Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 0
себестоимости перевозок влияют такие факторы, как структура и размер грузооборота, путевые условия судоходства, типы эксплу атируемых судов, степень использования (производительность) флота, мероприятия, направленные на соблюдение режима эконо мии.
Структура и размер грузооборота зависят от объема перевозок, распределения грузовых потоков по направлениям движения (сок ращения порожних пробегов флота), средней дальности перево зок. Размер грузооборота положительно влияет на снижение уров ня себестоимости перевозок ввиду того, что с увеличением тонно километровой продукции удельные условно постоянные затраты резко снижаются. Доля условно постоянных (не зависящих от грузооборота) расходов достигает 60—70% всех затрат на пере возки.
Сокращение порожних пробегов транспортного флота повыша ет эффективность его использования. Рост объема перевозок в малозагруженных направлениях способствует увеличению грузо оборота без введения в эксплуатацию дополнительного флота, что обусловливает снижение себестоимости перевозок.
C увеличением расстояния при прочих равных условиях себе стоимость также снижается, поскольку удельные расходы, связан ные со стоянками флота, резко сокращаются. Большую роль в снижении себестоимости перевозок играет уменьшение неравно мерности предъявления грузов, так как при этом значительно по вышается эффективность использования флота — в течение всего эксплуатационного времени флот не выводится на временный от стой, и, следовательно, тем самым сокращаются расходы по фло ту, находящемуся на временном отстое.
Наибольшее влияние на снижение уровня себестоимости пере возок оказывают судоходные условия. От судоходных условий за висит тип флота, его грузоподъемность, скорость движения. Так например, с увеличением грузоподъемности флота резко уменьша ются затраты на его содержание. Положительное влияние на сни жение уровня себестоимости оказывают и такие характеристики -путевых условий, как качество судоходной обстановки и особенно продолжительность эксплуатационного периода.
C созданием флота смешанного река — море плавания появи лась возможность организации круглогодовой эксплуатации су
дов— использование их |
в зимний период на морских перевозках |
в Балтийском, Черном, |
Средиземном и других морях. |
Снижение себестоимости в большой степени зависит от техни ческого совершенствования флота: типизации, комплексной авто матизации и механизации работ, улучшения архитектурного типа флота, строительства судов с максимальным раскрытием палубы, замены деревянного флота металлическим, специализации и обо рудования судов под толкание, повышения грузоподъемности фло та и оснащение его более экономичными двигателями, возможно сти эксплуатации судов без ограничений по условиям ветро-вол нового режима и районов плавания.
135
На снижение себестоимости оказывает также влияние и эко номное ведение хозяйства. Наибольший удельный вес в составе за трат занимают расходы по топливу, заработной плате, амортиза ции и ремонту флота. Снижение расходов по заработной плате достигается прежде всего применением передовых методов труда, совмещением профессий, безвахтенным обслуживанием машинно го отделения и др. Кроме того, улучшение использования флота дает возможность сократить удельные расходы по заработной пла те на единицу продукции. Значительное сокращение затрат по за работной плате обеспечивается при перевозках в толкаемых при ставках и составах без баржевых команд. Снижение расходов по топливу достигается в результате применения наиболее эконо мичных двигателей, модернизации силовых судовых установок для перевода работы двигателей с более дорогого дизельного топлива на газотурбинное. Удельный расход топлива на единицу продук ции снижается за счет уменьшения порожних пробегов и удель ного веса маневровых работ и стоянок.
На снижение удельных затрат по амортизации главным обра зом влияет удешевление строительства флота, удлинение срока эксплуатации и навигационного периода, а также эффективное
использование судов.
Расходы по содержанию портов (пристаней) и общие затраты пароходства в основном мало зависят от размера грузооборота. Удельная величина этих расходов резко снижается с увеличением транспортной продукции. Сокращение же абсолютных размеров расходов зависит от совершенствования управления, упрощения структуры аппарата пароходства, портов (пристаней), РЭБов, за водов.
