Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 0
бопроводам примерно в четыре раза ниже перевозки по железной дороге.
Грузооборот по каждому виду транспорта устанав ливается на основе намечаемых объемов отправления грузов и средней дальности перевозок. Дальность пере возки по отдельным грузам определяется на основании расчетов с учетом изменений в размещении производст ва и потребления по районам страны.
Сокращение дальности перевозок грузов — один из важнейших резервов уменьшения транспортных издер жек в народном хозяйстве. Чем меньше дальность, тем меньше доля транспортных расходов в стоимости пере возимой продукции, тем меньше продукции находится в процессе обращения, тем быстрее оборачивается под вижной состав и, следовательно, сокращается потреб ность в нем для обеспечения одного и того же объема перевозок, уменьшаются материальные затраты на него.
Равномерное размещение производительных сил по районам страны позволяет сокращать дальность перево зок, однако вовлечение новых районов в промышленное и сельскохозяйственное производство, специализация их приводят к увеличению радиуса сбыта и соответственно дальности перевозок.
По железным дорогам СССР дальность перевозок существенно выросла за годы Советской власти, что объясняется быстрым развитием производительных сил во всех районах страны, и особенно в восточных районах
СССР. Для снижения дальности перевозок (на основе балансов производства и распределения) составляются планы межрайонного обмена по важнейшим грузам, в которых и определяется прикрепление районов, имеющих недостаток продукции, к районам, имеющим ее избыток. Прикрепление строится таким образом, чтобы оно обес печивало покрытие потребности дефицита продукции в одних районах за счет реализации избытка этой продук ции в других районах при рациональном использовании средств транспорта и минимальных транспортных из держках в народном хозяйстве.
Перевозки, которые могут быть совершены с мень шей затратой труда и перевозочных средств, с меньши ми издержками, считаются нерациональными. К ним от носятся встречные, повторные, чрезмерно дальние, а для железных дорог и короткопробежные перевозки.
170
Совершенствование планирования материально-тех нического снабжения и развития прямых связей между предприятиями, при которых осуществляются перевозки с предприятия-поставщика непосредственно до предприя тия-потребителя, минуя базы снабжения, способствует устранению нерациональных перевозок.
Правильное использование единой транспортной сети
иснижение транспортных расходов в народном хозяй стве достигаются прямым смешанным железнодорожно водным и автомобильно-железнодорожным сообщением
иавтомобильно-водными перевозками. В этом случае перевозки грузов осуществляются по одному перевозоч ному документу с участием железнодорожного, речного (или морского) и автомобильного транспорта, а переда ча грузов с одного вида транспорта на другой произво дится транспортными органами без участия грузоотпра вителя. Применение прогрессивных видов перевозки тре бует тщательной увязки между всеми видами транспор та (скорость, пропускная способность, перевалочные пункты и т. п.).
Пассажирские перевозки имеют тенденцию к росту. Они играют важную роль в жизни страны и занимают большой удельный вес в совокупной работе транспорта.
Главная задача плана пассажирских перевозок — обеспечить возможно более полное и качественное удов летворение потребностей населения в перевозках и все мерное улучшение условий транспортного обслуживания.
Объемы пассажирских перевозок зависят от рядд факторов: роста численности населения (особенно го родского), уровня развития производительных сил по районам, роста материальных возможностей и культур ного уровня трудящихся, масштабов хозяйственных и общественно-политических мероприятий, развития сети домов отдыха и санаториев, увеличения свободного вре мени у трудящихся и т. д. Путем прямого расчета оп ределяются масштабы перевозок на курорты и в дома отдыха (исходя из развития их сети), а также перево зок отпускников, учащихся, делегатов съездов, конфе ренций и т. п. Другие факторы учитываются косвенно. При определении общих объемов перевозок производит ся анализ влияния перечисленных выше факторов на перевозки за прошедшие годы, изучаются миграции на селения и их причины. Правильному планированию
171
пассажирских перевозок помогают периодические стати стические обследования целей поездок пассажиров.
В перспективных планах развития транспорта необ ходимо учитывать сдвиги в структуре перевозок пасса жиров. К примеру, тенденции развития воздушного транспорта значительно влияют на пассажирские пере возки по железным дорогам, особенно на дальние рас стояния, а рост междугородных перевозок автобусами снижает объем перевозок пассажиров в местном желез нодорожном сообщении.
