Файл: Конспект лекций Рекомендовано к изданию кафедрой Менеджмент организации и управление инновациями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
члена команды можно выделить следующие роли96:

      • организатор-координатор — как правило, это руководитель ко- манды, член команды прагматического и практического склада мышления с навыками планирования и организации практиче- ской деятельности, организовать совместные действия, пра- вильно распределить обязанности;

      • аналитик наиболее уравновешенный член команды с си- стемным складом мышления;

      • переговорщик — член команды, обладающий высокими ком- муникационными навыками, способностью к убеждению, с широкими связями во внешней среде;

      • критик — член команды с критическим складом ума и умением вскрыть все риски различных действий команды;

      • душа команды — наиболее эмоциональный и жизнерадостный член команды, её «импульс» и «совесть»;

      • эксперт — член команды наиболее высокой квалификации, вы- полняющий ключевые операции;

      • хозяйственник — член команды, ответственный за снаряжение, оборудования и инвентарь команды;

      • генератор идей — член команды с наиболее раскрепощённым, образным складом мышления, с высокой образовательной подго- товкой, широким кругозором, развитым творческим мышлением;

      • стратег член команды со стратегическим мышлением, спо- собный сохранять ключевое направление командной деятель- ности, формировать и конкретизировать видение проекта. Широкую популярность среди специалистов в области управ-

ления проектами получили методики определения командных ролей Белбина и Майер-Бриггса (Приложения 13 и 14).

В обобщённом варианте команда проекта состоит из трёх групп во главе с управляющим (рис. 35): основного состава команды про-
екта, вспомогательного состава и консультантов97.

Существует три управленческих ситуации в команде проекта: порядок, беспорядок, дезорганизация98:

    1. Дезорганизация это нарушение порядка, где виновника (ви-

новников) искать бесполезно или просто невозможно.
96 Топузов Н. К. Управление инновационными проектами: Учебное пособие / Н. К. Топузов, А. Е. Щелконо- гов, Е. С. Сорокина. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. 250 с.

97 Заренков В.А. Управление проектами: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2006. 312 с.

98 Топузов Н. К. Управление инновационными проектами: Учебное пособие / Н. К. Топузов, А. Е. Щелконо- гов, Е. С. Сорокина. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. 250 с.

    1. Беспорядок — это такое нарушение порядка, где нарушитель точно известен (он получает публичное наказание, и порядок будет восстановлен).

    2. Порядок это отсутствие беспорядка.





Рис. 35. Команда управления проектом
В зависимости от ситуации управляющий проектами использу- ет один из трёх стилей управления: попустительский, демократиче- ский или авторитарный.

Квалификация персонала проекта должна быть тщательно изу- чена. Кроме того, проектом должна быть предусмотрена возмож- ность повышения квалификации каждого из участников команды.

В настоящее время широко известны две системы сертифика- ции специалистов по управлению проектами, каждая из которых опирается

на собственный профессиональный стандарт99:

      1. Сертификация по системе PMI опирается на американский стандарт PMBOK и позволяет оценить степень владения специ- алистом знаниями по управлению проектами в объёме матери- ала, изложенного в этом документе. Специалист, успешно про- шедший сертификацию PMI, получает квалификацию профес- сионала по управлению проектами (PMP).

      2. Сертификация по системе IPMI опирается на стандарт ICB и позволяет дать оценку знаниям и опыту, которыми должны об- ладать менеджеры проектов, программ и портфелей проектов, сотрудники проектных офисов. Оценка учитывает технические, поведенческие и контекстуальные элементы компетентности, а также практический опыт специалистов и сложность проектов, участниками которых они были. Специалист, успешно про- шедший сертификацию IPMI, в зависимости от личного опыта и знаний в области управления проектами получает один из че- тырёх уровней квалификации:

  • директор программ и проектов (CPD);

  • управляющий проектом (CSPM);

  • профессионал по управлению проектами (CPMP);

  • специалист по управлению проектами (CPMA).

