Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

себестоимости перевозок влияют такие факторы, как структура и размер грузооборота, путевые условия судоходства, типы эксплу­ атируемых судов, степень использования (производительность) флота, мероприятия, направленные на соблюдение режима эконо­ мии.

Структура и размер грузооборота зависят от объема перевозок, распределения грузовых потоков по направлениям движения (сок­ ращения порожних пробегов флота), средней дальности перево­ зок. Размер грузооборота положительно влияет на снижение уров­ ня себестоимости перевозок ввиду того, что с увеличением тонно­ километровой продукции удельные условно постоянные затраты резко снижаются. Доля условно постоянных (не зависящих от грузооборота) расходов достигает 60—70% всех затрат на пере­ возки.

Сокращение порожних пробегов транспортного флота повыша­ ет эффективность его использования. Рост объема перевозок в малозагруженных направлениях способствует увеличению грузо­ оборота без введения в эксплуатацию дополнительного флота, что обусловливает снижение себестоимости перевозок.

C увеличением расстояния при прочих равных условиях себе­ стоимость также снижается, поскольку удельные расходы, связан­ ные со стоянками флота, резко сокращаются. Большую роль в снижении себестоимости перевозок играет уменьшение неравно­ мерности предъявления грузов, так как при этом значительно по­ вышается эффективность использования флота — в течение всего эксплуатационного времени флот не выводится на временный от­ стой, и, следовательно, тем самым сокращаются расходы по фло­ ту, находящемуся на временном отстое.

Наибольшее влияние на снижение уровня себестоимости пере­ возок оказывают судоходные условия. От судоходных условий за­ висит тип флота, его грузоподъемность, скорость движения. Так например, с увеличением грузоподъемности флота резко уменьша­ ются затраты на его содержание. Положительное влияние на сни­ жение уровня себестоимости оказывают и такие характеристики -путевых условий, как качество судоходной обстановки и особенно продолжительность эксплуатационного периода.

C созданием флота смешанного река — море плавания появи­ лась возможность организации круглогодовой эксплуатации су­

дов— использование их

в зимний период на морских перевозках

в Балтийском, Черном,

Средиземном и других морях.

Снижение себестоимости в большой степени зависит от техни­ ческого совершенствования флота: типизации, комплексной авто­ матизации и механизации работ, улучшения архитектурного типа флота, строительства судов с максимальным раскрытием палубы, замены деревянного флота металлическим, специализации и обо­ рудования судов под толкание, повышения грузоподъемности фло­ та и оснащение его более экономичными двигателями, возможно­ сти эксплуатации судов без ограничений по условиям ветро-вол­ нового режима и районов плавания.

135


На снижение себестоимости оказывает также влияние и эко­ номное ведение хозяйства. Наибольший удельный вес в составе за­ трат занимают расходы по топливу, заработной плате, амортиза­ ции и ремонту флота. Снижение расходов по заработной плате достигается прежде всего применением передовых методов труда, совмещением профессий, безвахтенным обслуживанием машинно­ го отделения и др. Кроме того, улучшение использования флота дает возможность сократить удельные расходы по заработной пла­ те на единицу продукции. Значительное сокращение затрат по за­ работной плате обеспечивается при перевозках в толкаемых при­ ставках и составах без баржевых команд. Снижение расходов по топливу достигается в результате применения наиболее эконо­ мичных двигателей, модернизации силовых судовых установок для перевода работы двигателей с более дорогого дизельного топлива на газотурбинное. Удельный расход топлива на единицу продук­ ции снижается за счет уменьшения порожних пробегов и удель­ ного веса маневровых работ и стоянок.

На снижение удельных затрат по амортизации главным обра­ зом влияет удешевление строительства флота, удлинение срока эксплуатации и навигационного периода, а также эффективное

использование судов.

Расходы по содержанию портов (пристаней) и общие затраты пароходства в основном мало зависят от размера грузооборота. Удельная величина этих расходов резко снижается с увеличением транспортной продукции. Сокращение же абсолютных размеров расходов зависит от совершенствования управления, упрощения структуры аппарата пароходства, портов (пристаней), РЭБов, за­ водов.

