Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
1921 г. в связи с введением новой экономической политики возоб новилась платность перевозок. Тарифная политика в этот период должна была содействовать восстановлению транспорта и всего народного хозяйства, развитию экономических связей между раз личными районами страны. Она была направлена на перераспре деление накоплений в пользу социалистического сектора и вытес нение и ликвидацию частных элементов. Тарифы на речном, мор ском и железнодорожном транспорте разрабатывались централи
зованно |
межведомственным |
органом — тарифным |
комитетом. |
|
Тарифная |
система, введенная |
с 1922 |
г., отличалась |
от прежней |
дифференциацией провозных |
плат по |
родам грузов, |
расстоянию |
икатегориям грузоотправителей.
В1923 г. пароходства были переведены на хозяйственный рас чет и введен децентрализованный порядок в установлении тари фов: пароходства самостоятельно разрабатывали и утверждали провозные платы, за исключением тарифов на смешанные желез нодорожно-водные перевозки, которые вводились централизованно
тарифным комитетом. В этот период была решена одна из глав ных задач — ликвидация убыточности речных пароходств.
В период индустриализации страны и реконструкции сельского хозяйства возникла необходимость пересмотра системы транспорт ных тарифов для приведения ее в соответствие с новыми задача ми, поставленными перед социалистическим строительством. Тре бовалось повысить роль речного транспорта в общих перевозках, поскольку темпы роста его грузооборота отставали от темпов роста грузооборота железных дорог. Между тем соотношения провозных плат на обоих видах транспорта не стимулировали передачу гру зов на воду в рациональных направлениях, а высокая провозная плата по железной дороге на короткие расстояния не способство вала подвозу грузов к водным путям и вывозу их из портов и при станей.
В 1931 г. вводится новая система тарифов на железнодорож ном и водном транспорте. В ней сохранился принцип пониженных тарифов на перевозки массовых грузов (уголь, руду, лес, мине рально-строительные материалы и другие грузы), уменьшилась провозная плата за тонно-километр с возрастанием дальности перевозок. При проведении тарифной реформы учитывались ин тересы развития водных и смешанных железнодорожно-водных перевозок — в период навигации железнодорожные тарифы снижа лись на 30% для грузов, перевозимых в смешанном железнодо рожно-водном сообщении, и повышались на 50% для грузов, пере возимых по железной дороге в направлениях, параллельных вод ным путям. На перевозки грузов частнохозяйственного сектора были установлены дифференцированные надбавки к общему тари фу в размере от 50 до 400%, что содействовало ликвидации част ных элементов в народном хозяйстве.
- Такая тарифная система с некоторыми изменениями действо вала до 1940 г. В навигацию 1940 г. на водном транспорте были введены новые тарифы, которыми предусматривалось сокращение
144
числа тарифных классификаций пароходств с 16 до 6, уменьшение количества местных тарифов, назначаемых децентрализованно пароходствами, а также единый для всех пароходств размер осен него повышения тарифов. Кроме того, значительно снижались ставки с тонно-километра при увеличении дальности расстояния для всех грузов и всех расстояний перевозок. В целом тарифы 1940 г. представляли собой довольно стройную систему, по боль шинству направлений имели благоприятные соотношения с тари фами железных дорог и обеспечивали рентабельность речных пе ревозок.
Последующие изменения тарифов на железнодорожном и вод ном транспорте были осуществлены в 1949 г. Средний уровень новых грузовых тарифов устанавливался исходя из плановой се бестоимости перевозок 1950 г. Эта система тарифов строилась на тех же основах, что и тарифная система, введенная в 1940 г.: со хранялись принципы дифференциации тарифов в зависимости от расстояния (различные на железнодорожном и речном транспор те), скидки с общих тарифов на железнодорожном и речном транс порте при перевозке в смешанном сообщении, а также навигаци онное повышение тарифов на железнодорожных линиях, парал лельных водным путям.
На речном транспорте для сохранения соотношений с уровня ми провозных плат железнодорожного транспорта, стимулирующих развитие речных перевозок, тарифы на перевозки сухогрузов по вышались незначительно. В большей мере увеличивались ставки на перевозку нефтегрузов и буксировку плотов.
Мероприятия по снижению себестоимости перевозок и измене ния тарифов, проведенные в 1949 г., обеспечили рентабельность работы речного транспорта, что позволило уже в 1950—1953 гг. осуществить снижение провозных плат на 15—20%.
