Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Само собой разумеется, что показатели количествен­ ного измерения степени эффективности капитальных вло­ жений используются для сравнения проектных решений внутри данной отрасли производства и не могут служить критерием для сравнения эффективности капитальных вложений в предприятия различных отраслей.

Приведенные выше показатели не исчерпывают всего многообразия тех конкретных условий и особенностей, которые следует учитывать при определении эффектив­ ности данных конкретных затрат. Например при опре­ делении эффективности капитальных вложений в объек­ ты с длительным циклом оборота основных фондов в комплексе показателей особо важное место следует уде­ лить расчету фактора времени и срока окупаемости за­ трат. В отраслях с большим удельным весом оборудо­ вания и более коротким циклом оборота основных фон­ дов важное значение наряду с показателем удельных капитальных затрат приобретает сравнительная сумма амортизации, приходящаяся на единицу продукции.

При определении эффективности капитальных вложе­ ний по отр.аслям и отдельным предприятиям широко ис­ пользуется метод сравнения различных проектных вари­ антов по срокам окупаемости или по коэффициентам сравнительной эффективности капитальных вложений.

По этой методике срок окупаемости определяется от­ ношением разности капитальных вложений по двум ва­ риантам (/Ci и Къ) строительства предприятий одной и той же мощности к разности себестоимости ( С \ и Сг) годовой продукции предприятий, строящихся по этим ва­ риантам.

Т_ K l ~ Кг

Са — Ci

Величину, обратную сроку окупаемости, принято на­ зывать коэффициентом эффективности (£).

£ — — ^1

Ki - Kt _

Так как по этому методу определяется степень уве­ личения фондов накопления за счет принимаемого того или иного варианта капитального строительства, то этим самым и устанавливается народнохозяйственная эффек­ тивность капитальных вложений.

200

При сравнении вариантов капитальных вложений в строящиеся объекты надо считать лучшим тот, который обеспечивает минимум суммы капитальных вложений и себестоимости годовой продукции, умноженной на нор­ мативный срок окупаемости:

+ С Г Т 0 = минимум.

Другими словами, лучший вариант должен обеспечить минимум суммы годовой себестоимости и капитальных вложений, умноженных на нормативный коэффициент эффективности:

C t + K t - E = минимум.

Метод определения эффективности капитальных вло­ жений по срокам окупаемости имеет много недостатков, и прежде всего тот, что он ориентирует на фактически сложившиеся в прошлом сроки окупаемости, между тем как из межотраслевых расчетов на предстоящий период могут быть определены другие сроки. Задачи плана мо­ гут выдвигать необходимость максимального сокраще­ ния удельных капитальных затрат и сроков строитель­ ства для форсированного увеличения продукции данной отрасли.

Наконец, ввод объектов оказывает влияние и на смежные отрасли, на изменение состава и качества про­ дукции в этих отраслях, на социальные факторы (улуч­ шение условий труда и т. п.); на обороноспособность страны и т. д. Все это может изменить решение в приня­ том варианте, определенном по срокам окупаемости. Этот метод может быть существенно улучшен, если для оценки эффективности хозяйственной деятельности стро­ ящихся предприятий использовать коэффициент рента­ бельности, рассчитываемый как отношение прибыли к стоимости производственных фондов:

_Р = о,— И

 

ф

ф

где Р

— прибыль от реализации;

Ф — стоимость производственных фондов;

Оч — оптовая цена реализуемой продукции;

И

— издержки производства (себестоимость) реали­

 

зуемой продукции.

 

Сопоставление фактического коэффициента рента­

201


бельности и проектного позволяет оценить ^выгодность проектируемого варианта строительства.

