Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

период. Плановый фонд заработной платы по должностным окла­ дам для указанных периодов находят умножением соответствую­ щей средней заработной платы одного работника в год на средне­ годовой контингент. Среднегодовая заработная плата по должно­ стным окладам устанавливается умножением среднемесячной за­ работной платы (отдельно за время эксплуатации, зимнего и на­ вигационного отстоя) на 12 месяцев.

В фонд заработной платы за время эксплуатации включается 10-процентная надбавка за недостающих членов экипажа, премии (при условии выполнения плана) и процент доплаты, определяе­ мый аналитическим путем (на основании отчетных данных). В фонде заработной платы на время зимнего отстоя учитываются доплаты работникам плавсостава, используемым на судоремонт­ ных и других работах.

Дополнительная заработная плата по должностным окладам планируется в процентах от основной с.учетом доплат и премий. Этот процент также устанавливается аналитически.

Фонд заработной платы береговых работников, занятых на пе­ ревозках, исчисляется исходя из окладов по действующим штат­ ным расписаниям и количества работников по отдельным катего­ риям. Кроме того, планируются премии, выплачиваемые за счет фонда заработной платы, различного рода доплаты, а также до­ полнительная заработная плата.

Плановый фонд заработной платы несписочного состава рас­ считывается в соответствии с намечаемыми работами, которые должны быть выполнены нештатными работниками.

Планирование производительности труда и заработной платы на погрузочно-разгрузочных работах. При определении произво­ дительности труда на погрузочно-разгрузочных работах из обще­ го планового объема исключаются работы, выполненные плавсо­ ставом и привлеченной рабочей силой. Производительность труда на погрузочно-разгрузочных работах находят делением получен­ ного объема работ (в тоннах) на соответствующий среднесписоч­ ный контингент работников.

В среднесписочный контингент входят портовые рабочие (груз­ чики и механизаторы), а также распорядительский и обслужива­ ющий персонал — начальники грузовых участков, инженеры, тех­ ники, работники грузовых складов, плановых отделов, отделов труда и заработной платы и других отделов, занятых планирова­ нием, организацией и учетом погрузочно-разгрузочных работ.

Плановый контингент портовых рабочих (членов комплексных бригад) определяется при помощи вариантной таблицы. В ней указываются варианты работ по родам грузов, отдельным участ­ кам, механизированным установкам. Вариантная таблица состав­ ляется на основе данных о плановых объемах работ и нормах технологических процессов. Технологические процессы указаны в технологических картах, где имеются данные о составах комплек­ сных бригад и плановых нормах выработки по каждому роду гру­ за и варианту работ.

Í17


Выработка в тонно-операциях на человека в смену рассчиты­ вается делением комплексной нормы выработки на количество человек в бригаде (по каждому роду груза, варианту работ). Ко­ личество человеко-смен портовых рабочих находят делением объе­ ма работ в тонно-операциях на выработку в тонно-операциях на человека в смену.

Среднесписочный контингент портовых рабочих

« = —■ kc,

(20)

♦ яв

 

гдеЕч—общее количество человеко-смен, необходимое для выпол­ нения планового объема работ;

Íhb — количество явочных дней (календарный период за выче­ том выходных и праздничных дней);

⅛c — коэффициент списочное™, учитывающий дополнительную потребность в портовых рабочих для замещения работни­ ков, находящихся в очередных отпусках, больных , выпол­ няющих государственные и общественные обязанности.

В среднесписочный контингент должны быть включены также механизаторы, которые не входят в состав комплексных бригад. Сюда относится часть команды плавучих кранов, гидроперегружа­ телей, землесосов. Среднесписочный контингент этих работников планируется исходя из штатных расписаний и . планового периода эксплуатации каждой машины.

Среднесписочный контингент распорядительского и обслужи­ вающего персонала определяется на основании типовых штатных расписаний (для административно-управленческих работников) и по нормам технологического процесса (для производственных ра­ ботников) .

По установлении контингента рассчитывается фонд заработной платы отдельно для портовых рабочих, распорядительского и об­ служивающего персонала, плавсостава и сторонней рабочей силы, привлекаемых для выполнения этих работ.

Фонд заработной платы портовых рабочих планируется исходя из средней заработной платы одного рабочего и среднесписочного контингента. Средняя заработная плата одного рабочего устанав­ ливается на основе анализа отчетных данных.

Фонд заработной платы распорядительского и обслуживающего персонала планируется на основании установленных штатов и должностных окладов, включая премии, доплаты и дополнитель­ ную заработную плату.

Планирование фонда заработной платы плавсостава и сторон­ ней рабочей силы, привлекаемых для перегрузочных работ на не­ больших пристанях и остановочных пунктах, производится исходя из планового объема работ и удельного расхода заработной пла­ ты за тонну груза (удельный расход устанавливается аналитиче­ ским путем по отчетным данным).

