Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
Из года в год ширилось социалистическое соревнова ние за досрочное выполнение заданий пятилетки, за улучшение плановых показателей. По инициативе тру дящихся Москвы началось движение за принятие встреч ных планов. Летом 1973 года, выступая на митинге тру дящихся в Софии, Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев говорил: «Сейчас в наших производствен ных коллективах идет большая работа по составлению планов на будущий, 1974 год. И вот что знаменательно. Встречные планы и предложения трудящихся превосхо дят первоначальные цифры наших ведомств. Энергия, инициатива, трудовой энтузиазм миллионных масс тру дящихся — вот, товарищи, главный источник наших ус пехов» *.
В этих словах встречные планы недаром прочно свя
заны с энергией, инициативой, |
трудовым энтузиазмом |
|
масс. В ходе социалистического соревнования |
как раз |
|
и зародилась идея встречного |
планирования. |
Первоот |
крывателями «встречных», как мы знаем, были еще удар ники первых пятилеток. Председатель Госплана СССР
В. В. Куйбышев в мае' 1931 года на пленуме Госплана
СССР говорил: «Встречный план, который возник по по чину ленинградских рабочих, за последнее время вырос в мощное движение и является одной из-наиболее дей ствительных форм борьбы рабочего класса за выполне ние и перевыполнение плана, за максимальную эконо мию, за мобилизацию всех внутренних ресурсов промы-
. шленности» 2.
Внутренняя суть встречных планов, их целенаправлен ность, о чем говорил тогда В. В. Куйбышев, и поныне остаются теми же самыми. Такова уж общая социальная природа этого явления. Но, полностью сохраняя ее, встречные планы в девятой пятилетке представляют со бой по сравнению со «встречными» первых пятилеток качественно иную, более высокую ступень развития об щественной инициативы и трудового героизма.
IV пленум ВЦСПС, состоявшийся в июле 1973 года,
подводя итоги |
соревнования за первое полугодие |
и от-1 |
|
1 Б р е ж н е в |
Л. И. Ленинским курсом. Речи и статьи, т. |
4. М., |
|
Политиздат, 1974, |
с. |
276. |
Парт- |
а К у й б ы ш е в |
В. В. Статьи и речи, т. 5, 1930—1935. М., |
||
издат, 1937, с, 97. |
|
|
|
77
мечая его успехи, обратил внимание как раз на те ка чественные изменения в борьбе за выполнение плана, ко торые характеризуют эту новую ступень.
Обратимся к примеру. На предприятиях московского объединения «Красный богатырь» в 1973 году 32 брига ды — более тысячи человек — участвовали в соревно вании под девизом «В 1973 году — на рубеж 1974 года». Зачинателями его выступили бригады Т. В. Агафоновой и Г. М. Ферейр. Нужно подчеркнуть, что здесь идет речь о досрочном выполнении п л а н о в ы х показателей, то есть о корректировке плана в сторону повышения, что и составляет сущность встречного планирования.
Таким образом, исходным пунктом разработки и вы движения встречных планов, как мы видим, служит со циалистическое соревнование, инициатива трудящихся, их стремление перевыполнить задания пятилетки. Это первая и определяющая черта встречного планирования. Определяющая потому, что она указывает на источник, обусловливает характер и направление этого обществен ного явления.
Именно потому, что встречный план рождается в ходе социалистического соревнования и по собственной ини циативе соревнующихся, оказывается возможным с наи большей полнотой использовать резервы производства, находящиеся в сфере деятельности непосредственных исполнителей плановых заданий.
Еще одна важнейшая черта, определяющая характер встречного планирования, — это его массовость. Сорев нование в наши дни практически охватывает почти всех тружеников города и деревни. Следовательно, откры вается возможность посредством обобщения индивиду альных и коллективных встречных планов брать на учет и использовать в народнохозяйственном планировании резервы в объеме, с<зизмеримом с показателями отрас левых и общегосударственных планов.
Плановым органам важно заранее знать о возмож ном дополнительном выпуске продукции, чтобы учесть его в масштабах отрасли и народного хозяйства, увя зать с ресурсами сырья и материалов, с запросами по требителей. Неучтенная, «вдруг» появившаяся прибавка продукции часто менее эффективна, чем включенная в народнохозяйственный план продукция, полученная по встречному плану.
