Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

когда в результате технического прогресса, например, вместо ма­ шины старого типа создается новая, более производительная и экономичная в эксплуатации; когда удешевляется производство средств труда и соответственно снижается их стоимость.

Малоэффективную, устаревшую технику, как показывает опыт,

экономически

выгоднее заменять

новыми, более совершенными

машинами и

механизмами.

В то

же время моральный износ

может быть

преодолен

модернизацией — усовершенствованием

действующих

средств труда путем

конструктивных изменений.

При модернизации повышается технический уровень и экономи­ ческая эффективность применения машин и оборудования. За­ траты на модернизацию обычно быстро окупаются.

Амортизационные отчисления. Важное значение для воспроиз­ водства основных производственных фондов имеет своевременное накопление и планомерное использование амортизационного фон­ да, образуемого за счет периодических отчислений части стоимо­ сти создаваемой продукции в размерах, отражающих физический и моральный износ основных фондов. За счет фонда амортизации не только обеспечивается простое воспроизводство основных фон­ дов, но и частично создаются, ресурсы, используемые для их рас­ ширенного воспроизводства.

Амортизационные отчисления представляют собой ту часть стоимости, которая перенесена на продукт в процессе производ­ ства со стоимости основных фондов пропорционально их снаши­ ванию.

Одна часть амортизационного фонда в установленном госу­ дарством размере направляется на финансирование затрат, свя­ занных с производством капитального и среднего ремонта и мо­ дернизацией основных фондов. Эта часть амортизационного фонда в целях обеспечения сохранности основных фондов выделяется в полное распоряжение соответствующего предприятия или органи­ зации без права расходования на какие-либо другие цели. Другая часть амортизационного фонда поступает в плановом порядке на финансирование капитальных вложении для замены выбывших основных фондов новыми. Равномерное использование амортиза­ ционного фонда создает условия для поддержания основных фон­ дов речного транспорта в работоспособном состоянии и их систе­ матического совершенствования.

Важно правильно установить размеры амортизационных от­ числений, чтобы они были достаточными для восстановления из­ носа основных фондов и вместе с тем не завышали бы себестои­ мости продукции.

Величина амортизационных отчислений зависит в основном от стоимости и срока службы основных фондов. Для определения размера ежегодных амортизационных отчислений тех или иных оеновных фондов учитываются первоначальная стоимость их при­ обретения (строительства) и все затраты по капитальному и среднему ремонту, произведенные на протяжении всего периода нх эксплуатации. Исходя из этого полную сумму амортизационных

H


отчислений за весь период эксплуатации основных фондов до их морального выбытия находят по формуле

о»

(7)

где Cn — первоначальная стоимость основных фондов; Cp — стоимость ремонта и модернизации;

C0 — остаточная стоимость основных фондов в момент их вы­ хода из строя.

Чтобы установить размер годовых амортизационных отчисле­ ний, полную сумму амортизационных отчислений делят на уста­ новленное число лет службы основных фондов. Размер годовых амортизационных отчислений, выраженный в процентах от перво­ начальной стоимости основных фондов, называется нормой амор­ тизации.

Нормы амортизации различных видов основных фондов нео­ динаковы и дифференцируются в зависимости от срока службы и условий эксплуатации.

Оценка основных фондов. Учет и планирование основных фон­ дов на транспорте производятся в натуральных и денежных пока­ зателях.

Оценка в натуральных показателях дает представление о ко­ личественном составе основных фондов, их производственно-тех­ нической характеристике, времени постройки или приобретения

ит. д.

Вденежной форме основные фонды оцениваются: а) по пер­ воначальной (балансовой) стоимости; б) по остаточной стоимо­ сти; в) по восстановительной стоимости.

