Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на

суда и

с судов на

берег также за определенный

пери­

од

времени.

В

плане

грузооборот

устанавливается на

год и

поквартально

с

распределением по

месяцам. В грузооборот пор­

та

включаются все грузы

(в том числе количество отправленного

и прибывшего леса), погруженные в суда и выгруженные из су­ дов на причалах порта и клиентуры за определенный период вре­ мени. Грузы, перегружаемые на рейде порта из одних судов в дру­ гие, также включаются в грузооборот порта. Из общего грузооборо­ та выделяются перевалка грузов с железнодорожного транспорта на водный и соответственно с водного на железнодорожный. Гру­ зооборот порта планируют по установленной номенклатуре гру­ зов, Пассажирооборот порта в соответствии с утвержденной клас­ сификацией перевозок пассажиров подразделяется на транзит­ ный, местный, пригородный и внутригородской.

Одним из основных количественных показателей работы пор­ та (пристани) служит объем погрузочно-разгрузочных работ, вы­ полняемых силами и средствами порта (пристани). Погрузочноразгрузочные работы подразделяются на портово-пристанские и внепортовые. К портово-пристанским работам относятся:

1)погрузка грузов в суда и выгрузка их из судов на прича­ лах порта (пристани);

2)загрузка и разгрузка вагонов (автотранспорта) при пере­ возке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном (ав­ томобильно-водном) сообщении, выполняемые силами и средст­

вами порта (пристани) через склад или по прямому варианту;

3)бортовая перевалка грузов и паузка судов;

4)бункеровка судов;

5) перегрузка леса из плотов в суда;

6)перемещение грузов из одного склада в другой и внутрискладские работы (оформляются отдельным нарядом), если эти операции связаны с перевозками речным транспортом;

7)погрузка грузов в суда и выгрузка их из судов на причалах клиентуры механизмами и рабочей силой порта (пристани) или арендованными механизмами и привлеченной по договору рабо­ чей силой.

В плане погрузочно-разгрузочных работ используются показа­ тели объема перегрузочных работ в физических тоннах и тонно-

операциях. В физических тоннах исчисляется количество груза, погруженного в суда и выгруженного из судов силами и средст­ вами порта (пристани). Поскольку груз при перемещении в пор­ ту может перегружаться не один, а несколько раз, для измере­ ния объема погрузочно-разгрузочных работ наряду с физически­ ми тоннами применяется показатель в тонно-операциях. Под

тонно-операцией понимают законченное перемещение одной тон­ ны груза по какому-либо одному варианту перегрузочных работ независимо от расстояния перемещения, способа переработки и производимых при этом дополнительных работ (взвешивание груза, сортировка и др.). Если груз перегружается по прямому варианту, например из судна в вагон или на автотранспорт или,

80


наоборот, из вагона или автотранспорта в судно, т. е. по вариан­ ту транспорт — транспорт, одна тонно-операция равна одной фи­ зической тонне.

Различают следующие варианты перегрузочных работ: транс­ порт— склад; склад— транспорт; транспорт — транспорт; склад — склад; внутрискладские перемещения, выполняемые не в процес­ се основной работы, а по отдельным нарядам. При перегрузке через склад возникает дополнительный объем работ, который учитывается в показателе тонно-операции. Отношение общего ко­ личества тонно-операций к общему количеству физических тонн называется коэффициентом перевалки грузов.

Наименьшие портовые затраты достигаются при перегрузке грузов по прямому варианту. Однако перегрузка грузов через склад целесообразна в случае сезонных неравномерных перевозок или при больших интервалах в прибытии судов в порт, вызываю­ щих сложность согласования подачи флота и смежных видов тран­ спорта, что приводит к длительным простоям судов и вагонов (автотранспорта). В связи с этим при планировании размеры пе­ регрузки груза с одного вида транспорта на другой по прямому варианту и через склад обосновывают экономическими расчета­ ми; при этом учитываются совокупные затраты по перегрузке гру­ зов и подвижному составу за время ожидания грузовых работ.

Из общего объема погрузочно-разгрузочных работ в плане вы­ деляют объем работ, осуществляемых комплексно-механизирован­ ным способом, т. е. работ, при которых ручной труд портовых ра­ бочих сводится к выполнению только подсобно-вспомогательных операций.

