Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По техническому и хозяйственному обслуживанию пароходство утверждает РЭБам и заводам следующие показатели плана:

1) сила-или тоннаже-сутки нахождения флота в рабочем со­ стоянии и на временном отстое;

2)расчетные ставки оплаты за техническое и хозяйственное обслуживание судов;

3)фонд заработной платы работников плавсостава за время зимнего отстоя и береговых работников, занятых техническим и хозяйственным обслуживанием флота;

4)план подготовки кадров плавающего состава;

5)фонд материально-технического снабжения;

6)прибыль от обслуживания флота.

На всех судах речного флота внедрен внутрипроизводственный хозяйственный расчет. Производственно-финансовые планы судов разрабатывают ремонтно-эксплуатационные базы флота, заводы, агентства, порты (пристани), у которых флот находится на хозяй­ ственном и техническом обслуживании. Производственные пока­ затели устанавливаются в зависимости от специфики работы и типа флота. Так, для грузовых самоходных судов, судов загран­ плавания основным производственным показателем является вы­

полнение норм графика

в часах, для буксирных

судов — физиче­

ские тонно-километры

(или

выполнение норм

времени, преду­

смотренных графиком),

для

пассажирского флота — количество

перевезенных пассажиров и план использования судна по времени. Итоги работы хозрасчетных самоходных грузовых и буксирных судов по выполнению производственных показателей подводятся ежемесячно и нарастающим итогом за год, по выполнению эко­ номических показателей — поквартально и нарастающим итогом также за год. Суда, находящиеся на хозяйственном расчете, со­ ставляют отчеты о выполнении планов в двух экземплярах и предъявляют их заводам (РЭБам), портам-пристаням, к которым они приписаны для хозяйственного и технического обслуживания. Отчеты после проверки предприятиями высылаются на судно и тому предприятию, на чьем балансе находится флот, для утверж­ дения и начисления фондов экономического стимулирования и

премирования экипажей судов.

Для повышения материальной заинтересованности и улучшения экономических показателей экипажам судов, кроме помесячных премий из фонда заработной платы за выполнение производствен­ ных показателей, начисляется фонд для поквартального премиро­ вания. Размер этого материального поощрения устанавливается в зависимости от выполнения планового задания себестоимости пе­ ревозок— либо удельных расходов на нормо-час, либо удельных доходов на рубль расходов. Сумма отчислений для премирования рассчитывается в определенном проценте от планового фонда за­ работной платы экипажа судна за соответствующий период.

- Фонд материального поощрения образуется на судах при обя­ зательном выполнении производственного плана, отсутствии аварий по вине экипажа и при условии полной сохранности перево­

де


зимого груза. Этот фонд поощрения используется для премирова­ ния экипажа за выполнение и перевыполнение плановых показа­ телей (80%) и выплаты единовременных премий особо отличив­ шимся членам экипажей за выполнение отдельных заданий (20%), Основным подразделением порта, находящимся на внутрипро­ изводственном хозрасчете, является грузовой район (участок), где непосредственно производятся прием, хранение, погрузка, вы­ грузка, перевалка грузов и другие операции. Производственно« финансовый план грузового района включает следующие показа­ тели: объем погрузочно-разгрузочных работ с выделением важней­ шей номенклатуры грузов; нормы времени нахождения судов под обработкой и ожиданием; расходы по статьям затрат; себестои­ мость погрузочно-разгрузочных работ, доходы, прибыль и рента­ бельность (по отношению к расходам). Размер материального поощрения работников грузовых районов начисляется в зависимо­

сти от выполнения основных показателей плана.

На заводах и РЭБах внутризаводской хозрасчет внедрен в це­ хах и на отдельных участках. Для каждого цеха назначаются свои производственно-экономические показатели, состав которых зависит от специфики работы каждого цеха. По основным цехам определяются: объем выпуска важнейшей номенклатуры; количе­ ство отработанных человеко-часов; общий фонд заработной пла­ ты; расходы и себестоимость. По некоторым цехам устанавлива­ ются доходы от реализации продукции и прибыль. Для упрощения исчисления фактических расходов и себестоимости продукции хоз­ расчетных цехов полуфабрикаты и материалы, поступающие из других цехов, учитываются по плановым внутризаводским ценам. По заготовительным и вспомогательным цехам хозрасчетный план имеет меньшее число показателей. Определение выручки от реали­ зации продукции, прибыли и рентабельности в этих цехах за­ труднено, поскольку не каждый цех выпускает законченную про­ дукцию. Поэтому устанавливаются такие показатели, как общий фонд заработной платы, расходы, зависящие от работников данно­ го цеха, трудоемкость в нормо-часах, себестоимость и др.

Фонд материального поощрения и размер отдельных видов пре­ мирования (премирование по итогам года) зависят как от выпол­ нения основных цеховых показателей, так и от выполнения плана в целом по заводу.

