Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

заключается в установлении заданий

отдельным цехам, участкам

и рабочим местам на месяц, декаду

и сутки. Оперативно-произ­

водственное планирование создает условия для равномерного вы­ полнения производственной программы в установленные сроки, позволяет осуществлять текущее руководство процессом производ­ ства, координацию работы всех цехов, участков и служб промыш­ ленного предприятия.

§ 28. Планирование работ по путевому хозяйству

Планирование деятельности путевого хозяйства, как и всех подразделений речного транспорта, базируется на технически обос­ нованных нормах, экономических исследованиях и расчетах.

Проведение различных путевых работ — землечерпания, взрыв­ ных, выправительных и берегоукрепительных работ, траления, со­ держания судоходной обстановки, а также строительство и ре­ конструкция каналов, сооружение гидроузлов (плотин, шлюзов, судопропускных устройств) — направлено на создание судоход­ ных условий для безопасной и эффективной работы речного транс­ порта.

Строительство каналов, гидроузлов и других сооружений, тре­ бующее больших капитальных вложений, предусматривается пер­ спективными планами, где технико-экономическими исследовани­ ями и расчетами обосновывается целесообразность строительства

сучетом развития транспортных связей экономических районов.

Втекущих годовых и оперативных планах намечается прове­ дение всех необходимых путевых работ для обеспечения нормаль­ ного судоходства. В производственный годовой план путевого хо­ зяйства включаются:

а) техническое задание по обслуживанию и улучшению эксплу­ атируемых и вновь осваиваемых водных путей;

б) объем и перечень путевых работ, планируемых в техниче­ ском задании, а также работ, выполняемых для сторонних орга­ низаций техническими средствами путевого хозяйства.

Техническим заданием устанавливаются: протяженность сети судоходных водных путей с гарантированными габаритами судо­ вого хода и протяженность путей, обслуживаемых судоходной обстановкой; программа поддержания гарантированных габари­ тов судового хода, включающая протяженность каждого участка пути, глубину, ширину и наименьший радиус закругления.

К путевым работам, по которым планируют объемные показа­ тели, относятся: землечерпательные, выправительные, тральные и дноочистительные, а также работы, связанные с содержанием соответствующей судоходной обстановки. Объем указанных путе­ вых работ планируется в стоимостном выражении.

Землечерпательные работы выполняются земснарядами, тех­ ническая производительность которых исчисляется в кубометрочасах чистого рабочего времени. Для установления в плане объе­ ма землечерпания в денежном выражении определяется необхо­


димое количество земснарядов, средняя продолжительность их работы в сутках и кубометро-часах и коэффициент выполнения норм времени. Кубометро-часы работы земснарядов находят ум­ ножением технической их производительности на длительность рабочего периода в часах. Поскольку этот показатель характери­ зует затраты времени земснарядов без учета затрат на перерывы в работе (перестановка земснарядов, профилактический ремонт, метеорологические причины и т. п.), предусматривается еще один показатель — коэффициент выполнения норм времени. Объем землечерпательных работ в денежном выражении рассчитывают следующим образом: кубометро-часы работы земснаряда умно­ жают накоэффициент выполнения норм времени и получают нор- мо-кубометро-часы, после чего найденное количество нормо-кубо- метро-часов умножают на среднюю себестоимость одного нормо­ кубометро-часа.

Выправительные работы (включая скалоуборочные и берего­ очистительные) планируют в сметных ценах, действующих в строительстве. Сметы на эти работы по установленным нормам и расценкам составляются техническими участками (районами гид­ росооружений) и утверждаются бассейновыми управлениями пути или управлениями каналов.

Дноочистительные работы планируются по следующим показа­ телям: количество дноочистительных снарядов; средняя продолжи­ тельность рабочего периода; число смен в сутки; коэффициент выполнения норм времени; объем работ в денежном выражении.

По тральным работам планируется объем работ только в де­ нежном выражении.

В плане работ по судоходной обстановке указывают протя­ женность водных путей с освещаемой, отражательной и неосвещаемой обстановкой, среднюю длительность действия в сутках каждого вида обстановки, объем работ по содержанию обстанов­ ки в километро-сутках и в денежном выражении. Объем работ по судоходной обстановке в километро-сутках определяется умноже­ нием протяженности участков в километрах на планируемую продолжительность действия обстановки. Объем работ ,πo судо­ ходной обстановке в денежном выражении находят умножением количества километро-суток соответствующего вида обстановки на стоимость содержания одних километро-суток.

По изыскательским работам планируется количество партий и средняя длительность пребывания их на работе (в сутках). Пот­ ребность в служебно-вспомогательном флоте устанавливается ис­ ходя из необходимости обеспечения нормальной работы техниче­ ского флота и службы судоходной обстановки.