§ 37. Себестоимость погрузочно-разгрузочных работ
Затраты, включаемые в себестоимость погрузочно-разгрузоч ных работ, подразделяются на следующие группы:
1) расходы на оплату труда портовых рабочих (грузчиков и механизаторов) — основная и дополнительная заработная плата
иотчисления на социальное страхование;
2)расходы на содержание перегрузочного оборудования (без
затрат на оплату труда механизаторов); 3) расходы на содержание распорядительского и обслуживаю
щего персонала и общепроизводственные (по погрузочно-разгру
зочным работам); 4) доля распределяемых расходов, т. е. часть расходов на со
держание портов и пристаней, рейдового и служебно-вспомога тельного флота, а также расходов на содержание управления паро ходства, связи и общеэксплуатационных.
- |
Расходы по заработной плате |
грузчиков |
и механизаторов, |
|
в |
том числе основная |
заработная |
плата (сдельная, повременная, |
|
доплаты и премии) и |
дополнительная (оплата |
отпусков, времени |
выполнения государственных и общественных обязанностей), пла
136
нируются отдельно по перегрузке песка, тарно-штучных и всех остальных грузов. Заработная плата относится либо непосредст венно на калькулируемые группы грузов (по специализированным машинам), либо распределяется по группам грузов пропорцио нально количеству машино-часов, предусмотренных в плане на перегрузку указанных групп грузов (по неспециализированным машинам). Затраты по заработной плате портовых рабочих (груз чиков, механизаторов) за время нахождения машин в аренде и за время прочих работ планируются отдельно и возмещаются доход ными поступлениями от платных работ.
Расходы по содержанию перегрузочного оборудования (поми мо заработной платы) планируются по специализированным ма шинам, перегружающим только минерально-строительные грузы (песок, гравий, песчано-гравийную смесь), машинам, используе мым на перегрузке тарно-штучных грузов, механизированным установкам для перегрузки различных категорий грузов (послед ние относятся к неспециализированным машинам, и расходы пла нируются отдельно). Расходы в зависимости от типа машин уста навливаются по статьям затрат: топливо и электроэнергия, мате риалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и инвен тарь, текущий ремонт перегрузочных машин, амортизация, зим ний отстой плавучих перегружателей, аренда перегрузочных машин, прочие расходы. При планировании расходов затраты вре мени (в машино-часах) по отдельным типам машин подразделя ются на время работы по погрузке песка, тарно-штучных и осталь ных грузов.
Суммарные расходы на топливо по типам машин и вариантам работ рассчитываются исходя из норм расхода топлива для каж дого типа перегрузочных машин и цен на топливо. Для механизи рованных установок с паровыми двигателями исчисляется также расход на топливо во время стоянок под парами в соответствии с нормами расхода топлива по каждому типу машин за время стоянки под парами и суммарного времени стоянок под парами каждого типа перегрузочных машин.
,Расходы на электроэнергию планируются из расчета основной
идополнительной платы. Сначала находят максимальную нагруз ку, создаваемую электроприемниками перегрузочных машин пери
одического и непрерывного действия за плановый период, и умно жают на ставку основной платы за 1 кВт (в руб.) и на длитель ность эксплуатационного периода (в сут.) Дополнительная плата за электроэнергию определяется исходя из ставки дополнитель ной платы за электроэнергию и нормы расхода электроэнергии на выполнение одной тонно-операции.
На смазочные и обтирочные материалы расходы планируются по нормам за час работы отдельных типов машин или 1000 тонноопераций по видам материалов (исходя из цен на материалы и времени работы машин в часах).
Расход на прочие навигационные материалы определяется ум ножением норм расхода прочих навигационных материалов (в
137
руб./тонно-операцию) на объем тонно-операций по каждой груп пе груза, типу машин и варианту работы.
Затраты на амортизацию планируются по типам машин в со ответствии с действующими нормами амортизационных отчисле ний и балансовой стоимости машин. Отчисления на амортизацию грузозахватных приспособлений, запасных частей, деталей отно сят на содержание тех типов машин, для которых предназначены грузозахватные приспособления и детали. Годовая сумма аморти зации перегрузочного оборудования начисляется в течение навига ционного периода и распределяется по кварталам пропорциональ но плановому количеству дней в каждом квартале. По неработа ющим установкам, запасным частям и деталям для работающих перегрузочных машин амортизационные отчисления находят (на плановый период в целом по порту) как разность суммы аморти зационных отчислений, рассчитанной по всем установкам, и сум мы амортизационных отчислений по работающим перегрузочным машинам. Эти отчисления распределяются пропорционально амор тизационным отчислениям работающего оборудования.
