Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 0
сложных экономических и технических условий работы различных видов связи, радиовещания и телевидения.
План развития связи имеет своей целью создание единой автоматизированной сети связи страны (ЕАСС). Соответственно все виды связи общего пользования (междугородная, городская и внутрирайонная телефон ная связь, телеграф, почта, радиосвязь, радиофикация, радиовещание и телевидение), а также различные видыпроизводственной связи министерств и ведомств должны рассматриваться в комплексе.
Планирование связи имеет свои особенности и неко торую специфику в методах разработки плановых зада ний. Предприятия связи обслуживают широкие массы населения и народное хозяйство путем выполнения раз личных услуг. Следовательно, планирование в этом слу чае прежде всего направлено на улучшение обслужива ния потребителей средствами связи, приближение к на селению сети почтовых, телефонных, телеграфных, теле визионных и других предприятий связи. Кроме того, связь требует строжайшей централизации. Необходимо обеспечить устойчивую и четкую работу всех видов свя зи и их взаимозаменяемость.
Разумеется, развитие связи планируется с учетом раз мещения производительных сил, особенностей экономи ческого развития отдельных районов страны, анализа направлений и размеров обмена продукции связи (те леграмм, междугородных телефонных разговоров, поч товой корреспонденции и т. п.). Принимается во вни мание также тяготение экономических районов друг к другу, что позволяет сократить транзитный обмен пу тем создания прямы* каналов связи.
В новых условиях планирования и экономического стимулирования в плане по развитию связи устанавли ваются следующие важнейшие показатели:
—доходы, прибыль, рентабельность;
—объем продукции связи;
—ввод в действие междугородных кабельных и ра диорелейных линий связи, радиовещательных станций, телевизионных станций, городских автоматических теле фонных станций;
—объем платных услуг (исходящий обмен) и пока затели развития средств связи;
—протяженность телефонных и телевизионных кана
177
лов на междугородных линиях связи и некоторые дру гие-.
По общему объему продукции связи планируется по вышение производительности труда и снижение себестои мости услуг связи, а также сопоставляется динамика роста объема работы связи с увеличением объема про дукции других отраслей народного хозяйства. Этот по казатель включает в себя сумму платы за услуги, ока зываемые органами связи населению, государственным, кооперативным и общественным организациям и пред приятиям в форме передачи телеграфных, телефонных сообщений (по проводам и радио), телевидения, пере сылки и доставки почтовых отправлений, а также пла ты за пользование каналами связи и т. п.
Общий объем продукции связи планируется в де нежном выражении (в сопоставимых ценах) и определя ется объемом услуг связи в натуральном выражении и размерами их оплаты. Для определения объема услуг связи в натуральном выражении используется ряд рас четных показателей, например расчет почтового, телег рафного и междугородного телефонного обмена. Этот показатель исчисляется на основе намечаемого развития и реконструкции средств связи, темпа роста обмена за предыдущие годы и дальнейшего увеличения спроса на все виды услуг связи. В свою очередь, спрос на эти ус луги повышается в связи с изменениями в размещении производительных сил страны и возрастающими куль турно-бытовыми запросами трудящихся.
Такой показатель развития связи, как мощность го родских телефонных станций, также используется для определения объемов продукции связи.
Мощность городских телефонных станций, измеряе мая в тысячах номеров, определяется монтированной емкостью телефонных станций, находящихся на балансе органов связи, и рассчитывается как сумма вводимой емкости за счет строительства новых и реконструкции действующих станций за вычетом выбывающего обору дования.
Кроме того, определяются протяженности магист ральных кабельных и радиорелейных линий, вводимых
.за счет нового строительства. При планировании при роста телефонных каналов учитывается прирост физи ческих каналов связи и каналов, полученных путем
178
уплотнения кабельных, радиорелейных и воздушных ли ний, позволяющих одновременно вести несколько теле фонных разговоров.
Расширение материально-технической базы радиове щания и телевидения обеспечивается заданиями по вво ду мощностей радиовещательных станций и вводу в
эксплуатацию телевизионных центров и ретрансляцион ных телевизионных станций.