В плане эксплуатационной деятельности путевого хозяйства выделяется самостоятельный раздел — план работы гидросоору­ жений. В этом разделе указываются количество шлюзований, ко­ эффициент расхода воды (сливной призмы) и нормы времени на

шлюзование. По гидростанциям предусматриваются

показатели

по выработке электроэнергии, объем перекачиваемой

воды и рас­

91


ход электроэнергии на перекачку. Количество шлюзований рас­ считывается исходя из намечаемого судооборота, норм времени на шлюзование и рационального использования расхода воды (слив­ ной призмы).

Состав и объемы работ для сторонних организаций устанавли­ ваются по заявкам этих организаций с учетом важности работ и наличия технических средств путевого хозяйства.

Глава Vll

ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ И КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

§ 29. Экономическая сущность основных фондов

Основные и оборотные производственные фонды. Для осущест­ вления производственного процесса на транспорте, как и в любой другой отрасли материального производства, необходимы люди и средства производства.

В социалистическом хозяйстве средства производства выступа­ ют в виде производственных фондов предприятий и составляют материальную основу их производственной деятельности.

Средства производства состоят из средств труда (машины, оборудование и т. д.) и предметов труда (сырье, материалы и т. д.). Деление средств производства на средства труда и пред­ меты труда вытекает из материальных условий производства и свойственно всем общественным формациям. Но их экономическая роль в разных общественных формациях различна. Она зависит

от формы собственности на средства производства,

от

того, в

чьих руках они находятся. При капитализме средства

производ­

ства находятся в частной собственности и выступают

в

форме

капитала, при помощи которого осуществляется беспощадная экс­ плуатация рабочего класса. При социализме средства производст­ ва принадлежат народу, они являются общественной собственно­ стью и поэтому не могут служить орудием эксплуатации человека человеком.

В социалистическом хозяйстве экономические средства

труда

и предметы труда в производственном процессе выступают

как

основные и оборотные производственные фонды.

 

Основные производственные фонды (средства труда) участву­ ют в производственном процессе в течение длительного периода, сохраняя при этом свою натуральную форму. Они переносят свою стоимость на создаваемый продукт не сразу, а постепенно, частя­ ми, по мере снашивания.

Оборотные производственные фонды (предметы труда) участ­ вуют только в одном производственном цикле и расходуются це­

92


ликом на образование нового продукта, а их стоимость при этом полностью переносится на создаваемый продукт.

Основные производственные фонды принято делить на две ча­ сти: активную и пассивную. Активная часть основных производ­ ственных фондов непосредственно участвует в создании продукта и определяет масштабы производства. К ней относятся флот, пе­ регрузочная техника, станки и различного рода машины и обору­ дование. Пассивная часть основных производственных фондов (гидроперегружатели, причальные стенки, подъездные дороги в порты и т. д.) обеспечивает лишь нормальное функционирование активной части. Подобное деление фондов условно и производит­ ся для того, чтобы установить оптимальное соотношение между активной и пассивной частями. Доля активной части основных фондов в портах должна обеспечивать необходимый рост интен­ сивности грузовых работ, а следовательно, эффективно влиять на сокращение удельного веса стоянок флота в портах.

Кроме основных производственных фондов, на речном транс­ порте имеются основные непроизводственные фонды, непосредст­ венно не участвующие в процессе производства, а обслуживающие культурно-бытовые потребности работников речного транспорта. К ним относятся жилые дома, здания клубов, детских садов, до­ мов и дворцов культуры и другие объекты непроизводственного назначения.

Для того чтобы производство было эффективным, а капиталь­ ные вложения, затраченные на развитие речного транспорта, дали положительные результаты, необходимо рационально использо­ вать не только рабочую силу, но и флот, порты, промышленные предприятия. В противном случае капитальные вложения не да­ дут запланированной отдачи, нарушатся внутриотраслевые про­ порции, произойдет относительный перерасход средств на амор­ тизацию, административно-управленческие и другие расходы.

Степень использования основных производственных фондов оказывает непосредственное влияние на качественные показатели работы транспорта — производительность труда, себестоимость и рентабельность производства. В современных условиях при широ­ ких масштабах обновления технических средств и крупных раз­ мерах капитальных вложений, направляемых на развитие и со­ вершенствование материально-технической базы, улучшение ис­ пользования основных производственных фондов особенно акту­

ально.

Физический и моральный износ основных фондов. Основные

фонды в процессе производства снашиваются. Различают физиче­ ский и моральный износ основных фондов (средств труда). Фи­ зический износ основных фондов происходит как в результате интенсивной их работы, так и под влиянием сил природы. По ме­ ре физического износа основные фонды постепенно утрачивают свою стоимость и переносят ее на вновь созданные продукт. Мо­ ральный износ связан с обесценением средств труда еще до пол­ ного истечения срока службы. Это происходит по двум причинам:

93