Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 0
Само собой разумеется, что показатели количествен ного измерения степени эффективности капитальных вло жений используются для сравнения проектных решений внутри данной отрасли производства и не могут служить критерием для сравнения эффективности капитальных вложений в предприятия различных отраслей.
Приведенные выше показатели не исчерпывают всего многообразия тех конкретных условий и особенностей, которые следует учитывать при определении эффектив ности данных конкретных затрат. Например при опре делении эффективности капитальных вложений в объек ты с длительным циклом оборота основных фондов в комплексе показателей особо важное место следует уде лить расчету фактора времени и срока окупаемости за трат. В отраслях с большим удельным весом оборудо вания и более коротким циклом оборота основных фон дов важное значение наряду с показателем удельных капитальных затрат приобретает сравнительная сумма амортизации, приходящаяся на единицу продукции.
При определении эффективности капитальных вложе ний по отр.аслям и отдельным предприятиям широко ис пользуется метод сравнения различных проектных вари антов по срокам окупаемости или по коэффициентам сравнительной эффективности капитальных вложений.
По этой методике срок окупаемости определяется от ношением разности капитальных вложений по двум ва риантам (/Ci и Къ) строительства предприятий одной и той же мощности к разности себестоимости ( С \ и Сг) годовой продукции предприятий, строящихся по этим ва риантам.
Т_ K l ~ Кг
Са — Ci
Величину, обратную сроку окупаемости, принято на зывать коэффициентом эффективности (£).
£ — — ^1
Ki - Kt _
Так как по этому методу определяется степень уве личения фондов накопления за счет принимаемого того или иного варианта капитального строительства, то этим самым и устанавливается народнохозяйственная эффек тивность капитальных вложений.
200
При сравнении вариантов капитальных вложений в строящиеся объекты надо считать лучшим тот, который обеспечивает минимум суммы капитальных вложений и себестоимости годовой продукции, умноженной на нор мативный срок окупаемости:
+ С Г Т 0 = минимум.
Другими словами, лучший вариант должен обеспечить минимум суммы годовой себестоимости и капитальных вложений, умноженных на нормативный коэффициент эффективности:
C t + K t - E = минимум.
Метод определения эффективности капитальных вло жений по срокам окупаемости имеет много недостатков, и прежде всего тот, что он ориентирует на фактически сложившиеся в прошлом сроки окупаемости, между тем как из межотраслевых расчетов на предстоящий период могут быть определены другие сроки. Задачи плана мо гут выдвигать необходимость максимального сокраще ния удельных капитальных затрат и сроков строитель ства для форсированного увеличения продукции данной отрасли.
Наконец, ввод объектов оказывает влияние и на смежные отрасли, на изменение состава и качества про дукции в этих отраслях, на социальные факторы (улуч шение условий труда и т. п.); на обороноспособность страны и т. д. Все это может изменить решение в приня том варианте, определенном по срокам окупаемости. Этот метод может быть существенно улучшен, если для оценки эффективности хозяйственной деятельности стро ящихся предприятий использовать коэффициент рента бельности, рассчитываемый как отношение прибыли к стоимости производственных фондов:
_Р = о,— И
|
ф |
ф |
где Р |
— прибыль от реализации; |
|
Ф — стоимость производственных фондов; |
||
Оч — оптовая цена реализуемой продукции; |
||
И |
— издержки производства (себестоимость) реали |
|
|
зуемой продукции. |
|
Сопоставление фактического коэффициента рента
201
бельности и проектного позволяет оценить ^выгодность проектируемого варианта строительства.
