Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 0
ные тарифные ставки) или за месяц (месячные тарифные ставки). При помощи тарифных ставок регулируется уровень заработной платы рабочих в зависимости от их квалификации.
В тарифно-квалификационном справочнике дается распреде ление различных работ по разрядам. На основе данных справоч ника осуществляется тарификация рабочих, т. е. определение их квалификации и присвоение того или иного разряда тарифной сетки. Тарификация рабочего производится путем проведения ис пытаний (пробы).
Для оплаты инженерно-технических работников и служащих применяется система месячных должностных окладов.
В народном хозяйстве СССР, в том числе и на речном транс порте, применяются две основные формы заработной платы — сдельная и повременная, совмещающиеся в ряде случаев с раз личными видами премий.
Наиболее распространенной формой заработной платы являет ся сдельная, при которой рабочий получает заработную плату за фактически выполненный объем работ исходя из установленных сдельных расценок за единицу доброкачественной продукции. Су ществует бригадная сдельная оплата труда и индивидуальная. Бригадная оплата применяется в том случае, когда трудно устано
вить |
индивидуальную выработку отдельного |
рабочего. Разновид |
ность |
сдельной оплаты труда — аккордная |
оплата, при которой |
расценки устанавливаются не за отдельную операцию, а за весь объем выполненной работы. Сдельно-премиальная, аккордно-пре миальная и сдельно-прогрессивная формы оплаты предусматри вают повышение расценок по мере роста процента выполнения норм.
При повременной оплате труда заработная плата начисляется за фактически отработанное время по тарифной ставке, соответ ствующей разряду рабочего. Разновидность этой формы — повре менно-премиальная оплата, при которой за лучшие результаты ра боты выплачивается премия.
Оплата труда плавсостава. Труд плавсостава на речном транс порте оплачивается по повременно-премиальной системе. Для всех членов судовых команд установлены должностные оклады.
Должностные оклады командного состава самоходного флота дифференцированы в зависимости от мощности судов. Размер окладов шкиперов и их помощников, обслуживающих, несамоход ный флот, установлен в зависимости от грузоподъемности судов; Должностные оклады командного состава самоходного флота по
вышаются |
с увеличением |
протяженности |
линии, на |
которой они |
|
плавают. |
|
(матросы, рулевые, мотористы, пова |
|||
Для рядового состава |
|||||
ра и др.) |
должностные |
оклады не |
зависят от протяженности |
||
лцнии. |
|
|
|
|
|
На нефтеналивных судах, а также |
на |
толкачах, |
работающих |
с несамоходным нефтеналивным флотом, оклады установлены на 10% выше, чем на соответствующих сухогрузных судах.
гз
Членам судовых команд, совмещающим профессии (капитан — механик, 1-й штурман—1-й помощник механика, 2-й штурман —
■2-й помощник механика и др.), оклады повышаются в зависимо сти от мощности судна (в процентах от оклада по высвобождае мой должности) в размере 15—30%. Оклады рядового состава при совмещении профессий повышаются на 30% независимо от мощности судна.
Должностные оклады плавсостава обусловливаются также условиями плавания. На речном флоте появилось много судов, работающих в смешанном река — море сообщении. За время пла вания в морских условиях или в условиях, приравненных к мор ским (например, плавание в Онежском и Ладожском озерах, Аральском море), оплата труда команд речных судов производит ся по окладам, установленным для экипажей морских судов. Экипажи толкачей, работающих с несамоходным флотом без ко манд, получают надбавки: командный состав — в размере 10% должностного оклада, рядовой — в размере до 25% должностного оклада в зависимости от количества барж и суммарной грузо подъемности. Экипажам несамоходного флота, обслуживающим одновременно два или более судов, оклады устанавливаются по грузоподъемности большего судна. Им предусматривается также надбавка в размере 50% должностного оклада.
Работники плавсостава за время работы на Крайнем Севере и в других отдаленных районах получают повышенную заработ ную плату, которая исчисляется с применением районных коэф фициентов.
Помимо заработной платы по должностным окладам и ука занных доплат, плавсостав получает премии за выполнение и пе ревыполнение плановых заданий, а также по итогам работы па роходства, порта (пристани) за год. Показатели, условия и раз меры премирования устанавливаются ежегодно.
Экипажи транспортных судов премируются из фонда заработ ной платы за выполнение и перевыполнение месячных производ ственных показателей судового плана (объема транспортной ра боты в физических и условных тонно-километрах, нормо-часах и т. д.), а также из фонда материального поощрения за выполне ние и перевыполнение финансово-экономических показателей пла на судна (снижение себестоимости перевозок, экономия расходов, обеспечение доходов и прибыли).
За выполнение производственных показателей плана за каж дый месяц экипажи премируются в размере 15% и за каждый процент перевыполнения — до 2% должностного оклада. Макси мальный размер премии из фонда заработной платы не должен превышать 40% месячного должностного оклада.
Экипажи ледокольных, спасательных, рейдово-маневровых, служебно-вспомогательных и специальных судов премируются за выполнение и перевыполнение установленных планов и заданий, а также за сокращение норм времени выполнения заданий по опе рациям.
