Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
кращение затрат, но и в некотором отношении их при рост. Само по себе кооперирование означает, что дета ли, получаемые от предприятий-смежников, приобрета ются не по себестоимости их производства, а по ценам, включающим известный уровень накоплений. Кроме то го, перевозка деталей с одного предприятия на другое связана с дополнительными транспортными расходами. В этом случае экономия от специализации производства должна быть достаточно большой, чтобы перекрыть эти дополнительные расходы.
Выгоды и потери в результате подетальной специа лизации могут быть учтены более или менее полно лишь в том случае, если расчеты будут произведены по всему комплексу предприятий, кооперированных для выпуска соответствующей группы продукции. Расчет осуществля ется в следующем порядке:
а) товарная продукция в оптовых ценах предприя
тий, |
выпускавшаяся данным комплексом предприятий |
до проведения подетальной специализации; |
|
б) |
себестоимость этого объема товарной продукции;; |
в) |
затраты в копейках на один рубль товарной про |
дукции в прежних условиях; |
|
г) |
товарная продукция в оптовых ценах предприятий, |
выпускаемая данным комплексом предприятий в усло виях подетальной специализации;
д) себестоимость объема товарной продукции; е) затраты в,копейках на один рубль товарной про
дукции в новых условиях; ж) экономия в результате проведения подетальной
специализации, исчисленная как произведение показа теля уменьшения затрат на один рубль товарной про дукции (в—е) на объем товарной продукции, выпуска емой в условиях подетальной специализации.
Определение плановой себестоимости товарной про дукции по ведущим факторам имеет важное значение и для обоснования сметы затрат. Тогда план по себесто имости приобретает более активный, действенный ха рактер.
Построение сбалансированного народнохозяйственно го плана требует проверки всего плана промышленного производства под углом зрения экономичности его ос новных заданий, что обеспечивается разработкой сметы затрат на производство.
10* |
291 |
С м е т а з а т р а т на п р о и з в о д с т в о дает возмож ность исчислить себестоимость товарной продукции пу тем расчетов по отдельным элементам затрат, прямо со держащихся в соответствующих разделах плана про мышленности или определяемых косвенно исходя из со отношений различных, но связанных между собой пока зателей плана. Так может быть своевременно предупреж дена и устранена возможность несоответствия между от дельными элементами народнохозяйственного плана.
Основными элементами сметы затрат являются:
сырье и |
материалы |
(за вычетом отходов), топливо со |
стороны, |
энергия со |
стороны, амортизация основных |
средств, |
заработная плата (основная и дополнительная), |
отчисления на социальное страхование, прочие денежные расходы.
Методика |
расчета |
сметы затрат показана в табли |
це 16 на стр. |
293 (цифры условные, млн. руб.). |
|
Учет динамики цен |
в планировании себестоимости. |
Себестоимость является денежным выражением затрат предприятий на производство и реализацию продукции, поэтому на ее уровне сказывается не только изменение самих затрат, но и цен, в которых они исчисляются.
Отражение на себестоимости продукции государствен ных предприятий влияния динамики цен на средства производства, изготовляемые в пределах государствен ного хозяйства, имеет исключительно важное значение для укрепления хозрасчета.
Поскольку цены на материалы, топливо, энергию, тарифы на перевозки существенно влияют на уровень себестоимости, а следовательно, и на финансовые резуль таты каждого предприятия, то создается заинтересован ность в более низком уровне цен на продукцию, посту пающую со стороны, а также транспортных тарифов.
Однако изменения цен, отражающиеся на себестои мости продукции, имеют неодинаковую экономическую природу. Например, в случае изменения закупочных цен на сельскохозяйственное сырье, происходит действитель ное удорожание или удешевление для государства про мышленной продукции, вырабатываемой из этого сырья; в форме изменения цен здесь осуществляется перерас пределение части чистого дохода между государственной промышленностью и колхозами. В этом случае измене ние закупочных цен должно отражаться на себестоимо
292
сти продукции так же, как и повышение заработной пла ты в промышленности.
