Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
выбрать из многих вариантов плана самый оптималь ный (решение задач с применением ЭВМ).
Эти методы позволяют также разрабатывать эконо мико-математические модели, содержащие основные па раметры изучаемых экономических процессов и выра жающие математически (через уравнения или неравен ства) их связи. Однако такие модели отображают дей ствительные процессы приближенно, так как в них учи тываются лишь наиболее важные, наиболее существен ные зависимости и соотношения. Только глубокий каче ственный анализ изучаемого процесса позволяет пра вильно определить эти зависимости.
Решение многих плановых задач сводится к нахож дению крайнего значения целевой функции при помощи критерия оптимальности и осуществляется на основе применения линейного программирования (линейная ал гебра). Этот метод получает все большее распростра нение в плановой практике. В частности, он использу ется для составления оптимальной программы произ водства продукции при заданных материальных и тру довых ресурсах, для расчета оптимальной загрузки мощностей, для планирования транспортных перевозок и т. д. Применяются в плановой практике и другие виды программирования, поскольку большинство зависимо стей в экономике имеют нелинейный характер (напри мер, динамические модели межотраслевого баланса).
Среди других разновидностей экономико-математи ческих методов планирования следует назвать метод вариантных приближений и метод последовательных приближений. Метод вариантных приближений приме няется в сочетании с моделью прогнозного (провизор ного) баланса народного хозяйства.
Некоторые методологические приемы разработки плановых показателей и заданий (частные методы). В планировании народного хозяйства наряду с основны ми методами применяются и чадтные, представляющие собой рабочие приемы и способы обоснования плановых заданий и показателей. Обычно эти приемы и способы, имеют сравнительно ограниченное значение, но они все же довольно часто используются при анализе отчетных материалов, изучении исходных позиций, определении ожидаемых результатов и в некоторых других случаях. Наиболее часто с этой целью применяются метод груп
50
пировок экономически однородных показателей и про цессов, индексный метод расчетов, а также бюджет ный метод.
При определении средних и прогрессивных показате лей, изучении широты их распространенности используют группировки предприятий по однотипным условиям рабо ты. Например, группировка основных агрегатов метал лургических предприятий по коэффициенту использования мощностей этих агрегатов за отчетный год позволяет лучше рассчитать и обосновать плановый коэффициент их использования. Группировка колхозов по природно экономическим условиям, по урожайности, продуктивно сти скота позволяет более правильно определить в пла не возможный рост урожайности и продуктивности.
Для выявления некоторых закономерностей работы предприятий и отраслей, на которые накладывает .боль шой отпечаток сезонный характер производства, необхо димо учитывать динамику работы этих предприятий по месяцам года или квартала. Определенная закономер ность в изменении объемов производства наблюдается, например, в торфяной, лесной, рыбной, консервной и не которых других отраслях промышленности. Анализ се зонных изменений необходим для оперативного теку
щего планирования, осуществляемого |
министерствами |
и 'плановыми1 органами предприятий |
местных советов. |
Когда определение того или иного показателя плана методом «прямого счета» затруднительно, приходится базироваться на отчетных данных за ряд лет, анализи ровать происшедшие структурные сдвиги, выявлять тен денции развития. В этом случае часто применяют ин дексный метод. Например, для определения влияния роста доходов населения на величину и структуру спро са на потребительские товары и культурно-бытовое об служивание используются индексы, полученные в ре зультате анализа бюджетов семей рабочих, служащих и колхозников. По этим бюджетам определяют, как меня ется величина и структура потребления отдельных това ров и услуг в зависимости от роста доходов в расчете на одного члена семьи. Значение этих данных для планиро вания на перспективу роста производства потребитель ских товаров и товарооборота очень велико.
Для расчетов производственных взаимосвязей между отраслями промышленности в целом по СССР и между
51
отраслями промышленности отдельных республик и эко номических районов, а также производственных взаимо связей промышленности с другими отраслями народного хозяйства весьма важное значение имеет анализ сло жившихся за прошлые годы соотношений между отрас лями и анализ изменений этих соотношений. Для этого нужны достаточно детальные сводные балансы произ водства и распределения важнейших продуктов, балансы взаимосвязей по отдельным продуктам, построенные по типу шахматной таблицы, или отчетные «шахматные» балансы производства и потребления отдельных продук тов, с учетом которых разрабатываются плановые ба лансы взаимосвязей. Построение таких шахматных таб лиц (межотраслевых связей) требует очень больших рас четов, которые можно осуществлять при помощи элект ронно-вычислительных машин.
