Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 26. Технический план работы флота и портов

Технические планы разрабатывают на основе утвержденного месячного плана перевозок, нормативов использования флота и портовых средств, предусмотренных графиком движения и обра­ ботки флота. Наиболее важное значение техническое планирова­ ние приобретает при организации работы флота в системе смеж­ ных пароходств, когда флот работает на межбассейновых линиях. В таких случаях в техническом плане должна быть отражена чет­ кая согласованная работа флота между пароходствами, оптималь­ ная его расстановка по межбассейновым линиям, взаимная пере­ дача груза и тоннажа.

Технический план — комплексный план, поскольку в нем уста­ навливаются количественные показатели по перевозкам грузов, показатели использования флота, предусматривается обеспечение перевозок техническими средствами,

К количественным показателям по перевозкам относятся зада­ ния по отправлению грузов по видам флота и технике движения, количество грузов, принимаемых и передаваемых между смежны­

ми пароходствами, а также работа

флота

в

тонно-километрах,

т. е. транспортная продукция, которую должен

выполнить флот

за определенный период времени.

Объем

транспортной продук­

ции (работы флота) исчисляется исходя из планового грузообо­ рота по отправлению с учетом переходящих (незавершенных) ос­ татков на начало планируемого месяца (в тонно-километрах) за минусом остатков, переходящих с планируемого на последующий месяц.

Количество переходящих остатков тонно-километров по каждо­

му грузопотоку, зависящее от расстояния I

между пунктами

от­

правления и назначения, затрат времени на

движение судов

размера грузового потока G, периода работы ⅛, определяется по

формуле

 

 

∑G∕n = -ξ⅛.

 

(5)

¿I р

 

 

Суммированием переходящих тонно-километров каждого грузо­ потока устанавливаются общие переходящие тонно-километры по видам флота и в целом по пароходству. После этого рассчитыва­

ется транспортная продукция (работа

флота) на

планируемый

месяц по формуле

 

 

∑ GZτp=Σ G∕∏.h+∑ G/r.o

∑G∕π.π,

(6)

где ∑G∕∏.h'-размер переходящих с предыдущего

месяца тонно-

километров на начало планируемого;

∑G∕∏,∏ —размер переходящих тонно-километров с планируемо­ го месяца на последующий;

∑G∕r.o—плановый грузооборот по отправлению на планируе­ мый месяц.

85


Кроме грузооборота, в техническом плане рассчитываются по­ казатели использования флота — валовая производительность и период работы флота, которые определяются из уточненной про­ ектной схемы графика движения.

План обеспечения перевозок техническими средствами вклю­ чает уточненную проектную схему графика движения; нормы среднесуточного наличия судов в эксплуатации; задания по обме­ ну флотом между смежными пароходствами.

Техническое планирование осуществляется в соответствии с утвержденным методическим руководством по составлению техни­ ческого плана работы пароходства. Технические планы работы замкнутых пароходств разрабатываются службами перевозок и движения флота, утверждаются начальниками пароходств и пред­ ставляются для контроля в Главное управление перевозок и эксплуатации флота МРФ РСФСР. Технические планы смежных пароходств разрабатываются Главным управлением перевозок и эксплуатации флота МРФ РСФСР при участии представителей пароходств и утверждаются начальником управления не позднее 25-го числа предпланового периода.

Технические планы линейных подразделений пароходств (рай­ онные управления, эксплуатационные участки, порты-пристани) составляются службами перевозок и движения флота и утвержда­ ются не позднее 29-го числа предпланового месяца. Техническим планированием работы линейных подразделений пароходства пре­ дусматриваются: план погрузки и отправления грузов; план по­ грузочно-разгрузочных работ; оптимальная расстановка и исполь­ зование перегрузочной техники; технологические процессы орга­ низации погрузочно-разгрузочных работ, основанные на передовых приемах и методах труда; взаимоувязанная с другими видами транспорта работа порта; организация пассажирских перевозок и другие организационно-технические мероприятия, обеспечивающие выполнение плана работы портов.

Наряду с месячными планами составляются оперативные де­ кадные и сменно-суточные планы работы флота и портов.

