Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
нодорожно-речном и речно-морском сообщениях, при перевозках экспортных и импортных грузов.
Планы перевозок грузов являются составной частью государ ственного народнохозяйственного плана и разрабатываются на основе данных о промышленном и сельскохозяйственном произ водстве, капитальном строительстве, заготовках сельскохозяйст венных продуктов, материально-техническом снабжении и това рообороте.
В планах перевозок грузов должны предусматриваться: полное и своевременное удовлетворение потребностей народ
ного хозяйства в перевозках грузов речным транспортом с наи меньшими транспортными затратами;
рациональные транспортно-экономические связи в народном хозяйстве, учитывающие районы тяготения грузов к путям сооб щения, портам, перевалочным пунктам, оптимальные направле ния грузопотоков;
эффективное использование технических средств речного транспорта (максимальное использование грузоподъемности и грузовместимости судов, сокращение порожних пробегов флота и т. д.);
ритмичная погрузка грузов, предусмотренных планом пере возок;
увязка с планами других видов транспорта, рациональное рас пределение перевозок грузов между ними;
увязка размеров перевозок с провозной способностью флота, пропускной способностью портов и пути на планируемый период.
В планах объем перевозок грузов устанавливают в тоннах по родам грузов, что служит основой для определения других пока
зателей |
работы портов (пристаней), пароходств и министерства |
в целом. |
Грузооборот (транспортная работа) планируется в тон |
но-километрах (количество перевозимого груза в тоннах на рас |
|
стояние |
перевозки в километрах). |
Для сокращения транспортных затрат в народном хозяйстве, рационального использования различных видов транспорта, уст ранения встречных, излишне дальних, повторных и других нера циональных пробегов перевозки грузов планируются в соответст вии со схемами оптимальных направлений грузопотоков.
Схемы оптимальных направлений грузопотоков для речного транспорта составляются по перечню грузов, устанавливаемому Госпланом СССР и Госснабом СССР с учетом предложений ми нистерств и ведомств СССР, Госпланов союзных республик, Ми нистерства речного флота РСФСР и органов управления речным транспортом других союзных республик. Схемы оптимальных на правлений грузопотоков ежегодно рассматриваются и уточняются в соответствии с рациональными транспортно-экономическими связями. Контроль за осуществлением перевозок по схемам оп тимальных направлений грузопотоков ведут Министерство речно го флота РСФСР и министерства и ведомства-грузоотправители. Предложения по схемам рациональных грузопотоков речного
62
транспорта разрабатывают Центральный научно-исследователь ский институт экономики и эксплуатации водного транспорта (ЦНИИЭВТ), Государственный институт проектирования нареч ном транспорте (Гипроречтранс) и его отделения, а также Ле нинградский институт проектирования на речном транспорте (Ленгипроречтранс).
Вплане перевозок грузов находят отражение виды сообщений
ихарактер организации перевозок. В зависимости от участия в
перевозках грузов одного или нескольких |
пароходств |
или раз |
|
ных |
видов транспорта различаются следующие виды сообщения: |
||
а) |
внутреннее водное, когда перевозки |
совершаются |
в грани |
цах одного пароходства; б) прямое водное, когда перевозки осуществляются в грани
цах нескольких пароходств; в) прямое смешанное, когда грузы из районов производства
перевозятся к местам потребления несколькими видами транспор та по единым транспортным документам.
Объем перевозок |
и грузооборот планируются и учитываются |
по территориальному |
признаку, т. е. по водным путям, эксплуа |
тируемым данным пароходством.
По характеру транспортной работы пароходства подразделя ются на замкнутые и смежные. К замкнутым относятся паро ходства, не имеющие непосредственной транспортной связи с другими пароходствами, к смежным — пароходства, которые сое диняются между собой водным путем и где перевозки могут осу ществляться в границах двух или нескольких пароходств.
Общий объем перевозок смежных пароходств складывается из количества грузов, отправляемых из портов и пристаней в грани
цах пароходства (чистое отправление), и |
количества |
грузов, |
по |
|
ступающих из смежных пароходств (входные грузы). |
Если флот, |
|||
приписанный к данному пароходству, выполняет |
перевозки |
по |
||
водным путям смежного пароходства, он |
считается на это |
вре |
||
мя арендованным смежным пароходством; |
при |
этом |
перевозки |
и грузооборот, выполняемые им в пределах смежного пароходст ва, учитываются в плане смежного пароходства.
