Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
затрат на содержание машин за время аренды (в том числе зара ботная плата механизаторов).
Исключаемые расходы по заработной плате портовых рабочих и отчисления на социальное страхование (за время выполнения платных работ) определяются исходя из среднесуточной величи ны заработной платы с начислениями на одного человека и вре мени его работы.
На себестоимость погрузочно-разгрузочных работ, помимо пря мых, относится часть распределяемых расходов: на содержание рейдового флота (15—80% в зависимости от пароходства); содер жание портов и пристаней (7—15% общей суммы прямых затрат); содержание связи (13% общей суммы прямых затрат) и на со держание управления пароходства (15% общей суммы прямых расходов).
В себестоимость погрузочно-разгрузочных работ включают 15% плановой суммы централизованной части общеэксплуатаци онных расходов по пароходству в целом и долю общеэксплуатаци онных расходов самих портов.
Общеэксплуатационные расходы по портам, подлежащие от несению на погрузочно-разгрузочные работы, предварительно рас пределяются пропорционально прямым затратам на местные перевозки, перегрузочные работы и подсобную деятельность.
Для определения плановой себестоимости погрузочно-разгру зочных работ расходы на содержание перегрузочных машин де лятся по группам грузов (песок, тарно-штучные, остальные гру зы). Расходы по специализированным 'машинам распределяются пропорционально количеству затраченных машино-часов работы.
При калькуляции себестоимости расходы на содержание рас порядительского и обслуживающего персонала и общепроизводст венные, на содержание портов и пристаней, рейдового флота, связи, управления пароходства и общеэксплуатационные, относи мые на себестоимость погрузочно-разгрузочных работ, распреде ляются по группам грузов пропорционально суммам, включенным в смету затрат по заработной плате портовых рабочих и содер жанию перегрузочных машин.
Себестоимость погрузочно-разгрузочных работ находят деле нием общей суммы затрат по перегрузке данной группы груза на количество перегруженных тонн. Средняя себестоимость погрузоч но-разгрузочных работ устанавливается делением общей суммы расходов, относимых на себестоимость, на общий объем погрузоч но-разгрузочных работ.
Для повышения эффективности работы портов решающее зна чение имеет снижение уровня себестоимости погрузочно-разгру зочных работ. К основным факторам, оказывающим непосредст венное влияние на снижение себестоимости, относятся: рост объема
погрузочно-разгрузочных |
работ; изменение структуры |
по ро |
дами грузов; улучшение |
использования перегрузочных |
машин; |
внедрение производительных механизированных установок; при менение наиболее совершенных схем механизации перегрузочных
140
работ; использование различных типов грузозахватных приспо соблений; увеличение удельного веса перевозок грузов в контейне
рах, пакетах и |
на поддонах; передовые методы организации |
труда портовых |
рабочих; использование судов, имеющих макси |
мальное раскрытие палуб. Так, увеличение объема перегрузочных работ способствует сокращению удельных условно постоянных расходов (расходы по распорядительскому и обслуживающему персоналу, общепроизводственные и доля распределяемых расхо дов пароходства и порта). Условно постоянные расходы занимают свыше 30% общей сметы затрат, относимых на себестоимость перегрузочных работ. Рост объема перегрузочных работ дает воз можность улучшить также использование машин по времени.
Снижение себестоимости перегрузочных работ зависит и от типа машин и их характеристик. Например, с увеличением грузо подъемности кранов увеличивается производительность и снижа ется себестоимость перегрузочных работ. Необходимо учитывать, что в одинаковых условиях работы портальные краны более эко номичны, чем плавучие. Себестоимость содержания плавучих кра нов значительно выше по затратам на амортизацию, заработную плату, топливо и другим статьям. Намного повышается произво дительность работ и снижается себестоимость при применении специализированного оборудования, например гидромеханизации на перегрузке песка.
Развитие перевозок в контейнерах, пакетах и на поддонах рез ко снижает время перегрузочных операций, так как сокращаются стоянки судов в портах, что значительно перекрывает дополни тельные затраты на изготовление и эксплуатацию контейнеров.
Большое значение для снижения удельных расходов по зара ботной плате рабочих на 1 т груза имеет внедрение автоматиза ции управления перегрузочным оборудованием, применение про грессивных методов труда, например создание комплексных бригад, обслуживающих несколько машин, совмещение профессий и др.
Глава X
ТАРИФЫ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
§ 38. Общие понятия о тарифах
Транспортные тарифы являются ценами за перевозки грузов и пассажиров.
Транспортными тарифами называется система провозных плат, дополнительных сборов, а также правила их применения и ис числения. Тарифы, утверждаемые в установленном порядке, обя зательны для лиц и организаций, пользующихся транспортом, и для транспортных предприятий.
