Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кращение затрат, но и в некотором отношении их при­ рост. Само по себе кооперирование означает, что дета­ ли, получаемые от предприятий-смежников, приобрета­ ются не по себестоимости их производства, а по ценам, включающим известный уровень накоплений. Кроме то­ го, перевозка деталей с одного предприятия на другое связана с дополнительными транспортными расходами. В этом случае экономия от специализации производства должна быть достаточно большой, чтобы перекрыть эти дополнительные расходы.

Выгоды и потери в результате подетальной специа­ лизации могут быть учтены более или менее полно лишь в том случае, если расчеты будут произведены по всему комплексу предприятий, кооперированных для выпуска соответствующей группы продукции. Расчет осуществля­ ется в следующем порядке:

а) товарная продукция в оптовых ценах предприя­

тий,

выпускавшаяся данным комплексом предприятий

до проведения подетальной специализации;

б)

себестоимость этого объема товарной продукции;;

в)

затраты в копейках на один рубль товарной про­

дукции в прежних условиях;

г)

товарная продукция в оптовых ценах предприятий,

выпускаемая данным комплексом предприятий в усло­ виях подетальной специализации;

д) себестоимость объема товарной продукции; е) затраты в,копейках на один рубль товарной про­

дукции в новых условиях; ж) экономия в результате проведения подетальной

специализации, исчисленная как произведение показа­ теля уменьшения затрат на один рубль товарной про­ дукции (в—е) на объем товарной продукции, выпуска­ емой в условиях подетальной специализации.

Определение плановой себестоимости товарной про­ дукции по ведущим факторам имеет важное значение и для обоснования сметы затрат. Тогда план по себесто­ имости приобретает более активный, действенный ха­ рактер.

Построение сбалансированного народнохозяйственно­ го плана требует проверки всего плана промышленного производства под углом зрения экономичности его ос­ новных заданий, что обеспечивается разработкой сметы затрат на производство.

10*

291


С м е т а з а т р а т на п р о и з в о д с т в о дает возмож­ ность исчислить себестоимость товарной продукции пу­ тем расчетов по отдельным элементам затрат, прямо со­ держащихся в соответствующих разделах плана про­ мышленности или определяемых косвенно исходя из со­ отношений различных, но связанных между собой пока­ зателей плана. Так может быть своевременно предупреж­ дена и устранена возможность несоответствия между от­ дельными элементами народнохозяйственного плана.

Основными элементами сметы затрат являются:

сырье и

материалы

(за вычетом отходов), топливо со

стороны,

энергия со

стороны, амортизация основных

средств,

заработная плата (основная и дополнительная),

отчисления на социальное страхование, прочие денежные расходы.

Методика

расчета

сметы затрат показана в табли­

це 16 на стр.

293 (цифры условные, млн. руб.).

Учет динамики цен

в планировании себестоимости.

Себестоимость является денежным выражением затрат предприятий на производство и реализацию продукции, поэтому на ее уровне сказывается не только изменение самих затрат, но и цен, в которых они исчисляются.

Отражение на себестоимости продукции государствен­ ных предприятий влияния динамики цен на средства производства, изготовляемые в пределах государствен­ ного хозяйства, имеет исключительно важное значение для укрепления хозрасчета.

Поскольку цены на материалы, топливо, энергию, тарифы на перевозки существенно влияют на уровень себестоимости, а следовательно, и на финансовые резуль­ таты каждого предприятия, то создается заинтересован­ ность в более низком уровне цен на продукцию, посту­ пающую со стороны, а также транспортных тарифов.

Однако изменения цен, отражающиеся на себестои­ мости продукции, имеют неодинаковую экономическую природу. Например, в случае изменения закупочных цен на сельскохозяйственное сырье, происходит действитель­ ное удорожание или удешевление для государства про­ мышленной продукции, вырабатываемой из этого сырья; в форме изменения цен здесь осуществляется перерас­ пределение части чистого дохода между государственной промышленностью и колхозами. В этом случае измене­ ние закупочных цен должно отражаться на себестоимо­

292


сти продукции так же, как и повышение заработной пла­ ты в промышленности.

Иначе обстоит дело при изменении оптовых цен на промышленное сырье, топливо, а также тарифов на электрическую энергию и грузовые перевозки. Такое из­ менение цен и тарифов, поскольку его влияние не выхо­ дит за пределы государственного хозяйства, не ведет к действительному удорожанию или удешевлению про­ мышленной продукции для государства и не сопровож-

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 16

 

Наименование затрат

 

 

Сумма затрат»

 

 

 

млн. руб.

