Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заработной платы и другие документы, необходимые для планомерной деятельности предприятия.

Профсоюзные организации предприятий принимают самое широкое участие в разработке и реализации про­ изводственных планов. Их деятельность и взаимоотно­ шения с администрацией регулируются Основами зако­ нодательства о труде, республиканскими кодексами за­ конов о труде, Положением о правах ФЗМК. и коллек­ тивными договорами.

Коллективным договором устанавливаются взаимные обязательства администрации и коллектива рабочих и служащих по выполнению производственных планов, со­ вершенствованию организации производства и труда, улучшению качества и снижению себестоимости продук­ ции, развитию социалистического соревнования, укреп­ лению производственной и трудовой дисциплины, по­ вышению квалификации и подготовке кадров, по вовле­ чению рабочих и служащих в управление производ­ ством.

Это, в свою очередь, предполагает совместную раз­ работку хозяйственных планов, планов социального раз­ вития коллективов и организационно-технических меро­ приятий, обеспечивающих их выполнение.

Одна, из важнейших функций всех плановых орга­ нов страны — систематический контроль за осуществле­ нием всех мероприятий по выполнению государственных плановых заданий.

§ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПЛАНА, ПОРЯДОК ДОВЕДЕНИЯ ЕГО ЗАДАНИЙ ДО ИСПОЛНИТЕЛЕЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ

Руководство экономикой страны осуществляется пла­ номерно, на основе системы разрабатываемых народно­ хозяйственных планов. С помощью системы планов ре­ гулируются и координируются многосложные производ­ ственные, экономические и социальные процессы, про­ исходящие в социалистическом обществе.

Народнохозяйственные планы по периоду их дей­

ствия (по срокам)

подразделяются

на перспективные

(долгосрочные — на

10—15 лет и

среднесрочные — на

70

5 лет), текущие (годовые) и оперативные, разрабатывае­ мые на предприятиях (квартальные, месячные, декад­ ные, суточные и сменные).

Перспективные планы выражают экономическую программу партии и государства на длительный пери­ од, а т е к у щ и е п л а н ы раскрывают содержание конкретных задач, вытекающих из этой программы, на более короткий период. Перспективные планы являются основой работы по текущему планированию, которое, в свою очередь, дает исходные данные для уточнения заданий перспективных планов с учетом новых условий

ивыявленных в ходе выполнения планов резервов.

Всовременных условиях развития экономики и на­

учно-технического прогресса большое внимание уделя­ ется п р о г н о з и р о в а н и ю экономических и социаль­ ных процессов и взаимной связи между прогнозами и перспективным планированием.

В. И. Ленин, рассматривая проблемы первого в ми­ ровой истории перспективного (на 10—15 лет) плана Г'ОЭЛРО, подчеркивал, что этот план всесторонне учи­ тывает научно-технические достижения. В. И. Ленин пи­ сал, что важны «широкие планы не из фантазии взятые,

аподкрепленные техникой, подготовленные наукой...» 1 Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров

СССР «О мероприятиях по повышению эффективности работы научных организаций и ускорению использова­ ния в народном хозяйстве достижений науки и техни­ ки» 21 определен порядок разработки долгосрочных про­ гнозов по важнейшим проблемам отраслей и респуб­ лик. До составления перспективных (пятилетних) пла­ нов должны разрабатываться предложения об основных направлениях развития науки и техники, а также наме­ чаться важнейшие научно-технические проблемы, кото­ рые предстоит решать в планируемом периоде. Такие разработки должны представлять Госплану СССР Го­ сударственный комитет по науке и технике совместно с АН СССР, министерствами, ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик.

Обычно прогнозы охватывают наиболее важные про­ блемы планового развития страны. Это прежде всего

1 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 40, с. 108. 2 См. СП СССР, 1968, № 18, ст. 122.

71


прогнозы демографические (численность, структура, раз­ мещение населения), прогнозы развития запасов мине­ рального сырья, развития науки и техники, отраслей экономики, размещения производительных сил, повы­ шения жизненного уровня населения, процессов социаль­ ного развития, международных экономических и поли­ тических отношений.

Основные данные прогнозов используются при раз­ работке Коммунистической партией Советского Союза Директив к плану.

Прогнозирование — обязательная часть процесса сос­ тавления планов развития народного хозяйства, особен­ но долгосрочных. Работа над прогнозами принципиаль­ ного отличия от работы над планом не имеет, хотя оп­ ределенная специфика при этом учитывается. Прогноз —

поиск, проба; план — это уже

точная

директива на ос­

нове поиска и строгого расчета.