Кроме плана погрузочно-разгрузочных работ порта (пристани), для обеспечения своевременной грузовой обработки флота состав­ ляют план работы перегрузочных механизированных установок — комплекса машин. C их помощью осуществляется перегрузочный процесс по определенному варианту работ. На основании планово­ го грузооборота порта (пристани), типа флота, наличия перегру­ зочных средств, специализации причалов устанавливаются опти­ мальные варианты перегрузочных работ, определяется производи­ тельность перегрузочных установок и необходимый контингент портовых рабочих.

Различают техническую и эксплуатационную производитель­ ность механизированной установки. Техническая производитель­ ность — это количество груза в тоннах, перегружаемое установкой за час чистого времени, эксплуатационная — средняя производи­ тельность с учетом затрат времени на подготовительные и заклю­ чительные операции, обслуживание рабочего места, отдых, обе­ денные и междусменные перерывы. Эксплуатационной производи­ тельностью перегрузочных установок пользуются при проектирова­ нии технологии погрузочно-разгрузочных работ, обосновании судо­ часовых норм загрузки и разгрузки судов, определении времени грузовой обработки флота и расчете пропускной способности пор­ та (пристани).

6 Экономика речного транспорта

81


Производительность перегрузочных средств и потребность в контингенте портовых рабочих устанавливаются в соответствии с утвержденными методическими положениями. При планировании работы перегрузочных средств должно быть уделено внимание по­ вышению производительности труда и снижению себестоимости переработки грузов.

Производительность труда и потребный контингент работников на погрузочно-разгрузочных работах планируют с учетом внедре­ ния комплексной механизации и автоматизации, применения про­ грессивных технологических процессов.

Показатель производительности труда дает возможность уста^ новить, какое количество продукции (в данном случае — объем погрузочно-разгрузочных работ) приходится на одного работаю­ щего за планируемый период времени. Этот показатель находят делением объема перегрузочных работ в физических тоннах на контингент, занятый на этих работах.

Контингент работников (портовые рабочие, механизаторы, об­ служивающий персонал) на погрузочно-разгрузочных операциях планируют с учетом круглосуточной работы грузовых причалов и обеспечения своевременной обработки судов в наиболее напря­ женный по перевозкам период времени.

Важнейший качественный показатель производственно-финан­ сового плана порта (пристани)—себестоимость погрузочно-раз­ грузочных работ, т. е. эксплуатационные затраты, приходящиеся на одну физическую тонну погруженного и выгруженного груза.

Основой планирования совместной работы портов и флота яв­ ляются судо-часовые нормы загрузки (разгрузки) судов. Судо-ча­ совая норма — это количество тонн определенного груза, подле­ жащего погрузке или выгрузке в течение одного часа при обра­ ботке судна соответствующего типа и грузоподъемности имеющей­ ся на причале перегрузочной техникой. По этим нормам рассчиты­ вается плановое время стоянки судна под погрузкой или выгрузкой.

Для причалов речного транспорта судо-часовые нормы уста­ навливаются Министерством речного флота РСФСР и управлени­ ями речным транспортом при советах министров союзных респуб­ лик. Они обязательны как для портов и пристаней, так и для грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами речного транспорта. Для причалов других министерств и ведомств судо-часовые нормы утверждаются органами речного транспорта по согласованию с владельцами этих причалов.

Нормы разделяются на общие (единые для всех речных бас­ сейнов) и специальные.

Судо-часовые нормы устанавливаются с учетом грузоподъем­ ности и конструкции судов, рода перевозимого груза и его упа­ ковки, технического оснащения причала и его грузооборота. В за­ висимости от грузоподъемности судов судо-часовые нормы под­ разделяются на четыре группы: для судов грузоподъемностью до 400 т, от 401 до 700, от 701 до 1000 и для судов грузоподъемно­ стью свыше 1000 т.

S2


Специальные судо-часовые нормы применяются для конкрет­ ных причалов, оснащенных высокопроизводительной перегрузоч­ ной техникой.

При определении судо-часовой нормы учитываются конструк­ тивные особенности судов: площадки, открытые суда, полуоткры­ тые и закрытые. Это деление судов на четыре типа обусловлива­ ется коэффициентом вертикальной проницаемости — отношением площади просветов люков к площади грузовых помещений (трю­ мов) .

Судо-часовые нормы рассчитываются применительно к судам открытого типа и только для операций погрузки. Для судов-пло­ щадок они увеличиваются, а для судов полуоткрытого и закрыто­ го типа уменьшаются на определенный процент. При бортовой перевалке груза из судна в судно пользуются судо-часовыми нор­ мами, предназначенными для судна меньшей грузоподъемности. По родам грузов судо-часовые нормы утверждаются в соответст­ вии с трудоемкостью их погрузки и выгрузки и производительно­ стью технических средств.