141
Система тарифов должна строиться таким образом, чтобы та рифы объективно отражали транспортные расходы и служили эко номическим рычагом для учета и планирования транспортных издержек при решении народнохозяйственных задач (например, при размещении по территории страны предприятий промышлен ности, специализации и кооперировании производства, выборе ви да транспорта и т. п.).
Наряду с' тарифами существуют оптовые цены на средства про изводства, оптовые и розничные цены на предметы потребления, розничные и закупочные цены на сельскохозяйственную про дукцию.
В оптовые цены на средства производства входят себестои мость, прибыль предприятия, а также издержки и прибыль сбыто вых и торговых (оптовых) организаций. Процент прибыли пред приятия устанавливается из расчета внесения платы за пользова ние основными и. оборотными фондами, банковским кредитом и части прибыли, направляемой на создание фондов экономического стимулирования (фонд материального поощрения, фонд жилищ но-бытового и культурного строительства, фонд развития произ водства). Розничные цены выше оптовых, так как они состоят из оптовых цен плюс издержки и прибыль от розничной торговли, а по некоторым видам продукции — и налог с оборота.
Транспортные расходы входят составной частью в цену конеч ного продукта, по которой он реализуется потребителю. Поэтому любое изменение тарифов непосредственно влияет на величину цен.
Существуют следующие основные виды государственных опто вых цен на продукцию, по которым она реализуется предприятия ми или сбытовыми организациями: цена франко '-склад поставщи ка, цена франко-вагон станции отправления, цена франко-вагон станции назначения.
Оптовая цена франко-склад поставщика включает все транс портные расходы (погрузку, выгрузку, подвоз, вывоз, перевозку), относимые на покупателя продукции и оплачиваемые покупателем поставщику.
Оптовая цена франко-вагон станции отправления включает транспортные расходы только за подвоз грузов и погрузку их в магистральные транспортные средства. Тариф за перевозку отно сится на грузополучателя.
Оптовая цена франко-вагон станции назначения (или франко- судно—пристань, порт назначения) включает расходы по транс портировке продукции до места (станция, пристань, порт) нахож дения потребителя. Следовательно, в данном случае потребитель дополнительно несет лишь расходы по выгрузке продукции из вагона (или теплохода, баржи) и подвозке ее на свой склад Ука занная цена устанавливается на продукцию, реализуемую в цент-
1 Термин «франко» показывает, до какого места расходы по транспорти ровке включены в данную цену, и, значит, оплачены поставщиком.
142
рализованном порядке. Причем эта цена единая для всех поясов, к которым отнесены республики, края и области Советского Сою за. Транспортные расходы отправителю возмещаются сбытовой организацией.
Транспортные тарифы являются одним из видов оптовых и роз ничных цен — ценами на грузовые и пассажирские перевозки.
Основой для определения уровня тарифов являются себестои мость перевозок и погрузочно-разгрузочных работ и часть прибы ли, которая должна обеспечить внесение платы за основные про изводственные и оборотные фонды, оплату процентов за банков ский кредит, создание фондов экономического стимулирования. Рациональная система тарифов должна гарантировать соответст вующую рентабельность транспортных предприятий и создать тем самым необходимые условия для укрепления хозяйственного рас чета. Наряду с этим система тарифов должна способствовать пра вильному распределению перевозок между видами транспорта, улучшению использования технических средств транспорта (раз витие перевозок в менее загруженных направлениях, транспорти ровка грузов в пакетах, контейнерах, на поддонах, установление тарифных норм загрузки подвижного состава и др.). Для стимули рования решения этих задач применяется дифференциация тари фов (по видам перевозок и родам грузов, направлениям перево зок, в зависимости от расстояния, партионности и т. п.), устанав ливаются правильные соотношения между уровнями тарифов на различных видах транспорта. Если одни и те же экономические районы обслуживаются различными видами транспорта, то для стимулирования какого-либо вида транспорта вводятся исключи тельные пониженные или повышенные тарифы на отдельных на правлениях перевозок.
Кроме внутренних тарифов, которые действуют на территории
СССР, при перевозке грузов в судах смешанного плавания приме няется фрахт — единовременная цена за перевозку. Размер фрах та определяется по двустороннему соглашению между судовладель цем (фрахтовщиком) и грузовладельцем (фрахтователем) и фик сируется в договоре на перевозку (чартере).
§ 39. Развитие грузовых тарифов речного транспорта
Хозяйственно-политические задачи, возникавшие в различные периоды перед Советским государством, находили прямое отраже ние в тарифной политике. В нашей стране первая система тари фов, введенная в 1920 г., была упрощенной (до этого затраты на транспорт финансировались из государственного бюджета). На внутренних водных путях страны применялся единый тариф, а на железнодорожном транспорте провозные платы дифференцирова лись в зависимости от веса предъявляемой к перевозке партии груза. C 1 января 1921 г. перевозки всех грузов осуществлялись бесплатно по нарядам органов Советской власти, но уже с 9 июля
143