Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Распределяемые расходы связаны с выполнением нескольких видов перевозок или работ и поэтому при исчислении себестои-

'мости вначале распределяются между определенными видами пе­ ревозок или работ. Например, при перевозке грузов в грузовых теплоходах к прямым расходам относятся топливо для флота, за­ работная плата плавсостава, амортизация и другие статьи. На речном транспорте распределяемыми являются расходы по содер­ жанию управления пароходства, связи, общеэксплуатационные, по содержанию портов (пристаней), рейдового и служебно-вспомога­ тельного флота.

Основные расходы отличаются от накладных тем, что они не­ посредственно связаны с процессом производства, в то время как

накладные — с содержанием управленческого аппарата пароходств, заводов, РЭБов, бассейновых управлений пути и т. п.

Деление расходов на зависящие и не зависящие от изменения объема производства или транспортной работы имеет большое значение при разработке мероприятий, направленных на снижение себестоимости. Зависящие расходы в общей сумме возрастают с увеличением объема транспортной работы. На перевозках к ним, например, относятся затраты на топливо, смазку, заработную пла­ ту плавсостава и другие статьи. Общая сумма независящих рас­ ходов при увеличении объема производства до определенного раз­ мера практически остается постоянной. Поэтому при исчислении удельных независящих затрат на единицу продукции расходы в значительной степени уменьшаются и положительно влияют на снижение себестоимости перевозок. К независящим расходам от­ носятся затраты на содержание управлений пароходств, связи и общеэксплуатационные, а также расходы, связанные с содержа­ нием внутренних водных путей.

§ 36. Себестоимость перевозок

На предприятиях речного транспорта принято раздельно опре­ делять себестоимость перевозок и погрузочно-разгрузочных работ. Такое исчисление себестоимости позволяет установить контроль за расходованием средств портами и пароходствами, а также оце­ пить их работу по снижению себестоимости. Следует учесть, что определение себестоимости перевозок на отдельных видах тран­ спорта различно. На речном и автомобильном транспорте в отли­ чие от железнодорожного расходы по содержанию путевого хозяй­ ства на себестоимость не относятся и большая их часть возмеща­ ется из государственного бюджета; незначительная часть расхо­ дов возмещается доходами от платных путевых работ, выполняе­ мых для отдельных предприятий. Это объясняется тем, что внут­ ренние водные пути, как и шоссейные дороги, используются не только предприятиями водного и автомобильного транспорта об­ щего пользования, но и различными промышленными и строитель­ ными предприятиями, леспромхозами, колхозами, общественными и спортивными организациями и т. п.

121


Укрупненные группы эксплуатационных затрат, относимых на себестоимость перевозок, состоят из:

расходов на содержание транспортного, рейдового и служебно­ вспомогательного флота;

расходов на содержание портового хозяйства, связанных с об­ служиванием перевозок и флота (исключая затраты на погрузоч­ но-разгрузочные работы);

общих расходов пароходства (общеэксплуатационные, по со­ держанию управления пароходства и связи).

Наибольший удельный вес в общей сумме расходов, относи­ мых на себестоимость перевозок, занимают затраты по содержа­ нию флота, которые составляют около 88%. Расходы на содержа­ ние портов (пристаней) занимают 8% и общие расходы паро- ходств—4%. Из 88% расходов на содержание флота 82% состав­ ляют затраты на содержание транспортного флота.

Расходы на содержание флота планируются по видам флота: грузо-пассажирскому, самоходному грузовому (наливному и сухо­ грузному), буксирному, несамоходному (сухогрузному и наливно­ му), служебно-вспомогательному, рейдовому.

По каждому виду флота определяются расходы на заработную плату и отчисления па социальное страхование, рацион бесплат­ ного питания, топливо, материалы, износ малоценных и быстроиз­ нашивающихся предметов, текущий ремонт флота, амортизацион­ ные отчисления, зимний отстой судов и прочие расходы. Кроме того, в составе эксплуатационных расходов по флоту в пароходствах Северо-Западного и Центрального бассейнов планируются расходы по внутренней аренде судов для межбассейновых тран­ зитных перевозок.

