Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из года в год ширилось социалистическое соревнова­ ние за досрочное выполнение заданий пятилетки, за улучшение плановых показателей. По инициативе тру­ дящихся Москвы началось движение за принятие встреч­ ных планов. Летом 1973 года, выступая на митинге тру­ дящихся в Софии, Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев говорил: «Сейчас в наших производствен­ ных коллективах идет большая работа по составлению планов на будущий, 1974 год. И вот что знаменательно. Встречные планы и предложения трудящихся превосхо­ дят первоначальные цифры наших ведомств. Энергия, инициатива, трудовой энтузиазм миллионных масс тру­ дящихся — вот, товарищи, главный источник наших ус­ пехов» *.

В этих словах встречные планы недаром прочно свя­

заны с энергией, инициативой,

трудовым энтузиазмом

масс. В ходе социалистического соревнования

как раз

и зародилась идея встречного

планирования.

Первоот­

крывателями «встречных», как мы знаем, были еще удар­ ники первых пятилеток. Председатель Госплана СССР

В. В. Куйбышев в мае' 1931 года на пленуме Госплана

СССР говорил: «Встречный план, который возник по по­ чину ленинградских рабочих, за последнее время вырос в мощное движение и является одной из-наиболее дей­ ствительных форм борьбы рабочего класса за выполне­ ние и перевыполнение плана, за максимальную эконо­ мию, за мобилизацию всех внутренних ресурсов промы-

. шленности» 2.

Внутренняя суть встречных планов, их целенаправлен­ ность, о чем говорил тогда В. В. Куйбышев, и поныне остаются теми же самыми. Такова уж общая социальная природа этого явления. Но, полностью сохраняя ее, встречные планы в девятой пятилетке представляют со­ бой по сравнению со «встречными» первых пятилеток качественно иную, более высокую ступень развития об­ щественной инициативы и трудового героизма.

IV пленум ВЦСПС, состоявшийся в июле 1973 года,

подводя итоги

соревнования за первое полугодие

и от-1

1 Б р е ж н е в

Л. И. Ленинским курсом. Речи и статьи, т.

4. М.,

Политиздат, 1974,

с.

276.

Парт-

а К у й б ы ш е в

В. В. Статьи и речи, т. 5, 1930—1935. М.,

издат, 1937, с, 97.

 

 

 

77


мечая его успехи, обратил внимание как раз на те ка­ чественные изменения в борьбе за выполнение плана, ко­ торые характеризуют эту новую ступень.

Обратимся к примеру. На предприятиях московского объединения «Красный богатырь» в 1973 году 32 брига­ ды — более тысячи человек — участвовали в соревно­ вании под девизом «В 1973 году — на рубеж 1974 года». Зачинателями его выступили бригады Т. В. Агафоновой и Г. М. Ферейр. Нужно подчеркнуть, что здесь идет речь о досрочном выполнении п л а н о в ы х показателей, то есть о корректировке плана в сторону повышения, что и составляет сущность встречного планирования.

Таким образом, исходным пунктом разработки и вы­ движения встречных планов, как мы видим, служит со­ циалистическое соревнование, инициатива трудящихся, их стремление перевыполнить задания пятилетки. Это первая и определяющая черта встречного планирования. Определяющая потому, что она указывает на источник, обусловливает характер и направление этого обществен­ ного явления.

Именно потому, что встречный план рождается в ходе социалистического соревнования и по собственной ини­ циативе соревнующихся, оказывается возможным с наи­ большей полнотой использовать резервы производства, находящиеся в сфере деятельности непосредственных исполнителей плановых заданий.

Еще одна важнейшая черта, определяющая характер встречного планирования, — это его массовость. Сорев­ нование в наши дни практически охватывает почти всех тружеников города и деревни. Следовательно, откры­ вается возможность посредством обобщения индивиду­ альных и коллективных встречных планов брать на учет и использовать в народнохозяйственном планировании резервы в объеме, с<зизмеримом с показателями отрас­ левых и общегосударственных планов.

Плановым органам важно заранее знать о возмож­ ном дополнительном выпуске продукции, чтобы учесть его в масштабах отрасли и народного хозяйства, увя­ зать с ресурсами сырья и материалов, с запросами по­ требителей. Неучтенная, «вдруг» появившаяся прибавка продукции часто менее эффективна, чем включенная в народнохозяйственный план продукция, полученная по встречному плану.

