Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Показатели по скорости характеризуют скоростные качества судна и скорость доставки грузов. Различают техническую и пу­ тевую скорость движения судна.

Техническая скорость — это средняя скорость движения судна между двумя пунктами за время чистого хода (без затрат време­ ни на стоянки в пути), путевая — средняя скорость движения суд­ на за все время нахождения его в пути с учетом затрат времени на стоянки. Техническую скорость грузовых, пассажирских и бук­ сирных судов и составов находят соответственно делением тонна- же-километров (пассажиро-километров, сила-километров) на тон- наже-сутки (пассажиро-место-сутки, сила-сутки), затрачиваемые на ход с грузом.

Скорость доставки грузов определяется с учетом всех затрат времени на перемещение груза, включая время, затрачиваемое с

момента приема груза в

начальном пункте до момента выгрузки

в конечном пункте. Эта

скорость называется коммерческой, и

речной транспорт несет

за соблюдение ее материальную ответ­

ственность.

 

Использование судов по времени находят при помощи коэффи­ циентов, которые определяют как отношение времени, затраченно­ го на отдельные операции (ход с грузом, ход порожнем, стоянки), к общему эксплуатационному времени. Так, коэффициент исполь­ зования времени на ход с грузом находят делением тоннаже-суток (сила-суток, пассажиро-место суток), затрачиваемых на ход с гру­ зом, на тоннаже-сутки (сила-сутки и пассажиро-место-сутки) эк­ сплуатации за расчетный период.

Комплексным показателем использования флота служит вало­ вая производительность. Этот показатель характеризует, какую транспортную продукцию (тонно-километры, пассажиро-километ- ры) выполняет соответственно 1 тонна тоннажа (1 л. с. мощности

и1 пассажиро-место) в валовые (эксплуатационные) сутки. Валовую производительность рассчитывают перемножением

показателей по нагрузке, скорости и коэффициенту использования времени на ход с грузом соответствующего вида флота или деле­ нием транспортной продукции в тонно-километрах (пассажирокилометрах) на валовые затраты флота, потребные для ее выпол­ нения (тоннаже-сутки, сила-сутки, пассажиро-место-сутки). Так, валовая производительность грузового самоходного флота опреде­ ляется по формулам:

Pв — рПТц.г

(1)

или

 

 

P =

ςgz

(2)

 

 

b

ΣQp ,b

 

 

 

где

р --нагрузка, т/т тоннажа;

 

 

 

и --техническая скорость, км/сут.;

 

 

Txr —-коэффициент ходового времени с грузом;

 

 

ΣG∕— количество

тонно-километров, выполненных флотом за

 

расчетный

период;

 

 

71


∑Qpb— количество валовых тоннаже-суток в эксплуатации за расчетный период на перевозках.

Аналогично рассчитывается валовая производительность бук­ сирного и пассажирского флота (1 л. с. мощности, 1 пассажироместо пассажировместимости).

При помощи эксплуатационных показателей определяют про­ возную способность флота (произведение наличия флота, его про­ изводительности и периода эксплуатации) и потребность во флоте (отношение планируемой транспортной работы в тонно-километрах к производительности флота и периоду его эксплуатации).

Производительность работы флота

зависит от ряда факторов

и прежде всего — от навигационных

(метеорологических и путе­

вых) условий. Поэтому производительность работы флота рассчи­ тывается как при годовом, так и при месячном планировании. Соответственно по периодам навигации устанавливают провозную способность флота.

Улучшение использования флота, повышение производительно­ сти его работы — одна из основных задач речного транспорта — достигается за счет максимальной двусторонней загрузки флота, роста скоростей движения, сокращения стояночного времени в портах и в пути следования, увеличения навигационного периода.

Длительность эксплуатационного периода может возрасти за счет использования ледокольного флота, организации работы су­ дов смешанного плавания в зимнее время на морях, организации ранней (до открытия навигации) загрузки судов, оптимальной расстановки судов по пунктам отстоя флота на зимовку и т. п. Увеличение ходового времени с грузом обеспечивается главным образом путем максимального привлечения грузов на суда в ма­ лозагруженных направлениях, сокращения стояночного времени судов.