Система речных грузовых тарифов, введенных в 1956 г., полу чила дальнейшее совершенствование. Были снижены тарифы на перевозку нефтегрузов, буксировку плотов по Волге и Каме, умень шена провозная плата на перевозку сухогрузов в восточных бас сейнах. Тарифы на перевозку грузов между пунктами, связанными железной дорогой, снижались на 20%, а на перевозку в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении — на 20—25%'. В системе тарифов предусматривался ряд упрощении: сократилось число исключительных тарифов, вместо разных уровней тарифов для отдельных участков рек в пределах одного пароходства вво дился единый уровень тарифов для всех путей, эксплуатируемых пароходством.
§ 40. Система тарифов речного транспорта
Проводившаяся в соответствии с решением сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС экономическая реформа потребовала коренного совершенствования государственных плановых цен как в народном хозяйстве в целом, так и на речном транспорте. Об-
10 Экономика речного транспорта |
145 |
щим недостатком ранее установленных цен было значительное от клонение их от стоимости, что приводило к резким колебаниям рентабельности отдельных видов продукции. Необоснованно высо кие цены не стимулируют борьбы за снижение себестоимости продукции, так как и при неизменном уровне себестоимости обес печивается повышенная рентабельность. Заниженные же цены противоречат принципам хозяйственного расчета, потому что рас ходы предприятий не покрываются доходными поступлениями. При недостаточно обоснованных ценах, не отражающих действи тельных общественно необходимых затрат труда, искажаются расчеты по эффективности производства, внедрению новой техни ки, выпуску отдельных видов продукции.
При разработке новой системы цен согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. исхо дили из возможности наибольшего приближения цен к уровню общественно необходимых затрат труда и получения прибыли в размерах, обеспечивающих плату за производственные фонды и создание фондов экономического стимулирования.
В соответствии с этим постановлением с 1 июля 1967 г. были введены новые грузовые тарифы на всех видах транспорта.
В среднем тарифы на перевозки повышались на 7—8%. По сухогрузам тарифные ставки увеличивались в центральных и Северо-Западном бассейнах, т. е. в тех пароходствах, где была наиболее низкая рентабельность. В восточных пароходствах уро вень тарифов снижался.
Грузовые тарифы различаются по видам перевозок. Для каж дого вида перевозок — сухогрузов, нефтегрузов наливом, букси ровку судов и плотов — установлены свои тарифы. Уровень тариф ных ставок зависит от рода груза, условий плавания, расстояния перевозок, связи речных путей с железными дорогами, партионности грузов, продолжительности навигации и прочих условий. Тарифы на перевозку отдельных родов грузов дифференци руются по тарифным схемам, различающимся по уровню провоз ных плат. Для этого разработана тарифная номенклатура гру зов, в которой указывается, к какой тарифной схеме отнесен тот или иной род груза.
Тарифы на перевозки сухогрузов. Для дифференциации тари фов на перевозки сухогрузов по родам грузов и группам пароходств установлено 70 номеров тарифных схем. Самая низкая ставка принята для первой схемы, каждая последующая схема отличается от предыдущей на 10%. Уровень тарифных ставок, для определенного рода груза обусловливается географическим раз мещением речных бассейнов в связи с тем, что судоходные усло вия влияют на эксплуатационные расходы, на основе которых строятся тарифы. При построении тарифов все пароходства под разделены на 15 групп. Если перевозка осуществляется в границах ігескольких пароходств, имеющих разный уровень тарифных ста вок, то провозная плата исчисляется за весь путь по наименьшим ставкам.
146
Уровень тарифных ставок зависит также от того, по каким ре
кам осуществляются |
перевозки — по |
магистральным |
глубоковод |
ным рекам или по |
так называемым |
малым рекам |
со сравни |
тельно небольшими глубинами. Тарифы на перевозки грузов по малым рекам отличаются более высоким уровнем по сравнению с перевозками тех же грузов по магистральным рекам. Это обус ловлено повышенной себестоимостью перевозок по малым рекам, так как из-за малых габаритов судового хода перевозки осуществ ляются в мелкотоннажных судах. Если груз перевозится из пунк та, расположенного на магистральной реке, в пункт, находящийся на малой реке, или наоборот — из пункта на малой реке в пункт, расположенный на магистрали, то провозная плата исчисляется суммированием тарифов за соответствующие расстояния по маги стральным и малым рекам.
Тарифы дифференцируются в зависимости от расстояния пере возок, поскольку расходы, связанные с нахождением судна в пу ти, возрастают прямо пропорционально расстоянию перевозки, а затраты по стояночным операциям в портах остаются условно не изменными при любом расстоянии перевозок. Поэтому уровень провозной платы по каждой схеме строится исходя из двух ста вок: стояночной и движенческой (ставки наращивания за каждый тонно-километр). Провозная плата за перевозку 1 т груза при увеличении расстояния возрастает не пропорционально, а в мень шем размере; плата на 1 ткм относительно снижается с увеличе нием дальности перевозки.