Оценка по первоначальной (балансовой) стоимости отражает

фактические затраты, произведенные при создании основных фон­ дов, включая расходы на их транспортировку, установку и мон­ таж. Оценка основных фондов по остаточной стоимости показы­ вает, какая часть стоимости еще не перенесена на готовый про­ дукт, т. е. показывает оставшуюся стоимость фондов. Однако оценка по остаточной стоимости не всегда дает правильное пред­ ставление о реальной стоимости тех или иных фондов. Действо­ вавшие в народном хозяйстве до 1 января 1972 г. основные фонды имели самую различную оценку в зависимости от того, в каком году они строились или приобретались, что в определенной мере искажало оценку основных фондов. Для устранения этого недо­ статка была проведена переоценка основных фондов народного хозяйства по состоянию на 1 января 1972 г. В частности, все ос­ новные фонды речного транспорта, введенные в эксплуатацию в разные годы, оценивались по их современной (восстановительной)

стоимости. Под восстановительной стоимостью основных фондов понимается стоимость их воспроизводства в современных ценах.

Переоценка дала возможность привести основные фонды на­ родного хозяйства к одинаковой оценке, обеспечила более пра­ вильное их отражение в балансах предприятий и организаций и позволила точнее установить фактические размеры износа.

9$


Показатели использования основных фондов. Характеристику эффективности использования основных фондов можно дать при помощи ряда показателей.

К ним относится прежде всего показатель фондоотдачи в на­ туральном или денежном выражении на один рубль основных фондов. Так, например, на речном транспорте для определения степени использования флота фондоотдача определяется как от­ ношение суммы доходов от перевозок к основным фондам, заня­ тым на этих перевозках, или отношение тонно-километровой про­ дукции к тем же основным фондам.

Об эффективности использования основных фондов можно судить также по показателю общей рентабельности — отношению балансовой прибыли к стоимости производственных фондов.

Улучшение использования основных производственных фондов достигается различными путями: повышением интенсивности об­ работки флота в портах, совершенствованием организации комп­ лексного обслуживания, а следовательно, сокращением стоянок флота в портах, повышением уровня автоматизации и механиза­ ции судовых процессов, внедрением прогрессивных норм времени использования флота и хозяйственного расчета на судах, приме­ нением правильной системы материальных и моральных стиму­ лов, совершенствованием форм управления транспортным процес­ сом и т. п. Эффективность основных фондов предопределяется эффективностью капитальных вложений.

§30. Экономическое обоснование проектов

иэффективность капитальных вложений

Определение эффективности капитальных вложений. В Дирек­ тивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народ­ ного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. записано: «Для выполне­ ния намечаемых заданий по развитию экономики и повышению благосостояния и культурного уровня жизни народа предусмот­ реть увеличение за пятилетие капитальных вложений в народное хозяйство на 36—40 процентов.

Значительно повысить эффективность капитальных вложений,

обеспечить наиболее рациональное использование материальных и финансовых ресурсов, выделяемых на строительство, с тем что­ бы получить максимальный прирост производства продукции на каждый рубль вложенных средств»1.

Использование капитальных вложений с наибольшим эффек­ том для народного хозяйства зависит в первую очередь от пра­ вильного планирования межотраслевых и внутриотраслевых про­ порций, планирования капитальных вложений по отдельным от­ раслям, районам и объектам, от рационального проектирования строящихся предприятий, зданий и сооружений.

Экономическая эффективность капитальных вложений тесно связана с эффективностью капитального строительства. Для того

1 Материалы XXIV съезда КПСС. Μ., Политиздат, 1972, стр. 271.

96


чтобы построить судно, порт, завод, жилой дом или другое соору­ жение, необходимо заранее экономически обосновать строитель­ ство каждого объекта.

Экономическое обоснование является неотъемлемой составной частью любого проекта строительства новых или реконструкции действующих предприятий (сооружений). При экономическом обосновании вначале устанавливают потребность народного хо­ зяйства в проектируемом сооружении, его актуальность, а также эффективность капитальных вложений. Затем выбирают и обос­ новывают главные характеристики будущего объекта. К таким характеристикам, например, при проектировании порта относят­ ся: типы, производительность и количество перегрузочных машин, типы и количество причальных устройств, пропускная способность, схемы механизации погрузочно-разгрузочных работ, габариты подходов к порту.

Для выбора оптимальных характеристик проектируемого объ­ екта необходимо знать перспективный объем работ и условия эксплуатации объекта. Например, условия эксплуатации причаль­ ных сооружений позволяют выявить наиболее эффективный флот, габариты подходов к ним и другие факторы.

