Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
отстою рассчитываются при помощи разработанных укрупненных нормативов денежных затрат на обслуживание 1 пог. м судов. Эти нормативы устанавливают на основе анализа отчетных данных за ряд лет и планируемой структуры флота на зимнем отстое.
Прочие расходы по флоту включают следующие статьи: затраты по осмотру судов Регистром, содержанию радиоустановок на судах, приемке нового флота и содержанию судов в чистоте, охране труда и технике безопасности, приобретению книг, заготов ке бланков судовой отчетности, проездные и суточные работникам плавсостава для проезда к месту стоянок флота, почтово-телеграф ные, телефонные и другие расходы.
Планирование прочих расходов осуществляется по нормам на 1000 ткм, устанавливаемым на основе изучения отчетных данных за ряд лет с учетом поправок, вызванных изменением структуры флота, контингента и объемов работ.
Расходы по аренде флота для местных перевозок определяют
ся исходя из затрат времени флота |
на перевозки |
в сила-тонна |
же-сутках и из плановой себестоимости их содержания. |
||
Расходы на содержание портов |
(пристаней) |
подразделяются |
на административно-управленческие и производственные. |
||
Административно-управленческие |
расходы состоят из затрат |
по содержанию административно-управленческого персонала пор та, а также командировочных, канцелярских, почтово-телеграфных, типографских, телефонных и других расходов. Административно управленческие расходы планируются по следующим статьям: за работная плата, отчисление на социальное страхование, топливо, электроэнергия, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, амортизация, текущий ремонт зданий и инвентаря, расходы по командировкам и прочие.
К производственным расходам относятся затраты по оплате труда производственного и прочего берегового персонала порта, содержанию производственных здании и сооружений, а также расходы на содержание рейдов, вокзалов, павильонов и дебарка деров. Производственные расходы планируются по статьям: зара ботная плата, отчисления на социальное страхование, топливо и электроэнергия, материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, текущий ремонт стоечного флота, текущий ремонт ос новных береговых фондов, зимний отстой стоечных судов, амор тизация, прочие расходы.
Если часть расходов по перевозкам можно назвать зависящи
ми от объема грузооборота, |
то расходы |
по содержанию |
портов |
|
относятся к не зависящим |
расходам от |
грузооборота. |
Поэтому |
|
при планировании этих расходов применяют аналитический |
ме |
|||
тод, основанный на использовании отчетных данных за |
ряд |
лет |
с учетом мероприятий, направленных на сокращение администра тивно-управленческих и других расходов.
Общие расходы пароходств подразделяются на три подгруппы: расходы на содержание управления пароходства, связи и обще эксплуатационные.
126
В расходы на содержание управления пароход ства входят затраты на заработную плату работников управле ния пароходства, отчисления на социальное страхование и теку щий ремонт помещений и инвентаря, амортизационные отчисления со стоимости основных фондов управления пароходства, расходы по командировкам, легковому автомобильному транспорту, канце лярские, почтово-телеграфные, телефонные и др. Наибольший удельный вес в общей сумме этих расходов составляет заработ ная плата работников управления. Контингент и заработная пла та персонала управления пароходства планируются по штатным расписаниям. Остальные расходы рассчитываются по укрупненным нормативам и специальным сметам.
Расходы по содержанию связи подразделяются на затраты по содержанию аппарата управления бассейновых контор связи и радионавигации и затрат по содержанию средств связи (линейных и стационарных сооружений, аппаратуры и оборудова ния). К производственным расходам связи относятся: заработная плата основная и дополнительная с отчислениями на социальное страхование; затраты на топливо и электроэнергию; затраты на материалы, износ малоценного и быстроизнашивающегося инвен таря, текущий ремонт средств связи; амортизация основных фон дов и пр. Расходы на содержание связи включаются в себестои мость перевозок, за исключением доли затрат, приходящейся на услуги, которые оказывает связь предприятиям, обеспечивающим перевозки.