Весьма важно определять не тольк» эффективность строящегося объекта, но и целого комплекса, особенно при.планировании размещения производительных сил в новых районах. Научным советом по проблеме экономи ческой эффективности основных фондов, капитальных вложений и новой техники Академии наук СССР и Ин ститутом экономики АН СССР разработана «Методика определения экономической эффективности размещения промышленности при планировании и проектировании
нового строительства» (изд-во «Экономика», |
М., 1966), |
||
по которой общая эффективность ( Эф) |
сложившихся |
||
районных промышленных |
комплексов |
рассчитывается |
|
как отношение физического |
объема чистого |
продукта, |
созданного в отраслях, входящих в комплексы, за рас сматриваемый период, к сумме производственных фондов этих отраслей:
|
П |
|
|
|
|
2 |
- л |
|
|
Э |
_ i=!__ |
|
|
|
|
2 |
ф |
|
|
|
(=i |
|
|
|
где Э ф — эффективность производственных |
фондов от |
|||
раслей, составляющих комплекс района; |
||||
Д — физический объем чистого продукта, созданно |
||||
го во всех отраслях комплекса; |
составляю |
|||
Ф — производственные |
фонды |
отраслей, |
||
щих комплексы. |
новых |
капитальных вложе |
||
Общая эффективность |
ний в промышленные комплексы района рассчитыва ется как отношение прироста физического объема чисто го продукта к капитальным вложениям, израсходован ным на эти цели:
2-ДД
=Ч — .
2 i-i
где Э к — эффективность капитальных вложений в про мышленный комплекс;
202
АД — прирост физического объема чистого продукта; K i — капитальные вложения во все отрасли промыш
ленности комплекса ( i= l, 2, 3, п).
Перевод строительных организаций на новый порядок планирования и экономического стимулирования при котором образование фондов экономического стимулиро вания и прибыли подрядных строительно-монтажных ор ганизаций ставится в полную зависимость от выполне ния плана по конечной строительной продукции — вводу в действие готовых производственных мощностей и объектов — будет способствовать дальнейшему повыше нию эффективности капитальных вложений.
Г л а в а VIII. ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
§ 1. ЗАДАЧИ ОРГАНОВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Материально-техническое снабжение народного хо зяйства обеспечивает плановое распределение и обра щение средств производства. Иными словами, оно, вопервых, осуществляет сбыт производимой продукции, а во-вторых, обеспечивает каждое предприятие всеми не обходимыми видами продукции в потребных количест венных соотношениях и ассортименте. При этом должны быть установлены рациональные связи между предприя- гиями-изготовителями и предприятиями-потребителями, обеспечивающие наиболее экономичное продвижение ма териально-технических средств от производителей до потребителей.
Система органов управления и планирования мате риально-технического снабжения в СССР реорганизова на в соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС. Организация снабженческих орга нов по территориальному принципу привела к ликвида ции значительного количества мелких снабженческосбытовых организаций и созданию более крупных и
203
лучше оснащенных специализированных и универсаль ных баз и складов, к более полному использованию ре сурсов на местах.
Дальнейшее совершенствование и развитие органов материально-технического снабжения с передачей функ ций распоряжения материально-техническими средства ми, выделяемыми на развитие отрасли, общесоюзным и союзно-республиканским министерствам и ведомствам призвано повысить эффективность системы планирования материально-технического обеспечения народного хозяй ства.
Министерства ныне определяют потребность подве домственных всесоюзных (республиканских) промышлен ных объединений и предприятий в материалах и обору довании, распределяют выделенные им фонды по по требителям, осуществляют контроль за поставками и обеспечивают внутриотраслевые кооперированные по ставки.
Госплан СССР, Государственный комитет Совета Ми нистров СССР по материально-техническому снабжению и его центральные и территориальные органы осущест вляют по закрепленной за ними номенклатуре определе ние потребности всего народного хозяйства в матери альных ресурсах, ведут разработку материальных балан сов и распределение материалов и оборудования между министерствами, ведомствами СССР и союзными респуб ликами. Совет Министров СССР утверждает в составе Народнохозяйственного плана материальные балансы и планы распределения по важнейшим видам материаль ных ресурсов.