Весьма важно определять не тольк» эффективность строящегося объекта, но и целого комплекса, особенно при.планировании размещения производительных сил в новых районах. Научным советом по проблеме экономи­ ческой эффективности основных фондов, капитальных вложений и новой техники Академии наук СССР и Ин­ ститутом экономики АН СССР разработана «Методика определения экономической эффективности размещения промышленности при планировании и проектировании

нового строительства» (изд-во «Экономика»,

М., 1966),

по которой общая эффективность ( Эф)

сложившихся

районных промышленных

комплексов

рассчитывается

как отношение физического

объема чистого

продукта,

созданного в отраслях, входящих в комплексы, за рас­ сматриваемый период, к сумме производственных фондов этих отраслей:

 

П

 

 

 

 

2

- л

 

 

Э

_ i=!__

 

 

 

2

ф

 

 

 

(=i

 

 

 

где Э ф — эффективность производственных

фондов от­

раслей, составляющих комплекс района;

Д — физический объем чистого продукта, созданно­

го во всех отраслях комплекса;

составляю­

Ф — производственные

фонды

отраслей,

щих комплексы.

новых

капитальных вложе­

Общая эффективность

ний в промышленные комплексы района рассчитыва­ ется как отношение прироста физического объема чисто­ го продукта к капитальным вложениям, израсходован­ ным на эти цели:

2-ДД

=Ч — .

2 i-i

где Э к — эффективность капитальных вложений в про­ мышленный комплекс;

202


АД — прирост физического объема чистого продукта; K i — капитальные вложения во все отрасли промыш­

ленности комплекса ( i= l, 2, 3, п).

Перевод строительных организаций на новый порядок планирования и экономического стимулирования при котором образование фондов экономического стимулиро­ вания и прибыли подрядных строительно-монтажных ор­ ганизаций ставится в полную зависимость от выполне­ ния плана по конечной строительной продукции — вводу в действие готовых производственных мощностей и объектов — будет способствовать дальнейшему повыше­ нию эффективности капитальных вложений.

Г л а в а VIII. ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

§ 1. ЗАДАЧИ ОРГАНОВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Материально-техническое снабжение народного хо­ зяйства обеспечивает плановое распределение и обра­ щение средств производства. Иными словами, оно, вопервых, осуществляет сбыт производимой продукции, а во-вторых, обеспечивает каждое предприятие всеми не­ обходимыми видами продукции в потребных количест­ венных соотношениях и ассортименте. При этом должны быть установлены рациональные связи между предприя- гиями-изготовителями и предприятиями-потребителями, обеспечивающие наиболее экономичное продвижение ма­ териально-технических средств от производителей до потребителей.

Система органов управления и планирования мате­ риально-технического снабжения в СССР реорганизова­ на в соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС. Организация снабженческих орга­ нов по территориальному принципу привела к ликвида­ ции значительного количества мелких снабженческосбытовых организаций и созданию более крупных и

203

лучше оснащенных специализированных и универсаль­ ных баз и складов, к более полному использованию ре­ сурсов на местах.

Дальнейшее совершенствование и развитие органов материально-технического снабжения с передачей функ­ ций распоряжения материально-техническими средства­ ми, выделяемыми на развитие отрасли, общесоюзным и союзно-республиканским министерствам и ведомствам призвано повысить эффективность системы планирования материально-технического обеспечения народного хозяй­ ства.

Министерства ныне определяют потребность подве­ домственных всесоюзных (республиканских) промышлен­ ных объединений и предприятий в материалах и обору­ довании, распределяют выделенные им фонды по по­ требителям, осуществляют контроль за поставками и обеспечивают внутриотраслевые кооперированные по­ ставки.

Госплан СССР, Государственный комитет Совета Ми­ нистров СССР по материально-техническому снабжению и его центральные и территориальные органы осущест­ вляют по закрепленной за ними номенклатуре определе­ ние потребности всего народного хозяйства в матери­ альных ресурсах, ведут разработку материальных балан­ сов и распределение материалов и оборудования между министерствами, ведомствами СССР и союзными респуб­ ликами. Совет Министров СССР утверждает в составе Народнохозяйственного плана материальные балансы и планы распределения по важнейшим видам материаль­ ных ресурсов.

Реализация планов материально-технического снаб­ жения осуществляется главснабсбытами и территориаль­ ными органами материально-технического снабжения. Таким образом, в настоящее время материально-техниче­ ское снабжение планируется и управляется единой само­ стоятельной системой.

