Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

отстою рассчитываются при помощи разработанных укрупненных нормативов денежных затрат на обслуживание 1 пог. м судов. Эти нормативы устанавливают на основе анализа отчетных данных за ряд лет и планируемой структуры флота на зимнем отстое.

Прочие расходы по флоту включают следующие статьи: затраты по осмотру судов Регистром, содержанию радиоустановок на судах, приемке нового флота и содержанию судов в чистоте, охране труда и технике безопасности, приобретению книг, заготов­ ке бланков судовой отчетности, проездные и суточные работникам плавсостава для проезда к месту стоянок флота, почтово-телеграф­ ные, телефонные и другие расходы.

Планирование прочих расходов осуществляется по нормам на 1000 ткм, устанавливаемым на основе изучения отчетных данных за ряд лет с учетом поправок, вызванных изменением структуры флота, контингента и объемов работ.

Расходы по аренде флота для местных перевозок определяют­

ся исходя из затрат времени флота

на перевозки

в сила-тонна­

же-сутках и из плановой себестоимости их содержания.

Расходы на содержание портов

(пристаней)

подразделяются

на административно-управленческие и производственные.

Административно-управленческие

расходы состоят из затрат

по содержанию административно-управленческого персонала пор­ та, а также командировочных, канцелярских, почтово-телеграфных, типографских, телефонных и других расходов. Административно­ управленческие расходы планируются по следующим статьям: за­ работная плата, отчисление на социальное страхование, топливо, электроэнергия, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, амортизация, текущий ремонт зданий и инвентаря, расходы по командировкам и прочие.

К производственным расходам относятся затраты по оплате труда производственного и прочего берегового персонала порта, содержанию производственных здании и сооружений, а также расходы на содержание рейдов, вокзалов, павильонов и дебарка­ деров. Производственные расходы планируются по статьям: зара­ ботная плата, отчисления на социальное страхование, топливо и электроэнергия, материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, текущий ремонт стоечного флота, текущий ремонт ос­ новных береговых фондов, зимний отстой стоечных судов, амор­ тизация, прочие расходы.

Если часть расходов по перевозкам можно назвать зависящи­

ми от объема грузооборота,

то расходы

по содержанию

портов

относятся к не зависящим

расходам от

грузооборота.

Поэтому

при планировании этих расходов применяют аналитический

ме­

тод, основанный на использовании отчетных данных за

ряд

лет

с учетом мероприятий, направленных на сокращение администра­ тивно-управленческих и других расходов.

Общие расходы пароходств подразделяются на три подгруппы: расходы на содержание управления пароходства, связи и обще­ эксплуатационные.

126


В расходы на содержание управления пароход­ ства входят затраты на заработную плату работников управле­ ния пароходства, отчисления на социальное страхование и теку­ щий ремонт помещений и инвентаря, амортизационные отчисления со стоимости основных фондов управления пароходства, расходы по командировкам, легковому автомобильному транспорту, канце­ лярские, почтово-телеграфные, телефонные и др. Наибольший удельный вес в общей сумме этих расходов составляет заработ­ ная плата работников управления. Контингент и заработная пла­ та персонала управления пароходства планируются по штатным расписаниям. Остальные расходы рассчитываются по укрупненным нормативам и специальным сметам.

Расходы по содержанию связи подразделяются на затраты по содержанию аппарата управления бассейновых контор связи и радионавигации и затрат по содержанию средств связи (линейных и стационарных сооружений, аппаратуры и оборудова­ ния). К производственным расходам связи относятся: заработная плата основная и дополнительная с отчислениями на социальное страхование; затраты на топливо и электроэнергию; затраты на материалы, износ малоценного и быстроизнашивающегося инвен­ таря, текущий ремонт средств связи; амортизация основных фон­ дов и пр. Расходы на содержание связи включаются в себестои­ мость перевозок, за исключением доли затрат, приходящейся на услуги, которые оказывает связь предприятиям, обеспечивающим перевозки.

Общеэксплуатационные расходы планируются по следующим статьям затрат: подготовка кадров; содержание учеб­ но-курсовых пунктов; заработная плата учеников и содержание практикантов; медико-санитарные мероприятия; паспортизация и инвентаризация; экономические изыскания и опытно-эксперимен­ тальные работы; оплата счетно-вычислительных работ, выполняе­ мых фабрикой механизированного счета; расходы по содержанию помещений красных уголков, столовых и др. Общеэксплуатацион­ ные расходы, как и затраты на содержание портов, связи, управ­ ления пароходства, можно отнести к не зависящим от размера грузооборота. Поэтому при их планировании используются дан­ ные анализа за ряд лет, а также учитываются мероприятия по под­ готовке кадров и объемы намеченных научно-исследовательских и других работ.

Кроме всех вышеуказанных расходов, на себестоимость пере­ возок относятся затраты по содержанию аппарата производствен­ ного подразделения, осуществляющего техническое и хозяйствен­ ное обслуживание судов (цехов, отделов, участков), ремонтно­ эксплуатационных баз и заводов.