Затраты на текущий ремонт перегрузочных машин устанавли ваются в плане на основе единых ремонтных ведомостей (по каж дой машине). Расходы по ремонту, выполняемому в IV квартале текущего года в счет затрат планируемого года, определяются в смете расходов I квартала планируемого года.
По плавучим перегрузочным средствам планируются расходы по зимнему отстою (в том числе заработная плата основная и до полнительная), отчисления на социальное страхование и прочие расходы (околка льда, очистка от снега и другие работы).
Расходы по малоценным и быстроизнашивающимся предметам и инвентарю, прочим навигационным материалам и спецодежде планируются по установленным нормам или в процентах от рас ходов на амортизацию перегрузочных средств. Расходы по изно су поддонов учитываются в составе общепроизводственных расхо дов портов и устанавливаются в зависимости от срока службы поддонов и их стоимости.
В прочие расходы на содержание перегрузочных машин входят расходы по охране труда и технике безопасности, затраты, свя занные с осмотром плавучих перегружателей Речным Регистром, и т. п. В плане прочие расходы показывают в процентах от об щей суммы ранее рассчитанных (по каждому типу машин) затрат на топливо и электроэнергию, материалы, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов и инвентаря, текущий ремонт, амортизацию, зимний отстой плавучих перегрузочных средств.
Если порт принимает в аренду перегрузочные средства, сумму расходов определяют умножением ставки арендной платы за ис пользование перегрузочной техники на время ее аренды. Расхо ды по сданному в аренду оборудованию другим предприятиям на
ходят умножением установленной арендной |
ставки на вре |
мя аренды. Эта сумма расходов исключается |
из общей ометы |
затрат порта. |
|
138
К расходам на содержание распорядительского и обслужива ющего персонала и общепроизводственным относятся:
заработная плата распорядительского и обслуживающего пер сонала, занятого на погрузочно-разгрузочных работах;
отчисления на социальное страхование; затраты на материалы (кроме затрат, отнесенных на содержа
ние перегрузочных машин); затраты, связанные с износом малоценных и быстроизнашива
ющихся предметов, инвентаря и спецодежды, за исключением расходов, относимых на содержание механизированных установок; амортизация основных производственных фондов порта, кроме перегрузочных средств (амортизация причальных и оградитель ных сооружений, подъездных и подкрановых путей, грузовых скла дов, эстакад, мостов, дорог, гаражей для автопогрузчиков и для
другой малой механизации) ; текущий ремонт основных производственных фондов, за исклю
чением перегрузочных средств; топливо и электроэнергия для отопления и освещения зданий
и портовой территории; прочие расходы на содержание распорядительского и обслу
живающего персонала и другие общепроизводственные расходы: канцелярские и почтово-телеграфные; разъездные и командиро вочные; расходы по охране труда и технике безопасности, кроме отнесенных на содержание перегрузочных машин; расходы по медицинскому и санитарному обслуживанию; по содержанию по мещений и душевых; затраты на научные, изыскательские и экс периментальные работы; на перевозку портовых рабочих к месту работы и т. п.
По установлении расходов по статьям рассчитывают исключа емые затраты: расходы на содержание погрузочно-разгрузочных машин за время сдачи их в аренду сторонним организациям; рас ходы на оплату труда портовых рабочих за время выполнения ими платных работ для сторонних организаций, а также расходы, связанные с платным хранением грузов на складах порта; часть расходов по заработной плате распорядительского и обслуживаю щего персонала и расходы на содержание портов и пристаней.
Затраты на содержание перегрузочных машин за время аренды их в сторонних организациях не учитываются по следующим статьям: амортизация, текущий ремонт перегрузочных машин, ма лоценный и быстроизнашивающийся инвентарь, зимний отстой плавучих перегружателей, прочие расходы. Расходы по топливу, смазке и обтирочным материалам не учитываются в том случае, если их несет порт.
Общую сумму исключаемых прямых расходов получают умно жением машино-часов на себестоимость содержания машино-ча са (в части исключаемых статей затрат).
Доля расходов на заработную плату распорядительского и об служивающего персонала и расходов на содержание портов (при станей) составляет соответственно примерно 20 и 5% общей суммы
139