Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ные тарифные ставки) или за месяц (месячные тарифные ставки). При помощи тарифных ставок регулируется уровень заработной платы рабочих в зависимости от их квалификации.

В тарифно-квалификационном справочнике дается распреде­ ление различных работ по разрядам. На основе данных справоч­ ника осуществляется тарификация рабочих, т. е. определение их квалификации и присвоение того или иного разряда тарифной сетки. Тарификация рабочего производится путем проведения ис­ пытаний (пробы).

Для оплаты инженерно-технических работников и служащих применяется система месячных должностных окладов.

В народном хозяйстве СССР, в том числе и на речном транс­ порте, применяются две основные формы заработной платы — сдельная и повременная, совмещающиеся в ряде случаев с раз­ личными видами премий.

Наиболее распространенной формой заработной платы являет­ ся сдельная, при которой рабочий получает заработную плату за фактически выполненный объем работ исходя из установленных сдельных расценок за единицу доброкачественной продукции. Су­ ществует бригадная сдельная оплата труда и индивидуальная. Бригадная оплата применяется в том случае, когда трудно устано­

вить

индивидуальную выработку отдельного

рабочего. Разновид­

ность

сдельной оплаты труда — аккордная

оплата, при которой

расценки устанавливаются не за отдельную операцию, а за весь объем выполненной работы. Сдельно-премиальная, аккордно-пре­ миальная и сдельно-прогрессивная формы оплаты предусматри­ вают повышение расценок по мере роста процента выполнения норм.

При повременной оплате труда заработная плата начисляется за фактически отработанное время по тарифной ставке, соответ­ ствующей разряду рабочего. Разновидность этой формы — повре­ менно-премиальная оплата, при которой за лучшие результаты ра­ боты выплачивается премия.

Оплата труда плавсостава. Труд плавсостава на речном транс­ порте оплачивается по повременно-премиальной системе. Для всех членов судовых команд установлены должностные оклады.

Должностные оклады командного состава самоходного флота дифференцированы в зависимости от мощности судов. Размер окладов шкиперов и их помощников, обслуживающих, несамоход­ ный флот, установлен в зависимости от грузоподъемности судов; Должностные оклады командного состава самоходного флота по­

вышаются

с увеличением

протяженности

линии, на

которой они

плавают.

 

(матросы, рулевые, мотористы, пова­

Для рядового состава

ра и др.)

должностные

оклады не

зависят от протяженности

лцнии.

 

 

 

 

 

На нефтеналивных судах, а также

на

толкачах,

работающих

с несамоходным нефтеналивным флотом, оклады установлены на 10% выше, чем на соответствующих сухогрузных судах.

гз


Членам судовых команд, совмещающим профессии (капитан — механик, 1-й штурман—1-й помощник механика, 2-й штурман —

2-й помощник механика и др.), оклады повышаются в зависимо­ сти от мощности судна (в процентах от оклада по высвобождае­ мой должности) в размере 15—30%. Оклады рядового состава при совмещении профессий повышаются на 30% независимо от мощности судна.

Должностные оклады плавсостава обусловливаются также условиями плавания. На речном флоте появилось много судов, работающих в смешанном река — море сообщении. За время пла­ вания в морских условиях или в условиях, приравненных к мор­ ским (например, плавание в Онежском и Ладожском озерах, Аральском море), оплата труда команд речных судов производит­ ся по окладам, установленным для экипажей морских судов. Экипажи толкачей, работающих с несамоходным флотом без ко­ манд, получают надбавки: командный состав — в размере 10% должностного оклада, рядовой — в размере до 25% должностного оклада в зависимости от количества барж и суммарной грузо­ подъемности. Экипажам несамоходного флота, обслуживающим одновременно два или более судов, оклады устанавливаются по грузоподъемности большего судна. Им предусматривается также надбавка в размере 50% должностного оклада.

Работники плавсостава за время работы на Крайнем Севере и в других отдаленных районах получают повышенную заработ­ ную плату, которая исчисляется с применением районных коэф­ фициентов.

Помимо заработной платы по должностным окладам и ука­ занных доплат, плавсостав получает премии за выполнение и пе­ ревыполнение плановых заданий, а также по итогам работы па­ роходства, порта (пристани) за год. Показатели, условия и раз­ меры премирования устанавливаются ежегодно.

Экипажи транспортных судов премируются из фонда заработ­ ной платы за выполнение и перевыполнение месячных производ­ ственных показателей судового плана (объема транспортной ра­ боты в физических и условных тонно-километрах, нормо-часах и т. д.), а также из фонда материального поощрения за выполне­ ние и перевыполнение финансово-экономических показателей пла­ на судна (снижение себестоимости перевозок, экономия расходов, обеспечение доходов и прибыли).

За выполнение производственных показателей плана за каж­ дый месяц экипажи премируются в размере 15% и за каждый процент перевыполнения — до 2% должностного оклада. Макси­ мальный размер премии из фонда заработной платы не должен превышать 40% месячного должностного оклада.

Экипажи ледокольных, спасательных, рейдово-маневровых, служебно-вспомогательных и специальных судов премируются за выполнение и перевыполнение установленных планов и заданий, а также за сокращение норм времени выполнения заданий по опе­ рациям.

