Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
§ 26. Технический план работы флота и портов
Технические планы разрабатывают на основе утвержденного месячного плана перевозок, нормативов использования флота и портовых средств, предусмотренных графиком движения и обра ботки флота. Наиболее важное значение техническое планирова ние приобретает при организации работы флота в системе смеж ных пароходств, когда флот работает на межбассейновых линиях. В таких случаях в техническом плане должна быть отражена чет кая согласованная работа флота между пароходствами, оптималь ная его расстановка по межбассейновым линиям, взаимная пере дача груза и тоннажа.
Технический план — комплексный план, поскольку в нем уста навливаются количественные показатели по перевозкам грузов, показатели использования флота, предусматривается обеспечение перевозок техническими средствами,
К количественным показателям по перевозкам относятся зада ния по отправлению грузов по видам флота и технике движения, количество грузов, принимаемых и передаваемых между смежны
ми пароходствами, а также работа |
флота |
в |
тонно-километрах, |
т. е. транспортная продукция, которую должен |
выполнить флот |
||
за определенный период времени. |
Объем |
транспортной продук |
ции (работы флота) исчисляется исходя из планового грузообо рота по отправлению с учетом переходящих (незавершенных) ос татков на начало планируемого месяца (в тонно-километрах) за минусом остатков, переходящих с планируемого на последующий месяц.
Количество переходящих остатков тонно-километров по каждо
му грузопотоку, зависящее от расстояния I |
между пунктами |
от |
правления и назначения, затрат времени на |
движение судов |
⅛ |
размера грузового потока G, периода работы ⅛, определяется по |
||
формуле |
|
|
∑G∕n = -ξ⅛. |
|
(5) |
¿I р |
|
|
Суммированием переходящих тонно-километров каждого грузо потока устанавливаются общие переходящие тонно-километры по видам флота и в целом по пароходству. После этого рассчитыва
ется транспортная продукция (работа |
флота) на |
планируемый |
месяц по формуле |
|
|
∑ GZτp=Σ G∕∏.h+∑ G/r.o |
∑G∕π.π, |
(6) |
где ∑G∕∏.h'-размер переходящих с предыдущего |
месяца тонно- |
километров на начало планируемого;
∑G∕∏,∏ —размер переходящих тонно-километров с планируемо го месяца на последующий;
∑G∕r.o—плановый грузооборот по отправлению на планируе мый месяц.
85
Кроме грузооборота, в техническом плане рассчитываются по казатели использования флота — валовая производительность и период работы флота, которые определяются из уточненной про ектной схемы графика движения.
План обеспечения перевозок техническими средствами вклю чает уточненную проектную схему графика движения; нормы среднесуточного наличия судов в эксплуатации; задания по обме ну флотом между смежными пароходствами.
Техническое планирование осуществляется в соответствии с утвержденным методическим руководством по составлению техни ческого плана работы пароходства. Технические планы работы замкнутых пароходств разрабатываются службами перевозок и движения флота, утверждаются начальниками пароходств и пред ставляются для контроля в Главное управление перевозок и эксплуатации флота МРФ РСФСР. Технические планы смежных пароходств разрабатываются Главным управлением перевозок и эксплуатации флота МРФ РСФСР при участии представителей пароходств и утверждаются начальником управления не позднее 25-го числа предпланового периода.
Технические планы линейных подразделений пароходств (рай онные управления, эксплуатационные участки, порты-пристани) составляются службами перевозок и движения флота и утвержда ются не позднее 29-го числа предпланового месяца. Техническим планированием работы линейных подразделений пароходства пре дусматриваются: план погрузки и отправления грузов; план по грузочно-разгрузочных работ; оптимальная расстановка и исполь зование перегрузочной техники; технологические процессы орга низации погрузочно-разгрузочных работ, основанные на передовых приемах и методах труда; взаимоувязанная с другими видами транспорта работа порта; организация пассажирских перевозок и другие организационно-технические мероприятия, обеспечивающие выполнение плана работы портов.
