Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
такая деятельность профсоюзов, по мысли Ленина, дол жна помогать все шире и все глубже втягивать рабочий класс и трудящиеся массы в социалистическое строи тельство.
Большое значение в работе профсоюзов В. И. Ленин придавал в о с п и т а н и ю у т р у д я щ и х с я д и с ц и п
л и н ы т р у д а , п о в ы ш е н и ю |
его п р о и |
з в о д и т е л ь |
||
но с т и . |
Вместе с тем важнейшей сферой |
профсоюзной |
||
работы |
он считал |
у ч а с т и е в |
р е г у л и р о в а н и и ус |
|
л о в и й |
т р у д а . |
В частности, |
он подчеркивал: «Выра |
ботка тарифов и норм снабжения и т. д. составляют од ну из необходимых составных частей работы профсоюзов в деле строительства социализма и участия их в управ лении промышленностью» *. Характерно, что В. И. Ле нин указывал не только на области управленческой дея тельности, где необходимо участие профсоюзов, но и на основные методы йх работы в этом направлении. Он призывал профсоюзы перейти от неподготовленного, не компетентного, безответственного вмешательства в уп равление «к упорной, деловой, рассчитанной на долгий
ряд лет работе'п р а к т и ч е с к о го о б у ч е н и я |
рабочих и всех |
трудящихся у п р а в л я т ь нархозяйством |
целой страны»2. |
Ленинские идеи об участии трудящихся и их проф союзов в управлении народным хозяйством, и в част ности в планировании, получили дальнейшее .развитие в ходе коммунистического строительства. На каждом его этапе партия выдвигала перед профсоюзами новые за дачи, намечала и конкретизировала пути их выполне ния. Рождались и совершенствовались новые формы и методы вовлечения трудящихся в практическую планово хозяйственную деятельность. Ведущее место среди них, как и предвидел В. И. Ленин, заняло социалистическое соревнование трудящихся, о чем уже говорилсь выше.
В соответствующих разделах мы подробнее рассмот рим эти формы и методы, здесь же ограничимся лишь несколькими примерами конкретного развития ленинских идей самого широкого и самого разностороннего участия трудящихся в управлении и планировании.
Прежде всего следует сказать о п о с т о я н н о д е й с т в у ю щ и х п р о и з в о д с т в е н н ы х с о в е щ а н и я х 1
1 В. И. |
Л е н и н о профсоюзах. М., Профиздат, 1972, с. 362. |
• Т а м |
же. |
57
(ПДПС), организуемых и руководимых профсоюзными комитетами предприятий. Новое Положение о ПДПС утверждено совместным постановлением Совета Мини стров СССР и ВЦСПС 18 июня 1973 года Согласно этому Положению на обсуждение ПДПС могут быть вынесены проекты текущих и перспективных планов предприятия и его подразделений. Это дает возможность в окончательном варианте плана учесть все, что мо жет дополнительно дать реализация предложений нова торов и передовиков производства, активистов — всех участников обсуждения. Иначе говоря, ПДПС дает воз можность непосредственно использовать инициативу тру дящихся для совершенствования планов.
Разумеется, этим функции ПДПС не ограничиваются. Важная сторона деятельности совещаний — изыскивать пути улучшения внутризаводского планирования. Среди круга вопросов, по которым ПДПС выносит конкретные рекомендации и предложения, самое значительное ме сто занимают те, от решения которых зависит наиболее эффективное выполнение плановых заданий. Это подго товка и повышение квалификации кадров, устранение недостатков в использовании рабочей силы, укрепление трудовой и производственной дисциплины, совершенство вание организации труда и производства, систем зара ботной платы, техническое нормирование и т. д., и т. п.
Таким образом, по своей природе ПДПС — это орган коллективного обсуждения всех основных проблем хо зяйственной деятельности предприятия, помогающий уп равленческому аппарату изыскивать наиболее эффектив ные пути их решения.
Перед профсоюзными организациями стоит задача направлять работу ПДПС на решение самых неотлож ных проблем производства, вносить соответствующие вопросы в план работы ПДПС, помогать президиуму и членам ПДПС в подготовке к их обсуждению, тре бовать от администрации внимательного отношения к предложениям ПДПС, следить за реализацией этих предложений.
Еще шире функции р а б о ч и х с о б р а н и й , которые
обсуждают не |
только весь круг |
производственных1 |
1 Справочник |
профсоюзного работника. |
М., Профиздат, 1973, |
с. 23.
