Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
на железнодорожный транспорт, заявки представляются в Ми нистерство речного флота РСФСР и в копии — в Министерство путей сообщения. Аналогично даются заявки на перевозки гру зов в прямом смешанном водном (речно-морском) сообщении в министерства речного и морского флота.
Согласованные годовые планы перевозок грузов (с распреде лением по кварталам) в прямом смешанном сообщении в месяч ный срок после принятия Советом Министров СССР годового плана развития народного хозяйства СССР утверждаются: в же лезнодорожно-речном сообщении — Министерством путей сооб щения и Министерством речного флота РСФСР, в речно-морском сообщении — Министерством морского флота и Министерством речного флота. Выписки из годовых планов перевозок грузов в прямом смешанном сообщении в 10-дневный срок после утверж дения сообщаются соответствующим Госпланам союзных респуб лик, министерствам и ведомствам-грузоотправителям, управле ниям железных дорог и пароходствам тем транспортным мини стерством, в систему которого входит пункт отправления груза.
Квартальное (с распределением по месяцам) планирование перевозок грузов в прямом смешанном сообщении осуществля ется аналогично годовому планированию; заявки на перевозку грузов представляются за 40 дней до начала планируемого квар тала.
В заявках на перевозку грузов в прямом смешанном сообще нии наряду с объемом перевозок в тоннах указываются:
при передаче грузов с железнодорожного транспорта на реч ной — среднесуточный объем перевозок в вагонах (по железным дорогам);
с речного транспорта на железнодорожный — среднесуточный объем перевозок в вагонах (по пароходствам, пунктам перевалки
на |
железные дороги и конечным пунктам |
назначения); |
|
|
с речного транспорта на морской или обратно с морского на |
||
речной — объемы |
перевозок (по пароходствам, пунктам перевал |
||
ки |
с одного вида |
водного транспорта на |
другой и портам или |
пунктам назначения). |
|
За последние годы возросли экономические связи нашей стра ны с зарубежными государствами, особенно со странами социа листического лагеря. Ежегодно увеличиваются перевозки экс портно-импортных грузов в судах речного флота смешанного река—море плавания. Быстрый рост экспортно-импортных перево зок грузов стал возможен с созданием единой глубоководной си стемы в европейской части страны, что позволило организовать перевозки река — море по прямому варианту и ликвидировать трудоемкие и дорогостоящие перевалки грузов в устьевых портах с речного на морской транспорт и наоборот — с морского на речной.
Планирование перевозок экспортно-импортных грузов осуще ствляется по пароходствам приписки флота независимо от райо на плавания судов. Пароходства направляют в Министерство реч-
5* |
67 |
ного флота РСФСР в установленном порядке и в определенные
сроки предложения к |
проекту |
годового плана перевозок экспорт |
|
но-импортных грузов. Размер |
перевозок определяется с |
учетом |
|
провозной способности |
флота |
и пропускной способности |
портов, |
а также сложившихся и возникающих грузопотоков. Министерство внешней торговли, Государственный Комитет
Совета Министров СССР по внешним экономическим связям и Центросоюз представляют в Госплан СССР, Министерство реч ного флота РСФСР и в копии — в Госснаб СССР заявки на пе ревозку экспортно-импортных грузов в судах Министерства реч ного флота РСФСР с указанием пунктов отправления, назначения и рода грузов. Номенклатура экспортных грузов для планирова ния перевозок устанавливается совместно министерствами пу тей сообщения, речного и морского флота, Министерством внеш ней торговли, Государственным Комитетом Совета Министров
СССР по внешним экономическим связям.
Годовой план перевозок экспортно-импортных грузов в судах речного транспорта утверждается советами министров республик по согласованию с Госпланом СССР как составная часть общего плана перевозок грузов.
Квартальное (с распределением по месяцам) планирование перевозок экспортно-импортных грузов выполняется аналогично годовому планированию — на основе заявок, представляемых за 40 дней до начала планируемого квартала. В обеспечение квар тальных и месячных планов Министерство речного флота РСФСР совместно с внешнеторговыми организациями утверждает (не позднее чем за 10 дней до начала планируемого месяца) месяч ный график подачи судов для перевозки экспортно-импортных грузов между советскими речными портами и иностранными пор тами.
При планировании перевозок грузов речными судами, загруз ка или разгрузка которых предусматривается в морских портах
СССР, указанные графики согласовываются с Министерством морского флота СССР; согласованные графики сообщаются уп равлениям пароходств для исполнения.
§ 21. Планирование пассажирских перевозок
Планирование перевозок пассажиров речным транспортом на правлено на максимальное удовлетворение постоянно растущих потребностей населения в транспортном обслуживании, повы шение эффективности использования транспортных средств.
