Файл: Конспект лекций Рекомендовано к изданию кафедрой Менеджмент организации и управление инновациями.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
члена команды можно выделить следующие роли96:
ления проектами получили методики определения командных ролей Белбина и Майер-Бриггса (Приложения 13 и 14).
В обобщённом варианте команда проекта состоит из трёх групп во главе с управляющим (рис. 35): основного состава команды про-
екта, вспомогательного состава и консультантов97.
Существует три управленческих ситуации в команде проекта: порядок, беспорядок, дезорганизация98:
новников) искать бесполезно или просто невозможно.
96 Топузов Н. К. Управление инновационными проектами: Учебное пособие / Н. К. Топузов, А. Е. Щелконо- гов, Е. С. Сорокина. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. 250 с.
97 Заренков В.А. Управление проектами: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2006. 312 с.
98 Топузов Н. К. Управление инновационными проектами: Учебное пособие / Н. К. Топузов, А. Е. Щелконо- гов, Е. С. Сорокина. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. 250 с.
Рис. 35. Команда управления проектом
В зависимости от ситуации управляющий проектами использу- ет один из трёх стилей управления: попустительский, демократиче- ский или авторитарный.
Квалификация персонала проекта должна быть тщательно изу- чена. Кроме того, проектом должна быть предусмотрена возмож- ность повышения квалификации каждого из участников команды.
В настоящее время широко известны две системы сертифика- ции специалистов по управлению проектами, каждая из которых опирается
на собственный профессиональный стандарт99:
К специалистам по управлению инновационными проектами предъявляются особые квалификационные требования, регламенти- рованные профессиональным стандартом по профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производ- ственной сферах» (постановление Минтруда России от 5 марта 2004 г. № 34)100.
Важным элементом профессионального стандарта являются сведения о профессии «руководитель инновационных проектов в научно-технической и производственной сферах» (по второму ква- лификационному уровню
— наиболее характерному для обучаю- щихся в вузах по соответствующим профилям) (табл. 6).
Перечень основных должностных обязанностей, умений и навыков, относящихся ко второму квалификационному уровню спе- циалистов по управлению инновационными проектами, представлен в Приложениях 11 и 12.
Таблица 6
Обобщённые сведения о профессии «руководитель инновационных проектов в научно-технической и производственной сферах»
по второму квалификационному уровню101
За мотивацию и качество работы команды несёт ответствен- ность менеджер проекта. Важно, чтобы менеджер проекта разработал самостоятельно или принял активное участие в разработке системы вознаграждения персоналу, находящемуся под его руководством.
Эффективность системы поощрений и наказаний во многом определяется соблюдением правил поощрения и наказания членов команды проекта (табл. 7).
Правила поощрения и наказания102
Таблица 7
Соблюдение правил наказания позволяет поддерживать необ- ходимый порядок. В ситуации же дезорганизации система наказаний и поощрений значительно упрощается до тех пор пока не будет вос- становлен порядок.
102 Топузов Н. К. Управление инновационными проектами: Учебное пособие / Н. К. Топузов, А. Е. Щелконо- гов, Е. С. Сорокина. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. 250 с.
-
организатор-координатор — как правило, это руководитель ко- манды, член команды прагматического и практического склада мышления с навыками планирования и организации практиче- ской деятельности, организовать совместные действия, пра- вильно распределить обязанности; -
аналитик — наиболее уравновешенный член команды с си- стемным складом мышления; -
переговорщик — член команды, обладающий высокими ком- муникационными навыками, способностью к убеждению, с широкими связями во внешней среде; -
критик — член команды с критическим складом ума и умением вскрыть все риски различных действий команды; -
душа команды — наиболее эмоциональный и жизнерадостный член команды, её «импульс» и «совесть»; -
эксперт — член команды наиболее высокой квалификации, вы- полняющий ключевые операции; -
хозяйственник — член команды, ответственный за снаряжение, оборудования и инвентарь команды; -
генератор идей — член команды с наиболее раскрепощённым, образным складом мышления, с высокой образовательной подго- товкой, широким кругозором, развитым творческим мышлением; -
стратег — член команды со стратегическим мышлением, спо- собный сохранять ключевое направление командной деятель- ности, формировать и конкретизировать видение проекта. Широкую популярность среди специалистов в области управ-
ления проектами получили методики определения командных ролей Белбина и Майер-Бриггса (Приложения 13 и 14).
В обобщённом варианте команда проекта состоит из трёх групп во главе с управляющим (рис. 35): основного состава команды про-
екта, вспомогательного состава и консультантов97.
Существует три управленческих ситуации в команде проекта: порядок, беспорядок, дезорганизация98:
-
Дезорганизация — это нарушение порядка, где виновника (ви-
новников) искать бесполезно или просто невозможно.
96 Топузов Н. К. Управление инновационными проектами: Учебное пособие / Н. К. Топузов, А. Е. Щелконо- гов, Е. С. Сорокина. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. 250 с.
97 Заренков В.А. Управление проектами: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2006. 312 с.
98 Топузов Н. К. Управление инновационными проектами: Учебное пособие / Н. К. Топузов, А. Е. Щелконо- гов, Е. С. Сорокина. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. 250 с.
