Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако при расчетах, выявляющих сравнительные преиму­ щества одного варианта перед другим, остается еще неясным — достаточны ли такие преимущества для осуществления намечае­ мых капитальных вложений? Для этого необходимо сопоставить коэффициент сравнительной эффективности с нормативным коэф­ фициентом сравнительной эффективности капитальных вложений Ен, при котором дополнительные капитальные вложения будут оправданными.

При наличии установленных нормативов сравнение между со­ бой нескольких вариантов капитальных вложений можно вести также исчислением суммарных приведенных затрат 3πp. В этом случае капитальные вложения приводятся к текущим эксплуата­ ционным расходам путем умножения их на нормативный коэффи­

циент эффективности Eh или деления па нормативный срок

оку­

паемости Ta:

(10)

Зщ>=Э - - EaK

или

 

∙3∏p=3+ —- .

(IOa)

ʃ Jl

 

Вариант с наименьшей суммой приведенных затрат будет на­ иболее эффективным.

При сравнении вариантов одним из важных показателей слу­ жит скорость доставки грузов, поскольку с увеличением скорости доставки снижается размер оборотных средств предприятий-гру­ зополучателей. При выборе оптимального варианта приведенные затраты с учетом нахождения оборотных средств О в пути можно определить по выражению

3hp=3 + Eh(K+0).

(106)

В тех случаях, когда рассматриваемые варианты незначитель­ но отличаются друг от друга по приведенным затратам, для сравнительной оценки привлекаются дополнительные показатели: производительность труда, материалоемкость, структура материа­ лов и др.

При экономическом обосновании оптимального варианта про­ ектируемого объекта необходимо учитывать его влияние на эко­

номические показатели

смежных звеньев

транспортного процес­

са. Например, строительство причальных

сооружений,

оборудо­

ванных

современной

перегрузочной

техникой,

оказывает

непосредственное влияние на экономические результаты работы флота. Увеличение пропускной способности причалов при осна­ щении их большим количеством мощных перегрузочных машин приводит к увеличению капитальных вложений. Однако при этом достигается сокращение времени стоянок флота под обработкой, что дает возможность уменьшить затраты по флоту. В таких случаях при выборе оптимального варианта следует сопоставлять общие (суммарные) капитальные вложения и эксплуатационные расходы или суммарные приведенные затраты по флоту и порто­ вому хозяйству.

7*

99



Оценка эффективности предстоящих затрат. При расчетах и выборе эффективного варианта необходимо учитывать фактор времени, или разрыв во времени — лаг — между осуществлением строительства и получением эффекта. Фактор времени позволяет учитывать тот минимальный эффект от внесения капитальных вло­ жении, который был бы получен, если бы они были производитель­ но использованы в других отраслях или на других участках народ­ ного хозяйства. Этот дополнительный эффект приравнивается к нормативному коэффициенту £н. Капитальные вложения приводят­ ся к начальному этапу или последнему году строительства.

Для приведения капитальных вложений к последнему году строительства используется коэффициент приведения у, исчисляе­ мый по формуле

 

 

γi=(l + ∕⅛)n-i,

 

(H)

где

п — время общей продолжительности строительства;

 

і — год

производства

затрат

или

строительства,

Z==I, 2,

 

3, ....

п.

 

 

 

 

 

Общая сумма приведенных капитальных вложений

 

 

 

K∏p=⅛(l+fB)n-i=Σ⅛

(12)

 

 

1=1

 

 

1=1

 

где

Ki — капитальные вложения в

і-м году.

 

 

Для приведения капитальных вложений к начальному периоду

строительства

необходимо

фактические

капитальные

вложения

разделить на значение коэффициента приведения γ. В этом слу­

чае общая сумма капитальных вложений

 

K'πp-∑

Ki

(13)

(1+£н)п-;>

(=1

 

Ниже дан пример расчета сравнительной экономической эф­

фективности двух вариантов проектируемого объекта по

приве­

денным затратам.

 

 

Пример. Продолжительность строительства по первому варианту

составля­

ет 4 года, по второму — 2 года. По второму варианту строительство

начали на

два года позднее первого. Окончание строительства совпадает с первым вариан­

том. Общая сметная стоимость

строительства по первому

 

варианту

составляет

12

млн.

руб.

и

распределяется

на четыре

года

соответственно: 3 млн.; 4 млн.;

3

млн.

и 2

млн.

руб.

Сметная

стоимость

по

второму

 

варианту

составляет

13 млн. руб. и распределяется на два года соответственной млн. и

10 млн. руб.

Нормативный коэффициент fa=0,l.

 

 

 

 

 

 

 

Приведенные капитальные вложения при первом варианте составляют

tfnp1 =3(1+0,l)t->+4(l+0,l)4-2+3(l+0,l)i-s+2(l+0,l)i-*=14,13

млн. руб.

_

При

втором

варианте приведенные капитальные вложения будут

равны

 

 

K∏ 2=3(1+0,1)2-∙ + 10(1+0,1)2~2=13,3на

1

 

руб.

 

 

 

 

 

p

 

 

 

 

млн.

