Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
Распределяемые расходы связаны с выполнением нескольких видов перевозок или работ и поэтому при исчислении себестои-
'мости вначале распределяются между определенными видами пе ревозок или работ. Например, при перевозке грузов в грузовых теплоходах к прямым расходам относятся топливо для флота, за работная плата плавсостава, амортизация и другие статьи. На речном транспорте распределяемыми являются расходы по содер жанию управления пароходства, связи, общеэксплуатационные, по содержанию портов (пристаней), рейдового и служебно-вспомога тельного флота.
Основные расходы отличаются от накладных тем, что они не посредственно связаны с процессом производства, в то время как
накладные — с содержанием управленческого аппарата пароходств, заводов, РЭБов, бассейновых управлений пути и т. п.
Деление расходов на зависящие и не зависящие от изменения объема производства или транспортной работы имеет большое значение при разработке мероприятий, направленных на снижение себестоимости. Зависящие расходы в общей сумме возрастают с увеличением объема транспортной работы. На перевозках к ним, например, относятся затраты на топливо, смазку, заработную пла ту плавсостава и другие статьи. Общая сумма независящих рас ходов при увеличении объема производства до определенного раз мера практически остается постоянной. Поэтому при исчислении удельных независящих затрат на единицу продукции расходы в значительной степени уменьшаются и положительно влияют на снижение себестоимости перевозок. К независящим расходам от носятся затраты на содержание управлений пароходств, связи и общеэксплуатационные, а также расходы, связанные с содержа нием внутренних водных путей.
§ 36. Себестоимость перевозок
На предприятиях речного транспорта принято раздельно опре делять себестоимость перевозок и погрузочно-разгрузочных работ. Такое исчисление себестоимости позволяет установить контроль за расходованием средств портами и пароходствами, а также оце пить их работу по снижению себестоимости. Следует учесть, что определение себестоимости перевозок на отдельных видах тран спорта различно. На речном и автомобильном транспорте в отли чие от железнодорожного расходы по содержанию путевого хозяй ства на себестоимость не относятся и большая их часть возмеща ется из государственного бюджета; незначительная часть расхо дов возмещается доходами от платных путевых работ, выполняе мых для отдельных предприятий. Это объясняется тем, что внут ренние водные пути, как и шоссейные дороги, используются не только предприятиями водного и автомобильного транспорта об щего пользования, но и различными промышленными и строитель ными предприятиями, леспромхозами, колхозами, общественными и спортивными организациями и т. п.
121
Укрупненные группы эксплуатационных затрат, относимых на себестоимость перевозок, состоят из:
расходов на содержание транспортного, рейдового и служебно вспомогательного флота;
расходов на содержание портового хозяйства, связанных с об служиванием перевозок и флота (исключая затраты на погрузоч но-разгрузочные работы);
общих расходов пароходства (общеэксплуатационные, по со держанию управления пароходства и связи).
Наибольший удельный вес в общей сумме расходов, относи мых на себестоимость перевозок, занимают затраты по содержа нию флота, которые составляют около 88%. Расходы на содержа ние портов (пристаней) занимают 8% и общие расходы паро- ходств—4%. Из 88% расходов на содержание флота 82% состав ляют затраты на содержание транспортного флота.
Расходы на содержание флота планируются по видам флота: грузо-пассажирскому, самоходному грузовому (наливному и сухо грузному), буксирному, несамоходному (сухогрузному и наливно му), служебно-вспомогательному, рейдовому.
По каждому виду флота определяются расходы на заработную плату и отчисления па социальное страхование, рацион бесплат ного питания, топливо, материалы, износ малоценных и быстроиз нашивающихся предметов, текущий ремонт флота, амортизацион ные отчисления, зимний отстой судов и прочие расходы. Кроме того, в составе эксплуатационных расходов по флоту в пароходствах Северо-Западного и Центрального бассейнов планируются расходы по внутренней аренде судов для межбассейновых тран зитных перевозок.
Наибольший удельный вес в смете затрат на содержание фло та занимают расходы на заработную плату и отчисления на со циальное страхование (в том числе рацион бесплатного питания), топливо, амортизационные отчисления, текущий ремонт флота. Эти статьи расходов составляют 80—90% всех расходов на содер жание флота.
