Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1921 г. в связи с введением новой экономической политики возоб­ новилась платность перевозок. Тарифная политика в этот период должна была содействовать восстановлению транспорта и всего народного хозяйства, развитию экономических связей между раз­ личными районами страны. Она была направлена на перераспре­ деление накоплений в пользу социалистического сектора и вытес­ нение и ликвидацию частных элементов. Тарифы на речном, мор­ ском и железнодорожном транспорте разрабатывались централи­

зованно

межведомственным

органом — тарифным

комитетом.

Тарифная

система, введенная

с 1922

г., отличалась

от прежней

дифференциацией провозных

плат по

родам грузов,

расстоянию

икатегориям грузоотправителей.

В1923 г. пароходства были переведены на хозяйственный рас­ чет и введен децентрализованный порядок в установлении тари­ фов: пароходства самостоятельно разрабатывали и утверждали провозные платы, за исключением тарифов на смешанные желез­ нодорожно-водные перевозки, которые вводились централизованно

тарифным комитетом. В этот период была решена одна из глав­ ных задач — ликвидация убыточности речных пароходств.

В период индустриализации страны и реконструкции сельского хозяйства возникла необходимость пересмотра системы транспорт­ ных тарифов для приведения ее в соответствие с новыми задача­ ми, поставленными перед социалистическим строительством. Тре­ бовалось повысить роль речного транспорта в общих перевозках, поскольку темпы роста его грузооборота отставали от темпов роста грузооборота железных дорог. Между тем соотношения провозных плат на обоих видах транспорта не стимулировали передачу гру­ зов на воду в рациональных направлениях, а высокая провозная плата по железной дороге на короткие расстояния не способство­ вала подвозу грузов к водным путям и вывозу их из портов и при­ станей.

В 1931 г. вводится новая система тарифов на железнодорож­ ном и водном транспорте. В ней сохранился принцип пониженных тарифов на перевозки массовых грузов (уголь, руду, лес, мине­ рально-строительные материалы и другие грузы), уменьшилась провозная плата за тонно-километр с возрастанием дальности перевозок. При проведении тарифной реформы учитывались ин­ тересы развития водных и смешанных железнодорожно-водных перевозок — в период навигации железнодорожные тарифы снижа­ лись на 30% для грузов, перевозимых в смешанном железнодо­ рожно-водном сообщении, и повышались на 50% для грузов, пере­ возимых по железной дороге в направлениях, параллельных вод­ ным путям. На перевозки грузов частнохозяйственного сектора были установлены дифференцированные надбавки к общему тари­ фу в размере от 50 до 400%, что содействовало ликвидации част­ ных элементов в народном хозяйстве.

- Такая тарифная система с некоторыми изменениями действо­ вала до 1940 г. В навигацию 1940 г. на водном транспорте были введены новые тарифы, которыми предусматривалось сокращение

144


числа тарифных классификаций пароходств с 16 до 6, уменьшение количества местных тарифов, назначаемых децентрализованно пароходствами, а также единый для всех пароходств размер осен­ него повышения тарифов. Кроме того, значительно снижались ставки с тонно-километра при увеличении дальности расстояния для всех грузов и всех расстояний перевозок. В целом тарифы 1940 г. представляли собой довольно стройную систему, по боль­ шинству направлений имели благоприятные соотношения с тари­ фами железных дорог и обеспечивали рентабельность речных пе­ ревозок.

Последующие изменения тарифов на железнодорожном и вод­ ном транспорте были осуществлены в 1949 г. Средний уровень новых грузовых тарифов устанавливался исходя из плановой се­ бестоимости перевозок 1950 г. Эта система тарифов строилась на тех же основах, что и тарифная система, введенная в 1940 г.: со­ хранялись принципы дифференциации тарифов в зависимости от расстояния (различные на железнодорожном и речном транспор­ те), скидки с общих тарифов на железнодорожном и речном транс­ порте при перевозке в смешанном сообщении, а также навигаци­ онное повышение тарифов на железнодорожных линиях, парал­ лельных водным путям.

На речном транспорте для сохранения соотношений с уровня­ ми провозных плат железнодорожного транспорта, стимулирующих развитие речных перевозок, тарифы на перевозки сухогрузов по­ вышались незначительно. В большей мере увеличивались ставки на перевозку нефтегрузов и буксировку плотов.

Мероприятия по снижению себестоимости перевозок и измене­ ния тарифов, проведенные в 1949 г., обеспечили рентабельность работы речного транспорта, что позволило уже в 1950—1953 гг. осуществить снижение провозных плат на 15—20%.