Декадные планы работы флота и портов разрабатывают на основании заявок грузоотправителей на перевозку грузов в данной декаде; в этих планах покалендарно указывается количество, род груза, пункты отправления и назначения, грузоотправители и гру­ зополучатели. Декадные заявки грузоотправителей на перевозку грузов рассматриваются службами перевозок, грузовой и коммер­ ческой работы пароходства и акцептируются (принимаются к пе­ ревозке) с учетом дислокации флота, плановой корреспонденции грузопотоков и пропускной способности транспортных средств (причалов, средств обслуживания и т. π.). В соответствии с де­ кадными заявками разрабатываются календарные графики пода­ чи флота на определенный период и сообщаются порту (пристани) и грузоотправителям.

При сменно-суточном планировании уточняются декадные пла­ ны подачи судов под погрузку. Сменно-суточный план служит ос­

86


новным документом при организации работы флота и портов (а также подразделений порта) на предстоящие сутки.

Основная цель сменно-суточного планирования—сокращение сроков обработки всех подвижных средств (судов, вагонов, авто­ транспорта) при’минимальных затратах и безусловном выполне­ нии всех плановых показателей работы порта. Сменно-суточным планом определяются и регламентируются очередность, место и сроки обработки, расстановка подвижного состава и рабочей си­ лы, перегрузочных механизмов, а также комплексное обслужива­ ние флота в порту. Сменно-суточный план работы порта на пред­ стоящие сутки утверждает начальник порта, после чего он дово­ дится до исполнителей.

§ 27. Планирование работы промышленных предприятий

Деятельность промышленных предприятий речного транспорта (судоремонтно-судостроительных заводов, ремонтно-эксплуата­ ционных баз) осуществляется на основе государственных планов — перспективных, текущих (годовых) и оперативно-производст­ венных.

При перспективном планировании определяются направления работы предприятия на длительный период (5 лет и более), пре­ дусматриваются специализация и кооперирование, рациональные капиталовложения для дальнейшего развития предприятия, роста производительности труда, наиболее рационального использования сырья, материалов, топлива и энергии.

Годовой план, составляемый по форме техпромфинплана, яв­ ляется сводным планом производственно-технической и финансо­ вой деятельности предприятия. При годовом планировании кон­ кретизируются расчеты перспективного плана, учитывается все новое, передовое, что не могло быть предусмотрено в перспектив­ ном плане. Исходными данными для разработки годового тех­ промфинплана служат перспективный план предприятий, конт­ рольные цифры пароходства, договоры на поставку и объем воз­ можной реализации продукции, а также материалы анализа деятельности предприятия в предплановый период.

Рассмотрим основные разделы техпромфинплана.

План производства и реализации продукции— важнейший раздел техпромфинплана — представляет собой произ­ водственную программу предприятия. План производства и реа­ лизации продукции характеризует количественную и качественную стороны всей производственно-хозяйственной деятельности пред­ приятия и служит основой для разработки других разделов тех­ промфинплана. При составлении плана производства исходят из заданий по номенклатуре и ассортименту продукции, подлежащей выпуску, а также из данных, характеризующих мощность пред­ приятия. Номенклатура — это перечень изделий, а ассортимент — состав одноименной продукции по видам, типам и сортам.

87


Продукция промышленных предприятий планируется в нату­ ральном и денежном выражениях. Объектами планирования про­ мышленного предприятия в натуральном выражении являются: по судостроению — отдельное судно; по ремонту судового оборудо­

вания — серия (партия)

однотипного оборудования; по индиви­

дуально изготовляемым

машинам и механизмам — отдельные ма­

шины (механизмы); по серийно изготовляемым машинам и меха­

низмам— серия (партия) однотипных машин

(механизмов); по

прочим работам — производственный заказ по

видам однородных

работ и услуг (капитальный ремонт собственного оборудования и транспортных средств, зданий и сооружений; отпуск на сторону электроэнергии, пара и другие услуги; изготовление продукции широкого потребления для населения города или района).

Планирование продукции в натуральном выражении служит основой при установлении объема реализации, объема валовой и товарной продукции, при расчете себестоимости, прибыли, рента­ бельности, а также при разработке планов кооперированных по­ ставок.

