Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
Здесь ?кр — продолжительность кругового рейса, сут. Продолжи тельность кругового рейса, т. е. ходовое время, шлюзование, гру зовые операции, техническая обработка и технологические затра ты (ожидание грузовых операций, накопление состава, стоянки в пунктах смены тяги, у шлюзов и на затруднительных участках пути), принимают из графика движения.
Поскольку самоходные грузовые суда работают, как правило, без закрепления за конкретной линией, транспортная работа им планируется в нормо-часах. Объем транспортной работы судна в нормо-часах равен плановому периоду работы судна в часах. При планировании транспортной работы судов в нормо-часах основой производственного задания служат нормы загрузки судов и нормы затрат времени на следование и стоянки в пути и в портах. Пла нирование работы судов в нормо-часах позволяет наиболее пра вильно (в соответствии с нормами графика движения) оценить работу экипажей судов, независимо от того, на каких линиях они будут работать.
Показатель производительности труда находят делением объе ма транспортной работы на численность экипажа и период рабо
ты судна. |
судов |
В производственно-финансовых планах хозрасчетных |
|
устанавливаются следующие экономические показатели: |
удель |
ные расходы на нормо-час — для судов, производственный |
план |
которых определяется по нормам графика (удельные расходы на ходят делением суммы всех прямых плановых расходов по со держанию судна на плановый эксплуатационный период); себе
стоимость перевозок — для судов, |
производственный |
план кото |
рых рассчитывается в физических |
тонно-километрах |
(себестои |
мость исчисляется делением всех прямых расходов на грузообо рот в тонно-километрах).
Для судов загранплавания планируется коэффициент до ходности (частное от деления плановых сумм доходов от пере возок грузов на сумму всех прямых расходов по содержанию судна) и финансовый результат — прибыль или убыток (опреде ляется как разность суммы доходов и расходов по содержанию судна).
Смета эксплуатационных расходов на содержание хозрасчет ных судов подразделяется в плане по статьям, принятым для планирования эксплуатационных расходов на речном транспорте. Расходы по судну планируют исходя из принятого планового пе риода его работы и действующих норм затрат по каждой статье.
Доходы от перевозок грузов по флоту загранплавания под разделяются на доходы от перевозок грузов по внутренним вод ным путям и доходы (в иностранной валюте) от перевозок экс портно-импортных грузов. На перевозки экспортно-импортных грузов планируются централизованные доплаты в размере 150% от суммы доходов в иностранной валюте. По судам загранплава ния доходы планируются с учетом установленных тарифов для перевозок грузов по морю или тарифов, определяемых по соответ-
Ii
ствующим соглашениям с грузоотправителями и грузополучателя ми, а также на основе соглашений на перевозку экспортно-им портных грузов.
Транспортная работа грузо-пассажирских судов измеряется в приведенных пассажиро-тонно-километрах (перевозимые пас сажиры и тонны груза условно приравниваются).
При планировании пассажирских перевозок должны учиты ваться обеспечение строгого выполнения расписаний движения судов по линиям и создание максимальных удобств для пассажи ров.
Размер транспортной работы по грузо-пассажирским (пасса жирским) судам определяют умножением плановой производи тельности одного пассажиро-места и одной тонны грузоподъем ности на пассажировместимость (грузоподъемность) судна и продолжительность эксплуатационного периода работы в сутках.
Для хозрасчетных пассажирских судов планируются расхо ды, доходы, коэффициент доходности, себестоимость перевозок и финансовый результат. Хозрасчетным грузо-пассажирским судам планируются доходы от перевозок пассажиров, груза, грузобага жа и багажа, а также от прочих сборов за услуги, оказываемые пассажирам в пути следования (хранение багажа, пользование душем, ванной и т. п.).
Для оптимального выполнения производственно-экономиче ских показателей и ускорения темпов роста научно-технического прогресса на судах составляют планы научной организации тру да (НОТ).
На речном транспорте научной является такая организация труда, которая основывается на систематическом внедрении 'до стижений науки и передового опыта в организацию работы фло та, портов, судостроительных и судоремонтных предприятий, пу тевого хозяйства и других отраслей деятельности. НОТ дает воз можность наиболее рационально сочетать технические средства и трудовую деятельность работников речного транспорта в еди ном производственном процессе, эффективно использовать мате риальные и трудовые ресурсы, систематически повышать произ
водительность |
труда, создавать благоприятные условия для тру |
да и отдыха |
работников. Примером научной организации труда |
на флоте служит внедряющееся на судах совмещение профессий, что резко повышает производительность труда. Такая организа ция труда стала возможной в результате механизации и автома тизации трудовых процессов, комплексного берегового обслужи вания судов в портах, позволившего наилучшим образом осуще ствлять разделение и кооперацию труда, освободить экипажи су дов от выполнения ряда вспомогательных работ в портах.
