Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на железнодорожный транспорт, заявки представляются в Ми­ нистерство речного флота РСФСР и в копии — в Министерство путей сообщения. Аналогично даются заявки на перевозки гру­ зов в прямом смешанном водном (речно-морском) сообщении в министерства речного и морского флота.

Согласованные годовые планы перевозок грузов (с распреде­ лением по кварталам) в прямом смешанном сообщении в месяч­ ный срок после принятия Советом Министров СССР годового плана развития народного хозяйства СССР утверждаются: в же­ лезнодорожно-речном сообщении — Министерством путей сооб­ щения и Министерством речного флота РСФСР, в речно-морском сообщении — Министерством морского флота и Министерством речного флота. Выписки из годовых планов перевозок грузов в прямом смешанном сообщении в 10-дневный срок после утверж­ дения сообщаются соответствующим Госпланам союзных респуб­ лик, министерствам и ведомствам-грузоотправителям, управле­ ниям железных дорог и пароходствам тем транспортным мини­ стерством, в систему которого входит пункт отправления груза.

Квартальное (с распределением по месяцам) планирование перевозок грузов в прямом смешанном сообщении осуществля­ ется аналогично годовому планированию; заявки на перевозку грузов представляются за 40 дней до начала планируемого квар­ тала.

В заявках на перевозку грузов в прямом смешанном сообще­ нии наряду с объемом перевозок в тоннах указываются:

при передаче грузов с железнодорожного транспорта на реч­ ной — среднесуточный объем перевозок в вагонах (по железным дорогам);

с речного транспорта на железнодорожный — среднесуточный объем перевозок в вагонах (по пароходствам, пунктам перевалки

на

железные дороги и конечным пунктам

назначения);

 

с речного транспорта на морской или обратно с морского на

речной — объемы

перевозок (по пароходствам, пунктам перевал­

ки

с одного вида

водного транспорта на

другой и портам или

пунктам назначения).

 

За последние годы возросли экономические связи нашей стра­ ны с зарубежными государствами, особенно со странами социа­ листического лагеря. Ежегодно увеличиваются перевозки экс­ портно-импортных грузов в судах речного флота смешанного река—море плавания. Быстрый рост экспортно-импортных перево­ зок грузов стал возможен с созданием единой глубоководной си­ стемы в европейской части страны, что позволило организовать перевозки река — море по прямому варианту и ликвидировать трудоемкие и дорогостоящие перевалки грузов в устьевых портах с речного на морской транспорт и наоборот — с морского на речной.

Планирование перевозок экспортно-импортных грузов осуще­ ствляется по пароходствам приписки флота независимо от райо­ на плавания судов. Пароходства направляют в Министерство реч-

5*

67


ного флота РСФСР в установленном порядке и в определенные

сроки предложения к

проекту

годового плана перевозок экспорт­

но-импортных грузов. Размер

перевозок определяется с

учетом

провозной способности

флота

и пропускной способности

портов,

а также сложившихся и возникающих грузопотоков. Министерство внешней торговли, Государственный Комитет

Совета Министров СССР по внешним экономическим связям и Центросоюз представляют в Госплан СССР, Министерство реч­ ного флота РСФСР и в копии — в Госснаб СССР заявки на пе­ ревозку экспортно-импортных грузов в судах Министерства реч­ ного флота РСФСР с указанием пунктов отправления, назначения и рода грузов. Номенклатура экспортных грузов для планирова­ ния перевозок устанавливается совместно министерствами пу­ тей сообщения, речного и морского флота, Министерством внеш­ ней торговли, Государственным Комитетом Совета Министров

СССР по внешним экономическим связям.

Годовой план перевозок экспортно-импортных грузов в судах речного транспорта утверждается советами министров республик по согласованию с Госпланом СССР как составная часть общего плана перевозок грузов.

Квартальное (с распределением по месяцам) планирование перевозок экспортно-импортных грузов выполняется аналогично годовому планированию — на основе заявок, представляемых за 40 дней до начала планируемого квартала. В обеспечение квар­ тальных и месячных планов Министерство речного флота РСФСР совместно с внешнеторговыми организациями утверждает (не позднее чем за 10 дней до начала планируемого месяца) месяч­ ный график подачи судов для перевозки экспортно-импортных грузов между советскими речными портами и иностранными пор­ тами.

При планировании перевозок грузов речными судами, загруз­ ка или разгрузка которых предусматривается в морских портах

СССР, указанные графики согласовываются с Министерством морского флота СССР; согласованные графики сообщаются уп­ равлениям пароходств для исполнения.

§ 21. Планирование пассажирских перевозок

Планирование перевозок пассажиров речным транспортом на­ правлено на максимальное удовлетворение постоянно растущих потребностей населения в транспортном обслуживании, повы­ шение эффективности использования транспортных средств.

Пассажирские перевозки классифицируются по видам сооб­

щения; скорости и условиям проезда; характеру поездки и уело-' виям обслуживания.