Ниже приводится примерный план эксплуатационных расходов по пароходству (в тыс. руб.). В плане дана общая сумма расхо­ дов по содержанию транспортного флота, полученная суммирова­ нием затрат по всем видам транспортного флота: по пассажир­ скому флоту, самоходному сухогрузному и наливному, буксирно-

127


му, несамоходному сухогрузному и наливному. По этим видам флота по каждой статье затрат расходы планируются указанными выше методами (см. стр. 121 —127).

ПЛАН

эксплуатационных расходов по пароходству по статьям затрат

Показатели

А

№ строки________ _____ ______

Транспортный флот

Рейдовый

Служебно-вспомогательный

Связь

Управление пароходства

Общеэксплуатационные

По содержанию портов и цехов технической эксплуа­ тации, РЭБов и заводов

Всего расходов

|

J

2

3

 

5

6

7

8

IS

1

4

Заработная

плата .

-

1

6560,0

590,5

222,5

478,0

260,1

325,0

1866,9

10303,0

Отчисление

на

соци­

 

439,7

39,5

14,8

32,2

17,5

29,0

125,3

691,0

альное страхование . . 2

Рацион

бесплатного

3

728,2

26,5

3,3

758,0

питания

.............................

электроэнер­

Топливо,

4

5369.9

260,3

57,8

12,8

160,2

5 861,0

гия .......................................

 

 

 

 

 

 

 

Материалы....................

 

 

 

и

5

955,2

61,8

21,0

15,0

32,0

1 085,0

Износ

малоценных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

быстроизнашивающихся

 

6

447,3

37,1

11,6

10,0

 

__

43,0

549,0

предметов.........................

 

 

 

.

Ремонт

флота . .

7

2184,7

110,3

55,0

 

 

100,0

2 450,0

Текущий

ремонт

бере­

8

58.7

287,3

337,0

гового

хозяйства . .

 

Зимний

отстой

судов

9

1010,9

57,7

33,4

1 102,0

В том числе заработ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ная плата с отчислени­

10

863,1

50,2

29,7

943,0

ями

...................................

 

 

 

 

 

 

Амортизация

 

.... 11

8345,0

292,0

173,0

221,0

82,0

615,0

9 646,0

Прочие расходы .

.

12

2556,1

23,4

28,5

49,3

760,0

449,7

3 949,0

В

том числе

расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по временному

 

отстою

13

839,0

-

839,0

флота

.............................

 

 

 

 

 

Итого

расходов .

.

14

28597,0 1499,1

620,9

877,0

359,0 1107,0

3670,4

36731,0

Аренда флота у дру­

 

6036,0

 

 

 

6 036,0

гих пароходств МРФ . 15

 

 

 

Всего расходов . . 16

34633,0 1499,1

620,9

877,0

359,0

1107,0

3670,4 42 767,0

Из общей суммы экс­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

плуатационных

расходов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

относятся

на:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а)

флот,

сданный

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аренду

другим

пароход-

17

3825,0

 

 

 

 

 

 

3 825,0

ствам

..............................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

128


 

 

 

 

строки№

Транспортныйфлот

Рейдовый

Служебно-вспомогательный

Связь

Управлениепароходства

 

 

Показатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

J

J

 

 

 

 

 

А

 

Б

1

2

3

4

5

б) погрузочно-разгру­

158,0

101,0

39,0

зочные

работы

.... 18

в) подсобно-вспомога­

 

 

 

39,0

10,0

тельные

производства . 19

 

 

 

г)

платные

услуги,

 

 

 

 

 

возмещенные

доходными

976,0

310,0

40,0

120,0

 

поступлениями

.... 20

 

д)

прочие

....................

21

169,0

52,0

Итого.........................

 

22

4801,0

468,0

40,0

429,0

101,0

Всего расходов, от­

 

 

 

 

 

носимых на

перевозки и

 

 

 

 

 

сдачу

флота

в

аренду

 

 

 

 

 

сторонним

организаци­

 

 

 

 

 

ям

(строка

 

16 минус

29832,0 1031,1

580,9 448,0

258,6

строка

22)

....................

23

Продолжение

Общеэксплуатационные

По содержанию портов и цехов технической эксплуа­ тации, РЭБов и заводов

Всего расходов

б

7

8

89,0 618,0 1 005,0

35,0 118,0 202,0

_ 1010,0 2456,0

4,0 225,0

128,0 1746,0 7 713,0

979,0 1924,4 35054,0

К расходам по содержанию транспортного флота прибавляют­ ся затраты по флоту, принимаемому в аренду от смежных пароходств. Эта сумма (строка 15), в примерном плане составляю­ щая 6036 тыс. руб., устанавливается исходя из себестоимости содержания принимаемого в аренду флота и затраченного време­ ни флота в сила-сутках или тоннаже-сутках.

После определения плановых расходов переходят к калькуля­ ции себестоимости речных перевозок. Для правильного определе­ ния себестоимости перевозок из общей сметы эксплуатационных расходов по содержанию флота, портов (пристаней), производст­ венного подразделения, осуществляющего техническое и хозяйст­ венное обслуживание судов, ремонтно-эксплуатационных баз и заводов, расходов по связи, управлению пароходств и общеэксплу­ атационных расходов исключается часть расходов, связанных с обслуживанием других видов деятельности пароходства, а также выполнением платных работ и оказанием услуг. Наибольший удельный вес в исключаемых расходах составляют затраты по

9 Экономика речного транспорта

129