Система речных грузовых тарифов, введенных в 1956 г., полу­ чила дальнейшее совершенствование. Были снижены тарифы на перевозку нефтегрузов, буксировку плотов по Волге и Каме, умень­ шена провозная плата на перевозку сухогрузов в восточных бас­ сейнах. Тарифы на перевозку грузов между пунктами, связанными железной дорогой, снижались на 20%, а на перевозку в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении — на 20—25%'. В системе тарифов предусматривался ряд упрощении: сократилось число исключительных тарифов, вместо разных уровней тарифов для отдельных участков рек в пределах одного пароходства вво­ дился единый уровень тарифов для всех путей, эксплуатируемых пароходством.

§ 40. Система тарифов речного транспорта

Проводившаяся в соответствии с решением сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС экономическая реформа потребовала коренного совершенствования государственных плановых цен как в народном хозяйстве в целом, так и на речном транспорте. Об-

10 Экономика речного транспорта

145


щим недостатком ранее установленных цен было значительное от­ клонение их от стоимости, что приводило к резким колебаниям рентабельности отдельных видов продукции. Необоснованно высо­ кие цены не стимулируют борьбы за снижение себестоимости продукции, так как и при неизменном уровне себестоимости обес­ печивается повышенная рентабельность. Заниженные же цены противоречат принципам хозяйственного расчета, потому что рас­ ходы предприятий не покрываются доходными поступлениями. При недостаточно обоснованных ценах, не отражающих действи­ тельных общественно необходимых затрат труда, искажаются расчеты по эффективности производства, внедрению новой техни­ ки, выпуску отдельных видов продукции.

При разработке новой системы цен согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. исхо­ дили из возможности наибольшего приближения цен к уровню общественно необходимых затрат труда и получения прибыли в размерах, обеспечивающих плату за производственные фонды и создание фондов экономического стимулирования.

В соответствии с этим постановлением с 1 июля 1967 г. были введены новые грузовые тарифы на всех видах транспорта.

В среднем тарифы на перевозки повышались на 7—8%. По сухогрузам тарифные ставки увеличивались в центральных и Северо-Западном бассейнах, т. е. в тех пароходствах, где была наиболее низкая рентабельность. В восточных пароходствах уро­ вень тарифов снижался.

Грузовые тарифы различаются по видам перевозок. Для каж­ дого вида перевозок — сухогрузов, нефтегрузов наливом, букси­ ровку судов и плотов — установлены свои тарифы. Уровень тариф­ ных ставок зависит от рода груза, условий плавания, расстояния перевозок, связи речных путей с железными дорогами, партионности грузов, продолжительности навигации и прочих условий. Тарифы на перевозку отдельных родов грузов дифференци­ руются по тарифным схемам, различающимся по уровню провоз­ ных плат. Для этого разработана тарифная номенклатура гру­ зов, в которой указывается, к какой тарифной схеме отнесен тот или иной род груза.

Тарифы на перевозки сухогрузов. Для дифференциации тари­ фов на перевозки сухогрузов по родам грузов и группам пароходств установлено 70 номеров тарифных схем. Самая низкая ставка принята для первой схемы, каждая последующая схема отличается от предыдущей на 10%. Уровень тарифных ставок, для определенного рода груза обусловливается географическим раз­ мещением речных бассейнов в связи с тем, что судоходные усло­ вия влияют на эксплуатационные расходы, на основе которых строятся тарифы. При построении тарифов все пароходства под­ разделены на 15 групп. Если перевозка осуществляется в границах ігескольких пароходств, имеющих разный уровень тарифных ста­ вок, то провозная плата исчисляется за весь путь по наименьшим ставкам.

146


Уровень тарифных ставок зависит также от того, по каким ре­

кам осуществляются

перевозки — по

магистральным

глубоковод­

ным рекам или по

так называемым

малым рекам

со сравни­

тельно небольшими глубинами. Тарифы на перевозки грузов по малым рекам отличаются более высоким уровнем по сравнению с перевозками тех же грузов по магистральным рекам. Это обус­ ловлено повышенной себестоимостью перевозок по малым рекам, так как из-за малых габаритов судового хода перевозки осуществ­ ляются в мелкотоннажных судах. Если груз перевозится из пунк­ та, расположенного на магистральной реке, в пункт, находящийся на малой реке, или наоборот — из пункта на малой реке в пункт, расположенный на магистрали, то провозная плата исчисляется суммированием тарифов за соответствующие расстояния по маги­ стральным и малым рекам.

