Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нических работников и служащих. Должностные оклады руково­ дящих и инженерно-технических работников, возглавляющих пред­ приятия, отделы, службы и другие участки, зависят от группы пред­ приятий. Должностные оклады остальных инженерно-технических работников и служащих устанавливаются в соответствии с зани­ маемой должностью, независимо от группы предприятия.

Группы предприятий определяются министерством по согласо­ ванию с Центральным Комитетом профсоюза. В зависимости от объема перевозок, грузооборота, объема промышленной продук­ ции, суммарной грузоподъемности транспортного флота все паро­ ходства подразделяются на три группы. Волжское объединенное речное пароходство по оплате труда руководящих работников на­ ходится вне группы. Порты подразделяются на три, а пристани на две группы. Для портов основным показателем служит объем погрузочно-разгрузочных работ. Пристани, удельный вес грузовых работ которых очень мал, относятся к той или иной группе по оп­ лате труда руководящих работников в зависимости от грузообо­ рота в условных тоннах.

Руководящие, инженерно-технические работники и служащие аппарата пароходства, порта (пристани) премируются за выпол­ нение и перевыполнение плана по прибыли и уровню рентабель­ ности в навигационный период и за выполнение плана по финансо­ вым результатам в межнавигационный период. Для руководящих, инженерно-технических работников и служащих введены условия премирования. Обязательным условием премирования работников аппарата управления пароходства является выполнение плана гру­ зооборота и перевозок как в общем объеме, так и по важнейшим грузам, для работников управления порта — выполнение плана портовых и кооперированных погрузочно-разгрузочных работ, соб­ людение норм стоянок судов, выполнение плана по отправлению в общем объеме и по важнейшим грузам. Если обязательные усло­ вия не выполнены, премии не выплачиваются.

Кроме обязательных, устанавливаются дополнительные усло­ вия, при невыполнении которых премия снижается до 50%. До­ полнительные условия различны для отдельных подразделений и предприятий и зависят от характера их работ. Так, например, для работников службы перевозок и движения флота дополнительными условиями может быть выполнение валовой производительности работы флота и заданий по снижению себестоимости перевозок, для работников финансового отдела — снижение дебиторской за­ долженности и сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей, для работников планового отдела — выполнение зада­ ния по снижению себестоимости перевозок, экономии фонда зара­ ботной платы и т. д.

Премии за выполнение плана руководящим, инженерно-техни­ ческим работникам и служащим устанавливаются в процентах от должностного оклада. Размер премии определяется ежегодно с учетом величины фонда материального поощрения, имеющегося в распоряжении пароходства (порта),

112


§ 34. Планирование труда и заработной платы

План по труду. План по труду —одна из важнейших состав­ ных частей сводного производственно-финансового плана пред­ приятий речного транспорта. Показателями плана по труду служат:

производительность труда, среднесписочный контингент работни­ ков, средняя заработная плата и фонд заработной платы. Из пе­ речисленных показателей плана по труду централизованно утвер­ ждается вышестоящей организацией лишь один — фонд заработ­ ной платы.

В плане по труду должно предусматриваться дальнейшее по­ вышение производительности труда, опережение темпов роста про­ изводительности труда над темпами роста средней заработной платы, правильное соотношение уровня заработной платы отдель­ ных категорий работников в соответствии с количеством и каче­ ством затрачиваемого труда, соблюдение количественного соотно­ шения между работниками основной деятельности и работниками, занятыми управлением и обслуживанием производства.

При планировании устанавливается среднесписочный контин­ гент работников за месяц, квартал, год. Списочный контингент включает явочный контингент (работники, которые находятся на работе) и временно отсутствующий контингент (работники в отпу­

сках, больные, выполняющие

государственные

и общественные

обязанности, и др.).

 

 

 

 

по

категориям ра­

Среднесписочный контингент планируется

ботников— производственные

рабочие,

инженерно-технические

работники, служащие, младший обслуживающий персонал.

Численность производственных

рабочих

определяется

исходя

из планового объема работ и норм выработки по формуле

 

 

 

np =

W

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

∏kl

 

 

 

 

где W — плановый объем

работ в

принятых

единицах измерения;

П — плановая норма

выработки;

 

 

 

 

k — коэффициент выполнения

норм;

 

 

 

 

F—фонд рабочего времени одного среднесписочного рабочего

в планируемом периоде.