Основными задачами союзно-республиканского Госу­ дарственного комитета Совета Министров СССР по ма­ териально-техническому снабжению являются:

— реализация планов материально-технического снабжения и обеспечение межотраслевых кооперирован­ ных поставок;

—■распределение по потребителям продукции, не

204


распределяемой Госпланом СССР, план производства которой утверждается соответствующими министерства' ми, а также контроль за своевременным выполнением министерствами, ведомствами и предприятиями-постав- щиками планов поставок продукции;

— разработка и осуществление мероприятий по со­ вершенствованию системы и органов материально-тех­ нического снабжения.

Система .снабжения должна обеспечить предусмот­ ренные народнохозяйственными планами высокие темпы развития народного хозяйства с наименьшими совокуп­ ными запасами материалов и оборудования и минималь­ ными издержками в обращении средств производства.

Структура центрального аппарата Государственного комитета по материально-техническому снабжению

СССР позволяет решать как задачи снабжения, так и задачи организации межотраслевых связей. В составе комитета имеются управления и отделы по снабжению сельского хозяйства, строительства и ряда отраслей про­ мышленности, сводные и функциональные управления и отделы, в том числе подразделения по организации и совершенствованию системы и методов работы органов снабжения, организации нормирования и экономии мате­ риальных ресурсов, внедрению вычислительной техни­ ки в систему материально-технического снабжения.

Важным новым звеном в системе Госснаба является организация оптовой торговли средствами производства. Главки Госснаба реализуют планы снабжения, разраба­ тывают балансы, получают фонды, увязывают сводную спецификацию, производят прикрепление потребителей и выдают наряды на поставку продукции.

Указания и распоряжения главных управлений по снабжению и сбыту продукции, по вопросам реализации фондов, срокам, порядку и очередности поставок продук­ ции в другие районы, а также по вопросам прикрепле­ ния потребителей к поставщикам обязательны для глав­ ных управлений материально-технического снабжения в союзных республиках, управлений материально-техниче­ ского снабжения РСФСР и подведомственных им спе­ циализированных и универсальных управлений, контор и баз.

Союзглавснабсбыты устанавливают район деятельно­ сти специализированных контор и баз, осуществляют

205

I

контроль за сводным специфицированием выделенных потребителям фондов, дают рекомендации по установле­ нию формы снабжения, руководят работой по занарядке продукции, в том числе осуществляемой на основе пла­ нов прикрепления территориальными органами матери­ ально-технического снабжения, осуществляют контроль за соблюдением дисциплины в выполнении плана поста­ вок продукции.

Комплектование всех строящихся и реконструируе­ мых предприятий осуществляют главные управления по комплектованию оборудованием, приборами, кабельны­ ми и другими изделиями.

Важнейшим звеном системы материально-техническо­ го снабжения являются ее территориальные органы.

Главные управления материально-технического снаб­ жения образованы при Советах Министров союзных рес­ публик и находятся в двойном подчинении: Совета Ми­ нистров республики и Государственного комитета по ма­ териально-техническому снабжению СССР.

Управление материально-технического снабжения РСФСР (28 районов) подчинено союзному Государствен­ ному комитету по материально-техническому снабже­ нию.

Этим территориальным органам подчинены находя­ щиеся в районах их деятельности конторы, базы, скла­ ды снабжения и сбыта, за исключением контор, баз и складов снабжения некоторых министерств и ведомств, для которых сохранена ведомственная система органов снабжения.

Все территориальные органы материально-техническо­ го снабжения являются хозрасчетными Ьрганизациями.

Территориальные органы снабжения реализуют фон­ ды на материальные ресурсы предприятиям в районе их деятельности, контролируют выполнение планов меж­ отраслевых кооперированных поставок и отгрузку про­ дукции из района. Они разрабатывают рациональные схемы прямых связей между предприятиями как своих, так и других районов, определяют продукцию для по­ ставок с баз и непосредственно с предприятий-произво- дителей (транзитом), обеспечивают своевременное за­ ключение договоров конторами и базами с предприятия­ ми, стройками и организациями-потребителями, а также с предприятиями-изготовителями на поставку продукции.

