Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 0
г'-го типа составляет Qa единиц. Заданы общие затраты на одно
судно г-го типа |
при |
базировании его на |
/-й |
район (Сц ); |
|
Хц — количество |
судов |
i-ro типа, базирующихся |
на /-й район; |
||
S — заданное количество судов |
г-го типа, подлежащих перерас |
||||
пределению между районами |
базирования |
(» = 1, |
2,...т); К — |
государственный план по добыче рыбы; с?,-— количество судов, которое может быть отремонтировано при базировании на /-й район, %i — коэффициент перевода судов г'-го типа в условные единицы ремонта; bj — количество судов, которое может быть обработано в портах /-го района; ^- — коэффициент перевода судов /-го типа в условные единицы по пропускной способности
района.
Указанная задача сводится к решению математической за дачи следующего вида. Если заданы неотрицательные числа:
{<?;/}, (г = 1.2 . |
. |
. т, |
/ = |
1,2 . |
. . л ) , |
|
( Q/} , (г = 1,2 . |
. |
. т, |
/ = |
1,2 . |
. |
. л), |
где С ц — значение критерия оптимальности |
г-го |
типа судна при базиро |
||||
вании на /-й район. |
|
|
|
|
|
|
Требуется определить набор чисел (план) |
|
|||||
{ Х ц } , ( / = 1 , 2 . |
. |
. т, |
/ = |
1,2. |
. |
. л ) |
таких, чтобы функционал вида |
|
|
|
|
|
|
т |
п |
|
|
|
|
|
Е Е с ах ч |
|
|
|
обращался в минимум при условиях
Е
количество судов г'-го типа, базирующихся на /-й район, пред ставляет не отрицательное число
X(j > 0(г = 1,2 . . . т, j = 1,2 . . . п).
Это означает, что количество судов г-го типа по всем районам должно быть равно запланированному
т п
Е Е <№>*•
«=1 ^
Такое условие выражает требование выполнения государст венного плана по объему добычи рыбы
т |
^iXij < dj (/= 1 ,2 . . .It). |
У] |
|
1= |
1 |
Это условие означает, что количество судов, базирующихся на /-й район, лимитируется пропускной способностью судо-
186
ремонтных предприятий, которая задана в условных единицах
т
2 4ix a < bi (/=1.2. . . л ) .
1 = 1
Последнее условие означает, что базирование судов i-го типа на /-й район строго ограничено пропускной способностью рыб ных портов.
Задача решается следующим образом. Принимая во внима ние условие о том, что суда будут базироваться на тот район, где будут минимальные затраты, рассчитаем условно-опти мальный план. Чтобы этот план отвечал всем поставленным ограничениям, необходимо при соблюдении правила минималь ного прироста затрат довести его до оптимального.
Предположим, что в условно-оптимальном плане не выпол няется ограничение по мощности судоремонтных предприятий. Тогда для приведения в соответствие мощностей по судоремонту и численности базирующегося флота необходимо часть судов из района с наименьшими затратами труда передать в другой, где имеются резервы по судоремонту (целесообразнее в ряде слу чаев увеличить мощности по судоремонту). Также следует по ступить при учете ограничений по пропускной способности рыб ных портов. Процесс решения ряда вариантов продолжается до тех пор, пока все ограничения не будут выполнены.
Задачи определения рациональных маршрутов работы каж дого судна в данном районе промысла при получении макси мальных уловов решаются следующим образом. Предположим, нам известны районы промысла. Их производительность и видо вой состав уловов по месяцам. Продолжительность переходов из порта до районов промысла и обратно можно определить, зная нахождение районов и скорость хода промысловых судов; известен также период нахождения судов на промысле, коли чество судов, которые могут одновременно работать в каждом районе. Имеются данные по количественному составу флотилии, периодичности ремонта и его продолжительности. Необходимо определить графики работы судов и их маршруты, при которых общий улов по флотилии в установленном ассортименте был бы наибольшим.