Исходными материалами для составления годовых и квар тальных планов перевозок служат заявки (проекты планов) с со
ответствующими обоснованиями, представляемые |
в органы транс |
|
порта организациями-отправителями грузов. |
|
|
На перевозку важнейших грузов — каменного |
угля |
и кокса, |
нефти и нефтепродуктов, металла, руды, лесных грузов, |
удобре |
ний, цемента, гранулированного шлака, соли и хлебных грузов — заявки направляются в Министерство речного флота РСФСР и органы управления речным транспортом других союзных респуб лик. По грузам, не перечисленным выше, заявки на перевозку представляются непосредственно в управления пароходств. В за явках на перевозку указываются грузоотправители и грузополу чатели, пункты отправления, назначения и перевалки с одного вида транспорта на другой, род и количество грузов, предъяв-
63
ляемых к перевозке, в том числе в контейнерах. Предприятия и организации-грузоотправители в заявках указывают также рост производственной программы по продукции, подлежащей к пере возке, фактические объемы за предыдущий год и перевозки теку щего года по плану и ожидаемому выполнению.
Управления пароходств на основании анализа заявок грузо отправителей и материалов экономических изысканий разраба тывают первоначальный проект годового плана, согласовывают его с местными грузоотправителями и направляют в Министерст во речного флота РСФСР. Помимо проекта годового плана, пред ставляют следующие документы: укрупненную межпристанскую корреспонденцию грузов; проект плана приема и передачи грузов между смежными пароходствами, составленный на основании све дений о приеме и передаче грузов, сообщаемых взаимно всеми смежными пароходствами; проект плана перевозок грузов в су дах смешанного (река — море) плавания без перевалки в устье вых портах; проект плана завоза грузов в районы Крайнего Се вера.
Одновременно пароходства дают предложения по улучшению использования транспортных средств, а также по устранению встречных, излишне дальних и других нерациональных перевозок.
В межпристанской корреспонденции по перевозкам грузов на планируемый период по основным грузоотправителям и родам грузов указываются: порты отправления и назначения (порты пе ревалки), расстояния перевозки в пределах пароходства, коли чество тонн и тонно-километры.
г Проект годового плана перевозок грузов в целом по Мини стерству речного флота РСФСР и по каждому пароходству со ставляет Планово-экономическое управление МРФ при участии других главных управлений. Окончательно уточняется план пе ревозок после утверждения правительством годового плана раз вития народного хозяйства.
В целях своевременного представления планов и доведения их до исполнителей установлены сроки подачи заявок, составле ния и утверждения планов. Заявки на перевозку грузов, плани руемых не централизованно, грузоотправители обязаны пред ставлять в управления пароходств до 20 мая предшествующего года, а планируемых централизованно — в Министерство речного флота РСФСР; соответствующие органы управления речным транспортом союзных республик заявки подают к 15 июня пред планового года. К этому же сроку пароходства направляют про ект плана перевозок в Министерство речного флота РСФСР. Ми нистерство речного флота РСФСР, органы управления речным транспортом союзных республик представляют проекты годовых планов перевозок в госпланы соответствующих союзных респуб лик до 5 июля предпланового года. После утверждения Советом Министров РСФСР согласованного с Госпланом СССР годового
плана перевозок Министерство речного флота РСФСР сообщает в 10-дневный срок министерствам и ведомствам-грузоотправите
64
лям установленные для них годовые планы перевозок. Одновре менно в 20-дневный срок утверждаются годовые планы перевозок пароходствам по следующим показателям:
1) отправление грузов в тоннах-—всего (с выделением неф тепродуктов, леса в плотах и сухогрузов по родам грузов). Для смежных пароходств, помимо объема перевозок по чистому от правлению, в плане указывается дополнительный показатель — общее отправление (в тоннах), включая входные грузы от других пароходств;
2)грузооборот в тонно-километрах;
3)размер перевалки грузов с железных дорог на речной транспорт и с речного транспорта на железнодорожный с ука занием общего объема (в том числе по основным родам груза и портам-пристаням перевалки).
