Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 0
Однако при расчетах, выявляющих сравнительные преиму щества одного варианта перед другим, остается еще неясным — достаточны ли такие преимущества для осуществления намечае мых капитальных вложений? Для этого необходимо сопоставить коэффициент сравнительной эффективности с нормативным коэф фициентом сравнительной эффективности капитальных вложений Ен, при котором дополнительные капитальные вложения будут оправданными.
При наличии установленных нормативов сравнение между со бой нескольких вариантов капитальных вложений можно вести также исчислением суммарных приведенных затрат 3πp. В этом случае капитальные вложения приводятся к текущим эксплуата ционным расходам путем умножения их на нормативный коэффи
циент эффективности Eh или деления па нормативный срок |
оку |
паемости Ta: |
(10) |
Зщ>=Э - - EaK |
|
или |
|
∙3∏p=3+ —- . |
(IOa) |
ʃ Jl |
|
Вариант с наименьшей суммой приведенных затрат будет на иболее эффективным.
При сравнении вариантов одним из важных показателей слу жит скорость доставки грузов, поскольку с увеличением скорости доставки снижается размер оборотных средств предприятий-гру зополучателей. При выборе оптимального варианта приведенные затраты с учетом нахождения оборотных средств О в пути можно определить по выражению
3hp=3 + Eh(K+0). |
(106) |
В тех случаях, когда рассматриваемые варианты незначитель но отличаются друг от друга по приведенным затратам, для сравнительной оценки привлекаются дополнительные показатели: производительность труда, материалоемкость, структура материа лов и др.
При экономическом обосновании оптимального варианта про ектируемого объекта необходимо учитывать его влияние на эко
номические показатели |
смежных звеньев |
транспортного процес |
||
са. Например, строительство причальных |
сооружений, |
оборудо |
||
ванных |
современной |
перегрузочной |
техникой, |
оказывает |
непосредственное влияние на экономические результаты работы флота. Увеличение пропускной способности причалов при осна щении их большим количеством мощных перегрузочных машин приводит к увеличению капитальных вложений. Однако при этом достигается сокращение времени стоянок флота под обработкой, что дает возможность уменьшить затраты по флоту. В таких случаях при выборе оптимального варианта следует сопоставлять общие (суммарные) капитальные вложения и эксплуатационные расходы или суммарные приведенные затраты по флоту и порто вому хозяйству.
7* |
99 |
Оценка эффективности предстоящих затрат. При расчетах и выборе эффективного варианта необходимо учитывать фактор времени, или разрыв во времени — лаг — между осуществлением строительства и получением эффекта. Фактор времени позволяет учитывать тот минимальный эффект от внесения капитальных вло жении, который был бы получен, если бы они были производитель но использованы в других отраслях или на других участках народ ного хозяйства. Этот дополнительный эффект приравнивается к нормативному коэффициенту £н. Капитальные вложения приводят ся к начальному этапу или последнему году строительства.
Для приведения капитальных вложений к последнему году строительства используется коэффициент приведения у, исчисляе мый по формуле
|
|
γi=(l + ∕⅛)n-i, |
|
(H) |
||
где |
п — время общей продолжительности строительства; |
|||||
|
і — год |
производства |
затрат |
или |
строительства, |
Z==I, 2, |
|
3, .... |
п. |
|
|
|
|
|
Общая сумма приведенных капитальных вложений |
|
||||
|
|
K∏p=⅛(l+fB)n-i=Σ⅛ |
(12) |
|||
|
|
1=1 |
|
|
1=1 |
|
где |
Ki — капитальные вложения в |
і-м году. |
|
|||
|
Для приведения капитальных вложений к начальному периоду |
|||||
строительства |
необходимо |
фактические |
капитальные |
вложения |
разделить на значение коэффициента приведения γ. В этом слу
чае общая сумма капитальных вложений |
|
||
K'πp-∑ |
Ki |
(13) |
|
(1+£н)п-;> |
|||
(=1 |
|
||
Ниже дан пример расчета сравнительной экономической эф |
|||
фективности двух вариантов проектируемого объекта по |
приве |
||
денным затратам. |
|
|
|
Пример. Продолжительность строительства по первому варианту |
составля |
||
ет 4 года, по второму — 2 года. По второму варианту строительство |
начали на |
два года позднее первого. Окончание строительства совпадает с первым вариан
том. Общая сметная стоимость |
строительства по первому |
|
варианту |
составляет |
||||||||
12 |
млн. |
руб. |
и |
распределяется |
на четыре |
года |
соответственно: 3 млн.; 4 млн.; |
|||||
3 |
млн. |
и 2 |
млн. |
руб. |
Сметная |
стоимость |
по |
второму |
|
варианту |
составляет |
|
13 млн. руб. и распределяется на два года соответственной млн. и |
10 млн. руб. |
|||||||||||
Нормативный коэффициент fa=0,l. |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Приведенные капитальные вложения при первом варианте составляют |
|||||||||||
tfnp1 =3(1+0,l)t->+4(l+0,l)4-2+3(l+0,l)i-s+2(l+0,l)i-*=14,13 |
млн. руб. |
|||||||||||
_ |
При |
втором |
варианте приведенные капитальные вложения будут |
равны |
||||||||
|
|
K∏ 2=3(1+0,1)2-∙ + 10(1+0,1)2~2=13,3на |
1 |
|
руб. |
|
||||||
|
|
|
|
p |
|
|
|
|
млн. |
|
||
|
Хотя сметная стоимость при втором варианте |
|
млн. руб. |
выше, чем |
||||||||
при первом, |
однако в |
связи с |
более коротким |
сроком |
строительства приведен |
ные капитальные вложения второго варианта ниже первого. Аналогично выпол няется расчет приведения капитальных вложений к начальному этапу строитель ства.
