Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
на |
суда и |
с судов на |
берег также за определенный |
пери |
||
од |
времени. |
В |
плане |
грузооборот |
устанавливается на |
год и |
поквартально |
с |
распределением по |
месяцам. В грузооборот пор |
|||
та |
включаются все грузы |
(в том числе количество отправленного |
и прибывшего леса), погруженные в суда и выгруженные из су дов на причалах порта и клиентуры за определенный период вре мени. Грузы, перегружаемые на рейде порта из одних судов в дру гие, также включаются в грузооборот порта. Из общего грузооборо та выделяются перевалка грузов с железнодорожного транспорта на водный и соответственно с водного на железнодорожный. Гру зооборот порта планируют по установленной номенклатуре гру зов, Пассажирооборот порта в соответствии с утвержденной клас сификацией перевозок пассажиров подразделяется на транзит ный, местный, пригородный и внутригородской.
Одним из основных количественных показателей работы пор та (пристани) служит объем погрузочно-разгрузочных работ, вы полняемых силами и средствами порта (пристани). Погрузочноразгрузочные работы подразделяются на портово-пристанские и внепортовые. К портово-пристанским работам относятся:
1)погрузка грузов в суда и выгрузка их из судов на прича лах порта (пристани);
2)загрузка и разгрузка вагонов (автотранспорта) при пере возке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном (ав томобильно-водном) сообщении, выполняемые силами и средст
вами порта (пристани) через склад или по прямому варианту;
3)бортовая перевалка грузов и паузка судов;
4)бункеровка судов;
5) перегрузка леса из плотов в суда;
6)перемещение грузов из одного склада в другой и внутрискладские работы (оформляются отдельным нарядом), если эти операции связаны с перевозками речным транспортом;
7)погрузка грузов в суда и выгрузка их из судов на причалах клиентуры механизмами и рабочей силой порта (пристани) или арендованными механизмами и привлеченной по договору рабо чей силой.
В плане погрузочно-разгрузочных работ используются показа тели объема перегрузочных работ в физических тоннах и тонно-
операциях. В физических тоннах исчисляется количество груза, погруженного в суда и выгруженного из судов силами и средст вами порта (пристани). Поскольку груз при перемещении в пор ту может перегружаться не один, а несколько раз, для измере ния объема погрузочно-разгрузочных работ наряду с физически ми тоннами применяется показатель в тонно-операциях. Под
тонно-операцией понимают законченное перемещение одной тон ны груза по какому-либо одному варианту перегрузочных работ независимо от расстояния перемещения, способа переработки и производимых при этом дополнительных работ (взвешивание груза, сортировка и др.). Если груз перегружается по прямому варианту, например из судна в вагон или на автотранспорт или,
80
наоборот, из вагона или автотранспорта в судно, т. е. по вариан ту транспорт — транспорт, одна тонно-операция равна одной фи зической тонне.
Различают следующие варианты перегрузочных работ: транс порт— склад; склад— транспорт; транспорт — транспорт; склад — склад; внутрискладские перемещения, выполняемые не в процес се основной работы, а по отдельным нарядам. При перегрузке через склад возникает дополнительный объем работ, который учитывается в показателе тонно-операции. Отношение общего ко личества тонно-операций к общему количеству физических тонн называется коэффициентом перевалки грузов.
Наименьшие портовые затраты достигаются при перегрузке грузов по прямому варианту. Однако перегрузка грузов через склад целесообразна в случае сезонных неравномерных перевозок или при больших интервалах в прибытии судов в порт, вызываю щих сложность согласования подачи флота и смежных видов тран спорта, что приводит к длительным простоям судов и вагонов (автотранспорта). В связи с этим при планировании размеры пе регрузки груза с одного вида транспорта на другой по прямому варианту и через склад обосновывают экономическими расчета ми; при этом учитываются совокупные затраты по перегрузке гру зов и подвижному составу за время ожидания грузовых работ.
Из общего объема погрузочно-разгрузочных работ в плане вы деляют объем работ, осуществляемых комплексно-механизирован ным способом, т. е. работ, при которых ручной труд портовых ра бочих сводится к выполнению только подсобно-вспомогательных операций.
