Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ставок: за погрузку в суда или выгрузку из судов и за погрузку в вагоны или выгрузку из вагонов. Размер сборов определяется за весь цикл грузовых работ независимо от способа их выполнения (механизированного или ручного) и варианта работ (вагон—• берег—судно, вагон — судно и пр.). За рыхление смерзшихся и слежавшихся грузов взыскивается дополнительная плата по себе­ стоимости этих работ.

Дополнительно оплачиваются также работы по укладке груза на берегу в штабеля, перемещение груза в глубь складских тер­ риторий на расстояние, превышающее радиус действия погрузоч­ но-разгрузочных машин (или более 20 м при ручном способе ра­ бот). За перевалочные операции порты получают доходы от пароходств по специальным ставкам, которые служат только для внутренних расчетов и в Руководстве № З-P не публикуются.

Тарифные сборы за обязательные для пароходств работы по загрузке и разгрузке судов утверждаются министром речного фло­ та по согласованию с Госпланом РСФСР. Сборы за необязатель­ ные для пароходств погрузочно-разгрузочные работы утверждают­ ся только министром речного флота.

Глава Xl

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ

ИФИНАНСЫ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

§41. Хозяйственный расчет на речном транспорте

Хозяйственный расчет — это экономический метод планового руководства социалистическим предприятием на основе самооку­ паемости, т. е. возмещения предприятием всех затрат, связанных с производством и реализацией продукции, а также обеспечения необходимой рентабельности производства. Хозяйственный расчет в условиях сохранения товарно-денежных отношений и действия закона стоимости способствует саморегулированию производствен­ ного процесса таких сложных экономических систем, какими яв­ ляются современные предприятия.

Хозяйственный расчет как социалистический метод руководст­ ва деятельностью предприятий, как система ведения хозяйства впервые был выдвинут В. И. Лениным в работе «Очередные зада­ чи Советской власти», вышедшей в 1918 г. В дальнейшем В. И. Ле­ нин развивал это положение и неоднократно подчеркивал огром­ ную важность хозяйственного расчета для укрепления экономи­ ческого положения Советского государства.

Хозяйственный расчет строится на нескольких принципах. Главным принципом является самоокупаемость работы предприя-

нз


тий. Предприятия должны организовать свою деятельность так, чтобы обеспечить превышение доходов над расходами, т. е. быть рентабельными. Второй принцип — материальная, или экономиче­ ская, ответственность предприятия за результаты своей деятель­ ности, в первую очередь за выполнение плановых производствен­ но-экономических показателей. Экономическая ответственность многообразна и проявляется по-разному. Перед государством, на­

пример, предприятие несет ответственность за выполнение

плана

и платежей в бюджет (в виде платы за производственные

фон­

ды — взносов свободного остатка — получаемой прибыли),

перед

другими предприятиями — за своевременные платежи поставщи­ кам или необходимую отгрузку продукции покупателям, перед уч­

реждениями банка — за

своевременность возврата

ссуды, перед

своим коллективом—за

организацию труда. Третий

принцип —

материальная заинтересованность. Чем лучше результаты произ­ водственно-финансовой деятельности, тем выше уровень экономи­ ческих стимулов коллектива в целом и отдельных его членов. Четвертым важным принципом является оперативно-хозяйствен­ ная самостоятельность предприятия, что создает благоприятные условия для проявления инициативы на местах. Пятый принцип — контроль рублем за производственно-финансовой деятельностью предприятий. Контроль рублем осуществляется вышестоящими ор­ ганизациями, финансовыми и банковскими органами, органами народного контроля, а также другими предприятиями и организа­ циями в процессе их взаимодействия.

Различают полный хозяйственный расчет предприятий и вну­ трипроизводственный хозрасчет отдельных подразделений пред­ приятия.

Предприятия, переведенные на полный хозяйственный расчет,

наделяются уставным фондом, который состоит из основных и оборотных фондов. Основные и оборотные фонды, выраженные в денежном исчислении, называются основными и оборотны­ ми средствами. Предприятие само распоряжается основны­ ми и оборотными средствами, добивается эффективного их исполь­ зования. Хозрасчетное предприятие является юридическим лицом, т. е. заключает договоры с другими предприятиями и организаци­ ями на поставку материалов, комплектующего оборудования, топ­ лива, сырья, на продажу продукции или выполнение каких-либо работ, занимается подготовкой и комплектованием кадров, несет материальную ответственность по своим обязательствам. Пред­ приятие имеет расчетный счет в Государственном банке, пользу­ ется кредитами Госбанка и Стройбанка, осуществляет все финан­ сово-расчетные операции, связанные с производственно-финансовой деятельностью, имеет государственный план и ведет необходимый учет и отчетность (самостоятельный бухгалтерский баланс), отра­ жающие деятельность предприятия.

