Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
ставок: за погрузку в суда или выгрузку из судов и за погрузку в вагоны или выгрузку из вагонов. Размер сборов определяется за весь цикл грузовых работ независимо от способа их выполнения (механизированного или ручного) и варианта работ (вагон—• берег—судно, вагон — судно и пр.). За рыхление смерзшихся и слежавшихся грузов взыскивается дополнительная плата по себе стоимости этих работ.
Дополнительно оплачиваются также работы по укладке груза на берегу в штабеля, перемещение груза в глубь складских тер риторий на расстояние, превышающее радиус действия погрузоч но-разгрузочных машин (или более 20 м при ручном способе ра бот). За перевалочные операции порты получают доходы от пароходств по специальным ставкам, которые служат только для внутренних расчетов и в Руководстве № З-P не публикуются.
Тарифные сборы за обязательные для пароходств работы по загрузке и разгрузке судов утверждаются министром речного фло та по согласованию с Госпланом РСФСР. Сборы за необязатель ные для пароходств погрузочно-разгрузочные работы утверждают ся только министром речного флота.
Глава Xl
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ
ИФИНАНСЫ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
§41. Хозяйственный расчет на речном транспорте
Хозяйственный расчет — это экономический метод планового руководства социалистическим предприятием на основе самооку паемости, т. е. возмещения предприятием всех затрат, связанных с производством и реализацией продукции, а также обеспечения необходимой рентабельности производства. Хозяйственный расчет в условиях сохранения товарно-денежных отношений и действия закона стоимости способствует саморегулированию производствен ного процесса таких сложных экономических систем, какими яв ляются современные предприятия.
Хозяйственный расчет как социалистический метод руководст ва деятельностью предприятий, как система ведения хозяйства впервые был выдвинут В. И. Лениным в работе «Очередные зада чи Советской власти», вышедшей в 1918 г. В дальнейшем В. И. Ле нин развивал это положение и неоднократно подчеркивал огром ную важность хозяйственного расчета для укрепления экономи ческого положения Советского государства.
Хозяйственный расчет строится на нескольких принципах. Главным принципом является самоокупаемость работы предприя-
нз
тий. Предприятия должны организовать свою деятельность так, чтобы обеспечить превышение доходов над расходами, т. е. быть рентабельными. Второй принцип — материальная, или экономиче ская, ответственность предприятия за результаты своей деятель ности, в первую очередь за выполнение плановых производствен но-экономических показателей. Экономическая ответственность многообразна и проявляется по-разному. Перед государством, на
пример, предприятие несет ответственность за выполнение |
плана |
и платежей в бюджет (в виде платы за производственные |
фон |
ды — взносов свободного остатка — получаемой прибыли), |
перед |
другими предприятиями — за своевременные платежи поставщи кам или необходимую отгрузку продукции покупателям, перед уч
реждениями банка — за |
своевременность возврата |
ссуды, перед |
своим коллективом—за |
организацию труда. Третий |
принцип — |
материальная заинтересованность. Чем лучше результаты произ водственно-финансовой деятельности, тем выше уровень экономи ческих стимулов коллектива в целом и отдельных его членов. Четвертым важным принципом является оперативно-хозяйствен ная самостоятельность предприятия, что создает благоприятные условия для проявления инициативы на местах. Пятый принцип — контроль рублем за производственно-финансовой деятельностью предприятий. Контроль рублем осуществляется вышестоящими ор ганизациями, финансовыми и банковскими органами, органами народного контроля, а также другими предприятиями и организа циями в процессе их взаимодействия.
Различают полный хозяйственный расчет предприятий и вну трипроизводственный хозрасчет отдельных подразделений пред приятия.
Предприятия, переведенные на полный хозяйственный расчет,
наделяются уставным фондом, который состоит из основных и оборотных фондов. Основные и оборотные фонды, выраженные в денежном исчислении, называются основными и оборотны ми средствами. Предприятие само распоряжается основны ми и оборотными средствами, добивается эффективного их исполь зования. Хозрасчетное предприятие является юридическим лицом, т. е. заключает договоры с другими предприятиями и организаци ями на поставку материалов, комплектующего оборудования, топ лива, сырья, на продажу продукции или выполнение каких-либо работ, занимается подготовкой и комплектованием кадров, несет материальную ответственность по своим обязательствам. Пред приятие имеет расчетный счет в Государственном банке, пользу ется кредитами Госбанка и Стройбанка, осуществляет все финан сово-расчетные операции, связанные с производственно-финансовой деятельностью, имеет государственный план и ведет необходимый учет и отчетность (самостоятельный бухгалтерский баланс), отра жающие деятельность предприятия.
