Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
судов и использование их в комплексе с электронно-вычи слительными устройствами, которыми будут оборудованы суда. Такие системы автоматически выберут необходимый маневр для расхождения судов в условиях любой видимости.
Для автоматизации процессов судовождения планируется вне дрение системы промышленного телевидения. Система состоит из управляемой телевизионной камеры, устанавливаемой в носовой части судна на мачте, и видеоустановки, располагаемой в руб ке. Это обеспечит хорошую видимость знаков обстановки и участ ков пути, которые в обычных условиях работы из рулевой рубки не видны. C помощью такой системы управление судном может осуществляться одним человеком даже на сложных участках пути. В будущем предусматривается дальнейшая централизация постов управления главными и вспомогательными двигателями и палуб ными механизмами, что позволит из рубки производить запуск
иостановку двигателей и менять режим их работы. Для упроще ния контроля за действием главных и вспомогательных машин будет сокращено число непрерывно показывающих приборов и большинство аппаратуры переведено на систему контроля по вы зову, т. е. приборы начнут включаться только тогда, когда по явится предаварийная ситуация в работе двигателей и механиз мов. Это даст возможность быстро найти неисправность и устра нить ее. Особое внимание будет обращено на автоматизацию сво евременной регистрации отклонений различных параметров от ус тановленных норм, моментов пуска и остановки агрегатов и судо вых двигателей.
Внедрение автоматизации на речном транспорте повлечет за собой резкое сокращение численности экипажей судов, что в свою очередь позволит снизить не только эксплуатационные расходы, но
истоимость постройки судов, поскольку уменьшится объем жилых помещений, камбузов и кладовых.
§13. Портовое хозяйство
В настоящее время порты представляют собой сложные ин женерные сооружения. Они предназначены для приема и отправ ления проектных объемов грузов и обеспечения своевременного комплексного обслуживания флота (снабжение топливом, продо вольствием, материально-техническое и культурное обслуживание
и т. п.).
Транспортный процесс начинается с доставки грузов в порты отправления. После этого грузы должны быть погружены в суда, перевезены в порты назначения и выгружены. Выгруженные в порту грузы поступают на другой вид транспорта или на скла ды до момента выдачи их получателю. Стоянки флота под комп лексным обслуживанием в портах занимают значительный удель ный вес в общем времени его работы и составляют около 6—12% всего эксплуатационного времени.
3 Экономика речного транспорта |
33 |
Сейчас, когда речной транспорт пополнился качественно но вым флотом, оборудованным средствами автоматизации судовых работ и радионавигационной аппаратурой, обеспечивающей пла вание практически в любой навигационной обстановке, сокраще ние времени обработки и других видов услуг в портах является первостепенной задачей, направленной на повышение эффектив ности работы речного транспорта.
За годы послевоенных пятилеток на речном транспорте про ведены большие работы по строительству, модернизации и ос нащению портов прогрессивной механизацией. Построены и ре конструированы крупные порты в Ленинграде, Горьком, Казани, Ульяновске, Куйбышеве, Саратове, Перми, Ростове-на-Дону, Осет рове, Новосибирске, Омске, Красноярске, Череповце, Волгограде, Киеве и других городах. Объем погрузочно-разгрузочных работ только по портам Министерства речного флота в 1970 г. пре высил 330 млн. т, а в 1975 г. он составит более 400 млн. т. Для перегрузки такого объема грузов порты должны быть оснащены мощной перегрузочной техникой, иметь большой фронт причаль ных стенок, оборудованы рейдами для приема и отстоя прихо дящего в порты флота. Склады, подходные железнодорожные и автодорожные пути должны обладать соответствующей пропуск ной способностью. Для рейдового, технического, культурно-быто вого обслуживания транспортного флота порты должны распо лагать служебно-вспомогательным, рейдовым и техническим флотом, бункеровочными станциями, плавучими магазинами, куль турно-бытовыми базами, складами и другими сооружениями и оборудованием.
По принадлежности порты классифицируются на порты об щего и необщего пользования. Все порты Министерства речного флота являются портами общего пользования. Порты отдельных предприятий клиентуры называются портами необщего пользова ния. В зависимости от объема погрузочно-разгрузочных работ порты общего пользования подразделяются на три группы, а при стани— на две.