Выбор характеристик и их обоснование производятся вариант­ ным способом, т. е. установлением минимальной и максимальной границ, в пределах которых можно исследовать различные вари­ анты объекта строительства. При экономической оценке вариантов объекта строительства затраты общественного труда должны учи­ тываться как в форме капитальных вложений (или стоимости строительства), так и в форме текущих эксплуатационных расхо­

дов (или себестоимости продукции строящихся

предприятий).

В первом случае стоимостными показателями являются

едино­

временные затраты, во втором — затраты текущие,

производимые

в течение всего срока службы объекта строительства.

 

Если исследуемые варианты объекта строительства

различа­

ются размерами оборотных фондов, потребных для

нормального

функционирования, то в состав единовременных затрат,

помимо

стоимости основных производственных фондов, включается также стоимость оборотных фондов.

В связи с этим при сопоставлении различных планируемых и проектируемых вариантов могут иметь место два случая.

1. Если капитальные вложения К и себестоимость продукции или текущие эксплуатационные расходы Э по одному из вариан­ тов сказываются меньше, чем по другому, т. е. если ∕C1<7C2 и ∙5iO2 (индексы «1» и «2» — первый и второй варианты), выбор вариантов по сравнительной экономической эффективности не представляет затруднений: оптимальным будет первый.

2. Если большим капитальным вложениям по одному из вари­ антов соответствует более низкая себестоимость продукции строя­ щегося объекта или меньшие эксплуатационные расходы, т. е. ес­ ли при сравнении вариантов окажется, что Λ2>∕(1 и 32<3ι, то потребуется сопоставить дополнительные капитальные вложения,

7 Экономика речного транспорта

97


вызываемые вторым вариантом, с экономией текущих эксплуата­ ционных расходов, обеспечиваемой тем же вторым вариантом.

Оба случая соответствуют реальным отношениям, складываю­ щимся в современной экономике в условиях научно-технического прогресса. Применение более высокой техники, совершенных тех­ нологических процессов, укрупнение предприятий, рациональное географическое размещение зачастую приводят к снижению удель­ ных капитальных вложении и одновременно к такому повышению качества сооружаемых объектов, которое позволяет снизить экс­ плуатационные расходы. Между тем капитальные вложения и текущие эксплуатационные расходы непосредственно несоизме­ римы, поскольку первые являются единовременными, а вторые должны производиться на протяжении всего периода эксплуатации данного объекта. Затраты, которые должны быть осуществлены в будущем, не эквивалентны затратам, реализуемым в настоящее время.

Для сопоставления капитальных вложений и текущих эксплуа­ тационных расходов в практике планирования и проектирования применяется относительный показатель — срок окупаемости до­ полнительных капитальных вложений Т, определяемый делением суммы дополнительных капитальных вложений на сумму годовой экономии по текущим эксплуатационным расходам:

T =

годам.

(8)

3,—S2

 

 

Срок окупаемости показывает, за

какой период

дополнитель­

ные капитальные вложения окупятся экономией текущих затрат. Для каждой отрасли народного хозяйства устанавливается нормативный срок окупаемости Tb, т. е. максимальный срок оку­ паемости, при котором дополнительные капитальные вложения считаются эффективными. Чтобы решить задачу о необходимости дополнительных капитальных затрат, надо срок окупаемости по исследуемому варианту сопоставить с нормативным сроком оку­ паемости. Если T≤Γh, то выбранный вариант является допусти­ мым и удовлетворяет поставленным требованиям. В настоящее время в практике проектирования Tb=8 годам считают наиболее

приемлемым сроком.

Соизмерение капитальных вложений и текущих издержек про­ изводства может быть произведено также путем исчисления коэф­

фициента сравнительной эффективности

дополнительных

капи­

тальных вложений Е, представляющего

обратную

величину по

отношению к сроку окупаемости:

 

 

 

1 =

 

 

(9)

T K2-Kx '

 

 

 

Сравнительная эффективность одних

вариантов

перед

други­

ми тем больше, чем выше получаемый при сопоставлении коэффи­ циент Е,

98