Наряду с месячными планами составляются оперативные де кадные и сменно-суточные планы работы флота и портов.
Декадные планы работы флота и портов разрабатывают на основании заявок грузоотправителей на перевозку грузов в данной декаде; в этих планах покалендарно указывается количество, род груза, пункты отправления и назначения, грузоотправители и гру зополучатели. Декадные заявки грузоотправителей на перевозку грузов рассматриваются службами перевозок, грузовой и коммер ческой работы пароходства и акцептируются (принимаются к пе ревозке) с учетом дислокации флота, плановой корреспонденции грузопотоков и пропускной способности транспортных средств (причалов, средств обслуживания и т. π.). В соответствии с де кадными заявками разрабатываются календарные графики пода чи флота на определенный период и сообщаются порту (пристани) и грузоотправителям.
При сменно-суточном планировании уточняются декадные пла ны подачи судов под погрузку. Сменно-суточный план служит ос
86
новным документом при организации работы флота и портов (а также подразделений порта) на предстоящие сутки.
Основная цель сменно-суточного планирования—сокращение сроков обработки всех подвижных средств (судов, вагонов, авто транспорта) при’минимальных затратах и безусловном выполне нии всех плановых показателей работы порта. Сменно-суточным планом определяются и регламентируются очередность, место и сроки обработки, расстановка подвижного состава и рабочей си лы, перегрузочных механизмов, а также комплексное обслужива ние флота в порту. Сменно-суточный план работы порта на пред стоящие сутки утверждает начальник порта, после чего он дово дится до исполнителей.
§ 27. Планирование работы промышленных предприятий
Деятельность промышленных предприятий речного транспорта (судоремонтно-судостроительных заводов, ремонтно-эксплуата ционных баз) осуществляется на основе государственных планов — перспективных, текущих (годовых) и оперативно-производст венных.
При перспективном планировании определяются направления работы предприятия на длительный период (5 лет и более), пре дусматриваются специализация и кооперирование, рациональные капиталовложения для дальнейшего развития предприятия, роста производительности труда, наиболее рационального использования сырья, материалов, топлива и энергии.
Годовой план, составляемый по форме техпромфинплана, яв ляется сводным планом производственно-технической и финансо вой деятельности предприятия. При годовом планировании кон кретизируются расчеты перспективного плана, учитывается все новое, передовое, что не могло быть предусмотрено в перспектив ном плане. Исходными данными для разработки годового тех промфинплана служат перспективный план предприятий, конт рольные цифры пароходства, договоры на поставку и объем воз можной реализации продукции, а также материалы анализа деятельности предприятия в предплановый период.
Рассмотрим основные разделы техпромфинплана.
План производства и реализации продукции— важнейший раздел техпромфинплана — представляет собой произ водственную программу предприятия. План производства и реа лизации продукции характеризует количественную и качественную стороны всей производственно-хозяйственной деятельности пред приятия и служит основой для разработки других разделов тех промфинплана. При составлении плана производства исходят из заданий по номенклатуре и ассортименту продукции, подлежащей выпуску, а также из данных, характеризующих мощность пред приятия. Номенклатура — это перечень изделий, а ассортимент — состав одноименной продукции по видам, типам и сортам.
87
Продукция промышленных предприятий планируется в нату ральном и денежном выражениях. Объектами планирования про мышленного предприятия в натуральном выражении являются: по судостроению — отдельное судно; по ремонту судового оборудо
вания — серия (партия) |
однотипного оборудования; по индиви |
дуально изготовляемым |
машинам и механизмам — отдельные ма |
шины (механизмы); по серийно изготовляемым машинам и меха
низмам— серия (партия) однотипных машин |
(механизмов); по |
прочим работам — производственный заказ по |
видам однородных |
работ и услуг (капитальный ремонт собственного оборудования и транспортных средств, зданий и сооружений; отпуск на сторону электроэнергии, пара и другие услуги; изготовление продукции широкого потребления для населения города или района).
