Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

такая деятельность профсоюзов, по мысли Ленина, дол­ жна помогать все шире и все глубже втягивать рабочий класс и трудящиеся массы в социалистическое строи­ тельство.

Большое значение в работе профсоюзов В. И. Ленин придавал в о с п и т а н и ю у т р у д я щ и х с я д и с ц и п ­

л и н ы т р у д а , п о в ы ш е н и ю

его п р о и

з в о д и т е л ь ­

но с т и .

Вместе с тем важнейшей сферой

профсоюзной

работы

он считал

у ч а с т и е в

р е г у л и р о в а н и и ус­

л о в и й

т р у д а .

В частности,

он подчеркивал: «Выра­

ботка тарифов и норм снабжения и т. д. составляют од­ ну из необходимых составных частей работы профсоюзов в деле строительства социализма и участия их в управ­ лении промышленностью» *. Характерно, что В. И. Ле­ нин указывал не только на области управленческой дея­ тельности, где необходимо участие профсоюзов, но и на основные методы йх работы в этом направлении. Он призывал профсоюзы перейти от неподготовленного, не­ компетентного, безответственного вмешательства в уп­ равление «к упорной, деловой, рассчитанной на долгий

ряд лет работе'п р а к т и ч е с к о го о б у ч е н и я

рабочих и всех

трудящихся у п р а в л я т ь нархозяйством

целой страны»2.

Ленинские идеи об участии трудящихся и их проф­ союзов в управлении народным хозяйством, и в част­ ности в планировании, получили дальнейшее .развитие в ходе коммунистического строительства. На каждом его этапе партия выдвигала перед профсоюзами новые за­ дачи, намечала и конкретизировала пути их выполне­ ния. Рождались и совершенствовались новые формы и методы вовлечения трудящихся в практическую планово­ хозяйственную деятельность. Ведущее место среди них, как и предвидел В. И. Ленин, заняло социалистическое соревнование трудящихся, о чем уже говорилсь выше.

В соответствующих разделах мы подробнее рассмот­ рим эти формы и методы, здесь же ограничимся лишь несколькими примерами конкретного развития ленинских идей самого широкого и самого разностороннего участия трудящихся в управлении и планировании.

Прежде всего следует сказать о п о с т о я н н о д е й ­ с т в у ю щ и х п р о и з в о д с т в е н н ы х с о в е щ а н и я х 1

1 В. И.

Л е н и н о профсоюзах. М., Профиздат, 1972, с. 362.

• Т а м

же.

57


(ПДПС), организуемых и руководимых профсоюзными комитетами предприятий. Новое Положение о ПДПС утверждено совместным постановлением Совета Мини­ стров СССР и ВЦСПС 18 июня 1973 года Согласно этому Положению на обсуждение ПДПС могут быть вынесены проекты текущих и перспективных планов предприятия и его подразделений. Это дает возможность в окончательном варианте плана учесть все, что мо­ жет дополнительно дать реализация предложений нова­ торов и передовиков производства, активистов — всех участников обсуждения. Иначе говоря, ПДПС дает воз­ можность непосредственно использовать инициативу тру­ дящихся для совершенствования планов.

Разумеется, этим функции ПДПС не ограничиваются. Важная сторона деятельности совещаний — изыскивать пути улучшения внутризаводского планирования. Среди круга вопросов, по которым ПДПС выносит конкретные рекомендации и предложения, самое значительное ме­ сто занимают те, от решения которых зависит наиболее эффективное выполнение плановых заданий. Это подго­ товка и повышение квалификации кадров, устранение недостатков в использовании рабочей силы, укрепление трудовой и производственной дисциплины, совершенство­ вание организации труда и производства, систем зара­ ботной платы, техническое нормирование и т. д., и т. п.

Таким образом, по своей природе ПДПС — это орган коллективного обсуждения всех основных проблем хо­ зяйственной деятельности предприятия, помогающий уп­ равленческому аппарату изыскивать наиболее эффектив­ ные пути их решения.

Перед профсоюзными организациями стоит задача направлять работу ПДПС на решение самых неотлож­ ных проблем производства, вносить соответствующие вопросы в план работы ПДПС, помогать президиуму и членам ПДПС в подготовке к их обсуждению, тре­ бовать от администрации внимательного отношения к предложениям ПДПС, следить за реализацией этих предложений.

Еще шире функции р а б о ч и х с о б р а н и й , которые

обсуждают не

только весь круг

производственных1

1 Справочник

профсоюзного работника.

М., Профиздат, 1973,

с. 23.