Иначе обстоит дело при изменении оптовых цен на промышленное сырье, топливо, а также тарифов на электрическую энергию и грузовые перевозки. Такое из менение цен и тарифов, поскольку его влияние не выхо дит за пределы государственного хозяйства, не ведет к действительному удорожанию или удешевлению про мышленной продукции для государства и не сопровож-
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 16 |
|
Наименование затрат |
|
|
Сумма затрат» |
|
|
|
|
млн. руб. |
||
Сырье и материалы (за вычетом отходов) |
|
7000 |
|||
Топливо со стороны |
|
|
|
400 |
|
Электрическая и тепловая энергия со стороны |
|
300 |
|||
Амортизация |
|
|
|
|
350 |
Заработная плата |
|
|
|
2000 |
|
Отчисления на социальное страхование |
|
|
150 |
||
Прочие расходы |
|
|
|
200 |
|
И т о г о |
затрат на производство |
|
|
10 400 |
|
Затраты на работы и услуги непромышленного |
ха |
|
|||
рактера, не |
включаемые |
в валовую |
продукцию |
|
|
(вычитаются) |
|
|
|
|
400 |
Сальдо расходов будущих периодов (прирост вычн- |
|
||||
тается, уменьшение прибавляется) |
|
|
— 500 |
||
И т о г о |
затрат на производство валовой |
про |
10 300 |
||
дукции |
|
|
|
||
|
|
|
|
||
Изменение остатков незавершенного производства, |
|
||||
полуфабрикатов, инструментов и приспособлений |
|
||||
собственной |
выработки |
(прирост |
вычитается, |
|
|
уменьшение |
прибавляется) |
|
|
|
+ 3 0 0 |
И т о г о |
фабрично-заводская себестоимость то |
|
|||
варной продукции |
|
|
|
10000 |
|
Внепроизводствснные расходы (прибавляются) |
|
250 |
|||
В с е г о |
полная себестоимость товарной про |
10 250 |
|||
дукции |
|
|
|
|
|
293
дается ни увеличением, ни уменьшением размеров госу дарственных финансовых ресурсов. Оно может лишь из менить пропорции в распределении чистого дохода меж ду отраслями государственного хозяйства, а также меж ду ним и государственным бюджетом.
Для этого при планировании и учете динамики себе стоимости промышленной продукции производится ее обоснованный расчет в сопоставимых оптовых ценах на сырье, материалы и топливо, тарифы на электроэнергию и грузовые перевозки.
Следует также отличать прямое изменение цен (по вышение или снижение) от изменения средних цен для потребителей в результате более рационального мате риального снабжения (выбор наиболее экономичных ви дов сырья и топлива, сокращение дальности их перево зок и т. д.). Поскольку в данном случае изменения фак тических средних цен происходят в условиях сохране ния стабильности уровня оптовых цен в стране и отра жают экономию от более рационального использования материальных ресурсов, они должны учитываться в ди намике себестоимости промышленной продукции.
В других отраслях народного хозяйства планирова ние себестоимости осуществляется, исходя в основном из тех же принципов, что и планирование в промышлен ности. Вместе с тем в планировании себестоимости этих отраслей по сравнению с промышленностью существуют некоторые особенности.
Планирование затрат в с т р о и т е л ь с т в е имеет свои особенности в связи с самим характером этой отрас ли народного хозяйства. Строительство—это, как правило, длительно осуществляемый процесс; в строительно-мон-' тажных работах большой удельный вес занимает пере ходящее строительство. Все это создает трудности для определения себестоимости строительно-монтажных ра бот на основе калькуляции затрат на производство от дельных видов законченной продукции.
Сложным также является определение себестоимо сти путем калькулирования затрат на отдельные конст руктивные элементы строительных и монтажных работ. Поэтому изменение себестоимости строительно-монтаж ных работ в плане и учете определяют по отклонениям плановых и фактических затрат от сметной стоимости. На каждый строящийся объект одновременно с техни
294
ческим проектом утверждается смета в принятых нор мах и ценах, определяющая сметную стоимость объекта (индивидуальная цена объекта). Она предусматривает не только затраты на строительство (в сметных нормах и ценах), но и плановый уровень прибыли. Допустим,
•сметная стоимость равна 100% при плановом уровне прибыли 6%, тогда сметная себестоимость равна 94 плюс 6%. Если фактические затраты находятся на уров не 92% от сметной стоимости, то это означает, что 2% составляет снижение себестоимости строительно-монтаж ных работ против плановой (94%).
Строительство осуществляется на протяжении ряда лет. За это время строительные организации вносят улучшения в методы строительства, а также в органи зацию строительных работ, что приводит к снижению себестоимости строительно-монтажных работ по срав нению с уровнем, принятым в смете.
При определении задания по снижению себестоимо сти строительно-монтажных работ производится расчет плановой экономии по всем основным элементам затрат на строительство: материалы, основная заработная пла та рабочих, расходы по эксплуатации машин и механиз мов, прочие прямые расходы, накладные расходы.