 

 

Рассмотренные и утвержденные съездом Коммуни­

стической

партии д и р е к т и в ы по

к о н т р о л ь н ы м

ц и ф р а м

кладутся в основу

разработки проекта на­

роднохозяйственного плана, представляемого Советом Министров СССР на утверждение сессии Верховного Совета СССР. Вот почему, прежде чем будут составле­ ны планы в среднем и основном звене и в местных органах, Госплан СССР в указанном выше порядке раз­ рабатывает контрольные цифры, определяющие основ­ ные линии и направления перспективного развития на­ родного хозяйства. С помощью контрольных цифр партия и правительство определяют единые хозяйствен­ но-политические задачи плана и, что особенно важно,

его

основные звенья — ведущие экономические пробле­

мы, которые должны решаться в плане.

Главная работа по с о с т а в л е н и ю п е р с п е к т и в ­

ных

п л а н о в во всех деталях и по широкому кругу

показателей проводится на промышленных, транспорт­ ных и торговых предприятиях, на стройках, в совхо­ зах, колхозах и других низовых хозяйственных органи­ зациях после утверждения контрольных цифр. Низо­ вые хозяйственные органы разрабатывают перспектив­ ные планы развития своего хозяйства, исходя из конт­ рольных цифр, с учетом сложившихся прямых хозяй­ ственных связей и их дальнейшего развития. Как и при подготовке контрольных цифр, во всей этой работе уча-

72


С т в у й т п а р т и й н ы е , п р о ф с о ю з н ы е и к о м с о м о л ь с к и е о р ­

г а н и з а ц и и , п р о и з в о д с т в е н н ы е

к о л л е к т и в ы ,

у ч е н ы е , р а ­

б о ч и е , и н ж е н е р н о - т е х н и ч е с к и е

р а б о т н и к и ,

с л у ж а щ и е ,

н о в а т о р ы п р о и з в о д с т в а .

 

 

Перспективные планы предприятий рассматриваются в министерствах и ведомствах, согласуются с задания­ ми, устанавливаемыми ими, и ресурсами, выделяемыми предприятиям. При этом проверяется соответствие пла­ нов предприятий планам министерств и ведомств. Мини­ стерства и ведомства СССР и союзных республик, а также местные Советы депутатов трудящихся (по хозяй­ ству местного подчинения) составляют планы подведом­ ственных им предприятий и строек в аналогичном по­ рядке.

Советы Министров союзных республик, министерства и местные Советы депутатов трудящихся осуществляют взаимную увязку всех планов подведомственных пред­

приятий

и строек и составляют с в о д н ы й

п е р с п е к ­

т и в н ы й

п л а н по министерству, области,

краю, АССР

и союзной республике.

 

Госплан СССР проверяет соответствие перспектив­ ных планов союзных республик, министерств и ведомств

СССР установленным контрольным цифрам и осуществ­ ляет необходимую координацию этих планов.

На основании перспективных планов составляются г о д о в ы е н а р о д н о х о з я й с т в е н н ы е п л а н ы . В них учитываются дополнительные резервы, вскрывае­ мые в ходе выполнения перспективных планов, а также вносятся необходимые изменения, связанные с развити­ ем народного хозяйства.

Понятно, что никакой перспективный план не в состоянии учесть всех изменений, которые произойдут вследствие новых научных и технических открытий, изо­ бретений, рационализаторских предложений. Кроме того, в процессе выполнения перспективного плана могут быть уточнены сроки ввода в эксплуатацию и выбытия производственных мощностей, размеры сырьевых ресур­ сов и другие показатели.

После разработки планов важнейшей функцией пла­

новых органов

являются

о р г а н и з а ц и я

в ы п о л н е ­

ния

п л а н о в

и к о н т р о л ь

з а их в ып о л н е н и -

е м.

Проверка

и экономический

анализ

выполнения

технико-экономических

и качественных

показателей

73


плана, показателей использования основных и оборот­ ных фондов, улучшения ассортимента и качества про­ дукции, эффективности внедрения новой техники и ка­ питальных вложений, повышения производительности труда, снижения издержек производства и обращения, а также показателей прибыли и рентабельности работы предприятий — главное содержание экономической ра­ боты плановых органов всех уровней.

Госплан СССР и Госпланы союзных республик ана­ лизируют прежде всего сводные синтетические показа­ тели государственных планов на основе данных цент­ ральных и республиканских статистических органов и тщательно проверяют выполнение директив и постанов­ лений руководящих органов. Министерства и руководст­ во предприятий постоянно контролируют выполнение

планов по более

широкому кругу технико-экономиче­

ских

показателей,

характеризующих деятельность каж­

дого

предприятия,

цеха или стройки.

Изучение всех явлений производственно-финансовой деятельности и анализ показателей работы отрасли или хозяйства республики должны строиться не изолирован­ но, не по отдельным показателям, а во всей их взаимо­ связи и взаимозависимости. Проверка выполнения пла­ нов должна быть комплексной, то есть охватывать все разделы и показатели планов.