78
Это и понятно: ведь выпуск такой дополнительной продукции не самоцель. Она должна поступить в сферу потребления, и только ее эффективное использование в народном хозяйстве делает такую продукцию максималь но полезной для народа. Именно включение этой про дукции в план позволяет гарантировать ее наиболее ра циональное и полное использование.
Таким образом, встречные планы нужно рассматри вать не только как средство выявления дополнительных резервов производства, но и как н о в у ю ф о р м у п л а
ни р о в а н и я .
Всвязи со сказанным существенное значение приоб ретает «стыковка» различных форм и методов планиро вания. 'Важно отметить, что встречное планирование ба зируется на конкретных показателях проекта плана,раз работанного министерством или ведомством. Этот про ект служит как бы стартовой площадкой для соревную щихся в их стремлении улучшить показатели плана. Их стремление концентрируется во встречных планах. И за дача плановых органов — на их основе ввести соответ ствующие коррективу в окончательный вариант плана.
Госплан СССР, Государственный комитет по труду и зарплате при Совете Министров СССР, ВЦСПС и ЦСУ
СССР приняли разъяснение о порядке разработки и уче та выполнения встречных планов предприятий (произ водственных объединений) на 1974 год, а также об их стимулировании. В разъяснении подчеркивается, что во встречных планах должны предусматриваться более вы сокие показатели, чем предложенные министерством или ведомством. После принятия повышенных показателей объединением или главным управлением их координиру ют и обобщают соответствующие министерства или Со веты Министров союзных республик по подчиненности предприятий.
Если в ходе реализации встречных планов будут вскрыты дополнительные резервы, целесообразно пере сматривать эти планы, делать их более напряженными и, следовательно, увеличивать плановые задания. Понят но, что наряду с принятием таких планов предприятия могут принимать и дополнительные социалистические обязательства по различным важнейшим показателям, в том числе по освоению новых изделий, по внедрению новой технологии, по увеличению выпуска продукции
79
высшей категории качества, по быстрейшему вводу но вых производственных мощностей и т. п. И встречные планы, и дополнительные социалистические обязатель ства — суть проявления творческой инициативы масс.
Разъяснение Госплана СССР, Госкомтруда, ВЦСПС и ЦСУ СССР предусматривает соответствующий поря док отчетности и подведения итогов по выполнению встречных планов. По показателям встречных планов в статистической отчетности предусмотрены необходимые графы, дана методика и порядок их заполнения.
Так различные формы планирования, взаимно обога щая и дополняя друг друга, сливаются, по сути дела, в единый процесс.
Повышая экономические и моральные стимулы- в раз витии социалистического соревнования на основе встреч ных планов, ВЦСПС и Государственный комитет по тру ду и заработной плате при Совете Министров СССР в 1973 году внесли существенное дополнение в Типовое положение о премировании работников промышленных предприятий. В соответствии с этим Положением, если коллектив предприятия, принявший встречный план, вы полняет его, наращивая выпуск продукции прежде всего за счет экономии материальных ресурсов и роста про изводительности труда, то он получает премии в повы шенных размерах. При невыполнении показателей встречного плана, но при выполнении задания министер ства, премии выплачиваются только в размерах, предусмотренных за выполнение этого задания. Таким образом, теперь полнее стимулируется принятие высоких встречных планов.
Встречное планирование на основе широкого участия трудящихся в разработке и реализации напряженных планов позволяет поднять качество народнохозяйствен ных планов в целом и обеспечивает досрочное выполне ние перспективных планов хозяйственного строительства.
Р а з д е л второй
ПЛАНИРОВАНИЕ ОТРАСЛЕЙ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА
ВСССР
Гл а в а III. ПЛАНИРОВАНИЕ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
ВОТРАСЛЯХ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
ИРОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ
§1. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
Социалистическое общество планомерно внедряет но вую технику во все отрасли народного хозяйства на ос нове проведения единой государственной технической по литики, отбора наиболее прогрессивных направлений раз вития науки и техники. XXIV съезд КПСС поставил пе ред советским народом задачу: органически соединить достижения научно-технической революции с преимуще ствами социалистической системы хозяйства, соединить науку с производством.
