Файл: Конспект лекций Рекомендовано к изданию кафедрой Менеджмент организации и управление инновациями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
страхование. М.: Анкил, 2000. 272 с.

Наиболее распространёнными инструментами управления рис- ками поставщика (подрядчика) при реализации проектных контрак- тов являются89:

    • Юридические гарантии;

    • Аккредитивы;

    • Вексельные инструменты;

    • Банковские гарантии;

    • Форфетирование;

    • Страхование риска неплатежа;

    • Страхование рисков от политических рисков.

Использование страхования для снижения проектных рисков отдельными участниками инвестиционного проекта представлено в Приложении 10.


ТЕМА 10. КАДРОВЫЙ АСПЕКТ

УПРАВЛЕНИЯПРОЕКТОМ

Человеческие (трудовые) ресурсы занимают особое место в си- стеме управления проектом.

Управление персоналом проекта включает в себя следующие процессы:

      • организационное планирование;

      • кадровое обеспечение проекта;

      • создание команды проекта;

Кроме того, управление персоналом проекта реализует функции контроля и мотивации трудовых ресурсов проекта, необходимые для эффективного выполнения работ и успешного завершения проекта.

Организационное планирование определение, документирова- ние и распределение ролей в проекте, ответственности и отчётности90.

В отличие от традиционного управления персоналом с его цен- тральным объектом управления — индивидом (работником, испол- нителем), управление персоналом проекта концентрирует усилия на команде проекта. Именно коллективные усилия во многом опреде- ляют успех проекта.

Наиболее сложной задачей кадрового обеспечения проекта яв- ляется выбор менеджера проекта (управляющего). Основными фак- торами выбора являются:

      • опыт управления проектами;

      • совместимость с командой проекта;

      • коммуникабельность;

      • место расположения проекта;

      • компетентность;

      • объем работ;

      • репутация;

      • гонорар;

      • другие.

В основные обязанности управляющего проектами входят91:

      • формирование команды проекта и организация её работы;

90 Романова М. В. Управление проектами: Учеб. пособие / М. В. Романова. М.: ИД

«ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. 256 с.: ил. (Высшее образование).

91 Заренков В. А. Управление проектами: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2006. 312 с.

    • достижение конечного результата проекта в заданные сроки с помощью имеющихся ресурсов;

    • принятие решений в условиях высокой степени неопределённо- сти;

    • календарное планирование и проектирование;

    • взаимодействие с проектными организациями, поставщиками, подрядчиками, инвесторами, консультантами, потребителями и руководством предприятия;

    • обеспечение выполнения работ и контроля затрат — управляю- щий должен обеспечить управление процессами и функциями.

Стоит отметить четыре важных правила выбора управляющего проектами92:

  1. Не нужно передавать функции управления проектами людям только потому, что они занимают высокие посты в руководстве предприятия.

  2. Размер заработной платы управляющего проектом должен устанавливаться по результатам достижения целей проекта, а не по числу подчинённых, которыми он руководит;

  3. Совсем необязательно, чтобы управляющий проектом был са- мым высокооплачиваемым работником компании;

  4. Необходимо обеспечить ротацию управляющих проектов внут- ри компании в зависимости от сложности и масштабов реали- зуемых проектов, компетентности, профессионализма с целью достижения наивысшей эффективности реализации проектов, а также мотивации и карьерного роста управляющих.

Уровень руководящих усилий менеджера проекта основывается на его специальных знаниях, личностных особенностях, умении да- вать распоряжения, а также на многих других качествах, приобрета-
емых с опытом. Отметим некоторые из них93:

    • умение предвидеть проблемы;

    • умение найти верное решение в надлежащее время;

    • умение управлять (одновременно) временными и затратными параметрами проекта;

    • открытость к консенсусу;

92 Заренков В. А. Управление проектами: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2006. 312 с.

      • умение учесть культурные широком смысле) различия культуре, менталитете и др.);

      • умение делегировать полномочия компетентными сотрудниками;

      • умение суммировать (обобщать) мысли членов команды и дей- ствовать как катализатор команды.

После своего назначения проект-менеджер определяет структу- ру разбиения работ проекта, организационную структуру проекта, далее соответствующим образом организует работу сотрудников.

Кроме того, менеджер проекта должен разработать руководство по организации проекта, включающее в себя организационную структуру и необходимые должностные инструкции, описывающие ответственность каждого сотрудника.

Все аспекты работы персонала (наем на работу (утверждение на проект), оценка, перевод по службе, повышения /понижение в долж- ности, оценка эффективности) должны быть задокументированы и соответствовать трудовому законодательству94.

Именно на создание команды проекта, т. е. формирование группы сотрудников, подчинённых проект-менеджеру, занятых в осуществлении проекта и обеспечивающих реализацию его замысла, а также на определение численного и профессионально-
квалификационного состава команды тратится большое количество времени и усилий.

Примерный состав участников проекта показан на рисунке 34.

Количество участников может варьировать от единиц до не- скольких сотен и даже более. Если проект является сложным и масштабным к его реализации могут быть привлечены несколько команд. При этом главная цель проекта достигается реализацией ло- кальных целей каждой из команд.

Команда проекта отличается от традиционных и неформальных команд.

Традиционная команда представляет собой стабильный кол- лектив, состоящий из сотрудников, подчинённых одному руково- дителю.

Рис. 34. Участники проекта95
Неформальная команда может состоять из сотрудников самых разных подразделений, объединённых на добровольной основе по интересам или иным причинам.

Команда проекта — временное формально регламентированное объединение специалистов самых разных подразделений, созданное для достижения целей проекта. Как и традиционная команда, про- ектная команда на период реализации проекта подчиняется руково- дителю управляющему проектом.

Руководитель проекта должен чётко расписать функциональ- ные обязанности собственные и членов команды. Совместно с инди- видуальными особенностями и особенностями неформальных взаи- моотношений, функциональные обязанности определяют распреде- ление ролей в команде проекта.

Существует много подходов к определению ключевых ролей в команде проекта.

95 Заренков В. А. Управление проектами: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2006. 312 с.

В соответствии с индивидуальными характеристиками каждого