109
В межнавигационный период, когда плавсостав используется на ремонте судов, труд оплачивается повременно в размере 90% должностного оклада, а при своевременном и высококачествен ном ремонте плавсостав получает доплату до 100% должностного оклада. При ремонте судов на заводах часть работников команд ного состава (механики, капитаны, 1-е помощники механиков, 1-е штурманы) ведет наблюдение и контроль за ремонтом. За эту работу они получают 80% должностного оклада; при качествен ном ремонте судов производится доплата до 90% должностного оклада.
Плавсоставу, остающемуся на время зимнего отстоя на судах для их охраны и выполнения отдельных работ (ледокольные, сне гоуборочные и др.), выплачивается 80% должностного оклада.
Во время подготовки флота к навигации и к зимнему отстою, т. е. за время «вооружения» и «разоружения» судна, плавсостав оплачивается в размере 100% должностного оклада.
Оплата отпусков работникам плавсостава производится исходя из среднемесячного заработка, который исчисляется за 12 кален дарных месяцев, предшествующих уходу в отпуск. При этом учи тываются все видь! заработной платы: оплата по должностным окладам, доплаты и надбавки, премии (все виды, кроме единовре менной помощи, выдаваемой из фонда материального поощре
ния).
В течение навигации плавсостав работает в выходные, празд ничные и предпраздничные дни по 8 ч в сутки. Поэтому за пере работку во время навигации он получает отгулы, которые могут быть использованы в период навигации и в межнавигационный период одновременно с очередным отпуском. Оплата отгулов про изводится исходя из должностных окладов с учетом получаемых надбавок и доплат.
Оплата труда портовых рабочих. Оплата труда рабочих, заня тых на погрузочно-разгрузочных работах, производится по сдельно-премиальной системе. Основная форма организации труда на перегрузочных операциях — работа комплексными брига дами. В состав бригад входят грузчики, крановщики, водители машин внутрипортового транспорта, складских, вагонных, трюм ных и других машин.
Для оплаты труда применяются единые тарифные ставки, установленные для всех отраслей народного хозяйства (в коп. на 1 чел.-ч). При перегрузке вредных, трудоемких и экспортно-им портных грузов применяются повышенные тарифные ставки.
Помимо тарифных ставок для сдельных работ, в ряде случаев используются тарифные ставки для повременной оплаты труда, например при техническом обслуживании и профилактическом ремонте машин, при вспомогательных работах (открытие и закры-. тие люков судов, вагонов, уборка железнодорожных подкрановых путей, крепление грузов и др.). Кроме того, повременные тариф ные ставки применяются во время вынужденных простоев (не по вине рабочих), переходов или переездов к месту работы. Исходя
UO
из квалификации портовым рабочим производится доплата за классность (последняя устанавливается в зависимости от знания перегрузочных машин и навыков управления ими).
Рабочим комплексных бригад, ответственным за техническое состояние машин, доплата устанавливается в процентах от та рифной ставки рабочих-повременщиков.
Бригадиры, не освобожденные от основной работы, получают надбавку за руководство бригадой в размере от 10 до 15% тариф ной ставки.
Кроме указанных доплат, портовые рабочие получают доплаты за работу в ночное время и за сверхурочную работу.
Оплата труда рабочих, обслуживающих плавучую перегрузоч ную механизацию (гидроперегружатели, плавучие краны и др.), производится в соответствии с утвержденными штатами и оклада ми. В целях материальной заинтересованности в ускорении обра ботки флота и вагонов экипажи плавучей механизации, непосред ственно участвующие в перегрузочном процессе (мотористы, механики), включаются в состав комплексных бригад и оплачива ются по сдельно-премиальной системе.
За выполнение и перевыполнение установленных показателен портовые рабочие премируются из фонда заработной платы и фон да материального поощрения. Такими показателями являются: выполнение и сокращение норм стояночного времени судов под грузовыми операциями (по каждому судну или грузовому участ ку в целом); выполнение и перевыполнение планового объема по грузочно-разгрузочных работ; сокращение стояночного времени вагонов под грузовыми операциями; выполнение и перевыполне ние сменных норм выработки (по результатам работы за смену или месяц).
Основной показатель зависит от характера работы, типов при меняемых машин и других условий. Премирование производится по результатам месячной работы отдельного грузового участка или причала порта. При повременной форме оплаты труда рабо чие, занятые техническим обслуживанием и ремонтом механиза
ции и берегового оборудования, премируются |
за своевременное |
и качественное выполнение работ в размере |
20% тарифной |
ставки.
Премии из фонда материального поощрения выплачиваются, как правило, за выполнение экономических показателей в целом по грузовому участку или району (снижение себестоимости, пере выполнение плана прибыли, снижение эксплуатационных расходов и др.). Портовым рабочим выплачивается премиальное вознаграж дение за годовые результаты работы порта.
Оплата труда инженерно-технических работников и служащих.
Для оплаты труда руководящих, инженерно-технических работни ков и служащих применяется повременно-премиальная система. Все предприятия в соответствии с объемами и сложностью работ подразделяются на группы; для них разрабатываются типовые структуры управления и нормативы численности инженерно-тех-;
111