Реализация планов материально-технического снаб жения осуществляется главснабсбытами и территориаль ными органами материально-технического снабжения. Таким образом, в настоящее время материально-техниче ское снабжение планируется и управляется единой само стоятельной системой.
Основными задачами союзно-республиканского Госу дарственного комитета Совета Министров СССР по ма териально-техническому снабжению являются:
— реализация планов материально-технического снабжения и обеспечение межотраслевых кооперирован ных поставок;
—■распределение по потребителям продукции, не
204
распределяемой Госпланом СССР, план производства которой утверждается соответствующими министерства' ми, а также контроль за своевременным выполнением министерствами, ведомствами и предприятиями-постав- щиками планов поставок продукции;
— разработка и осуществление мероприятий по со вершенствованию системы и органов материально-тех нического снабжения.
Система .снабжения должна обеспечить предусмот ренные народнохозяйственными планами высокие темпы развития народного хозяйства с наименьшими совокуп ными запасами материалов и оборудования и минималь ными издержками в обращении средств производства.
Структура центрального аппарата Государственного комитета по материально-техническому снабжению
СССР позволяет решать как задачи снабжения, так и задачи организации межотраслевых связей. В составе комитета имеются управления и отделы по снабжению сельского хозяйства, строительства и ряда отраслей про мышленности, сводные и функциональные управления и отделы, в том числе подразделения по организации и совершенствованию системы и методов работы органов снабжения, организации нормирования и экономии мате риальных ресурсов, внедрению вычислительной техни ки в систему материально-технического снабжения.
Важным новым звеном в системе Госснаба является организация оптовой торговли средствами производства. Главки Госснаба реализуют планы снабжения, разраба тывают балансы, получают фонды, увязывают сводную спецификацию, производят прикрепление потребителей и выдают наряды на поставку продукции.
Указания и распоряжения главных управлений по снабжению и сбыту продукции, по вопросам реализации фондов, срокам, порядку и очередности поставок продук ции в другие районы, а также по вопросам прикрепле ния потребителей к поставщикам обязательны для глав ных управлений материально-технического снабжения в союзных республиках, управлений материально-техниче ского снабжения РСФСР и подведомственных им спе циализированных и универсальных управлений, контор и баз.
Союзглавснабсбыты устанавливают район деятельно сти специализированных контор и баз, осуществляют
205
I
контроль за сводным специфицированием выделенных потребителям фондов, дают рекомендации по установле нию формы снабжения, руководят работой по занарядке продукции, в том числе осуществляемой на основе пла нов прикрепления территориальными органами матери ально-технического снабжения, осуществляют контроль за соблюдением дисциплины в выполнении плана поста вок продукции.
Комплектование всех строящихся и реконструируе мых предприятий осуществляют главные управления по комплектованию оборудованием, приборами, кабельны ми и другими изделиями.
Важнейшим звеном системы материально-техническо го снабжения являются ее территориальные органы.
Главные управления материально-технического снаб жения образованы при Советах Министров союзных рес публик и находятся в двойном подчинении: Совета Ми нистров республики и Государственного комитета по ма териально-техническому снабжению СССР.
Управление материально-технического снабжения РСФСР (28 районов) подчинено союзному Государствен ному комитету по материально-техническому снабже нию.
Этим территориальным органам подчинены находя щиеся в районах их деятельности конторы, базы, скла ды снабжения и сбыта, за исключением контор, баз и складов снабжения некоторых министерств и ведомств, для которых сохранена ведомственная система органов снабжения.
Все территориальные органы материально-техническо го снабжения являются хозрасчетными Ьрганизациями.
Территориальные органы снабжения реализуют фон ды на материальные ресурсы предприятиям в районе их деятельности, контролируют выполнение планов меж отраслевых кооперированных поставок и отгрузку про дукции из района. Они разрабатывают рациональные схемы прямых связей между предприятиями как своих, так и других районов, определяют продукцию для по ставок с баз и непосредственно с предприятий-произво- дителей (транзитом), обеспечивают своевременное за ключение договоров конторами и базами с предприятия ми, стройками и организациями-потребителями, а также с предприятиями-изготовителями на поставку продукции.