вопросов, но и другие стороны жизни трудовых коллек тивов. В частности, именно эти собрания принимают коллективные обязательства по социалистическому со ревнованию, обсуждают во всем объеме условия кол лективных договоров, ведут развернутую критику не достатков, намечают пути их устранения, служат орга ном коллективного воспитания трудящихся, способству ют укреплению дисциплины, содействуют решению про блем улучшения быта рабочих и служащих — короче говоря, вторгаются во все, что создает предпосылки для самого продуктивного и плодотворного труда.
Реальная польза рабочих собраний огромна, если профсоюзные комитеты, тщательно подготовив собра ние, не упускают из вида контроль за выполнением его решений, за использованием всех полезных предложе ний, высказанных трудящимися на собрании.
Обычно на таких собраниях перед коллективами выступают руководители предприятия, цеха, участка или других производственных подразделений. Это позволяет, с одной стороны, информировать всех трудящихся о фактическом положении дел и о перспективах произ водства, а с другой — привлечь к решению очередных задач самые широкие круги рабочих и служащих.
Из сказанного очевидно, что в функции рабочего собрания входит содействие административно-управлен ческому персоналу предприятия в правильном определе нии перспектив развития труда и производства, что, естественно, отражается и в разрабатываемых планах.
ПДПС, рабочие собрания — эти массовые органы практически обеспечивают каждому труженику возмож ность активно включиться в управление всеми делами коллектива, в управление производством, в его совер шенствование и развитие. И чем шире, чем эффективнее будет такое участие масс в управлении и планировании, тем выше будет уровень руководства предприятиями, отраслями и народным хозяйством в целом, тем надеж нее и перспективнее будут наши планы.
Совершенствование планирования находится в зави симости и от дальнейшего улучшения деятельности го с у д а р с т в е н н ы х о р г а н о в в л а с т и — Советов де путатов трудящихся. Расширяются демократические ос новы их руководства хозяйством, повышается актив ность и ответственность депутатов в этом важном деле.
59
Роль Верховного Совета СССР в решении важней ших вопросов планирования государственного, хозяй ственного и культурного строительства повышается. На первой сессии Верховного Совета СССР седьмого созыва в августе 1966 года были созданы в обеих палатах — Совете Союза и Совете Национальностей — постоянные комиссии:
—планово-бюджетные;
—по промышленности, транспорту и связи;
—по строительству и промышленности строительных материалов;
—по сельскому хозяйству;
—по здравоохранению и социальному обеспечению;
— по народному образованию, науке и культуре;
— по торговле и бытовому обслуживанию и др. Образование в обеих палатах постоянных комиссий существенно улучшило рассмотрение планов развития народного хозяйства, государственного бюджета, отче тов об их исполнении. Отраслевые комиссии не только изучают план и бюджет в масштабе всей страны или союзной республики, но и глубоко анализируют плано вые показатели в определенной отрасли хозяйства и культуры, работу конкретного министерства или ве домства, выполнение ими планов, вносят свои предло жения по совершенствованию управления и планирова
ния хозяйства, выявляют причины недостатков. Постоянные комиссии при выполнении своих функ
ций равноправны, обладают правом законодательной инициативы, могут вносить свои предложения в Верхов ный Совет, палаты, Президиум Верховного Совета
СССР. Они выполняют свои задачи самостоятельно и во взаимодействии (в рамках тех вопросов, которые от носятся к сфере их деятельности в соответствии с По ложением об их функциях) с палатами и Президиумом Верховного Совета СССР, а также с министерствами, ведомствами и другими государственными органами. В период между сессиями деятельность комиссий нап равляет и координирует Президиум Верховного Совета
СССР.
Создание комиссий палат Верховного Совета СССР
позволяет шире привлечь к участию в управлении и пла нировании депутатов народа, в большей мере использо вать их знания и опыт, учитывать мнение избирателей.
60
XXIV съезд партии указал на необходимость раз работки закона о статусе депутатов. Такой закон был принят четвертой сессией Верховного Совета СССР
восьмого созыва в сентябре 1972 года. Закон «О статусе депутатов Советов депутатов трудящихся в СССР»1 рас ширяет права депутатов и область их деятельности в решении задач по выполнению директив партии и го сударства, народнохозяйственных планов, улучшения ус ловий жизни трудящихся. Действенной формой контро ля Совета за работой органов управления и должност ных лиц становится депутатский запрос. Предложения избирателей, сформулированные в наказах своим де путатам, учитываются при разработке.народнохозяйст венных планов и составлении бюджетов. Депутаты до биваются претворения в жизнь наказов избирателей, организуют население на их выполнение.