Значительное место в планировании развития транс порта занимают вопросы повышения эффективности использования транспортных средств.
Рост эффективности всех видов транспорта достига ется за счет повышения скоростей, сокращения простоев и широкого использования преимуществ новых видов тяги и других прогрессивных видов новой Техники.
Планирование потребности в средствах транспорта на соответствующие объемы перевозок зависит от про грессивных показателей использования подвижного сос тава. На этой основе с помощью балансового метода устанавливается потребность в локомотивах, вагонах, судах, автомобилях и самолетах.
Одним из важнейших показателей использования локомотивного парка является, например, среднесуточ ный пробег локомотива. Более рациональное использо вание парка электровозов и тепловозов, переход на длин ные тяговые плечи — все это позволяет значительно по
высить пробеги локомотивов.
Эффективность использования подвижного состава также выражается количеством приведенной продукции (в тонно-километрах), приходящейся на единицу мощно сти локомотивного парка и на 1 тонну грузоподъемности вагонного парка. В этих показателях отражается не только время оборота, но и использование грузоподъем ности вагона и мощности локомотива.
На водном транспорте необходимо добиваться резко го сокращения непроизводительных простоев судов в портах, максимального использования грузоподъемности судов, сокращения порожних пробегов и повышения ско
ростей. |
^ |
Повышение роли автомобильного транспорта в еди |
|
ной транспортной системе страны, |
рост междугородных |
172
перевозок, развитие централизованных и смешанных пе ревозок с другими видами транспорта требуют совер шенствования организации эксплуатационной работы ав томобильного транспорта, развития перевозок автопоез дами, сокращения порожних пробегов автомобилей, по вышения коэффициента использования парка.
Большое значение для дальнейшего повышения эф фективности использования транспорта имеет трудовая инициатива самих работников транспорта. Развитие со циалистического соревнования на транспорте и в связи
СССР позволяет внедрять все более прогрессивные ме тоды труда, вовлекать широкие слои инженеров и тех ников, а также рабочих транспорта и связи в борьбу за повышение эффективности использования транспортных средств, за внедрение достижений науки и техники в производство. Большое значение Министерство путей сообщения и ЦК профсоюза рабочих железнодорожно го транспорта придают развитию вождения тяжеловес ных поездов.
Во Всесоюзном социалистическом соревновании ос новное внимание коллективов предприятий и организа ций транспорта сосредоточено на ускорении доставки грузов и улучшении обслуживания населения, на сокра щении порожних пробегов, простоев локомотивов, ваго нов, автомобилей и судов, на расширении комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ и на сни жении себестоимости перевозок.
Одним из важных резервов повышения эффективно сти транспорта является дальнейшее распространение передового производственного опыта Приволжской же лезной дороги и вагонного депо Московка Западно-Си бирской железной дороги по улучшению использования подвижного состава и применения индустриального мето да ремонта вагонов. ЦК профсоюза рабочих железнодо рожного транспорта и Министерство путей сообщения, распространяя этот метод, добились такого положения, что работники железных дорог страны в настоящее вре мя могут в среднем высвобождать в сутки 18—19 тысяч вагонов и использовать их для дополнительной перевоз ки грузов.
Особого внимания заслуживает инициатива коллек тива станции Люблино-Сортировочное Московской же лезной дороги. ЦК КПСС в июле 1973 года одобрил
173
опыт люблинцев по созданию и внедрению передовой технологии переработки транзитных вагонопотоков, обес печивающий увеличение эффективности использования транспортных средств и повышение производительности труда работников сортировочной станции.
Люблинцы применили прогрессивный метод диспет черского руководства расформированием и формирова нием составов с использованием вычислительной техники и современных средств связи, максимально сокращены межоперационные интервалы и ликвидированы простои во время смены дежурств. Все подразделения станции переведены на сменный хозяйственный расчет, что по высило материальную заинтересованность комплексных бригад в результатах своего труда.
Активное участие рабочих, инженеров и техников в улучшении технологического процесса на станции, их высокая трудовая дисциплина, тесное взаимодействие и производственное содружество позволили ускорить обра ботку подвижного состава, уменьшить численность ра ботающих, повысить производительность труда и до биться ликвидации тяжелых и опасных профессий.
Только за 2,5 года девятой пятилетки время нахож дения на станции Люблино транзитных вагонов с пере работкой сокращено с 5,7 до 4,8 часа, что является наи лучшим показателем для сортировочных станций страны. За это время коллектив станции высвободил для допол нительной погрузки более 140 тысяч вагонов.