100
Для определения эффективности всей суммы капитальных вложении в строительство новых и реконструкцию существующих объектов используется показатель коэффициента общей (абсо лютной) эффективности E0.
В соответствии с типовой методикой общей эффективности ка питальных вложений
где Ц — стоимость годового, выпуска продукции по утвержденным тарифам (ценам);
C — себестоимость |
годового выпуска продукции; |
К — капитальные |
вложения в строительство объекта. |
§ 31. Планирование капитальных вложений
Разработка проектной документации. Строительство каждого объекта осуществляется по утвержденным проектам и сметам.
Проект — это комплекс технической документации, содержа щей технико-экономические обоснования, чертежи, пояснительные записки- и другие материалы, необходимые для осуществления намеченного строительства или реконструкции предприятия, зда ния, сооружения. Неотъемлемой частью проекта является смета; она определяет стоимость строительства или реконструкции соот ветствующего объекта.
Составление проектов в нашей стране осуществляется госу дарственными проектными организациями на основании заданий на проектирование, получаемых от заказчиков в соответствии с планами проектных работ. В задании указывается район или пункт предполагаемого строительства, определяются мощность проектируемого объекта, ориентировочная потребность в сырье, материалах, электроэнергии и топливе и основные источники их получения, а также возможность расширения предприятия в даль нейшем, сроки строительства и очередность ввода мощностей.
На основе задания на проектирование проектная организация разрабатывает проектное задание, в состав которого входят эко номические и технические изыскания. Оно служит основным до кументом для планирования капитальных вложений и заключе ния договоров на строительство. Проектное задание является первой стадией проектирования. Вторая стадия проектирования — составление на основе утвержденного проектного задания рабо чих чертежей, по которым осуществляются строительно-монтаж ные работы.
В тех случаях, когда проектируются небольшие и технически несложные объекты, проект разрабатывается в одну стадию; он содержит сокращенный, но вполне достаточный для проведения строительства объем проектно-сметных материалов.
101
Проектные задания на строительство объектов сметной стоимо стью 50 млн. руб. и выше утверждаются Советом Министров
СССР, объектов сметной стоимостью от 2,5 млн. до 50 млн. руб. — советами министров союзных республик. Проектные задания смет ной стоимостью до 2,5 млн. руб. утверждаются министерствами союзных республик.
Титульный список. При планировании капитальных вложений решаются важные народнохозяйственные задачи по созданию новых основных фондов или техническому переоснащению дейст вующих. В план включаются только те объекты, строительство которых обеспечено проектно-сметной документацией, финансиро
ванием и материально-техническими ресурсами. Перечни |
строя |
||||
щихся (реконструируемых) объектов, включаемые в планы |
ка |
||||
питальных вложений, называются |
титульными |
списками. |
Они |
||
конкретизируют задания по вводу в действие |
производственных |
||||
мощностей и основных фондов. В соответствии с этим в |
титуль |
||||
ных списках указываются: наименование строек, место и |
сроки |
||||
строительства, проектная мощность, сметная |
стоимость, |
объем |
|||
капитальных вложений на весь период с разбивкой по годам. |
|
||||
Титульные списки, составляемые на вновь начинаемые |
строй |
||||
ки сметной стоимостью от 2,5 млн. |
руб. и выше, |
утверждаются |
|||
Советом Министров СССР по представлению |
Госплана |
СССР, |
|||
сметной стоимостью от 2 млн. до 2,5 млн. руб. — советами |
ми |
||||
нистров союзных республик по согласованию с |
Госпланом |
СССР, |
до 1 млн. руб. — министром речного флота. На объекты сметной стоимостью до 0,5 млн. руб. титульные списки утверждаются на чальниками пароходств. Титульные списки на строительство объ ектов жилищного и культурно-бытового назначения утверждает начальник порта.
Финансирование капитальных вложений. Источниками, финан сирования капитальных вложений на речном транспорте служат ассигнования из государственного бюджета и собственные сред ства предприятий, к собственным источникам финансирования ка питальных вложений относятся: прибыль, часть амортизационных отчислений, предназначенная на возобновление основных произ водственных фондов, экономия от снижения цен, выручка от реа лизации неиспользуемых предприятием основных фондов. Размер бюджетных ассигнований определяется в плане как разность меж ду общей суммой финансирования капитальных вложений и суммой имеющихся собственных источников финансирования.
Министерство речного флота и пароходства представляют в Стройбанк план финансирования, в котором определен лимит средств, необходимых для выполнения годового плана капиталь ных вложений. Общая сумма средств, направляемых на финан сирование, должна быть равна объему капитальных вложений, указанному в титульном списке.
Стройбанк и его отделения на местах осуществляют финанси
рование строительства объектов при наличии |
утвержденных |
плана капитальных вложений, титульного списка |
строек и плана |
102