Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
По техническому и хозяйственному обслуживанию пароходство утверждает РЭБам и заводам следующие показатели плана:
1) сила-или тоннаже-сутки нахождения флота в рабочем со стоянии и на временном отстое;
2)расчетные ставки оплаты за техническое и хозяйственное обслуживание судов;
3)фонд заработной платы работников плавсостава за время зимнего отстоя и береговых работников, занятых техническим и хозяйственным обслуживанием флота;
4)план подготовки кадров плавающего состава;
5)фонд материально-технического снабжения;
6)прибыль от обслуживания флота.
На всех судах речного флота внедрен внутрипроизводственный хозяйственный расчет. Производственно-финансовые планы судов разрабатывают ремонтно-эксплуатационные базы флота, заводы, агентства, порты (пристани), у которых флот находится на хозяй ственном и техническом обслуживании. Производственные пока затели устанавливаются в зависимости от специфики работы и типа флота. Так, для грузовых самоходных судов, судов загран плавания основным производственным показателем является вы
полнение норм графика |
в часах, для буксирных |
судов — физиче |
|
ские тонно-километры |
(или |
выполнение норм |
времени, преду |
смотренных графиком), |
для |
пассажирского флота — количество |
перевезенных пассажиров и план использования судна по времени. Итоги работы хозрасчетных самоходных грузовых и буксирных судов по выполнению производственных показателей подводятся ежемесячно и нарастающим итогом за год, по выполнению эко номических показателей — поквартально и нарастающим итогом также за год. Суда, находящиеся на хозяйственном расчете, со ставляют отчеты о выполнении планов в двух экземплярах и предъявляют их заводам (РЭБам), портам-пристаням, к которым они приписаны для хозяйственного и технического обслуживания. Отчеты после проверки предприятиями высылаются на судно и тому предприятию, на чьем балансе находится флот, для утверж дения и начисления фондов экономического стимулирования и
премирования экипажей судов.
Для повышения материальной заинтересованности и улучшения экономических показателей экипажам судов, кроме помесячных премий из фонда заработной платы за выполнение производствен ных показателей, начисляется фонд для поквартального премиро вания. Размер этого материального поощрения устанавливается в зависимости от выполнения планового задания себестоимости пе ревозок— либо удельных расходов на нормо-час, либо удельных доходов на рубль расходов. Сумма отчислений для премирования рассчитывается в определенном проценте от планового фонда за работной платы экипажа судна за соответствующий период.
- Фонд материального поощрения образуется на судах при обя зательном выполнении производственного плана, отсутствии аварий по вине экипажа и при условии полной сохранности перево
де
зимого груза. Этот фонд поощрения используется для премирова ния экипажа за выполнение и перевыполнение плановых показа телей (80%) и выплаты единовременных премий особо отличив шимся членам экипажей за выполнение отдельных заданий (20%), Основным подразделением порта, находящимся на внутрипро изводственном хозрасчете, является грузовой район (участок), где непосредственно производятся прием, хранение, погрузка, вы грузка, перевалка грузов и другие операции. Производственно« финансовый план грузового района включает следующие показа тели: объем погрузочно-разгрузочных работ с выделением важней шей номенклатуры грузов; нормы времени нахождения судов под обработкой и ожиданием; расходы по статьям затрат; себестои мость погрузочно-разгрузочных работ, доходы, прибыль и рента бельность (по отношению к расходам). Размер материального поощрения работников грузовых районов начисляется в зависимо
сти от выполнения основных показателей плана.
На заводах и РЭБах внутризаводской хозрасчет внедрен в це хах и на отдельных участках. Для каждого цеха назначаются свои производственно-экономические показатели, состав которых зависит от специфики работы каждого цеха. По основным цехам определяются: объем выпуска важнейшей номенклатуры; количе ство отработанных человеко-часов; общий фонд заработной пла ты; расходы и себестоимость. По некоторым цехам устанавлива ются доходы от реализации продукции и прибыль. Для упрощения исчисления фактических расходов и себестоимости продукции хоз расчетных цехов полуфабрикаты и материалы, поступающие из других цехов, учитываются по плановым внутризаводским ценам. По заготовительным и вспомогательным цехам хозрасчетный план имеет меньшее число показателей. Определение выручки от реали зации продукции, прибыли и рентабельности в этих цехах за труднено, поскольку не каждый цех выпускает законченную про дукцию. Поэтому устанавливаются такие показатели, как общий фонд заработной платы, расходы, зависящие от работников данно го цеха, трудоемкость в нормо-часах, себестоимость и др.
Фонд материального поощрения и размер отдельных видов пре мирования (премирование по итогам года) зависят как от выпол нения основных цеховых показателей, так и от выполнения плана в целом по заводу.