Уменьшение стояночного времени судов в портах и в пути сле­ дования достигается за счет комплексного их обслуживания, по­ вышения интенсивности погрузочно-разгрузочных работ. На улуч­ шение использования флота влияют также рост нагрузки и технической скорости флота. Все эти резервы по улучшению ис­ пользования флота необходимо учитывать в плане эксплуатацион­ ной работы и при месячном техническом планировании работы пароходств и портов.

- Важнейшие экономические показатели, характеризующие каче­ ство работы флота,— производительность труда плавающего со­ става и себестоимость перевозок. Показатель производительности труда (рассчитывается по отдельному судну и в целом по видам флота) отражает количество тонно-километровой транспортной продукции, приходящейся на одного работника плавсостава за сутки эксплуатационного периода, показатель себестоимости — затраты денежных средств на выполнение единицы транспортной продукции.

Основой для разработки плана работы флота служит график движения и обработки флота в портах (пристанях), при помощи

п


которого увязывается работа флота, портов, судопропускных устройств (шлюзов) и эксплуатационно-ремонтных баз по поддер­ жанию судов в нормальном техническом и эксплуатационном со­ стоянии. Таким образом, график движения, представляющий со­ бой план всей эксплуатационной работы пароходства и портов, должен обеспечить ритмичное выполнение плана перевозок грузов и соблюдение установленных сроков их доставки, рациональное распределение флота по линиям, безопасность судоходства.

В графике отражаются все перевозки, намеченные годовым планом. В зависимости от устойчивости, сезонности грузопотоков и условий судоходства намечается соответствующая форма орга­ низации перевозок — линейная, рейсовая, экспедиционная. При устойчивых грузопотоках планируются линейные перевозки с по­ стоянным интервалом времени отправления судов (составов) по расписанию. Освоение неустойчивых грузопотоков предусматрива­ ется рейсовой формой — без постоянного интервала времени от­ правления судов (составов). Перевозки грузов в течение ограни­ ченного периода (сезонные) организуются по экспедиционной

форме; при этом в плане должна рассчитываться общая потреб­ ность флота для выполнения перевозок в установленный период.

При составлении графика движения и обработки флота исход­ ными данными служат результаты анализа выполнения норм гра­ фика за предплановую навигацию, план перевозки грузов, расчеты наличия флота, материалы о длительности навигационного перио­ да работы флота по участкам пути на предстоящую навигацию, характеристика путевых условий, технические нормы использова­ ния транспортных средств.

В график движения входит следующая плановая документация: проектная схема освоения грузоперевозок флотом при оптимальной его расстановке по направлениям перевозок и линиям движения; характеристика грузовых линий с указанием типа судна, рода гру­ за, загрузки судна (веса состава), интервала отправления судов (составов) и расписания движения; планы обслуживания судов в портах и в пути следования, которыми устанавливаются нормы затрат времени на обработку и другие виды обслуживания судов (материально-техническое, культурно-бытовое, пропуск судов че­ рез шлюзы и т. п.) ; показатели использования флота.

График движения и обработки флота разрабатывается в три этапа. На первом этапе (апрель—май предпланового года) гра­ фик составляют на стадии обоснования проекта годового плана перевозок. В этот период определяется провозная способность флота исходя из норм действующего уже графика и намечаемых изменений в грузопотоках, составе флота, путевых условий и осна­ щенности портов. На втором этапе (октябрь—ноябрь предплано­ вого года) при подготовке плана перевозок на утверждение уточ­ няется и рассчитывается обеспеченность флотом плана перевозок. Окончательно — на третьем этапе — график дорабатывается после утверждения годового плана перевозок (январь — февраль пла­ нового года).

п


График движения флота составляют в целом на навигацию по отдельным характерным ее периодам и корректируют при месяч­ ном техническом планировании. Составными частями графика яв­ ляются планы открытия и развертывания навигации, организации перевозок на боковых реках, завершения навигации и расстанов­ ки судов по пунктам зимовки.

План работы флота и график движения служат исходным ма­ териалом при разработке других разделов производственно-фи­ нансовых планов пароходства, портов (пристаней), эксплуатаци­ онных участков и ремонтно-эксплуатационных баз флота, судов всех эксплуатационных подразделений пароходства.