206


Все предприятия, стройки, организации в районе деятельности главных управлений, независимо от ведом­ ственной принадлежности, представляют спецификации на выделяемую им продукцию, на основе которых тер­ риториальные органы снабжения с участием потреби­ телей разрабатывают сводные спецификации в разрезе фондодержателей (министерств, ведомств СССР и со­ юзных республик) и представляют их Госкомитету (со­ ответствующий главным управлениям).

Важная задача территориальных органов снабже­ ния— реализация планов снабжения, поставка потреби­ телям продукции в нетранзитных количествах, организа­ ция оптовой торговли средствами производства и разви­ тие этой формы материально-технического снабжения, совершенствование работы сети баз и складов, механизация погрузочно-разгрузочных работ, расширение цент­ рализованной доставки и повышение эффективности ис­ пользования средств транспорта и т. д.

Территориальные органы материально-технического снабжения призваны изыскивать возможности для до­ полнительного производства продукции, использовать местные ресурсы, реализовывать излишние, выявленные на предприятиях материалы, сырье и оборудование. Эти органы имеют возможность маневрировать материаль­ ными ресурсами и оказывать временную помощь пред­ приятиям.

Кроме того, эти органы контролируют выполнение поставок продукции для своего района и следят, как по­ ставщики данного района выполняют обязательства по поставкам продукции в другие районы страны и на экс­ порт. В сферу их деятельности входит также контроль за использованием и хранением предприятиями, строй­ ками и организациями сырья, материалов, топлива, ком­ плектующих изделий и оборудования. Они руководят всей хозяйственной деятельностью подведомственных контор, баз, складов, мелкооптовых магазинов, разраба­ тывают планы товарооборота и капитальных вложений, финансовые и кредитные планы, планы перевозок, ут­ верждают бухгалтерские отчеты и балансы, проводят ревизии и выполняют ряд других функций.

Снабжение нефтепродуктами осуществляет специали­ зированная система, созданная при Советах Министров союзных республик. В РСФСР Главное управление по

207

транспорту и снабжению нефтью и нефтепродуктами (Главнефтеснаб РСФСР) подчинено Совету Министров РСФСР и Государственному комитету по материальнотехническому снабжению СССР. Органы снабжения неф­ тепродуктами выполняют функции, аналогичные указан­ ным выше функциям территориальных органов матери­ ально-технического снабжения.

Вминистерствах, ведомствах и местных Советах де­ путатов трудящихся имеются также органы материальнотехнического снабжения. Сохранена система ведомствен­ ных снабженческих организаций в таких отраслях на­ родного хозяйства, как транспорт, связь, энергетика, транспортное строительство, сельское хозяйство, газовая промышленность.

Вместах сосредоточения основных поставщиков про­ дукции министерства и ведомства имеют свои межобла­ стные конторы. Например, Министерство путей сообще­ ния содержит межобластные конторы в Свердловске, Ленинграде, Киеве, Чите и некоторых других городах. Межобластные конторы занимаются транзитным снаб­ жением предприятий с заводов-поставщиков и организа­ цией складского снабжения.

Местные органы управления министерства, имеют хоз­ расчетные конторы и базы. Органы снабжения мини­ стерств и ведомств выполняют в основном плановые функции:

—’ контроль за правильностью проведенных пред­ приятиями расчетов потребности в материалах и заявок;

разработку сводных заявок и обоснование их пе­ ред вышестоящими плановыми и снабженческими орга­ нами, распределение фондов и контроль за их исполь­ зованием;

методологическое руководство плановой и опера­ тивной работой отделов снабжения подведомственных предприятий и организаций.

«Союзсельхозтехника» осуществляет снабжение ма­ териальными ресурсами предприятий сельского хозяй­ ства через свои объединения на местах на основе зая­ вок колхозов и совхозов. Основные функции органов «Союзсельхозтехники» идентичны функциям территори­ альных органов снабжения.

Самостоятельную систему материально-технического

снабжения представляют собой органы снабжения мест­

208