§ 37. Себестоимость погрузочно-разгрузочных работ

Затраты, включаемые в себестоимость погрузочно-разгрузоч­ ных работ, подразделяются на следующие группы:

1) расходы на оплату труда портовых рабочих (грузчиков и механизаторов) — основная и дополнительная заработная плата

иотчисления на социальное страхование;

2)расходы на содержание перегрузочного оборудования (без

затрат на оплату труда механизаторов); 3) расходы на содержание распорядительского и обслуживаю­

щего персонала и общепроизводственные (по погрузочно-разгру­

зочным работам); 4) доля распределяемых расходов, т. е. часть расходов на со­

держание портов и пристаней, рейдового и служебно-вспомога­ тельного флота, а также расходов на содержание управления паро­ ходства, связи и общеэксплуатационных.

-

Расходы по заработной плате

грузчиков

и механизаторов,

в

том числе основная

заработная

плата (сдельная, повременная,

доплаты и премии) и

дополнительная (оплата

отпусков, времени

выполнения государственных и общественных обязанностей), пла­

136


нируются отдельно по перегрузке песка, тарно-штучных и всех остальных грузов. Заработная плата относится либо непосредст­ венно на калькулируемые группы грузов (по специализированным машинам), либо распределяется по группам грузов пропорцио­ нально количеству машино-часов, предусмотренных в плане на перегрузку указанных групп грузов (по неспециализированным машинам). Затраты по заработной плате портовых рабочих (груз­ чиков, механизаторов) за время нахождения машин в аренде и за время прочих работ планируются отдельно и возмещаются доход­ ными поступлениями от платных работ.

Расходы по содержанию перегрузочного оборудования (поми­ мо заработной платы) планируются по специализированным ма­ шинам, перегружающим только минерально-строительные грузы (песок, гравий, песчано-гравийную смесь), машинам, используе­ мым на перегрузке тарно-штучных грузов, механизированным установкам для перегрузки различных категорий грузов (послед­ ние относятся к неспециализированным машинам, и расходы пла­ нируются отдельно). Расходы в зависимости от типа машин уста­ навливаются по статьям затрат: топливо и электроэнергия, мате­ риалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и инвен­ тарь, текущий ремонт перегрузочных машин, амортизация, зим­ ний отстой плавучих перегружателей, аренда перегрузочных машин, прочие расходы. При планировании расходов затраты вре­ мени (в машино-часах) по отдельным типам машин подразделя­ ются на время работы по погрузке песка, тарно-штучных и осталь­ ных грузов.

Суммарные расходы на топливо по типам машин и вариантам работ рассчитываются исходя из норм расхода топлива для каж­ дого типа перегрузочных машин и цен на топливо. Для механизи­ рованных установок с паровыми двигателями исчисляется также расход на топливо во время стоянок под парами в соответствии с нормами расхода топлива по каждому типу машин за время стоянки под парами и суммарного времени стоянок под парами каждого типа перегрузочных машин.

,Расходы на электроэнергию планируются из расчета основной

идополнительной платы. Сначала находят максимальную нагруз­ ку, создаваемую электроприемниками перегрузочных машин пери­

одического и непрерывного действия за плановый период, и умно­ жают на ставку основной платы за 1 кВт (в руб.) и на длитель­ ность эксплуатационного периода (в сут.) Дополнительная плата за электроэнергию определяется исходя из ставки дополнитель­ ной платы за электроэнергию и нормы расхода электроэнергии на выполнение одной тонно-операции.

На смазочные и обтирочные материалы расходы планируются по нормам за час работы отдельных типов машин или 1000 тонноопераций по видам материалов (исходя из цен на материалы и времени работы машин в часах).

Расход на прочие навигационные материалы определяется ум­ ножением норм расхода прочих навигационных материалов (в

137


руб./тонно-операцию) на объем тонно-операций по каждой груп­ пе груза, типу машин и варианту работы.

Затраты на амортизацию планируются по типам машин в со­ ответствии с действующими нормами амортизационных отчисле­ ний и балансовой стоимости машин. Отчисления на амортизацию грузозахватных приспособлений, запасных частей, деталей отно­ сят на содержание тех типов машин, для которых предназначены грузозахватные приспособления и детали. Годовая сумма аморти­ зации перегрузочного оборудования начисляется в течение навига­ ционного периода и распределяется по кварталам пропорциональ­ но плановому количеству дней в каждом квартале. По неработа­ ющим установкам, запасным частям и деталям для работающих перегрузочных машин амортизационные отчисления находят (на плановый период в целом по порту) как разность суммы аморти­ зационных отчислений, рассчитанной по всем установкам, и сум­ мы амортизационных отчислений по работающим перегрузочным машинам. Эти отчисления распределяются пропорционально амор­ тизационным отчислениям работающего оборудования.