Тарифы дифференцируются в зависимости от расстояния пере­ возок, поскольку расходы, связанные с нахождением судна в пу­ ти, возрастают прямо пропорционально расстоянию перевозки, а затраты по стояночным операциям в портах остаются условно не­ изменными при любом расстоянии перевозок. Поэтому уровень провозной платы по каждой схеме строится исходя из двух ста­ вок: стояночной и движенческой (ставки наращивания за каждый тонно-километр). Провозная плата за перевозку 1 т груза при увеличении расстояния возрастает не пропорционально, а в мень­ шем размере; плата на 1 ткм относительно снижается с увеличе­ нием дальности перевозки.

Для определения провозных плат пользуются таблицами, где указываются тарифные ставки за перевозку грузов на определен­ ное расстояние. Расчетные таблицы плат за перевозку построены по поясам тарифных расстояний:

До

50

км

включительно

 

 

 

.

1

пояс

 

10

 

От

51

до

100

км

»

*

⅛ . .

5

поясов по

км

»

101

»

300

»

»

*

• .

.

10

»

»

20

»

»

301

»

600

»

»

... .

10

»

»

30

»

»

601

»

1000

»

»

.

>

.

10

»

»

40

»

»

1001

»

1500

»

»

.

.

10

»

»

50

»

»

1501

»

5000

»

»

 

 

 

.

35

»

» 100

»

В целях стимулирования наиболее полного использования гру­ зоподъемности флота предусматриваются тарифные нормы загруз­ ки судов: плата за перевозку груза судовой отправкой в каждом отдельном случае исчисляется за фактическое количество погру­ женного груза, но не менее чем за техническую норму загрузки судна.

Для привлечения грузов к перевозке в смешанном железно­ дорожно-водном сообщении тарифами речного и железнодорож­ ного транспорта устанавливаются льготы. Грузоотправители осво­

бождаются от уплаты сборов за перевалку грузов с

железнодо­

рожного транспорта на речной и наоборот — с речных

путей на

10*

147


железные дороги. Плата за перевозку по водным путям взимается по условному расстоянию, не превышающему расстояния по же­ лезной дороге (устраняется отрицательное влияние извилистости речных путей, где она имеет место). На железнодорожном транс­ порте при подвозе грузов к портам и вывозе из портов применя­ ется скидка с общего тарифа в размере 30%.

Уровень тарифов обусловливается партионностью предъявляе­ мых к перевозке грузов. При судовых отправках (когда судно загружается одним грузом) назначением в один порт провозная плата взимается по наименьшим ставкам. При сборных отправ­ ках, т. е. при предъявлении к перевозке грузов в количестве, недо­ статочном для загрузки судна, или когда они адресованы в не­ сколько пунктов назначения или в один пункт, но нескольким грузополучателям, тарифы повышаются на 2 схемы (21%) по сравнению с судовыми отправками. При отправлении грузов весом до 20 т провозная плата повышается на 5 схем (61%).

Провозная плата на перевозку грузов в контейнерах увеличи­ вается на 2—4 схемы (21—46%), на перевозку скоропортящихся грузов в рефрижераторных судах на 4 схемы по сравнению с су­ довой отправкой.

Перевозка грузов в осенний период вызывает повышенные из­ держки речного транспорта из-за ухудшения условий судоходства, поэтому тарифные ставки на это время повышаются на 2 схемы. Такое повышение не распространяется на перевозки грузов меж­ ду пунктами, связанными железными дорогами.

При доставке грузов в судах смешанного плавания между морскими и речными отечественными портами провозная плата за морской участок взимается по схемам смешанного участка с повышением на 20%.

При транспортировке внешнеторговых грузов в судах смешан­ ного плавания между отечественными речными и иностранными морскими портами плата за перевозку исчисляется по речным пу­ тям по основным тарифам речного транспорта, а по морским пу­ тям — по действующим тарифам на перевозку экспортных и им­ портных грузов морским транспортом. В тех случаях, когда пере­ возка экспортно-импортных грузов осуществляется по двусторон­ нему соглашению между судовладельцем и грузовладельцем, рас­ четы за транспортировку производятся по фрахтовым ставкам. Фрахтовая ставка назначается на каждый рейс с учетом сложив­ шегося уровня цен на мировом фрахтовом рынке для данного района плавания и рода перевозимого груза. Тарифы же за эк­ спортно-импортные перевозки устанавливаются заранее транспорт­ ными предприятиями на длительный период. Они строятся с уче­ том приближения их к уровню мировых цен.

В отличие от тарифов капиталистических стран тарифы мор­ ского транспорта СССР являются плановыми ценами и опреде­ ляются с учетом действия закона стоимости при социализме. Мор­ ские тарифы, по которым производятся расчеты между морскими и речными пароходствами, а также между советскими внешнетор­

148