-
Беспорядок — это такое нарушение порядка, где нарушитель точно известен (он получает публичное наказание, и порядок будет восстановлен). -
Порядок — это отсутствие беспорядка.
Рис. 35. Команда управления проектом
В зависимости от ситуации управляющий проектами использу- ет один из трёх стилей управления: попустительский, демократиче- ский или авторитарный.
Квалификация персонала проекта должна быть тщательно изу- чена. Кроме того, проектом должна быть предусмотрена возмож- ность повышения квалификации каждого из участников команды.
В настоящее время широко известны две системы сертифика- ции специалистов по управлению проектами, каждая из которых опирается
на собственный профессиональный стандарт99:
-
Сертификация по системе PMI опирается на американский стандарт PMBOK и позволяет оценить степень владения специ- алистом знаниями по управлению проектами в объёме матери- ала, изложенного в этом документе. Специалист, успешно про- шедший сертификацию PMI, получает квалификацию профес- сионала по управлению проектами (PMP). -
Сертификация по системе IPMI опирается на стандарт ICB и позволяет дать оценку знаниям и опыту, которыми должны об- ладать менеджеры проектов, программ и портфелей проектов, сотрудники проектных офисов. Оценка учитывает технические, поведенческие и контекстуальные элементы компетентности, а также практический опыт специалистов и сложность проектов, участниками которых они были. Специалист, успешно про- шедший сертификацию IPMI, в зависимости от личного опыта и знаний в области управления проектами получает один из че- тырёх уровней квалификации:
-
директор программ и проектов (CPD); -
управляющий проектом (CSPM); -
профессионал по управлению проектами (CPMP); -
специалист по управлению проектами (CPMA).
К специалистам по управлению инновационными проектами предъявляются особые квалификационные требования, регламенти- рованные профессиональным стандартом по профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производ- ственной сферах» (постановление Минтруда России от 5 марта 2004 г. № 34)100.
Важным элементом профессионального стандарта являются сведения о профессии «руководитель инновационных проектов в научно-технической и производственной сферах» (по второму ква- лификационному уровню
— наиболее характерному для обучаю- щихся в вузах по соответствующим профилям) (табл. 6).
Перечень основных должностных обязанностей, умений и навыков, относящихся ко второму квалификационному уровню спе- циалистов по управлению инновационными проектами, представлен в Приложениях 11 и 12.
Таблица 6
Обобщённые сведения о профессии «руководитель инновационных проектов в научно-технической и производственной сферах»
по второму квалификационному уровню101
Элементы стандарта | Характер деятельности |
Направления деятельности | Подготовка материалов и разработка предложений по управлению инновационной деятельностью; работа с партнёрами на рынке инновационного продукта; выполнение мероприятий по продвиже- нию нового продукта на рынок; сбор и анализ па- тентно-правовой и конъюнктурной информации |
Наименование должностей |
|
Требуемый уровень образования |
|
За мотивацию и качество работы команды несёт ответствен- ность менеджер проекта. Важно, чтобы менеджер проекта разработал самостоятельно или принял активное участие в разработке системы вознаграждения персоналу, находящемуся под его руководством.
Эффективность системы поощрений и наказаний во многом определяется соблюдением правил поощрения и наказания членов команды проекта (табл. 7).
Правила поощрения и наказания102
Таблица 7
№ п/п | Правила наказаний | Правила поощрений | ||
1 | Наказывают за мысли, слова и действия | Поощряют за мысли, слова и дей- ствия | ||
2 | За слова наказывают словами, за действия наказывают действием | За слова поощряют словами, за действия поощряют действием | ||
3 | Наказание должно сразу за нарушением | следовать | Обещал поощрить сразу | — выполни |
4 | Наказание должно быть адекват- ным | Поощрение должно ватным | быть адек- | |
5 | Наказание должно быть эффек- тивным — наказанный должен чувствовать себя наказанным, а не правым или пострадавшим | Поощрённый должен чувствовать себя поощрённым, а не выскочкой или фаворитом руководителя | ||
6 | Мера и степень наказания уста- навливаются при доведении по- рядка до сведения подчинённых | Мера и степень поощрения уста- навливаются при доведении по- рядка до сведения подчинённых | ||
7 | Процесс наказания может быть публичным, в присутствии чле- нов управленческой команды. Публичность наказания оговари- вается при установлении поряд- ка и обязательна для всех членов команды | Процесс поощрения может быть публичным, в присутствии членов управленческой команды. Публич- ность поощрения оговаривается при установлении порядка и обяза- тельна для всех членов команды | ||
8 | В ситуации дезорганизации наказывать кого-либо нельзя | В ситуации дезорганизации по- ощрять кого-либо нельзя | ||
9 | Универсальное наказание — уда- ление от себя и от информации | Универсальное поощрение — приближение к себе и к информа- ции | ||
10 | Самое страшное наказание — изгнание | Самое большое поощрение — обучение лидерству ведомого |
Соблюдение правил наказания позволяет поддерживать необ- ходимый порядок. В ситуации же дезорганизации система наказаний и поощрений значительно упрощается до тех пор пока не будет вос- становлен порядок.
102 Топузов Н. К. Управление инновационными проектами: Учебное пособие / Н. К. Топузов, А. Е. Щелконо- гов, Е. С. Сорокина. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. 250 с.