Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
говыми организациями за перевозку экспортных и импортных гру зов, устанавливаются Министерством морского флота по согласо ванию с Министерством внешней торговли, утверждаются Госпла ном СССР и публикуются в виде прейскурантов. Кроме тарифных ставок, в прейскуранте даются условия их применения, дополни тельные оплаты и сборы, а также номенклатура и классификация грузов; в приложениях имеются наименования портов погрузки и выгрузки.
Действующие морские тарифы применяются для расчетов только между советскими организациями при перевозке грузов в советском тоннаже. Если же при перевозках используется иност ранный флот, расчеты ведут внешнеторговые объединения «Сов фрахт» и ведомства, осуществляющие внешнеторговые операции. При перевозке грузов на иностранных линейных судах и судах, работающих на совместных советско-иностранных линиях, приме няются тарифы иностранных и совместных линий.
Тарифные ставки дифференцируются по родам грузов и на правлениям перевозки. Грузы группируются в классы в зависимо сти от объема, удельной кубатуры, ценности и других признаков. Экспортно-импортные сухогрузы (исключая лесные) дифференци рованы на ІО классов с увеличением уровня ставок от первого класса к высшему. К первому классу относятся массовые грузы — уголь, руда, соль навалом; ко второму — металл в чушках, бол ванках, поковках. В третьем классе сгруппированы зерновые: пше ница, овес, ячмень и др. Генеральные грузы распределены по ос тальным классам. Наиболее высокотарифицируемые грузы имеют большой удельный погрузочный объем (к ним относятся ценные и скоропортящиеся грузы).
Уровень тарифов зависит от места расположения портов пог рузки и выгрузки, т. е. от направления перевозки. Порты, распо ложенные на одном побережье, для тарификации распределены по группам. В тарифах предусмотрены различного рода надбавки. Например, надбавка за сезонность перевозок, дифференцирован ная по морским бассейнам (уровень ее зависит от уменьшения загрузки судна в осенне-зимний период), надбавка за линейность, зависящая от направления линии, класса и размера партии груза. Применяются надбавки за перевозку тяжеловесных и длинномер ных грузов.
Правильному определению провозной платы способствует уни фикация тарифной номенклатуры грузов. В настоящее время эта номенклатура унифицирована на речном, морском и железнодорож ном транспорте. Она состоит из одиннадцати разделов. Каждый раздел подразделяется на тарифные группы, объединяющие одно родные грузы данной отрасли. В свою очередь группы подразде ляются на тарифные позиции, куда входят грузы с одним и тем же уровнем тарифов. В действующих речных тарифах номенкла тура сухогрузов содержит 59 групп и 236 позиций.
Специальные тарифы на перевозку нефтегрузов. Речные тари фы на перевозку нефтяных грузов наливом дифференцируются на
149
четыре группы. Основным критерием отнесения нефтегрузов к той или иной группе служит уровень себестоимости перевозок. Наибо лее низкие тарифы установлены на грузы первой группы — мазут, моторное топливо и другие темные нефтепродукты. Во вторую группу входят дизельное топливо, керосин с температурой вспыш
ки 290 C и выше, |
в третью — бензин, масла, керосин и прочие |
нефтепродукты с |
температурой вспышки до 28° С, в четвертую — |
сырая нефть.
Тарифы на перевозку нефтегрузов дифференцируются по пароходствам. Все пароходства Министерства речного флота РСФСР сведены в 14 тарифных групп. Самый низкий уровень тарифов установлен для пароходства «Волготанкер», наиболее высокий — для пароходств восточных бассейнов.
Плата за перевозки нефтегрузов наливом взимается по 20 та рифным схемам (с № 71 по № 90). Уровень тарифных ставок за перевозку нефтеналивных грузов также зависит от судовых и сборных отправок, от перевозки по магистральным и малым ре кам. Для того чтобы стимулировать лучшее использование тонна жа, провозная плата при судовых отправках (даже при неполной загрузке судна грузоотправителем) взыскивается за то количест во груза, которое может быть принято судном при осадке, соот ветствующей состоянию глубин на тех или иных участках. При перевозке наливных грузов в судах смешанного плавания по реч ным и морским участкам пути применяются правила начисления провозной платы, аналогичные начислению плат при перевозке су хогрузов. При перевозке нефтегрузов между пунктами, связанны ми железными дорогами, провозная плата исчисляется исходя из фактической дальности перевозки по водным путям. Кроме провоз ной платы за перекачку нефтяных грузов средствами пароходст ва, взимается особый сбор, ставки которого дифференцируются в зависимости от рода нефтегруза.
Тарифы на буксировку плотов. Построение тарифов на букси ровку леса в плотах имеет свои особенности. Провозная плата за буксировку плотов установлена с 1 м3 плотной древесины (с фестметра). Размер ставок зависит от объема буксируемого плота: чем больше объем, тем относительно ниже провозная плата за транспортировку 1 м3 лесных грузов. По объему плоты подразде ляются на шесть групп. Наименьшая ставка установлена для пло тов объемом свыше 10 тыс. м3, наибольшая—2,5 тыс. м3. Такое построение тарифов стимулирует заинтересованность грузоотпра вителей в предъявлении для буксировки плотов больших объе-: мов.
Плата за буксировку исчисляется за фактическое количество древесины, но не менее, чем это предусмотрено тарифной нормой. Тарифная норма зависит от степени полнодревесности плота-— отношения объема плотной массы к внешнему объему плота, или "коэффициента полнодревесности. Чем выше этот коэффициент, тем большее количество плотной древесной массы в плоту. Если коли чество древесины превышает тарифную норму в результате увели-.
