Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
период. Плановый фонд заработной платы по должностным окла дам для указанных периодов находят умножением соответствую щей средней заработной платы одного работника в год на средне годовой контингент. Среднегодовая заработная плата по должно стным окладам устанавливается умножением среднемесячной за работной платы (отдельно за время эксплуатации, зимнего и на вигационного отстоя) на 12 месяцев.
В фонд заработной платы за время эксплуатации включается 10-процентная надбавка за недостающих членов экипажа, премии (при условии выполнения плана) и процент доплаты, определяе мый аналитическим путем (на основании отчетных данных). В фонде заработной платы на время зимнего отстоя учитываются доплаты работникам плавсостава, используемым на судоремонт ных и других работах.
Дополнительная заработная плата по должностным окладам планируется в процентах от основной с.учетом доплат и премий. Этот процент также устанавливается аналитически.
Фонд заработной платы береговых работников, занятых на пе ревозках, исчисляется исходя из окладов по действующим штат ным расписаниям и количества работников по отдельным катего риям. Кроме того, планируются премии, выплачиваемые за счет фонда заработной платы, различного рода доплаты, а также до полнительная заработная плата.
Плановый фонд заработной платы несписочного состава рас считывается в соответствии с намечаемыми работами, которые должны быть выполнены нештатными работниками.
Планирование производительности труда и заработной платы на погрузочно-разгрузочных работах. При определении произво дительности труда на погрузочно-разгрузочных работах из обще го планового объема исключаются работы, выполненные плавсо ставом и привлеченной рабочей силой. Производительность труда на погрузочно-разгрузочных работах находят делением получен ного объема работ (в тоннах) на соответствующий среднесписоч ный контингент работников.
В среднесписочный контингент входят портовые рабочие (груз чики и механизаторы), а также распорядительский и обслужива ющий персонал — начальники грузовых участков, инженеры, тех ники, работники грузовых складов, плановых отделов, отделов труда и заработной платы и других отделов, занятых планирова нием, организацией и учетом погрузочно-разгрузочных работ.
Плановый контингент портовых рабочих (членов комплексных бригад) определяется при помощи вариантной таблицы. В ней указываются варианты работ по родам грузов, отдельным участ кам, механизированным установкам. Вариантная таблица состав ляется на основе данных о плановых объемах работ и нормах технологических процессов. Технологические процессы указаны в технологических картах, где имеются данные о составах комплек сных бригад и плановых нормах выработки по каждому роду гру за и варианту работ.
Í17
Выработка в тонно-операциях на человека в смену рассчиты вается делением комплексной нормы выработки на количество человек в бригаде (по каждому роду груза, варианту работ). Ко личество человеко-смен портовых рабочих находят делением объе ма работ в тонно-операциях на выработку в тонно-операциях на человека в смену.
Среднесписочный контингент портовых рабочих
« = —■ kc, |
(20) |
♦ яв |
|
гдеЕч—общее количество человеко-смен, необходимое для выпол нения планового объема работ;
Íhb — количество явочных дней (календарный период за выче том выходных и праздничных дней);
⅛c — коэффициент списочное™, учитывающий дополнительную потребность в портовых рабочих для замещения работни ков, находящихся в очередных отпусках, больных , выпол няющих государственные и общественные обязанности.
В среднесписочный контингент должны быть включены также механизаторы, которые не входят в состав комплексных бригад. Сюда относится часть команды плавучих кранов, гидроперегружа телей, землесосов. Среднесписочный контингент этих работников планируется исходя из штатных расписаний и . планового периода эксплуатации каждой машины.
Среднесписочный контингент распорядительского и обслужи вающего персонала определяется на основании типовых штатных расписаний (для административно-управленческих работников) и по нормам технологического процесса (для производственных ра ботников) .
По установлении контингента рассчитывается фонд заработной платы отдельно для портовых рабочих, распорядительского и об служивающего персонала, плавсостава и сторонней рабочей силы, привлекаемых для выполнения этих работ.
Фонд заработной платы портовых рабочих планируется исходя из средней заработной платы одного рабочего и среднесписочного контингента. Средняя заработная плата одного рабочего устанав ливается на основе анализа отчетных данных.
Фонд заработной платы распорядительского и обслуживающего персонала планируется на основании установленных штатов и должностных окладов, включая премии, доплаты и дополнитель ную заработную плату.
Планирование фонда заработной платы плавсостава и сторон ней рабочей силы, привлекаемых для перегрузочных работ на не больших пристанях и остановочных пунктах, производится исходя из планового объема работ и удельного расхода заработной пла ты за тонну груза (удельный расход устанавливается аналитиче ским путем по отчетным данным).