В девятой пятилетке связь получает дальнейшее раз витие. К концу пятилетки протяженность каналов меж дугородной телефонной связи будет увеличена в 1,9 ра за. В полтора раза увеличится емкость телефонных станций в городах и в 1,6 раза в сельской местности. Объем услуг, оказываемых предприятиями, связи, будет увеличен более чем в 1,6 раза. Расширится сеть радио вещательных и телевизионных станций с использованием искусственных спутников Земли для передач программ телевидения и организации связи на большие расстоя ния.
Г л а в а VII. ПЛАНИРОВАНИЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
§1. РОЛЬ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ВВОСПРОИЗВОДСТВЕ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ И ЗАДАЧИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИХ ПЛАНИРОВАНИЯ
Капитальное строительство — это индустриальная ос нова всех отраслей материального производства. Оно создает материально-техническую базу производства — орудия и средства труда, необходимые для производства материальных благ, а также жилищный и культурнобытовой фонды, удовлетворяющие потребности общест ва. Капитальное строительство призвано расширять пу тем строительства новых предприятий и реконструкции действующих основные фонды страны. Создание основ ных производственных фондов означает расширение воспроизводства машин, оборудования, приборов^инструмрнтов, производственных зданий и сооружений. Кроме того, капитальное строительство воспроизводит и непро
179
изводственные основные фонды: Жилища, Школы, боль ницы, административные здания, дома отдыха, санато рии, различные виды общественного транспорта и т. п.
Необходимо заметить также, что расширение произ водства материальных благ происходит в результате уве личения производственных фондов, численности рабочих и повышения производительности труда. Однако рост производительности труда, в свою очередь, зависит от уровня технического совершенства орудий и средств труда, от внедрения в производство новейшей техники. Отсюда следует вывод: рост производства обусловлен расширением его основных производственных фондов и улучшением использования действующих фондов.
Планирование капитальных вложений — это одно из основных средств, с помощью которого Советское госу дарство реализует экономические законы развития со циалистического общества.
За годы Советской власти в стране осуществлена ог ромная программа капитального строительства. Все это позволило увеличить по сравнению с 1928 годом основ ные фонды почти в 14 раз, создать новые отрасли про мышленности и транспорта, развить материально-техни ческую базу сельского хозяйства, построить сотни новых городов и поселков. В 1971 — 1975 годы вводятся в дей ствие за счет государственных капитальных вложений основные фонды на сумму в 418,6 миллиарда рублей.
Главная цель плана капитальных вложений — обес печить намечаемые народнохозяйственным планом 'тем пы и пропорции развития всего народного хозяйства и отдельных его отраслей.
Что касается перспективного плана капитальных вло жений, то он обеспечивает:
—первоочередное развитие наиболее прогрессивных отраслей и производств и пропорциональность развития народного хозяйства;
—всемерное повышение технического уровня всех отраслей на основе внедрения наиболее передовых до стижений науки и техники;
—концентрацию капитальных вложений на реша ющих стройках и пусковых объектах с целью устране ния распыления финансовых и материальных средств и ускорения ввода производственных мощностей и основ ных фондов;
180
— повышение эффективности капитальных вложений (уменьшение удельных капитальных вложений на еди ницу прироста продукции и вводимой мощности, сокра щение сроков окупаемости, повышение производитель ности труда и снижение себестоимости продукции);
—экономически целесообразное развитие специали зации и кооперирования, рациональное размещение про изводительных сил по территории , страны и наиболее эффективнее использование природных и трудовых ре сурсов;
—развитие и расширение экономического сотруд ничества СССР с зарубежными странами, и в первую очередь с социалистическими и развивающимися стра нами.
Главным показателем в планировании и оценке дея тельности строительных организаций является быстрей ший ввод в действие производственных мощностей при высоком качестве строительства.