В девятом пятилетием плане предусмотрена широкая программа по развитию научных исследований и внедре нию в народное хозяйство достижений науки и техники, в том числе широкое применение современных методов управления производством, использование для этого электронно-вычислительной техники и средств экономи ко-математического анализа и прогнозирования.
При разработке перспективных планов развития на родного хозяйства п р о г н о з н а у ч н о - т е х н и ч е с к о г о п р о г р е с с а выступает в качестве одной из важнейших исходных позиций.
Прогнозирование технического прогресса предшеству ет разработке народнохозяйственного плана. Задача его
81
состоит в обоснованном выдвижении узловых проблем науки и техники и в определении сроков их научного и технического решения. Возможность такого предвидения в нашей стране основывается на реальных возможностях, так как основной объем фундаментальных и прикладных исследований сосредоточен в государственных научноисследовательских и высших учебных заведениях. Пред видение, следовательно, опирается на реальные темати ческие и календарные планы научных исследований.
Сроки, крторые охватывает прогнозирование, могут быть различны. Прогнозирование так называемого пер вого эшелона определяет перспективы на ближайшие 15—20 лет. Исходит оно из вполне определившихся воз можностей. Данные этих прогнозов наиболее полно ис пользуются при разработке конкретных планов техни ческого развития производства (на 5 и более лет). Прог нозы, рассчитанные на 40—50 лет вперед (прогнозы второго эшелона), используются при разработке планов на длительную перспективу. Что касается прогнозов третьего эшелона, то есть рассчитанных на 100 лет впе ред, то они дают возможность лишь предполагать о бу дущих направлениях развития науки, той или иной от расли производства под влиянием коренных, принци пиальных изменений в знаниях и технике.
Для прогнозирования научно-технического прогресса применяются чаще всего два метода. Анкетно-экспертный метод1 состоит в ряде повторных опросов групп спе: циалистов о продолжительности срока решения какойлибо научной проблемы и группировки ответов в зависи мости от их наиболее вероятного решения. Другой метод прогнозирования заключается в определении указанных сроков на основе планов научно-исследовательских ра бот. Последний более широко применяется в СССР.
Применяются и другие, более сложные методы прог нозирования, основанные на современном развитии мате матической науки, кибернетики, электронной техники (метод моделирования, дедуктивный метод, метод эк страполяций и т. д.).
Прогнозирование научно-технического прогресса тес но связано с общими задачами планирования развития
1 По предложению ученых Т. Гордона и О. Хельмера этот метод получил название дельфийского (по аналогии с древнегреческим оракулом из Дельф).
82
науки и техники. Оно опирается на преемственность в развитии техники", на более полное использование b o s - можностей, заложенных в данных научно-технических идеях. Оно учитывает также возможности исключения промежуточных звеньев в технологических процессах, создания комплексов автоматических систем машин и решения других задач совершенствования производства.
Успешное решение социальных проблем в нашей стра не оказывает весьма существенное влияние на научнотехнический прогресс и развитие производительных сил общества. Самым непосредственным образом сказывает ся на развитии науки и техники, на росте производитель ности труда программа совершенствования системы об разования, подготовки инженерных, экономических и научных кадров. Особую важность в последнее время приобрела подготовка кадров по электронной, вычисли тельной технике, системному управлению и экономико математическим специальностям. В целом научно-техни ческий прогресс предъявляет новые, более высокие тре бования к уровню квалификации всех работников.
Непосредственная цель прогнозирования научно-тех нического прогресса заключается в определении наибо лее эффективных путей внедрения научных и техниче ских достижений и отражении их в народнохозяйствен ных планах, а также в программах планируемых науч ных исследований.
В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии Л. И. Брежнев подчеркивал: «Мощным рычагом науч но-технического прогресса должен стать народнохозяй ственный план. До сих пор в наших планах не находят должного отражения вопросы использования достиже ний науки и техники в народном хозяйстве, причем по ставленные задачи значительным числом министерств выполняются не полностью... Нужен другой подход: раз работка комплексной программы дальнейшего развития техники и технологии и с учетом этого — подготовка всех разделов плана, основных его показателей»
В девятом пятилетном плане такой подход в плани ровании научно-технического прогресса уже нашел свое отражение.1
1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1973,
с. 56—57.
83