78

Это и понятно: ведь выпуск такой дополнительной продукции не самоцель. Она должна поступить в сферу потребления, и только ее эффективное использование в народном хозяйстве делает такую продукцию максималь­ но полезной для народа. Именно включение этой про­ дукции в план позволяет гарантировать ее наиболее ра­ циональное и полное использование.

Таким образом, встречные планы нужно рассматри­ вать не только как средство выявления дополнительных резервов производства, но и как н о в у ю ф о р м у п л а ­

ни р о в а н и я .

Всвязи со сказанным существенное значение приоб­ ретает «стыковка» различных форм и методов планиро­ вания. 'Важно отметить, что встречное планирование ба­ зируется на конкретных показателях проекта плана,раз­ работанного министерством или ведомством. Этот про­ ект служит как бы стартовой площадкой для соревную­ щихся в их стремлении улучшить показатели плана. Их стремление концентрируется во встречных планах. И за­ дача плановых органов — на их основе ввести соответ­ ствующие коррективу в окончательный вариант плана.

Госплан СССР, Государственный комитет по труду и зарплате при Совете Министров СССР, ВЦСПС и ЦСУ

СССР приняли разъяснение о порядке разработки и уче­ та выполнения встречных планов предприятий (произ­ водственных объединений) на 1974 год, а также об их стимулировании. В разъяснении подчеркивается, что во встречных планах должны предусматриваться более вы­ сокие показатели, чем предложенные министерством или ведомством. После принятия повышенных показателей объединением или главным управлением их координиру­ ют и обобщают соответствующие министерства или Со­ веты Министров союзных республик по подчиненности предприятий.

Если в ходе реализации встречных планов будут вскрыты дополнительные резервы, целесообразно пере­ сматривать эти планы, делать их более напряженными и, следовательно, увеличивать плановые задания. Понят­ но, что наряду с принятием таких планов предприятия могут принимать и дополнительные социалистические обязательства по различным важнейшим показателям, в том числе по освоению новых изделий, по внедрению новой технологии, по увеличению выпуска продукции

79



высшей категории качества, по быстрейшему вводу но­ вых производственных мощностей и т. п. И встречные планы, и дополнительные социалистические обязатель­ ства — суть проявления творческой инициативы масс.

Разъяснение Госплана СССР, Госкомтруда, ВЦСПС и ЦСУ СССР предусматривает соответствующий поря­ док отчетности и подведения итогов по выполнению встречных планов. По показателям встречных планов в статистической отчетности предусмотрены необходимые графы, дана методика и порядок их заполнения.

Так различные формы планирования, взаимно обога­ щая и дополняя друг друга, сливаются, по сути дела, в единый процесс.

Повышая экономические и моральные стимулы- в раз­ витии социалистического соревнования на основе встреч­ ных планов, ВЦСПС и Государственный комитет по тру­ ду и заработной плате при Совете Министров СССР в 1973 году внесли существенное дополнение в Типовое положение о премировании работников промышленных предприятий. В соответствии с этим Положением, если коллектив предприятия, принявший встречный план, вы­ полняет его, наращивая выпуск продукции прежде всего за счет экономии материальных ресурсов и роста про­ изводительности труда, то он получает премии в повы­ шенных размерах. При невыполнении показателей встречного плана, но при выполнении задания министер­ ства, премии выплачиваются только в размерах, предусмотренных за выполнение этого задания. Таким образом, теперь полнее стимулируется принятие высоких встречных планов.

Встречное планирование на основе широкого участия трудящихся в разработке и реализации напряженных планов позволяет поднять качество народнохозяйствен­ ных планов в целом и обеспечивает досрочное выполне­ ние перспективных планов хозяйственного строительства.

Р а з д е л второй

ПЛАНИРОВАНИЕ ОТРАСЛЕЙ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА

ВСССР

Гл а в а III. ПЛАНИРОВАНИЕ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

ВОТРАСЛЯХ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

ИРОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ

§1. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Социалистическое общество планомерно внедряет но­ вую технику во все отрасли народного хозяйства на ос­ нове проведения единой государственной технической по­ литики, отбора наиболее прогрессивных направлений раз­ вития науки и техники. XXIV съезд КПСС поставил пе­ ред советским народом задачу: органически соединить достижения научно-технической революции с преимуще­ ствами социалистической системы хозяйства, соединить науку с производством.