При выборе объектов нового капитального строитель ства учитывается фактор времени. Для планирования объема капитальных работ и объема производства опре деляющее значение имеет оптимальный вариант абсо лютной эффективности, при котором одновременно до стигается снижение удельных капитальных затрат на единицу продукции, сокращение сроков строительства и относительно более низкая себестоимость продукции.
Так как эти частные приемы и методы будут освеще ны в других разделах книги, то нет необходимости под робнее рассматривать их в данном разделе.
Г л а в а И. РУКОВОДЯЩАЯ РОЛЬ ПАРТИИ
И УЧАСТИЕ ПРОФСОЮЗОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ.
СИСТЕМА ОРГАНОВ ПЛАНИРОВАНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
§ 1. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РУКОВОДСТВА ОТРАСЛЯМИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ
Развитие социалистического производства в совре менных условиях требует повышения уровня хозяйство вания и совершенствования методов управления, его
52
дальнейшей демократизации. Объективной основой для этого служит развитие и совершенствование всей сово купности производственных отношений. Эти отношения, как указывал К. Маркс, являются первичными и игра ют определяющую роль в самом эффективном исполь зовании общественного труда, трудовых ресурсов вооб ще и рабочей силы в особенности.
Сам процесс развития всей совокупности производ ственных отношений заключается в совершенствовании их форм соответственно растущим производительным силам. В социалистическом обществе для этого есть все необходимые предпосылки: социальные, политиче ские, экономические и организационные.
Особое значение для развития общественных отно шений вообще (и производственных — в частности) в нашей стране имеет тот факт, что все строительство но вого общества в целом осуществляется под руководст вом Коммунистической партии Советского Союза. Ком мунистическая партия руководит экономической, поли тической, духовной жизнью членов социалистического общества, вырабатывает общую линию во всех областях общественного развития, ведет огромную организатор скую и-идеологическую работу для проведения этой ли нии в жизнь. Учение о руководящей роли партии в ком мунистическом строительстве является важнейшей ча стью теории марксизма-ленинизма. Объединяя в своих рядах наиболее передовых представителей всех трудя щихся, партия пользуется безграничным авторитетом народа и возглавляет его движение к коммунизму. Оп ределяя роль партии в управлении страной, В. И. Ле нин писал: «Чтобы управлять, надо иметь армию зака-
•ленных революционеров-коммунистов, она есть, она на зывается партией» '.
Экономическая политика партии вносит в развитие народного хозяйства целенаправленность и организо ванность, обеспечивает реальное согласование деятель ности миллионов людей, сознательное использование объ ективных экономических законов. Коммунистическая партия решает программные вопросы коммунистическо го строительства, вырабатывает стратегический курс экономического развития Советского государства, опре-1
1 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 42, с. 254.
53
деляет цели и основные направления развития народно го хозяйства, организует трудящихся на реализацию намечаемых планов и обеспечивает достижение постав ленных целей.
На современном этапе коммунистического строитель ства партия принимает меры для дальнейшего развития принципов хозяйственной реформы и совершенствования всего хозяйственного механизма. Это выражается преж де всего в конкретных мероприятиях Коммунистической партии и Советского правительства, позволяющих под нять на более высокий уровень' управление промышлен ностью и другими отраслями, сделать более совершен ными процессы планирования и усилить экономическое стимулирование производства.
Решения XXIV съезда КПСС предусматривают пере ход в промышленности на двух- и трехзвенную систе му управления, усиление работы по концентрации и планированию производства и по созданию крупных объединений и комбинатов с учетом особенностей от дельных отраслей. В развитие этих решений ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли в 1973 году поста новление «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью» ’. Этим постановлением министрества и ведомства СССР
и Советы Министров союзных республик обязываются устранить многоступенчатость в управлении отраслями промышленности, сосредоточить непосредственно на предприятиях, в комбинатах и объединениях решение большинства вопросов производственно-хозяйственной деятельности.
В создаваемых хозрасчетных всесоюзных (республи канских) промышленных и производственных объедине ниях органически соединяются в единых хозяйственных комплексах производственные, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации. Это создает предпосылки для значительного роста производительно сти труда, повышения качества продукции, снижения ее себестоимости и улучшения других технико-экономи ческих показателей.
Осуществление этого постановления практически оз начает повышение уровня концентрации производства и1
1 См. «Правда», 1973, 3 апреля.
