Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
Показатели по скорости характеризуют скоростные качества судна и скорость доставки грузов. Различают техническую и пу тевую скорость движения судна.
Техническая скорость — это средняя скорость движения судна между двумя пунктами за время чистого хода (без затрат време ни на стоянки в пути), путевая — средняя скорость движения суд на за все время нахождения его в пути с учетом затрат времени на стоянки. Техническую скорость грузовых, пассажирских и бук сирных судов и составов находят соответственно делением тонна- же-километров (пассажиро-километров, сила-километров) на тон- наже-сутки (пассажиро-место-сутки, сила-сутки), затрачиваемые на ход с грузом.
Скорость доставки грузов определяется с учетом всех затрат времени на перемещение груза, включая время, затрачиваемое с
момента приема груза в |
начальном пункте до момента выгрузки |
в конечном пункте. Эта |
скорость называется коммерческой, и |
речной транспорт несет |
за соблюдение ее материальную ответ |
ственность. |
|
Использование судов по времени находят при помощи коэффи циентов, которые определяют как отношение времени, затраченно го на отдельные операции (ход с грузом, ход порожнем, стоянки), к общему эксплуатационному времени. Так, коэффициент исполь зования времени на ход с грузом находят делением тоннаже-суток (сила-суток, пассажиро-место суток), затрачиваемых на ход с гру зом, на тоннаже-сутки (сила-сутки и пассажиро-место-сутки) эк сплуатации за расчетный период.
Комплексным показателем использования флота служит вало вая производительность. Этот показатель характеризует, какую транспортную продукцию (тонно-километры, пассажиро-километ- ры) выполняет соответственно 1 тонна тоннажа (1 л. с. мощности
и1 пассажиро-место) в валовые (эксплуатационные) сутки. Валовую производительность рассчитывают перемножением
показателей по нагрузке, скорости и коэффициенту использования времени на ход с грузом соответствующего вида флота или деле нием транспортной продукции в тонно-километрах (пассажирокилометрах) на валовые затраты флота, потребные для ее выпол нения (тоннаже-сутки, сила-сутки, пассажиро-место-сутки). Так, валовая производительность грузового самоходного флота опреде ляется по формулам:
Pв — рПТц.г |
(1) |
или
|
|
P = |
ςgz |
(2) |
|
|
b |
ΣQp ,b ’ |
|
|
|
|
||
где |
р --нагрузка, т/т тоннажа; |
|
|
|
|
и --техническая скорость, км/сут.; |
|
||
|
Txr —-коэффициент ходового времени с грузом; |
|
||
|
ΣG∕— количество |
тонно-километров, выполненных флотом за |
||
|
расчетный |
период; |
|
|
71
∑Qp∕b— количество валовых тоннаже-суток в эксплуатации за расчетный период на перевозках.
Аналогично рассчитывается валовая производительность бук сирного и пассажирского флота (1 л. с. мощности, 1 пассажироместо пассажировместимости).
При помощи эксплуатационных показателей определяют про возную способность флота (произведение наличия флота, его про изводительности и периода эксплуатации) и потребность во флоте (отношение планируемой транспортной работы в тонно-километрах к производительности флота и периоду его эксплуатации).
Производительность работы флота |
зависит от ряда факторов |
и прежде всего — от навигационных |
(метеорологических и путе |
вых) условий. Поэтому производительность работы флота рассчи тывается как при годовом, так и при месячном планировании. Соответственно по периодам навигации устанавливают провозную способность флота.
Улучшение использования флота, повышение производительно сти его работы — одна из основных задач речного транспорта — достигается за счет максимальной двусторонней загрузки флота, роста скоростей движения, сокращения стояночного времени в портах и в пути следования, увеличения навигационного периода.
Длительность эксплуатационного периода может возрасти за счет использования ледокольного флота, организации работы су дов смешанного плавания в зимнее время на морях, организации ранней (до открытия навигации) загрузки судов, оптимальной расстановки судов по пунктам отстоя флота на зимовку и т. п. Увеличение ходового времени с грузом обеспечивается главным образом путем максимального привлечения грузов на суда в ма лозагруженных направлениях, сокращения стояночного времени судов.
