Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

флоту, сданному в аренду другим пароходствам и не участвующе­ му в перевозках данного пароходства. Размер указанных расходов определяется по видам флота исходя из плановой себестоимости содержания флота и планового количества сила-суток или тонна- же-суток нахождения в аренде. В плане эксплуатационных расхо­ дов (см. строку 17) эти затраты равны 3825 тыс. руб. Кроме того, из общей сметы эксплуатационных расходов исключаются затра­ ты на выполнение платных работ и услуг: доля расходов по со­ держанию пассажирских и грузо-пассажирских судов, связанных с использованием душевых, помещений под рестораны и буфеты, кают для работников, сопровождающих почту. Эти расходы исключаются в сумме доходных поступлений. Расходы по постель­ ным принадлежностям исключаются в размере 25% от суммы сборов. Расходы на электроэнергию, потребляемую судовыми ре­ сторанами на производственные нужды, оплаченные пароходству организациями УРСа по тарифам, исключаются из эксплуатацион­ ных расходов в сумме доходных поступлений.

Из расходов по содержанию транспортного флота исключают затраты по судам, используемым на платных рейдовых, маневро­ вых и других работах. Размер исключаемых затрат устанавлива­ ется исходя из себестоимости содержания и количества сила-тон- наже-суток, затраченных на этих работах. В приведенном плане общая сумма исключаемых расходов, связанных с выполнением платных работ и оказанием услуг, составляет 976 тыс. руб. (стро­ ка 20).

Оставшаяся после указанного исключения сумма прямых рас­ ходов по содержанию транспортного флота (29 832 тыс. руб. по строке 23) распределяется на отдельные виды перевозок и сдачу судов в аренду сторонним организациям пропорционально затра­ чиваемым сила-суткам и тоннаже-суткам.

Ниже (см. стр. 131—132) приведены результаты расчета се­ бестоимости перевозок и распределение суммы прямых расходов по содержанию транспортного флота между отдельными видами перевозок.

Для правильного распределения суммы прямых расходов пред­ варительно устанавливается по отдельным видам флота размер расходов, приходящихся на 1 тоннаже-сутки грузовых самоходных и несамоходных судов, 1 сила-сутки буксирных судов и 1 приве­ денные тоннаже-сутки грузо-пассажирских судов. Расходы по содержанию грузо-пассажирского флота делятся между перевоз­ ками пассажиров и грузов пропорционально приведенным тонна­ же-суткам (одно пассажиро-место-сутки приравнивается к одним

тоннаже-суткам). Расходы по содержанию

самоходных грузовых

и несамоходных (сухогрузных и наливных)

судов распределяются

между перевозками в этих судах и сдачей флота в аренду сто­ ронним организациям пропорционально затрачиваемым тоннажесуткам. Расходы по содержанию буксирного флота делятся между перевозками сухогрузов и нефтегрузов, перевозимых в несамоход­ ных судах, а также буксировкой плотов и сдачей флота в аренду

130


•иол ‘млі oí и

KM-DOBU OI ЧІЭОКЙОІЭЭўЭЭ

клх ,Diqχ и KM-DDBU 'DISl lOfllDahHirOJI

θuəɔa

>>

CU

«J

3 H

JS

Bf

©

X

и

«в Q-

Расчет себестоимости перевозок

10L'φ

уічнчігахвюкоиэа ‘аічнноипвх -вАгиояєзїпдо ‘uaiovoxodeu BHHaifseduA ‘иєвао ‘(ңанвхэ -иди) QOidou OiHHBMcdaliOO ou

АіОІГф OU OJOlH

Аюігф ХиовогиэсІ ou

Aιoιrφ ÁKOHidouDHedx ou

•онх ;яохАз-ая<вннох И M0XÁD-BITHDj08XDahHíf0}I

«

е- O

=í s

CQ

о

«

о

CQ

о

CU

Ф

X

S

CM ɔ CM ю tʌ о

Tf" OO -* со

оО'

оо

оо

CM Tf

со

00

со ю

о г-

Ю CM Tf

c4 ®

о" со"

τf со

ю

OJ OO

со" см"

Tf Tf

о CM

Tf

О) 00

со" см*

Tf Tf

о CM

Tf

C О

Tf

ь-"

 

 

оо

 

co

 

 

’S

 

 

S

 

 

X

 

 

CJ

 

 

CU

 

 

S

 

 

 

 

га

 

 

CJ

 

 

CJ

 

 

га

 

 

к

 

 

о

 

 

га

 

 

>>

 

 

CU

 

 

 

Cu

 

 

S

 

 

£

 

 

га

 

 

CJ

 

 

CJ

 

 

га

 

 

S

 

 

о

 

 

га

 

 

>>

 

3

Q-

 

u

 

CU •

га

X

S

га

*

 

et

га

га

CJ

га

о

CJ

CU≥^>

 

га

X

C

i→ S

S

CJ

о

о

о

см"

о

о

о

о

 

о

OO

QO

СО

СО

«о

OO

Tf

 

со

 

Г"-

 

O

 

CM

 

со

о о

см"

b∙"t√

со

СО CJ

Tf

СО CM

CM

 

τf

ю со

 

θ"b-"

оо—∙ QO

CM

О T-I

00

Tf Ol

CM со

τ-"t√

о ∞

О

•ф* CM

оО Ф

 

см" о"

 

 

 

со

 

СО СО

 

 

 

Tf

 

<х> о

 

 

 

IQ

 

VDCM

 

 

 

ь-

 

Tf

 

 

 

га

 

 

о

 

’S

 

 

 

 

о

 

>>

 

 

X

 

 

 

 

 

я

 

Q-

 

 

 

 

га .