Общеэксплуатационные расходы планируются по следующим статьям затрат: подготовка кадров; содержание учеб но-курсовых пунктов; заработная плата учеников и содержание практикантов; медико-санитарные мероприятия; паспортизация и инвентаризация; экономические изыскания и опытно-эксперимен тальные работы; оплата счетно-вычислительных работ, выполняе мых фабрикой механизированного счета; расходы по содержанию помещений красных уголков, столовых и др. Общеэксплуатацион ные расходы, как и затраты на содержание портов, связи, управ ления пароходства, можно отнести к не зависящим от размера грузооборота. Поэтому при их планировании используются дан ные анализа за ряд лет, а также учитываются мероприятия по под готовке кадров и объемы намеченных научно-исследовательских и других работ.
Кроме всех вышеуказанных расходов, на себестоимость пере возок относятся затраты по содержанию аппарата производствен ного подразделения, осуществляющего техническое и хозяйствен ное обслуживание судов (цехов, отделов, участков), ремонтно эксплуатационных баз и заводов.
Ниже приводится примерный план эксплуатационных расходов по пароходству (в тыс. руб.). В плане дана общая сумма расхо дов по содержанию транспортного флота, полученная суммирова нием затрат по всем видам транспортного флота: по пассажир скому флоту, самоходному сухогрузному и наливному, буксирно-
127
му, несамоходному сухогрузному и наливному. По этим видам флота по каждой статье затрат расходы планируются указанными выше методами (см. стр. 121 —127).
ПЛАН
эксплуатационных расходов по пароходству по статьям затрат
Показатели
А
№ строки________ _____ ______ |
Транспортный флот |
Рейдовый |
Служебно-вспомогательный |
Связь |
Управление пароходства |
Общеэксплуатационные |
По содержанию портов и цехов технической эксплуа тации, РЭБов и заводов |
Всего расходов |
| |
J |
2 |
3 |
|
5 |
6 |
7 |
8 |
IS |
1 |
4 |
Заработная |
плата . |
- |
1 |
6560,0 |
590,5 |
222,5 |
478,0 |
260,1 |
325,0 |
1866,9 |
10303,0 |
|||||
Отчисление |
на |
соци |
|
439,7 |
39,5 |
14,8 |
32,2 |
17,5 |
29,0 |
125,3 |
691,0 |
|||||
альное страхование . . 2 |
||||||||||||||||
Рацион |
бесплатного |
3 |
728,2 |
26,5 |
3,3 |
— |
— |
— |
— |
758,0 |
||||||
питания |
............................. |
электроэнер |
||||||||||||||
Топливо, |
4 |
5369.9 |
260,3 |
57,8 |
12,8 |
— |
— |
160,2 |
5 861,0 |
|||||||
гия ....................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Материалы.................... |
|
|
|
и |
5 |
955,2 |
61,8 |
21,0 |
15,0 |
— |
— |
32,0 |
1 085,0 |
|||
Износ |
малоценных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
быстроизнашивающихся |
|
6 |
447,3 |
37,1 |
11,6 |
10,0 |
|
__ |
43,0 |
549,0 |
||||||
предметов......................... |
|
|
|
. |
— |
|||||||||||
Ремонт |
флота . . |
7 |
2184,7 |
110,3 |
55,0 |
|
|
100,0 |
2 450,0 |
|||||||
Текущий |
ремонт |
бере |
8 |
— |
— |
— |
58.7 |
— |
— |
287,3 |
337,0 |
|||||
гового |
хозяйства . . |
|
||||||||||||||
Зимний |
отстой |
судов |
9 |
1010,9 |
57,7 |
33,4 |
— |
— |
— |
— |
1 102,0 |
|||||
В том числе заработ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ная плата с отчислени |
10 |
863,1 |
50,2 |
29,7 |
— |
— |
— |
— |
943,0 |
|||||||
ями |
................................... |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Амортизация |
|
.... 11 |
8345,0 |
292,0 |
173,0 |
221,0 |
82,0 |
— |
615,0 |
9 646,0 |