Анализ выполнения планов способствует изучению экономических процессов, дает необходимые материа­ лы для познания экономических законов, преодоления диспропорций, выявления резервов производства и для определения новых задач развития экономики.

При проверке выполнения народнохозяйственных планов, как и при их разработке, широко используется балансовый метод, что в широком смысле означает раз­ работку межотраслевых балансов и отчетных балансов народного хозяйства. Эти балансы позволяют централь­ ным и республиканским органам, министерствам и ве­ домствам определять, как складываются соотношения

между отраслями народного хозяйства

и внутри

них, какие пропорции, установленные

государствен­

ными планами, оказались нарушенными в ходе выпол­

нения планов и в какой

мере эти

нарушения

могут

отразиться на развитии

отдельных

отраслей

хозяй­

ства.

 

 

 

74

 

 

 

I


■ Важным документом, отражающим итоги хозяйствен­ ной деятельности предприятия, является годовой отчет и бухгалтерский баланс, которые всесторонне характе­ ризуют производственно-хозяйственную деятельность предприятия и ее результаты.

Основным орудием проверки и анализа выполнения хозяйственных планов служит г о с у д а р с т в е н н а я с т а т и с т и к а .

Правительство СССР, Госплан СССР, Советы Ми­ нистров союзных республик, министерства, ведомства получают от ЦСУ СССР и его органов необходимые статистические данные о ходе выполнения народнохозяй­ ственных планов как в целом по стране, так и по отдельным предприятиям, отраслям, республикам, а также другую статистическую информацию, необхо­ димую для управления народным хозяйством, для сос­ тавления и проверки выполнения планов. ЦСУ СССР

при помощи своего аппарата как в центре, так и на местах проводит единовременные переписи, периодиче­ ские обследования и другие статистические работы, од­ нако это еще не обеспечивает достаточно качественно­ го изучения планов. В современных условиях совершен­ ствование планирования и контроля за выполнением планов требует разработки качественно новой статистиче­ ской информации, отражающей как количественные,, так и качественные характеристики экономических процессов в народном хозяйстве. Это достигается на основе широ­ кого применения электронно-вычислительной техники.

П р о в е р к а в ы п о л н е н и я г о с у д а р с т в е н н ы х п л а н о в в С С С Р — о б щ е н а р о д н о е д е л о . Ее организуют как центральные и республиканские плано­ вые органы, так и органы государственного управления, министерства и ведомства СССР.

Активную роль в проверке выполнения хозяйствен­ ных планов играют органы Комитета народного контро­ ля СССР, партийные и профсоюзные организации на местах, которые повседневно следят за ходом выполне­

ния планов.

Важную роль играет о б щ е с т в е н н ы й

к о н т р о л ь ,

осуществляемый общественными бюро

экономического анализа, рабкоровскими постами, уча­ стниками комсомольских рейдов и другими обществен­ никами. Широкое участие в контроле принимают рабо­ чие, инженерно-технические работники, служащие, кол­

75

хозники, которые через органы Комитета народного контроля на местах, через свои профессиональные, пар­ тийные и комсомольские организации, через постоянно действующие производственные совещания или общие собрания вскрывают недостатки, мешающие выполнению планов и предлагают пути их устранения.

Правительство систематически рассматривает докла­ ды Советов Министров союзных республик и Госплана

СССР о ходе выполнения государственных планов и принимает в необходимых случаях меры, обеспечиваю­ щие их выполнение, предупреждающие и ликвидирую­ щие отставание и частичные диспропорции в развитии хозяйства.

При проверке выполнения планов наряду с показа­ телями государственных планов проверяется выполне­ ние отдельных постановлений и распоряжений прави­ тельства по хозяйственным вопросам. Большинство по­ становлений правительство принимает на основе анали­ за развития отраслей социалистической экономики, ког­ да возникает необходимость разработки целой системы мероприятий, иногда рассчитанных на ряд лет, чтобы поднять развитие отдельных отраслей до уровня требо­ ваний народного хозяйства или ликвидировать отдель­ ные узкие места и несоответствия.

В. И. Ленин учит, что главное в работе по плановому руководству хозяйством — это строгий контроль, живая

-проверка на местах и практическая помощь в осуществ­ лении государственных планов. Именно эти ленинские принципы, как мы видим, и лежат -в основе iBceft работы по планированию народного хозяйства СССР.

§ 4. ВСТРЕЧНЫЕ ПЛАНЫ

Разработка пятилетнего плана на 1971—1975 годы с участием государственных, плановых органов, научных, хозяйственных, профсоюзных организаций и широких сло­ ев трудящихся, обсуждавших проекты пятилетки на рабо­ чих собраниях, — весь процесс работы над планом внес в теорию и практику планирования много нового. Явле­ ние это закономерно, как закономерно и то, что совер­ шенствование планирования продолжалось и в ходе вы­ полнения пятилетки.

76