Наибольший удельный вес в смете затрат на содержание фло­ та занимают расходы на заработную плату и отчисления на со­ циальное страхование (в том числе рацион бесплатного питания), топливо, амортизационные отчисления, текущий ремонт флота. Эти статьи расходов составляют 80—90% всех расходов на содер­ жание флота.

При планировании расходов по заработной плате долж­ но быть обеспечено опережение темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы, что является одним из важнейших источников снижения себестоимости перево­ зок. Расходы по заработной плате определяются исходя из штатов экипажей судов и должностных окладов, а также установленных премий и доплат. Дополнительная заработная плата (оплата оче­ редных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользо­ ванные отпуска, оплата за время выполнения государственных и общественных обязанностей) планируется в определенном процен­ те от общего фонда заработной платы по должностным окладам (примерно 7%). Отчисление на социальное страхование планируется в размере 6,7% от основной и дополнительной зара­ ботной платы. Расход на рацион бесплатного питания

122


определяется в соответствии с численностью команд и нормой рас­ хода на одного человека в месяц.

Расходы по топливу исчисляются исходя из эксплуатаци­ онно-технических норм на 1 л. с.-ч главных двигателей судна, апо вспомогательным двигателям — в определенном проценте от по­ требления топлива главными двигателями. При планировании рас­ ходов по топливу в целом по флоту пароходства чаще всего при­ меняется метод укрупненных транспортных норм расхода (в тон­ нах или килограммах условного топлива на IOOO ткм). Общая сумма денежного расхода на топливо исчисляется умножением количества топлива в натуральном выражении по отдельным его видам на плановые цены (в том числе накладные расходы по его доставке и бункеровке).

Затраты на различного рода материалы (смазочные, обти­ рочные, окрасочные, набивочные, прокладочные, изоляционные и др.) устанавливаются в плане, исходя из норм расхода и прей­ скурантных цен материалов. В стоимость материалов включают­ ся также накладные и заготовительные расходы, которые зависят от заготовительной стоимости, определяемой по оптовым ценам поставщиков. Накладные и заготовительные расходы включают затраты по перевозке, перекачке, хранению и пр.

В связи с тем что расчет затрат материалов, исходя из норм расхода по отдельной номенклатуре, очень трудоемкий, в практике планирования применяется метод по укрупненным показателям. На основе анализа отчетных данных за ряд лет устанавливается норма расхода материалов на единицу .мощности, грузоподъемно­ сти или транспортной продукции с учетом поправок на изменение структуры производственных фондов.

Транспортный, рейдовый и служебно-вспомогательный флот при вводе его в эксплуатацию обеспечивается в соответствии с нормами запасными инструментами, такелажем, противопожарным и спасательным инвентарем, а также инвентарем бытового назна­ чения. В процессе эксплуатации флота часть инвентаря изнаши­ вается и подлежит замене. Расходы на малоценные и быстроизнашивающиеся предметы складываются из 50% стоимости ранее выданных на суда и уже полностью изношенных предметов (за вычетом остаточной стоимости металлолома и ути­ ля) и 50% стоимости вновь поступивших предметов. Первая часть расходов планируется по отчетным данным путем установления

среднегодовой величины износа малоценного инвентаря и предме­

тов в процентах от стоимости судов. Вторая часть расходов опре­

деляется исходя из балансовой стоимости малоценного

инвентаря

и предметов, поступающих с новым флотом, а также

исходя из

среднегодовой потребности в малоценных предметах для отдельных видов флота. В практике планирования пользуются укрупненным методом.расчета, т. е. в определенном проценте от стоимости име­ ющегося на балансе пароходства флота с учетом изменения его структуры в планируемом году.

123


Величина расходов по текущему ремонту зависит от хорошего технического состояния флота, что в свою очередь обе­ спечивается правильной технической эксплуатацией, качественным обслуживанием и своевременным профилактическим ремонтом.

Затраты на текущий ремонт каждого вида флота определяют­ ся на основе единых ремонтных ведомостей, где указываются наи­ менование, объем работ и их стоимость. Иногда применяются укрупненные показатели затрат на единицу мощности силовой установки или 1 т грузоподъемности отдельных видов флота; при составлении плана эти показатели корректируются в соответствии со структурой флота, оптовыми ценами и тарифами.