„ Каждое предприятие имеет внутрипроизводственные подразде ления: цехи заводов, грузовые участки или районы портов, небалансовые пристани, флот и т. п, Эти подразделения имеют свои
IS4
планы, выполнение которых обеспечивает выполнение плана пред приятия в целом.
Подразделениям, переведенным на внутрипроизводственный хозрасчет, устанавливаются плановые производственные показате ли, нормативы затрат труда, материалов, использование производ ственных фондов, устанавливаются формы и размеры материаль ной ответственности и стимулирования за выполнение своих пока зателей, Однако рамки внутрипроизводственного хозрасчета на много ўже, чем полного. В отличие от предприятия, состоящего на полном хозяйственном расчете, хозрасчетные подразделения не могут непосредственно приобретать товарно-материальные и дру гие ценности для производства, а также реализовывать конечную продукцию, т. е. они не принимают непосредственного участия в процессе обращения товаров и, следовательно, не являются юри дическими лицами. Подразделения, находящиеся на внутрипроиз
водственном хозрасчете, |
не имеют расчетных |
счетов в |
Госбанке, |
||
а поэтому не могут заключать договоры с поставщиками на |
по |
||||
ставку сырья, материалов, топлива, на отгрузку продукции |
по |
||||
требителям и не |
могут |
производить с ними |
никаких |
расчетных |
|
операций. |
учет |
затрат труда, материалов |
и других |
||
Бухгалтерский |
статей затрат осуществляется по каждому внутрипроизводствен ному подразделению центральной бухгалтерией. Для рациональ ной организации труда и управления хозрасчетное подразделение ведет оперативный учет выполнения своих производственно-эконо мических показателей.
Основными производственными звеньями, переведенными на полный хозяйственный расчет, на речном транспорте являются пароходства. На полном хозяйственном расчете находятся и под чиненные пароходствам крупные порты (пристани), пассажирские агентства, эксплуатационные участки, заводы, ремонтно-эксплуа тационные базы (РЭБы), бассейновые узлы связи и радионавига ции, управления рабочего снабжения (УРСы). Административно УРСы подчинены пароходствам, но находятся на самостоятельном балансе, и результаты их деятельности в сводный баланс пароходств не включаются. В состав пароходств не включаются бас сейновые управления пути, управления каналами и подчиненные им технические участки. Все перечисленные производственные звенья имеют самостоятельные балансы и осуществляют свою дея тельность согласно Положению о социалистическом государствен ном производственном предприятии, утвержденному постановлени ем Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г.
Пароходство по отношению к подчиненным ему предприятиям выступает, с одной стороны, как орган хозяйственного управления, с другой — как государственное социалистическое предприятие, выполняющее транспортную работу (транзитные перевозки гру зов и пассажиров имеющимся на своем балансе транспортным флотом).
В производственно-финансовый план пароходства, утверждае
1»
мый Министерством речного флота, входят следующие показате ли и задания:
1)объем перевозок по отправлению грузов (в тоннах) и грузо оборот (в тонно-километрах);
2)общая сумма прибыли;
3)уровень рентабельности (отношение прибыли к производст венным фондам);
4)общий фонд заработной платы;
5)общий объем централизованных капитальных вложении с выделением строительно-монтажных работ;
6)задания по вводу в действие основных фондов и производ ственных мощностей за счет централизованных капитальных вло жений;
7)задания по внедрению новой техники;
8)объем материально-технического снабжения;
9)платежи в госбюджет и ассигнования из госбюджета. Кроме указанных показателей, устанавливаются задания по
росту производительности труда на пятилетку. Остальные показа тели производственно-финансового плана являются расчетными и разрабатываются предприятиями самостоятельно.