118


Г л а в а IX

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗОК

ИПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

§3$. Показатель себестоимости.

Группировка затрат, включаемых в себестоимость

При социалистическом способе производства сохраняются то­ варно-денежные отношения и продолжает действовать закон стои­ мости. Планомерное использование закона стоимости товарноденежных отношений позволяет укреплять хозяйственный расчет, постоянно совершенствовать экономические методы управления, направленные на выявление и использование резервов и повыше­ ние эффективности производства.

Величина стоимости продукции измеряется определенным ко­ личеством общественно необходимого рабочего времени, затрачи­ ваемого на ее производство. Она состоит из:

стоимости израсходованных средств производства, переносимой на вновь изготовленную продукцию;

части вновь созданной стоимости (фонд личного потребления), выступающей в форме индивидуальной заработной платы;

части вновь созданной стоимости (чистый доход общества), направляемой на расширение производства, образование резервов и запасов, содержание государственных органов управления, со­ циальное обеспечение, оборону и другие нужды.

Государственные цены на продукцию есть денежное выраже­ ние стоимости. Себестоимость продукции в социалистическом хо­ зяйстве представляет собой часть стоимости, включающей стои­ мость израсходованных средств производства и часть вновь соз­ данной стоимости, предназначенной для личного потребления и выступающей в форме индивидуальной заработной платы. Таким образом, себестоимость меньше стоимости на величину чистого дохода.

Себестоимость — один из основных экономических показателей,

который выражает затраты предприятий на производство и реали­ зацию продукции.

Величину себестоимости единицы продукции определяют деле­ нием расходов предприятия за определенный период на объем произведенной продукции за это же время. Поскольку цены оста­ ются постоянными в течение ряда лет, снижение себестоимости является по существу важнейшим источником роста прибыли и рентабельности.

Грузоотправители и грузополучатели эффективность перевозок грузов на различных видах транспорта оценивают по тарифам, преобладающую часть которых составляет себестоимость. Умень­ шение себестоимости способствует понижению уровня тарифных ставок и создает условия для расширения сферы обслуживания

119



предприятий и отраслей народного хозяйства речным транспор­ том. Уровень себестоимости зависит от ряда факторов, которые оказывают влияние на величину себестоимости по-разному. На­ пример, увеличение грузооборота и средней дальности перевозок снижает себестоимость перевозок и повышает эффективность ис­ пользования флота. В то же время ухудшение использования фло­ та, повышение удельного веса стояночного времени приводят к непроизводительным затратам и повышению себестоимости. Поэ­ тому себестоимость служит одним из существенных качественных показателей работы флота, портов, промышленных предприятий.

Себестоимость продукции — важнейший критерий оценки эффективности капитальных вложений в развитие речного транспор­ та. Так, сравнительная экономическая оценка исследуемых вариан­ тов строительства портов, причальных сооружений, флота, меха­ низированных линий и других объектов производится сопоставле­ нием в первую очередь себестоимости. Этот показатель использует­ ся и при выборе рациональных схем перевозок,когда при транс­ портировке грузов должны быть обеспечены наименьшие рас­ ходы в народном хозяйстве, поскольку на величину издержек транспорта увеличивается и стоимость перевозимой продукции.

Планомерная работа, направленная на снижение себестоимо­ сти перевозок, создает условия не только для снижения тарифов, по и оптовых, а также розничных цен на товары массового по­ требления. Таким образом, снижение транспортных издержек, с одной стороны, способствует увеличению накопления для расши­ ренного социалистического воспроизводства, а с другой — сниже­ нию цен и повышению материального благосостояния и культур­ ного уровня социалистического общества.

Затраты, включаемые в себестоимость, подразделяются на от­ дельные элементы, группировка которых и их удельный вес зави­ сят от характера производства. Например, в обрабатывающей промышленности наибольший удельный вес в общих затратах за­

нимают

расходы

на сырье,

достигающие 65%. На транспор­

те такие

расходы

отсутствуют,

а наибольшую долю занимают

затраты на топливо, амортизацию, заработную плату, ремонт ос­ новных средств. Эти статьи затрат составляют свыше 80% общей суммы расходов.

Расходы, входящие в себестоимость продукции, группируются

по

нескольким признакам. В зависимости от

способа

включения

в

себестоимость продукции расходы

подразделяются

на

прямые

и

распределяемые,

в

зависимости

от

экономического

содержа­

ния— на основные

и

накладные.

Расходы

условно подразделя­

ются также на зависящие и независящие

от

изменения

объема

производства (объема транспортной работы).

непосредственно с

 

К прямым относятся расходы,

связанные

производством одного определенного вида продукции или выпол­ нением одного вида перевозок, и поэтому при планировании их относят прямо на себестоимость этого вида продукции или перево­ зок.

120