Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 0
заключается в установлении заданий |
отдельным цехам, участкам |
и рабочим местам на месяц, декаду |
и сутки. Оперативно-произ |
водственное планирование создает условия для равномерного вы полнения производственной программы в установленные сроки, позволяет осуществлять текущее руководство процессом производ ства, координацию работы всех цехов, участков и служб промыш ленного предприятия.
§ 28. Планирование работ по путевому хозяйству
Планирование деятельности путевого хозяйства, как и всех подразделений речного транспорта, базируется на технически обос нованных нормах, экономических исследованиях и расчетах.
Проведение различных путевых работ — землечерпания, взрыв ных, выправительных и берегоукрепительных работ, траления, со держания судоходной обстановки, а также строительство и ре конструкция каналов, сооружение гидроузлов (плотин, шлюзов, судопропускных устройств) — направлено на создание судоход ных условий для безопасной и эффективной работы речного транс порта.
Строительство каналов, гидроузлов и других сооружений, тре бующее больших капитальных вложений, предусматривается пер спективными планами, где технико-экономическими исследовани ями и расчетами обосновывается целесообразность строительства
сучетом развития транспортных связей экономических районов.
Втекущих годовых и оперативных планах намечается прове дение всех необходимых путевых работ для обеспечения нормаль ного судоходства. В производственный годовой план путевого хо зяйства включаются:
а) техническое задание по обслуживанию и улучшению эксплу атируемых и вновь осваиваемых водных путей;
б) объем и перечень путевых работ, планируемых в техниче ском задании, а также работ, выполняемых для сторонних орга низаций техническими средствами путевого хозяйства.
Техническим заданием устанавливаются: протяженность сети судоходных водных путей с гарантированными габаритами судо вого хода и протяженность путей, обслуживаемых судоходной обстановкой; программа поддержания гарантированных габари тов судового хода, включающая протяженность каждого участка пути, глубину, ширину и наименьший радиус закругления.
К путевым работам, по которым планируют объемные показа тели, относятся: землечерпательные, выправительные, тральные и дноочистительные, а также работы, связанные с содержанием соответствующей судоходной обстановки. Объем указанных путе вых работ планируется в стоимостном выражении.
Землечерпательные работы выполняются земснарядами, тех ническая производительность которых исчисляется в кубометрочасах чистого рабочего времени. Для установления в плане объе ма землечерпания в денежном выражении определяется необхо
димое количество земснарядов, средняя продолжительность их работы в сутках и кубометро-часах и коэффициент выполнения норм времени. Кубометро-часы работы земснарядов находят ум ножением технической их производительности на длительность рабочего периода в часах. Поскольку этот показатель характери зует затраты времени земснарядов без учета затрат на перерывы в работе (перестановка земснарядов, профилактический ремонт, метеорологические причины и т. п.), предусматривается еще один показатель — коэффициент выполнения норм времени. Объем землечерпательных работ в денежном выражении рассчитывают следующим образом: кубометро-часы работы земснаряда умно жают накоэффициент выполнения норм времени и получают нор- мо-кубометро-часы, после чего найденное количество нормо-кубо- метро-часов умножают на среднюю себестоимость одного нормо кубометро-часа.
Выправительные работы (включая скалоуборочные и берего очистительные) планируют в сметных ценах, действующих в строительстве. Сметы на эти работы по установленным нормам и расценкам составляются техническими участками (районами гид росооружений) и утверждаются бассейновыми управлениями пути или управлениями каналов.
Дноочистительные работы планируются по следующим показа телям: количество дноочистительных снарядов; средняя продолжи тельность рабочего периода; число смен в сутки; коэффициент выполнения норм времени; объем работ в денежном выражении.
По тральным работам планируется объем работ только в де нежном выражении.
В плане работ по судоходной обстановке указывают протя женность водных путей с освещаемой, отражательной и неосвещаемой обстановкой, среднюю длительность действия в сутках каждого вида обстановки, объем работ по содержанию обстанов ки в километро-сутках и в денежном выражении. Объем работ по судоходной обстановке в километро-сутках определяется умноже нием протяженности участков в километрах на планируемую продолжительность действия обстановки. Объем работ ,πo судо ходной обстановке в денежном выражении находят умножением количества километро-суток соответствующего вида обстановки на стоимость содержания одних километро-суток.
По изыскательским работам планируется количество партий и средняя длительность пребывания их на работе (в сутках). Пот ребность в служебно-вспомогательном флоте устанавливается ис ходя из необходимости обеспечения нормальной работы техниче ского флота и службы судоходной обстановки.