При планировании расходов по заработной плате долж но быть обеспечено опережение темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы, что является одним из важнейших источников снижения себестоимости перево зок. Расходы по заработной плате определяются исходя из штатов экипажей судов и должностных окладов, а также установленных премий и доплат. Дополнительная заработная плата (оплата оче редных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользо ванные отпуска, оплата за время выполнения государственных и общественных обязанностей) планируется в определенном процен те от общего фонда заработной платы по должностным окладам (примерно 7%). Отчисление на социальное страхование планируется в размере 6,7% от основной и дополнительной зара ботной платы. Расход на рацион бесплатного питания
122
определяется в соответствии с численностью команд и нормой рас хода на одного человека в месяц.
Расходы по топливу исчисляются исходя из эксплуатаци онно-технических норм на 1 л. с.-ч главных двигателей судна, апо вспомогательным двигателям — в определенном проценте от по требления топлива главными двигателями. При планировании рас ходов по топливу в целом по флоту пароходства чаще всего при меняется метод укрупненных транспортных норм расхода (в тон нах или килограммах условного топлива на IOOO ткм). Общая сумма денежного расхода на топливо исчисляется умножением количества топлива в натуральном выражении по отдельным его видам на плановые цены (в том числе накладные расходы по его доставке и бункеровке).
Затраты на различного рода материалы (смазочные, обти рочные, окрасочные, набивочные, прокладочные, изоляционные и др.) устанавливаются в плане, исходя из норм расхода и прей скурантных цен материалов. В стоимость материалов включают ся также накладные и заготовительные расходы, которые зависят от заготовительной стоимости, определяемой по оптовым ценам поставщиков. Накладные и заготовительные расходы включают затраты по перевозке, перекачке, хранению и пр.
В связи с тем что расчет затрат материалов, исходя из норм расхода по отдельной номенклатуре, очень трудоемкий, в практике планирования применяется метод по укрупненным показателям. На основе анализа отчетных данных за ряд лет устанавливается норма расхода материалов на единицу .мощности, грузоподъемно сти или транспортной продукции с учетом поправок на изменение структуры производственных фондов.
Транспортный, рейдовый и служебно-вспомогательный флот при вводе его в эксплуатацию обеспечивается в соответствии с нормами запасными инструментами, такелажем, противопожарным и спасательным инвентарем, а также инвентарем бытового назна чения. В процессе эксплуатации флота часть инвентаря изнаши вается и подлежит замене. Расходы на малоценные и быстроизнашивающиеся предметы складываются из 50% стоимости ранее выданных на суда и уже полностью изношенных предметов (за вычетом остаточной стоимости металлолома и ути ля) и 50% стоимости вновь поступивших предметов. Первая часть расходов планируется по отчетным данным путем установления
среднегодовой величины износа малоценного инвентаря и предме |
|
тов в процентах от стоимости судов. Вторая часть расходов опре |
|
деляется исходя из балансовой стоимости малоценного |
инвентаря |
и предметов, поступающих с новым флотом, а также |
исходя из |
среднегодовой потребности в малоценных предметах для отдельных видов флота. В практике планирования пользуются укрупненным методом.расчета, т. е. в определенном проценте от стоимости име ющегося на балансе пароходства флота с учетом изменения его структуры в планируемом году.
123
Величина расходов по текущему ремонту зависит от хорошего технического состояния флота, что в свою очередь обе спечивается правильной технической эксплуатацией, качественным обслуживанием и своевременным профилактическим ремонтом.
Затраты на текущий ремонт каждого вида флота определяют ся на основе единых ремонтных ведомостей, где указываются наи менование, объем работ и их стоимость. Иногда применяются укрупненные показатели затрат на единицу мощности силовой установки или 1 т грузоподъемности отдельных видов флота; при составлении плана эти показатели корректируются в соответствии со структурой флота, оптовыми ценами и тарифами.