118
Г л а в а IX
СЕБЕСТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗОК
ИПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
§3$. Показатель себестоимости.
Группировка затрат, включаемых в себестоимость
При социалистическом способе производства сохраняются то варно-денежные отношения и продолжает действовать закон стои мости. Планомерное использование закона стоимости товарноденежных отношений позволяет укреплять хозяйственный расчет, постоянно совершенствовать экономические методы управления, направленные на выявление и использование резервов и повыше ние эффективности производства.
Величина стоимости продукции измеряется определенным ко личеством общественно необходимого рабочего времени, затрачи ваемого на ее производство. Она состоит из:
стоимости израсходованных средств производства, переносимой на вновь изготовленную продукцию;
части вновь созданной стоимости (фонд личного потребления), выступающей в форме индивидуальной заработной платы;
части вновь созданной стоимости (чистый доход общества), направляемой на расширение производства, образование резервов и запасов, содержание государственных органов управления, со циальное обеспечение, оборону и другие нужды.
Государственные цены на продукцию есть денежное выраже ние стоимости. Себестоимость продукции в социалистическом хо зяйстве представляет собой часть стоимости, включающей стои мость израсходованных средств производства и часть вновь соз данной стоимости, предназначенной для личного потребления и выступающей в форме индивидуальной заработной платы. Таким образом, себестоимость меньше стоимости на величину чистого дохода.
Себестоимость — один из основных экономических показателей,
который выражает затраты предприятий на производство и реали зацию продукции.
Величину себестоимости единицы продукции определяют деле нием расходов предприятия за определенный период на объем произведенной продукции за это же время. Поскольку цены оста ются постоянными в течение ряда лет, снижение себестоимости является по существу важнейшим источником роста прибыли и рентабельности.
Грузоотправители и грузополучатели эффективность перевозок грузов на различных видах транспорта оценивают по тарифам, преобладающую часть которых составляет себестоимость. Умень шение себестоимости способствует понижению уровня тарифных ставок и создает условия для расширения сферы обслуживания
119
предприятий и отраслей народного хозяйства речным транспор том. Уровень себестоимости зависит от ряда факторов, которые оказывают влияние на величину себестоимости по-разному. На пример, увеличение грузооборота и средней дальности перевозок снижает себестоимость перевозок и повышает эффективность ис пользования флота. В то же время ухудшение использования фло та, повышение удельного веса стояночного времени приводят к непроизводительным затратам и повышению себестоимости. Поэ тому себестоимость служит одним из существенных качественных показателей работы флота, портов, промышленных предприятий.
Себестоимость продукции — важнейший критерий оценки эффективности капитальных вложений в развитие речного транспор та. Так, сравнительная экономическая оценка исследуемых вариан тов строительства портов, причальных сооружений, флота, меха низированных линий и других объектов производится сопоставле нием в первую очередь себестоимости. Этот показатель использует ся и при выборе рациональных схем перевозок,когда при транс портировке грузов должны быть обеспечены наименьшие рас ходы в народном хозяйстве, поскольку на величину издержек транспорта увеличивается и стоимость перевозимой продукции.
Планомерная работа, направленная на снижение себестоимо сти перевозок, создает условия не только для снижения тарифов, по и оптовых, а также розничных цен на товары массового по требления. Таким образом, снижение транспортных издержек, с одной стороны, способствует увеличению накопления для расши ренного социалистического воспроизводства, а с другой — сниже нию цен и повышению материального благосостояния и культур ного уровня социалистического общества.
Затраты, включаемые в себестоимость, подразделяются на от дельные элементы, группировка которых и их удельный вес зави сят от характера производства. Например, в обрабатывающей промышленности наибольший удельный вес в общих затратах за
нимают |
расходы |
на сырье, |
достигающие 65%. На транспор |
те такие |
расходы |
отсутствуют, |
а наибольшую долю занимают |
затраты на топливо, амортизацию, заработную плату, ремонт ос новных средств. Эти статьи затрат составляют свыше 80% общей суммы расходов.
Расходы, входящие в себестоимость продукции, группируются
по |
нескольким признакам. В зависимости от |
способа |
включения |
||||||
в |
себестоимость продукции расходы |
подразделяются |
на |
прямые |
|||||
и |
распределяемые, |
в |
зависимости |
от |
экономического |
содержа |
|||
ния— на основные |
и |
накладные. |
Расходы |
условно подразделя |
|||||
ются также на зависящие и независящие |
от |
изменения |
объема |
||||||
производства (объема транспортной работы). |
непосредственно с |
||||||||
|
К прямым относятся расходы, |
связанные |
производством одного определенного вида продукции или выпол нением одного вида перевозок, и поэтому при планировании их относят прямо на себестоимость этого вида продукции или перево зок.
120