Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

г'-го типа составляет Qa единиц. Заданы общие затраты на одно

судно г-го типа

при

базировании его на

/-й

район (Сц );

Хц — количество

судов

i-ro типа, базирующихся

на /-й район;

S — заданное количество судов

г-го типа, подлежащих перерас­

пределению между районами

базирования

(» = 1,

2,...т); К

государственный план по добыче рыбы; с?,-— количество судов, которое может быть отремонтировано при базировании на /-й район, %i — коэффициент перевода судов г'-го типа в условные единицы ремонта; bj — количество судов, которое может быть обработано в портах /-го района; ^- — коэффициент перевода судов /-го типа в условные единицы по пропускной способности

района.

Указанная задача сводится к решению математической за­ дачи следующего вида. Если заданы неотрицательные числа:

{<?;/}, (г = 1.2 .

.

. т,

/ =

1,2 .

. . л ) ,

( Q/} , (г = 1,2 .

.

. т,

/ =

1,2 .

.

. л),

где С ц — значение критерия оптимальности

г-го

типа судна при базиро­

вании на /-й район.

 

 

 

 

 

 

Требуется определить набор чисел (план)

 

{ Х ц } , ( / = 1 , 2 .

.

. т,

/ =

1,2.

.

. л )

таких, чтобы функционал вида

 

 

 

 

 

т

п

 

 

 

 

 

Е Е с ах ч

 

 

 

обращался в минимум при условиях

Е

количество судов г'-го типа, базирующихся на /-й район, пред­ ставляет не отрицательное число

X(j > 0(г = 1,2 . . . т, j = 1,2 . . . п).

Это означает, что количество судов г-го типа по всем районам должно быть равно запланированному

т п

Е Е <№>*•

«=1 ^

Такое условие выражает требование выполнения государст­ венного плана по объему добычи рыбы

т

^iXij < dj (/= 1 ,2 . . .It).

У]

1=

1

Это условие означает, что количество судов, базирующихся на /-й район, лимитируется пропускной способностью судо-

186


ремонтных предприятий, которая задана в условных единицах

т

2 4ix a < bi (/=1.2. . . л ) .

1 = 1

Последнее условие означает, что базирование судов i-го типа на /-й район строго ограничено пропускной способностью рыб­ ных портов.

Задача решается следующим образом. Принимая во внима­ ние условие о том, что суда будут базироваться на тот район, где будут минимальные затраты, рассчитаем условно-опти­ мальный план. Чтобы этот план отвечал всем поставленным ограничениям, необходимо при соблюдении правила минималь­ ного прироста затрат довести его до оптимального.

Предположим, что в условно-оптимальном плане не выпол­ няется ограничение по мощности судоремонтных предприятий. Тогда для приведения в соответствие мощностей по судоремонту и численности базирующегося флота необходимо часть судов из района с наименьшими затратами труда передать в другой, где имеются резервы по судоремонту (целесообразнее в ряде слу­ чаев увеличить мощности по судоремонту). Также следует по­ ступить при учете ограничений по пропускной способности рыб­ ных портов. Процесс решения ряда вариантов продолжается до тех пор, пока все ограничения не будут выполнены.

Задачи определения рациональных маршрутов работы каж­ дого судна в данном районе промысла при получении макси­ мальных уловов решаются следующим образом. Предположим, нам известны районы промысла. Их производительность и видо­ вой состав уловов по месяцам. Продолжительность переходов из порта до районов промысла и обратно можно определить, зная нахождение районов и скорость хода промысловых судов; известен также период нахождения судов на промысле, коли­ чество судов, которые могут одновременно работать в каждом районе. Имеются данные по количественному составу флотилии, периодичности ремонта и его продолжительности. Необходимо определить графики работы судов и их маршруты, при которых общий улов по флотилии в установленном ассортименте был бы наибольшим.

Перейдем к построению экономико-математической модели текущего планирования расстановки добывающего флота по районам рыболовства Мирового океана. Введем обозначения:

1 = 1 , 2 .

.

. т— номер типа судна;

 

/ =

1,2 .

.