Пассажирские перевозки классифицируются по видам сооб
щения; скорости и условиям проезда; характеру поездки и уело-' виям обслуживания.
По видам сообщения в зависимости от дальности следования судов перевозки пассажиров подразделяются на транзитные, местные, пригородные, внутригородские и переправные. К тран
68
зитному сообщению относятся перевозки пассажиров в границах нескольких смежных пароходств или на дальние расстояния в границах одного пароходства, к местному — перевозки пассажи ров в границах портов, пассажирских агентств и эксплуатацион ных участков, к пригородному и внутригородскому сообщениям — перевозки в районах крупных городов и для связи с пригорода ми, к переправному — перевозки между двумя пунктами, распо ложенными на противоположных берегах, водный путь между которыми является продолжением наземной транспортной дороги.
В зависимости от скорости и условий проезда пассажиров вы деляются перевозки скоростные, экспрессные, скорые и пасса жирские. Скоростными называются перевозки, осуществляемые судами, скорость движения которых превышает 30 км/ч. Экс прессные и скорые перевозки обслуживаются водоизмещающими комфортабельными судами с повышенными скоростями движе ния в транзитном сообщении. К пассажирским относятся все дру гие перевозки.
По характеру поездки и условиям обслуживания пассажиров различаются транспортные, туристские и экскурсионные пере возки.
Указанная выше классификация (деление) перевозок имеет существенное значение при их планировании, а также при про ектировании и строительстве флота и проектировании развития портово-пристанского хозяйства, так как каждый вид пассажир ских перевозок имеет свои характерные особенности.
Пассажирские перевозки планируются по количеству перево
зимых пассажиров |
(перевозки) и выполняемых пассажиро-ки- |
|
лометров (пассажирооборот). Общий объем |
перевозочной рабо |
|
ты транспорта (по |
перевозкам пассажиров и |
грузов) измеряется |
в приведенных тонно-километрах. Коэффициент приведения пас- сажиро-километров к тонно-километрам на речном транспорте принят равным единице.
Проект годового плана перевозок пассажиров разрабаты вается пароходствами и представляется в Министерство речного флота РСФСР в установленные сроки.
Исходными материалами при планировании пассажирских перевозок служат результаты текущих экономических обследова нии состояния фактических перевозок и работы пассажирского флота, данные анализа статистического отчета о перевозках пас сажиров за предыдущие годы, проработки по развитию перево зок пассажиров на перспективу, выполненные научными и про ектными организациями. При экономическом обследовании изу чаются размеры перевозок и пассажирооборот по месяцам (для
пригородных и внутригородских перевозок — по дням |
недели и |
в течение суток), характер пассажирских перевозок, |
степень |
удовлетворения потребностей населения в перемещении, наличие параллельных линий других видов транспорта (железнодорожно го и автомобильного).
69
Глава Vl
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
§ 22. Планирование работы флота
Главной задачей при планировании работы флота является обеспечение выполнения перевозок с наименьшими затратами транспортных средств. Решающее значение при этом имеет пра вильное определение наличия флота, потребности во флоте и наиболее эффективное использование судов.
Наличие флота устанавливают с учетом пополнения его новы ми судами, а также списания с баланса пароходства и портов морально и физически устаревших судов. Поскольку флот может работать не только в границах данного пароходства, но и в дру гих, смежных с ним, наличие и потребность во флоте определя ется с учетом передачи судов в аренду смежным пароходствам и приема от них.
При планировании работы флота и анализе его использования применяется система эксплуатационно-экономических показате
лей, которые позволяют раскрыть содержание и степень влияния различных факторов и условий на работу флота.
К эксплуатационным показателям относятся показатели ис пользования флота, к экономическим — показатели, определяю щие экономические результаты работы судов.
Эксплуатационные показатели работы флота характеризуют использование судов по нагрузке, скорости, времени и валовой про изводительности. Их можно определять по отдельным судам, ти пам и видам флота.
Показатели по нагрузке отражают степень использования (за грузки) грузоподъемности, мощности или пассажировместимости в зависимости от вида флота. Так, показатель по нагрузке для грузового судна находят делением количества тонн груза, погру женного в судно, на его грузоподъемность. Соответственно на грузка для тягового или пассажирского судна рассчитывается де лением количества груза (в составе) или числа пассажиров (на судне) на мощность тягового средства или пассажировмести
мость судна.
Если количество груза или пассажиров на судне изменяется в течение рейса, показатель по нагрузке устанавливают делением тонно-километров (пассажиро-километров), выполненных за рейс, на тоннаже-километры, сила-километры или пассажиро-километ- ры соответственного вида флота.
Среднюю нагрузку для группы судов или в целом вида флота определяют аналогично: делением выполненной работы в тоннокилометрах (пассажиро-километрах) соответственно на тоннажекилометры, сила-километры или пассажиро-место-километры.
79