Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

говыми организациями за перевозку экспортных и импортных гру­ зов, устанавливаются Министерством морского флота по согласо­ ванию с Министерством внешней торговли, утверждаются Госпла­ ном СССР и публикуются в виде прейскурантов. Кроме тарифных ставок, в прейскуранте даются условия их применения, дополни­ тельные оплаты и сборы, а также номенклатура и классификация грузов; в приложениях имеются наименования портов погрузки и выгрузки.

Действующие морские тарифы применяются для расчетов только между советскими организациями при перевозке грузов в советском тоннаже. Если же при перевозках используется иност­ ранный флот, расчеты ведут внешнеторговые объединения «Сов­ фрахт» и ведомства, осуществляющие внешнеторговые операции. При перевозке грузов на иностранных линейных судах и судах, работающих на совместных советско-иностранных линиях, приме­ няются тарифы иностранных и совместных линий.

Тарифные ставки дифференцируются по родам грузов и на­ правлениям перевозки. Грузы группируются в классы в зависимо­ сти от объема, удельной кубатуры, ценности и других признаков. Экспортно-импортные сухогрузы (исключая лесные) дифференци­ рованы на ІО классов с увеличением уровня ставок от первого класса к высшему. К первому классу относятся массовые грузы — уголь, руда, соль навалом; ко второму — металл в чушках, бол­ ванках, поковках. В третьем классе сгруппированы зерновые: пше­ ница, овес, ячмень и др. Генеральные грузы распределены по ос­ тальным классам. Наиболее высокотарифицируемые грузы имеют большой удельный погрузочный объем (к ним относятся ценные и скоропортящиеся грузы).

Уровень тарифов зависит от места расположения портов пог­ рузки и выгрузки, т. е. от направления перевозки. Порты, распо­ ложенные на одном побережье, для тарификации распределены по группам. В тарифах предусмотрены различного рода надбавки. Например, надбавка за сезонность перевозок, дифференцирован­ ная по морским бассейнам (уровень ее зависит от уменьшения загрузки судна в осенне-зимний период), надбавка за линейность, зависящая от направления линии, класса и размера партии груза. Применяются надбавки за перевозку тяжеловесных и длинномер­ ных грузов.

Правильному определению провозной платы способствует уни­ фикация тарифной номенклатуры грузов. В настоящее время эта номенклатура унифицирована на речном, морском и железнодорож­ ном транспорте. Она состоит из одиннадцати разделов. Каждый раздел подразделяется на тарифные группы, объединяющие одно­ родные грузы данной отрасли. В свою очередь группы подразде­ ляются на тарифные позиции, куда входят грузы с одним и тем же уровнем тарифов. В действующих речных тарифах номенкла­ тура сухогрузов содержит 59 групп и 236 позиций.

Специальные тарифы на перевозку нефтегрузов. Речные тари­ фы на перевозку нефтяных грузов наливом дифференцируются на

149



четыре группы. Основным критерием отнесения нефтегрузов к той или иной группе служит уровень себестоимости перевозок. Наибо­ лее низкие тарифы установлены на грузы первой группы — мазут, моторное топливо и другие темные нефтепродукты. Во вторую группу входят дизельное топливо, керосин с температурой вспыш­

ки 290 C и выше,

в третью — бензин, масла, керосин и прочие

нефтепродукты с

температурой вспышки до 28° С, в четвертую —

сырая нефть.

Тарифы на перевозку нефтегрузов дифференцируются по пароходствам. Все пароходства Министерства речного флота РСФСР сведены в 14 тарифных групп. Самый низкий уровень тарифов установлен для пароходства «Волготанкер», наиболее высокий — для пароходств восточных бассейнов.