Наряду с обеспечением расширенного воспроизвод- . ства на основе внедрения в производство новейшей тех ники план капитальных вложений решает и задачу соз дания наиболее рациональной отраслевой структуры. По мере расширения технического прогресса появляются все новые виды производств, сырья, средств производст ва и предметов потребления. Эти объективные процессы развития производительных сил социалистического об щества осуществляются в плановом порядке в основном через капитальные вложения.
Более быстрый темп развития той или иной про грессивной отрасли обеспечивается путем соответствую щего направления капитальных вложений. Таким обра зом, изменяются в необходимом направлении существу ющие в народном хозяйстве пропорции.
Через распределение капитальных вложений осущест вляется задача рационального размещения социалисти ческого производства. Одно из преимуществ социалисти ческой плановой системы хозяйства и состоит в том, что государство имеет возможность аккумулировать средства на новое строительство или расширение производства и рационально размещать их в тех республиках, где реша ются первоочередные задачи как развития страны в це лом, так и подъема экономики и культуры народов рес публик СССР.
181
§ 2. П Л А Н И Р О В А Н И Е К А П И Т А Л Ь Н Ы Х В Л О Ж Е Н И И
Показатели плана капитальных вложений. Система показателей плана капитальных вложений позволяет оценивать деятельность строительных организаций, рег ламентировать сроки строительства и нормы расходов, способствует их сокращению и повышению качества строительства. Она позволяет соизмерять деятельность различных строительных организаций, увязывать ее с другими разделами народнохозяйственного плана и, на конец, правильно обосновывать задания и программы строительства. В этих целях используются как дирек тивные, так и расчетные показатели.
При переводе строительно-монтажных организаций на новую систему планирования и экономического сти мулирования производства вышестоящими организация ми утверждаются для строительно-монтажных организа ций следующие показатели плана:
по строительному производству — ввод в действие в установленном порядке производственных мощностей и объектов строительства в соответствии с утвержденны ми проектами и титульными списками строек;
объем строительных и монтажных работ по объек там или этапам работ, заканчиваемым в планируемом году и подлежащим сдаче заказчику по их сметной сто имости.
Кроме того, для определения потребности в матери альных ресурсах, фонде заработной платы и оборотных средствах строительно-монтажным организациям уста навливаются вышестоящими организациями как расчет ные показатели общий и выполняемый собственными си лами объем подрядных работ, с распределением общего объема по заказчикам;
по труду — общий фонд заработной платы (годовой), задание по росту производительности труда;
по финансам — прибыль, платежи в бюджет и ас сигнования из бюджета;
по собственному капитальному строительству — ввод в действие производственных мощностей, объектов и ос новных фондов за счет централизованных капитальных
'вложений; общий объем централизованных капитальных вложений, в том числе объем строительно-монтажных работ;
182
по внедрению новой техники — задания, связанные с развитием и совершенствованием строительного произ водства;
по материально-техническому снабжению — объем по ставок материалов, машин, механизмов и других мате риально-технических ресурсов.
Главнейшими показателями народнохозяйственного плана капитального строительства являются:
—ввод в действие производственных мощностей и основных фондов по отраслям народного хозяйства и со юзным республикам;
—общий объем капитальных вложений и строитель но-монтажных работ с распределением его по отраслям
исоюзным республикам, с выделением капитальных вложений на жилищное и коммунальное строительство
истроительство объектов социально-культурного назна чения (больниц, школ, клубов и т. п.);
—титульные списки важнейших строек с определе-, нием места строительства, проектной мощности, очеред
ности и сроков ввода в эксплуатацию;
— задание по жилищному строительству и вводу жи лой площади в целом по стране, по союзным республик кам, по министерствам и ведомствам ССОР.
Планирование ввода в действие производственных мощностей и основных фондов. Ввод в действие произ водственных мощностей и основных фондов играет очень существенную роль, так как с учетом ввода мощностей обосновывается производственная программа всего го сударственного плана. Этот показатель характеризует готовую продукцию строительства.
План ввода в действие производственных мощностей и основных фондов связывает строительную программу государственного плана с программой выпуска продук ции. От размера ввода в эксплуатацию производствен ных мощностей зависит производство продукции в пла нируемом периоде. Показатель плана рассчитывается на основе титульных списков строительства объектов, и хотя он имеет самостоятельное значение, но в то же время предопределяет и общий объем капитальных вложений.