 

 

Хотя сметная стоимость при втором варианте

 

млн. руб.

выше, чем

при первом,

однако в

связи с

более коротким

сроком

строительства приведен­

ные капитальные вложения второго варианта ниже первого. Аналогично выпол­ няется расчет приведения капитальных вложений к начальному этапу строитель­ ства.

100


Для определения эффективности всей суммы капитальных вложении в строительство новых и реконструкцию существующих объектов используется показатель коэффициента общей (абсо­ лютной) эффективности E0.

В соответствии с типовой методикой общей эффективности ка­ питальных вложений

где Ц — стоимость годового, выпуска продукции по утвержденным тарифам (ценам);

C — себестоимость

годового выпуска продукции;

К — капитальные

вложения в строительство объекта.

§ 31. Планирование капитальных вложений

Разработка проектной документации. Строительство каждого объекта осуществляется по утвержденным проектам и сметам.

Проект — это комплекс технической документации, содержа­ щей технико-экономические обоснования, чертежи, пояснительные записки- и другие материалы, необходимые для осуществления намеченного строительства или реконструкции предприятия, зда­ ния, сооружения. Неотъемлемой частью проекта является смета; она определяет стоимость строительства или реконструкции соот­ ветствующего объекта.

Составление проектов в нашей стране осуществляется госу­ дарственными проектными организациями на основании заданий на проектирование, получаемых от заказчиков в соответствии с планами проектных работ. В задании указывается район или пункт предполагаемого строительства, определяются мощность проектируемого объекта, ориентировочная потребность в сырье, материалах, электроэнергии и топливе и основные источники их получения, а также возможность расширения предприятия в даль­ нейшем, сроки строительства и очередность ввода мощностей.

На основе задания на проектирование проектная организация разрабатывает проектное задание, в состав которого входят эко­ номические и технические изыскания. Оно служит основным до­ кументом для планирования капитальных вложений и заключе­ ния договоров на строительство. Проектное задание является первой стадией проектирования. Вторая стадия проектирования — составление на основе утвержденного проектного задания рабо­ чих чертежей, по которым осуществляются строительно-монтаж­ ные работы.

В тех случаях, когда проектируются небольшие и технически несложные объекты, проект разрабатывается в одну стадию; он содержит сокращенный, но вполне достаточный для проведения строительства объем проектно-сметных материалов.

101


Проектные задания на строительство объектов сметной стоимо­ стью 50 млн. руб. и выше утверждаются Советом Министров

СССР, объектов сметной стоимостью от 2,5 млн. до 50 млн. руб. — советами министров союзных республик. Проектные задания смет­ ной стоимостью до 2,5 млн. руб. утверждаются министерствами союзных республик.

Титульный список. При планировании капитальных вложений решаются важные народнохозяйственные задачи по созданию новых основных фондов или техническому переоснащению дейст­ вующих. В план включаются только те объекты, строительство которых обеспечено проектно-сметной документацией, финансиро­

ванием и материально-техническими ресурсами. Перечни

строя­

щихся (реконструируемых) объектов, включаемые в планы

ка­

питальных вложений, называются

титульными

списками.

Они

конкретизируют задания по вводу в действие

производственных

мощностей и основных фондов. В соответствии с этим в

титуль­

ных списках указываются: наименование строек, место и

сроки

строительства, проектная мощность, сметная

стоимость,

объем

капитальных вложений на весь период с разбивкой по годам.

 

Титульные списки, составляемые на вновь начинаемые

строй­

ки сметной стоимостью от 2,5 млн.

руб. и выше,

утверждаются

Советом Министров СССР по представлению

Госплана

СССР,

сметной стоимостью от 2 млн. до 2,5 млн. руб. — советами

ми­

нистров союзных республик по согласованию с

Госпланом

СССР,

до 1 млн. руб. — министром речного флота. На объекты сметной стоимостью до 0,5 млн. руб. титульные списки утверждаются на­ чальниками пароходств. Титульные списки на строительство объ­ ектов жилищного и культурно-бытового назначения утверждает начальник порта.

Финансирование капитальных вложений. Источниками, финан­ сирования капитальных вложений на речном транспорте служат ассигнования из государственного бюджета и собственные сред­ ства предприятий, к собственным источникам финансирования ка­ питальных вложений относятся: прибыль, часть амортизационных отчислений, предназначенная на возобновление основных произ­ водственных фондов, экономия от снижения цен, выручка от реа­ лизации неиспользуемых предприятием основных фондов. Размер бюджетных ассигнований определяется в плане как разность меж­ ду общей суммой финансирования капитальных вложений и суммой имеющихся собственных источников финансирования.

Министерство речного флота и пароходства представляют в Стройбанк план финансирования, в котором определен лимит средств, необходимых для выполнения годового плана капиталь­ ных вложений. Общая сумма средств, направляемых на финан­ сирование, должна быть равна объему капитальных вложений, указанному в титульном списке.

Стройбанк и его отделения на местах осуществляют финанси­

рование строительства объектов при наличии

утвержденных

плана капитальных вложений, титульного списка

строек и плана

102