||||||
Прочие расходы . |
. |
12 |
2556,1 |
23,4 |
28,5 |
49,3 |
760,0 |
449,7 |
3 949,0 |
|||||||
В |
том числе |
расходы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
по временному |
|
отстою |
13 |
839,0 |
- |
— |
— |
— |
— |
— |
839,0 |
|||||
флота |
............................. |
|
|
|
|
|
||||||||||
Итого |
расходов . |
. |
14 |
28597,0 1499,1 |
620,9 |
877,0 |
359,0 1107,0 |
3670,4 |
36731,0 |
|||||||
Аренда флота у дру |
|
6036,0 |
— |
|
|
|
— |
— |
6 036,0 |
|||||||
гих пароходств МРФ . 15 |
|
|
|
|||||||||||||
Всего расходов . . 16 |
34633,0 1499,1 |
620,9 |
877,0 |
359,0 |
1107,0 |
3670,4 42 767,0 |
||||||||||
Из общей суммы экс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
плуатационных |
расходов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
относятся |
на: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
а) |
флот, |
сданный |
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
аренду |
другим |
пароход- |
17 |
3825,0 |
|
|
|
|
|
|
3 825,0 |
|||||
ствам |
.............................. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
128
|
|
|
|
строки№ |
Транспортныйфлот |
Рейдовый |
Служебно-вспомогательный |
Связь |
Управлениепароходства |
|
|
Показатели |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
J |
J |
|
|
|
|
|
А |
|
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б) погрузочно-разгру |
— |
158,0 |
— |
101,0 |
39,0 |
||||
зочные |
работы |
.... 18 |
|||||||
в) подсобно-вспомога |
|
|
|
39,0 |
10,0 |
||||
тельные |
производства . 19 |
|
|
|
|||||
г) |
платные |
услуги, |
|
|
|
|
|
||
возмещенные |
доходными |
976,0 |
310,0 |
40,0 |
120,0 |
|
|||
поступлениями |
.... 20 |
|
|||||||
д) |
прочие |
.................... |
21 |
— |
— |
— |
169,0 |
52,0 |
|
Итого......................... |
|
22 |
4801,0 |
468,0 |
40,0 |
429,0 |
101,0 |
||
Всего расходов, от |
|
|
|
|
|
||||
носимых на |
перевозки и |
|
|
|
|
|
|||
сдачу |
флота |
в |
аренду |
|
|
|
|
|
|
сторонним |
организаци |
|
|
|
|
|
|||
ям |
(строка |
|
16 минус |
29832,0 1031,1 |
580,9 448,0 |
258,6 |
|||
строка |
22) |
.................... |
23 |
Продолжение
Общеэксплуатационные |
По содержанию портов и цехов технической эксплуа тации, РЭБов и заводов |
Всего расходов |
б |
7 |
8 |
89,0 618,0 1 005,0
35,0 118,0 202,0
_ 1010,0 2456,0
4,0 — 225,0
128,0 1746,0 7 713,0
979,0 1924,4 35054,0
К расходам по содержанию транспортного флота прибавляют ся затраты по флоту, принимаемому в аренду от смежных пароходств. Эта сумма (строка 15), в примерном плане составляю щая 6036 тыс. руб., устанавливается исходя из себестоимости содержания принимаемого в аренду флота и затраченного време ни флота в сила-сутках или тоннаже-сутках.
После определения плановых расходов переходят к калькуля ции себестоимости речных перевозок. Для правильного определе ния себестоимости перевозок из общей сметы эксплуатационных расходов по содержанию флота, портов (пристаней), производст венного подразделения, осуществляющего техническое и хозяйст венное обслуживание судов, ремонтно-эксплуатационных баз и заводов, расходов по связи, управлению пароходств и общеэксплу атационных расходов исключается часть расходов, связанных с обслуживанием других видов деятельности пароходства, а также выполнением платных работ и оказанием услуг. Наибольший удельный вес в исключаемых расходах составляют затраты по
9 Экономика речного транспорта |
129 |