Для определения провозных плат пользуются таблицами, где указываются тарифные ставки за перевозку грузов на определен ное расстояние. Расчетные таблицы плат за перевозку построены по поясам тарифных расстояний:
До |
50 |
км |
включительно |
|
|
|
. |
1 |
пояс |
|
10 |
|
||
От |
51 |
до |
100 |
км |
» |
* |
⅛ . . |
5 |
поясов по |
км |
||||
» |
101 |
» |
300 |
» |
» |
* |
• . |
. |
10 |
» |
» |
20 |
» |
|
» |
301 |
» |
600 |
» |
» |
... . |
10 |
» |
» |
30 |
» |
|||
» |
601 |
» |
1000 |
» |
» |
• |
. |
> |
. |
10 |
» |
» |
40 |
» |
» |
1001 |
» |
1500 |
» |
» |
• |
. |
• . |
10 |
» |
» |
50 |
» |
|
» |
1501 |
» |
5000 |
» |
» |
|
|
|
. |
35 |
» |
» 100 |
» |
В целях стимулирования наиболее полного использования гру зоподъемности флота предусматриваются тарифные нормы загруз ки судов: плата за перевозку груза судовой отправкой в каждом отдельном случае исчисляется за фактическое количество погру женного груза, но не менее чем за техническую норму загрузки судна.
Для привлечения грузов к перевозке в смешанном железно дорожно-водном сообщении тарифами речного и железнодорож ного транспорта устанавливаются льготы. Грузоотправители осво
бождаются от уплаты сборов за перевалку грузов с |
железнодо |
рожного транспорта на речной и наоборот — с речных |
путей на |
10* |
147 |
железные дороги. Плата за перевозку по водным путям взимается по условному расстоянию, не превышающему расстояния по же лезной дороге (устраняется отрицательное влияние извилистости речных путей, где она имеет место). На железнодорожном транс порте при подвозе грузов к портам и вывозе из портов применя ется скидка с общего тарифа в размере 30%.
Уровень тарифов обусловливается партионностью предъявляе мых к перевозке грузов. При судовых отправках (когда судно загружается одним грузом) назначением в один порт провозная плата взимается по наименьшим ставкам. При сборных отправ ках, т. е. при предъявлении к перевозке грузов в количестве, недо статочном для загрузки судна, или когда они адресованы в не сколько пунктов назначения или в один пункт, но нескольким грузополучателям, тарифы повышаются на 2 схемы (21%) по сравнению с судовыми отправками. При отправлении грузов весом до 20 т провозная плата повышается на 5 схем (61%).
Провозная плата на перевозку грузов в контейнерах увеличи вается на 2—4 схемы (21—46%), на перевозку скоропортящихся грузов в рефрижераторных судах на 4 схемы по сравнению с су довой отправкой.
Перевозка грузов в осенний период вызывает повышенные из держки речного транспорта из-за ухудшения условий судоходства, поэтому тарифные ставки на это время повышаются на 2 схемы. Такое повышение не распространяется на перевозки грузов меж ду пунктами, связанными железными дорогами.
При доставке грузов в судах смешанного плавания между морскими и речными отечественными портами провозная плата за морской участок взимается по схемам смешанного участка с повышением на 20%.
При транспортировке внешнеторговых грузов в судах смешан ного плавания между отечественными речными и иностранными морскими портами плата за перевозку исчисляется по речным пу тям по основным тарифам речного транспорта, а по морским пу тям — по действующим тарифам на перевозку экспортных и им портных грузов морским транспортом. В тех случаях, когда пере возка экспортно-импортных грузов осуществляется по двусторон нему соглашению между судовладельцем и грузовладельцем, рас четы за транспортировку производятся по фрахтовым ставкам. Фрахтовая ставка назначается на каждый рейс с учетом сложив шегося уровня цен на мировом фрахтовом рынке для данного района плавания и рода перевозимого груза. Тарифы же за эк спортно-импортные перевозки устанавливаются заранее транспорт ными предприятиями на длительный период. Они строятся с уче том приближения их к уровню мировых цен.
В отличие от тарифов капиталистических стран тарифы мор ского транспорта СССР являются плановыми ценами и опреде ляются с учетом действия закона стоимости при социализме. Мор ские тарифы, по которым производятся расчеты между морскими и речными пароходствами, а также между советскими внешнетор
148