 

U-

 

 

ω

 

 

 

 

 

s

 

O

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

га

 

>>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

О

 

 

 

 

 

’S

 

 

га

 

’S

 

 

 

я

 

 

3

 

’S

 

3

 

л

 

3 с

 

я

 

 

S X

 

Ef

 

о

 

CU

о

 

о

 

X

 

га

 

X

 

 

s S ’S

 

о

 

CJ

га

о

 

3

 

S CJ

га

S

 

га

_

>-i

о

га

га

 

из

ад

>>

О

 

 

я

 

 

Cu

 

 

 

 

 

U-

 

 

X

 

 

 

га

3

 

о

 

 

 

 

 

о я

я

 

 

 

 

X

 

 

X '

'

е(

 

о

 

 

о

 

о

 

S =S

 

S

 

X

 

га

о

 

га

X

о

 

 

 

и

U-

 

CJ

га

S

 

K

 

 

t(

га

 

 

H

 

 

 

CJ

 

 

га

 

CQ

 

га

и

 

 

 

га

 

 

 

га

га

 

га

3X

 

 

 

 

га

>>

га

X

 

га

га

га

о

га

 

 

≥>

 

≥->

га

 

SCU’

 

CU X

£ c*

 

IU-

 

 

⅛ >?

 

3

 

 

 

£

U-

о 2

 

 

 

 

S

»

 

 

 

■&t4

goZ a

 

ω

 

,≥ι га

 

 

,<? c°

 

 

 

X *

CJ

>>

 

 

 

 

CU

 

Л

 

 

3

 

U-

 

 

 

S

со

I

CM

3,71

CM

 

9 415 000

 

34 864,0

 

4 168,6

 

I

 

30 695,4

 

1027,9

 

29 667,5

CQ

S

га s

 

»S

 

 

 

3

 

 

≡s

я

≡S

 

Ei

 

3

о

3

 

S X

s

 

O<

 

cu

 

S ≡

S

 

Cj

га

и

 

X CJ

S

 

 

 

>>

 

 

о

 

 

 

я

 

 

 

га

 

 

 

га

 

 

 

о

 

 

 

CQ

 

 

 

S

 

 

 

 

 

га

га

 

 

 

 

 

га

 

 

о

г«

 

г

≥g

 

о

fe

>,

 

т

-Q

И

H CJ

É-

о

:

O

 

 

ς

 

К Х°

C

 

га К“

9*

131


Продолжение

>>

Cb

ω

2 f-

Bt

О

X

CJ

««

Ch

•ноя ‘кяі oí и

и ия-ооеи OI sioownoioəgəɔ

КЯ1 ,OI41 и

кя-ээви 'оічх ‘оахоэьиігол

олэоа

хоігф ftI4H4irθlBJOKOHOS fOHHHOHTiex -EÁifiioMeaTncjo tEsiotfoxodeu EUHOifQBduX ‘иєвао ‘(иэнвю -udu) soidou OIHHBwdotfOO ou

X10Ifφ OU OJOlH

Xιoιrφ XwosotfHod ou

Xιoιrφ XwonidouoHBdi ou

'Oisi ‘яоіХо-эжвнноі

H MOlXo-EIfHO OSlOOhHlfOH

 

 

O

 

 

√^

 

 

L-Q

 

 

-O

 

 

LQ

 

 

CO

<X>

LQ

O

<O

lq"

0“

 

 

o>

 

 

Ti-

OJ

Ю

 

σΓ

CO

CM

CO

<0

 

 

OO

 

 

O

 

 

CO

 

 

O

■O

LQ4

 

co

 

CM

CO

 

132


сторонним организациям пропорционально затрачиваемым сила­ суткам.

Прежде чем перейти к распределению расходов между видами перевозок по содержанию рейдового и служебно-вспомогательного флота, расходов по содержанию портов (пристаней) и общих рас­ ходов пароходства необходимо сначала исключить из этих статей расходов долю затрат, относимую на другие виды деятельности. Из затрат по содержанию рейдового и служебно-вспомогательно­ го флота, связанных с выполнением платных работ на переправах и сбором аварийной древесины, исключается 83% суммы доход­ ных поступлений от выполненных платных работ.