109



В межнавигационный период, когда плавсостав используется на ремонте судов, труд оплачивается повременно в размере 90% должностного оклада, а при своевременном и высококачествен­ ном ремонте плавсостав получает доплату до 100% должностного оклада. При ремонте судов на заводах часть работников команд­ ного состава (механики, капитаны, 1-е помощники механиков, 1-е штурманы) ведет наблюдение и контроль за ремонтом. За эту работу они получают 80% должностного оклада; при качествен­ ном ремонте судов производится доплата до 90% должностного оклада.

Плавсоставу, остающемуся на время зимнего отстоя на судах для их охраны и выполнения отдельных работ (ледокольные, сне­ гоуборочные и др.), выплачивается 80% должностного оклада.

Во время подготовки флота к навигации и к зимнему отстою, т. е. за время «вооружения» и «разоружения» судна, плавсостав оплачивается в размере 100% должностного оклада.

Оплата отпусков работникам плавсостава производится исходя из среднемесячного заработка, который исчисляется за 12 кален­ дарных месяцев, предшествующих уходу в отпуск. При этом учи­ тываются все видь! заработной платы: оплата по должностным окладам, доплаты и надбавки, премии (все виды, кроме единовре­ менной помощи, выдаваемой из фонда материального поощре­

ния).

В течение навигации плавсостав работает в выходные, празд­ ничные и предпраздничные дни по 8 ч в сутки. Поэтому за пере­ работку во время навигации он получает отгулы, которые могут быть использованы в период навигации и в межнавигационный период одновременно с очередным отпуском. Оплата отгулов про­ изводится исходя из должностных окладов с учетом получаемых надбавок и доплат.

Оплата труда портовых рабочих. Оплата труда рабочих, заня­ тых на погрузочно-разгрузочных работах, производится по сдельно-премиальной системе. Основная форма организации труда на перегрузочных операциях — работа комплексными брига­ дами. В состав бригад входят грузчики, крановщики, водители машин внутрипортового транспорта, складских, вагонных, трюм­ ных и других машин.

Для оплаты труда применяются единые тарифные ставки, установленные для всех отраслей народного хозяйства (в коп. на 1 чел.-ч). При перегрузке вредных, трудоемких и экспортно-им­ портных грузов применяются повышенные тарифные ставки.

Помимо тарифных ставок для сдельных работ, в ряде случаев используются тарифные ставки для повременной оплаты труда, например при техническом обслуживании и профилактическом ремонте машин, при вспомогательных работах (открытие и закры-. тие люков судов, вагонов, уборка железнодорожных подкрановых путей, крепление грузов и др.). Кроме того, повременные тариф­ ные ставки применяются во время вынужденных простоев (не по вине рабочих), переходов или переездов к месту работы. Исходя

UO


из квалификации портовым рабочим производится доплата за классность (последняя устанавливается в зависимости от знания перегрузочных машин и навыков управления ими).

Рабочим комплексных бригад, ответственным за техническое состояние машин, доплата устанавливается в процентах от та­ рифной ставки рабочих-повременщиков.

Бригадиры, не освобожденные от основной работы, получают надбавку за руководство бригадой в размере от 10 до 15% тариф­ ной ставки.

Кроме указанных доплат, портовые рабочие получают доплаты за работу в ночное время и за сверхурочную работу.

Оплата труда рабочих, обслуживающих плавучую перегрузоч­ ную механизацию (гидроперегружатели, плавучие краны и др.), производится в соответствии с утвержденными штатами и оклада­ ми. В целях материальной заинтересованности в ускорении обра­ ботки флота и вагонов экипажи плавучей механизации, непосред­ ственно участвующие в перегрузочном процессе (мотористы, механики), включаются в состав комплексных бригад и оплачива­ ются по сдельно-премиальной системе.

За выполнение и перевыполнение установленных показателен портовые рабочие премируются из фонда заработной платы и фон­ да материального поощрения. Такими показателями являются: выполнение и сокращение норм стояночного времени судов под грузовыми операциями (по каждому судну или грузовому участ­ ку в целом); выполнение и перевыполнение планового объема по­ грузочно-разгрузочных работ; сокращение стояночного времени вагонов под грузовыми операциями; выполнение и перевыполне­ ние сменных норм выработки (по результатам работы за смену или месяц).

Основной показатель зависит от характера работы, типов при­ меняемых машин и других условий. Премирование производится по результатам месячной работы отдельного грузового участка или причала порта. При повременной форме оплаты труда рабо­ чие, занятые техническим обслуживанием и ремонтом механиза­

ции и берегового оборудования, премируются

за своевременное

и качественное выполнение работ в размере

20% тарифной

ставки.

Премии из фонда материального поощрения выплачиваются, как правило, за выполнение экономических показателей в целом по грузовому участку или району (снижение себестоимости, пере­ выполнение плана прибыли, снижение эксплуатационных расходов и др.). Портовым рабочим выплачивается премиальное вознаграж­ дение за годовые результаты работы порта.

Оплата труда инженерно-технических работников и служащих.

Для оплаты труда руководящих, инженерно-технических работни­ ков и служащих применяется повременно-премиальная система. Все предприятия в соответствии с объемами и сложностью работ подразделяются на группы; для них разрабатываются типовые структуры управления и нормативы численности инженерно-тех-;

111