Кроме плана погрузочно-разгрузочных работ порта (пристани), для обеспечения своевременной грузовой обработки флота состав ляют план работы перегрузочных механизированных установок — комплекса машин. C их помощью осуществляется перегрузочный процесс по определенному варианту работ. На основании планово го грузооборота порта (пристани), типа флота, наличия перегру зочных средств, специализации причалов устанавливаются опти мальные варианты перегрузочных работ, определяется производи тельность перегрузочных установок и необходимый контингент портовых рабочих.
Различают техническую и эксплуатационную производитель ность механизированной установки. Техническая производитель ность — это количество груза в тоннах, перегружаемое установкой за час чистого времени, эксплуатационная — средняя производи тельность с учетом затрат времени на подготовительные и заклю чительные операции, обслуживание рабочего места, отдых, обе денные и междусменные перерывы. Эксплуатационной производи тельностью перегрузочных установок пользуются при проектирова нии технологии погрузочно-разгрузочных работ, обосновании судо часовых норм загрузки и разгрузки судов, определении времени грузовой обработки флота и расчете пропускной способности пор та (пристани).
6 Экономика речного транспорта |
81 |
Производительность перегрузочных средств и потребность в контингенте портовых рабочих устанавливаются в соответствии с утвержденными методическими положениями. При планировании работы перегрузочных средств должно быть уделено внимание по вышению производительности труда и снижению себестоимости переработки грузов.
Производительность труда и потребный контингент работников на погрузочно-разгрузочных работах планируют с учетом внедре ния комплексной механизации и автоматизации, применения про грессивных технологических процессов.
Показатель производительности труда дает возможность уста^ новить, какое количество продукции (в данном случае — объем погрузочно-разгрузочных работ) приходится на одного работаю щего за планируемый период времени. Этот показатель находят делением объема перегрузочных работ в физических тоннах на контингент, занятый на этих работах.
Контингент работников (портовые рабочие, механизаторы, об служивающий персонал) на погрузочно-разгрузочных операциях планируют с учетом круглосуточной работы грузовых причалов и обеспечения своевременной обработки судов в наиболее напря женный по перевозкам период времени.
Важнейший качественный показатель производственно-финан сового плана порта (пристани)—себестоимость погрузочно-раз грузочных работ, т. е. эксплуатационные затраты, приходящиеся на одну физическую тонну погруженного и выгруженного груза.
Основой планирования совместной работы портов и флота яв ляются судо-часовые нормы загрузки (разгрузки) судов. Судо-ча совая норма — это количество тонн определенного груза, подле жащего погрузке или выгрузке в течение одного часа при обра ботке судна соответствующего типа и грузоподъемности имеющей ся на причале перегрузочной техникой. По этим нормам рассчиты вается плановое время стоянки судна под погрузкой или выгрузкой.
Для причалов речного транспорта судо-часовые нормы уста навливаются Министерством речного флота РСФСР и управлени ями речным транспортом при советах министров союзных респуб лик. Они обязательны как для портов и пристаней, так и для грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами речного транспорта. Для причалов других министерств и ведомств судо-часовые нормы утверждаются органами речного транспорта по согласованию с владельцами этих причалов.
Нормы разделяются на общие (единые для всех речных бас сейнов) и специальные.
Судо-часовые нормы устанавливаются с учетом грузоподъем ности и конструкции судов, рода перевозимого груза и его упа ковки, технического оснащения причала и его грузооборота. В за висимости от грузоподъемности судов судо-часовые нормы под разделяются на четыре группы: для судов грузоподъемностью до 400 т, от 401 до 700, от 701 до 1000 и для судов грузоподъемно стью свыше 1000 т.
S2
Специальные судо-часовые нормы применяются для конкрет ных причалов, оснащенных высокопроизводительной перегрузоч ной техникой.
При определении судо-часовой нормы учитываются конструк тивные особенности судов: площадки, открытые суда, полуоткры тые и закрытые. Это деление судов на четыре типа обусловлива ется коэффициентом вертикальной проницаемости — отношением площади просветов люков к площади грузовых помещений (трю мов) .
Судо-часовые нормы рассчитываются применительно к судам открытого типа и только для операций погрузки. Для судов-пло щадок они увеличиваются, а для судов полуоткрытого и закрыто го типа уменьшаются на определенный процент. При бортовой перевалке груза из судна в судно пользуются судо-часовыми нор мами, предназначенными для судна меньшей грузоподъемности. По родам грузов судо-часовые нормы утверждаются в соответст вии с трудоемкостью их погрузки и выгрузки и производительно стью технических средств.