 

 

 

 

 

Фонд заработной платы производственных рабочих состоит из

основной и дополнительной

заработной

платы.

Основная

зара­

ботная плата выплачивается за выполненную работу (при сдель­ ной форме оплаты) или за отработанное время (при повременной форме оплаты). В основную заработную плату включаются пре­ мии и доплаты за особые условия работы. Дополнительная зара­ ботная плата идет на оплату очередных отпусков, времени выпол­ нения государственных и общественных обязанностей, выходных пособий.

Фонд сдельной заработной платы рабочих может быть опреде-

.лен методом прямого расчета и по укрупненным показателям.

8 Экономика речного транспорта

113


При методе прямого расчета фонд заработной платы опреде­ ляют умножением сдельной расценки за единицу изделия на число изделий по плану. В практике работы фонд заработной платы ча­ сто рассчитывается по укрупненным показателям исходя из удель­ ной величины заработной платы на 1000 руб. продукции и объема продукции (в тыс. руб.).

Исходными данными для исчисления фонда заработной платы повременных рабочих служат плановое число дней или часов, под­ лежащих отработке одним рабочим, плановая численность рабо­ чих и часовая или дневная тарифная ставка. В фонд заработной платы включаются также и премии из расчета 100-процентного вы­ полнения плана. Размер премий и доплат в плане предусматрива­ ется в процентах от основной заработной платы.

Дополнительная заработная плата планируется в процентах от суммы основной заработной платы, включая и доплаты. Про­ центы устанавливаются на основе анализа отчетных данных.

Фонд заработной платы контингента инженерно-технических работников, служащих и младшего обслуживающего персонала определяется на основании типовых структур и нормативов чис­ ленности и исчисляется по установленным должностным окладам без премий.

Плановый фонд заработной платы, утверждаемый вышестоя­ щей организацией, включает заработную плату списочного и не­ списочного (нештатного) состава. Фонд заработной платы неспи­ сочного состава планируется для работ, которые не могут быть выполнены штатным составом.

Для определения средней заработной платы всего контингента работающих на предприятии или в отдельных его подразделениях к плановому фонду заработной платы прибавляют премии, выпла­ чиваемые из фонда материального поощрения, а затем полученную сумму делят на соответствующий среднесписочный контингент.

Планирование производительности труда и заработной платы на перевозках. План по труду и заработной плате на перевозках разрабатывают эксплуатационные предприятия (пароходства, порты, пристани, эксплуатационные участки), имеющие на своем балансе флот. Производительность труда на перевозках плани­ руется в приведенных тонно-километрах на одного среднесписоч­ ного работника. Годовой план по труду разрабатывается с по­ квартальной и помесячной разбивкой. В среднесписочный контин­ гент работников, занятых на перевозках, включаются: плавсостав на эксплуатационной работе, навигационном и зимнем отстое; бе­ реговой состав работников портов, пристаней, пассажирских вокзалов, дебаркадеров, районных управлений, агентств, динамо­ метрических и теплотехнических партий, линейные и групповые механики и др.; работники ремонтно-эксплуатационных баз, цехов технической эксплуатации, связи, занятые хозяйственным и тех­ ническим обслуживанием флота.

В среднесписочный контингент работников, занятых на пере­ возках, включается также контингент, требующийся для замены

114


работников, находящихся в отпусках, за работу в выходные ¡1 праздничные дни, а также сверх установленной продолжительно­ сти рабочего дня.

Не включаются в среднесписочный контингент на перевозках работники портов и пристаней, относимые на погрузочно-разгру­ зочные работы, носильщики, работники камер хранения багажа и касс предварительной продажи билетов пассажирских вокзалов и дебаркадеров.

Контингент плавсостава планируется по видам флота: грузо­ пассажирский, самоходный сухогрузный, самоходный наливной,

несамоходный сухогрузный, несамоходный наливной,

буксирный

и рейдово-маневровый, служебно-вспомогательный

и разъезд­

ной.