Часть расходов по содержанию рейдового флота, относимая на погрузочно-разгрузочные работы, исчисляется в процентах от общей суммы расходов на содержание рейдового флота. При этом предварительно исключаются расходы, связанные с выполнением платных услуг. Расходы, отнесенные на погрузочно-разгрузочные работы (в процентах), устанавливаются по группам пароходств. Например, для Московского, Камского, Волжского объединенного,

Амурского, Волго-Донского, Восточно-Сибирского,

Кубанского,

Колымо-Индигирского пароходств указанный процент

равен 35,

для Северо-Западного—15, для Западного — 80. По

остальным

пароходствам доля расходов, относимых на погрузочно-разгрузоч­ ные работы, равна 20%.

При составлении калькуляции себестоимости перевозок по слу­ жебно-вспомогательному флоту исключаются расходы по судам, сданным в аренду организациям BOXPa и УРСа. Размер расходов по судам, переданным в аренду BOXPy, принимается равным сум­ ме доходных поступлений.

Из расходов по содержанию портов (пристаней) исключается доля затрат, относимая на себестоимость погрузочно-разгрузочных работ и продукцию подсобных предприятий. Например, по Иртыш­ скому, Обскому, Енисейскому, Беломорско-Онежскому пароходст­ вам доля, относимая на погрузочно-разгрузочные работы, состав­ ляет 7%, а на подсобное производство—3%. По остальным паро­ ходствам— соответственно 15 и 5%.

Расходы по содержанию связи распределяются следующим об­ разом: погрузочно-разгрузочные работы—13%; продукция про­ мышленных предприятий—-13; продукция подсобных предприя­ тий—4; деятельность УРСов—2,5%. Кроме того, из затрат по со­ держанию связи исключаются расходы, связанные с выполнением платных услуг. Оставшаяся часть расходов относится на пере­

возки.

Затраты по содержанию управления пароходства делятся меж­ ду погрузочно-разгрузочными работами (15%); продукцией про­ мышленных предприятий (15%) и продукцией подсобных предпри­ ятий (6%). Оставшаяся часть затрат (64%) относится на пере­

возки.

Общеэксплуатационные расходы управлений пароходств (цент­ рализованная часть), портов (пристаней), а также других эксплу­

133


атационных подразделений связаны с выполнением перевозок, по­ грузочно-разгрузочных работ и подсобной деятельностью. Цент­ рализованная часть общеэксплуатационных расходов распределяет­ ся между погрузочно-разгрузочными работами (15%) и продукци­ ей подсобных предприятий (7%); оставшаяся сумма расходов ■относится на перевозки.

После исключения из распределяемых расходов сумм затрат, относимых на другие виды деятельности, продолжают калькулиро­ вать себестоимость перевозок с учетом оставшейся доли этих рас­ ходов.

Оставшуюся сумму расходов по содержанию рейдового флота (в нашем примере 1031,1 тыс. руб.) распределяют между отдель­ ными видами перевозок (перевозками в несамоходных судах за тягой и плотовыми) пропорционально расходам буксирного флота, отнесенным на соответствующий вид перевозок. На буксирные суда, сданные в аренду сторонним организациям, расходы по со­ держанию рейдового флота не относят.

Оставшиеся после исключения расходы по содержанию портов (пристаней), служебно-вспомогательного флота, связи, управле­ ния пароходства, общеэксплуатационные и расходы по содержа­ нию производственного подразделения распределяются на отдель­ ные виды перевозок и сдачу флота в аренду сторонним организа­

циям пропорционально суммам затрат

по флоту,

отнесенным

на соответствующие виды перевозок,

и сдачу флота

в аренду.

В нашем примере эта сумма равна 4190,9 тыс. руб.

После распределения эксплуатационных расходов, относимых на себестоимость перевозок, подсчитывают общую сумму затрат по каждому виду перевозок, а затем делением их на грузоили пассажирооборот находят себестоимость 10 приведенных тонно-или пассажиро-километров (см. табл, на стр. 131—132). Средняя се­ бестоимость приведенных тонно-километров определяется делени­ ем общей суммы расходов на весь (приведенный) пассажиро-гру-

зооборот

(34 864:9 415 000 = 3,71 коп/10 ткм).

Чтобы

установить себестоимость местных перевозок в портах

(пристанях), сумму расходов на содержание управления пароход­ ства, общеэксплуатационных, отнесенных на местные перевозки, погрузочно-разгрузочные работы, а также на продукцию подсоб­ ных предприятий распределяют между видами деятельности про­ порционально соответствующим прямым Затратам по этим видам деятельности. Расходы, относимые на местные перевозки, распре­ деляются между транзитными и местными пропорционально тран­ зитному и местному пассажиро-грузообороту.

Затраты по содержанию связи, относимые на местные перевоз­ ки, погрузочно-разгрузочные работы и подсобные предприятия, делятся между видами деятельности пропорционально расходам на содержание портов (пристаней), ранее подсчитанным по этим видам деятельности.

Для повышения эффективности работы флота большую роль играет снижение себестоимости перевозок. На изменение уровня

134