Перейдем к построению экономико-математической модели текущего планирования расстановки добывающего флота по районам рыболовства Мирового океана. Введем обозначения:
1 = 1 , 2 . |
. |
. т— номер типа судна; |
|
||
/ = |
1,2 . |
. |
. п — номер вида рыбы (морепродукта); |
||
А = |
1,2. |
. |
. р — |
номер района промысла; |
на различных объектах про |
1 = |
1,2 . |
. |
. г — |
номер вариантов работы судна |
|
* = 1, 2, . |
. |
.5 — |
мысла; |
2 — «Запрыба», 3 — «Сев- |
|
номер главка (1— -«Дальрыба», |
|||||
|
|
|
|
рыба», 4 — «Азчеррыба», 5 — «Каспрыба»). |
187
У с л о в н о е о б о зн ач е н и е |
Н аи м ен о ван и е п а р а м е т р а |
|
п а р а м е т р а |
||
|
Q f t , |
|
ц/сутки |
|
Qi*. ц/сутки |
|||
4 |
|
, и |
|
b f |
|
, |
сутки |
lft |
, |
|
сутки |
Xft |
, |
единицы |
|
N slt |
|
единицы |
|
ds/ |
, |
d f ц |
|
А ? , Д |
|||
N f |
, |
|
единицы |
Х ц |
|
, |
сутки |
Норма вылова рыбы и морепродуктов за сутки промысла 1-м типом судна s-ro главка в /С-м районе при 1-м вариан
те работы Норма вылова /-го вида рыбы (морепродуктов) за сутки
промысла г'-м типом судна s-ro главка в К -и районе при 1-м варианте работы.
Прогнозируемый годовой улов рыбы (морепродуктов) /-го вида в К - и районе промысла.
Продолжительность промыслового времени в рейсообороте при экспедиционной форме организации промысла 1-го типа судна s-ro главка в К,-м районе промысла.
Период промыслового времени, в течение которого 1-й тип судна s-ro главка может работать в k-м районе про мысла при 1-м варианте работы с учетом сезонности про-
мысла.
Переводные коэффициенты
Среднесписочное количество судов г'-го типа s-ro главка на планируемый период (год)
Соответственно верхний и нижний плановые показатели по вылову 1-го вида рыбы по s-му главку.
Максимальный объем добычи рыбы и морепродуктов су дами 1-го типа s-ro главка за планируемый период.
Максимальное число судов 1-го типа s-ro главка, кото рое целесообразно направить в течение планируемого периода в К -й район промысла
Расчетное количество суток на промысле в течение пла нируемого периода судов 1-го типа s-ro главка в /С-м рай оне при 1-м варианте работы
При указанных обозначениях задача текущего планирования размещения добывающего флота по районам промысла может быть сведена к общей задаче линейного программирования
т п р т с
1 = S 2 |
2 2 X ditks x i(ks max- |
1 = 1 / = 1 |
к=1 1 = 1 s — 1 |
При ограничениях по использованию рыбопромыслового флота
%р
Xitks< bf NSi (*' = 1 , 2 . . . т , s = 1 , 2 , 3).
г= 1к~ 1
При ограничениях по прогнозам уловов
с |
т |
т |
s — 1 |
Г = 1 |
1 = 1 |
При ограничениях, учитывающих сезонность промысла |
||
X f 1 < i f tN\ (/ = 1, 2 . . , m , s |
= 1 , 2 , 3 , n = l , 2 . . . p, 1=1, 2 . . . t .) |
188
При ограничениях, учитывающих плановые объемы добычи по видам рыб
т |
т |
р |
|
d) > S |
S |
S d £S |
t > d sj ( 4 = 1,2 . . . n, s = 1 , 2 , 3 ) . |
ftSl
При ограничениях по максимальному объему добычи рыбы и продуктов отдельными типами судов
рг
53 ditksX it ks < А \ (/ = 1 , 2 . . . m , s = 1, 2, 3).
При ограничениях по максимальному числу судов, работаю щих в отдельных районах промысла
ZXit < |
bf N f , |
X it ~ > 0 (для |
всех i, k, s, t). |
Рациональная организация работы добывающих судов на промыслах зависит от своевременного их обслуживания транс портно-рефрижераторным флотом.