Судо-часовые нормы устанавливаются для всего комплекса операций, связанных с погрузкой и выгрузкой судов, а также для подготовительных и заключительных работ, к которым относятся: установка и разборка мостков, установка и уборка погрузочноразгрузочных механизмов, крепление груза, зачистка судов от остатков груза, оформление документов, перестановка судов, ва гонов и механизмов, подготовка рабочего места и т. п. Исходя из судо-часовых норм рассчитывают среднюю норму обработки тон нажа в порту (пристани). В среднюю норму обработки тоннажа входят затраты времени на погрузочно-разгрузочные работы и до полнительное время на различные виды обслуживания — техниче ские и необходимые технологические операции.
§ 25. Планирование комплексного обслуживания флота в портах
Повышение эффективности использования флота во многом зависит от своевременного и качественного его обслуживания, осуществляемого береговыми производственными участками, сан эпидстанциями, BOXPom, УРСом, электрорадионавигационными камерами, Регистром, культбазами и другими организациями. Свое временность и качество обслуживания флота зависят от четкой координации работы этих организаций. Для оперативного руко водства обслуживающими организациями в портах созданы специ альные участки (подразделения) комплексного обслуживания флота, основной задачей которых является своевременное, безоста новочное и качественное обслуживание всех транзитных судов и судов, прибывающих в порт для обработки.
Различают следующие виды обслуживания флота: эксплуатационное — производство грузовых работ, шкиперское
обслуживание бескомандных барж, рейдовое обслуживание,
6* |
83 |
зачистка и промывка судов после выгрузки, откачка воды из судов;
навигационное — лоцманское обслуживание, вручение путевой информации, устранение девиации и ремонт компасов, профилак тический осмотр и настройка оборудования связи и радионавига ции;
материально-техническое — снабжение судов топливом и смаз кой, навигационными материалами и сменными запасными частя ми, обеспечение судов электроэнергией от береговых источников; санитарно-техническое—сбор подсланевых вод, отработанных масел, пищевых отходов, сухого мусора и фекалий, контроль за
санитарным состоянием судов; культурно-бытовое и медицинское — снабжение продовольст
венными и промышленными товарами, питьевой водой, смена белья, организация культурно-массовых мероприятий, обеспечение газетами, журналами, литературой и корреспонденцией, организа ция медицинской помощи и т. п.;
техническое — проведение профилактических мероприятий, техуходов, наладка и регулировка механизмов;
ремонтное — проведение ремонтных работ.
В соответствии с планом работы к обязанностям участков комплексного обслуживания относятся: организация встречи при бывающих в порт судов, доставка на борт почты, газет, литерату ры, информирование капитанов о времени выполнения заказанных услуг; ознакомление капитанов судов с обязательными постанов лениями, портовыми правилами, распоряжениями и приказами, оказание капитанам содействия в решении вопросов, возникаю щих в процессе обслуживания судов; содействие выполнению всех формальностей, связанных с заходом в морские порты (таможен ные, портовые, санитарные и т. п.) ; организация вызовов на судно представителей инспекции Регистра, пожарного надзора, санэпид станций, электрорадионавигационной камеры и других предста вителей; оказание содействия в доукомплектовании экипажей су дов кадрами через отделы флота (кадров) пароходства; оповеще ние членов семей речников о местонахождении судна и об ожи
даемом |
его прибытии |
в порт; организация вечеров отдыха, |
лекций, |
культпоходов, |
встреч со знатными людьми, артистами |
и т. п. |
|
|
План комплексного обслуживания флота в порту составляется на основании заявок капитанов судов на требуемые виды обслу живания. Заявки подаются за сутки до прибытия судна в порт и при необходимости уточняются за четыре часа. Суточный план комплексного обслуживания согласовывается с исполнителями, после чего определяется очередность обслуживания судов. План утверждается заместителем начальника порта по эксплуатации, а затем доводится до обслуживающих организаций. Участки комп лексного обслуживания контролируют своевременность выполне ния заказанных флотом услуг и ведут необходимую плановую и исполнительскую документацию.
84