Планирование себестоимости на транспорте осуще ствляется путем расчета себестоимости единицы перево зочной работы. В качестве такой единицы на всех видах транспорта, кроме морского, применяется тонна-кило- метр перевозок. Себестоимость перевозок определяется на основе разрабатываемых по отдельным видам транс порта смет эксплуатационных расходов. При этом ре шающее значение имеют следующие три группы затрат: 1) заработная плата и отчисления на социальное стра хование; 2) топливо и электрическая энергия; 3) амор тизация. На железнодорожном транспорте они занима ют около 85%, на морском, речном и автомобильном — около 70% всех затрат.
На уровень себестоимости большое влияние оказы вает рост объема перевозок. Вместе с тем значительная часть эксплуатационных расходов мало связана с раз
мерами перевозок (например, затраты на |
содержание |
и охрану пути, очистку путей от снега, |
обеспечение |
связи и сигнализации, управление работой транспортной сети). Эти затраты возрастают вместе с протяженно
295
стью транспортных линий. Следовательно, увеличение объема перевозок на километр протяжения транспорт ных путей ведет к снижению удельного веса этих расхо дов в себестоимости перевозок.
Затраты, непосредственно зависящие от объема пере возочной работы, обусловлены тем, насколько эффектив но используются для перевозок грузов транспортные средства. От того, насколько используется грузоподъем ная сила вагонов (отношение фактической средней на грузки вагона к возможной) и как быстро оборачивают ся вагоны от одной погрузки до другой, как использу ются локомотивы (вес поезда, приходящийся на один локомотив, среднесуточный пробег локомотива в кило метрах), зависит относительное сокращение затрат.
Очевидно, что один и тот же объем перевозок может быть осуществлен при меньшем или большем количест ве применяемых транспортных средств, а следовательно, при меньшем или большем числе участвующих в пере возках работников транспорта, что, естественно, тоже сказывается на размерах себестоимости транспортных услуг.
Смета эксплуатационных расходов, служащая расчет ным обоснованием плана по себестоимости перевозок, обеспечивает подобно смете затрат на производство в промышленности балансовую увязку плана себестоимо сти ..перевозок с другими разделами плана.
Наличие в сельском хозяйстве государственных и колхозно-кооперативных, предприятий обусловливает со ответствующие различия в методах планирования себе стоимости сельскохозяйственной продукции.
В народнохозяйственном плане, устанавливаются рас четные задания по снижению себестоимости продукции совхозам. Затраты на производство продукции в колхо зах определяют сами колхозы.
Размер снижения себестоимости продукции совхозов определяется в процентах к среднегодовому уровню фактической себестоимости, сложившейся за базисный период. В связи с тем, что при разработке плана на бу дущий год трудно более или менее точно определить ожидаемую себестоимость сельскохозяйственной продук ции, складывающуюся в текущем году, в качестве базис ного периода по этой продукциипринимается послед ний год, по которому имеется годовой отчет. Наряду с
296
определением размера снижения себестоимости продук ции совхозов в целом в государственных планах союз ных республик устанавливается также плановая себе стоимость важнейших видов сельскохозяйственной про дукции: зерна, хлопка, молока, мяса, шерсти (в рублях, за центнер).
При определении размера снижения себестоимо сти продукции совхозы исходят из плановых показате лей урожайности сельскохозяйственных культур и про дуктивности скота и предусмотренных в плане мероприя тий по достижению намеченной урожайности (продук тивности).
Затраты определяются по отдельным видам продук ции сельского хозяйства. Вначале эти затраты опреде ляются на гектар уборочной площади или на голову скота, а затем, с учетом плановой урожайности или продуктивности, они приводятся к себестоимости цент нера продукции.
Оснащение зерновых совхозов сельскохозяйственны ми машинами первоначально ведет к определенному по вышению затрат в расчете на гектар площади, однако & результате роста урожайности и снижения'*'потерь, до пускавшихся ранее при уборке зерна, себестоимость центнера зерна в целом снижается. При расчете затрат на гектар уборочной площади зерновых культур и хлоп ка решающим фактором, определяющим их уровень,, является снижение затрат труда.
В животноводстве снижение затрат труда (особен но путем уменьшения затрат труда в результате меха низации трудоемких работ по уходу за скотом и кормоприготовлению) еще в большей мере влияет на снижение себестоимости продукции.
Себестоимость колхозной продукции нельзя считать категорией только внутриколхозного хозрасчета. Огром ное значение она имеет в отношениях между колхозами и государством. Определение государственных закупоч ных цен на сельскохозяйственную продукцию колхозов базируется на расчетах себестоимости продукции, про изводимой по отдельным сельскохозяйственным зонам страны. Мероприятия по усилению экономического сти мулирования в колхозах создают прочную базу для улуч шения планирования и учета себестоимости колхозной продукции.
297