Затраты на текущий ремонт перегрузочных машин устанавли­ ваются в плане на основе единых ремонтных ведомостей (по каж­ дой машине). Расходы по ремонту, выполняемому в IV квартале текущего года в счет затрат планируемого года, определяются в смете расходов I квартала планируемого года.

По плавучим перегрузочным средствам планируются расходы по зимнему отстою (в том числе заработная плата основная и до­ полнительная), отчисления на социальное страхование и прочие расходы (околка льда, очистка от снега и другие работы).

Расходы по малоценным и быстроизнашивающимся предметам и инвентарю, прочим навигационным материалам и спецодежде планируются по установленным нормам или в процентах от рас­ ходов на амортизацию перегрузочных средств. Расходы по изно­ су поддонов учитываются в составе общепроизводственных расхо­ дов портов и устанавливаются в зависимости от срока службы поддонов и их стоимости.

В прочие расходы на содержание перегрузочных машин входят расходы по охране труда и технике безопасности, затраты, свя­ занные с осмотром плавучих перегружателей Речным Регистром, и т. п. В плане прочие расходы показывают в процентах от об­ щей суммы ранее рассчитанных (по каждому типу машин) затрат на топливо и электроэнергию, материалы, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов и инвентаря, текущий ремонт, амортизацию, зимний отстой плавучих перегрузочных средств.

Если порт принимает в аренду перегрузочные средства, сумму расходов определяют умножением ставки арендной платы за ис­ пользование перегрузочной техники на время ее аренды. Расхо­ ды по сданному в аренду оборудованию другим предприятиям на­

ходят умножением установленной арендной

ставки на вре­

мя аренды. Эта сумма расходов исключается

из общей ометы

затрат порта.

 

138


К расходам на содержание распорядительского и обслужива­ ющего персонала и общепроизводственным относятся:

заработная плата распорядительского и обслуживающего пер­ сонала, занятого на погрузочно-разгрузочных работах;

отчисления на социальное страхование; затраты на материалы (кроме затрат, отнесенных на содержа­

ние перегрузочных машин); затраты, связанные с износом малоценных и быстроизнашива­

ющихся предметов, инвентаря и спецодежды, за исключением расходов, относимых на содержание механизированных установок; амортизация основных производственных фондов порта, кроме перегрузочных средств (амортизация причальных и оградитель­ ных сооружений, подъездных и подкрановых путей, грузовых скла­ дов, эстакад, мостов, дорог, гаражей для автопогрузчиков и для

другой малой механизации) ; текущий ремонт основных производственных фондов, за исклю­

чением перегрузочных средств; топливо и электроэнергия для отопления и освещения зданий

и портовой территории; прочие расходы на содержание распорядительского и обслу­

живающего персонала и другие общепроизводственные расходы: канцелярские и почтово-телеграфные; разъездные и командиро­ вочные; расходы по охране труда и технике безопасности, кроме отнесенных на содержание перегрузочных машин; расходы по медицинскому и санитарному обслуживанию; по содержанию по­ мещений и душевых; затраты на научные, изыскательские и экс­ периментальные работы; на перевозку портовых рабочих к месту работы и т. п.

По установлении расходов по статьям рассчитывают исключа­ емые затраты: расходы на содержание погрузочно-разгрузочных машин за время сдачи их в аренду сторонним организациям; рас­ ходы на оплату труда портовых рабочих за время выполнения ими платных работ для сторонних организаций, а также расходы, связанные с платным хранением грузов на складах порта; часть расходов по заработной плате распорядительского и обслуживаю­ щего персонала и расходы на содержание портов и пристаней.

Затраты на содержание перегрузочных машин за время аренды их в сторонних организациях не учитываются по следующим статьям: амортизация, текущий ремонт перегрузочных машин, ма­ лоценный и быстроизнашивающийся инвентарь, зимний отстой плавучих перегружателей, прочие расходы. Расходы по топливу, смазке и обтирочным материалам не учитываются в том случае, если их несет порт.

Общую сумму исключаемых прямых расходов получают умно­ жением машино-часов на себестоимость содержания машино-ча­ са (в части исключаемых статей затрат).

Доля расходов на заработную плату распорядительского и об­ служивающего персонала и расходов на содержание портов (при­ станей) составляет соответственно примерно 20 и 5% общей суммы

139