206
Все предприятия, стройки, организации в районе деятельности главных управлений, независимо от ведом ственной принадлежности, представляют спецификации на выделяемую им продукцию, на основе которых тер риториальные органы снабжения с участием потреби телей разрабатывают сводные спецификации в разрезе фондодержателей (министерств, ведомств СССР и со юзных республик) и представляют их Госкомитету (со ответствующий главным управлениям).
Важная задача территориальных органов снабже ния— реализация планов снабжения, поставка потреби телям продукции в нетранзитных количествах, организа ция оптовой торговли средствами производства и разви тие этой формы материально-технического снабжения, совершенствование работы сети баз и складов, механизация погрузочно-разгрузочных работ, расширение цент рализованной доставки и повышение эффективности ис пользования средств транспорта и т. д.
Территориальные органы материально-технического снабжения призваны изыскивать возможности для до полнительного производства продукции, использовать местные ресурсы, реализовывать излишние, выявленные на предприятиях материалы, сырье и оборудование. Эти органы имеют возможность маневрировать материаль ными ресурсами и оказывать временную помощь пред приятиям.
Кроме того, эти органы контролируют выполнение поставок продукции для своего района и следят, как по ставщики данного района выполняют обязательства по поставкам продукции в другие районы страны и на экс порт. В сферу их деятельности входит также контроль за использованием и хранением предприятиями, строй ками и организациями сырья, материалов, топлива, ком плектующих изделий и оборудования. Они руководят всей хозяйственной деятельностью подведомственных контор, баз, складов, мелкооптовых магазинов, разраба тывают планы товарооборота и капитальных вложений, финансовые и кредитные планы, планы перевозок, ут верждают бухгалтерские отчеты и балансы, проводят ревизии и выполняют ряд других функций.
Снабжение нефтепродуктами осуществляет специали зированная система, созданная при Советах Министров союзных республик. В РСФСР Главное управление по
207
транспорту и снабжению нефтью и нефтепродуктами (Главнефтеснаб РСФСР) подчинено Совету Министров РСФСР и Государственному комитету по материальнотехническому снабжению СССР. Органы снабжения неф тепродуктами выполняют функции, аналогичные указан ным выше функциям территориальных органов матери ально-технического снабжения.
Вминистерствах, ведомствах и местных Советах де путатов трудящихся имеются также органы материальнотехнического снабжения. Сохранена система ведомствен ных снабженческих организаций в таких отраслях на родного хозяйства, как транспорт, связь, энергетика, транспортное строительство, сельское хозяйство, газовая промышленность.
Вместах сосредоточения основных поставщиков про дукции министерства и ведомства имеют свои межобла стные конторы. Например, Министерство путей сообще ния содержит межобластные конторы в Свердловске, Ленинграде, Киеве, Чите и некоторых других городах. Межобластные конторы занимаются транзитным снаб жением предприятий с заводов-поставщиков и организа цией складского снабжения.
Местные органы управления министерства, имеют хоз расчетные конторы и базы. Органы снабжения мини стерств и ведомств выполняют в основном плановые функции:
—’ контроль за правильностью проведенных пред приятиями расчетов потребности в материалах и заявок;
—разработку сводных заявок и обоснование их пе ред вышестоящими плановыми и снабженческими орга нами, распределение фондов и контроль за их исполь зованием;
—методологическое руководство плановой и опера тивной работой отделов снабжения подведомственных предприятий и организаций.
«Союзсельхозтехника» осуществляет снабжение ма териальными ресурсами предприятий сельского хозяй ства через свои объединения на местах на основе зая вок колхозов и совхозов. Основные функции органов «Союзсельхозтехники» идентичны функциям территори альных органов снабжения.
Самостоятельную систему материально-технического
снабжения представляют собой органы снабжения мест
208