„ Каждое предприятие имеет внутрипроизводственные подразде­ ления: цехи заводов, грузовые участки или районы портов, небалансовые пристани, флот и т. п, Эти подразделения имеют свои

IS4


планы, выполнение которых обеспечивает выполнение плана пред­ приятия в целом.

Подразделениям, переведенным на внутрипроизводственный хозрасчет, устанавливаются плановые производственные показате­ ли, нормативы затрат труда, материалов, использование производ­ ственных фондов, устанавливаются формы и размеры материаль­ ной ответственности и стимулирования за выполнение своих пока­ зателей, Однако рамки внутрипроизводственного хозрасчета на­ много ўже, чем полного. В отличие от предприятия, состоящего на полном хозяйственном расчете, хозрасчетные подразделения не могут непосредственно приобретать товарно-материальные и дру­ гие ценности для производства, а также реализовывать конечную продукцию, т. е. они не принимают непосредственного участия в процессе обращения товаров и, следовательно, не являются юри­ дическими лицами. Подразделения, находящиеся на внутрипроиз­

водственном хозрасчете,

не имеют расчетных

счетов в

Госбанке,

а поэтому не могут заключать договоры с поставщиками на

по­

ставку сырья, материалов, топлива, на отгрузку продукции

по­

требителям и не

могут

производить с ними

никаких

расчетных

операций.

учет

затрат труда, материалов

и других

Бухгалтерский

статей затрат осуществляется по каждому внутрипроизводствен­ ному подразделению центральной бухгалтерией. Для рациональ­ ной организации труда и управления хозрасчетное подразделение ведет оперативный учет выполнения своих производственно-эконо­ мических показателей.

Основными производственными звеньями, переведенными на полный хозяйственный расчет, на речном транспорте являются пароходства. На полном хозяйственном расчете находятся и под­ чиненные пароходствам крупные порты (пристани), пассажирские агентства, эксплуатационные участки, заводы, ремонтно-эксплуа­ тационные базы (РЭБы), бассейновые узлы связи и радионавига­ ции, управления рабочего снабжения (УРСы). Административно УРСы подчинены пароходствам, но находятся на самостоятельном балансе, и результаты их деятельности в сводный баланс пароходств не включаются. В состав пароходств не включаются бас­ сейновые управления пути, управления каналами и подчиненные им технические участки. Все перечисленные производственные звенья имеют самостоятельные балансы и осуществляют свою дея­ тельность согласно Положению о социалистическом государствен­ ном производственном предприятии, утвержденному постановлени­ ем Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г.

Пароходство по отношению к подчиненным ему предприятиям выступает, с одной стороны, как орган хозяйственного управления, с другой — как государственное социалистическое предприятие, выполняющее транспортную работу (транзитные перевозки гру­ зов и пассажиров имеющимся на своем балансе транспортным флотом).

В производственно-финансовый план пароходства, утверждае­


мый Министерством речного флота, входят следующие показате­ ли и задания:

1)объем перевозок по отправлению грузов (в тоннах) и грузо­ оборот (в тонно-километрах);

2)общая сумма прибыли;

3)уровень рентабельности (отношение прибыли к производст­ венным фондам);

4)общий фонд заработной платы;

5)общий объем централизованных капитальных вложении с выделением строительно-монтажных работ;

6)задания по вводу в действие основных фондов и производ­ ственных мощностей за счет централизованных капитальных вло­ жений;

7)задания по внедрению новой техники;

8)объем материально-технического снабжения;

9)платежи в госбюджет и ассигнования из госбюджета. Кроме указанных показателей, устанавливаются задания по

росту производительности труда на пятилетку. Остальные показа­ тели производственно-финансового плана являются расчетными и разрабатываются предприятиями самостоятельно.

