основании све­ дений о приеме и передаче грузов, сообщаемых взаимно всеми смежными пароходствами; проект плана перевозок грузов в су­ дах смешанного (река — море) плавания без перевалки в устье­ вых портах; проект плана завоза грузов в районы Крайнего Се­ вера.

Одновременно пароходства дают предложения по улучшению использования транспортных средств, а также по устранению встречных, излишне дальних и других нерациональных перевозок.

В межпристанской корреспонденции по перевозкам грузов на планируемый период по основным грузоотправителям и родам грузов указываются: порты отправления и назначения (порты пе­ ревалки), расстояния перевозки в пределах пароходства, коли­ чество тонн и тонно-километры.

г Проект годового плана перевозок грузов в целом по Мини­ стерству речного флота РСФСР и по каждому пароходству со­ ставляет Планово-экономическое управление МРФ при участии других главных управлений. Окончательно уточняется план пе­ ревозок после утверждения правительством годового плана раз­ вития народного хозяйства.

В целях своевременного представления планов и доведения их до исполнителей установлены сроки подачи заявок, составле­ ния и утверждения планов. Заявки на перевозку грузов, плани­ руемых не централизованно, грузоотправители обязаны пред­ ставлять в управления пароходств до 20 мая предшествующего года, а планируемых централизованно — в Министерство речного флота РСФСР; соответствующие органы управления речным транспортом союзных республик заявки подают к 15 июня пред­ планового года. К этому же сроку пароходства направляют про­ ект плана перевозок в Министерство речного флота РСФСР. Ми­ нистерство речного флота РСФСР, органы управления речным транспортом союзных республик представляют проекты годовых планов перевозок в госпланы соответствующих союзных респуб­ лик до 5 июля предпланового года. После утверждения Советом Министров РСФСР согласованного с Госпланом СССР годового

плана перевозок Министерство речного флота РСФСР сообщает в 10-дневный срок министерствам и ведомствам-грузоотправите­

64


лям установленные для них годовые планы перевозок. Одновре­ менно в 20-дневный срок утверждаются годовые планы перевозок пароходствам по следующим показателям:

1) отправление грузов в тоннах-—всего (с выделением неф­ тепродуктов, леса в плотах и сухогрузов по родам грузов). Для смежных пароходств, помимо объема перевозок по чистому от­ правлению, в плане указывается дополнительный показатель — общее отправление (в тоннах), включая входные грузы от других пароходств;

2)грузооборот в тонно-километрах;

3)размер перевалки грузов с железных дорог на речной транспорт и с речного транспорта на железнодорожный с ука­ занием общего объема (в том числе по основным родам груза и портам-пристаням перевалки).

На основании утвержденного годового плана пароходства

распределяют объемы перевозок грузов в тоннах и грузооборот в тонно-километрах по кварталам (с учетом провозной способ­ ности флота и пропускной способности портов и пути) и до 20 ян­ варя планового года направляют в Планово-экономическое уп­ равление Министерства речного флота РСФСР проект кварталь­ ных планов и расчеты показателей использования транспортного флота. По утверждении плана министерство до 10 февраля со­ общает пароходствам квартальное распределение перевозок по родам грузов. Планы перевозок в тоннах и в тонно-километрах, грузооборот по отправлению и прибытию в тоннах доводятся пароходствами до портов-пристаней в двухнедельный срок по полу­

чении утвержденного плана.

утверждения планов

перевозок

Сроки, порядок составления и

и доведение их до исполнителей

предусматриваются и

для квар­

тального планирования (с распределением по месяцам). Квар­

тальные заявки (с

распределением

по месяцам) на перевозки

грузов должны обеспечивать

полное

покрытие

объемов перево­

зок, установленных

годовым

планом.

Проекты

квартальных пла­

нов (заявки на перевозки) с необходимыми обоснованиями гру­ зоотправителями представляются: по грузам, планируемым цент­ рализованно,— в Министерство речного флота РСФСР за 40 дней до начала планируемого квартала; по грузам, планируемым не централизованно,— в управления пароходств за 45 дней до нача­ ла квартала.

Пароходства на основании заявок (с учетом провозной спо­ собности флота и пропускной способности портов-пристаней и причалов клиентуры) разрабатывают и направляют в Главное грузовое управление Министерства речного флота РСФСР за 32 дня до начала квартала проекты квартальных планов перево­ зок с распределением по месяцам. На основании проектов пла­ нов перевозок пароходств и заявок, представляемых в центра­ лизованном порядке, Главное грузовое управление Министерства речного флота РСФСР при участии представителей пароходств составляет проект квартального плана перевозок (с распределе-

б Экономика речного транспорта

65


ниєм по месяцам) в целом по Министерству речного флота РСФСР, пароходствам и грузоотправителям с указанием основ­ ных родов грузов. В проекте планов выделяются перевозки гру­ зов по малым рекам и в контейнерах.

Квартальный план перевозок (с распределением по месяцам) утверждается Министерством речного флота РСФСР и в трех­

дневный срок после

утверждения сообщается

грузоотправителям

и пароходствам. Утвержденные квартальные

планы управления

пароходств доводят

до исполнителей (районных управлений, экс­

плуатационных участков, портов-пристаней) за 5 дней до начала квартала.

Для обеспечения ритмичного и своевременного предъявления грузов к перевозке грузоотправители за 5 дней до начала каж­ дой декады направляют в управления пароходств или портов декадные заявки в пределах месячных объемов перевозок. В де­ кадных заявках для обеспечения ритмичной работы флота долж­

но быть

предусмотрено равномерное распределение перевозок

в течение

месяца.

Значительный удельный вес занимают перевозки грузов в сме-'

шанных железнодорожно-водном и водном (речно-морском) со­ общениях. План перевозок грузов в прямом смешанном желез­ нодорожно-водном и речно-морском сообщениях является само­ стоятельным разделом годового и квартального планов.

Развитие перевозок в смешанном сообщении играет важную роль в транспортном обслуживании районов страны и особенно

Сибири, Севера и Дальнего Востока, где водный

транспорт име­

ет решающее значение. Смешанные перевозки

расширяют сфе­

ру работы водного транспорта — он принимает

участие в транс­

портном обслуживании пунктов производства и потребления,рас­ положенных вдали от водных путей.

Перевозка грузов в смешанном сообщении требует четкой со­ гласованности всех видов транспорта, участвующих в обслужи­ вании. Годовые и квартальные планы перевозок грузов в смешан­ ном сообщении разрабатываются на основании заявок мини­ стерств и ведомств СССР, Госпланов союзных республик и соот­ ветствующих союзных главных управлений материально-техни­ ческого снабжения и сбыта при Госснабе СССР и главных уп­ равлений материально-технического снабжения союзных рес­ публик.

Заявки на перевозку грузов в прямом смешанном сообщении на год (с распределением по кварталам) даются до 1 июля пред­ планового года в соответствующие транспортные министерства, участвующие в смешанных перевозках грузов, с указанием же­ лезных дорог, морских и речных пароходств, из пределов которых

груз отправляется. Так, заявки на

перевозку

грузов,

отправляе­

мых с железнодорожных станций

и передаваемых

на речной

транспорт РСФСР, подаются в Министерство

путей

сообщения

и в копии в Министерство речного флота. РСФСР. При перевоз­ ке грузов, отправляемых из портов (пристаней) и передаваемых

66