150
чения коэффициента полнодревесности, плата за буксировку сни жается на 40%. Если же к буксировке предъявляется плот, объем которого меньше предусмотренного тарифной нормой, плата исчис ляется за кубатуру, соответствующую этой норме. Минимальное расстояние, за которое исчисляется провозная плата за буксировку плота, принимается равным 25 км.
Тарифы на буксировку плотов дифференцированы по пароходствам, которые подразделены на И тарифных групп (по РСФСР). Провозная плата за буксировку плотов взимается в зависимости от объема древесины в плоту и группы пароходства по 20 тариф ным схемам, различающимся по уровню ставок (с № 101 по
№120).
Пассажирские тарифы. Тарифы за проезд пассажиров на реч
ном транспорте подразделяются в зависимости от вида перевозок на транзитные, местные, пригородные и внутригородские. Тариф ные ставки зависят также от скорости передвижения, дальности поездок и категории занимаемого места. Тарифы для транзитных и местных линий опубликованы в Руководстве № 5-Р; для приго родных и внутригородских линий издаются своды местных тари фов пароходств. Все пароходства сведены в 6 групп и установле но 12 тарифных схем: схемы № 1—6 для транзитных линий и № 7—12 для местных линий; уровень ставок повышается от пер вой схемы к последующей.
Расчет провозной платы. Для обеспечения единообразия в по строении тарифов установлен определенный порядок их утверж дения.
Тарифы на перевозку пассажиров (на транзитных и местных линиях), грузов и буксировку плотов разрабатываются Министер ством речного флота и утверждаются Госпланом СССР. Тарифы на буксировку судов утверждаются министром речного флота по согласованию с Госпланом РСФСР.
Министр речного флота утверждает тарифы на пригородные и внутригородские перевозки пассажиров и багажа, а также на все перевозки пассажиров и буксировку плотов по вновь осваиваемым внутренним водным путям, пониженные тарифы на перевозку гру зов по отдельным направлениям, периодам навигации и пароход ства м и некоторые другие сборы.
Начальники пароходств определяют сборы за очистку судов после разгрузки, за работу рейдовых судов, оборудование судов для перевозки специализированных грузов, за хранение грузов до открытия навигации и др.
Установленные тарифные сборы и правила их применения, а так же все последующие изменения помещаются в сборниках правил перевозок и тарифов речного транспорта, которые опубликовыва ются периодически отдельными выпусками. Кроме того, издаются тарифные руководства, содержащие правила применения тарифов, номенклатуру грузов, тарифные схемы и расчетные таблицы пла ты и расстояний между пунктами. Тарифы и сборы, назначаемые начальниками пароходств, публикуются в местной печати. Все та
1S1
рифы и правила обязательны для предприятий речного транспор та, а также для грузоотправителей и грузополучателей.
Для расчета провозных плат за перевозку грузов речным тран спортом применяются Тарифные руководства № З-P (Прейску рант № 14-01—тарифы на перевозку грузов и буксировку плотов речным транспортом) и № 4-Р (таблицы тарифных расстояний).
Провозная плата за перевозку сухогрузов рассчитывается в следующем порядке. Из Тарифного руководства № З-P по алфа виту к номенклатуре грузов устанавливают группу и позиции предъявляемого к перевозке груза. Расстояние, за которое следу ет рассчитывать провозную плату, находят в Тарифном руковод стве № 4-Р. Если перевозка грузов осуществляется между пунк тами, связанными железной дорогой, условные расстояния опре деляют по тарифному руководству № З-P. По установлении груп
пы, позиции и расстояния перевозки в |
перечне |
тарифных групп |
и позиций отыскивают номер тарифной |
схемы. |
Имея номер та |
рифной схемы и пояс дальности перевозки, который определяется исходя из расстояния перевозки, рассчитывают плату за перевоз ку данного рода груза.
Для отдельных направлений и грузов используются исключи тельные тарифы. В этом случае общую сумму провозной платы находят перемножением ставки за 1 т на вес предъявляемого к перевозке груза. Аналогично определяется плата за перевозку нефтегрузов наливом и буксировку плотов; при этом тарифные рас стояния находят по Руководству № 4-Р. Номера тарифных схем на такие перевозки указаны в Руководстве № З-P в отделах «Г» и «Д»— соответственно для нефтегрузов и плотов.
В осенний период взыскиваются надбавки, установленные та
рифами: за перевозки сухогрузов — в размере 21% от |
основной |
|
ставки (в южных бассейнах с 1 ноября, в остальных — с |
1 октяб |
|
ря), |
на буксировку плотов — в размере 50% (в южных бассейнах |
|
с 1 |
октября, в остальных — с 1 сентября). |
|
Помимо тарифов за перевозки, на речном транспорте введены |
||
тарифы на погрузочно-разгрузочные работы. Доходы от |
перегру |
зочных работ представляют собой особый сбор за погрузку и вы грузку грузов, не включенных в провозную плату за перевозку. Исключение составляют работы по перевалке грузов в смешанном железнодорожно-водном сообщении между пунктами, связанными железными дорогами. В этих случаях сбор за перевозку включа ется в провозную плату и отдельно не взыскивается.
Размер тарифного сбора за погрузочно-разгрузочные работы дифференцируется в зависимости от рода груза. Установлены раз личные уровни ставок за погрузку или выгрузку следующих групп грузов: зерна, металлов, угля, песка, лесных, гравия, руды, соли и прочих тарно-штучных грузов в контейнерах, пакетах и без них. Уровень ставок зависит и от степени технической оснащенности -портов (пристаней) перегрузочными средствами.
При перевозке грузов между пунктами, не связанными желез ными дорогами, размер сбора за перевалку складывается из двух
Í52