Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Здесь ?кр — продолжительность кругового рейса, сут. Продолжи­ тельность кругового рейса, т. е. ходовое время, шлюзование, гру­ зовые операции, техническая обработка и технологические затра­ ты (ожидание грузовых операций, накопление состава, стоянки в пунктах смены тяги, у шлюзов и на затруднительных участках пути), принимают из графика движения.

Поскольку самоходные грузовые суда работают, как правило, без закрепления за конкретной линией, транспортная работа им планируется в нормо-часах. Объем транспортной работы судна в нормо-часах равен плановому периоду работы судна в часах. При планировании транспортной работы судов в нормо-часах основой производственного задания служат нормы загрузки судов и нормы затрат времени на следование и стоянки в пути и в портах. Пла­ нирование работы судов в нормо-часах позволяет наиболее пра­ вильно (в соответствии с нормами графика движения) оценить работу экипажей судов, независимо от того, на каких линиях они будут работать.

Показатель производительности труда находят делением объе­ ма транспортной работы на численность экипажа и период рабо­

ты судна.

судов

В производственно-финансовых планах хозрасчетных

устанавливаются следующие экономические показатели:

удель­

ные расходы на нормо-час — для судов, производственный

план

которых определяется по нормам графика (удельные расходы на­ ходят делением суммы всех прямых плановых расходов по со­ держанию судна на плановый эксплуатационный период); себе­

стоимость перевозок — для судов,

производственный

план кото­

рых рассчитывается в физических

тонно-километрах

(себестои­

мость исчисляется делением всех прямых расходов на грузообо­ рот в тонно-километрах).

Для судов загранплавания планируется коэффициент до­ ходности (частное от деления плановых сумм доходов от пере­ возок грузов на сумму всех прямых расходов по содержанию судна) и финансовый результат — прибыль или убыток (опреде­ ляется как разность суммы доходов и расходов по содержанию судна).

Смета эксплуатационных расходов на содержание хозрасчет­ ных судов подразделяется в плане по статьям, принятым для планирования эксплуатационных расходов на речном транспорте. Расходы по судну планируют исходя из принятого планового пе­ риода его работы и действующих норм затрат по каждой статье.

Доходы от перевозок грузов по флоту загранплавания под­ разделяются на доходы от перевозок грузов по внутренним вод­ ным путям и доходы (в иностранной валюте) от перевозок экс­ портно-импортных грузов. На перевозки экспортно-импортных грузов планируются централизованные доплаты в размере 150% от суммы доходов в иностранной валюте. По судам загранплава­ ния доходы планируются с учетом установленных тарифов для перевозок грузов по морю или тарифов, определяемых по соответ-

Ii


ствующим соглашениям с грузоотправителями и грузополучателя­ ми, а также на основе соглашений на перевозку экспортно-им­ портных грузов.

Транспортная работа грузо-пассажирских судов измеряется в приведенных пассажиро-тонно-километрах (перевозимые пас­ сажиры и тонны груза условно приравниваются).

При планировании пассажирских перевозок должны учиты­ ваться обеспечение строгого выполнения расписаний движения судов по линиям и создание максимальных удобств для пассажи­ ров.

Размер транспортной работы по грузо-пассажирским (пасса­ жирским) судам определяют умножением плановой производи­ тельности одного пассажиро-места и одной тонны грузоподъем­ ности на пассажировместимость (грузоподъемность) судна и продолжительность эксплуатационного периода работы в сутках.

Для хозрасчетных пассажирских судов планируются расхо­ ды, доходы, коэффициент доходности, себестоимость перевозок и финансовый результат. Хозрасчетным грузо-пассажирским судам планируются доходы от перевозок пассажиров, груза, грузобага­ жа и багажа, а также от прочих сборов за услуги, оказываемые пассажирам в пути следования (хранение багажа, пользование душем, ванной и т. п.).

Для оптимального выполнения производственно-экономиче­ ских показателей и ускорения темпов роста научно-технического прогресса на судах составляют планы научной организации тру­ да (НОТ).

На речном транспорте научной является такая организация труда, которая основывается на систематическом внедрении 'до­ стижений науки и передового опыта в организацию работы фло­ та, портов, судостроительных и судоремонтных предприятий, пу­ тевого хозяйства и других отраслей деятельности. НОТ дает воз­ можность наиболее рационально сочетать технические средства и трудовую деятельность работников речного транспорта в еди­ ном производственном процессе, эффективно использовать мате­ риальные и трудовые ресурсы, систематически повышать произ­

водительность

труда, создавать благоприятные условия для тру­

да и отдыха

работников. Примером научной организации труда

на флоте служит внедряющееся на судах совмещение профессий, что резко повышает производительность труда. Такая организа­ ция труда стала возможной в результате механизации и автома­ тизации трудовых процессов, комплексного берегового обслужи­ вания судов в портах, позволившего наилучшим образом осуще­ ствлять разделение и кооперацию труда, освободить экипажи су­ дов от выполнения ряда вспомогательных работ в портах.