вопросов, но и другие стороны жизни трудовых коллек­ тивов. В частности, именно эти собрания принимают коллективные обязательства по социалистическому со­ ревнованию, обсуждают во всем объеме условия кол­ лективных договоров, ведут развернутую критику не­ достатков, намечают пути их устранения, служат орга­ ном коллективного воспитания трудящихся, способству­ ют укреплению дисциплины, содействуют решению про­ блем улучшения быта рабочих и служащих — короче говоря, вторгаются во все, что создает предпосылки для самого продуктивного и плодотворного труда.

Реальная польза рабочих собраний огромна, если профсоюзные комитеты, тщательно подготовив собра­ ние, не упускают из вида контроль за выполнением его решений, за использованием всех полезных предложе­ ний, высказанных трудящимися на собрании.

Обычно на таких собраниях перед коллективами выступают руководители предприятия, цеха, участка или других производственных подразделений. Это позволяет, с одной стороны, информировать всех трудящихся о фактическом положении дел и о перспективах произ­ водства, а с другой — привлечь к решению очередных задач самые широкие круги рабочих и служащих.

Из сказанного очевидно, что в функции рабочего собрания входит содействие административно-управлен­ ческому персоналу предприятия в правильном определе­ нии перспектив развития труда и производства, что, естественно, отражается и в разрабатываемых планах.

ПДПС, рабочие собрания — эти массовые органы практически обеспечивают каждому труженику возмож­ ность активно включиться в управление всеми делами коллектива, в управление производством, в его совер­ шенствование и развитие. И чем шире, чем эффективнее будет такое участие масс в управлении и планировании, тем выше будет уровень руководства предприятиями, отраслями и народным хозяйством в целом, тем надеж­ нее и перспективнее будут наши планы.

Совершенствование планирования находится в зави­ симости и от дальнейшего улучшения деятельности го­ с у д а р с т в е н н ы х о р г а н о в в л а с т и — Советов де­ путатов трудящихся. Расширяются демократические ос­ новы их руководства хозяйством, повышается актив­ ность и ответственность депутатов в этом важном деле.

59



Роль Верховного Совета СССР в решении важней­ ших вопросов планирования государственного, хозяй­ ственного и культурного строительства повышается. На первой сессии Верховного Совета СССР седьмого созыва в августе 1966 года были созданы в обеих палатах — Совете Союза и Совете Национальностей — постоянные комиссии:

планово-бюджетные;

по промышленности, транспорту и связи;

по строительству и промышленности строительных материалов;

по сельскому хозяйству;

по здравоохранению и социальному обеспечению;

— по народному образованию, науке и культуре;

— по торговле и бытовому обслуживанию и др. Образование в обеих палатах постоянных комиссий существенно улучшило рассмотрение планов развития народного хозяйства, государственного бюджета, отче­ тов об их исполнении. Отраслевые комиссии не только изучают план и бюджет в масштабе всей страны или союзной республики, но и глубоко анализируют плано­ вые показатели в определенной отрасли хозяйства и культуры, работу конкретного министерства или ве­ домства, выполнение ими планов, вносят свои предло­ жения по совершенствованию управления и планирова­

ния хозяйства, выявляют причины недостатков. Постоянные комиссии при выполнении своих функ­

ций равноправны, обладают правом законодательной инициативы, могут вносить свои предложения в Верхов­ ный Совет, палаты, Президиум Верховного Совета

СССР. Они выполняют свои задачи самостоятельно и во взаимодействии (в рамках тех вопросов, которые от­ носятся к сфере их деятельности в соответствии с По­ ложением об их функциях) с палатами и Президиумом Верховного Совета СССР, а также с министерствами, ведомствами и другими государственными органами. В период между сессиями деятельность комиссий нап­ равляет и координирует Президиум Верховного Совета

СССР.

Создание комиссий палат Верховного Совета СССР

позволяет шире привлечь к участию в управлении и пла­ нировании депутатов народа, в большей мере использо­ вать их знания и опыт, учитывать мнение избирателей.

60

XXIV съезд партии указал на необходимость раз­ работки закона о статусе депутатов. Такой закон был принят четвертой сессией Верховного Совета СССР

восьмого созыва в сентябре 1972 года. Закон «О статусе депутатов Советов депутатов трудящихся в СССР»1 рас­ ширяет права депутатов и область их деятельности в решении задач по выполнению директив партии и го­ сударства, народнохозяйственных планов, улучшения ус­ ловий жизни трудящихся. Действенной формой контро­ ля Совета за работой органов управления и должност­ ных лиц становится депутатский запрос. Предложения избирателей, сформулированные в наказах своим де­ путатам, учитываются при разработке.народнохозяйст­ венных планов и составлении бюджетов. Депутаты до­ биваются претворения в жизнь наказов избирателей, организуют население на их выполнение.