При установлении экономически обоснованных соотношений между добывающим, транспортным и обрабатывающим флотом
можно |
использовать |
методы теории |
массового обслуживания. |
В этом |
случае роль |
обслуживающих |
линий выполняют суда |
транспортного и обрабатывающего флота, а входящий поток требований состоит из требований, поступающих от добываю щих судов или с мест промысла. Однако подобное моделирова ние возможно только в случае простейшего потока требований и показательного закона распределения времени обслуживания. Исследование потока требований различных промысловых ситуаций проведено в работе К. М. Руднева1. В ней показано, что в большинстве исследуемые потоки — простейшие. Исследо вание же времени обслуживания требований показало, что оно распределяется по показательному закону. Эти же результаты подтверждаются и рядом других исследований21.
Большое значение для повышения эффективности работы добывающего флота имеет оптимальное планирование размеще ния транспортно-обрабатывающего флота по районам промысла. Эта задача может быть решена методами линейного программи
рования3. Имеющиеся |
в |
настоящее |
время линейные |
модели |
||||||
1 Р у д н е в К. М. |
О возможности при, |
нения методов теории массово |
||||||||
го обслуживания |
в |
рыбной |
промышле |
ти. — «Труды |
АтлантНИРО»,. |
|||||
вып. 17, Калининград, 1967. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
2 Г н е д е н к о |
Б. |
В., |
З у б к о в |
М. Ь. |
б |
определении |
оптимального' |
|||
числа причалов,— |
«Морской |
сборник» |
№ 6, |
1964; |
П а д н я |
В. |
В. |
Влияние |
использования причала по времени на простой подвижного состава под гру
зовой операцией в ожидании ее.— «Речной транспорт» № 3, |
1960. |
3 Ж у р а в к о в В. О., З и н г е р И. С. Новые методы |
планирования |
и управления рыбной промышленностью. М., 1967. |
|
189
рассматриваемой задачи решаются симплекс-методом, который, как известно, сложен в реализации. Ниже предлагается алго ритм решений этой задачи методом динамического программи рования.
Рассмотрим для определенности задачу расстановки транс портного флота по районам промысла. Для решения задачи не обходимо знать величину продукции, которую требуется вывезти из районов промысла (на методах расчета этих величин мы не останавливаемся). Итак, в данном плановом промежутке вре мени требуется вывезти из района hi продукцию величиной Gь из района h2— продукцию величиной из района hj — продук цию величиной Gjj транспортными судами S i, S %... Si. Таким образом, целевой функцией задачи является максимум вывезен ной судами товарной продукции, а так как объем продукции, вывезенной всеми судами, равен сумме объемов продукции, вывезенной каждым судном в отдельности, то целевая функ ция— сепарабельна и указанную задачу можно решать методом динамического программирования, который имеет немаловажное преимущество вследствие простоты решения с помощью ма шины1.
Найдем сочетания транспортных судов друг с другом (одина ковые сочетания отбрасываем) и расположим их в порядке воз растания грузоподъемности
Si, S2 . . . , St-(S £S2), (Si, S3) . |
. . , (Si, S2 . . . S3) . . . |
• • •(S i, S2. . |
. S j_ i, St). |
Условимся называть два сочетания судов одинаковыми, если суммарная грузоподъемность и суммарное промысловое время судов первого сочетания равны суммарной грузоподъемности и суммарному промысловому времени судов второго сочетания. Табулируются значения провозоспособности Л ц найденных со четаний судов по районам промысла (табл. 22). Табулируются объемы продукции, которую могут вывезти транспортные суда во всех сочетаниях из районов промысла. Это можно сделать, сравнивая соответствующие провозоспособности и подлежащие вывозу объемы продукции, при этом если Л ^> П ц , то в таблицу заносится Пц, если G j^ n ^ , то в таблицу заносится Gj.
Таким образом, предварительные расчеты сделаны и можно переходить непосредственно к алгоритму динамического про граммирования. Процедуру вычисления поясним в общем виде на примере расстановки п*ти транспортных судов по трем рай
онам промысла. |
/i(S ,) — |
кция, |
соответствующая |
району |
Ы, |
|||
Обозначим: |
||||||||
fz(Si) — району |
Л2, |
/з(£ |
"-району |
h3, F it2( S i) — оптимальное |
||||
распределение, |
когда транспортные |
суда |
распределяются |
по |
||||
‘ Б е л я мал |
Р., |
Д р е й ф у с С. |
Прикладные |
задачи |
динамического |
|||
программирования. |
М., |
1965. |
|
|
|
|
|
|
390