Сырье и материалы (за вычетом отходов)

 

7000

Топливо со стороны

 

 

 

400

Электрическая и тепловая энергия со стороны

 

300

Амортизация

 

 

 

 

350

Заработная плата

 

 

 

2000

Отчисления на социальное страхование

 

 

150

Прочие расходы

 

 

 

200

И т о г о

затрат на производство

 

 

10 400

Затраты на работы и услуги непромышленного

ха­

 

рактера, не

включаемые

в валовую

продукцию

 

(вычитаются)

 

 

 

 

400

Сальдо расходов будущих периодов (прирост вычн-

 

тается, уменьшение прибавляется)

 

 

— 500

И т о г о

затрат на производство валовой

про­

10 300

дукции

 

 

 

 

 

 

 

Изменение остатков незавершенного производства,

 

полуфабрикатов, инструментов и приспособлений

 

собственной

выработки

(прирост

вычитается,

 

уменьшение

прибавляется)

 

 

 

+ 3 0 0

И т о г о

фабрично-заводская себестоимость то­

 

варной продукции

 

 

 

10000

Внепроизводствснные расходы (прибавляются)

 

250

В с е г о

полная себестоимость товарной про­

10 250

дукции

 

 

 

 

 

293


дается ни увеличением, ни уменьшением размеров госу­ дарственных финансовых ресурсов. Оно может лишь из­ менить пропорции в распределении чистого дохода меж­ ду отраслями государственного хозяйства, а также меж­ ду ним и государственным бюджетом.

Для этого при планировании и учете динамики себе­ стоимости промышленной продукции производится ее обоснованный расчет в сопоставимых оптовых ценах на сырье, материалы и топливо, тарифы на электроэнергию и грузовые перевозки.

Следует также отличать прямое изменение цен (по­ вышение или снижение) от изменения средних цен для потребителей в результате более рационального мате­ риального снабжения (выбор наиболее экономичных ви­ дов сырья и топлива, сокращение дальности их перево­ зок и т. д.). Поскольку в данном случае изменения фак­ тических средних цен происходят в условиях сохране­ ния стабильности уровня оптовых цен в стране и отра­ жают экономию от более рационального использования материальных ресурсов, они должны учитываться в ди­ намике себестоимости промышленной продукции.

В других отраслях народного хозяйства планирова­ ние себестоимости осуществляется, исходя в основном из тех же принципов, что и планирование в промышлен­ ности. Вместе с тем в планировании себестоимости этих отраслей по сравнению с промышленностью существуют некоторые особенности.

Планирование затрат в с т р о и т е л ь с т в е имеет свои особенности в связи с самим характером этой отрас­ ли народного хозяйства. Строительство—это, как правило, длительно осуществляемый процесс; в строительно-мон-' тажных работах большой удельный вес занимает пере­ ходящее строительство. Все это создает трудности для определения себестоимости строительно-монтажных ра­ бот на основе калькуляции затрат на производство от­ дельных видов законченной продукции.

Сложным также является определение себестоимо­ сти путем калькулирования затрат на отдельные конст­ руктивные элементы строительных и монтажных работ. Поэтому изменение себестоимости строительно-монтаж­ ных работ в плане и учете определяют по отклонениям плановых и фактических затрат от сметной стоимости. На каждый строящийся объект одновременно с техни­

294

ческим проектом утверждается смета в принятых нор­ мах и ценах, определяющая сметную стоимость объекта (индивидуальная цена объекта). Она предусматривает не только затраты на строительство (в сметных нормах и ценах), но и плановый уровень прибыли. Допустим,

•сметная стоимость равна 100% при плановом уровне прибыли 6%, тогда сметная себестоимость равна 94 плюс 6%. Если фактические затраты находятся на уров­ не 92% от сметной стоимости, то это означает, что 2% составляет снижение себестоимости строительно-монтаж­ ных работ против плановой (94%).

Строительство осуществляется на протяжении ряда лет. За это время строительные организации вносят улучшения в методы строительства, а также в органи­ зацию строительных работ, что приводит к снижению себестоимости строительно-монтажных работ по срав­ нению с уровнем, принятым в смете.

При определении задания по снижению себестоимо­ сти строительно-монтажных работ производится расчет плановой экономии по всем основным элементам затрат на строительство: материалы, основная заработная пла­ та рабочих, расходы по эксплуатации машин и механиз­ мов, прочие прямые расходы, накладные расходы.

Планирование себестоимости на транспорте осуще­ ствляется путем расчета себестоимости единицы перево­ зочной работы. В качестве такой единицы на всех видах транспорта, кроме морского, применяется тонна-кило- метр перевозок. Себестоимость перевозок определяется на основе разрабатываемых по отдельным видам транс­ порта смет эксплуатационных расходов. При этом ре­ шающее значение имеют следующие три группы затрат: 1) заработная плата и отчисления на социальное стра­ хование; 2) топливо и электрическая энергия; 3) амор­ тизация. На железнодорожном транспорте они занима­ ют около 85%, на морском, речном и автомобильном — около 70% всех затрат.