Плата за перевозки нефтегрузов наливом взимается по 20 та­ рифным схемам (с № 71 по № 90). Уровень тарифных ставок за перевозку нефтеналивных грузов также зависит от судовых и сборных отправок, от перевозки по магистральным и малым ре­ кам. Для того чтобы стимулировать лучшее использование тонна­ жа, провозная плата при судовых отправках (даже при неполной загрузке судна грузоотправителем) взыскивается за то количест­ во груза, которое может быть принято судном при осадке, соот­ ветствующей состоянию глубин на тех или иных участках. При перевозке наливных грузов в судах смешанного плавания по реч­ ным и морским участкам пути применяются правила начисления провозной платы, аналогичные начислению плат при перевозке су­ хогрузов. При перевозке нефтегрузов между пунктами, связанны­ ми железными дорогами, провозная плата исчисляется исходя из фактической дальности перевозки по водным путям. Кроме провоз­ ной платы за перекачку нефтяных грузов средствами пароходст­ ва, взимается особый сбор, ставки которого дифференцируются в зависимости от рода нефтегруза.

Тарифы на буксировку плотов. Построение тарифов на букси­ ровку леса в плотах имеет свои особенности. Провозная плата за буксировку плотов установлена с 1 м3 плотной древесины (с фестметра). Размер ставок зависит от объема буксируемого плота: чем больше объем, тем относительно ниже провозная плата за транспортировку 1 м3 лесных грузов. По объему плоты подразде­ ляются на шесть групп. Наименьшая ставка установлена для пло­ тов объемом свыше 10 тыс. м3, наибольшая—2,5 тыс. м3. Такое построение тарифов стимулирует заинтересованность грузоотпра­ вителей в предъявлении для буксировки плотов больших объе-: мов.

Плата за буксировку исчисляется за фактическое количество древесины, но не менее, чем это предусмотрено тарифной нормой. Тарифная норма зависит от степени полнодревесности плота-— отношения объема плотной массы к внешнему объему плота, или "коэффициента полнодревесности. Чем выше этот коэффициент, тем большее количество плотной древесной массы в плоту. Если коли­ чество древесины превышает тарифную норму в результате увели-.

150


чения коэффициента полнодревесности, плата за буксировку сни­ жается на 40%. Если же к буксировке предъявляется плот, объем которого меньше предусмотренного тарифной нормой, плата исчис­ ляется за кубатуру, соответствующую этой норме. Минимальное расстояние, за которое исчисляется провозная плата за буксировку плота, принимается равным 25 км.

Тарифы на буксировку плотов дифференцированы по пароходствам, которые подразделены на И тарифных групп (по РСФСР). Провозная плата за буксировку плотов взимается в зависимости от объема древесины в плоту и группы пароходства по 20 тариф­ ным схемам, различающимся по уровню ставок (с № 101 по

120).

Пассажирские тарифы. Тарифы за проезд пассажиров на реч­

ном транспорте подразделяются в зависимости от вида перевозок на транзитные, местные, пригородные и внутригородские. Тариф­ ные ставки зависят также от скорости передвижения, дальности поездок и категории занимаемого места. Тарифы для транзитных и местных линий опубликованы в Руководстве № 5-Р; для приго­ родных и внутригородских линий издаются своды местных тари­ фов пароходств. Все пароходства сведены в 6 групп и установле­ но 12 тарифных схем: схемы № 1—6 для транзитных линий и № 7—12 для местных линий; уровень ставок повышается от пер­ вой схемы к последующей.

Расчет провозной платы. Для обеспечения единообразия в по­ строении тарифов установлен определенный порядок их утверж­ дения.

Тарифы на перевозку пассажиров (на транзитных и местных линиях), грузов и буксировку плотов разрабатываются Министер­ ством речного флота и утверждаются Госпланом СССР. Тарифы на буксировку судов утверждаются министром речного флота по согласованию с Госпланом РСФСР.

Министр речного флота утверждает тарифы на пригородные и внутригородские перевозки пассажиров и багажа, а также на все перевозки пассажиров и буксировку плотов по вновь осваиваемым внутренним водным путям, пониженные тарифы на перевозку гру­ зов по отдельным направлениям, периодам навигации и пароход­ ства м и некоторые другие сборы.

