Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 0
финансирования. Кроме того, предприятия, ведущие строительст во, представляют отделению Стройбанка внутрипостроечные ти тульные списки, справку об утверждении проектно-сметной доку ментации, а также копии сметно-финансовых расчетов.
Строительство может осуществляться подрядным и хозяйст венным способами.
Подрядный способ строительства заключается в том, что за казчик заключает договор с подрядной строительной организа цией на производство строительных и монтажных работ. В до говоре указываются сроки начала и окончания работ. Распоряди телем кредитов является заказчик, который представляет в Строй банк подрядный договор и документы на открытие финансиро вания.
При хозяйственном способе строительство осуществляется си лами и средствами предприятия, для которого предназначается строящийся объект. Для финансирования капитального строитель
ства при хозяйственном способе в отделении Стройбанка |
откры |
ваются два счета — счет финансирования и расчетный |
счет. Со |
счета финансирования средства поступают на расчетный счет для производства расчетов за выполненные строительные и монтажные работы, приобретенные материалы и оборудование для строяще гося объекта.
Глава Vlll
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА НА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ
§ 32. Методы измерения производительности труда
Эффективность процесса труда характеризуется его произво дительностью, измеряемой соотношением между количеством про изведенной продукции и затратами рабочего времени.
Рост производительности труда, повышение его эффективности означают сокращение времени, необходимого для производства единицы продукции. C общественной точки зрения рост произво дительности труда означает не только экономию живого труда, но и уменьшение затрат прошлого, овеществленного труда. Это находит свое, выражение в лучшем использовании основных фон дов, уменьшении удельных затрат сырья, материалов, энергии, топлива, в ускорении темпов роста и увеличении массы общест венного продукта и национального дохода страны.
В условиях действия закона стоимости обобщающим показате лем экономии всего общественного труда (живого и прошлого) служит снижение стоимости продукции.
103
Показателем производительности труда является количество продукции, выработанной в единицу времени в расчете на одного работающего (либо рабочего) на данном производстве, или ко личество рабочего времени, затраченного на производство едини цы продукции. В практике планирования и учета приняты оба показателя.
Неуклонный рост производительности труда в народном хозяй стве, будучи необходимым условием непрерывного увеличения и совершенствования производства, отвечает интересам всех трудя щихся нашей страны. Увеличение производительности обществен
ного труда |
в условиях социализма — основной |
источник повыше |
|||
ния уровня жизни населения страны. |
имеет |
повышение |
|||
Большое |
народнохозяйственное значение |
||||
производительности труда на |
речном транспорте. |
Планом |
на |
||
1971—1975 |
гг. предусмотрен |
рост производительности труда |
на |
перевозках на 22,7%.
Производительность труда определяется выработкой, т. е. ко личеством продукции, произведенной за определенный период времени одним работником или рабочим, или трудоемкостью, т. е.
количеством рабочего времени, затраченного на выполнение еди ницы продукции.
Различают три вида трудоемкости: нормативную, плановую и фактическую. Нормативная трудоемкость характеризует затраты труда на единицу продукции, определяемые по установленным нормам времени, плановая — затраты рабочего времени на еди ницу продукции или объем работ, которые должны быть достиг нуты в планируемом периоде, фактическая — действительные за траты труда на единицу продукции или выполнение объема работ.
Выработка определяется на одного среднесписочного работни
ка за определенный период времени — год, квартал, месяц. |
Она |
отражает использование фактического рабочего времени в |
тече |
ние года, квартала, месяца, включая целодневные потери. Выра ботка может исчисляться и на один человеко-час или человеко день. В первом случае учитывается лишь время фактической ра боты, за исключением простоев и потерь рабочего времени в течение смены, во втором — в расчет принимается не только фак тическое время работы, но и внутрисменные простои.
Существуют три метода исчисления выработки: натуральный, трудовой и ценностный.
При натуральном методе выработка одного работающего оп ределяется в натуральных единицах конкретной продукции. Этот метод применяется на предприятиях, выпускающих однородную продукцию. Иногда различные виды продукции при помощи ко эффициентов приведения приводятся к одному условному виду.
Трудовой метод используется при определении выработки пройзводственных рабочих в нормо-часах (в отдельных цехах, брига дах, на рабочих местах).
Самый распространенный и универсальный метод — ценност ный, при котором выработка измеряется отношением товарной
104
продукции, произведенной за определенный период и выражен ной в неизменных оптовых ценах, к числу работающих. Этот ме тод используется почти на всех предприятиях. Его преимущест во— возможность измерять выработку при неоднородной продук ции. Однако ценностный метод имеет и недостатки. Объем товарной продукции в оптовых ценах зависит от структуры мате риалов, сырья, топлива, от размера кооперированных поставок. Изменение указанных показателей влияет на увеличение или уменьшение фактической выработки по сравнению с планом или за разные периоды.
Транспортная работа, в отличие от промышленной деятельно сти, измеряется в натуральном выражении — объемом перевозок грузов и пассажиров (тонны и количество пассажиров), грузо- и пассажирооборотом (тонно-километры и пассажиро-километры). Поэтому производительность труда исчисляется в тонно-километ рах за год, квартал и месяц на одного работника, занятого на перевозках грузов, и в пассажиро-килоіиетрах — на одного работ ника, занятого на пассажирских перевозках. Производительность труда работников, занятых на всех видах перевозок, определяется в приведенных тонно-километрах. На речном транспорте один пассажиро-километр приравнивается к одному тонно-километру (коэффициент приведения равен 1).
Производительность труда на погрузочно-разгрузочных рабо тах также измеряется в натуральном выражении в тоннах пере гружаемого груза, приходящихся на одного работника за смену, месяц, квартал, год.