Уменьшение стояночного времени судов в портах и в пути сле дования достигается за счет комплексного их обслуживания, по вышения интенсивности погрузочно-разгрузочных работ. На улуч шение использования флота влияют также рост нагрузки и технической скорости флота. Все эти резервы по улучшению ис пользования флота необходимо учитывать в плане эксплуатацион ной работы и при месячном техническом планировании работы пароходств и портов.
- Важнейшие экономические показатели, характеризующие каче ство работы флота,— производительность труда плавающего со става и себестоимость перевозок. Показатель производительности труда (рассчитывается по отдельному судну и в целом по видам флота) отражает количество тонно-километровой транспортной продукции, приходящейся на одного работника плавсостава за сутки эксплуатационного периода, показатель себестоимости — затраты денежных средств на выполнение единицы транспортной продукции.
Основой для разработки плана работы флота служит график движения и обработки флота в портах (пристанях), при помощи
п
которого увязывается работа флота, портов, судопропускных устройств (шлюзов) и эксплуатационно-ремонтных баз по поддер жанию судов в нормальном техническом и эксплуатационном со стоянии. Таким образом, график движения, представляющий со бой план всей эксплуатационной работы пароходства и портов, должен обеспечить ритмичное выполнение плана перевозок грузов и соблюдение установленных сроков их доставки, рациональное распределение флота по линиям, безопасность судоходства.
В графике отражаются все перевозки, намеченные годовым планом. В зависимости от устойчивости, сезонности грузопотоков и условий судоходства намечается соответствующая форма орга низации перевозок — линейная, рейсовая, экспедиционная. При устойчивых грузопотоках планируются линейные перевозки с по стоянным интервалом времени отправления судов (составов) по расписанию. Освоение неустойчивых грузопотоков предусматрива ется рейсовой формой — без постоянного интервала времени от правления судов (составов). Перевозки грузов в течение ограни ченного периода (сезонные) организуются по экспедиционной
форме; при этом в плане должна рассчитываться общая потреб ность флота для выполнения перевозок в установленный период.
При составлении графика движения и обработки флота исход ными данными служат результаты анализа выполнения норм гра фика за предплановую навигацию, план перевозки грузов, расчеты наличия флота, материалы о длительности навигационного перио да работы флота по участкам пути на предстоящую навигацию, характеристика путевых условий, технические нормы использова ния транспортных средств.
В график движения входит следующая плановая документация: проектная схема освоения грузоперевозок флотом при оптимальной его расстановке по направлениям перевозок и линиям движения; характеристика грузовых линий с указанием типа судна, рода гру за, загрузки судна (веса состава), интервала отправления судов (составов) и расписания движения; планы обслуживания судов в портах и в пути следования, которыми устанавливаются нормы затрат времени на обработку и другие виды обслуживания судов (материально-техническое, культурно-бытовое, пропуск судов че рез шлюзы и т. п.) ; показатели использования флота.
График движения и обработки флота разрабатывается в три этапа. На первом этапе (апрель—май предпланового года) гра фик составляют на стадии обоснования проекта годового плана перевозок. В этот период определяется провозная способность флота исходя из норм действующего уже графика и намечаемых изменений в грузопотоках, составе флота, путевых условий и осна щенности портов. На втором этапе (октябрь—ноябрь предплано вого года) при подготовке плана перевозок на утверждение уточ няется и рассчитывается обеспеченность флотом плана перевозок. Окончательно — на третьем этапе — график дорабатывается после утверждения годового плана перевозок (январь — февраль пла нового года).
п
График движения флота составляют в целом на навигацию по отдельным характерным ее периодам и корректируют при месяч ном техническом планировании. Составными частями графика яв ляются планы открытия и развертывания навигации, организации перевозок на боковых реках, завершения навигации и расстанов ки судов по пунктам зимовки.
План работы флота и график движения служат исходным ма териалом при разработке других разделов производственно-фи нансовых планов пароходства, портов (пристаней), эксплуатаци онных участков и ремонтно-эксплуатационных баз флота, судов всех эксплуатационных подразделений пароходства.