. п — номер вида рыбы (морепродукта);

А =

1,2.

.

. р

номер района промысла;

на различных объектах про­

1 =

1,2 .

.

. г

номер вариантов работы судна

* = 1, 2, .

.

.5 —

мысла;

2 — «Запрыба», 3 — «Сев-

номер главка (1— -«Дальрыба»,

 

 

 

 

рыба», 4 — «Азчеррыба», 5 — «Каспрыба»).

187


У с л о в н о е о б о зн ач е н и е

Н аи м ен о ван и е п а р а м е т р а

п а р а м е т р а

 

Q f t ,

 

ц/сутки

Qi*. ц/сутки

4

 

, и

b f

 

,

сутки

lft

,

 

сутки

Xft

,

единицы

N slt

 

единицы

ds/

,

d f ц

А ? , Д

N f

,

 

единицы

Х ц

 

,

сутки

Норма вылова рыбы и морепродуктов за сутки промысла 1-м типом судна s-ro главка в /С-м районе при 1-м вариан­

те работы Норма вылова /-го вида рыбы (морепродуктов) за сутки

промысла г'-м типом судна s-ro главка в К районе при 1-м варианте работы.

Прогнозируемый годовой улов рыбы (морепродуктов) /-го вида в К - и районе промысла.

Продолжительность промыслового времени в рейсообороте при экспедиционной форме организации промысла 1-го типа судна s-ro главка в К,-м районе промысла.

Период промыслового времени, в течение которого 1-й тип судна s-ro главка может работать в k-м районе про­ мысла при 1-м варианте работы с учетом сезонности про-

мысла.

Переводные коэффициенты

Среднесписочное количество судов г'-го типа s-ro главка на планируемый период (год)

Соответственно верхний и нижний плановые показатели по вылову 1-го вида рыбы по s-му главку.

Максимальный объем добычи рыбы и морепродуктов су­ дами 1-го типа s-ro главка за планируемый период.

Максимальное число судов 1-го типа s-ro главка, кото­ рое целесообразно направить в течение планируемого периода в К -й район промысла

Расчетное количество суток на промысле в течение пла­ нируемого периода судов 1-го типа s-ro главка в /С-м рай­ оне при 1-м варианте работы

При указанных обозначениях задача текущего планирования размещения добывающего флота по районам промысла может быть сведена к общей задаче линейного программирования

т п р т с

1 = S 2

2 2 X ditks x i(ks max-

1 = 1 / = 1

к=1 1 = 1 s — 1

При ограничениях по использованию рыбопромыслового флота

%р

Xitks< bf NSi (*' = 1 , 2 . . . т , s = 1 , 2 , 3).

г= 1к~ 1

При ограничениях по прогнозам уловов

с

т

т

s — 1

Г = 1

1 = 1

При ограничениях, учитывающих сезонность промысла

X f 1 < i f tN\ (/ = 1, 2 . . , m , s

= 1 , 2 , 3 , n = l , 2 . . . p, 1=1, 2 . . . t .)

188


При ограничениях, учитывающих плановые объемы добычи по видам рыб

т

т

р

 

d) > S

S

S d £S

t > d sj ( 4 = 1,2 . . . n, s = 1 , 2 , 3 ) .

ftSl

При ограничениях по максимальному объему добычи рыбы и продуктов отдельными типами судов

рг

53 ditksX it ks < А \ (/ = 1 , 2 . . . m , s = 1, 2, 3).

При ограничениях по максимальному числу судов, работаю­ щих в отдельных районах промысла

ZXit <

bf N f ,

X it ~ > 0 (для

всех i, k, s, t).

Рациональная организация работы добывающих судов на промыслах зависит от своевременного их обслуживания транс­ портно-рефрижераторным флотом.

При установлении экономически обоснованных соотношений между добывающим, транспортным и обрабатывающим флотом

можно

использовать

методы теории

массового обслуживания.

