Файл: Конспект лекций Рекомендовано к изданию кафедрой Менеджмент организации и управление инновациями.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
страхование. М.: Анкил, 2000. 272 с.
Наиболее распространёнными инструментами управления рис- ками поставщика (подрядчика) при реализации проектных контрак- тов являются89:
Использование страхования для снижения проектных рисков отдельными участниками инвестиционного проекта представлено в Приложении 10.
ТЕМА 10. КАДРОВЫЙ АСПЕКТ
УПРАВЛЕНИЯПРОЕКТОМ
Человеческие (трудовые) ресурсы занимают особое место в си- стеме управления проектом.
Управление персоналом проекта включает в себя следующие процессы:
Кроме того, управление персоналом проекта реализует функции контроля и мотивации трудовых ресурсов проекта, необходимые для эффективного выполнения работ и успешного завершения проекта.
Организационное планирование — определение, документирова- ние и распределение ролей в проекте, ответственности и отчётности90.
В отличие от традиционного управления персоналом с его цен- тральным объектом управления — индивидом (работником, испол- нителем), управление персоналом проекта концентрирует усилия на команде проекта. Именно коллективные усилия во многом опреде- ляют успех проекта.
Наиболее сложной задачей кадрового обеспечения проекта яв- ляется выбор менеджера проекта (управляющего). Основными фак- торами выбора являются:
В основные обязанности управляющего проектами входят91:
90 Романова М. В. Управление проектами: Учеб. пособие / М. В. Романова. М.: ИД
«ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. 256 с.: ил. (Высшее образование).
91 Заренков В. А. Управление проектами: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2006. 312 с.
Стоит отметить четыре важных правила выбора управляющего проектами92:
Уровень руководящих усилий менеджера проекта основывается на его специальных знаниях, личностных особенностях, умении да- вать распоряжения, а также на многих других качествах, приобрета-
емых с опытом. Отметим некоторые из них93:
92 Заренков В. А. Управление проектами: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2006. 312 с.
После своего назначения проект-менеджер определяет структу- ру разбиения работ проекта, организационную структуру проекта, далее соответствующим образом организует работу сотрудников.
Кроме того, менеджер проекта должен разработать руководство по организации проекта, включающее в себя организационную структуру и необходимые должностные инструкции, описывающие ответственность каждого сотрудника.
Все аспекты работы персонала (наем на работу (утверждение на проект), оценка, перевод по службе, повышения /понижение в долж- ности, оценка эффективности) должны быть задокументированы и соответствовать трудовому законодательству94.
Именно на создание команды проекта, т. е. формирование группы сотрудников, подчинённых проект-менеджеру, занятых в осуществлении проекта и обеспечивающих реализацию его замысла, а также на определение численного и профессионально-
квалификационного состава команды тратится большое количество времени и усилий.
Примерный состав участников проекта показан на рисунке 34.
Количество участников может варьировать от единиц до не- скольких сотен и даже более. Если проект является сложным и масштабным к его реализации могут быть привлечены несколько команд. При этом главная цель проекта достигается реализацией ло- кальных целей каждой из команд.
Команда проекта отличается от традиционных и неформальных команд.
Традиционная команда представляет собой стабильный кол- лектив, состоящий из сотрудников, подчинённых одному руково- дителю.
Рис. 34. Участники проекта95
Неформальная команда может состоять из сотрудников самых разных подразделений, объединённых на добровольной основе по интересам или иным причинам.
Команда проекта — временное формально регламентированное объединение специалистов самых разных подразделений, созданное для достижения целей проекта. Как и традиционная команда, про- ектная команда на период реализации проекта подчиняется руково- дителю — управляющему проектом.
Руководитель проекта должен чётко расписать функциональ- ные обязанности собственные и членов команды. Совместно с инди- видуальными особенностями и особенностями неформальных взаи- моотношений, функциональные обязанности определяют распреде- ление ролей в команде проекта.
Существует много подходов к определению ключевых ролей в команде проекта.
95 Заренков В. А. Управление проектами: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2006. 312 с.
В соответствии с индивидуальными характеристиками каждого
Наиболее распространёнными инструментами управления рис- ками поставщика (подрядчика) при реализации проектных контрак- тов являются89:
-
Юридические гарантии; -
Аккредитивы; -
Вексельные инструменты; -
Банковские гарантии; -
Форфетирование; -
Страхование риска неплатежа; -
Страхование рисков от политических рисков.
Использование страхования для снижения проектных рисков отдельными участниками инвестиционного проекта представлено в Приложении 10.
ТЕМА 10. КАДРОВЫЙ АСПЕКТ
УПРАВЛЕНИЯПРОЕКТОМ
Человеческие (трудовые) ресурсы занимают особое место в си- стеме управления проектом.
Управление персоналом проекта включает в себя следующие процессы:
-
организационное планирование; -
кадровое обеспечение проекта; -
создание команды проекта;
Кроме того, управление персоналом проекта реализует функции контроля и мотивации трудовых ресурсов проекта, необходимые для эффективного выполнения работ и успешного завершения проекта.