На основании утвержденного годового плана пароходства
распределяют объемы перевозок грузов в тоннах и грузооборот в тонно-километрах по кварталам (с учетом провозной способ ности флота и пропускной способности портов и пути) и до 20 ян варя планового года направляют в Планово-экономическое уп равление Министерства речного флота РСФСР проект кварталь ных планов и расчеты показателей использования транспортного флота. По утверждении плана министерство до 10 февраля со общает пароходствам квартальное распределение перевозок по родам грузов. Планы перевозок в тоннах и в тонно-километрах, грузооборот по отправлению и прибытию в тоннах доводятся пароходствами до портов-пристаней в двухнедельный срок по полу
чении утвержденного плана. |
утверждения планов |
перевозок |
Сроки, порядок составления и |
||
и доведение их до исполнителей |
предусматриваются и |
для квар |
тального планирования (с распределением по месяцам). Квар
тальные заявки (с |
распределением |
по месяцам) на перевозки |
||
грузов должны обеспечивать |
полное |
покрытие |
объемов перево |
|
зок, установленных |
годовым |
планом. |
Проекты |
квартальных пла |
нов (заявки на перевозки) с необходимыми обоснованиями гру зоотправителями представляются: по грузам, планируемым цент рализованно,— в Министерство речного флота РСФСР за 40 дней до начала планируемого квартала; по грузам, планируемым не централизованно,— в управления пароходств за 45 дней до нача ла квартала.
Пароходства на основании заявок (с учетом провозной спо собности флота и пропускной способности портов-пристаней и причалов клиентуры) разрабатывают и направляют в Главное грузовое управление Министерства речного флота РСФСР за 32 дня до начала квартала проекты квартальных планов перево зок с распределением по месяцам. На основании проектов пла нов перевозок пароходств и заявок, представляемых в центра лизованном порядке, Главное грузовое управление Министерства речного флота РСФСР при участии представителей пароходств составляет проект квартального плана перевозок (с распределе-
б Экономика речного транспорта |
65 |
ниєм по месяцам) в целом по Министерству речного флота РСФСР, пароходствам и грузоотправителям с указанием основ ных родов грузов. В проекте планов выделяются перевозки гру зов по малым рекам и в контейнерах.
Квартальный план перевозок (с распределением по месяцам) утверждается Министерством речного флота РСФСР и в трех
дневный срок после |
утверждения сообщается |
грузоотправителям |
и пароходствам. Утвержденные квартальные |
планы управления |
|
пароходств доводят |
до исполнителей (районных управлений, экс |
плуатационных участков, портов-пристаней) за 5 дней до начала квартала.
Для обеспечения ритмичного и своевременного предъявления грузов к перевозке грузоотправители за 5 дней до начала каж дой декады направляют в управления пароходств или портов декадные заявки в пределах месячных объемов перевозок. В де кадных заявках для обеспечения ритмичной работы флота долж
но быть |
предусмотрено равномерное распределение перевозок |
в течение |
месяца. |
Значительный удельный вес занимают перевозки грузов в сме-' |
шанных железнодорожно-водном и водном (речно-морском) со общениях. План перевозок грузов в прямом смешанном желез нодорожно-водном и речно-морском сообщениях является само стоятельным разделом годового и квартального планов.
Развитие перевозок в смешанном сообщении играет важную роль в транспортном обслуживании районов страны и особенно
Сибири, Севера и Дальнего Востока, где водный |
транспорт име |
ет решающее значение. Смешанные перевозки |
расширяют сфе |
ру работы водного транспорта — он принимает |
участие в транс |
портном обслуживании пунктов производства и потребления,рас положенных вдали от водных путей.
Перевозка грузов в смешанном сообщении требует четкой со гласованности всех видов транспорта, участвующих в обслужи вании. Годовые и квартальные планы перевозок грузов в смешан ном сообщении разрабатываются на основании заявок мини стерств и ведомств СССР, Госпланов союзных республик и соот ветствующих союзных главных управлений материально-техни ческого снабжения и сбыта при Госснабе СССР и главных уп равлений материально-технического снабжения союзных рес публик.
Заявки на перевозку грузов в прямом смешанном сообщении на год (с распределением по кварталам) даются до 1 июля пред планового года в соответствующие транспортные министерства, участвующие в смешанных перевозках грузов, с указанием же лезных дорог, морских и речных пароходств, из пределов которых
груз отправляется. Так, заявки на |
перевозку |
грузов, |
отправляе |
мых с железнодорожных станций |
и передаваемых |
на речной |
|
транспорт РСФСР, подаются в Министерство |
путей |
сообщения |
и в копии в Министерство речного флота. РСФСР. При перевоз ке грузов, отправляемых из портов (пристаней) и передаваемых
66