Кроме текущего ремонта флота, существуют капитальный и средний ремонты судов. Источником финансирования капитально­ го и среднего ремонта являются амортизационные отчисления. Ос­ новные фонды (флот, оборудование, сооружения и др.) участву­ ют в процессе производства в течение продолжительного времени, постепенно изнашиваются и требуют своего возобновления. Посте­ пенное возмещение стоимости изнашиваемых основных фондов и перенесение ее на себестоимость перевозок (изготовляемой продук­ ции) называется амортизацией. Амортизационный фонд состо­ ит из двух частей: одна часть обеспечивает полное возобновление ,(реновацию) основных средств после вывода их из эксплуатации, другая предназначена для производства капитального ремонта в течение всего периода эксплуатации средств труда (частичное во­

зобновление). Ежегодная сумма амортизационных

отчислений

определяется по формуле

 

cn+<⅜ς~c°,

(2∏

t

 

где Cn—первоначальная стоимость основных средств,

руб.;

п — количество капитальных ремонтов;

 

Сг — стоимость Aro капитального ремонта основных средств,

руб-;

Co — остаточная стоимость основных средств, руб.; I — срок службы основных средств, годы.

Расходы на амортизацию планируются исходя из сред­ негодовой стоимости основных фондов (с учетом поступления и выбытия) и дифференцированных норм отчислений. Общая норма амортизационных отчислений включает две указанные выше ча­ сти (реновация и капитальный ремонт):

H = ∕7p + Hk,

(22)

--где Hp — норма отчислений, предназначенных на полное

возобнов­

ление (реновацию);

 

Яр= ʒɪ;

(23)

124


Ha — норма отчислений, предназначенных

на капитальный и

средний ремонт;

 

∑Ω

(24)

Ha = -i≤-∙100.

/С„

 

Суммы амортизации, начисленные на реновацию (за исключе­ нием части, направляемой в фонд развития производства), вносят­ ся в Стройбанк для финансирования капитальных вложений. Суммы, предназначенные для капитального и среднего ремонтов, остаются на расчетных счетах предприятий или на особом счете по капитальному ремонту в Госбанке и используются для целевого финансирования этих видов ремонта. В нормах отчислений, на­ правляемых на финансирование капитального ремонта, предус­ матриваются суммы для покрытия затрат по небольшим модер­ низационным работам, выполняемым при капитальном ремонте. Затраты на проведение модернизационных работ больших объе­ мов, выполняемых независимо от капитального ремонта, представ­ ляют собой новые капитальные вложения.

В межнавигационный период флот внутреннего плавания ста­ новится на зимний отстой в специально отведенные безопасные за­ тоны. Расходы по зимнему отстою флота состоят из затрат на содержание части экипажей судов и прочих затрат.

К основным расходам по зимнему отстою относится заработ­ ная плата членам экипажа, занятым обслуживанием судов, по­ ставленных на межнавигационный отстой, и судов, используемых на разводке и расстановке флота в затонах, на ледокольных рабо­ тах в период весеннего ледохода, на выводе флота из затонов по­ сле зимнего ремонта, оставленным на дежурных судах и наблюда­ ющим за проведением зимнего текущего ремонта. В эту статью включаются также доплаты: плавсоставу, занятому на ремонте судов; капитанам, механикам, шкиперам, руководящим ремонтом судов, осуществляемым силами судовых команд; плавсоставу, на­ правленному в межнавигационный период для работы на предпри­ ятиях речного транспорта. Отчисления на социальное страхование определяются в размере 6,7% от суммы заработной платы плав­ состава, связанного с работой по зимнему отстою судов.

Прочие расходы по зимнему отстою включают: затрать! на ле­ докольные работы; доплаты членам судовых экипажей, вызванные постановкой судов на зимний отстой вне пунктов постоянной их приписки; расходы по охране труда, износу спецодежды; затраты на взрывные работы при весеннем и осеннем ледоходах, а также на очистку и вывоз снега.

Количество работников плавсостава на зимнем отстое опреде­ ляется на основании штатных измерителей, установленных на период отстоя. Плановый фонд заработной платы по зимнему от­ стою исчисляется исходя из контингента плавсостава, остающе­ гося на зимнем отстое, и заработной платы по штатному расписа­ нию (на период зимнего отстоя). Основные расходы по зимнему

125