§ 42. Финансовое планирование
Сущность финансов. Финансы речного транспорта находят свое выражение в экономических отношениях, возникающих в процессе материального производства и реализации транспортной продук ции между предприятиями Министерства речного флота и хозяй ственными организациями. Они отражают также отношения с го сударственным бюджетом, которые устанавливаются как при обес печении денежными средствами затрат, связанных с расширением и обновлением основных фондов и увеличением собственных обо-
Í5»
ротных средств, так и при взносах части накоплений в доход госу дарственного бюджета.
Необходимость финансов при социализме обусловлена наличи ем товарного производства и действиями закона стоимости. Про изводственно-хозяйственная деятельность социалистических пред приятий и организаций осуществляется при непосредственном уча стии денег. В денежной форме планируются и учитываются затра ты на производство, доходы и прибыль. C помощью финансов контролируется кругооборот средств в процессе расширенного воспроизводства и обеспечения рентабельной работы предприятий.
Советские финансы выполняют три основные функции:
а) первая функция — обслуживание кругооборота средств предприятий в процессе воспроизводства. Для этого каждое пред приятие должно иметь необходимые денежные ресурсы, обеспечи вающие бесперебойный процесс производства и реализацию про дукции, а также своевременно выполнять финансовые обязатель ства перед рабочими, служащими, государственным бюджетом, кредитной системой и поставщиками;
б) вторая функция — распределение денежных ресурсов меж ду отраслями народного хозяйства и предприятиями для воспроиз водства основных фондов, обеспечения оптимальных пропорций между фондами накопления и потребления;
в) третья функция — контроль за производством и рациональ ным распределением общественного продукта, а также за эффек тивным использованием материальных, трудовых и денежных ре сурсов.
Советские финансы состоят из общегосударственных финансов и финансов социалистических предприятий. Концентрация финан совых средств в стране осуществляется при помощи Государст венного бюджета и кредитной системы. Государственный бюд жет— это основной финансовый план страны, где отражается об разование и использование общегосударственного фонда денежных средств, распределение общественного продукта и национального дохода.
В социалистическом обществе существует органическая связь между финансами отдельных хозрасчетных предприятий и обще государственными финансами. Часть денежных средств предприя тий передается по плану в доход Государственного бюджета, ор ганам социального страхования и вышестоящим хозяйственным органам. В свою очередь предприятия получают для расширения производства денежные средства из Государственного бюджета или от вышестоящих хозяйственных органов.
Транспорт, представляющий собой особую отрасль материаль ного производства, участвует в создании национального дохода. Финансы транспорта являются неотъемлемой частью единой си стемы финансов народного хозяйства. Финансовая деятельность транспортных предприятий и организаций, как и предприятий дру гих отраслей материального производства, должна быть направ лена на:
160
содействие выполнению заданий производственного плана; обеспечение наиболее эффективного использования основных и
оборотных фондов; соблюдение государственной финансовой дисциплины (свое
временное и полное выполнение всех обязательств по платежам предприятий, связанных с производством и реализацией продук ции, а также с использованием накоплений на собственные нуж ды и потребности народного хозяйства);
соблюдение принципов хозяйственного расчета — выполнение плана доходов и сокращение расходов с целью увеличения накоп лений.
Источники и размер денежных доходов, размер и направление расходов определяются финансовыми планами предприятий, кото рые являются органическими составными частями сводного госу дарственного плана и основываются на показателях производст венного плана. Эти показатели определяют размер финансовых ре сурсов, необходимых для обеспечения затрат на капиталовложе ния, капитальный ремонт и модернизацию оборудования, прирост оборотных средств, образование фондов экономического стимули рования предприятий и другие цели.
Финансовое положение предприятий зависит от того, насколь ко правильно произведен расчет планового размера финансовых ресурсов и как эти ресурсы используются в процессе производства и реализации продукции. Если предприятие не выполняет произ водственно-финансового плана, оно испытывает недостаток собст венных оборотных средств, не может свободно распоряжаться денежными средствами на своих счетах, своевременно расплачи ваться по денежным обязательствам и вследствие этого является финансово неустойчивым.
Финансовое состояние предприятий обусловливается не только выполнением производственной программы, но и выполнением планов доходов, реализации и накопления.
Планирование доходов. Финансовое планирование начинается с планирования доходов. Продукция транспорта реализуется по установленным тарифам. Суммы тарифных платежей и дополни тельных сборов за перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты, буксировку плотов, а также за погрузочно-разгрузочные и другие работы представляют собой доходы от эксплуатационной деятель ности предприятий речного транспорта.
При разработке финансового плана особенно важное значение имеет обоснованное установление доходов, поскольку они служат основным источником финансовых ресурсов пароходств и речных портов. Своевременное поступление доходов на расчетные счета предприятий — необходимый фактор для кругооборота средств в процессе расширенного воспроизводства. Если доходы от эксплуа тационной деятельности поступают в соответствии с выполнением плана перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, пароходство располагает необходимыми денежными средствами, обеспечиваю щими бесперебойное ведение хозяйства. Из доходов возмещаются
11 Экономика речного транспорта |
161 |