54
внедрение хозрасчета в сферу управления производст вом. Вместе с тем возрастает роль министерств и ве домств СССР и союзных республик как централизован ных органов управления и планирования.
Они со своей стороны обеспечивают выполнение за даний государственного плана, рациональное использо вание капитальных вложений, повышение их эффектив ности, а также своевременный ввод в действие производ ственных мощностей и освоение их в короткие сроки. Министерства и ведомства проводят единую техниче скую политику для достижения высокого технико-эконо мического уровня производства. Их кадровая политика направлена на подготовку квалифицированных работ
ников, |
их распределение и правильное использование. |
В их |
функции входит также проведение мероприятий |
по улучшению организации труда и других мероприятий, обеспечивающих развитие подведомственной отрасли.
Коммунистическая партия постоянно проявляет забо ту о совершенствовании планового руководства экономи кой страны, об укреплении и совершенствовании орга нов планирования
Одним из важнейших принципов, проводимых в жизнь Коммунистической партией, является постоянное разви тие социалистической демократии. Этот процесс мноЬогранен. Он охватывает практически все стороны жизни общества. Но особое значение партия придает широчай шему п р и в л е ч е н и ю т р у д я щ и х с я м а с с к у п р а в л е н и ю народным хозяйством, к управлению про изводством.
В связи с этим еще ответственнее становится роль советских профсоюзов, объединяющих в своих рядах почти всех трудящихся страны.
Еще на первом этапе социалистического строитель ства В. И. Ленин, характеризуя участие профсоюзов в хозяйственных и государственных органах пролетарско го государства, писал: «Профсоюзы должны быть бли жайшим и непременным сотрудником госвласти, кото рою руководит во всей ее политической и хозяйствен ной работе сознательный авангард рабочего класса, ком
партия. Будучи |
школой коммунизма вообще, профсо-1 |
1 Подробнее об |
органах планирования см. в § 2 настоящей |
главы. |
|
55
юзы должны быть, в частности, школой управления со
циалистической |
промышленностью (а затем постепенно |
и земледелием) |
для всей массы рабочих, а затем и для |
всех трудящихся» Г На всех последующих этапах развития социалисти
ческого общества партия в своем отношении к профсо юзам исходила из этого ленинского положения. На XV съезде профсоюзов СССР Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев говорил: «Линия партии в отношении профсоюзов, как подчеркнул XXIV съезд, со стоит в том, чтобы и дальше поднимать уровень всей работы профсоюзов. Партия и впредь будет заботиться о том, чтобы они достойно выполняли роль школы уп равления, школы хозяйствования, школы коммунистиче ского отношения к труду... Партия держит курс на все более активное участие рабочих и служащих через проф союзы в управлении предприятиями» 21.
Какими же путями осуществляют профсоюзы эту свою роль? В. И. Ленин, основатель первого в мире со циалистического государства, указал на главнейшие из них. Прежде всего он отметил у ч а с т и е п р о ф с о ю з ов в ф о р м и р о в а н и и в с е х х о з я й с т в е н н ы х и г о с у д а р с т в е н н ы х о р г а н о в . «Профсоюзы уча ствуют,— писал он,— и в этих органах, но не непосред ственно, а через выдвинутых ими и утвержденных компартиею и Соввластью членов высших госучреждений, членов хозколлегий, членов заводоуправлений (там, где допущена такая коллегиальность), администраторов, их помощников и т. д.» 3.
Участием в административно-хозяйственной деятель ности государственного аппарата, о котором говорилось выше, роль профсоюзов в этой области не ограничи вается. «Не менее важно,— писал В. И. Ленин,— уча стие профсоюзов во всех плановых органах пролетар ского государства»4. Фактически это означает у ч а с т и е в п л а н и р о в а н и и д а л ь н е й ш е г о р а з в и т и я н а
р о д н о г о |
х о з я й с т в а . Наряду |
с культурно-просве |
||||||
тительной |
работой |
и |
производственной |
пропагандой |
||||
1 В. |
И. Л е н и н о профсоюзах. М., Профиздат, |
1972, с. |
361. |
|||||
2 |
Материалы XV съезда профсоюзов. М., Профиздат, 1972, с. 16, 17- |
|||||||
3 |
В. |
И. |
Л е н и н |
о |
профсоюзах. |
М., Профиздат, |
1972, |
|
с. 361—362. |
|
|
|
|
|
|
||
4 |
Т ам же, с. 362. |
|
|
|
|
|
56