§ 23. Планирование работы судов |
|
Работа судов — основных транспортных |
средств — организует |
ся на основе производственно-финансовых |
планов. План работы |
каждого отдельного судна является составной частью общего пла на работы пароходства.
Планирование работы транспортных судов осуществляется в соответствии с утвержденным Положением и с учетом конкретных специфических условий судоходства. Производственно-финансо вый план работы судна включает: общие данные о судне и харак тере планируемой работы; производственные показатели; финансо во-экономические показатели.
Производственные показатели устанавливаются экипажам всех судов, а финансово-экономические — экипажам судов, переведен ных на хозяйственный расчет.
Производственно-финансовые планы для самоходных грузовых, пассажирских и буксирных судов составляют по производственным показателям на год с подразделением по месяцам и кварталам, а по финансово-экономическим показателям — на год и по кварта лам. Несамоходным судам планируют только производственные показатели на навигацию с разбивкой по периодам (апрель — нюнь, июль —август, сентябрь — ноябрь).
При разработке производственных показателей планов судов исходят из графика движения флота, которым предусматривают ся: расстановка судов по видам перевозок, линиям и участкам работы; технические и технологические нормы затрат времени на операции движения, обработку и обслуживание судов; показатели использования флота; эксплуатационный период работы судов; нормы и сроки профилактического ремонта и докования. Планы судов составляются управлениями пароходств, портами (приста нями), эксплуатационными участками, пассажирскими агентства
ми—предприятиями, на балансе которых находятся суда, и |
ут |
|
верждаются руководителями этих предприятий. |
позднее чем |
|
^Судовой план вручается экипажам судов не |
за |
|
10 дней до ввода их в эксплуатацию. Капитаны и |
шкиперы обяза |
ны довести содержание плана работы судна до всех членов эки пажа и по обсуждении его разработать организационно-техниче
U
ские мероприятия, обеспечивающие выполнение и перевыполнение установленных заданий.
Производственный план работы каждого самоходного судна включает следующие показатели:
1)плановый период работы судна и даты ввода в эксплуата цию в начале навигации и вывода из эксплуатации;
2)плановый объем транспортной работы;
3)плановый показатель производительности труда. Дополнительно к производственным показателям прилагаются
нормы графика движения (загрузки, обработки и обслуживания флота), издаваемые в виде специальных сборников.
Эксплуатационный период работы флота устанавливается по датам ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации каждого судна. Эти даты определяются службами перевозок и движения флота и судового хозяйства пароходства в соответствии с потреб ностью флота. Эксплуатационный период T9 работы судна включа ет три части: рабочий период Tv∙, время нахождения судна в нави гационном ремонте, мотокотлочистке и доковании без вывода из эксплуатации; время, не входящее в круговой рейс (стоянки по сти хийным, метеорологическим и другим причинам). Затраты флота на навигационный ремонт и стоянки по метеорологическим и другим причинам должны соответствовать нормам затрат флота на ука занные операции, принятым в графике движения.
Основным производственным показателем плана работы гру зовых и буксирных судов служит транспортная продукция в физи
ческих тонно-километрах или в нормо-часах. Планирование рабо ты судов по физическим тонно-километрам, как правило, приме няется для буксирных и несамоходных судов, закрепленных для работы на постоянно действующих линиях в границах пароходста и на местных линиях в границах портов или на определенных тя говых участках. Показатели транспортной работы в нормо-часах устанавливаются главным образом в планах судов, намечаемых для эксплуатации на межбассейновых линиях и линиях без по стоянного закрепления флота.
Объем транспортной работы в физических тонно-километрах находят умножением плановой производительности работы судна за сутки эксплуатационного периода (в физических тонно-кило метрах) на плановую длительность эксплуатационного периода (в сутках). Показатель транспортной работы в физических тоннокилометрах в плане судна, намечаемого для работы на постоянно действующей линии, рассчитывается по формуле
Σ G∕φ = Σ G∕ιtp∏, |
(3) |
где ∑G∕κ∙p—количество тонно-километров за круговой |
рейс; |
п —число круговых рейсов за навигацию; |
|
n= ⅛ |
(4) |
Gip |
|
H