Укрепление хозяйственного расчета пароходств зависит не толь­ ко от выполнения основных показателей, но и от правильной организации экономических взаимоотношений с предприятиями своей системы и с предприятиями, не входящими в систему реч­ ного транспорта.

Производственно-экономические связи пароходства с предпри­ ятиями своей системы — с портами, ремонтно-эксплуатационными базами, заводами, с предприятиями других видов транспорта по смешанным железнодорожно-водным перевозкам, поставщиками топлива, материалов, оборудования, сырья, а также с грузоотпра­ вителями и грузополучателями — как правило, регламентируются производственно-финансовыми планами и положениями о социали­ стическом государственном производственном предприятии. Взаи­ моотношения со сторонними организациями (поставщиками, по­ требителями) оформляются договорами. В договорах устанавли­ ваются права, обязанности и материальная ответственность сто­ рон за выполнение обязательств по поставкам. Взаимоотношения с железнодорожными предприятиями по подаче вагонов в порты строятся на основе планов и узловых соглашений, в которых ука­

зывается ответственность за выполнение установленных обяза­ тельств.

В процессе работы пароходства вступают во взаимоотношения со смежными пароходствами по аренде транспортного флота и распределению провозной платы. Для того чтобы заинтересовать смежные пароходства в более эффективном использовании флота, установлен такой порядок: флот, попадая в границы другого па-' роходства, переходит к нему в аренду, и с этого момента учет грузооборота, а также все расходы и доходы от перевозок арен­ дованным флотом несет и получает пароходство-арендатор. Тем

156


самым оно заинтересовывается в более быстрой обработке и за­ грузке флота смежных пароходств.

По пассажирским перевозкам и перевозкам нефтегрузов для пароходства «Волготанкер» установлен другой порядок: объем пе­ ревозок, грузооборот (количество пассажиров, пассажирооборот), расходы и доходы учитываются по пароходствам приписки флота, т. е. без передачи судов в аренду смежным пароходствам.

Порты (пристани), помимо приема и отправления грузов, по­ грузочно-разгрузочных работ, местных перевозок приписанным к ним флотом, осуществляют обслуживание транзитного грузо- и пассажирооборота, выполняемого транспортным флотом, находя­ щимся на балансе пароходства. К обслуживанию транзитного грузо-и пассажирооборота относятся: прием и выдача транзитных грузов, оформление транспортных документов и расчеты по пере­ возкам этих грузов, оказание помощи рейдовым флотом при про­ водке в порожистых местах и при шлюзовании, при проходе под мостами и на рейдах, формирование и расформирование составов, подвоз материалов, топлива, смазки, продовольствия, зачистка самоходных и несамоходных судов, обслуживание транзитных пас­ сажиров (содержание вокзалов, дебаркадеров, реклама, продажа билетов) и т. п.

За обслуживание транзитного грузо- и пассажирооборота пор­ ты получают доходы от управлений пароходств за фактически вы­ полненный грузо-и пассажирооборот в условных тоннах. Для пе­ ревода физических тонн различных родов грузов в условные при­ меняются коэффициенты приведения. В целях экономической за­ интересованности портов в сокращении стоянок флота введены хозрасчетные взаимоотношения между портами и пароходствами за выполнение валовых норм обработки флота. При снижении ва­ ловых норм порт получает от пароходства определенную сумму (или уплачивает ее — при невыполнении норм) исходя из тонна- же-суток и расчетной плановой ставки.

Основные хозрасчетные взаимоотношения между пароходства­ ми и заводами или РЭБами связаны с техническим и хозяйствен­ ным обслуживанием флота, приписанного к заводам или РЭБам (исходя из установленного плана РЭБы и заводы должны подгото­ вить к эксплуатации определенное количество флота, исчисляемого в сила-тоннаже-сутках). К затратам РЭБов и заводов по техниче­ скому и хозяйственному обслуживанию судов относятся: расходы на топливо, текущий и навигационный ремонт флота, зимний его отстой, расходы на материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, подготовку кадров, прочие прямые расходы, а также общие расходы по содержанию работников цеха техниче­ ской эксплуатации и береговых производственных участков. Паро­ ходства возмещают эти расходы исходя из силаили тоннаже-су- ток и расчетных ставок за одни силаили тоннаже-сутки нахожде­ ния судов в рабочем состоянии и на временном отстое.

Расчетные ставки устанавливаются с определенным процентом накоплений.

157