Кроме текущего ремонта флота, существуют капитальный и средний ремонты судов. Источником финансирования капитально го и среднего ремонта являются амортизационные отчисления. Ос новные фонды (флот, оборудование, сооружения и др.) участву ют в процессе производства в течение продолжительного времени, постепенно изнашиваются и требуют своего возобновления. Посте пенное возмещение стоимости изнашиваемых основных фондов и перенесение ее на себестоимость перевозок (изготовляемой продук ции) называется амортизацией. Амортизационный фонд состо ит из двух частей: одна часть обеспечивает полное возобновление ,(реновацию) основных средств после вывода их из эксплуатации, другая предназначена для производства капитального ремонта в течение всего периода эксплуатации средств труда (частичное во
зобновление). Ежегодная сумма амортизационных |
отчислений |
определяется по формуле |
|
cn+<⅜ς~c°, |
(2∏ |
t |
|
где Cn—первоначальная стоимость основных средств, |
руб.; |
п — количество капитальных ремонтов; |
|
Сг — стоимость Aro капитального ремонта основных средств,
руб-;
Co — остаточная стоимость основных средств, руб.; I — срок службы основных средств, годы.
Расходы на амортизацию планируются исходя из сред негодовой стоимости основных фондов (с учетом поступления и выбытия) и дифференцированных норм отчислений. Общая норма амортизационных отчислений включает две указанные выше ча сти (реновация и капитальный ремонт):
H = ∕7p + Hk, |
(22) |
--где Hp — норма отчислений, предназначенных на полное |
возобнов |
ление (реновацию); |
|
Яр= ʒɪ; |
(23) |
124
Ha — норма отчислений, предназначенных |
на капитальный и |
средний ремонт; |
|
∑Ω |
(24) |
Ha = -i≤-∙100. |
|
/С„ |
|
Суммы амортизации, начисленные на реновацию (за исключе нием части, направляемой в фонд развития производства), вносят ся в Стройбанк для финансирования капитальных вложений. Суммы, предназначенные для капитального и среднего ремонтов, остаются на расчетных счетах предприятий или на особом счете по капитальному ремонту в Госбанке и используются для целевого финансирования этих видов ремонта. В нормах отчислений, на правляемых на финансирование капитального ремонта, предус матриваются суммы для покрытия затрат по небольшим модер низационным работам, выполняемым при капитальном ремонте. Затраты на проведение модернизационных работ больших объе мов, выполняемых независимо от капитального ремонта, представ ляют собой новые капитальные вложения.
В межнавигационный период флот внутреннего плавания ста новится на зимний отстой в специально отведенные безопасные за тоны. Расходы по зимнему отстою флота состоят из затрат на содержание части экипажей судов и прочих затрат.
К основным расходам по зимнему отстою относится заработ ная плата членам экипажа, занятым обслуживанием судов, по ставленных на межнавигационный отстой, и судов, используемых на разводке и расстановке флота в затонах, на ледокольных рабо тах в период весеннего ледохода, на выводе флота из затонов по сле зимнего ремонта, оставленным на дежурных судах и наблюда ющим за проведением зимнего текущего ремонта. В эту статью включаются также доплаты: плавсоставу, занятому на ремонте судов; капитанам, механикам, шкиперам, руководящим ремонтом судов, осуществляемым силами судовых команд; плавсоставу, на правленному в межнавигационный период для работы на предпри ятиях речного транспорта. Отчисления на социальное страхование определяются в размере 6,7% от суммы заработной платы плав состава, связанного с работой по зимнему отстою судов.
Прочие расходы по зимнему отстою включают: затрать! на ле докольные работы; доплаты членам судовых экипажей, вызванные постановкой судов на зимний отстой вне пунктов постоянной их приписки; расходы по охране труда, износу спецодежды; затраты на взрывные работы при весеннем и осеннем ледоходах, а также на очистку и вывоз снега.
Количество работников плавсостава на зимнем отстое опреде ляется на основании штатных измерителей, установленных на период отстоя. Плановый фонд заработной платы по зимнему от стою исчисляется исходя из контингента плавсостава, остающе гося на зимнем отстое, и заработной платы по штатному расписа нию (на период зимнего отстоя). Основные расходы по зимнему
125