Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
ных Советов. Эти органы имеют свою разветвленную сеть баз и складов и выполняют все функции по плани рованию, оперативному регулированию и контролю за обеспечением обслуживаемых ими организаций и учреж дений необходимыми материальными ресурсами.
Все органы и предприятия системы материально-тех нического снабжения играют огромную роль в улучше нии использования ресурсов и повышении эффективности материально-технического снабжения. Они призваны го товить и развертывать оптовую торговлю средствами производства, внедрять прямые и длительные связи меж ду предприятиями, укреплять хозяйственный расчет, сни жать издержки снабжения, усиливать роль прибыли, кредита и финансов в организации материально-техни ческого снабжения народного хозяйства.
Государственный комитет по материально-техниче скому снабжению СССР разрабатывает планы прикреп ления основных потребителей к поставщикам продукции на длительные сроки.
Известно, что в борьбе за максимальную эффектив ность социалистического производства первостепенное значение имеет повышение качества продукции, надеж ности и долговечности изделий. Органы материальнотехнического снабжения должны закрыть путь низкока чественной продукции, не приникать ее в обращение.
Не менее важно снижение норм расхода сырья, ма териалов, топлива, электроэнергии, что позволяет снаб женческим организациям более рационально использо вать выделяемые по плану материальные ресурсы. В свя зи с этим еще раз нужно подчеркнуть роль профсоюзов, организующих соревнование за экономию и бережли вость, о чем уже говорилось ранее.
Большую и плодотворную работу по экономии и бе режливости ведут многие рабочие, передовики производ ства, инженерно-технические работники, изобретатели и рационализаторы. Достаточно вспомнить почин М. С. Иванниковой, ткачихи Московской хлопчатобу мажной фабрики имени Фрунзе, предложившей рабо тать в день рождения В. И. Ленина на сэкономленном материале. Этот почин получил широкую поддержку тру дящихся во всех отраслях народного хозяйства.
В Директивах XXIV съезда партии указывается на такой важный путь повышения эффективности общест
209
венного производства; как снижение материалоемкости продукции. Значение этого фактора огромно. Матери альные затраты составляют ныне свыше 50% стоимости валового общественного продукта СССР, а в продукции 'промышленности — почти 70%. Снижение материальных затрат, запланированное по народному хозяйству СССР
на 1971—1975 годы, означает прирост национального до хода на сумму 3—4 миллиарда рублей.
Экономия материальных ресурсов одновременно оз начает и большую экономию капитальных вложений. «По расчетам Госплана СССР,—как подчеркивал Пред седатель Совета Министров СССР, член Политбюро ЦК КПСС А. Н. Косыгин,— на создание мощностей для производства сырья, материалов и топлива, потребляемых при выпуске валовой продукции стоимостью 1 миллион рублей, требуются единовременные затраты капиталь ных вложений примерно в сумме 3 миллионов рублей» Г
§ 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМИРОВАНИЯ РАСХОДА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Главным условием научного планирования материала но-технического снабжения является правильное норми рование расхода материальных ресурсов в промышлен ности, капитальном .строительстве и других отраслях народного хозяйства.
При планировании расчеты потребности в предметах и средствах труда проводятся на основе объемов про изводства и капитального строительства, удельных норм расхода сырья, топлива, материалов и электроэнергии, а также прогрессивных норм использования машин и оборудования.
Спомощью нормирования расхода предметов труда
впроизводстве и строительстве устанавливается мера об щественно-необходимых материальных затрат на едини цу продукции. Научное установление норм расхода пред метов труда в производстве и строительстве и норм ис пользования средств труда — машин и оборудования —
определяет в конечном счете пропорции в уровнях раз-1
1 К о с ы г и н А. Н. Социально-экономическое развитие Совет ского государства. — «Коммунист», 1972, № 17, с. 37.
210
вития взаимосвязанных между собой отраслей народного хозяйства.
Постоянное изменение норм вызывается научно-тех ническим прогрессом во всех отраслях народного хо зяйства. Повышение темпов технического совершенство вания, интенсификация и автоматизация производствен ных процессов, создание новых отраслей промышленно сти сопровождаются глубокими качественными сдвига ми во всех отраслях народного хозяйства. Технический прогресс ведет как к снижению норм расхода матери альных ресурсов и потребности в них, так и к увеличе нию производства продукции при тех жересурсах.
При определении норм расхода следует тщательно учитывать все факторы, влияющие на их уровень: тех нический прогресс, совершенствование организации про изводства, технико-экономические показатели использо вания производственных мощностей, внедрение замени телей и т. д.
Изучение отчетных норм, а также установление пла новых норм расхода и использования материальных ре сурсов с учетом изменения факторов, определяющих эти нормы, составляют область конкретных технико-эконо мических исследований.