В каждом порту имеется причальный фронт —часть берего вой линии, специально приспособленной и оборудованной для швартовки и обработки судов, а также для их берегового и тех нического обслуживания. В крупных портах, как правило, при чальные линии представляют собой гидротехнические сооруже ния— стенки из железобетонных конструкций. На причалах уста навливаются портальные краны или другая перегрузочная тех ника. Причальная линия небольших портов (пристаней) оборуду ется плавучими дебаркадерами. Участок причального фронта, предназначенный для швартовки одного судна, называется прича лом. Несколько причалов объединяются в грузовой участок, а гру
зовые |
участки — в |
грузовые районы порта. |
Грузовые |
участки |
||
обычно |
специализируются |
на перегрузке |
одного |
рода |
груза |
|
(уголь, |
хлеб, соль, |
лес, |
минерально-строительные |
материалы |
и т. д.).
34
Пассажирские причалы в зависимости от обслуживаемых судов отдельных линий подразделяются на транзитные, местные, пригородные, внутригородские.
Техническое перевооружение портов, осуществляемое в послед ние годы, значительно повыоило их пропускную способность и обеспечило некоторое сокращение времени обработки судов и ва гонов. В настоящее время порты оснащены 10-и 15-тонными пор тальными и плавучими кранами, гидроперегружателями, авто- и электропогрузчиками, пневматическими установками, вагоноопро кидывателями и другими высокопроизводительными машинами. В результате широкого применения береговой и внутритрюмной техники на погрузке массовых навалочных грузов достигнута 100-процентная комплексная механизация, а на генеральных гру зах комплексная механизация составляет свыше 90%.
Высокая производительность труда и наиболее низкая себе стоимость перегрузочных работ достигаются при применении пла вучих гидроперегружателей для выгрузки пеака .из специальных судов — шаланд. В современных портах эксплуатируются гидро перегружатели производительностью 1500 т/ч, способные пода вать песок на расстояние более километра.
Некоторые порты оснащены пневматическими устройствами. Пневматические перегружатели цемента, перевозимого в специа лизированных судах с герметическим закрытием, имеют техни ческую производительность 100—200 т/ч; при этом почти полностью исключаются потери при перегрузке. Использование на выгруз ке зерна пневматических перегрузочных средств дает не только низкую себестоимость перегрузочных работ и уменьшает потери зерна, но и улучшает условия труда рабочих. Для перегрузки руды и угля из железнодорожных вагонов в суда в Кандалак шском и Усть-Донецком портах эксплуатируются комплексы тран спортных установок с вагоноопрокидывателями производитель ностью свыше 1200 т/ч.
Ряд портов оборудован грейферно-конвейерными перегружа телями для перегрузки угля, руды, гравия и других массовых навалочных грузов из речных судов в железнодорожные вагоны или склады. В состав перегружателя входят портальный кран повышенной грузоподъемности, бункер на портале и поворотный транспортер.
-Росту производительности труда на перегрузочных работах в портах способствует применение пакетирования грузов, исполь зование поддонов, специализированных грузозахватных приспособ
лений— лесных |
грейферов, штивующих грейферов (при перегруз |
ке навалочных |
грузов), электромагнитов, а также внутритрюм |
ной, внутривагонной, складской и другой механизации. Улучшению экономических показателей портов содействует пов
семестно внедряемая кооперированная работа с другими видами транспорта в зимний период, при которой успешно используются склады, перегрузочная техника, рабочая сила на обработке же лезнодорожных вагонов и автотранспорта.
3* |
3S |
Важнейшая задача на перспективу — обеспечить опережающий рост пропускной способности портов над провозной способностью флота. Это будет осуществляться путем строительства новых
иреконструкции существующих портов, дальнейшей механизации
иавтоматизации производственных процессов. Для ускорения об работки судов в портах намечается совершенствование систем комплексного их обслуживания.
C целью повышения эффективности работы в крупных портах внедряются автоматизированные системы управления. Для разра ботки оптимального планирования используются электронно-вы числительные машины (ЭВМ). При помощи ЭВМ осуществляется
оперативное управление погрузкой и разгрузкой судов, вагонов, работой складов, механизацией, рейдовым и местным флотом. Ав томатизируется также бухгалтерский и статистический учет.