Начальники пароходств определяют сборы за очистку судов после разгрузки, за работу рейдовых судов, оборудование судов для перевозки специализированных грузов, за хранение грузов до открытия навигации и др.

Установленные тарифные сборы и правила их применения, а так­ же все последующие изменения помещаются в сборниках правил перевозок и тарифов речного транспорта, которые опубликовыва­ ются периодически отдельными выпусками. Кроме того, издаются тарифные руководства, содержащие правила применения тарифов, номенклатуру грузов, тарифные схемы и расчетные таблицы пла­ ты и расстояний между пунктами. Тарифы и сборы, назначаемые начальниками пароходств, публикуются в местной печати. Все та­

1S1


рифы и правила обязательны для предприятий речного транспор­ та, а также для грузоотправителей и грузополучателей.

Для расчета провозных плат за перевозку грузов речным тран­ спортом применяются Тарифные руководства № З-P (Прейску­ рант № 14-01—тарифы на перевозку грузов и буксировку плотов речным транспортом) и № 4-Р (таблицы тарифных расстояний).

Провозная плата за перевозку сухогрузов рассчитывается в следующем порядке. Из Тарифного руководства № З-P по алфа­ виту к номенклатуре грузов устанавливают группу и позиции предъявляемого к перевозке груза. Расстояние, за которое следу­ ет рассчитывать провозную плату, находят в Тарифном руковод­ стве № 4-Р. Если перевозка грузов осуществляется между пунк­ тами, связанными железной дорогой, условные расстояния опре­ деляют по тарифному руководству № З-P. По установлении груп­

пы, позиции и расстояния перевозки в

перечне

тарифных групп

и позиций отыскивают номер тарифной

схемы.

Имея номер та­

рифной схемы и пояс дальности перевозки, который определяется исходя из расстояния перевозки, рассчитывают плату за перевоз­ ку данного рода груза.

Для отдельных направлений и грузов используются исключи­ тельные тарифы. В этом случае общую сумму провозной платы находят перемножением ставки за 1 т на вес предъявляемого к перевозке груза. Аналогично определяется плата за перевозку нефтегрузов наливом и буксировку плотов; при этом тарифные рас­ стояния находят по Руководству № 4-Р. Номера тарифных схем на такие перевозки указаны в Руководстве № З-P в отделах «Г» и «Д»— соответственно для нефтегрузов и плотов.

В осенний период взыскиваются надбавки, установленные та­

рифами: за перевозки сухогрузов — в размере 21% от

основной

ставки (в южных бассейнах с 1 ноября, в остальных — с

1 октяб­

ря),

на буксировку плотов — в размере 50% (в южных бассейнах

с 1

октября, в остальных — с 1 сентября).

 

Помимо тарифов за перевозки, на речном транспорте введены

тарифы на погрузочно-разгрузочные работы. Доходы от

перегру­

зочных работ представляют собой особый сбор за погрузку и вы­ грузку грузов, не включенных в провозную плату за перевозку. Исключение составляют работы по перевалке грузов в смешанном железнодорожно-водном сообщении между пунктами, связанными железными дорогами. В этих случаях сбор за перевозку включа­ ется в провозную плату и отдельно не взыскивается.

Размер тарифного сбора за погрузочно-разгрузочные работы дифференцируется в зависимости от рода груза. Установлены раз­ личные уровни ставок за погрузку или выгрузку следующих групп грузов: зерна, металлов, угля, песка, лесных, гравия, руды, соли и прочих тарно-штучных грузов в контейнерах, пакетах и без них. Уровень ставок зависит и от степени технической оснащенности -портов (пристаней) перегрузочными средствами.

При перевозке грузов между пунктами, не связанными желез­ ными дорогами, размер сбора за перевалку складывается из двух

Í52