Производительность труда на промышленных предприятиях речного транспорта (судоремонтные, судостроительные заводы, ремонтно-эксплуатационные базы флота) и в путевом хозяйстве определяется в стоимостном выражении как сумма доходов, при ходящихся на одного работника. В промышленности этот показа тель находят делением объема товарной продукции в неизменных ценах, произведенной за определенный период времени, на сред несписочный контингент работников промышленно-производствен ного персонала, в путевом хозяйстве — делением объема работ в денежном выражении в неизменных ценах на среднесписочный контингент, занятый на этих работах.
Главным фактором повышения производительности труда яв ляется научно-технический прогресс. Так, строительство нового флота, оснащенного автоматикой и механизацией судовых процес сов, позволяет резко сократить штат команд и повысить произво дительность труда плавсостава. Наиболее совершенная конструк ция транспортных судов, например с уменьшенным подпалубным пространством, позволяет повысить производительность труда на погрузочно-разгрузочных работах, сократить стоянки флота в пор тах и тем самым повысить производительность труда плав
состава.
На уровень производительности труда на речных перевозках оказывают влияние следующие факторы:
105
объем и структура перевозимого груза (погрузка и выгрузка массовых навалочных грузов занимает меньше времени по срав нению с перегрузкой генеральных грузов, так как перегрузочные операции поддаются большей механизации и требуют меньших затрат труда портовых рабочих);
загрузка судов в прямом и обратном направлениях (двусторон няя загрузка флота сокращает порожние пробеги судов и почти вдвое увеличивает производительность труда плавсостава);
дальность перевозок (увеличение средней дальности перевозок сокращает удельный вес стоянок флота в портах в общем эксплу атационном времени использования флота);
улучшение судоходных условий (увеличение габаритов судо вого хода — ширины, глубины, радиусов закруглении — позволяет использовать флот большей грузоподъемности);
обработка и обслуживание судов в портах (высокая произво дительность труда на перегрузочных работах и хорошая органи зация берегового и технического обслуживания флота сокращают время стоянок флота в портах, что повышает производительность труда на перевозках);
эксплуатация несамоходных судов без команд и рациональное использование рабочего времени.
На повышение уровня производительности труда на речном транспорте большое влияние оказывают: специализация и коопе рирование производства; материальная заинтересованность; по вышение уровня производственной эстетики; внедрение планов научной организации труда; техническая оснащенность производ ства и др. Наиболее полное использование резервов, обусловли вающих повышение производительности труда, в значительной степени зависит от культурно-технического уровня инженернотехнических работников и квалификации кадров массовых про фессий.
§ 33. Организация заработной платы
Принципы организации заработной платы. Экономический за
кон распределения по труду, действующий при социализме,— важ ный стимул неуклонного роста производительности труда и повы шения уровня материального благосостояния трудящихся.
В социалистическом обществе заработная плата есть выражен ная в денежной форме часть общественного продукта, поступаю щая в личное потребление трудящихся в соответствии с количест вом и качеством затраченного ими труда. Эта доля общественного продукта устанавливается при помощи социалистической органи зации заработной платы.
j Принцип оплаты по труду обеспечивает материальную заинте ресованность членов общества в результатах труда, позволяет наилучшим образом сочетать личные и общественные интересы и служит могучим стимулом повышения производительности труда,
106
подъема экономики и благосостояния народа. Единой мерой для распределения материальных благ при социализме является труд, отданный обществу.
Индивидуальная заработная плата не исчерпывает того, что выделяется социалистическим государством на удовлетворение нужд трудящихся. Значительная часть материальных и культур ных благ распределяется между членами общества, независимо от количества и качества их труда, за счет общественных фондов потребления, т. е. бесплатно. Общественные фонды потребления включают затраты государства на образование, медицинское об служивание, пенсионное обеспечение, содержание детей в детских учреждениях и другие выплаты и льготы населению.
Правильная организация заработной платы — важнейшее средство неуклонного роста производительности труда и расши рения производства, одна из важнейших предпосылок успеха в борьбе за создание материально-технической базы коммунизма. Личная материальная заинтересованность работников становится реальной силой подъема производства, если обеспечивается непо средственная зависимость между заработком работника и резуль татами его труда. При прочих равных условиях результаты труда зависят прежде всего от умения и знаний работника, от его квалификации. Квалифицированный труд приносит обществу боль ше пользы, так как он создает в единицу времени больше мате риальных ценностей. Поэтому оплата за выполнение различных по своей сложности и трудности работ неодинакова: труд высо коквалифицированный, сложный, оплачивается выше, чем труд простой, малоквалифицированный.
Правильная организация заработной платы должна обеспечи вать опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом средней заработной платы. Без соблюдения этого усло вия социалистическое производство не может развиваться, а сле довательно, не может быть обеспечено и устойчивое, планомерное повышение реальной заработной платы.
Системы оплаты труда. Основой организации заработной пла тні рабочих служит тарифная система, при помощи которой осу ществляется оценка качества труда, учитывается различие между трудом квалифицированным и неквалифицированным, между тру дом тяжелым и легким.
Основными элементами тарифной системы являются тариф ные сетки, тарифные ставки и тарифно-квалификационные спра
вочники.
Тарифная сетка представляет собой шкалу соотношении, выра женных тарифными коэффициентами, в оплате труда различных групп (разрядов) рабочих. Тарифные разряды характеризуют уровень квалификации (мастерства) рабочих, а тарифные коэф фициенты определяют соотношение ставок заработной платы ра бочих различных разрядов.
Тарифными ставками определяется размер оплаты рабочих за единицу времени: за час (часовые тарифные ставки), за день (днев-
107