Судовой план научной организации труда разрабатывает творческая бригада судна. При этом первоочередное внимание уделяется рабочим местам и участкам с наименее совершенной организацией и неблагоприятными условиями труда. На основа нии изучения и анализа существующей организации труда наме
77
чаются мероприятия по его совершенствованию, рассчитывается ожидаемый экономический эффект от внедрения мероприятий, устанавливаются сроки исполнения и исполнители. Судовой план НОТ составляют на срок от 3 до 5 лет, причем подробно описы ваются мероприятия на первый год (в последующие годы меро приятия дополняются и уточняются). Судовой план НОТ разра батывается по следующим основным направлениям: совершенст вование организации труда судового экипажа; улучшение режи ма труда и отдыха экипажа; улучшение условий труда и быта; научная организация технической эксплуатации и улучшение ис пользования судна; повышение идейно-политического и культур но-технического уровня экипажа; развитие творческой активно сти и укрепление дисциплины; расчет экономической эффектив ности от внедрения мероприятий НОТ. Каждое из этих направ лений включает комплекс мероприятий, учитывающих конкрет ные условия плавания судна, организацию работы экипажа, комплексное береговое обслуживание и т. п.
Мероприятиями по совершенствованию организации труда экипажа предусматривается его организация при выполнении различных видов судовых работ, для чего отрабатываются рас писания выполнения работ, распределение обязанностей членов экипажа, расстановка их по рабочим местам. В этом разделе планируется совершенствование совмещения профессий и внедре ние других прогрессивных форм и методов организации труда.
Мероприятия раздела улучшения режима труда и отдыха судового экипажа направлены на улучшение расписания несения вахт, рациональные расстановку членов экипажа по вахтам и ис пользование свободного времени.
Важное значение имеют условия, способствующие высокопро изводительному труду. Научной организацией труда предусмат риваются мероприятия по созданию благоприятных условий тру да и быта экипажа на судне: устранение вредного влияния произ водственной среды на организм членов экипажа (обеспечение чистоты воздуха, оптимальное освещение, уменьшение вибрации, шума, улучшение санитарно-гигиенических условий); обеспечение судна необходимым инвентарем, материалами, инструментами; улучшение бытовых условий (оснащение средствами малой меха низации для уборки помещений, правильная организация пита ния) и др.
В числе мероприятий по научной организации технической эксплуатации планируется разработка календарных графиков проведения непрерывных технических уходов по всем элементам судна, разграничение работ по техническому обслуживанию ме ханизмов между членами судовой команды, установление опти мальных режимов работы двигателей и механизмов и другие мероприятия, направленные на экономию топлива, удлинение меж ремонтного периода и т. п. Мероприятиями по улучшению исполь зования судна предусматриваются сокращение времени рейса за счет своевременной подачи заявок на снабжение, обслуживание,
п
подготовку к грузовым операциям, а также совмещения операции при обработке судна в порту, повышения скорости движения и за грузки судна.
К мероприятиям по повышению идейно-политического и куль турно-технического уровня членов судового экипажа относятся различные формы повышения квалификации членов экипажа, ор ганизация социалистического соревнования.
Экономическая эффективность мероприятий НОТ на судах складывается из эффективности мероприятий, способствующих улучшению использования судна и сокращению эксплуатацион ных расходов.
§ 24. Планирование работы портов (пристаней)
Порты (пристани) — социалистические предприятия в системе речного транспорта, призванные обеспечивать максимальное удовлетворение потребности народного хозяйства в перевозках. Основные задачи портов — обработка судов и других видов под вижного состава в соответствии с утвержденными нормами вре мени, обеспечение отправления судов (составов) по графику, вы полнение плана погрузочно-разгрузочных работ, перевозка гру зов и пассажиров с наименьшими затратами. Порты (пристани) обслуживают грузоотправителей и грузополучателей в своих гра ницах. Планы работы портов (пристаней) должны быть согласо ваны с работой флота и другими смежными видами транспорта
иявляются составной частью общего плана пароходства.
Вкачестве показателей производственно-финансового плана порта (пристани) приняты: объем перевозок, грузооборот, объем
погрузочно-разгрузочных работ и их себестоимость, потребный контингент портовых рабочих, производительность труда. Исход ными данными при планировании работы порта (пристани) слу жат корреспонденция грузопотоков, техническая оснащенность и специализация причалов, их пропускная способность, нормы вре мени на технические и технологические операции обработки фло та и подвижного состава. План работы порта должен быть вза имно увязан с графиком движения флота.
Порт (пристань) должен обеспечивать перевозку и отправле ние грузов как в местном, так и в транзитном сообщениях, со ответственно чему планируются перевозки местные и транзитные. Порядок планирования (отнесения) перевозок в местном и тран зитном сообщениях определяется специальным приказом на чальника пароходства.
Объем перевозок грузов и грузооборот порта (пристани) ус танавливаются на основании плановой корреспонденции грузовых потоков.
Грузооборот порта (пристани) — это количество грузов в тон нах, отправляемых из порта и прибывших в порт в судах за соот ветствующий период времени, пассажирооборот — количество пас сажиров, прошедших через пассажирские причалы порта с берега