по каждо­

Плановый среднесписочный контингент плавсостава

му виду флота (в чел.) в среднегодовом исчислении определяется по формуле

 

tt∏.4 = Λ3÷‰o + n3.o + noτ±nap,

(16)

где

п3 — контингент плавсостава

на

эксплуатационной

работе,

 

включая период вооружения и разоружения судов;

«но—контингент плавсостава

на

временном навигационном

 

отстое;

 

 

 

 

 

n3.0— контингент плавсостава на зимнем отстое;

работу в

 

Пот — контингент плавсостава

на

время

отгулов за

 

выходные, праздничные дни и сверх установленной про­

 

должительности рабочего дня;

 

 

 

Hap — контингент плавсостава

на время аренды флота.

 

Среднегодовой контингент плавсостава, занятый на эксплуата­

ционной работе, рассчитывается по формуле

 

 

 

-- S⅛∙

 

<17>

где

b — плановый штатный контингент плавсостава;

 

 

T9- эксплуатационный период, сут.;

штатов.

 

 

⅛y — коэффициент укомплектованности

произво­

Расчет планового штатного контингента

плавсостава

дится на основании штатных измерителей (количество человек на 1000 л. с. мощности или 1000 т грузоподъемности судов) по видам

флота.

Например, штатный

контингент

грузового

самоходного

судна

 

=

 

 

(18)

 

 

 

 

 

 

1000

 

 

'

где αc— штатный измеритель

(количество

человек на

1000 т

гру­

 

зоподъемности судна);

 

 

 

∑ Qc—суммарная грузоподъемность самоходного флота в

пла­

 

нируемом году.

 

 

 

 

Аналогично находят штатный контингент и по другим видам

флота;

при этом штатный измеритель по

буксирному флоту при­

нимается в расчете на 1000 л. с. мощности.

8*

IlS


Среднегодовой контингент плавсостава на навигационном от­ стое «но устанавливают при помощи штатных измерителей — ко­ личества человек на 1000 л. с. мощности или 1000 т грузоподъем­ ности судов (по видам флота).

Среднегодовой контингент плавсостава на зимнем отстое n30 определяют исходя из штатного измерителя по зимнему отстою (количество человек на судно), который умножается на время зимнего отстоя (в сутках) и затем делится на 365 дней. Штатные измерители по зимнему отстою зависят от типов судов, их грузо­ подъемности и мощности.

Среднегодовой контингент плавсостава на время отгулов за ра­ боту в выходные, праздничные дни и сверх установленной про­ должительности рабочего дня подсчитывается следующим обра­ зом: среднегодовой контингент плавсостава за время эксплуата­ ции умножается на количество дней отгула в год и делится на ко­ личество рабочих дней в году /р.

На судах, где продолжительность вахт установлена по 8 ч в сутки, плавсоставу предоставляется дополнительный отгул за пе­ реработку по часу в день за период эксплуатации судна. Средне­ списочный контингент на время отгулов

noτ= ⅛

(19)

7fp ’

 

где Пэ—среднегодовой эксплуатационный контингент плавсостава на судах, где продолжительность рабочего дня составляет 8 ч в сутки;

——количество дней

отгула за

переработку по одному часу

7

в день в течение

эксплуатационного периода.

При планировании работы флота

на межбассейновых пере­

возках учитывается прием судов от смежных пароходств и пере­ дача их в аренду смежным пароходствам. Среднегодовой контин­ гент плавсостава на время аренды флота nap планируется по нор­ мативам среднесписочного контингента на 1000 силаили тоннажесуток. Эти нормативы для каждого из смежных пароходств уста­ навливаются по видам флота.

Контингент береговых работников, отнесенный на перевозки, планируется на основании штатных расписаний или исходя из чи­ сла производственных объектов (причалов, дебаркадеров, пунктов связи и т. п.) и норм численности рабочей силы для их обслужи­ вания.

После определения контингента рассчитывается плановая про­ изводительность труда и плановый фонд заработной платы на пе­ ревозках. Плановый фонд заработной платы состоит из фонда заработной платы плавающего, берегового и несписочного состава.

Фонд заработной платы плавсостава рассчитывается по видам флота отдельно на эксплуатационной работе (включая период во­ оружения и разоружения судов), на зимнем и временном навига­ ционном отстое, а также на время отгулов в межнавигационный

116