§ 42. Финансовое планирование

Сущность финансов. Финансы речного транспорта находят свое выражение в экономических отношениях, возникающих в процессе материального производства и реализации транспортной продук­ ции между предприятиями Министерства речного флота и хозяй­ ственными организациями. Они отражают также отношения с го­ сударственным бюджетом, которые устанавливаются как при обес­ печении денежными средствами затрат, связанных с расширением и обновлением основных фондов и увеличением собственных обо-

Í5»



ротных средств, так и при взносах части накоплений в доход госу­ дарственного бюджета.

Необходимость финансов при социализме обусловлена наличи­ ем товарного производства и действиями закона стоимости. Про­ изводственно-хозяйственная деятельность социалистических пред­ приятий и организаций осуществляется при непосредственном уча­ стии денег. В денежной форме планируются и учитываются затра­ ты на производство, доходы и прибыль. C помощью финансов контролируется кругооборот средств в процессе расширенного воспроизводства и обеспечения рентабельной работы предприятий.

Советские финансы выполняют три основные функции:

а) первая функция — обслуживание кругооборота средств предприятий в процессе воспроизводства. Для этого каждое пред­ приятие должно иметь необходимые денежные ресурсы, обеспечи­ вающие бесперебойный процесс производства и реализацию про­ дукции, а также своевременно выполнять финансовые обязатель­ ства перед рабочими, служащими, государственным бюджетом, кредитной системой и поставщиками;

б) вторая функция — распределение денежных ресурсов меж­ ду отраслями народного хозяйства и предприятиями для воспроиз­ водства основных фондов, обеспечения оптимальных пропорций между фондами накопления и потребления;

в) третья функция — контроль за производством и рациональ­ ным распределением общественного продукта, а также за эффек­ тивным использованием материальных, трудовых и денежных ре­ сурсов.

Советские финансы состоят из общегосударственных финансов и финансов социалистических предприятий. Концентрация финан­ совых средств в стране осуществляется при помощи Государст­ венного бюджета и кредитной системы. Государственный бюд­ жет— это основной финансовый план страны, где отражается об­ разование и использование общегосударственного фонда денежных средств, распределение общественного продукта и национального дохода.

В социалистическом обществе существует органическая связь между финансами отдельных хозрасчетных предприятий и обще­ государственными финансами. Часть денежных средств предприя­ тий передается по плану в доход Государственного бюджета, ор­ ганам социального страхования и вышестоящим хозяйственным органам. В свою очередь предприятия получают для расширения производства денежные средства из Государственного бюджета или от вышестоящих хозяйственных органов.

Транспорт, представляющий собой особую отрасль материаль­ ного производства, участвует в создании национального дохода. Финансы транспорта являются неотъемлемой частью единой си­ стемы финансов народного хозяйства. Финансовая деятельность транспортных предприятий и организаций, как и предприятий дру­ гих отраслей материального производства, должна быть направ­ лена на:

160


содействие выполнению заданий производственного плана; обеспечение наиболее эффективного использования основных и

оборотных фондов; соблюдение государственной финансовой дисциплины (свое­

временное и полное выполнение всех обязательств по платежам предприятий, связанных с производством и реализацией продук­ ции, а также с использованием накоплений на собственные нуж­ ды и потребности народного хозяйства);

соблюдение принципов хозяйственного расчета — выполнение плана доходов и сокращение расходов с целью увеличения накоп­ лений.

Источники и размер денежных доходов, размер и направление расходов определяются финансовыми планами предприятий, кото­ рые являются органическими составными частями сводного госу­ дарственного плана и основываются на показателях производст­ венного плана. Эти показатели определяют размер финансовых ре­ сурсов, необходимых для обеспечения затрат на капиталовложе­ ния, капитальный ремонт и модернизацию оборудования, прирост оборотных средств, образование фондов экономического стимули­ рования предприятий и другие цели.

Финансовое положение предприятий зависит от того, насколь­ ко правильно произведен расчет планового размера финансовых ресурсов и как эти ресурсы используются в процессе производства и реализации продукции. Если предприятие не выполняет произ­ водственно-финансового плана, оно испытывает недостаток собст­ венных оборотных средств, не может свободно распоряжаться денежными средствами на своих счетах, своевременно расплачи­ ваться по денежным обязательствам и вследствие этого является финансово неустойчивым.

Финансовое состояние предприятий обусловливается не только выполнением производственной программы, но и выполнением планов доходов, реализации и накопления.

Планирование доходов. Финансовое планирование начинается с планирования доходов. Продукция транспорта реализуется по установленным тарифам. Суммы тарифных платежей и дополни­ тельных сборов за перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты, буксировку плотов, а также за погрузочно-разгрузочные и другие работы представляют собой доходы от эксплуатационной деятель­ ности предприятий речного транспорта.

При разработке финансового плана особенно важное значение имеет обоснованное установление доходов, поскольку они служат основным источником финансовых ресурсов пароходств и речных портов. Своевременное поступление доходов на расчетные счета предприятий — необходимый фактор для кругооборота средств в процессе расширенного воспроизводства. Если доходы от эксплуа­ тационной деятельности поступают в соответствии с выполнением плана перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, пароходство располагает необходимыми денежными средствами, обеспечиваю­ щими бесперебойное ведение хозяйства. Из доходов возмещаются

11 Экономика речного транспорта

161