§ 23. Планирование работы судов

 

Работа судов — основных транспортных

средств — организует­

ся на основе производственно-финансовых

планов. План работы

каждого отдельного судна является составной частью общего пла­ на работы пароходства.

Планирование работы транспортных судов осуществляется в соответствии с утвержденным Положением и с учетом конкретных специфических условий судоходства. Производственно-финансо­ вый план работы судна включает: общие данные о судне и харак­ тере планируемой работы; производственные показатели; финансо­ во-экономические показатели.

Производственные показатели устанавливаются экипажам всех судов, а финансово-экономические — экипажам судов, переведен­ ных на хозяйственный расчет.

Производственно-финансовые планы для самоходных грузовых, пассажирских и буксирных судов составляют по производственным показателям на год с подразделением по месяцам и кварталам, а по финансово-экономическим показателям — на год и по кварта­ лам. Несамоходным судам планируют только производственные показатели на навигацию с разбивкой по периодам (апрель — нюнь, июль —август, сентябрь — ноябрь).

При разработке производственных показателей планов судов исходят из графика движения флота, которым предусматривают­ ся: расстановка судов по видам перевозок, линиям и участкам работы; технические и технологические нормы затрат времени на операции движения, обработку и обслуживание судов; показатели использования флота; эксплуатационный период работы судов; нормы и сроки профилактического ремонта и докования. Планы судов составляются управлениями пароходств, портами (приста­ нями), эксплуатационными участками, пассажирскими агентства­

ми—предприятиями, на балансе которых находятся суда, и

ут­

верждаются руководителями этих предприятий.

позднее чем

 

^Судовой план вручается экипажам судов не

за

10 дней до ввода их в эксплуатацию. Капитаны и

шкиперы обяза­

ны довести содержание плана работы судна до всех членов эки­ пажа и по обсуждении его разработать организационно-техниче­

U


ские мероприятия, обеспечивающие выполнение и перевыполнение установленных заданий.

Производственный план работы каждого самоходного судна включает следующие показатели:

1)плановый период работы судна и даты ввода в эксплуата­ цию в начале навигации и вывода из эксплуатации;

2)плановый объем транспортной работы;

3)плановый показатель производительности труда. Дополнительно к производственным показателям прилагаются

нормы графика движения (загрузки, обработки и обслуживания флота), издаваемые в виде специальных сборников.

Эксплуатационный период работы флота устанавливается по датам ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации каждого судна. Эти даты определяются службами перевозок и движения флота и судового хозяйства пароходства в соответствии с потреб­ ностью флота. Эксплуатационный период T9 работы судна включа­ ет три части: рабочий период Tv∙, время нахождения судна в нави­ гационном ремонте, мотокотлочистке и доковании без вывода из эксплуатации; время, не входящее в круговой рейс (стоянки по сти­ хийным, метеорологическим и другим причинам). Затраты флота на навигационный ремонт и стоянки по метеорологическим и другим причинам должны соответствовать нормам затрат флота на ука­ занные операции, принятым в графике движения.

Основным производственным показателем плана работы гру­ зовых и буксирных судов служит транспортная продукция в физи­

ческих тонно-километрах или в нормо-часах. Планирование рабо­ ты судов по физическим тонно-километрам, как правило, приме­ няется для буксирных и несамоходных судов, закрепленных для работы на постоянно действующих линиях в границах пароходста и на местных линиях в границах портов или на определенных тя­ говых участках. Показатели транспортной работы в нормо-часах устанавливаются главным образом в планах судов, намечаемых для эксплуатации на межбассейновых линиях и линиях без по­ стоянного закрепления флота.

Объем транспортной работы в физических тонно-километрах находят умножением плановой производительности работы судна за сутки эксплуатационного периода (в физических тонно-кило­ метрах) на плановую длительность эксплуатационного периода (в сутках). Показатель транспортной работы в физических тоннокилометрах в плане судна, намечаемого для работы на постоянно действующей линии, рассчитывается по формуле

Σ G∕φ = Σ G∕ιtp∏,

(3)

где ∑G∕κ∙p—количество тонно-километров за круговой

рейс;

п число круговых рейсов за навигацию;

 

n= ⅛

(4)

Gip

 

H