В целях обеспечения большей самостоятельности го сударственного управления союзных республик в реше нии вопросов хозяйственного руководства, а также луч шего сочетания централизованного руководства с управ лением на местах проведено дальнейшее расширение прав Советов Министров союзных республик в области планирования, капитального строительства, финансиро вания, труда и заработной платы1.2
Советам Министров союзных республик предостав лено право рассматривать разработанные министерст вами и ведомствами СССР проекты планов по подве домственным им предприятиям, находящимся на тер ритории республики (кроме планов производства оборонной продукции), и схемы развития и размещения промышленности соответствующей отрасли народного хозяйства, а также задания на проектирование новых, реконструкцию и расширение действующих предприя тий, находящихся па территории республики. Свои пред ложения по этим вопросам республики представляют в Совет Министров СССР, Госплан СССР и в соответст вующие министерства и ведомства СССР. Это позволяет Советам Министров союзных республик принимать участие и активно воздействовать на развитие и разме щение производительных сил страны с учетом развития экономики союзных республик.
1 См. Ведомости Верховного Совета |
СССР, |
1972,' № 39, ст. 347. |
2 СП СССР 1965, № 19-20, ст. 154; |
1969, № |
15, ст, 82. |
61
На местах Советы Министров союзных республик создают для обеспечения развития отдельных видов производств с использованием местного сырья респуб ликанские министерства или управления по руководству этими видами производства. Чтобы обеспечить правиль ное территориальное планирование развития промыш ленного производства при отрслевом принципе управле ния промышленностью, Госпланы союзных республик разрабатывают проекты планов развития народного хо зяйства республик по всем отраслям промышленности союзно-республиканского подчинения, а также предло жения. по проектам планов производства продукции (кроме оборонной продукции) на предприятиях обще союзных министерств, находящихся на территории рес публики. Госпланы союзных республик рассматривают также возникающие в ходе выполнения плана вопросы межотраслевого характера по промышленности, распо ложенной на территории союзной респиблики, и раз рабатывают предложения по этим вопросам.
§ 2. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИХ СТРУКТУРЫ
В соответствии с Конституцией СССР Верховный Совет СССР образует правительство — Совет Министров
СССР в составе Председателя Совета Министров СССР, первых заместителей Председателя Совета Министров
СССР, заместителей Председателя Совета Министров
СССР, министров СССР, Председателя Государственно го планового комитета Совета Министров СССР (Гос плана СССР), председателей комитетов Совета Мини стров СССР.
Совет Министров СССР — высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. В своих решениях он осуществляет единое централизован ное руководство народным хозяйством. Совет Министров
СССР рассматривает и утверждает государственные планы развития народного хозяйства и государственные бюджеты СССР и представляет их на окончательное одобрение в Верховный Совет СССР.
62
В союзных республиках руководство планированием построено по такому же принципу.
Плановые органы (отделы, управления) во всех звеньях государственного аппарата, в министерствах и ведомствам являются рабочими ячейками соответствую щих исполнительных органов государственной власти. Совет Министров СССР имеет союзно-республиканский орган — Государственный плановый комитет СССР
(Госплан СССР), осуществляющий общегосударствен ное планирование развития народного хозяйства в соот ветствии с Программой КПСС и Директивами ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также конт роль за выполнением народнохозяйственных планов. Советы Министров союзных республик имеют государ ственные плановые комиссии (Госпланы союзных рес публик), Советы Министров автономных республик — плановые комиссии АССР, исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и районов — соответствующие плановые комиссии. В ми нистерствах, ведомствах, всесоюзных (республиканских) промышленных объединениях, а также на предприятиях, комбинатах и стройках и в подавляющем большинстве советских организаций и учреждений создаются плано вые отделы.
Важным экономическим орудием государственного управления и планового руководства развитием народ ного хозяйства СССР служит общегосударственная ста тистика. Всю деятельность статистических органов стра ны направляет Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР (ЦСУ СССР).
Главная задача Г о с п л а н а С С С Р — обеспечить в планах развития народного хозяйства СССР в соот ветствии с директивами партии и правительства высокие темпы расширенного социалистического воспроизводст ва, быстрый рост всех отраслей и планомерное развитие народного хозяйства СССР на базе преимущественного роста производства средств 'производства. Госплан
СССР призван также предусмотреть в планах непрерыв ное повышение производительности труда, снижение се бестоимости продукции и рост прибыльности предприя
тий, |
внедрение в |
производство новейших |
достижений |
||
науки и техники. |
Все это, |
вместе взятое. — путь |
наибо |
||
лее |
экономичного |
решения |
практических |
задач |
строи- |
83