К специалистам по управлению инновационными проектами предъявляются особые квалификационные требования, регламенти- рованные профессиональным стандартом по профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производ- ственной сферах» (постановление Минтруда России от 5 марта 2004 г. 34)100.

Важным элементом профессионального стандарта являются сведения о профессии «руководитель инновационных проектов в научно-технической и производственной сферах» (по второму ква- лификационному уровню
наиболее характерному для обучаю- щихся в вузах по соответствующим профилям) (табл. 6).

Перечень основных должностных обязанностей, умений и навыков, относящихся ко второму квалификационному уровню спе- циалистов по управлению инновационными проектами, представлен в Приложениях 11 и 12.

Таблица 6

Обобщённые сведения о профессии «руководитель инновационных проектов в научно-технической и производственной сферах»

по второму квалификационному уровню101

Элементы стандарта

Характер деятельности

Направления деятельности

Подготовка материалов и разработка предложений по управлению инновационной деятельностью; работа с партнёрами на рынке инновационного продукта; выполнение мероприятий по продвиже- нию нового продукта на рынок; сбор и анализ па-

тентно-правовой и конъюнктурной информации

Наименование должностей

  • Специалист по анализу инновационных проектов

  • Специалист по управлению инновационными проектами

  • Специалист по маркетингу инновационных про- дуктов

  • Специалист по управлению качеством нового продукта

  • Специалист по рекламе нового продукта

  • Специалист по коммерциализации результатов исследований

  • Специалист по управлению интеллектуальной собственностью

  • Специалист по аттестации новой продукции

  • Специалист отдела продаж новой продукции

Требуемый уровень образования

  • Квалификация «дипломированный специалист»

  • Повышение квалификации и профессиональная переподготовка в области технологического ме- неджмента


За мотивацию и качество работы команды несёт ответствен- ность менеджер проекта. Важно, чтобы менеджер проекта разработал самостоятельно или принял активное участие в разработке системы вознаграждения персоналу, находящемуся под его руководством.

Эффективность системы поощрений и наказаний во многом определяется соблюдением правил поощрения и наказания членов команды проекта (табл. 7).
Правила поощрения и наказания102

Таблица 7

п/п

Правила наказаний

Правила поощрений

1

Наказывают за мысли, слова и действия

Поощряют за мысли, слова и дей- ствия

2

За слова наказывают словами, за действия наказывают действием

За слова поощряют словами, за действия поощряют действием

3

Наказание должно

сразу за нарушением

следовать

Обещал поощрить

сразу

— выполни

4

Наказание должно быть адекват- ным

Поощрение должно ватным

быть адек-

5

Наказание должно быть эффек- тивным наказанный должен

чувствовать себя наказанным, а не правым или пострадавшим

Поощрённый должен чувствовать себя поощрённым, а не выскочкой или фаворитом руководителя

6

Мера и степень наказания уста-

навливаются при доведении по- рядка до сведения подчинённых

Мера и степень поощрения уста-

навливаются при доведении по- рядка до сведения подчинённых

7

Процесс наказания может быть публичным, в присутствии чле- нов управленческой команды. Публичность наказания оговари- вается при установлении поряд- ка и обязательна для всех членов

команды

Процесс поощрения может быть публичным, в присутствии членов управленческой команды. Публич- ность поощрения оговаривается при установлении порядка и обяза- тельна для всех членов команды

8

В ситуации дезорганизации наказывать кого-либо нельзя

В ситуации дезорганизации по- ощрять кого-либо нельзя

9

Универсальное наказание — уда- ление от себя и от информации

Универсальное поощрение —

приближение к себе и к информа- ции

10

Самое страшное наказание —

изгнание

Самое большое поощрение —

обучение лидерству ведомого


Соблюдение правил наказания позволяет поддерживать необ- ходимый порядок. В ситуации же дезорганизации система наказаний и поощрений значительно упрощается до тех пор пока не будет вос- становлен порядок.

102 Топузов Н. К. Управление инновационными проектами: Учебное пособие / Н. К. Топузов, А. Е. Щелконо- гов, Е. С. Сорокина. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. 250 с.