При существующем порядке распределения матери альных ресурсов количество предметов труда, необходи мых для производства продукции, определяется по го ловному заводу с одновременным перераспределением материальных ресурсов между союзными республиками, министерствами и предприятиями, участвующими по ко операции в производстве данной продукции. Предметы и средства труда, необходимые для обеспечения капи тального строительства, выделяются не заказчикам, а подрядчикам, непосредственно осуществляющим строи тельство.
Потребность в средствах труда определяется на ос нове балансов соответствующих машин и оборудования по предприятиям, союзным республикам и министерст вам с учетом списания фактически изношенных и мо дернизации морально устаревших машин и оборудо вания.
Нормирование расхода материальных ресурсов яв ляется одним из самых ответственных этапов в процес се планирования их потребности. Особо важное значе-
211
Нйе имеют нормы расхода, связанные с большим потреб лением материальных ресурсов в народном хозяйстве, такие, например, как норма расхода топлива на локомо тивы, норма расхода топлива на производство 1 кило ватт-часа электроэнергии, норма расхода электроэнер гии в машиностроении, норма расхода металла, леса и цемента на капитальное строительство и т. д. При со временных масштабах производства экономия важней ших видов продукции только на один процент равноцен на дополнительному производству около 800 тысяч тонн проката черных металлов, добыче более 6 миллионов тонн угля, изготовлению около 1 миллиона тонн цемен та и т. д.
Разработка детальных норм расхода сырья, топлива, материалов и электроэнергии на производство промыш ленной продукции, а также норм использования машин
иоборудования, определяющих потребность в средст вах труда, осуществляется непосредственно на предприя тиях с учетом непрерывного совершенствования техно логии производства, внедрения заменителей дефицитных видов сырья и экономии материальных ресурсов, приме нения передовых методов труда.
Встроительстве предусматривается максимальное внедрение сборного, в особенности предварительно-на пряженного, железобетона, в первую очередь для замены металлических конструкций и леса. Для обеспечения экономии лесных материалов предусматривается исполь зование древесных отходов лесопильной и деревообраба тывающей промышленности.
Большие резервы дальнейшего снижения норм рас хода материальных ресурсов могут быть выявлены во всех отраслях народного хозяйства за счет решитель ного сокращения потерь'продукции при ее транспорти ровке, хранении и переработке, путем расширения и комплексного использования сырья и отходов производ ства, а также вФоричных ресурсов металлолома черных
ицветных металлов.
Существуют индивидуальные нормы расхода мате риальных ресурсов на производство отдельных деталей, типов машин, изделий и т. д., цеховые и заводские нор мы и укрупненные нормы расхода по отраслям и видам продукции для отдельных министерств, союзных респуб лик и страны в целом.
212
Министерства, всесоюзные (республиканские) про мышленные объединения разрабатывают укрупненные средние нормы расхода в целом по предприятиям дан ного министерства. По этим нормам производятся рас четы потребности в материальных ресурсах в целом по министерству (например, определяется средняя норма расхода цветного металла на все типы производимых ге нераторов к паровым и газовым турбинам и т. д.).
Приведем пример определения средневзвешенной нормы расхода медного проката на производство гене раторов к паровым и газовым турбинам с учетом их номенклатуры (табл. 9). .
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 9 |
|
|
Программа |
|
Потреб |
Индивиду |
|
||
Типы генера-j |
годовая |
Норма рас- |
Средиевзае- |
||||
|
|
ность на |
альные |
|
|||
, торов |
тыс. |
|
хода, |
весь вы |
нормы, |
|
шснная норма, |
|
Ш Т. |
кг/шт. |
пуск, т |
кг/квт |
|
кг/квт |
|
|
КВТ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т-2-12-2 |
120 |
10 |
2565 |
25,7 |
0 ,*214 |
|
151,3-1000 |
ТВС-30 |
150 |
5 |
48Ю |
24 |
0,16 |
|
1520 |
|
|
||||||
ТИ-25 |
250 |
10 |
3433 |
34,3 |
0,14 |
|
|
ТГВ-200 |
1000 |
5 |
13 459 |
67,3 |
0,067 |
|
|
И т о г о . . . |
1520 |
— |
— |
151,3 |
— |
|
0,0995 |
Нормы расхода материальных ресурсов, определяю щие значительную долю их потребления, рассматрива ются и утверждаются министерствами, остальные же нормы расхода — директорами предприятий.
Госплан СССР окончательно утверждает только наи более важные нормы расхода сырья, топлива, материа лов и электроэнергии в производстве и капитальном строительстве. Всю остальную работу по нормированию материальных ресурсов осуществляют органы матери ально-технического снабжения под руководством Госу дарственного комитета по материально-техническому снабжению СССР.
213
Итак, все многообразие индивидуальных норм расхо да должно сводиться в единую взаимосвязанную систему норм, учитывающую структуру производства соответст вующих видов продукции на предприятиях, в министер ствах, союзных республиках и по народному хозяйству в целом, а также позволяющую осуществлять четкий пе реход от расчетных норм по предприятиям к укрупнен ным нормам по министерствам, от укрупненных норм по министерствам к более укрупненным нормам по со юзным республикам и т. д.