Объем реализации продукции — основной критерий оценки де­ ятельности предприятия. Это — показатель стоимости готовых из­ делий, подлежащих оплате в планируемом периоде. Товарная продукция показывает объем производства предприятия по закон­ ченным изделиям в планируемом периоде. Общий объем произ­ водства характеризует показатель валовой продукции, т. е. весь объем как по законченным, так и по незаконченным изделиям. Показатель валовой продукции необходим для установления тем­ пов роста объема производства, исчисления уровня производи­ тельности труда, численности рабочих и фондов заработной платы.

Вплане повышения эффективности произволет-

ва отражаются мероприятия по улучшению качества продукции, внедрению прогрессивной технологии, механизации и автоматиза­ ции производства, совершенствованию систем управления, плани­ рования и организации производства, по экономии материалов, топлива и энергии, по капитальному ремонту основных фондов. Эти мероприятия должны обеспечивать выполнение производст­ венных и финансовых показателей плана.

План капитального строительства — третья со­ ставная часть техпромфинплана — содержит задания по сооруже­ нию объектов, вводу в действие основных фондов и производст­ венных мощностей. В данном разделе планируются капитальные вложения на строительство новых объектов производственного на­ значения, реконструкцию и техническое перевооружение сущест­ вующего производства, замену и модернизацию оборудования и строительство объектов непроизводственного назначения, в том числе жилья, коммунального хозяйства, просвещения и культуры, здравоохранения и бытового обслуживания.

Планом материально-технического снабжения предусматривается обеспечение потребностей предприятия в мате­

88


риальных ресурсах в соответствии с планами производства, по­ вышения его эффективности и реализации продукции, капиталь­ ного строительства.

В плане по труду и заработной плате устанавли­ ваются задания по росту производительности труда, снижению тру­ доемкости изготовления изделий, по подготовке кадров и повыше­ нию квалификации работающих, а также задания по фондам за­ работной платы и средней зарплате. При разработке плана по труду необходимо предусмотреть превышение темпов роста произ­ водительности труда над темпами роста заработной платы.

План по фондам экономического стимулирова­ ния включает расчеты фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонда развития производства, а также сметы расходования средств этих фондов. Фонды экономического стимулирования со­ здаются для усиления материальной заинтересованности произ­ водственных коллективов в повышении эффективности производ­ ства, улучшении качества и роста объема реализации продукции.

Один из важнейших разделов техпромфинплана — план при­

были,

издержек и рентабельности производства.

В этом

разделе планируется снижение издержек и смета затрат

на производство, снижение себестоимости продукции, прибыль и рентабельность производства. План по себестоимости продук­

ции — один из главных качественных

показателей деятельности

предприятия — составляется исходя из

прогрессивных норм ис­

пользования сырья, материалов, топлива, электроэнергии и затрат труда. Прибыль предприятия, источником образования которой является реализация товарной продукции (работы, услуги), опре­ деляется как разность между плановой стоимостью реализуемой продукции в оптовых ценах предприятия и ее себестоимостью. После расчета прибыли устанавливается уровень рентабельности производства. Для этого прибыль делят на стоимость основных производственных фондов и нормативных оборотных средств.

В техпромфинплане должны быть взаимоувязаны все стороны деятельности предприятия, что достигается при помощи технико­ экономических расчетов на основе прогрессивных технико-эконо­ мических норм. Без обоснованных норм невозможно ведение пла­ нового хозяйства и разработка разделов техпромфинплана. Поэто­ му техпромфинплан содержит специальный раздел — плановые технико-экономические нормативы и нормы, где приводятся утвержденные нормы расхода сырья, материалов, топ­ лива и энергетических ресурсов, норм оборотных средств, норма­ тивы качества и долговечности продукции.

Завершающий раздел техпромфинплана — финансовый план. В нем отражается экономическая эффективность деятель­ ности предприятия, показываются результаты разработок всех других разделов плана в стоимостном выражении.

В обеспечение годового техпромфинплана разрабатываются оперативно-производственные планы. Основная цель этих планов

89