На уровень себестоимости большое влияние оказы­ вает рост объема перевозок. Вместе с тем значительная часть эксплуатационных расходов мало связана с раз­

мерами перевозок (например, затраты на

содержание

и охрану пути, очистку путей от снега,

обеспечение

связи и сигнализации, управление работой транспортной сети). Эти затраты возрастают вместе с протяженно­

295


стью транспортных линий. Следовательно, увеличение объема перевозок на километр протяжения транспорт­ ных путей ведет к снижению удельного веса этих расхо­ дов в себестоимости перевозок.

Затраты, непосредственно зависящие от объема пере­ возочной работы, обусловлены тем, насколько эффектив­ но используются для перевозок грузов транспортные средства. От того, насколько используется грузоподъем­ ная сила вагонов (отношение фактической средней на­ грузки вагона к возможной) и как быстро оборачивают­ ся вагоны от одной погрузки до другой, как использу­ ются локомотивы (вес поезда, приходящийся на один локомотив, среднесуточный пробег локомотива в кило­ метрах), зависит относительное сокращение затрат.

Очевидно, что один и тот же объем перевозок может быть осуществлен при меньшем или большем количест­ ве применяемых транспортных средств, а следовательно, при меньшем или большем числе участвующих в пере­ возках работников транспорта, что, естественно, тоже сказывается на размерах себестоимости транспортных услуг.

Смета эксплуатационных расходов, служащая расчет­ ным обоснованием плана по себестоимости перевозок, обеспечивает подобно смете затрат на производство в промышленности балансовую увязку плана себестоимо­ сти ..перевозок с другими разделами плана.

Наличие в сельском хозяйстве государственных и колхозно-кооперативных, предприятий обусловливает со­ ответствующие различия в методах планирования себе­ стоимости сельскохозяйственной продукции.

В народнохозяйственном плане, устанавливаются рас­ четные задания по снижению себестоимости продукции совхозам. Затраты на производство продукции в колхо­ зах определяют сами колхозы.

Размер снижения себестоимости продукции совхозов определяется в процентах к среднегодовому уровню фактической себестоимости, сложившейся за базисный период. В связи с тем, что при разработке плана на бу­ дущий год трудно более или менее точно определить ожидаемую себестоимость сельскохозяйственной продук­ ции, складывающуюся в текущем году, в качестве базис­ ного периода по этой продукциипринимается послед­ ний год, по которому имеется годовой отчет. Наряду с

296

определением размера снижения себестоимости продук­ ции совхозов в целом в государственных планах союз­ ных республик устанавливается также плановая себе­ стоимость важнейших видов сельскохозяйственной про­ дукции: зерна, хлопка, молока, мяса, шерсти (в рублях, за центнер).

При определении размера снижения себестоимо­ сти продукции совхозы исходят из плановых показате­ лей урожайности сельскохозяйственных культур и про­ дуктивности скота и предусмотренных в плане мероприя­ тий по достижению намеченной урожайности (продук­ тивности).

Затраты определяются по отдельным видам продук­ ции сельского хозяйства. Вначале эти затраты опреде­ ляются на гектар уборочной площади или на голову скота, а затем, с учетом плановой урожайности или продуктивности, они приводятся к себестоимости цент­ нера продукции.

Оснащение зерновых совхозов сельскохозяйственны­ ми машинами первоначально ведет к определенному по­ вышению затрат в расчете на гектар площади, однако & результате роста урожайности и снижения'*'потерь, до­ пускавшихся ранее при уборке зерна, себестоимость центнера зерна в целом снижается. При расчете затрат на гектар уборочной площади зерновых культур и хлоп­ ка решающим фактором, определяющим их уровень,, является снижение затрат труда.

В животноводстве снижение затрат труда (особен­ но путем уменьшения затрат труда в результате меха­ низации трудоемких работ по уходу за скотом и кормоприготовлению) еще в большей мере влияет на снижение себестоимости продукции.

Себестоимость колхозной продукции нельзя считать категорией только внутриколхозного хозрасчета. Огром­ ное значение она имеет в отношениях между колхозами и государством. Определение государственных закупоч­ ных цен на сельскохозяйственную продукцию колхозов базируется на расчетах себестоимости продукции, про­ изводимой по отдельным сельскохозяйственным зонам страны. Мероприятия по усилению экономического сти­ мулирования в колхозах создают прочную базу для улуч­ шения планирования и учета себестоимости колхозной продукции.

297