Планирование ввода в действие производственных мощностей исходит из необходимости комплексного вво да в эксплуатацию взаимосвязанных объектов. Эта вза имная связь должна быть обеспечена как между отдель
183
ными цехами и агрегатами в пределах одного предпри ятия, так и в целом по стране между отдельными пред приятиями и отраслями. В масштабе всей страны в це лом должно соблюдаться соответствие между вводом в
действие мощностей металлургии и мощностей угольной и горнорудной промышленности, между вводом в дей ствие мощностей нефтедобычи и нефтепереработки ит. д. Соблюдение комплексности ввода доменного, мар теновского и прокатного производства на металлурги ческом комбинате обеспечит ритмичную работу не толь ко всего предприятия, но и ряда машиностроительных предприятий и предприятий других отраслей.
В план ввода в действие производственных мощно стей включается также прирост мощностей расширяемых и реконструируемых действующих предприятий.
Ввод в действие производственной мощности по важ нейшим стройкам, включенным в титульные списки, ука зывается в плане по каждому объекту в отдельности, а по остальным стройкам и предприятиям дается сум марно по отрасли в целом. При расчете этого показателя надо строго учитывать установленные сроки продолжи тельности строительства различных объектов.
Большое значение для своевременного ввода в дей ствие производственных мощностей имеет концентрация капитальных вложений на пусковых объектах. Из пере ходящих объектов выделяются те, которые могут быть завершены строительством в планируемый период и пол ностью обеспечиваются материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами. Необходимый обьем затрат для окончания строительства переходящих объектов опреде ляется как разница между сметной стоимостью строя щегося объекта и стоимостью выполненных работ с мо мента начала его строительства.
‘ Необходимо также предусматривать в планах кон центрацию средств на оптимальном количестве строек. При решении этой задачи главное состоит в том, чтобы не распылять капитальные вложения по многочислен ным начинающимся стройкам. Распыление капитальных вложений по большому числу объектов увеличивает раз меры незавершенного строительства, замораживает на долгое время государственные средства и тем самым снижает эффективность их использования. Поэтому в плане должны быть предусмотрены:
184
—ускорение ввода в действие строящихся объектов, концентрация капитальных вложений на первоочередных стройках;
—своевременный учет на балансе предприятия ос новных фондов, законченных строительством зданий и сооружений или их частей;
— ликвидация недоделок и зачисление в основ ные фонды объектов, находящихся в эксплуатации, но не принятых приемными комиссиями из-за недоде лок.
Основной источник капитальных вложений — это на копляемая часть национального дохода. Другим источ ником капитальных вложений служат амортизационные отчисления.
Исходная позиция планирования капитальных вложе ний определяется установлением необходимого темпа расширенного воспроизводства основных фондов страны на базе оптимального соотношения между накопляемой и потребляемой частями национального дохода.
На необходимость установления оптимальных соот ношений между текущим производством и новым, строи тельством указывал К. Маркс. Он писал: «На основе общественного производства придется определять мас штаб, в котором могут производиться такие операции, которые на долгое время отвлекают рабочую силу и средства производства, не доставляя за все это время ни какого продукта в виде полезного эффекта; придется определять, в каком масштабе могут производиться эти операции, не причиняя вреда таким отраслям произ водства, которые постоянно или несколько раз в году не только отвлекают рабочую силу и средства производ ства, но и доставляют жизненные средства и средства производства» *. Общий объем капитальных вложений определяют, исходя йз установленных темпов развития производства и проектируемой на плановый период фон доотдачи.
Решение этой задачи достигается разработкой систе мы балансовых расчетов, с помощью которых определя
ются: |
• |
населения |
— потребность народного |
хозяйства и |
|
страны в различных видах продукции; |
|
|
‘ М а р к с К- Капитал, т. 2. М., |
Госполитиэдат, |
1952, с. 356. |
185