В этом

случае роль

обслуживающих

линий выполняют суда

транспортного и обрабатывающего флота, а входящий поток требований состоит из требований, поступающих от добываю­ щих судов или с мест промысла. Однако подобное моделирова­ ние возможно только в случае простейшего потока требований и показательного закона распределения времени обслуживания. Исследование потока требований различных промысловых ситуаций проведено в работе К. М. Руднева1. В ней показано, что в большинстве исследуемые потоки — простейшие. Исследо­ вание же времени обслуживания требований показало, что оно распределяется по показательному закону. Эти же результаты подтверждаются и рядом других исследований21.

Большое значение для повышения эффективности работы добывающего флота имеет оптимальное планирование размеще­ ния транспортно-обрабатывающего флота по районам промысла. Эта задача может быть решена методами линейного программи­

рования3. Имеющиеся

в

настоящее

время линейные

модели

1 Р у д н е в К. М.

О возможности при,

нения методов теории массово­

го обслуживания

в

рыбной

промышле

ти. — «Труды

АтлантНИРО»,.

вып. 17, Калининград, 1967.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Г н е д е н к о

Б.

В.,

З у б к о в

М. Ь.

б

определении

оптимального'

числа причалов,—

«Морской

сборник»

№ 6,

1964;

П а д н я

В.

В.

Влияние

использования причала по времени на простой подвижного состава под гру­

зовой операцией в ожидании ее.— «Речной транспорт» № 3,

1960.

3 Ж у р а в к о в В. О., З и н г е р И. С. Новые методы

планирования

и управления рыбной промышленностью. М., 1967.

 

189


рассматриваемой задачи решаются симплекс-методом, который, как известно, сложен в реализации. Ниже предлагается алго­ ритм решений этой задачи методом динамического программи­ рования.

Рассмотрим для определенности задачу расстановки транс­ портного флота по районам промысла. Для решения задачи не­ обходимо знать величину продукции, которую требуется вывезти из районов промысла (на методах расчета этих величин мы не останавливаемся). Итак, в данном плановом промежутке вре­ мени требуется вывезти из района hi продукцию величиной Gь из района h2— продукцию величиной из района hj — продук­ цию величиной Gjj транспортными судами S i, S %... Si. Таким образом, целевой функцией задачи является максимум вывезен­ ной судами товарной продукции, а так как объем продукции, вывезенной всеми судами, равен сумме объемов продукции, вывезенной каждым судном в отдельности, то целевая функ­ ция— сепарабельна и указанную задачу можно решать методом динамического программирования, который имеет немаловажное преимущество вследствие простоты решения с помощью ма­ шины1.

Найдем сочетания транспортных судов друг с другом (одина­ ковые сочетания отбрасываем) и расположим их в порядке воз­ растания грузоподъемности

Si, S2 . . . , St-(S £S2), (Si, S3) .

. . , (Si, S2 . . . S3) . . .

• • •(S i, S2. .

. S j_ i, St).

Условимся называть два сочетания судов одинаковыми, если суммарная грузоподъемность и суммарное промысловое время судов первого сочетания равны суммарной грузоподъемности и суммарному промысловому времени судов второго сочетания. Табулируются значения провозоспособности Л ц найденных со­ четаний судов по районам промысла (табл. 22). Табулируются объемы продукции, которую могут вывезти транспортные суда во всех сочетаниях из районов промысла. Это можно сделать, сравнивая соответствующие провозоспособности и подлежащие вывозу объемы продукции, при этом если Л ^> П ц , то в таблицу заносится Пц, если G j^ n ^ , то в таблицу заносится Gj.

Таким образом, предварительные расчеты сделаны и можно переходить непосредственно к алгоритму динамического про­ граммирования. Процедуру вычисления поясним в общем виде на примере расстановки п*ти транспортных судов по трем рай­

онам промысла.

/i(S ,) —

кция,

соответствующая

району

Ы,

Обозначим:

fz(Si) — району

Л2,

/з(£

"-району

h3, F it2( S i) — оптимальное

распределение,

когда транспортные

суда

распределяются

по

‘ Б е л я мал

Р.,

Д р е й ф у с С.

Прикладные

задачи

динамического

программирования.

М.,

1965.

 

 

 

 

 

 

390