Судо-часовые нормы устанавливаются для всего комплекса операций, связанных с погрузкой и выгрузкой судов, а также для подготовительных и заключительных работ, к которым относятся: установка и разборка мостков, установка и уборка погрузочноразгрузочных механизмов, крепление груза, зачистка судов от остатков груза, оформление документов, перестановка судов, ва­ гонов и механизмов, подготовка рабочего места и т. п. Исходя из судо-часовых норм рассчитывают среднюю норму обработки тон­ нажа в порту (пристани). В среднюю норму обработки тоннажа входят затраты времени на погрузочно-разгрузочные работы и до­ полнительное время на различные виды обслуживания — техниче­ ские и необходимые технологические операции.

§ 25. Планирование комплексного обслуживания флота в портах

Повышение эффективности использования флота во многом зависит от своевременного и качественного его обслуживания, осуществляемого береговыми производственными участками, сан­ эпидстанциями, BOXPom, УРСом, электрорадионавигационными камерами, Регистром, культбазами и другими организациями. Свое­ временность и качество обслуживания флота зависят от четкой координации работы этих организаций. Для оперативного руко­ водства обслуживающими организациями в портах созданы специ­ альные участки (подразделения) комплексного обслуживания флота, основной задачей которых является своевременное, безоста­ новочное и качественное обслуживание всех транзитных судов и судов, прибывающих в порт для обработки.

Различают следующие виды обслуживания флота: эксплуатационное — производство грузовых работ, шкиперское

обслуживание бескомандных барж, рейдовое обслуживание,

6*

83


зачистка и промывка судов после выгрузки, откачка воды из судов;

навигационное — лоцманское обслуживание, вручение путевой информации, устранение девиации и ремонт компасов, профилак­ тический осмотр и настройка оборудования связи и радионавига­ ции;

материально-техническое — снабжение судов топливом и смаз­ кой, навигационными материалами и сменными запасными частя­ ми, обеспечение судов электроэнергией от береговых источников; санитарно-техническое—сбор подсланевых вод, отработанных масел, пищевых отходов, сухого мусора и фекалий, контроль за

санитарным состоянием судов; культурно-бытовое и медицинское — снабжение продовольст­

венными и промышленными товарами, питьевой водой, смена белья, организация культурно-массовых мероприятий, обеспечение газетами, журналами, литературой и корреспонденцией, организа­ ция медицинской помощи и т. п.;

техническое — проведение профилактических мероприятий, техуходов, наладка и регулировка механизмов;

ремонтное — проведение ремонтных работ.

В соответствии с планом работы к обязанностям участков комплексного обслуживания относятся: организация встречи при­ бывающих в порт судов, доставка на борт почты, газет, литерату­ ры, информирование капитанов о времени выполнения заказанных услуг; ознакомление капитанов судов с обязательными постанов­ лениями, портовыми правилами, распоряжениями и приказами, оказание капитанам содействия в решении вопросов, возникаю­ щих в процессе обслуживания судов; содействие выполнению всех формальностей, связанных с заходом в морские порты (таможен­ ные, портовые, санитарные и т. п.) ; организация вызовов на судно представителей инспекции Регистра, пожарного надзора, санэпид­ станций, электрорадионавигационной камеры и других предста­ вителей; оказание содействия в доукомплектовании экипажей су­ дов кадрами через отделы флота (кадров) пароходства; оповеще­ ние членов семей речников о местонахождении судна и об ожи­

даемом

его прибытии

в порт; организация вечеров отдыха,

лекций,

культпоходов,

встреч со знатными людьми, артистами

и т. п.

 

 

План комплексного обслуживания флота в порту составляется на основании заявок капитанов судов на требуемые виды обслу­ живания. Заявки подаются за сутки до прибытия судна в порт и при необходимости уточняются за четыре часа. Суточный план комплексного обслуживания согласовывается с исполнителями, после чего определяется очередность обслуживания судов. План утверждается заместителем начальника порта по эксплуатации, а затем доводится до обслуживающих организаций. Участки комп­ лексного обслуживания контролируют своевременность выполне­ ния заказанных флотом услуг и ведут необходимую плановую и исполнительскую документацию.

84