Судовой план научной организации труда разрабатывает творческая бригада судна. При этом первоочередное внимание уделяется рабочим местам и участкам с наименее совершенной организацией и неблагоприятными условиями труда. На основа­ нии изучения и анализа существующей организации труда наме­

77


чаются мероприятия по его совершенствованию, рассчитывается ожидаемый экономический эффект от внедрения мероприятий, устанавливаются сроки исполнения и исполнители. Судовой план НОТ составляют на срок от 3 до 5 лет, причем подробно описы­ ваются мероприятия на первый год (в последующие годы меро­ приятия дополняются и уточняются). Судовой план НОТ разра­ батывается по следующим основным направлениям: совершенст­ вование организации труда судового экипажа; улучшение режи­ ма труда и отдыха экипажа; улучшение условий труда и быта; научная организация технической эксплуатации и улучшение ис­ пользования судна; повышение идейно-политического и культур­ но-технического уровня экипажа; развитие творческой активно­ сти и укрепление дисциплины; расчет экономической эффектив­ ности от внедрения мероприятий НОТ. Каждое из этих направ­ лений включает комплекс мероприятий, учитывающих конкрет­ ные условия плавания судна, организацию работы экипажа, комплексное береговое обслуживание и т. п.

Мероприятиями по совершенствованию организации труда экипажа предусматривается его организация при выполнении различных видов судовых работ, для чего отрабатываются рас­ писания выполнения работ, распределение обязанностей членов экипажа, расстановка их по рабочим местам. В этом разделе планируется совершенствование совмещения профессий и внедре­ ние других прогрессивных форм и методов организации труда.

Мероприятия раздела улучшения режима труда и отдыха судового экипажа направлены на улучшение расписания несения вахт, рациональные расстановку членов экипажа по вахтам и ис­ пользование свободного времени.

Важное значение имеют условия, способствующие высокопро­ изводительному труду. Научной организацией труда предусмат­ риваются мероприятия по созданию благоприятных условий тру­ да и быта экипажа на судне: устранение вредного влияния произ­ водственной среды на организм членов экипажа (обеспечение чистоты воздуха, оптимальное освещение, уменьшение вибрации, шума, улучшение санитарно-гигиенических условий); обеспечение судна необходимым инвентарем, материалами, инструментами; улучшение бытовых условий (оснащение средствами малой меха­ низации для уборки помещений, правильная организация пита­ ния) и др.

В числе мероприятий по научной организации технической эксплуатации планируется разработка календарных графиков проведения непрерывных технических уходов по всем элементам судна, разграничение работ по техническому обслуживанию ме­ ханизмов между членами судовой команды, установление опти­ мальных режимов работы двигателей и механизмов и другие мероприятия, направленные на экономию топлива, удлинение меж­ ремонтного периода и т. п. Мероприятиями по улучшению исполь­ зования судна предусматриваются сокращение времени рейса за счет своевременной подачи заявок на снабжение, обслуживание,

п


подготовку к грузовым операциям, а также совмещения операции при обработке судна в порту, повышения скорости движения и за­ грузки судна.

К мероприятиям по повышению идейно-политического и куль­ турно-технического уровня членов судового экипажа относятся различные формы повышения квалификации членов экипажа, ор­ ганизация социалистического соревнования.

Экономическая эффективность мероприятий НОТ на судах складывается из эффективности мероприятий, способствующих улучшению использования судна и сокращению эксплуатацион­ ных расходов.

§ 24. Планирование работы портов (пристаней)

Порты (пристани) — социалистические предприятия в системе речного транспорта, призванные обеспечивать максимальное удовлетворение потребности народного хозяйства в перевозках. Основные задачи портов — обработка судов и других видов под­ вижного состава в соответствии с утвержденными нормами вре­ мени, обеспечение отправления судов (составов) по графику, вы­ полнение плана погрузочно-разгрузочных работ, перевозка гру­ зов и пассажиров с наименьшими затратами. Порты (пристани) обслуживают грузоотправителей и грузополучателей в своих гра­ ницах. Планы работы портов (пристаней) должны быть согласо­ ваны с работой флота и другими смежными видами транспорта

иявляются составной частью общего плана пароходства.

Вкачестве показателей производственно-финансового плана порта (пристани) приняты: объем перевозок, грузооборот, объем

погрузочно-разгрузочных работ и их себестоимость, потребный контингент портовых рабочих, производительность труда. Исход­ ными данными при планировании работы порта (пристани) слу­ жат корреспонденция грузопотоков, техническая оснащенность и специализация причалов, их пропускная способность, нормы вре­ мени на технические и технологические операции обработки фло­ та и подвижного состава. План работы порта должен быть вза­ имно увязан с графиком движения флота.

Порт (пристань) должен обеспечивать перевозку и отправле­ ние грузов как в местном, так и в транзитном сообщениях, со­ ответственно чему планируются перевозки местные и транзитные. Порядок планирования (отнесения) перевозок в местном и тран­ зитном сообщениях определяется специальным приказом на­ чальника пароходства.

Объем перевозок грузов и грузооборот порта (пристани) ус­ танавливаются на основании плановой корреспонденции грузовых потоков.

Грузооборот порта (пристани) — это количество грузов в тон­ нах, отправляемых из порта и прибывших в порт в судах за соот­ ветствующий период времени, пассажирооборот — количество пас­ сажиров, прошедших через пассажирские причалы порта с берега