В плане эксплуатационной деятельности путевого хозяйства выделяется самостоятельный раздел — план работы гидросоору жений. В этом разделе указываются количество шлюзований, ко эффициент расхода воды (сливной призмы) и нормы времени на
шлюзование. По гидростанциям предусматриваются |
показатели |
по выработке электроэнергии, объем перекачиваемой |
воды и рас |
91
ход электроэнергии на перекачку. Количество шлюзований рас считывается исходя из намечаемого судооборота, норм времени на шлюзование и рационального использования расхода воды (слив ной призмы).
Состав и объемы работ для сторонних организаций устанавли ваются по заявкам этих организаций с учетом важности работ и наличия технических средств путевого хозяйства.
Глава Vll
ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ И КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
§ 29. Экономическая сущность основных фондов
Основные и оборотные производственные фонды. Для осущест вления производственного процесса на транспорте, как и в любой другой отрасли материального производства, необходимы люди и средства производства.
В социалистическом хозяйстве средства производства выступа ют в виде производственных фондов предприятий и составляют материальную основу их производственной деятельности.
Средства производства состоят из средств труда (машины, оборудование и т. д.) и предметов труда (сырье, материалы и т. д.). Деление средств производства на средства труда и пред меты труда вытекает из материальных условий производства и свойственно всем общественным формациям. Но их экономическая роль в разных общественных формациях различна. Она зависит
от формы собственности на средства производства, |
от |
того, в |
чьих руках они находятся. При капитализме средства |
производ |
|
ства находятся в частной собственности и выступают |
в |
форме |
капитала, при помощи которого осуществляется беспощадная экс плуатация рабочего класса. При социализме средства производст ва принадлежат народу, они являются общественной собственно стью и поэтому не могут служить орудием эксплуатации человека человеком.
В социалистическом хозяйстве экономические средства |
труда |
и предметы труда в производственном процессе выступают |
как |
основные и оборотные производственные фонды. |
|
Основные производственные фонды (средства труда) участву ют в производственном процессе в течение длительного периода, сохраняя при этом свою натуральную форму. Они переносят свою стоимость на создаваемый продукт не сразу, а постепенно, частя ми, по мере снашивания.
Оборотные производственные фонды (предметы труда) участ вуют только в одном производственном цикле и расходуются це
92
ликом на образование нового продукта, а их стоимость при этом полностью переносится на создаваемый продукт.
Основные производственные фонды принято делить на две ча сти: активную и пассивную. Активная часть основных производ ственных фондов непосредственно участвует в создании продукта и определяет масштабы производства. К ней относятся флот, пе регрузочная техника, станки и различного рода машины и обору дование. Пассивная часть основных производственных фондов (гидроперегружатели, причальные стенки, подъездные дороги в порты и т. д.) обеспечивает лишь нормальное функционирование активной части. Подобное деление фондов условно и производит ся для того, чтобы установить оптимальное соотношение между активной и пассивной частями. Доля активной части основных фондов в портах должна обеспечивать необходимый рост интен сивности грузовых работ, а следовательно, эффективно влиять на сокращение удельного веса стоянок флота в портах.
Кроме основных производственных фондов, на речном транс порте имеются основные непроизводственные фонды, непосредст венно не участвующие в процессе производства, а обслуживающие культурно-бытовые потребности работников речного транспорта. К ним относятся жилые дома, здания клубов, детских садов, до мов и дворцов культуры и другие объекты непроизводственного назначения.
Для того чтобы производство было эффективным, а капиталь ные вложения, затраченные на развитие речного транспорта, дали положительные результаты, необходимо рационально использо вать не только рабочую силу, но и флот, порты, промышленные предприятия. В противном случае капитальные вложения не да дут запланированной отдачи, нарушатся внутриотраслевые про порции, произойдет относительный перерасход средств на амор тизацию, административно-управленческие и другие расходы.
Степень использования основных производственных фондов оказывает непосредственное влияние на качественные показатели работы транспорта — производительность труда, себестоимость и рентабельность производства. В современных условиях при широ ких масштабах обновления технических средств и крупных раз мерах капитальных вложений, направляемых на развитие и со вершенствование материально-технической базы, улучшение ис пользования основных производственных фондов особенно акту
ально.
Физический и моральный износ основных фондов. Основные
фонды в процессе производства снашиваются. Различают физиче ский и моральный износ основных фондов (средств труда). Фи зический износ основных фондов происходит как в результате интенсивной их работы, так и под влиянием сил природы. По ме ре физического износа основные фонды постепенно утрачивают свою стоимость и переносят ее на вновь созданные продукт. Мо ральный износ связан с обесценением средств труда еще до пол ного истечения срока службы. Это происходит по двум причинам:
93