Планирование продукции в натуральном выражении служит основой при установлении объема реализации, объема валовой и товарной продукции, при расчете себестоимости, прибыли, рента бельности, а также при разработке планов кооперированных по ставок.
Объем реализации продукции — основной критерий оценки де ятельности предприятия. Это — показатель стоимости готовых из делий, подлежащих оплате в планируемом периоде. Товарная продукция показывает объем производства предприятия по закон ченным изделиям в планируемом периоде. Общий объем произ водства характеризует показатель валовой продукции, т. е. весь объем как по законченным, так и по незаконченным изделиям. Показатель валовой продукции необходим для установления тем пов роста объема производства, исчисления уровня производи тельности труда, численности рабочих и фондов заработной платы.
Вплане повышения эффективности произволет-
ва отражаются мероприятия по улучшению качества продукции, внедрению прогрессивной технологии, механизации и автоматиза ции производства, совершенствованию систем управления, плани рования и организации производства, по экономии материалов, топлива и энергии, по капитальному ремонту основных фондов. Эти мероприятия должны обеспечивать выполнение производст венных и финансовых показателей плана.
План капитального строительства — третья со ставная часть техпромфинплана — содержит задания по сооруже нию объектов, вводу в действие основных фондов и производст венных мощностей. В данном разделе планируются капитальные вложения на строительство новых объектов производственного на значения, реконструкцию и техническое перевооружение сущест вующего производства, замену и модернизацию оборудования и строительство объектов непроизводственного назначения, в том числе жилья, коммунального хозяйства, просвещения и культуры, здравоохранения и бытового обслуживания.
Планом материально-технического снабжения предусматривается обеспечение потребностей предприятия в мате
88
риальных ресурсах в соответствии с планами производства, по вышения его эффективности и реализации продукции, капиталь ного строительства.
В плане по труду и заработной плате устанавли ваются задания по росту производительности труда, снижению тру доемкости изготовления изделий, по подготовке кадров и повыше нию квалификации работающих, а также задания по фондам за работной платы и средней зарплате. При разработке плана по труду необходимо предусмотреть превышение темпов роста произ водительности труда над темпами роста заработной платы.
План по фондам экономического стимулирова ния включает расчеты фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонда развития производства, а также сметы расходования средств этих фондов. Фонды экономического стимулирования со здаются для усиления материальной заинтересованности произ водственных коллективов в повышении эффективности производ ства, улучшении качества и роста объема реализации продукции.
Один из важнейших разделов техпромфинплана — план при
были, |
издержек и рентабельности производства. |
В этом |
разделе планируется снижение издержек и смета затрат |
на производство, снижение себестоимости продукции, прибыль и рентабельность производства. План по себестоимости продук
ции — один из главных качественных |
показателей деятельности |
предприятия — составляется исходя из |
прогрессивных норм ис |
пользования сырья, материалов, топлива, электроэнергии и затрат труда. Прибыль предприятия, источником образования которой является реализация товарной продукции (работы, услуги), опре деляется как разность между плановой стоимостью реализуемой продукции в оптовых ценах предприятия и ее себестоимостью. После расчета прибыли устанавливается уровень рентабельности производства. Для этого прибыль делят на стоимость основных производственных фондов и нормативных оборотных средств.
В техпромфинплане должны быть взаимоувязаны все стороны деятельности предприятия, что достигается при помощи технико экономических расчетов на основе прогрессивных технико-эконо мических норм. Без обоснованных норм невозможно ведение пла нового хозяйства и разработка разделов техпромфинплана. Поэто му техпромфинплан содержит специальный раздел — плановые технико-экономические нормативы и нормы, где приводятся утвержденные нормы расхода сырья, материалов, топ лива и энергетических ресурсов, норм оборотных средств, норма тивы качества и долговечности продукции.
Завершающий раздел техпромфинплана — финансовый план. В нем отражается экономическая эффективность деятель ности предприятия, показываются результаты разработок всех других разделов плана в стоимостном выражении.
В обеспечение годового техпромфинплана разрабатываются оперативно-производственные планы. Основная цель этих планов
89