Укрепление хозяйственного расчета пароходств зависит не толь ко от выполнения основных показателей, но и от правильной организации экономических взаимоотношений с предприятиями своей системы и с предприятиями, не входящими в систему реч ного транспорта.
Производственно-экономические связи пароходства с предпри ятиями своей системы — с портами, ремонтно-эксплуатационными базами, заводами, с предприятиями других видов транспорта по смешанным железнодорожно-водным перевозкам, поставщиками топлива, материалов, оборудования, сырья, а также с грузоотпра вителями и грузополучателями — как правило, регламентируются производственно-финансовыми планами и положениями о социали стическом государственном производственном предприятии. Взаи моотношения со сторонними организациями (поставщиками, по требителями) оформляются договорами. В договорах устанавли ваются права, обязанности и материальная ответственность сто рон за выполнение обязательств по поставкам. Взаимоотношения с железнодорожными предприятиями по подаче вагонов в порты строятся на основе планов и узловых соглашений, в которых ука
зывается ответственность за выполнение установленных обяза тельств.
В процессе работы пароходства вступают во взаимоотношения со смежными пароходствами по аренде транспортного флота и распределению провозной платы. Для того чтобы заинтересовать смежные пароходства в более эффективном использовании флота, установлен такой порядок: флот, попадая в границы другого па-' роходства, переходит к нему в аренду, и с этого момента учет грузооборота, а также все расходы и доходы от перевозок арен дованным флотом несет и получает пароходство-арендатор. Тем
156
самым оно заинтересовывается в более быстрой обработке и за грузке флота смежных пароходств.
По пассажирским перевозкам и перевозкам нефтегрузов для пароходства «Волготанкер» установлен другой порядок: объем пе ревозок, грузооборот (количество пассажиров, пассажирооборот), расходы и доходы учитываются по пароходствам приписки флота, т. е. без передачи судов в аренду смежным пароходствам.
Порты (пристани), помимо приема и отправления грузов, по грузочно-разгрузочных работ, местных перевозок приписанным к ним флотом, осуществляют обслуживание транзитного грузо- и пассажирооборота, выполняемого транспортным флотом, находя щимся на балансе пароходства. К обслуживанию транзитного грузо-и пассажирооборота относятся: прием и выдача транзитных грузов, оформление транспортных документов и расчеты по пере возкам этих грузов, оказание помощи рейдовым флотом при про водке в порожистых местах и при шлюзовании, при проходе под мостами и на рейдах, формирование и расформирование составов, подвоз материалов, топлива, смазки, продовольствия, зачистка самоходных и несамоходных судов, обслуживание транзитных пас сажиров (содержание вокзалов, дебаркадеров, реклама, продажа билетов) и т. п.
За обслуживание транзитного грузо- и пассажирооборота пор ты получают доходы от управлений пароходств за фактически вы полненный грузо-и пассажирооборот в условных тоннах. Для пе ревода физических тонн различных родов грузов в условные при меняются коэффициенты приведения. В целях экономической за интересованности портов в сокращении стоянок флота введены хозрасчетные взаимоотношения между портами и пароходствами за выполнение валовых норм обработки флота. При снижении ва ловых норм порт получает от пароходства определенную сумму (или уплачивает ее — при невыполнении норм) исходя из тонна- же-суток и расчетной плановой ставки.
Основные хозрасчетные взаимоотношения между пароходства ми и заводами или РЭБами связаны с техническим и хозяйствен ным обслуживанием флота, приписанного к заводам или РЭБам (исходя из установленного плана РЭБы и заводы должны подгото вить к эксплуатации определенное количество флота, исчисляемого в сила-тоннаже-сутках). К затратам РЭБов и заводов по техниче скому и хозяйственному обслуживанию судов относятся: расходы на топливо, текущий и навигационный ремонт флота, зимний его отстой, расходы на материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, подготовку кадров, прочие прямые расходы, а также общие расходы по содержанию работников цеха техниче ской эксплуатации и береговых производственных участков. Паро ходства возмещают эти расходы исходя из силаили тоннаже-су- ток и расчетных ставок за одни силаили тоннаже-сутки нахожде ния судов в рабочем состоянии и на временном отстое.
Расчетные ставки устанавливаются с определенным процентом накоплений.
157