По видам сообщения в зависимости от дальности следования судов перевозки пассажиров подразделяются на транзитные, местные, пригородные, внутригородские и переправные. К тран­

68


зитному сообщению относятся перевозки пассажиров в границах нескольких смежных пароходств или на дальние расстояния в границах одного пароходства, к местному — перевозки пассажи­ ров в границах портов, пассажирских агентств и эксплуатацион­ ных участков, к пригородному и внутригородскому сообщениям — перевозки в районах крупных городов и для связи с пригорода­ ми, к переправному — перевозки между двумя пунктами, распо­ ложенными на противоположных берегах, водный путь между которыми является продолжением наземной транспортной дороги.

В зависимости от скорости и условий проезда пассажиров вы­ деляются перевозки скоростные, экспрессные, скорые и пасса­ жирские. Скоростными называются перевозки, осуществляемые судами, скорость движения которых превышает 30 км/ч. Экс­ прессные и скорые перевозки обслуживаются водоизмещающими комфортабельными судами с повышенными скоростями движе­ ния в транзитном сообщении. К пассажирским относятся все дру­ гие перевозки.

По характеру поездки и условиям обслуживания пассажиров различаются транспортные, туристские и экскурсионные пере­ возки.

Указанная выше классификация (деление) перевозок имеет существенное значение при их планировании, а также при про­ ектировании и строительстве флота и проектировании развития портово-пристанского хозяйства, так как каждый вид пассажир­ ских перевозок имеет свои характерные особенности.

Пассажирские перевозки планируются по количеству перево­

зимых пассажиров

(перевозки) и выполняемых пассажиро-ки-

лометров (пассажирооборот). Общий объем

перевозочной рабо­

ты транспорта (по

перевозкам пассажиров и

грузов) измеряется

в приведенных тонно-километрах. Коэффициент приведения пас- сажиро-километров к тонно-километрам на речном транспорте принят равным единице.

Проект годового плана перевозок пассажиров разрабаты­ вается пароходствами и представляется в Министерство речного флота РСФСР в установленные сроки.

Исходными материалами при планировании пассажирских перевозок служат результаты текущих экономических обследова­ нии состояния фактических перевозок и работы пассажирского флота, данные анализа статистического отчета о перевозках пас­ сажиров за предыдущие годы, проработки по развитию перево­ зок пассажиров на перспективу, выполненные научными и про­ ектными организациями. При экономическом обследовании изу­ чаются размеры перевозок и пассажирооборот по месяцам (для

пригородных и внутригородских перевозок — по дням

недели и

в течение суток), характер пассажирских перевозок,

степень

удовлетворения потребностей населения в перемещении, наличие параллельных линий других видов транспорта (железнодорожно­ го и автомобильного).

69



Глава Vl

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

§ 22. Планирование работы флота

Главной задачей при планировании работы флота является обеспечение выполнения перевозок с наименьшими затратами транспортных средств. Решающее значение при этом имеет пра­ вильное определение наличия флота, потребности во флоте и наиболее эффективное использование судов.

Наличие флота устанавливают с учетом пополнения его новы­ ми судами, а также списания с баланса пароходства и портов морально и физически устаревших судов. Поскольку флот может работать не только в границах данного пароходства, но и в дру­ гих, смежных с ним, наличие и потребность во флоте определя­ ется с учетом передачи судов в аренду смежным пароходствам и приема от них.

При планировании работы флота и анализе его использования применяется система эксплуатационно-экономических показате­

лей, которые позволяют раскрыть содержание и степень влияния различных факторов и условий на работу флота.

К эксплуатационным показателям относятся показатели ис­ пользования флота, к экономическим — показатели, определяю­ щие экономические результаты работы судов.

Эксплуатационные показатели работы флота характеризуют использование судов по нагрузке, скорости, времени и валовой про­ изводительности. Их можно определять по отдельным судам, ти­ пам и видам флота.

Показатели по нагрузке отражают степень использования (за­ грузки) грузоподъемности, мощности или пассажировместимости в зависимости от вида флота. Так, показатель по нагрузке для грузового судна находят делением количества тонн груза, погру­ женного в судно, на его грузоподъемность. Соответственно на­ грузка для тягового или пассажирского судна рассчитывается де­ лением количества груза (в составе) или числа пассажиров (на судне) на мощность тягового средства или пассажировмести­

мость судна.

Если количество груза или пассажиров на судне изменяется в течение рейса, показатель по нагрузке устанавливают делением тонно-километров (пассажиро-километров), выполненных за рейс, на тоннаже-километры, сила-километры или пассажиро-километ- ры соответственного вида флота.

Среднюю нагрузку для группы судов или в целом вида флота определяют аналогично: делением выполненной работы в тоннокилометрах (пассажиро-километрах) соответственно на тоннажекилометры, сила-километры или пассажиро-место-километры.

79