Организационное планирование — определение, документирова- ние и распределение ролей в проекте, ответственности и отчётности90.
В отличие от традиционного управления персоналом с его цен- тральным объектом управления — индивидом (работником, испол- нителем), управление персоналом проекта концентрирует усилия на команде проекта. Именно коллективные усилия во многом опреде- ляют успех проекта.
Наиболее сложной задачей кадрового обеспечения проекта яв- ляется выбор менеджера проекта (управляющего). Основными фак- торами выбора являются:
-
опыт управления проектами; -
совместимость с командой проекта; -
коммуникабельность; -
место расположения проекта; -
компетентность; -
объем работ; -
репутация; -
гонорар; -
другие.
В основные обязанности управляющего проектами входят91:
-
формирование команды проекта и организация её работы;
90 Романова М. В. Управление проектами: Учеб. пособие / М. В. Романова. М.: ИД
«ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. 256 с.: ил. (Высшее образование).
91 Заренков В. А. Управление проектами: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2006. 312 с.
-
достижение конечного результата проекта в заданные сроки с помощью имеющихся ресурсов; -
принятие решений в условиях высокой степени неопределённо- сти; -
календарное планирование и проектирование; -
взаимодействие с проектными организациями, поставщиками, подрядчиками, инвесторами, консультантами, потребителями и руководством предприятия; -
обеспечение выполнения работ и контроля затрат — управляю- щий должен обеспечить управление процессами и функциями.
Стоит отметить четыре важных правила выбора управляющего проектами92:
-
Не нужно передавать функции управления проектами людям только потому, что они занимают высокие посты в руководстве предприятия. -
Размер заработной платы управляющего проектом должен устанавливаться по результатам достижения целей проекта, а не по числу подчинённых, которыми он руководит; -
Совсем необязательно, чтобы управляющий проектом был са- мым высокооплачиваемым работником компании; -
Необходимо обеспечить ротацию управляющих проектов внут- ри компании в зависимости от сложности и масштабов реали- зуемых проектов, компетентности, профессионализма с целью достижения наивысшей эффективности реализации проектов, а также мотивации и карьерного роста управляющих.
Уровень руководящих усилий менеджера проекта основывается на его специальных знаниях, личностных особенностях, умении да- вать распоряжения, а также на многих других качествах, приобрета-
емых с опытом. Отметим некоторые из них93:
-
умение предвидеть проблемы; -
умение найти верное решение в надлежащее время; -
умение управлять (одновременно) временными и затратными параметрами проекта; -
открытость к консенсусу;
92 Заренков В. А. Управление проектами: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2006. 312 с.
-
умение учесть культурные (в широком смысле) различия (в культуре, менталитете и др.); -
умение делегировать полномочия компетентными сотрудниками; -
умение суммировать (обобщать) мысли членов команды и дей- ствовать как катализатор команды.
После своего назначения проект-менеджер определяет структу- ру разбиения работ проекта, организационную структуру проекта, далее соответствующим образом организует работу сотрудников.
Кроме того, менеджер проекта должен разработать руководство по организации проекта, включающее в себя организационную структуру и необходимые должностные инструкции, описывающие ответственность каждого сотрудника.
Все аспекты работы персонала (наем на работу (утверждение на проект), оценка, перевод по службе, повышения /понижение в долж- ности, оценка эффективности) должны быть задокументированы и соответствовать трудовому законодательству94.
Именно на создание команды проекта, т. е. формирование группы сотрудников, подчинённых проект-менеджеру, занятых в осуществлении проекта и обеспечивающих реализацию его замысла, а также на определение численного и профессионально-
квалификационного состава команды тратится большое количество времени и усилий.
Примерный состав участников проекта показан на рисунке 34.
Количество участников может варьировать от единиц до не- скольких сотен и даже более. Если проект является сложным и масштабным к его реализации могут быть привлечены несколько команд. При этом главная цель проекта достигается реализацией ло- кальных целей каждой из команд.
Команда проекта отличается от традиционных и неформальных команд.
Традиционная команда представляет собой стабильный кол- лектив, состоящий из сотрудников, подчинённых одному руково- дителю.
Рис. 34. Участники проекта95
Неформальная команда может состоять из сотрудников самых разных подразделений, объединённых на добровольной основе по интересам или иным причинам.
Команда проекта — временное формально регламентированное объединение специалистов самых разных подразделений, созданное для достижения целей проекта. Как и традиционная команда, про- ектная команда на период реализации проекта подчиняется руково- дителю — управляющему проектом.
Руководитель проекта должен чётко расписать функциональ- ные обязанности собственные и членов команды. Совместно с инди- видуальными особенностями и особенностями неформальных взаи- моотношений, функциональные обязанности определяют распреде- ление ролей в команде проекта.
Существует много подходов к определению ключевых ролей в команде проекта.
95 Заренков В. А. Управление проектами: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2006. 312 с.
В соответствии с индивидуальными характеристиками каждого