Госплан СССР и Государственный комитет по мате риально-техническому снабжению СССР для уточнения потребности союзных республик, министерств и ведомств
СССР осуществляют выборочную проверку наиболее важных норм расхода материальных ресурсов, органи зуют в необходимых случаях экспертизу норм расхода с привлечением научных учреждений, передовых пред приятий и строек.
При разработке перспективных планов развития на родного хозяйства устанавливается задание по снижению норм расхода для наиболее важных отраслей народного хозяйства в виде среднего процента в целом по отрасли. Детализация норм осуществляется в текущих планах.
Необходимая потребность в строительных материа лах для конкретных строящихся объектов определяется, исходя из запланированных капитальных вложений и структуры работ.
Переход к планированию капитальных вложений по объектам требует дальнейшего расширения практики оп ределения потребности в материалах по физическим объемам строительных объектов на основе расчетов по конкретным стройкам с учетом ассигнованных средств, планов ввода в эксплуатацию объектов и очередности их строительства взамен расчетов потребности в мате риалах по средним нормам расхода на 1 миллион руб лей строительно-монтажных работ. Это будет способство вать повышению качества нормирования и рационально му использованию материалов.
В нормировании материальных ресурсов важную роль играет определение потребности в производствен ных запасах. Производственные запасы определяются у поставщиков — в днях среднесуточного производства, а у потребителей — в днях среднесуточного потребления.
214
Для того чтобы процесс производства протекал не прерывно, предприятия должны иметь необходимый (оп тимальный) запас сырья, топлива и материалов. Зани жение норм запасов материалов на предприятиях по рождает неритмичность производства и неравномерность выпуска продукции, а это влечет за собой недоисполь зование производственных мощностей предприятий и зна чительные потери в народном хозяйстве. Правильное определение норм производственных запасов по отрас лям народного хозяйства, в особенности норм запасов металла соответствующих профилей на предприятиях машиностроения, — одна из важных задач планиро вания.
Научный подход к расчету норм производственных запасов требует определения этих запасов в отдельности для каждого предприятия с учетом конкретных условий его работы, характера производимой им продукции, осо бенностей технологического процесса производства, ге ографического расположения предприятия относительно поставщиков и обеспеченности предприятия в течение года транспортными связями с ними. Обычно потреб ность в материальных ресурсах на производство данной готовой продукции (ЛГр) определяют на основе програм мы и норм расхода на эту продукцию по формуле:
М р = П • Я,
где П — программа производства; Я — норма расхода материальных ресурсов на еди
ницу продукции.
На основе индивидуальных расчетов по определению производственных запасов для отдельных предприятий может быть произведена последующая группировка ми нимально необходимых норм запасов по видам продук ции для всех предприятий, данной отрасли и союзных республик в целом.
Основными предпосылками для расчета норм про изводственных запасов на предприятиях являются р а -“ циональный выбор величины партий, формы поставки (транзитной или складской), а также периодичности по ставки материальных ресурсов потребителям. На пред приятиях важно правильно определять страховую часть производственных запасов, необходимую на случай на рушения равномерности поставок.
215
Итак, необходимо правильно определить размер те кущих, сезонных и страховых запасов. Понятно, что предприятия, создающие сезонные запасы, не должны иметь текущего запаса.
Размер текущего запаса (М рт) определяется как произведение разового (среднесуточного) потребления на норму запаса в днях по формуле:
М рт ~ Н с„ - Н ад,
где Н сп — норма среднесуточного потребления; Н зд — норма запаса в днях.
Предположим, что стальной прокат поставляется ма шиностроительному заводу партиями по 800 тонн, а су точное потребление его на заводе — 80 тонн. Тогда по ставки надо осуществлять (с интервалом Н зд) через 10 дней. Если же поставлять прокат меньшими партия ми (например, по 400 тонн), то частота поставок будет равна 5 дням.
При поставках с централизованных баз можно улуч шить снабжение предприятий материальными ресур сами.
В некоторых отраслях с сезонным характером произ
водства |
создается сезонный запас |
(М рсеэ) , который рас |
|
считывается по формуле: |
|
|
|
|
М р .сез |
Н сез 1Я,сд> |
|
где Н сез |
— среднесуточное потребление сезонного пред |
||
|
приятия; |
перерыва |
в поставках в днях. |
Н сд |
— длительность |
При определении страхового запаса надо исходить из того, чтобы предприятие работало бесперебойно, а это значит, что надо иметь запас на случай перебоя в по ставках, который должен определяться произведением среднесуточного потребления на число дней отклонения от нормальных поставок (то есть время погрузки, вы грузки и транспортировки от поставщика).
Для уменьшения ресурсов, находящихся в сфере об ращения, экономически целесообразнее идти на увели чение частоты поставок, чем на увеличение величины партии одновременных поставок. Но при значительных расстояниях между поставщиками и потребителями эко номически выгоднее увеличивать партионность одновре менной поставки, а не частоту поставок.
216