§14. Промышленные предприятия
Промышленные предприятия речного транспорта — заводы и
ремонтно-эксплуатационные |
базы — осуществляют своевременный |
и качественный судоремонт, |
строительство самоходного и несамо |
ходного флота, изготовление кранового и судового оборудования (машиностроение), а также техническое и хозяйственное обслу живание транспортных судов.
В зависимости от специализации и удельного веса выполняе мого объема работ по судоремонту, судостроению и изготовле нию оборудования промышленные предприятия классифицируют ся по группам. На речном транспорте имеются машиностроитель ные заводы, судоремонтно-судостроительные заводы (ССЗ), судоремонтно-машиностроительные заводы (СРМЗ), ремонтно эксплуатационные базы флота (РЭБы) и судоверфи. Крупные за воды и РЭБы являются самостоятельными хозрасчетными пред приятиями и входят в состав пароходств.
.Машиностроительные заводы специализируются на изготовле нии кранового и судового оборудования. Судоремонтно-судострои тельные заводы занимаются ремонтом приписанного к ним флота и строительством новых судов. Такое разделение работ позволя ет лучше использовать контингент рабочих и оборудование, по скольку основной объем судоремонта выполняется в зимнее вре мя; в летний период основной удельный вес в выпуске валовой продукции приходится на судостроение. Судоремонтно-машино строительные заводы, специализирующиеся на ремонте флота и изготовлении оборудования, так же как и судоремонтно-судостро ительные заводы, большую часть ремонтных работ выполняют в межнавигационный период, а в летние месяцы используют произ водственные мощности для обеспечения программы машинострое ния. Главная задача РЭБов заключается в своевременном и качественном ремонте флота и его техническом обслуживании. Вер фи занимаются в основном строительством судов малой грузо подъемности и мощности.
36
Эффективное использование флота, вооруженного современной техникой, в значительной степени зависит от применения пере довых методов технической эксплуатации и своевременного ре монта. Сокращение сроков и повышение качества ремонта фло та, удлинение межремонтных периодов, внедрение агрегатного ме тода ремонта — важные условия улучшения экономических пока зателей работы речного транспорта.
Сроки и затраты на ремонт флота зависят от технической ос нащенности предприятий, улучшения организации труда и произ водства, а также от внедрения передовой технологии на судоре монте. Затраты на текущий ремонт в целом по речному флоту со ставляют 8—10% общей суммы прямых расходов на содержание транспортного флота. Поэтому для снижения себестоимости пере возок особенно важное значение имеет качество судоремонтных работ и удлинение эксплуатационного периода работы флота. Высокое качество ремонтных работ позволяет использовать суда без вывода их на навигационный ремонт, в результате чего воз растает провозная способность судов и улучшаются экономические показатели. Удлинение эксплуатационного периода достигается как продлением навигации на внутренних водных путях с помощью ледоколов, так и использованием флота смешан ного плавания в зимний период на перевозках в незамерзающих морских бассейнах.
Организация труда и производства в судоремонтной промыш ленности в большей степени зависит от географического разме щения ее на территории нашей страны. В связи с тем что в раз личных речных бассейнах навигационный период колеблется от 130 до 230 дней, перед промышленными предприятиями ставятся следующие задачи: выполнение всего годового объема работ за 130—230 суток, особенно по текущему ремонту; привлечение к работам по ремонту флота плавсостава судов; загрузка пред приятий в навигационный период. К началу открытия навига ции работы по текущему судоремонту завершаются и предприя тия переходят к выполнению заказов по машиностроению, судо строению, среднему и капитальному ремонту флота.
На речном транспорте действует система планово-предупре дительного ремонта, предусматривающая осуществление отдель ных видов ремонта судов с определенной периодичностью и в ус тановленные плановые сроки. Периодичность ремонта обеспечи
вает |
надлежащее техническое состояние судов в* течение всего |
срока |
их службы. |
Планово-предупредительная система охватывает основные ви ды ремонта: текущий, обеспечивающий поддержание судов в ра бочем состоянии, средний и капитальный, при которых произво дится замена отдельных износившихся агрегатов, механизмов и элементов судна. Текущий ремонт, как правило, выполняется еже
годно . в |
межнавигационный |
период, |
средний — через каждые |
|
4—5 |
лет, |
капитальный — один |
раз в течение 20—25 лет. Улучше |
|
ние |
техничеакой эксплуатации |
флота, |
повышение качества теку |
37