В целях обеспечения большей самостоятельности го­ сударственного управления союзных республик в реше­ нии вопросов хозяйственного руководства, а также луч­ шего сочетания централизованного руководства с управ­ лением на местах проведено дальнейшее расширение прав Советов Министров союзных республик в области планирования, капитального строительства, финансиро­ вания, труда и заработной платы1.2

Советам Министров союзных республик предостав­ лено право рассматривать разработанные министерст­ вами и ведомствами СССР проекты планов по подве­ домственным им предприятиям, находящимся на тер­ ритории республики (кроме планов производства оборонной продукции), и схемы развития и размещения промышленности соответствующей отрасли народного хозяйства, а также задания на проектирование новых, реконструкцию и расширение действующих предприя­ тий, находящихся па территории республики. Свои пред­ ложения по этим вопросам республики представляют в Совет Министров СССР, Госплан СССР и в соответст­ вующие министерства и ведомства СССР. Это позволяет Советам Министров союзных республик принимать участие и активно воздействовать на развитие и разме­ щение производительных сил страны с учетом развития экономики союзных республик.

1 См. Ведомости Верховного Совета

СССР,

1972,' № 39, ст. 347.

2 СП СССР 1965, № 19-20, ст. 154;

1969, №

15, ст, 82.

61


На местах Советы Министров союзных республик создают для обеспечения развития отдельных видов производств с использованием местного сырья респуб­ ликанские министерства или управления по руководству этими видами производства. Чтобы обеспечить правиль­ ное территориальное планирование развития промыш­ ленного производства при отрслевом принципе управле­ ния промышленностью, Госпланы союзных республик разрабатывают проекты планов развития народного хо­ зяйства республик по всем отраслям промышленности союзно-республиканского подчинения, а также предло­ жения. по проектам планов производства продукции (кроме оборонной продукции) на предприятиях обще­ союзных министерств, находящихся на территории рес­ публики. Госпланы союзных республик рассматривают также возникающие в ходе выполнения плана вопросы межотраслевого характера по промышленности, распо­ ложенной на территории союзной респиблики, и раз­ рабатывают предложения по этим вопросам.

§ 2. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИХ СТРУКТУРЫ

В соответствии с Конституцией СССР Верховный Совет СССР образует правительство — Совет Министров

СССР в составе Председателя Совета Министров СССР, первых заместителей Председателя Совета Министров

СССР, заместителей Председателя Совета Министров

СССР, министров СССР, Председателя Государственно­ го планового комитета Совета Министров СССР (Гос­ плана СССР), председателей комитетов Совета Мини­ стров СССР.

Совет Министров СССР — высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. В своих решениях он осуществляет единое централизован­ ное руководство народным хозяйством. Совет Министров

СССР рассматривает и утверждает государственные планы развития народного хозяйства и государственные бюджеты СССР и представляет их на окончательное одобрение в Верховный Совет СССР.

62

В союзных республиках руководство планированием построено по такому же принципу.

Плановые органы (отделы, управления) во всех звеньях государственного аппарата, в министерствах и ведомствам являются рабочими ячейками соответствую­ щих исполнительных органов государственной власти. Совет Министров СССР имеет союзно-республиканский орган — Государственный плановый комитет СССР

(Госплан СССР), осуществляющий общегосударствен­ ное планирование развития народного хозяйства в соот­ ветствии с Программой КПСС и Директивами ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также конт­ роль за выполнением народнохозяйственных планов. Советы Министров союзных республик имеют государ­ ственные плановые комиссии (Госпланы союзных рес­ публик), Советы Министров автономных республик — плановые комиссии АССР, исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и районов — соответствующие плановые комиссии. В ми­ нистерствах, ведомствах, всесоюзных (республиканских) промышленных объединениях, а также на предприятиях, комбинатах и стройках и в подавляющем большинстве советских организаций и учреждений создаются плано­ вые отделы.

Важным экономическим орудием государственного управления и планового руководства развитием народ­ ного хозяйства СССР служит общегосударственная ста­ тистика. Всю деятельность статистических органов стра­ ны направляет Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР (ЦСУ СССР).

Главная задача Г о с п л а н а С С С Р — обеспечить в планах развития народного хозяйства СССР в соот­ ветствии с директивами партии и правительства высокие темпы расширенного социалистического воспроизводст­ ва, быстрый рост всех отраслей и планомерное развитие народного хозяйства СССР на базе преимущественного роста производства средств 'производства. Госплан

СССР призван также предусмотреть в планах непрерыв­ ное повышение производительности труда, снижение се­ бестоимости продукции и рост прибыльности предприя­

тий,

внедрение в

производство новейших

достижений

науки и техники.

Все это,

вместе взятое. — путь

наибо­

лее

экономичного

решения

практических

задач

строи-

83