Большой эффективностью отличается индустриаль ный метод ремонта вагонов, предложенный работниками депо Московка.
Все шире распространяется опыт коллектива Бело русской железной дороги по отправлению грузов марш рутами, а также опыт борьбы машинистов и диспетче ров Юго-Восточной железной дороги за ежесуточный пробег локомотивов не менее 1000 километров. Коллек тив Северо-Кавказской железной дороги развернул со ревнование за отличную подготовку и проведение пере возок продукции грузов сельского хозяйства. Начиная с 1973 года многие коллективы транспортников принима ют встречные планы по перевозкам. В 1973 году кол лективы Московской и Казахской дорог сверх годового плана перевезли по одному миллиону тонн грузов без дополнительных затрат.
174
Железнодорожники и строители Москвы заключили комплексные договоры на соревнование за досрочную сдачу железнодорожных объектов в эксплуатацию, что обеспечило досрочное выполнение социалистических обя зательств 1973 года.
Широкое распространение получила в девятой пяти летке и такая форма соревнования на транспорте, как соревнование областей Российской Федерации за успеш ное выполнение планов строительства и реконструкции местных автомобильных дорог, улучшение их содержа ния и благоустройства. Эта форма соревнования была предложена ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и Министерством строительства и эксплуата ции автомобильных дорог РСФСР, а затем поддержана Советом Министров РСФСР, и ВЦСПС.
Развертывание социалистического соревнования транспортников обеспечило выполнение и перевыполне ние планов 1973 года и досрочный выход по многим по казателям на рубеж 1974 года.
Эффективность всех видов транспорта во многом зависит от качества планирования. При разработке пер спективных планов развития транспорта надо исходить из необходимости комплексного транспортного освоения новых районов страны и развития транспортной сети в целом.
Исключительное внимание обращается на выяснение возможности ускорения ввода в эксплуатацию новых мощностей, так как фактор времени на современном эта пе коммунистического строительства имеет первостепен ное значение. При этом вариант с наименьшим сроком окупаемости обычно оказывается приемлемым. Но при сравнении вариантов должны сопоставляться дополни тельные капитальные вложения и ежегодная экономия на эксплуатационных расходах. Сравнением капиталь ных затрат и экономии эксплуатационных затрат уста навливается срок окупаемости капитальных вложений.
При выборе вида транспорта производится сравнение тех же стоимостных и натуральных показателей, что и при распределении перевозок на существующей сети, од нако учитываются полные затраты, включая и затраты на постоянные устройства.
В плане развития транспорта должны правильно со четаться наиболее полное использование существующих
175
транспортных устройств и увеличение их пропускной спо собности в связи со строительством новых магистралей, портов и других сооружений. Рост объема перевозок гру зов и пассажиров должен обеспечиваться прежде всего путем более эффективного использования существую щих транспортных магистралей, внедрения новой техни ки и передовой технологии производства,' повышения производительности труда. Однако освоение новых источ ников добычи сырья и топлива, новых промышленных и сельскохозяйственных районов требует транспортного ос воения территории, то есть строительства новых линий.
Широкое развитие на всех видах транспорта должна получить механизация трудоемких, особенно погрузочноразгрузочных и путевых, работ, а также автоматизация транспортных процессов.
При планировании транспорта важное значение имеet увязка развития транспортных средств магистраль ного транспорта и транспорта предприятий. Протяжен ность подъездных железнодорожных путей промышлен ных предприятий достигает ныне 86 тысяч километров. Здесь в основном и зарождаются грузопотоки всего же лезнодорожного транспорта. Естественно, что техниче ский уровень промышленного транспорта должен соот ветствовать техническому уровню магистрального транс порта, так как они взаимодействуют. Поэтому и разви тие промышленного транспорта должно осуществляться по линии замены паровой тяги электрической и тепло возной.
На основе развития путевого хозяйства, применения усовершенствованного подвижного состава, развития причального фронта, комплексной механизации погрузоч но-разгрузочных операций, внедрения автоматики и теле механики транспорт страны будет расти и совершен ствоваться.
§ 3. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
связи
Огромное экономическое, политическое и культурное значение связи и радиовещания предопределяет и основ ные задачи этого раздела народнохозяйственного плана. План должен составляться с учетом многообразных и
176