В девятом пятилетием плане предусмотрена широкая программа по развитию научных исследований и внедре­ нию в народное хозяйство достижений науки и техники, в том числе широкое применение современных методов управления производством, использование для этого электронно-вычислительной техники и средств экономи­ ко-математического анализа и прогнозирования.

При разработке перспективных планов развития на­ родного хозяйства п р о г н о з н а у ч н о - т е х н и ч е с к о г о п р о г р е с с а выступает в качестве одной из важнейших исходных позиций.

Прогнозирование технического прогресса предшеству­ ет разработке народнохозяйственного плана. Задача его

81


состоит в обоснованном выдвижении узловых проблем науки и техники и в определении сроков их научного и технического решения. Возможность такого предвидения в нашей стране основывается на реальных возможностях, так как основной объем фундаментальных и прикладных исследований сосредоточен в государственных научноисследовательских и высших учебных заведениях. Пред­ видение, следовательно, опирается на реальные темати­ ческие и календарные планы научных исследований.

Сроки, крторые охватывает прогнозирование, могут быть различны. Прогнозирование так называемого пер­ вого эшелона определяет перспективы на ближайшие 15—20 лет. Исходит оно из вполне определившихся воз­ можностей. Данные этих прогнозов наиболее полно ис­ пользуются при разработке конкретных планов техни­ ческого развития производства (на 5 и более лет). Прог­ нозы, рассчитанные на 40—50 лет вперед (прогнозы второго эшелона), используются при разработке планов на длительную перспективу. Что касается прогнозов третьего эшелона, то есть рассчитанных на 100 лет впе­ ред, то они дают возможность лишь предполагать о бу­ дущих направлениях развития науки, той или иной от­ расли производства под влиянием коренных, принци­ пиальных изменений в знаниях и технике.

Для прогнозирования научно-технического прогресса применяются чаще всего два метода. Анкетно-экспертный метод1 состоит в ряде повторных опросов групп спе: циалистов о продолжительности срока решения какойлибо научной проблемы и группировки ответов в зависи­ мости от их наиболее вероятного решения. Другой метод прогнозирования заключается в определении указанных сроков на основе планов научно-исследовательских ра­ бот. Последний более широко применяется в СССР.

Применяются и другие, более сложные методы прог­ нозирования, основанные на современном развитии мате­ матической науки, кибернетики, электронной техники (метод моделирования, дедуктивный метод, метод эк­ страполяций и т. д.).

Прогнозирование научно-технического прогресса тес­ но связано с общими задачами планирования развития

1 По предложению ученых Т. Гордона и О. Хельмера этот метод получил название дельфийского (по аналогии с древнегреческим оракулом из Дельф).

82

науки и техники. Оно опирается на преемственность в развитии техники", на более полное использование b o s - можностей, заложенных в данных научно-технических идеях. Оно учитывает также возможности исключения промежуточных звеньев в технологических процессах, создания комплексов автоматических систем машин и решения других задач совершенствования производства.

Успешное решение социальных проблем в нашей стра­ не оказывает весьма существенное влияние на научнотехнический прогресс и развитие производительных сил общества. Самым непосредственным образом сказывает­ ся на развитии науки и техники, на росте производитель­ ности труда программа совершенствования системы об­ разования, подготовки инженерных, экономических и научных кадров. Особую важность в последнее время приобрела подготовка кадров по электронной, вычисли­ тельной технике, системному управлению и экономико­ математическим специальностям. В целом научно-техни­ ческий прогресс предъявляет новые, более высокие тре­ бования к уровню квалификации всех работников.

Непосредственная цель прогнозирования научно-тех­ нического прогресса заключается в определении наибо­ лее эффективных путей внедрения научных и техниче­ ских достижений и отражении их в народнохозяйствен­ ных планах, а также в программах планируемых науч­ ных исследований.

В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии Л. И. Брежнев подчеркивал: «Мощным рычагом науч­ но-технического прогресса должен стать народнохозяй­ ственный план. До сих пор в наших планах не находят должного отражения вопросы использования достиже­ ний науки и техники в народном хозяйстве, причем по­ ставленные задачи значительным числом министерств выполняются не полностью... Нужен другой подход: раз­ работка комплексной программы дальнейшего развития техники и технологии и с учетом этого — подготовка всех разделов плана, основных его показателей»

В девятом пятилетном плане такой подход в плани­ ровании научно-технического прогресса уже нашел свое отражение.1

1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1973,

с. 56—57.

83